Банкротство стратегических предприятий и организаций

Основные проблемы предупреждения банкротства стратегических предприятий и организаций1

С.Б. Пугинский

заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности

Сегодня одной из важных задач, стоящих перед государством в области развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Российской Федерации, является восстановление платежеспособности стратегических предприятий и организаций, а также реализация мер, направленных на предупреждение их банкротства.

Несмотря на значительно возросшие объемы государственного оборонного заказа и, соответственно, производства продукции военного назначения, в оборонной промышленности сохраняется сложное финансово-экономическое положение, обусловленное в том числе значительным размером задолженности предприятий и организаций ОПК по обязательным платежам, образовавшейся за прошедшие годы.

Так, согласно предоставленным Федеральной налоговой службой (ФНС России) данным мониторинга финансового состояния стратегических предприятий и организаций по состоянию на 1 апреля 2007 года из 549 проанализированных стратегических предприятий и организаций 127 имеют признаки банкротства. Общая сумма задолженности стратегических предприятий и организаций по обязательным платежам, учет которых осуществляется налоговыми органами, составила 34 781,467 миллиона рублей. Из них 13 948,363 миллиона рублей — задолженность по обязательным платежам, свыше 500 тысяч рублей -задолженность, просроченная на 6 месяцев и более.

Значительная часть неплатежеспособных организаций ОПК — федеральные государственные унитарные предприятия. Принятые на законодательном уровне меры, направленные на повышение эффективности работы унитарных предприятий, такие как исключение из перечня доходов бюджета доходов от сдачи предприятиями имущества в аренду, пока не дали ощутимого результата.

Решение вопроса восстановления платежеспособности стратегических предприятий и организаций, а также своевременное принятие мер, направленных на предупреждение их банкротства во многом обусловлено четкой и скоординированной работой всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Законодательство Российской Федерации о несостоятельности наделяет органы государственной власти значительным объемом полномочий в сфере предупреждения банкротства стратегических предприятий и организаций. В частности, статьей 191 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрен целый ряд мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, осуществляемых Правительством Российской Федерации, таких как:

• проведение учета и анализа финансового состояния;

• реорганизация стратегических предприятий и организаций;

1 По материалам доклада на Всероссийской конференции «Пять лет действия Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»: результаты и перспективы развития системы антикризисного управления, реструктуризации и финансового оздоровления должников», проходившей 30 октября 2007 года в Москве в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации.

• реструктуризация задолженности перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;

• досудебная санация стратегических предприятий и организаций и другие меры.

В целях обеспечения реализации указанных мер в период с 2005 по 2007 год Правительством Российской Федерации был принят ряд нормативных правовых актов, наиболее важными из которых являются следующие:

1) постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года № 792 «Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности», во исполнение которого приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 21 апреля 2006 года № 104 была утверждена Методика проведения ФНС России учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций, определяющая, помимо прочего, набор сведений, подлежащих предоставлению Федеральной налоговой службой федеральным органам исполнительной власти для проведения текущего анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности.

Действующую систему учета и анализа финансового состояния трудно назвать эффективной для принятия оперативных решений, поскольку она предусматривает предоставление сводной информации федеральным органом исполнительной власти лишь один раз в год.

Проведение учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности, безусловно, необходимо для рассмотрения вопроса об оказании мер государственной поддержки. Однако его нельзя рассматривать как полноценную меру по предупреждению банкротства, поскольку такая мера в большей степени имеет вспомогательный характер. Конечным результатом проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности является

лишь выявление из общего числа стратегических предприятий и организаций тех предприятий и организации, которые имеют неудовлетворительную структуру баланса и обладают признаками несостоятельности;

2) постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2006 года № 301 «О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса», согласно которому была образована Правительственная комиссия по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса.

Работа этого координационного органа в значительной степени обеспечивает надлежащее взаимодействие заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в рамках работы по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса, включенных в установленном порядке в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса и не являющихся стратегическими.

В целях оптимизации деятельности Правительственной комиссии в августе 2006 года были образованы две рабочие группы, в состав которых вошли представители различных федеральных органов.

Рабочая группа № 1 (при ФНС России) создана для проведения мониторинга финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса.

К сожалению, при выявлении неплатежеспособных организаций в рамках функционирования этой рабочей группы налоговым органом нередко не учитываются факты признания арбитражными судами части решений налоговых органов о принудительном взыскании задолженности по обязательным платежам. На лицевых счетах целого ряда предприятий учтен значительный размер задолженности, являющейся, по су-

ществу, безнадежной вследствие пропуска налоговым органом сроков принятия решений о принудительном взыскании обязательных платежей, установленных налоговым законодательством. Кроме того, на указанную задолженность продолжают начисляться финансовые санкции.

Необходимо принять подзаконный акт, регламентирующий порядок списания такого рода безнадежной задолженности.

Рабочая группа № 2 создана при Министерстве энергетики и промышленности Российской Федерации (Минпромэнерго России) для подготовки мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса и рассмотрения вопроса о целесообразности подачи уполномоченным органом в арбитражный суд заявлений о признании банкротом.

На заседаниях Рабочей группы № 2 было рассмотрено положение 144 организаций. В результате было принято решение о нецелесообразности подачи в арбитражный суд заявлений о признании должника банкротом в отношении 58 организаций — вследствие различных причин, в отношении 28 предприятий — из-за положительной динамики развития производства, улучшения показателей финансово-экономической деятельности, успешной реализации программ финансового оздоровления, а также по причине отсутствия просроченной задолженности.

Пяти предприятиям было предоставлено право на реструктуризацию задолженности перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами. Четыре организации были преобразованы в федеральные казенные предприятия. В отношении трех организациий было принято решение об инициировании процедуры банкротства в связи с фактической утратой ими статуса стратегических и отсутствием государственного оборонного заказа.

В отношении девяти предприятий Рабочая группа № 2 приняла решение об обращении в правоохранительные органы и Федеральную службу безопасности Российской Федерации о проведении проверки деятельности прежнего или действующего ру-

ководства. Цель — выявление признаков преднамеренного или фиктивного банкротства и (или) совершения сделок по продаже имущества с нарушением существующего законодательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В большинстве случаев указанная Правительственная комиссия принимает решение о нецелесообразности инициирования налоговым органом процедуры банкротства в отношении предприятий, имеющих значительный размер просроченной задолженности в бюджет. Нередко такое отношение государства к процедуре банкротства подвергается критике.

Сторонники более активного инициирования процедуры банкротства со стороны уполномоченного органа оперируют весьма разумными доводами: например, затягивание решения вопроса об инициировании процедуры банкротства государством нередко приводит к подаче соответствующего заявления руководителем должника, заявляющего «свою» саморегулируемую организацию. Действительно, наличие столь сложного порядка инициирования процедуры банкротства государством не корреспондируется с правом директора федерального государственного унитарного предприятия инициировать процедуру, лишь уведомив об этом собственника. Однако различия в подаче заявления должником и уполномоченным органом ограничиваются в выборе саморегулируемой организации и не касаются степени участия государства в ходе самих процедур банкротства.

Поскольку в ряде случаев действия руководителей предприятий направлены на намеренное выведение возглавляемых предприятий из-под контроля собственника, необходимо внести в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» изменения, касающиеся обязанности руководителя согласовывать подобное решение с собственником имущества предприятия. Также, по всей видимости, назрела необходимость пересмотреть минимальный размер требований, предоставляющих кредитору право обращаться с заявлением о признании стратегической организации банкротом, в сторону их увеличения.

Надо сказать, что само по себе отсутствие процедуры банкротства на неплатежеспособном предприятии не препятствует наступлению тяжелых последствий в виде отчуждения основных средств в ходе исполнительного производства по заниженным ценам, ведущего к потере стратегических производственных мощностей. Этим фактом оперируют сторонники активизации государства по подаче заявлений о признании стратегических организаций банкротами, и его сложно опровергнуть. В ряде стран процедура банкротства на практике является основным способом ухода должника от ликвидации собственного бизнеса посредством исполнительного производства с целью проведения реабилитационных процедур.

Необходимо подчеркнуть, что только в том случае, если законодательство о банкротстве предусматривает действенный арсенал средств по сохранению бизнеса стратегических организаций, а процессуальное законодательство обеспечивает в первую очередь проведение примирительных процедур должника с кредиторами, процедура банкротства может служить интересам кредиторов, должника и государства. Вдобавок ко всему необходимо предусмотреть процедуру выделения бюджетных средств в различных формах на следующие цели:

• выкуп необходимого государству имущества,

• исполнение обязательств перед кредиторами,

• оплата вновь размещаемых акций и т. д.

Однако предусмотренный российским законодательством комплекс мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций как в ходе процедур наблюдения и внешнего управления, так и до введения указанных процедур является недостаточным, а в ряде случаев не реализуемым на практике. Об этом свидетельствует, в частности, практика проведения процедур банкротства, в ходе большинства которых стратегическое предприятие либо лишается основных производственных мощностей, либо ликвидируется. При этом не соблюдаются интересы государства не только как собственника и заказчика продукции, но и как кредитора, посколь-

ку в ходе процедур банкротства требования налогового органа нередко удовлетворяются в ничтожно малой мере.

Коротко остановимся на некоторых из предусмотренных законодательством мер по восстановлению платежеспособности стратегических организаций.

Одной из таких мер является реорганизация стратегических предприятий и организаций, имеющих признаки банкротства, однако проведение этой процедуры не решает задачу восстановления платежеспособности таких предприятий. Имеющиеся у стратегического предприятия (организации) обязательства (в том числе обязательства перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами) в ходе его реорганизации не погашаются и переходят к вновь созданным юридическим лицам либо юридическому лицу (в случае преобразования).

В то же время реорганизация способствует оптимизации имущественного комплекса стратегического предприятия и в комплексе с иными мероприятиями может осуществляться в целях восстановления платежеспособности должника — стратегического предприятия (организации).

Законодательство Российской Федерации предусматривает различный порядок принятия решения о реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий в зависимости от формы реорганизации (выделение, слияние, присоединение, разделение). Во всех случаях подготовка предложений о реорганизации конкретного федерального государственного унитарного предприятия и согласование проекта соответствующего решения осуществляются целым рядом заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Однако сроки и порядок подготовки указанных предложений, а также сроки и порядок согласования проекта такого решения о реорганизации нормативно не определены.

Поскольку основную долю от общего объема кредиторской задолженности стратегических предприятий и организаций составляет задолженность по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и по страхо-

вым взносам перед государственными внебюджетными фондами, проведение ее реструктуризации является одним из важнейших инструментов восстановления платежеспособности стратегических предприятий и организаций. Однако, несмотря на очевидную эффективность проведения реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами в целях предупреждения банкротства стратегических предприятий и организаций, а также восстановления их платежеспособности, эта мера применяется недостаточно широко.

Так, за весь период действия утвержденного порядка проведения реструктуризации задолженности предприятий оборонно-промышленного комплекса — исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических предприятий и организаций, по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами решение о предоставлении права на такую реструктуризацию было принято лишь в отношении 33 (!) предприятий и организаций. При этом по состоянию на 1 июня 2007 года Федеральным агентством по промышленности выданы положительные заключения о целесообразности проведения реструктуризации в отношении 58 предприятий и организаций.

До настоящего времени государством фактически не осуществляется реализация таких мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, как содействие достижению соглашения стратегических предприятий и организаций с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления государственных гарантий, и проведение досудебной санации стратегических предприятий и организаций.

В феврале 2007 года Минпромэнерго России был подготовлен и утвержден проект совместного приказа Министерства энергетики и промышленности Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России), устанавливающего порядок оказания содействия достижению соглашения стратегических предприятий и организаций с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности. Однако до сих пор Минфином России не утвержден проект совместного приказа.

Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» предусмотрены бюджетные ассигнования в виде субсидий стратегическим предприятиям оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства в следующих размерах: 3,5 миллиарда рублей — в 2008 году, 4,5 — в 2009 и 4,5 миллиарда рублей — в 2010 году. Однако до настоящего времени механизм предоставления указанных денежных средств в рамках осуществления досудебной санации стратегических предприятий и организаций не разработан. Причина — отсутствие согласованной позиции Минпромэнерго России и Минфина России по этому вопросу.

Резюмируя сказанное, необходимо отметить, что в сложившейся ситуации на федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие реализацию единой государственной политики в области обороннопромышленного комплекса и других отраслей народного хозяйства, возложено решение первоочередной задачи — применение всех имеющихся мер по финансовому оздоровлению предприятий и максимальное содействие органам, отвечающим за нормативное регулирование в соответствующей области, в подготовке необходимых нормативных правовых актов.

действует Редакция от 02.07.2013 Подробная информация

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 02.07.2013 с изменениями, вступившими в силу 03.08.2013) «О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)»

5. Банкротство стратегических предприятий и организаций

Статья 190. Общие положения банкротства стратегических предприятий и организаций

1. Для целей настоящего Федерального закона под стратегическими предприятиями и организациями понимаются:

федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ)

организации оборонно — промышленного комплекса — производственные, научно — производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

2. Перечень стратегических предприятий и организаций, в том числе организаций оборонно-промышленного комплекса, к которым применяются предусмотренные настоящим параграфом правила, утверждается Правительством Российской Федерации и подлежит обязательному опубликованию.

3. Стратегические предприятие и организация считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

4. Для возбуждения производства по делу о банкротстве стратегических предприятия или организации принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем пятьсот тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

Статья 191. Меры по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций

В целях предупреждения банкротства стратегических предприятий и организаций Правительство Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: организует проведение учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности;

проводит реорганизацию стратегических предприятий и организаций;

осуществляет погашение образовавшейся в результате несвоевременной оплаты государственного оборонного заказа задолженности федерального бюджета перед стратегическими предприятиями и организациями, являющимися исполнителями работ по государственному оборонному заказу;

обеспечивает проведение реструктуризации задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) стратегических предприятий и организаций, являющихся исполнителями работ по государственному оборонному заказу, перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;

содействует достижению соглашения стратегических предприятий и организаций с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления государственных гарантий;

проводит досудебную санацию стратегических предприятий и организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

осуществляет иные направленные на предупреждение банкротства стратегических предприятий и организаций меры.

Статья 192. Лица, участвующие в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации

В числе лиц, предусмотренных статьей 34 настоящего Федерального закона, лицом, участвующим в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации, признается федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующие стратегические предприятие или организация.

Статья 193. Арбитражный управляющий в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации

Правительство Российской Федерации кроме требований к кандидатуре арбитражного управляющего, установленных статьями 20 и 20-2 настоящего Федерального закона, вправе установить перечень дополнительных требований, являющихся обязательными при утверждении арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 429-ФЗ)

Статья 194. Финансовое оздоровление стратегических предприятий и организаций

1. В случае, если первым собранием кредиторов не принято решение о введении в отношении стратегических предприятия или организации одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве, и не определена саморегулируемая организация, которая представляет кандидатуры арбитражных управляющих, удовлетворяющие определенным собранием кредиторов требованиям, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела о банкротстве стратегических предприятия или организации в пределах срока, установленного статьей 51 настоящего Федерального закона, и обязывает кредиторов к установленному арбитражным судом сроку принять соответствующие решения.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

При отсутствии возможности отложить рассмотрение дела в пределах срока, установленного статьей 51 настоящего Федерального закона, арбитражный суд:

выносит определение о введении в отношении стратегических предприятия или организации финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника (унитарного предприятия), уполномоченного государственного органа, федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой стратегические предприятие или организация осуществляет свою деятельность, а также иного третьего лица или третьих лиц при условии предоставления указанными лицами обеспечения исполнения обязательств должника, в том числе посредством предоставления государственных гарантий, в соответствии с графиком погашения задолженности. Размер предоставляемого обеспечения не может быть менее размера обязательств должника, отраженных в бухгалтерском балансе на последнюю отчетную дату до проведения первого собрания кредиторов. При этом утвержденный арбитражным судом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно равными долями в течение года с даты начала погашения требований кредиторов;

выносит определение о введении внешнего управления в отношении стратегических предприятия или организации при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, предусмотренных настоящей статьей, в случае, если в арбитражный суд представлено заключение федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегические предприятие или организация, о возможности восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;

при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления, предусмотренных настоящей статьей, принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

2. В случае, если первым собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или о признании должника — стратегических предприятия или организации банкротом и об открытии конкурсного производства, арбитражный суд может вынести определение о введении финансового оздоровления при условии представления ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника (унитарного предприятия), уполномоченного государственного органа, федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегические предприятие или организация, а также третьего лица или третьих лиц и предоставления указанными лицами обеспечения исполнения обязательств должника, в том числе посредством предоставления государственных гарантий, в соответствии с графиком погашения задолженности. Размер предоставляемого обеспечения не может быть менее размера обязательств должника, отраженных в бухгалтерском балансе на последнюю отчетную дату до даты проведения первого собрания кредиторов. При этом утвержденный арбитражным судом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц с даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно равными долями в течение года с даты начала погашения требований кредиторов.

Абзац второй — Утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 195-ФЗ)

Статья 195. Внешнее управление стратегическими предприятиями и организациями

1. Внешний управляющий обязан направить разработанный им план внешнего управления не менее чем за пятнадцать дней до даты его рассмотрения собранием кредиторов в федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегические предприятие или организация.

2. Указанный в пункте 1 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти направляет собранию кредиторов и в арбитражный суд заключение о плане внешнего управления, содержащее анализ результатов предусмотренных планом внешнего управления мер по восстановлению платежеспособности должника в ходе внешнего управления.

3. Федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегические предприятие или организация, вправе до даты утверждения собранием кредиторов плана внешнего управления в отношении стратегических предприятия или организации направить в арбитражный суд ходатайство о переходе к финансовому оздоровлению, если ранее финансовое оздоровление в отношении данного должника не применялось. К указанному ходатайству должен быть приложен график погашения задолженности, а также сведения об обеспечении исполнения обязательств должника, в том числе путем предоставления государственных гарантий, в соответствии с графиком погашения задолженности. Размер предоставляемого обеспечения не может быть менее размера обязательств должника, отраженных в бухгалтерском балансе на последнюю отчетную дату до проведения первого собрания кредиторов. При этом утвержденный арбитражным судом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц с даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно равными долями в течение года с даты начала погашения требований кредиторов.

В этом случае арбитражный суд может вынести определение о переходе к финансовому оздоровлению.

4. План внешнего управления в отношении стратегических предприятия или организации может предусматривать сделки, не относящиеся к хозяйственной деятельности должника, связанные с:

продажей предприятия;

отчуждением или обременением недвижимого имущества;

распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника, определенных на основании бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;

получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также учреждением доверительного управления имуществом должника;

отчуждением и приобретением акций, долей хозяйственных товариществ и обществ;

заключением договоров простого товарищества.

5. Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника, связанных с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

6. Внешний управляющий не вправе отчуждать отдельные виды имущества, имущественных и иных прав, которые входят в состав имущественного комплекса должника — стратегических предприятия или организации, предназначенного для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

7. Продажа предприятия должника, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, осуществляется путем проведения открытых торгов в форме конкурса, если настоящей статьей не установлено иное.

В случае, если в состав предприятия должника, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, входит имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному имуществу, продажа предприятия осуществляется только на закрытых торгах в форме конкурса.

При продаже предприятия или имущества должника, которые относятся к ограниченно оборотоспособному имуществу, на закрытых торгах в них участвуют только лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве указанное имущество.

Обязательными условиями конкурса являются обязательства покупателя:

обеспечить сохранение целевого назначения указанного имущественного комплекса и имущества мобилизационного назначения должника;

выполнять договоры должника, связанные с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

8. При продаже предприятия должника — стратегических предприятия или организации, предназначенных для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, Российская Федерация имеет право преимущественного приобретения этого предприятия.

В случае продажи на торгах предприятия должника — стратегической организации, не являющейся федеральным государственным унитарным предприятием, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, Российская Федерация вправе в течение месяца с даты подписания протокола об итогах торгов заключить договор купли-продажи, предусматривающий приобретение данного предприятия по цене, определенной по результатам торгов и указанной в протоколе об итогах торгов, на условиях, установленных для проведения конкурса.

В случае, если Российская Федерация в течение указанного срока не заключила договор купли-продажи, этот договор заключается с победителем торгов, установленным в протоколе об итогах торгов.

Победитель торгов обязан уплатить продажную цену предприятия, определенную на торгах в срок, который предусмотрен в сообщении о проведении торгов и не может превышать месяц с даты заключения договора купли-продажи.

К участию в торгах не допускаются конкурсные кредиторы и их аффилированные лица.

9. В случае продажи на торгах предприятия должника — стратегического предприятия, являющегося федеральным государственным унитарным предприятием, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, Российская Федерация в течение месяца с даты подписания протокола об итогах торгов вправе предоставить должнику денежные средства в размере, равном продажной цене данного предприятия, определенной по результатам проведения конкурса и указанной в протоколе об итогах торгов. Указанные средства должник обязан направить на погашение требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов.

В случае, если Российская Федерация в течение указанного срока не предоставила должнику в соответствии с настоящей статьей денежные средства, договор купли-продажи заключается с победителем торгов, установленным в протоколе об итогах торгов.

Победитель торгов обязан уплатить продажную цену предприятия, определенную на торгах, в срок, который предусмотрен в сообщении о проведении торгов и который не может превышать месяц с даты заключения договора купли-продажи.

При продаже предприятия должника — стратегических предприятия или организации, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, на торгах в форме конкурса федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность стратегические предприятие или организация, заключает с покупателем такого предприятия должника соглашение об исполнении условий конкурса. В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем соглашения об исполнении условий конкурса эти соглашение и договор купли-продажи такого предприятия должника подлежат расторжению арбитражным судом по иску указанного федерального органа. В случае расторжения арбитражным судом указанных соглашения и договора купли-продажи такое предприятие должника подлежит передаче в федеральную собственность в порядке, установленном федеральным законом.

Статья 196. Конкурсное производство стратегических предприятий и организаций

1. Продажа предприятия должника — стратегических предприятия или организации осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 7 — 9 статьи 195 настоящего Федерального закона.

Продажа имущества, имущественных и иных прав, не входящих в имущественный комплекс должника, предназначенный для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, может осуществляться в порядке, предусмотренном статьей 111 настоящего Федерального закона.

2. При наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий обязан уведомить об этом собственника изъятого из оборота имущества.

Собственник изъятого из оборота имущества принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами в срок не позднее чем шесть месяцев с даты получения уведомления.

Банкротство стратегических предприятий и организаций

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *