Федеральный закон о лесах

Добро пожаловать на сайт «Лесной кодекс РФ», который будет полезен, в первую очередь, студентам и аспирантам юридических вузов. Здесь вы найдёте полный текст действующей редакции кодекса со всеми изменениями на 2020 год и комментарии к статьям.

Размещенные в образовательных целях цитаты из комментариев, находящихся в свободном доступе в открытых источниках сети Интернет, могут быть удалены по просьбе автора.

Переход к любой статье кодекса осуществляется через оглавление на главной странице, навигационную цепочку или систему поиска.

Действующий Лесной кодекс России был принят в 2006 году. Он стал основным документом, регламентирующим так называемые лесные отношения лиц, находящихся в зоне российской юрисдикции. Под лесными понимаются отношения, которые складываются при с эксплуатации древесных и не древесных ресурсов, а так же охраны и воспроизводства лесов (ст. 3).

Лес и его ресурсы

Для того, чтобы понять как регулировать лесные отношения, необходимо, прежде всего, выяснить что представляет собой их объект. Кодекс определяет лес очень просто – это экосистема и ресурс (ст. 5). Этот двуединый подход является несомненным достоинством документа. Однако привести развёрнутое определение леса всё же стоило бы.

Проблема состоит в том, что любая хозяйственная деятельность в лесу обязательно влечёт за собой существенные и порой радикальные нарушения экологических систем. В результате лес как экосистема и ресурс прекращает своё существование. Чёткое и понятное определение, конечно, не предотвращает разрушений, но позволяет принять адекватные решения по величинам ущерба, характеру его возмещения в деньгах и натуре, необходимости перевода земель лесного фонда в другие категории.

В результате этой неопределённости суды вынуждены привлекать в качестве оснований для своих решений определения, содержащиеся в других документах. Например, Конституционный Суд РФ вынес постановление (№ 12-П от2.06.2015), в котором производится отсылка сразу к двум нормативным актам федерального значения. Поскольку Лесной кодекс считает лес экосистемой, суд основывает свое решение на том, что в ФЗ №7 содержится определение экосистемы как природного объекта. Это даёт основание считать лес природным объектом.

Такое обращение к другим нормативам помогает выйти из сложных ситуаций. Однако проблема точной терминологии значительно обширней, чем просто поиск оснований для определения ущерба. Дело в том, что в соответствии с положениями ст. 6 ЛК РФ, характер использования лесов зависит от того, на землях какой категории они располагаются.

Основной базой лесов России являются, конечно, земли лесного фонда. Следовательно, в Земельном кодексе и стоит искать определение лесов как части ландшафта. Статья 101 ЗК РФ определяет такие земли как территории, предназначенные для ведения лесного хозяйства.

При этом в данный момент лесная экосистема на таких территориях может быть разрушена полностью, что не является основанием перевода земель в другую категорию. Ведь при надлежащих мерах охраны или воспроизводства здесь успешно может протекать процесс восстановления лесной растительности.

Управление лесами

Лес – это комплексный ресурс, являющийся источником древесины, пищи и других востребованных в обществе компонентов экосистем, образованных деревьями, растущими сомкнутым пологом. Редколесье, то есть экосистемы, сформированные деревьями, растущими на большом расстоянии друг от друга, могут считаться или не считаться лесом. Всё зависит от точки зрения.

Если редколесья образовались на землях лесного фонда, то такая экосистема с точки зрения закона можно считаться лесом. При формировании таких сообществ на землях муниципалитетов, госзапаса, или сельхозиспользования эти древесные сообщества могут не посчитать лесом.

Управление – это совокупность действий по поддержанию оптимального состояния объекта. Соответственно, управление лесами заключается в системе действий, осуществляемых уполномоченными органами для того, чтобы при сочетании эксплуатации, охраны и восстановлении обеспечить постоянство существования лесных экосистем на данной территории.

Система управления

Этой теме посвящена Глава 10 ЛК РФ. Осуществляется управление с помощью:

  • планирования в целях обеспечения устойчивого развития территорий — ст. 85, 86;
  • регламента организации, занимающейся лесным хозяйством на конкретной территории (виды и масштабы пользования, меры по охране) – ст. 87;
  • проектирования освоения ресурса – ст. 88, 89;
  • инвентаризации — 90;
  • ведения лесного реестра – ст. 91;
  • регистрации прав на лесные участки – ст. 92.

Глава 9 распределяет обязанности в сфере управления лесами и регулирования их использования. Разделение этих полномочий осуществляется по принципу государственной иерархии.

Организации федерального уровня государственной власти осуществляют нормирование всех действий, необходимых для того, чтобы планировать и контролировать эксплуатацию, охрану и восстановление лесов страны.

На уровне субъектов федерации производится зонирование территорий, устанавливается величина оплаты за единицу объёма разрабатываемого лесного ресурса, определяется порядок заготовки не древесных ресурсов. На местном уровне определяется характер пользования конкретными участками, проводятся лесопожарные мероприятия, учитывается количество заготавливаемой древесины.

Эксплуатация

Этой важной и в то же время проблемной теме посвящена большая часть Лесного кодекса России. Из всех категорий пользования лесами больше всего внимания уделяется рубкам. И это понятно. Рубки не только самый распространённый способ эксплуатации лесных ресурсов, но и самый разрушительный. Они регулируются с помощью следующих мер.

  1. Определения допустимых объёмов и видов рубок.
  2. Выделения расчётной лесосеки после учёта и зонирования территорий.
  3. Формирования перечня видов деревьев, которые разрешено рубить. Отдельно существует перечень тех видов, которые запрещено уничтожать любым способом. К ним относятся не только виды, внесённые в Красную книгу.
  4. Учета и маркировки древесины. Маркировка обязательна для особо ценных видов деревьев. К ним относятся ясень, бук, дуб, сибирский или корейский кедр, если его рубка разрешена данным субъектом федерации.
  5. Разделения лесов на категории – эксплуатационные, защитные и резервные. Отдельной категорией считаются леса, расположенные в пределах особо охраняемых природных территорий, где хозяйственное использование ограничено или полностью запрещено.
  6. Деления рубок на категории. Рубки могут быть сплошными и выборочными. Это деление связано с определением нагрузки на данную территорию. Сплошные рубки допускаются там, где по прогнозам лес способен восстановиться даже при сильной хозяйственной нагрузке. Выборочный способ позволяет оставлять не разрушенные участки леса, которые способствуют лучшему и быстрому возобновлению экосистем.
  7. Разделения условий рубок в зависимости от категории лиц. Заготовка может осуществляться частными компаниями, государственными или муниципальными учреждениями, В зависимости от ситуации могут быть заключены договоры купли-продажи леса, аренды участков.

ЛК РФ предусматривает и другие способы эксплуатации лесов. К ним относятся, прежде всего, сбор пищевых дикоросов, живицы, лекарственных растений.

Сохранение и восстановление

Данной теме посвящены нормативы, содержащиеся в пяти главах (2.4, 3, 3.1, 3.2, 4). Под охраной подразумеваются действия по недопущению гибели лесов от пожаров, загрязнений и самовольных нерегулируемых рубок. Защита предполагает недопущение гибели деревьев от вредных для них организмов. Охрана – это меры по сохранению леса как экосистемы и ресурса. Защита направлена на сохранение леса как источника древесины, поскольку в экосистемах вредителей нет, здесь все организмы на своём месте.

Воспроизводство лесов – это действия по восстановлению лесной растительности там, где она полностью погибла или не способна восстановиться естественным образом (ст. 61). Производится это с помощью:

  • ухода;
  • сбора семян;
  • посадок деревьев.

При этом участкам, на которых проводится восстановление, присваивается статус земель, занятых лесами.

Таким образом, Лесной кодекс РФ представляет собой документ, посвящённый правовым основам эксплуатации, охраны и восстановления лесов как экосистем и источников древесных и не древесных ресурсов. Его особенностью является комплексный характер, предполагающий обеспечение постоянства процесса использования и восстановления одного из ключевых ресурсов и экологических объектов суши Российской Федерации.

Федеральный закон о лесах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *