94 44 10

В чем отличие действующего ныне 44-ФЗ от 94-ФЗ ранее регулировавшего сферу госзакупок? Сравнив их, мы увидим, в какую сторону развивается законодательство сферы госзакупок.

Изначально размещение заказов для государственных нужд определял закон 94-ФЗ. Он был предшественником знакомого всем закона о госзакупках 44-ФЗ. Он определял то, как осуществляется размещение заказов для государственных нужд, был основным документом. ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” вступил в действие лишь 1 января 2014 года.

Чем эти законы отличались друг от друга? Сравнив их, мы увидим, в какую сторону развивается законодательство сферы госзакупок.

Сперва сравним сферы применения. 94-ФЗ содержит 65 статей, которые регулировали следующий круг вопросов: размещение заказов для государственных нужд через проведение конкурсов, аукционов (и «бумажных”, и электронных), запросов котировок; закупка у единственного поставщика, порядок обжалования действий (или бездействия) заказчика, комиссии, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора ЭТП.

При этом 94-ФЗ регулирует лишь три вида взаимоотношений с поставщиками: поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Здесь начинаются первые отличия: 44-ФЗ регулирует сферу закупок значительно больше. В нем целых 114 статей, помимо этого закон предусматривает вариативность – благодаря положениям закона, отдельные вопросы в сфере госзакупок могут регулироваться как на уровне субъекта РФ, так и на муниципальном уровне.

Таким образом, закон 44-ФЗ и связанные с ним подзаконные акты регулируют порядок планирования, нормирования, и обоснования закупок, способы определения подрядчиков, закупки у единственного поставщика; мониторинг и аудит в сфере закупок; порядок исполнения и размещения заказов для государственных нужд и алгоритм проведения экспертизы результатов закупок; информационное обеспечение контрактной системы, контроль в сфере закупок и порядок обжалования действий или бездействия участников системы закупок со стороны заказчика, будь то контрактные управляющие, или должностные лица контрактной службы.

Также этот закон, в отличие от 44-ФЗ, нормирует закупки или аренду недвижимости. Именно на это указывает сама формулировка – «закупка для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

Существуют отличия и в принципах организации закупочных систем, действующих на основании 94 и 44-ФЗ. Можно сказать, что система закупок по 44-ФЗ отличается следующим: здесь существует акцент на профессионализм заказчиков, в частности, постулируется необходимость создания специальной контрактной службы, в чьем ведении проведение закупок.

Также в этом списке — стимулирование инноваций. Сейчас, спустя 4,5 года после начала действия 44-ФЗ, можно подтвердить, что этот принцип сполна реализуется – регулирование в этой сфере продолжает совершенствоваться, а технологическое развитие находится в числе приоритетов правительства России.

Также в числе основных принципов – усиление контроля над проведением закупок, увеличение их прозрачности. Этот принцип не был приоритетным во время действия 94-ФЗ, что приводило к росту коррупции, числа картельных сговоров, и общему снижению эффективности системы размещения заказов для государственных нужд.

В более старом законе говорится о необходимости размещения планов-графиков на сайте госзакупок, однако нет обязательств их придерживаться. В 44-ФЗ подобные обязательства прописаны намного подробнее: в частности, есть II глава закона, согласно которой заказчик должен составить и разместить в ЕИС план закупок на 3 года, и план-график на ближайший год. Если закупки нет в соответствующем плане – то её проводить нельзя.

При этом подлежит обоснованию Начальная максимальная цена контракта, с которой, собственно, и начинаются торги на понижение, проходящие за тендер. В законе отдельно оговорено, что приоритет определения НМЦК – за методом сравнительных рыночных цен, по которому заказчик делает ряд запросов коммерческих предложений от компаний, предоставляющих данный товар, работу или услугу на рынке, и вывести среднюю стоимость.

  • РусТендер
  • Статьи
  • Как заработать в системе Госзаказа (44 ФЗ и 223 ФЗ)
  • Заключение государственного контракта

В Российской Федерации правовой нормой, регулирующей закупки для государственных нужд, является Федеральный Закон №44. Заключение контракта по 44-ФЗ — результат аукциона, конкурса, запроса котировок или предложений.

Порядок заключения госконтракта 44-ФЗ

Для начала стоит определиться с понятием Государственного контракта — это договор, который заключается между заказчиком от имени государства или муниципалитета (в лице государственного или муниципального органа) и поставщиком услуг, товаров или работ.

Его предметом выступает оказание услуг, поставка товара или выполнение работ в целях обеспечения государственных нужд.

Согласно 44-ФЗ заказчиками имеют право выступать организации, соответствующие ряду правил:

  1. Если организация, проводит закупок в год больше, чем на 100 млн. руб., то в штате должна быть специальная контрактная служба. Данные специалисты отвечают за участие в торгах и составление извещений.

  2. Необходимо планировать закупочную деятельность. Планы составляются на три года и публикуются в открытом доступе в ЕИС.

Финансовая помощь в заключении государственного контракта

Без открытия р/с, без аванса, с оплатой на счет банка

Получить

Риски госзаказа

Также, есть ряд правил для электронного аукциона и подписания контракта по его итогам, которые вступили в силу с принятием ФЗ-44.

Это антидемпинговая политика, она заключается в подтверждении добросовестности поставщика, который в ходе торгов предложил цену ниже, чем на 25%. В этом случае поставщик обязан предоставить обеспечение исполнения договора в полтора раза превышающее установленное извещением и документацией заказчика, а в случае, если НМЦК не превышает 15 миллионов рублей, то добросовестность поставщика можно подтвердить не менее, чем тремя исполненными контрактами, один из которых должен быть по стоимости равен или более 20% от цены, которую предложил участник.

Процесс исполнения договора, также связан с рисками и, согласно закону, могут быть приняты санкции, как в отношении исполнителя, так и заказчика.

При заключении контракта важно учесть тот факт, что его цена устанавливается на весь срок изначально и в дальнейшем изменению не подлежит.

Основной объем госконтрактов заключается на уровне субъектов Российской Федерации, а основными заказчиками выступают органы госвласти.

Сроки заключения контракта по 44 ФЗ по аукциону

Срок подписания контракта по 44-ФЗ зависит от того, в какой именно форме проводилась закупка. Ниже, приведена таблица, в которой отмечены сроки подписания договора исполнителем. Стоит отметить, что заказчик всегда подписывает договор со своей стороны в последнюю очередь, после подрядчика.

Способы определения поставщика Когда заключается контракт
Открытый конкурс в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Конкурс с ограниченным участием в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Двухэтапный конкурс в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Закрытый конкурс в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Электронный аукцион Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Закрытый аукцион в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Запрос котировок в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 7 дней с даты размещения
Запрос предложений в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 7 дней с даты размещения

Исполнение государственного контракта

Одно из условий заключения контракта по 44-ФЗ по аукциону — это предоставление заказчику обеспечения исполнения.

Как правило, это 10-30% от НМЦК. В этой роли может выступать денежные средства в сумме, указанной в договоре, или наиболее распространенный вариант — банковская гарантия. Ее выгода состоит в том, что исполнителю не требуется изымать необходимую сумму денежных средств из оборота для доказательства своей благонадежности.

Для обеспечения контракта по 44-ФЗ принимается документ только тех банков, которые занесены в Реестр банков Минфина, имеющих лицензию на выпуск банковских гарантий.

Стоимость гарантии Вы можете рассчитать уже сейчас:

★ Онлайн калькулятор банковской гарантии

Идентификатор государственного контракта

Ст. 6.1 Федерального закона №275 «О государственном оборонном заказе» устанавливает, что каждому госконтракту должен присваиваться идентификатор.

Только после этого сведения о госконтракте включаются в реестр.

Идентификатор контракта представляет собой 25-значный код, каждый блок которого отображает определенную информацию:

  1. идентификационный код госзаказчика;
  2. способ определения поставщика, по результат которого был подписан контракт;
  3. дата начала и окончания действия контракта.
  4. непосредственно порядковый номер госконтракта, в соответствии с внутренней нумерацией каждого госзаказчика.

В соответствии с вышесказанным – ИГК является уникальным и не может быть присвоен другому контракту заказчика.

Идентификатор государственного контракта присваивается не только контрактам в сфере гособоронзаказа, но и в госзакупках других отраслей.

Порядок присвоения ИГК договорам, заключенным не в сфере ГОЗ подробно изложен в статье 5 части 2 415-ФЗ.

Идентификатор государственного контракта в счетах фактурах

С 1 июля 2017 года вступили в силу изменения ст. 169 Налогового Кодекса РФ.

НК РФ предписывает изменить список заполняемых полей в счетах-фактурах. Одним из нововведений формы стало поле, где необходимо указывать идентификатор госконтракта при его наличии.

Изменения коснулись и корректировочного счета-фактуры.

Образец формы счет-фактуры 2020

Можно сказать, что принимать участие в конкурсах и аукционах на право заключения и исполнения госконтракта очень ответственное и непростое дело. Чтобы подписание договора прошло без проблем, предлагаем вам воспользоваться услугами компании РусТендер. Наши специалисты не первый год работают с торгами по 44-ФЗ и помогут даже в самых сложных и спорных вопросах.

94 44 10

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *