Изменения в 93 ФЗ

На землях для садоводства в СНТ сегодня активно строят коттеджи для постоянного проживания, особенно это актуально для Подмосковья. Это связано со стремительным развитием экономики этого региона.

Но разрешено ли это с юридической точки зрения? Можно ли будет получить свидетельства на построенный объект? И какое назначение он получит: жилое или нежилое? Разберемся в данной статье.

Можно ли построить жилой дом в СНТ?

Что сегодня только на строят на землях СНТ! Это и коттеджи, и таунхаусы, и магазины и даже многоквартирные малоэтажные дома. Многие застройщики идут на такой риск сознательно, другие — хотят поскорее «урвать» и продать свою недвижимость, пока не пришла проверка.

Между тем, для каждого типа земли на территории РФ есть определенные ограничения для использования. Есть земельные участки, на которых категорически запрещены или ограничены постройки жилых объектов. К ним причисляют:

  • природоохранные и заповедные земли лесного и водного массива;
  • участки, принадлежащие оборонному ведомству;
  • запасной земельный фонд.

Как мы видим, в этом списке земель СНТ нет. То есть, строить на них жилье можно. Но тут возникает вопрос: какое жилье?

Жилые дома и жилые сооружения: в чем разница?

Дома, построенные на участках в СНТ — это, на данный момент, самый популярный формат загородного жилья в Подмосковье, да и в России в целом. Садовые некоммерческие товарищества являются, по сути, объединением большого количества владельцев участков на основании коллективной собственности.

В СНТ могут входить земли как сельскохозяйственного назначения, так и земли поселений, находящиеся в пределах населенного пункта.

Согласно закону, основное целевое назначение садовых участков – это выращивание и разведение сельскохозяйственных культур и возведение хозяйственных и прочих построек, помогающих выполнению основной цели.

Очевидно, что для выращивания овощей и фруктов будет достаточно построить небольшие домики, которые будут использоваться только в теплое время года. Проживание в них на постоянной основе станет невозможным, ввиду отсутствия отопления, канализации и других систем нормального жизнеобеспечения.

К чему все эти очевидные вещи? А вот к чему: согласно российским законам, к жилым домам для постоянного (круглогодичного проживания, ПМЖ) относят только капитальные строения, имеющие все коммуникации и системы жизнеобеспечения.

Большинство людей, желая купить земельный участок по выгодной цене, не обращают внимание на эти и другие тонкости. В дальнейшем, при регистрации прав собственности могут столкнутся с проблемами и разочарованием от покупки. Ведь, согласно закону, на землях СНТ разрешено строительство только жилого сооружения, а не жилого дома.

Понятно, что разделение между этими терминами довольно условно. Собственник на своем участке может построить, в принципе, любой объект: от сарая до коттеджа и назвать его домом, но закон все трактует по своему.

Так, что ответ на вопрос: Можно ли построить жилой дом в СНТ? будет таким — Да, можно, но такая постройка, по умолчанию, не будет считаться жилым домом, а будет считаться жилым или нежилым сооружением.

Как признать дом на землях СНТ жилым?

Постройка дома и признание его жилым возможны, как в случае отнесения участка в СНТ к сельхозугодиям, так и в случае его нахождения на земле поселений.

Если участок имеет категорию «Земли населенных пунктов» для того, чтобы узаконить строительство дома следует сначала выяснить, в какой зоне находится участок. Если СНТ находится в пределах жилой зоны, то можно идти с ходатайством об изменении статуса земли к местному начальству.

В случае утвердительного ответа строение можно быстро зарегистрировать и прописаться в нем, но только если дом отвечает всем требованиям благоустроенного жилища, а конкретно СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания».

Источник: АиФ

Проблема статуса нежилых помещений и строений

На практике, довольно часто встречаются зарегистрированные дома в СНТ со статусом нежилое строение или нежилое помещение, что доставляет владельцам массу проблем: от отсутствия почтового адреса до невозможности прописаться (а следовательно — пользоваться поликлиниками, школами и другими учреждениями по месту прописки).

Дом в СНТ со статусом нежилое помещение можно перевести в жилое на основании статьи 23 ЖК РФ. Для этого нужно обратиться в органы местного самоуправления и предоставить следующие документы:

  1. заявление о переводе помещения;
  2. правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или нотариально заверенные копии);
  3. план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если оно является жилым, технический паспорт такого помещения);
  4. поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
  5. подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого помещения).

Если на дом отсутствует технический план, следует обратиться в БТИ с заявлением об изготовлении техплана на жилой дом (жилое строение). И предоставить все необходимые для данной услуги документы.

Когда тех. план будет готов, следует подать заявление в МФЦ о внесении изменений в ГКН, в связи с уточнением характеристик жилого дома, предоставив технический план здания на бумажном и электронном носителе.

Дальше остается подождать 1-2 недели, после чего получить уже новые документы.

Однако перечень может быть и другим. Дело в том, что СНТ подразумевает собой коллективное владение, где каждому из собственников принадлежит определенная доля земельной собственности. Поэтому могут потребоваться еще бумаги. Поэтому рекомендуется изучить учредительную документацию садового товарищества.

С какими проблемами придется столкнуться при оформлении по Дачной амнистии?

Как правило, у владельцев участков в СНТ проблем и хлопот с регистрацией дома сегодня чуть ли не больше, чем с его строительством. Ведь, если верить Земельному Кодексу РФ, только земли населенных пунктов являются подходящим местом для постоянного проживания физических лиц. Строительство частного индивидуального жилья допустимо только на официально разрешенной для этого территории. Равно как и прописка.

В 2011 году Конституционный суд РФ постановил, что граждане могут оформить постоянную регистрацию не только на землях поселений, при выполнении следующих условий:

  • Собственник дома не владеет никакой другой жилой недвижимостью, где он мог бы зарегистрироваться;
  • Дом должен быть пригоден для круглогодичного проживания и иметь статус жилого строения.

С 2006 года в нашей стране утверждена «дачная амнистия» (упрощенная процедура оформления собственности на постройки, возведенные на дачном участке). Однако, по состоянию на 2019 год, в единый реестр внесено не более 35% построенных домов. Действие амнистии периодически продлевают, и в настоящее время окончание проекта перенесено до 2020 года.

Почему только 35% дачных домов было оформлено по амнистии? Эксперты отмечают несколько проблем:

  1. Необходимо получить разрешение на строительство (получается задним числом);
  2. Необходимо проводить межевание участка;
  3. Необходима схема построек на участке.

Так с 2018 года, согласно правил Градостроительного кодекса, все владельцы домов на участках в СНТ обязаны получать разрешение на строительство. Для этого нужно предоставить в местную администрацию пакет всех необходимых бумаг.

Вторая сложность, с которой столкнулись владельцы дачных земель — границы участков. Чтобы получить разрешение на дом нужна карта межевания участков с четко определенными (вплоть до мм) границами. У многих собственников они не установлены, либо спорные, что вызвало настоящую неразбериху и споры между соседями.

Помимо межевания, от владельца участка в СНТ потребуют точный план конкретного ЗУ со схемой планируемых построек. Начиная с 2019 года постройки без полученного документа не разрешается вводить в эксплуатацию, и они считаются самостроем.

Оформление полного пакета документов на строение — это довольно длительная и затратная процедура. Но она позволит защитить имущество и совершать с ним легитимные юридические действия (сдать, продать, передать по наследству и т. п.).

Нюансы постройки дома на земле для садоводства в СНТ

Как мы уже убедились, садовые дома для того, чтобы они были признаны жилыми, должны быть построены с соблюдением определенных требований как обязательных для всей страны, так и прописанных в уставе собственников СНТ.

Для получения жилого статуса здание должно соответствовать ряду условий:

  1. При строительстве дома необходимо строго выполнять правила, принятые на общем собрании собственников товарищества;
  2. Расстояние от дома до межи (границы, забора, ограждения) должно быть не менее 3-х метров;
  3. Соблюдение этажности строительства (не более 3-х уровней, включая цоколь или мансарду);
  4. Дом может занимать только 25% всей площади земли, так как участки выдаются для огородничества, выращивания ягод, растений и деревьев;
  5. Должны быть учтены нормы пожарной безопасности (расстояние между строениями, деревьями);
  6. Дом должен быть подключен к электричеству и иметь систему отопления;
  7. В постройке должна быть своя, выделенная комната для кухни.

Источник: МосБТИ

Требования СНиП

Размер дома напрямую зависит от площади земельного участка. При строительстве должны быть учтены требования СНиП, которые вводят минимальные расстояния до соседских участков:

  • 3 метра от соседнего жилого дома;
  • 1 м от построек вспомогательного назначения;
  • 4 м от сараев, конюшен и пристроек для размещения в них животных.

При нарушении указанных правил, соседи могут предъявить владельцу участка претензии. В случае обострения конфликтной ситуации, суд имеет право обязать собственника передвинуть или даже снести постройку за свой счет.

Также важно учитывать нормы пожарной безопасности. В частности, строго регламентируется расстояние между домами:

  • Если дом построен из слабовоспламеняющихся материалов (таких как кирпич, металл и др.) — то дистанция между объектами должна быть не менее 6 метров;
  • Постройки из дерева ставят на расстоянии не менее 15 метров;
  • В смешанных вариантах — не менее 10 метров.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Принят Государственной Думой 18 апреля 2019 года

Одобрен Советом Федерации 22 апреля 2019 года

Статья 1

1) часть 2 статьи 4 дополнить словами «, а также иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом»;

2) в статье 5:

а) часть 2 дополнить пунктом 31 следующего содержания:

«31) содержащая изображение или описание сексуального насилия;»;

б) пункт 1 части 3 после слов «психического насилия» дополнить словами «(за исключением сексуального насилия)»;

3) статью 11 дополнить частями 71 и 72 следующего содержания:

«71. Организатор зрелищного мероприятия (включая демонстрацию фильмов при кино- и видеообслуживании), посредством которого демонстрируется информационная продукция, содержащая информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, обязан не допускать на такое мероприятие лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. В целях выполнения указанной обязанности, а также в случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего реализацию входных билетов, приглашений и иных документов, предоставляющих право посещения зрелищного мероприятия (включая демонстрацию фильмов при кино- и видеообслуживании), посредством которого демонстрируется информационная продукция, содержащая информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, или лица, контролирующего проход на такое зрелищное мероприятие, сомнения в достижении лицом, желающим приобрести входной билет, получить приглашение или иной документ, предоставляющий право посещения зрелищного мероприятия, либо пройти на такое зрелищное мероприятие (далее — посетитель), совершеннолетия лицо, непосредственно осуществляющее реализацию входных билетов, приглашений и иных документов, предоставляющих право посещения зрелищного мероприятия, или лицо, контролирующее проход на такое зрелищное мероприятие, вправе потребовать у посетителя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого посетителя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

72. Порядок и условия присутствия (допуска) детей при проведении зрелищных мероприятий (включая демонстрацию фильмов при кино- и видеообслуживании) определяются локальным актом организатора зрелищного мероприятия с учетом положений частей 3, 5 и 71 настоящей статьи.»;

4) в статье 16:

а) в части 1 слова «запрещенной для детей,» заменить словами «содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, упаковка информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона (при ее наличии),»;

б) в части 2 слова «Информационная продукция, запрещенная для детей,» заменить словами «Информационная продукция, содержащая информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона,»;

в) в части 3 слова «Информационная продукция, запрещенная для детей,» заменить словами «Информационная продукция, содержащая информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона,», слова «или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций» исключить;

г) дополнить частями 4 — 9 следующего содержания:

«4. Информационная продукция, содержащая информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, не допускается к распространению на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией организации из числа организаций, указанных в части 3 настоящей статьи, если нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не установлено, что информационная продукция, содержащая информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, допускается к распространению на территориях конкретных населенных пунктов субъекта Российской Федерации на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией организации из числа организаций, указанных в части 3 настоящей статьи, но не менее чем пятьдесят метров от границ территорий указанных организаций. Такое решение орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает в том числе с учетом особенностей и плотности застройки в каждом конкретном населенном пункте субъекта Российской Федерации.

5. В целях информирования распространителей информационной продукции сведения о находящихся в границах муниципального образования организациях, указанных в части 3 настоящей статьи (с указанием их адреса, полного наименования, фирменного наименования (для коммерческих организаций), размещаются органом местного самоуправления на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а в случае отсутствия технической возможности разместить данные сведения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» данные сведения размещаются на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Порядок размещения сведений о находящихся в границах муниципального образования организациях, указанных в части 3 настоящей статьи, устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование.

6. Продажа, прокат, аренда, а также выдача из фондов общедоступных библиотек информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, не допускается. В случае возникновения у продавца или арендодателя, непосредственно осуществляющих продажу, сдачу в прокат или аренду информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, сомнения в достижении лицом, желающим приобрести, взять в прокат или аренду указанную продукцию, совершеннолетия продавец или арендодатель вправе потребовать у этого лица документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого лица. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

7. Продажа информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, с использованием автоматов не допускается.

8. Предоставление и размещение информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, и находящейся в фондах общедоступных библиотек, осуществляются общедоступными библиотеками в соответствии с правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры.

9. При размещении анонсов фильмов, содержащих информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, не допускается использование фрагментов указанных фильмов, содержащих информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, перед началом демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании, классифицированного по категории информационной продукции, указанной в пунктах 1 — 4 части 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.»;

5) статью 23 дополнить частью 3 следующего содержания:

«3. Положения части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона не распространяются на поступившую в фонды общедоступных библиотек до дня вступления в силу настоящего Федерального закона информационную продукцию.».

Статья 2

Пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 1994 года № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 1, ст. 2; 2009, № 52, ст. 6446; 2013, № 27, ст. 3477) после слов «законодательством Российской Федерации» дополнить словами «о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, законодательством Российской Федерации».

Статья 3

В части 102 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 12, ст. 1232; № 52, ст. 5497; 2007, № 16, ст. 1828; 2011, № 30, ст. 4566, 4600; 2013, № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4033; № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6981; 2016, № 27, ст. 4214; 2018, № 15, ст. 2032) слова «или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций» заменить словами «или на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территориями указанных организаций».

Статья 4

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением пункта 5 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Пункт 5 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Действие положений части 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» не распространяется на рекламу, содержащую информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в редакции настоящего Федерального закона).

4. Действие положений части 3 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2012 года.

Но в последнее время ситуация коренным образом меняется. Все чаще ветхие дома заменяют капитальные строения со всеми коммуникациями, и люди стремятся переехать подальше от городской суеты, поближе к природе. И тут возникает резонный вопрос – можно ли прописаться на даче и как это сделать?

Условия прописки

Согласно действующему закону прописка на дачном участке в 2018 году осуществляется в следующих случаях:

  1. При отсутствии какой-либо недвижимости, пригодной для проживания;
  2. Если дача относится к индивидуальному жилищному строительству (находится в черте города).

В любом случае необходимо будет доказать соответствие дома всем требованиям, предъявляемым к жилым помещениям:

  • Юридически правильно оформленные документы, которые подтверждают право собственности, назначение участка – садоводство и регистрацию в Росреестре;
  • Наличие всех коммуникаций и их соответствие санитарным нормам;
  • Экспертиза с заключением о возможности использования дома для круглогодичного проживания (с обследованием стен, фундамента, теплоизоляцией, влагозащитой, инсоляцией, замерами площади комнат);
  • Соответствующая необходимая для жизни инфраструктура.

Как осуществляется прописка

Прежде чем оформить регистрацию необходимо удостовериться в том, что дом находится на земле, строительство на которой разрешено и земля эта принадлежит собственнику дома. Если вышеуказанные требования соблюдены, то прописка на даче не доставит особых хлопот. Для начала необходимо подготовить соответствующие документы:

  1. Все документы на дом и участок;
  2. Паспорт;
  3. Заявление;
  4. Согласие собственника жилья на прописку.

Регистрацией на дачном участке занимается Миграционная служба, туда и следует обратиться. В случае отказа прописка может быть осуществлена только после обращения в суд.

Таким образом, если изначально при покупке и оформлении земли, строительстве дома все происходило в соответствии с принятыми законодательством нормами, то в дальнейшем проблем с регистрацией не возникнет, можно смело переезжать. Если вы хотите обменять квартиру или любую недвижимость на дачу, то необходимо очень внимательно отнестись к проверке документов, акта ввода в эксплуатацию, разрешительных документов, чтобы в дальнейшем спокойно проживать на своей собственной и комфортной даче.

24 июля официально опубликован Закон Украины от 17.06.2020 № 711-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно планирования использования земель» (проект № 2280). Среди ключевых изменений:

  • зонирование земель в пределах территорий ОТГ и разработка комплексных планов пространственного развития общин;

  • исчезновение «видов использования земельных участков» и появление «функционального назначения территорий»;

  • целевое назначение в пределах вида функционального назначения территории определяется владельцем земельного участка самостоятельно и не требует разработки проекта землеустройства;

  • гражданин, который хочет безвозмездно приватизировать земельный участок или получить в пользование земельные участки государственной или коммунальной собственности, в электронном виде через Публичную кадастровую карту подает заявку компетентному органу;

  • до 10 лет могут устанавливаться ограничения и обременения на использования земельных участков, необходимые для размещения объектов, и могут принудительно отчуждаться.

Изменение целевого назначения земельных участков будет согласовываться в случае:

— если земельный участок находится в пользовании на правах постоянного пользования, аренды, эмфитевзиса, суперфиция, в залоге — с землепользователем, залогодержателем (подпись которого на согласовании удостоверяется нотариально);

— если земельный участок относится к землям обороны — с Министерством обороны Украины или органом государственной власти, который осуществляет руководство военным формированием, к сфере управления которого относится воинская часть, учреждение, военно-учебное заведение, предприятие и организация, которая использует земли обороны на праве постоянного пользования;

— изменения целевого назначения земельных участков государственной и коммунальной собственности природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, историко-культурного, лесохозяйственного назначения, в результате которого земельные участки выводятся из состава таких категорий.

Градостроительная документация на местном уровне, утвержденная до вступления в силу данного Закона, сохраняет действие. С 1 января 2025 года внесения изменений в такую документацию допускается при условии приведения ее в соответствие с требованиями данного Закона.

Аграрная отрасль переживает времена турбулентности, потому сегодня крайне важно быть на шаг впереди внешних угроз. ЛІГА:ЗАКОН предлагает LIGA360 — комплекс информационно-аналитических продуктов для агробизнеса, который поможет объединить всех сотрудников в единой среде для командного управления рисками и принимать сильные решения для удерживания лидерских позиций. Будьте в курсе противоречивых законодательных изменений, активизации рейдерских атак, состояния контрагентов, партнеров, конкурентов и своего предприятия. Только в июне выбирайте LIGA360 для агробизнеса на самых выгодных условиях.

Изменения в 93 ФЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *