Разрешение на использование земель

Содержание

Разрешение на использование земельного участка без предоставления в собственность или установления сервитута и нюансы его получения

Разрешение на использование земельного участка без предоставления такого участка в собственность или установления сервитута необходимо в тех случаях, когда гражданин или организация желает использовать почву законно. Тогда они обезопасят себя от административной или даже уголовной ответственности.

Основания для использования земли без предоставления участков и установления сервитута

Существует два способа передачи земли в собственность от государства

Законодательство РФ установило, что участок, находящийся в его собственности или собственности его отдельного субъекта, может быть передан для использования гражданином или организацией. Передача возможна двумя способами:

  1. Безвозмездно;
  2. На платной основе: по договору купли – продажи или арендному договору.

Факт внесения оплаты или ее отсутствия будет зависеть от субъекта получения земель, а также от той цели, в которой земля будет использована. Предоставление участков на безвозмездной основе может быть осуществлено исключительно в случаях, установленных Законом. Стоит также помнить, о необходимости сбора определенного пакета документов, с которым следует обратиться в гос. орган для получения соответствующего разрешения.

Разрешение на использование земель

Разрешение на пользование является документом, дающим право своему получателю на осуществление каких – либо действий на участке, который даже не смотря на произведенную передачу так и остается в собственности государства или муниципальных органов. Для получения такого документа необходимо четкое обоснование со стороны будущего пользователя для каких целей требуется участок.

Законодательством РФ установлен перечень допустимых действий:

  • Возведение вспомогательного или временного сооружения;
  • Хранение на участке материалов или техники, необходимых для осуществления строительных работ (период проведения работ);
  • Поведение геологических изучений недр (наличие лицензии на осуществление таких работ обязательно);
  • Проведение инженерных изысканий (срок до года).

Разрешения могут быть выданы бессрочно любому представителю малочисленного коренного народа Севера, Дальнего востока или Сибири. Единственное условие –отнесение указанных земель к месту традиционного или исторического проживания этих народов. Остальные случаи вводят ограничение по срокам, в период которых возможно законное использование земель. При этом, в течение всего периода можно поменять вид разрешенного землепользования.

Порядок получения разрешения на использование земель

Для того, чтобы получить разрешение, необходимо собрать определенный пакет документов и передать его в орган государственный власти. При этом, каждым регионом установлен свой орган, отвечающий за выдачу таких разрешений. Для экономии времени заявителя возможно воспользоваться иным способами подачи документов:

  1. Через МФЦ;
  2. Посредством почтового отправления;
  3. Посредством подачи заявки через электронную почту или сайт.

Список документов для получения разрешения

Для того, чтобы получить землю в пользование сначала необходимо написать заявление, которое должно содержать следующую информацию:

  1. ФИО, либо полное наименованием организации (если заявитель — юр. лицо);
  2. Адрес регистрации (как физического, так и юридического лица);
  3. Телефонный номер, доступный для связи;
  4. Цель использования будущего участка;
  5. Номер кадастровой регистрации, а также местонахождение участка с указанием точного адреса.

Форма написания заявления не имеет значения. Не обязательно использовать бланк, примут даже написанное от руки в произвольной форме. Кроме заявления потребуются следующие документы:

  • Оригиналы и копии документов, которые удостоверяют личность заявителя;
  • Доверенность (при условии подачи заявления через третьих лиц);
  • Схема границы желаемого участка;
  • Выписка из ЕГРП об участке или его кадастровый паспорт;
  • Лицензия (если планируется проведение геологических изучений).

Обязанности и права лиц, использующих земли на основании разрешения

Используемую землю следует использовать по ее прямому назначению

Главной обязанностью лица, использующего земельный участок, будет соблюдение договорных обязательств в части его сохранности и использования только по прямому назначению. При этом, если участок передан на арендных условиях, то своевременное внесение платежей тоже будет обязательным.

Нарушение каких-либо данных обязанностей может наступить административная или даже уголовная ответственность. Так, например, при нарушении или полном уничтожении плодородности почты землепользователю необходимо восстановить ее, а также привести к ее возможному дальнейшему использованию.

Права же таких пользователей установлены земельным законодательством. Согласно ЗК пользователь может рассчитывать на:

  1. Проведение изыскательских работ;
  2. Проведение капитального или текущего ремонта линейных двигателей, даже если такие находятся непосредственно под участком;
  3. Осуществление постройки сооружений временного или вспомогательного характера, если при достижении необходимых целей такие постройки будут разобраны;
  4. Осуществление действий по размещению строительных материалов;
  5. Проведение работ по изучению недр;
  6. Размещение нестационарных торговых точек и рекламных конструкций.
  7. Перечень дополнительных прав может содержаться в договоре по передаче земли

Возможные результаты рассмотрения заявления

После подачи заявки придется ждать ее рассмотрения в течение 25 дней. Предоставление услуги абсолютно бесплатно. Результат его рассмотрения в обязательном порядке должен быть доведен до заявителя в 3 дня. Результат рассмотрения может быть следующим:

  • Разрешение – появляются все права и обязанности землепользователя. В разрешении будет ссылка на необходимые статьи ЗК РФ, ответственность за их ненадлежащее исполнение и причины досрочного прекращения действия документа.
  • Отказ – в письменной форме с указанием статей ЗК РФ по которым вынесено такое решение. Такое решение возможно к обжалованию.

Что служит основанием для отказа

Важно помнить, что отказ должен быть мотивированным. Его основания установлены законодательством:

  • Наличие распаханного поля;
  • Несоответствие желаемых целей для использования участка его законодательно закрепленным (например, нельзя построить дом на пахотных землях);
  • Неправильное оформление документов, приложенных к заявлению;
  • Наличие у искомого участка своего хозяина;
  • Нарушение требований подачи заявления;
  • Неполный пакет документов.

Порядок обжалования отказа в получении разрешения

Досудебный порядок оспаривания отказа возможен только в том случае, когда основание не прописано в законодательстве РФ. Для этого будет достаточно подать жалобу в орган, вынесший такое решение. Ее также можно подать любым удобным способом: лично, посредством МФЦ или в электронном виде.

Во всех остальных случая оспаривание возможно только в судебном порядке. Для защиты своих прав в суде придется обратиться в районный суд с копией отказа и другими необходимыми документами. В период судебных слушаний придется доказать, что гос. орган отказал неправомерно.

Что такое условное разрешение на использование земельного участка и когда оно выдается?

Каждый вид земельного участка содержит свой перечень возможных с ним действий. При этом, если осуществляются основные виды пользования, то получение разрешения не обязательно. Но, в случаях с обязательным получением разрешения его пользование считается условным. К примеру, проведение изыскательских работ. К таким разрешениям будет относится и безвозмездное срочное пользование. Для получения данного условного разрешения придется обратиться к органам местного самоуправления.

Положительны решение бывает не всегда. Поскольку его вынесение не является обязанностью. Сам процесс будет осуществлен посредством публичного слушания – рассмотрения заявки. После таких слушаний будет направлена рекомендация в местное самоуправление. Законодательством установлены ограничения на способы использования участков. Благодаря рекомендации принятие решения о предоставлении земли полностью ложится на главу самоуправления.

Кроме того, некоторые разрешения необходимо получать только в специальных государственных органах. Им придется доказать тот факт, что способ использования не вредит почве и не противоречит законодательству.

Что такое виды разрешенного использования?

Земельным кодексом установлены всего семь категорий земель. От такого деления зависит способ пользования почвой, вот их основные группы:

  • Земля сельскохозяйственного назначения, предназначенная для животноводческих, овощеводческих, звероводческих хозяйств;
  • Земля населенного пункта, предназначенная для жилой застройки;
  • Земля транспортного сообщения, связей, промышленного или энергетического комплекса;
  • Земля особо охраняемых территорий и объектов;
  • Земля водного и лесного фондов.

Приватизация возможна только по первым четырем группам. Остальные группы могут принадлежать только государственным органам.

Понятие зонирования

Зонирование территории осуществляется на основании законодательно установленного вида земельного участка. Такой способ зонирования считается территориальным. Еще существует градостроительное. Оно специально разработано чтобы создать условия для развития территории. Правила землепользования и застройки в таком вопросе будут главным документом. В нем будет содержаться карта зонирования.

Градостроительное зонирование в отличии от территориального будет содержать план развития земли на длительный период ее использования. По результатам таких разбивок возникают различные зоны: от жилых до общественно – деловых.

Вид разрешенного использования земельного участка

Распределить землю по различным категориям вправе только государство. Основным законом в этом вопросе также будет выступать Земельный кодекс. Почва, имеющая статус федеральной, подлежит распределению только Правительством РФ. Муниципальная же земля распределяется исполнительными властями региона. При возникновении необходимости сменить категорию участка, который находится в частной собственности, задействован будет орган субъекта РФ.

Сам вид надела устанавливается одним из способов:

  • В период покупки, когда предыдущий хозяин уже определил его либо по соглашению с покупателем, если это не противоречит законодательству;
  • Если образовался новый участок при разделе предыдущего. Тогда вид его использования полностью наследуется;
  • При обращении в орган местного самоуправления с заявлением на изменение его статуса.

Ознакомление с видом разрешенного использования

Обязательно перед использованием земли следует изучить все нюансы в документах

Для того, чтобы обезопасить сделку и себя в дальнейшем при использовании земли следует заранее ознакомится с видом разрешенного использования. При этом, стоит помнить, что при юридически чистых сделках такая информация не скрывается и в полном объеме указывается в документах. Если все же возникают сомнения, то следует обратиться в Государственный кадастр за получением выписки или паспорта надела.

Пользование наделами, если у них имеется различное назначение

Бывают случаи, когда наделы имеют различное целевое назначение. При осуществлении поиска участка для себя следует сразу искать подходящий под определенные цели. Один и тот же вид разрешения может быть легитимным не в одной категории, а в нескольких сразу. Стоит только учесть некоторые нюансы, доступные к изучению перед сделкой.

Если будущий хозяин желает построить дома на приобретаемой земле, то ему следует приобрести землю населенного пункта или сельхоз назначения. Кроме того, для строительства дома не станут препятствием следующие виды:

  1. ИЖС (высота не должна превышать 3 этажа);
  2. Дачные постройки (такая земля дешевле, поскольку не предусматривает постоянного проживания);
  3. Подсобное или фермерское хозяйство.

Пример предоставления земельного участка

Старший поселения, являющийся представителем малочисленных народов Севера, написал обращение в местную администрацию с подачей заявления на предоставление его общине территории, которая в прошлые столетия принадлежала его предкам. В заявлении также было указано на необходимость членам его общины осуществлять охотничий промысел, а также продолжить развитие коренных традиций и сельского хозяйства.

По поданной заявке пришел официальный отказ. Поскольку часть запрашиваемой территории относилась к землям лесного фонда. Такой отказ был посчитан запрашиваемой стороной незаконным и была осуществлена подача жалобы руководителю отказавшего органа. Результата данное действие не принесло. Тогда был составлен иск в суд.

Судья, изучив материалы дела и законодательство в этом вопросе в удовлетворении отказал. Указав при этом в своем решении, что отказ произведен на основании наличия в заявке земель лесного фонда. Тогда истец изменил условия заявление и исключил из него спорные земли. Заявление было рассмотрено и имело положительное решение.

Рассмотренный вопрос очень актуален в последнее время из – за увеличения количества желающих воспользоваться земельными участками. Кроме того, такой способ получения земли может стать лишь этапом в регистрации его в собственность, что закреплено действующим законодательством.

Как оформить земельный участок в собственность смотрите на видео:

>Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (с изменениями на 26 апреля 2019 года)

Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 ноября 2014 года N 1244

Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности

(с изменениями на 26 апреля 2019 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 года N 1560 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.12.2018, N 0001201812190040);
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 года N 516 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.04.2019, N 0001201904300027).
____________________________________________________________________

В соответствии с пунктом 1 статьи 39_34 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2015 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 ноября 2014 года N 1244

(с изменениями на 26 апреля 2019 года)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее — разрешение), в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39_34 Земельного кодекса Российской Федерации.

2. Заявление о выдаче разрешения (далее — заявление) подается физическим или юридическим лицом (далее — заявитель) либо представителем заявителя в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее — уполномоченный орган).

3. В заявлении должны быть указаны:

а) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, — в случае, если заявление подается физическим лицом;

б) наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц — в случае, если заявление подается юридическим лицом;

в) фамилия, имя и (при наличии) отчество представителя заявителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия, — в случае, если заявление подается представителем заявителя;

г) почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя;

д) предполагаемые цели использования земель или земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 39_34 Земельного кодекса Российской Федерации;

е) кадастровый номер земельного участка — в случае, если планируется использование всего земельного участка или его части;

ж) срок использования земель или земельного участка (в пределах сроков, установленных пунктом 1 статьи 39_34 Земельного кодекса Российской Федерации);

з) информация о необходимости осуществления рубок деревьев, кустарников, расположенных в границах земельного участка, части земельного участка или земель из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в отношении которых подано заявление, — в случае такой необходимости.
(Подпункт дополнительно включен с 8 мая 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 года N 516)

4. К заявлению прилагаются:

а) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае, если заявление подается представителем заявителя;

б) схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории — в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости).
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 27 декабря 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 года N 1560.

5. К заявлению могут быть приложены:

а) выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 27 декабря 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 года N 1560.

б) подпункт утратил силу с 27 декабря 2018 года — постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 года N 1560;

в) копия лицензии, удостоверяющей право проведения работ по геологическому изучению недр;

г) иные документы, подтверждающие основания для использования земель или земельного участка в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39_34 Земельного кодекса Российской Федерации.

6. В случае если указанные в пункте 5 настоящих Правил документы не представлены заявителем, такие документы запрашиваются уполномоченным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

7. Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 25 дней со дня поступления заявления и в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов.

8. Решение о выдаче разрешения должно содержать:

а) указание об обязанности лиц, получивших разрешение, выполнить предусмотренные статьей 39_35 Земельного кодекса Российской Федерации требования в случае, если использование земель или земельных участков привело к порче или уничтожению плодородного слоя почвы в границах таких земель или земельных участков;

б) указание о предусмотренной статьей 39_34 Земельного кодекса Российской Федерации возможности досрочного прекращения действия разрешения со дня предоставления земельного участка физическому или юридическому лицу и сроки направления уполномоченным органом заявителю уведомления о предоставлении земельного участка таким лицам;

в) согласование осуществления рубок деревьев, кустарников, расположенных в границах земельного участка, части земельного участка или земель из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в отношении которых выдается разрешение, за исключением случаев, если запрет на рубку и (или) ограничение рубки установлены в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (при условии представления заявителем информации, указанной в подпункте «з» пункта 3 настоящих Правил).
(Подпункт дополнительно включен с 8 мая 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 года N 516)

9. Решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если:

а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 настоящих Правил;

б) в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39_34 Земельного кодекса Российской Федерации;

в) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.

10. В решении об отказе в выдаче разрешения должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 9 настоящих Правил.
В случае если заявление подано с нарушением требований, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящих Правил, в решении об отказе в выдаче разрешения должно быть указано, в чем состоит такое нарушение.

11. В течение 10 рабочих дней со дня выдачи разрешения уполномоченный орган направляет копию этого разрешения с приложением схемы границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного земельного надзора.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Размещение объектов без предоставления земли и установления сервитута

Размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Установка и эксплуатация рекламных конструкций на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе».

Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов установлены Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 года № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».

Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках без предоставления земельных участков и установления сервитутов включает:

  1. Подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
  2. Водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
  3. Линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
  4. Элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики).
  5. Линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
  6. Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
  7. Тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
  8. Геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки.
  9. Защитные сооружения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
  10. Объекты, предназначенные для обеспечения пользования недрами, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
  11. Линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
  12. Проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
  13. Пожарные водоемы и места сосредоточения средств пожаротушения.
  14. Пруды-испарители.
  15. Отдельно стоящие ветроэнергетические установки и солнечные батареи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
  16. Пункты охраны правопорядка и стационарные посты дорожно-патрульной службы, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
  17. Пункты весового контроля автомобилей, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
  18. Ограждающие устройства (ворота, калитки, шлагбаумы, в том числе автоматические, и декоративные ограждения (заборы), размещаемые на дворовых территориях многоквартирных жилых домов.
  19. Нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
  20. Лодочные станции, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
  21. Объекты, предназначенные для обеспечения безопасности людей на водных объектах, сооружения водно-спасательных станций и постов в береговой и прибрежной защитных полосах водных объектов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
  22. Пункты приема вторичного сырья, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
  23. Передвижные цирки, передвижные зоопарки и передвижные луна-парки.
  24. Сезонные аттракционы.
  25. Пункты проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, а также велопарковки.
  26. Спортивные и детские площадки.
  27. Площадки для дрессировки собак, площадки для выгула собак, а также голубятни.
  28. Платежные терминалы для оплаты услуг и штрафов.
  29. Общественные туалеты нестационарного типа.
  30. Зарядные станции (терминалы) для электротранспорта.

>Земельныйэксперт>Порядок использования земли без предоставления участков и установления сервитута 9315

Законодательно установлен ряд случаев, когда допускается использование земельных участков, состоящих в собственности государственных органов или муниципалитета без передачи их в собственность и без установки сервитута. Такая процедура проводится на основании ст. 39.33 ЗК РФ в следующих случаях:

  • при проведении инженерных изысканий;
  • при необходимости проведения ремонта линейного объекта;
  • при возведении временных или вспомогательных построек, складировании стройматериалов, техники для выполнения необходимых работ, при реконструкции линейных объектов различного назначения и принадлежности;
  • для проведения геологических исследований недр;
  • когда выполняются действия, направленные на развитие и сохранность традиций и промыслов коренных малочисленных народов государства по месту их жительства, кроме зон лесного фонда;
  • при размещении торговых точек нестационарного типа, рекламных конструкций, других построек, разновидности которых определяет Правительство РФ.

Разрешение на использование земель

Эксплуатация территорий, являющихся государственной собственностью или владением муниципалитета, производится согласно целям, обозначенным в разрешении, которое выдается полномочным ведомствам.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Разрешение на использование земельного участка без передачи в собственность представляет собой документ стандартного образца, составленный в письменном виде и подписанный должностным лицом полномочного ведомства.

В разрешении обязательно должны быть указаны такие данные, как:

  • кадастровый номер участка, если рассматривается эксплуатация всего надела или его части;
  • обязанности лиц, получивших разрешение;
  • указание возможности досрочного прекращения действия разрешения.

Документ предоставляет право гражданам на распоряжение территориями без передачи их в эксплуатацию, однако, вынесенный акт не является разрешительным документом для возведения на площади построек или выполнения реконструкции объекта.

Использование земельного участка без его предоставления начинается с получения разрешения, о чем было сказано выше. Описание процесса получения такого документа отражено в ст. 39.34 ЗК РФ и предполагает совершение следующих действий:

  1. Заинтересованное лицо обращается в распорядительное ведомство с заявлением о выдаче разрешения на пользование наделом без его предоставления (посмотреть и скачать можно здесь: ).
  2. Распорядитель участка проверяет поступившую заявку и пакет документов на предмет правильности заполнения и наличие законных оснований для оформления разрешения.
  3. Не позже месяца с момента поступления заявки выносится решение о предоставлении права использования земли или отказ в этом, с указанием причин.
  4. Акт выдается заявителю, а исполнительное ведомство обязано не позже 10 дней с момента выдачи разрешения, передать копию акта в федеральный исполнительный орган, осуществляющий государственный земельный надзор. Такие функции сейчас выполняет Росреестр.

Разрешение может иметь различный срок действия, который напрямую зависят от вида разрешенного использования:

  1. Для выполнения инженерных изысканий, ремонта линейных объектов — до года.
  2. Под возведение зданий определенного типа, хранение материалов и техники, а также реконструкцию линейных строений — на период выполнения указанных мероприятий.
  3. В целях геологического исследования недр — на период действия лицензионного соглашения.
  4. Для сохранения традиций и промыслов коренных народов — бессрочно.

Действие разрешения заканчивается в тот момент, когда участок будет передан в пользование гражданину или организации.

Список документов

Чтобы разрешение на пользование территориями, являющимися муниципальной или государственной собственностью было выдано, потребуется следующий пакет документов:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • реквизиты заявителя;
  • техническая информация об участке, в отношении которого требуется разрешительный акт, включая кадастровый номер и межевую схему;
  • заявление на выдачу разрешения;
  • бумаги, подтверждающие наличие оснований для выдачи документа, в частности: лицензия на недропользование, разрешение на инженерные изыскания, постановление о проведении работ по реконструкции или капитальному ремонту линейных объектов, документы на нестационарную торговую точку и ряд других, в зависимости от обстоятельств.

Бумаги предоставляются в виде копий и удостоверяются оригинальными экземплярами.

Обязанности лиц, использующих земли на основании разрешения

Иногда может возникнуть ситуация, при которой земли, разрешенные к эксплуатации, были испорчены или лишены плодородного слоя почвы. В этом случае, лица, которые получили разрешение на пользование земельными участками имеют перед собственником территорий некоторые обязанности:

  1. Привести землю в пригодное для дальнейшей эксплуатации состояние в соответствии с целевым назначением.
  2. Выполнить все необходимые действия по рекультивации наделов, включая обязательные агротехнические и оросительные процедуры.

Пример по порядку использования земли без предоставления участков и установления сервитута

Руководитель общины северного малочисленного народа обратился в администрацию своего поселения и подал заявку на пользование территорией, принадлежащей в прошлом его предкам. В заявке, мужчина указал, что данная площадь необходима членам их общины, чтобы заниматься охотничьим промыслом, развивать свои коренные традиции и заниматься хозяйствованием.

По его заявке был вынесен отказ, поскольку часть указанной территории была включена в категорию земель лесного фонда. Руководитель посчитал действия сотрудника администрации незаконными, и обратился к руководителю органа с жалобой, на что также получил официальный отказ.

Мужчина не остановился на этом и нанял юриста, с помощью которого было подготовлено и передано исковое заявление в суд. Через несколько недель судья вынес отрицательное решение по иску, сославшись на положения земельного кодекса об особо охраняемых территориях.

Заявитель был вынужден исключить из заявления земли лесного фонда, после чего оформил новое заявление. На этот раз администрация выдала разрешение на предоставление земель.

Заключение

В итоге можно сформулировать несколько выводов:

  1. Законодательством предусмотрено, что государственные и муниципальные земли могут использоваться гражданами и организациями без передачи их в собственность и без установки сервитута.
  2. Для такого действия потребуется наличие законных оснований и выполнение определенных требований, предъявляемых к процедуре оформления соответствующей документации.
  3. Официальным документом, дающим право пользования такими землями, является разрешение, которое выдается уполномоченным ведомством, в распоряжении которого состоит данный участок.
  4. Порядок выдачи разрешения предусматривает ряд этапов, в рамках которых выполняется обращение граждан в уполномоченный орган с заявлением и приложенными документами к нему.
  5. В том случае, когда участку нанесен ущерб или был уничтожен почвенный слой по вине пользователя, виновное лицо обязано выполнить необходимые восстановительные процедуры, включая рекультивацию, орошение и другие действия.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по порядку использования земли без предоставления участков и установления сервитута

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Михаил. Я являюсь инженером, и наша бригада получила задание произвести работы по изысканию на некоторых земельных площадях.

Чтобы все было оформлено законным образом я, как руководитель, обратился в местную администрацию с заявкой о предоставлении соответствующего разрешения, однако, через некоторое время получил отказ.

Причиной вынесения отрицательно решения стал якобы запрет, наложенный на данные участки местным органом самоуправления. Представить мне соответствующий документ сотрудник администрации отказался, зато предложил оформить участки во временное пользование или аренду.

Подскажите, правомерен ли данный отказ, и каким образом я могу получить разрешение, чтобы наконец-то заняться своими непосредственными обязанностями?

Ответ: Здравствуйте, Михаил. В статье 39.33 ЗК РФ описаны основания для выдачи разрешения на пользование площадью без предоставления ее в распоряжение заинтересованному лицу. Одним из таких оснований является передача наделов для проведения инженерных изысканий, то есть именно та процедура, которой намерены заняться вы.

Согласно этому положению, действия сотрудника муниципалитета абсолютно не правомерны. При том что вы совместно с заявлением подали все необходимые документы, подтверждающие ваше право на получение разрешения.

Сейчас от вас потребуется повторно обратиться в администрацию, предварительно собрав полный пакет документов и попытаться получить разрешение. Если ничего не получится, то вы имеете полное право обратиться в суд и оспорить вынесенное решение.

Список законов

Разрешение на использование земель

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *