Психотропные препараты классификация

Психоактивные вещества – это опасно

Подробности Категория: Информация для родителей Опубликовано 30.12.2016 19:39 . Просмотров: 1950

Для родителей, которые хотят, чтобы ребенок был здоровым

и у ребенка было здоровое будущее!

1. Факторы риска приобщения к психоактивным веществам (ПАВ).

2. Реакции свойственные подростковому возрасту, которые при неблагоприятных обстоятельствах могут привести к употреблению ПАВ.

3. Типичные проблемы родителей.

4. Динамика злоупотребления психоактивными веществами в подростковом возрасте.

5. Что нужно знать о наркотиках в разных возрастных группах и формировании отношения к ним.

6. Некоторые мифы об алкоголе и наркотиках

7. Признаки употребления ПАВ

8. Что делать, если у вас возникли подозрения, что ваш ребенок употребляет ПАВ?

9. Куда можно обратиться за консультацией, помощью, советом.

10. Общаться со своим подростком. Как?

1. Факторы риска приобщения к психоактивным веществам (ПАВ)

1. Биологические факторы: алкоголизм у родственников ближайшей степени родства, аномалии характера у ближайших родственников, перенесенные вредности в период беременности и в раннем младенческом возрасте.

2. Демографические факторы: подростковый или юношеский возраст, мужской пол, район проживания и высокая плотность населения.

3. Социальные факторы: одобрение употребления ПАВ семьей и сверстниками, наличие семьи или группы сверстников как модели потребления ПАВ, отсутствие близости с родителями, несоблюдение родителями социальных норм жизни, отсутствие совместной деятельности родителей и ребенка, слабый родительский контроль и низкая дисциплина в семье в целом, искаженные методы воспитания (гиперопека, гипоопека. жесткость, неконгруэнтность), большее влияние сверстников, чем родителей; отсутствие ожидания родителями успехов подростка, высокая включенность подростка в общение с группой сверстников. Доступность ПАВ, принуждение к употреблению ПАВ.

4. Психологические факторы:

А.Личностные: повышенная независимость, поиск новых впечатлений, импульсивность, неуравновешенность, внутренняя напряженность, стремление к самоутверждению, расторможенность влечений, пониженная ценность

достижений, ожидания успехов, религиозность, конформизм, низкий уровень интересов, самооценки, внутреннего контроля (преобладание внешнего локуса контроля).

Б.Поведенческие: делинквентность, ранняя сексуальная активность, низкие достижения в учебе, отсутствие альтернативных потреблению ПАВ видов деятельности.

2. Это нужно помнить! Реакции, свойственные подростковому возрасту, которые при неблагоприятных обстоятельствах могут привести к употреблению ПАВ.

Подростковые реакции:

1. Эмансипация – ускорение взросления, тяга к взрослым занятиям;

2. Хобби. При отсутствии интересов и наличия не занятого времени может возникнуть интерес к различным ПАВ;

3. Группирования;

4. Оппозиции — оппозиция девиантным родителям – антисценарий – шокирующее поведение с бравадой – поиск наркотиков;

5. Имитация – выбор примера, кумира, которому подросток пытается соответствовать;

6. Компенсации – возмещение недоразвитых или отсутствующих качеств;

7.Сексуальные.

3. Типичные проблемы родителей.

” Стремление выполнить большинство задач за ребенка с детства и требование самостоятельности в подростковом возрасте;

” Страх передачи ответственности подростку, желание контролировать каждый его шаг;

” Нарушение границ между «Я — Другой»;

” Требование уважения к себе и отказ в этом подростку;

” Неумение играть, отсутствие эмоциональности, запрет на выражение ряда положительных и отрицательных эмоций;

” Собственный эталон «взрослого поведения», навязываемый подростку;

” Проекция на ребенка собственных не желаемых качеств;

” Страх неизвестного;

” Незнание основных прав личности, способствующих уверенности в себе;

” Подкрепление агрессивного или пассивного поведения у подростка;

” Стремление реализовать на подростке собственные не достигнутые цели;

” Отсутствие системы правил в семье, приводящие к полной дезориентировки в выборе жизненного пути;

” Создание чувства вины за якобы принесенные жертвы подростку;

” Стереотипное общение с подростком по типу «родитель — ребенок» с частыми фразеологизмами типа «должен», «почему», вызывающими протестные реакции подростка.

4. Динамика злоупотребления психоактивными веществами в подростковом возрасте.

Этап первых проб.

Как правило, отмечается длительный период социальной дезадаптации ребенка (дома и в школе). Употребление ПАВ обычно начинается с курения гашиша в группе подростков и целиком относится к поведенческим нарушениям. Характерно наличие множественности мотивов, нет избирательности, ритмичности приема. Преобладает любопытство, интерес к экспериментированию. Если в силу неблагоприятных условий личностного развития у подростка сформировалась потребность в изменении своего психического состояния, у него возникает желание снова и снова употреблять наркотические вещества. Он активно ищет случая попробовать новые психотропные вещества, чтобы испытать новые необычные ощущения.

Поисковый полинаркотизм.

Это наиболее распространенная форма употребления ПАВ в подростковом возрасте. Употребление обычно происходит в группе и тесно связано со стандартами группового поведения. Сначала это выступает как компонент приятного времяпрепровождения, подростки запоминают свои ощущения, сравнивают их и охотно делятся друг с другом. Формируется стандарт группового поведения, ситуационная (групповая) зависимость, психической зависимости пока еще нет. Для подростка не имеет значения, какое именно ПАВ он употребляет.

Фоновый полинаркотизм.

На этом этапе толерантность к предпочитаемому наркотику снижается или исчезают защитные рефлексы. Все ярче проявляется мотив изменения своего психического состояния с помощью предпочитаемого наркотика. Продолжительность этапа – от трех недель до полугода, а далее следует первая стадия наркомании.

5. Что нужно знать о наркотиках в разных возрастных группах и формировании отношения к ним.

10-12 лет. Интересует все, что связано с наркотиками – их действие, способы употребления. О последствиях злоупотребления если и слышали, то всерьез не воспринимают. Сами наркотики не употребляют (возможна токсикомания).

12-14 лет. Основной интерес вызывает возможность употребления «легких» наркотиков – марихуану за наркотик не признают. Пробовали наркотик не многие – из любопытства, знакомы с потребителями многие. Опасность употребления сильно недооценивается. Говорят о проблеме только между собой.

14-16 лет. По отношению к наркотикам формируется три группы:

1.»Употребляющие и сочувствующие» — интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении, с возможностью и продолжительностью употребления без наличия зависимости. Употребление считается признаком независимости. Среди членов этой группы много лидеров.

2. «Радикальные противники» — Сами никогда не будут и не дадут погибнуть другу. Многие из членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.

3. Группа, не определившая своего отношения к наркотикам. Значительная ее часть может начать употребление под влиянием друзей.

16-18 лет. Группы сохраняются. Но число неопределившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными. В группе «Употребляющих и сочувствующих» пожинают первые плоды, в связи с этим, наибольший интерес вызывают криминальные последствия употребления и скорость развития процессов, влияющих на здоровье.

6. Некоторые мифы об алкоголе и наркотиках.

МИФ: «Травка» – не наркотик, зависимости не вызывает»

На самом деле: содержит тетрагидроканнабинол – наркотическое вещество, вызывает заболевание – гашишинизм.

МИФ: «Травка» – все равно, что табак, покуришь – весело и без особых последствий».

На самом деле: веселье – только одна часть опьянения, остальное близко к состоянию психоза и это еще один шаг к новым наркотикам.

МИФ: «Если не колоться в вену, то зависимости не будет».

На самом деле: любой способ употребления вызывает зависимость.

МИФ: «Наркоманами становятся только слабовольные люди».

На самом деле: и у сильных и у слабых людей шансы стать наркоманами одинаковы! Примеров в современной истории достаточно!

МИФ: «Не переживайте, я брошу употреблять алкоголь/наркотики, как только захочу».

На самом деле: зависимость — это болезнь, которую очень сложно вылечить. Хотя желание здесь играет очень немаловажную роль.

Помните: наркоманов в прошедшем времени, как и алкоголиков НЕ БЫВАЕТ!!!

7. Признаки употребления ПАВ

Очевидные и вещественные признаки:

* Посторонние запахи от одежды, кожи изо рта: ацетона, клея, лекарств, табака, алкоголя, жженой травы или сена.

* Закопченные ложечки, пузырьки, жестяные банки, пачки лекарств, папиросы в сигаретных пачках, иглы, шприцы, жгуты, папиросная бумага, мелкие семена, белые или цветные порошки, ампулы, спичечные коробки с растительным порошком, маковое семя, бутылки с ацетоном, уксусной кислотой, тюбики клея, пятна клея на одежде и т.п.

* Следы от уколов, порезы, синяки на локтевых сгибах, шее, кистях, пятна крови на одежде;

Физиологические признаки:

Бледность или покраснение кожи, покраснение глаз, темные круги под глазами, расширенные или суженые зрачки, сухие потрескавшиеся губы, капли пота на лбу, водянистые, мутные или лихорадочно блестящие глаза. Кариес зубов, серо-зеленый налет на пальцах рук, заметное исхудание, сухость и ломкость ногтей и волос, постоянная «заложенность» носа, «шмыганье» носом

Поведенческие признаки:

1. Острые. Быстрая сбивчивая или замедленная речь, мечтательное, сонное или возбужденное выражение лица, ускоренная выразительная или замедленная и вялая жестикуляция, необычная вялость, разговорчивость, смешливость или агрессивность, раздражительность, подавленность или слезливость, тоскливость, нарушение координации движений, походки, дрожание пальцев рук, невнятное произношение, нарушение памяти.

2. Хронические. Повышенная или сниженная работоспособность, нарастающее безразличие, ухудшение памяти, внимания, уходы из дома, прогулы в школе по непонятным причинам, трудности в сосредоточении, бессонница, повышенная утомляемость, частая и резкая смена настроения, избегание общения с близкими, снижение успеваемости, потеря аппетита или повышенный аппетит, просьба дать денег, пропажа ценностей из дома, частые телефонные звонки и разговоры в уединении, уход от участия в прежних делах, лживость, уход от ответов на прямые вопросы, изворотливость, неопрятность внешнего вида, постоянное прослушивание специфической музыки, проведение времени в неизвестных или асоциальных компаниях.

8. Что делать, если у вас возникли подозрения, что ваш ребенок употребляет ПАВ?

” Не впадайте в панику;

” Понаблюдайте внимательно за ребенком, не демонстрируя чрезмерного подозрения;

” Обсудите с ребенком свои подозрения, не пытаясь кричать на него или обвинять в чем-либо;

” Не читайте мораль, ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте;

” Поддержите вашего ребенка, проявив внимание и заботу;

” Объясните всю опасность пути, на который он встал;

” Не верьте его уверениям, что он может справиться с этим без посторонней помощи;

” Попытайтесь уговорить его обратиться к специалисту. Можно так же обратиться за консультацией в молодежную социально-психологическую службу АНОНИМНО и БЕСПЛАТНО!!!

” Можно использовать экспресс-тестирование с помощью тест-полосок. Тест — полоски продаются в аптеках города. Так же можно получить тест-полоски БЕСПЛАТНО, обратившись в Молодежную социально-психологическую службу по адресу г. Пенза,

ул. Московская,105. тел. 56-00-62 с 16.00 до 20.00 ежедневно.

9. Общаться со своим подростком. Как?

(Памятка для родителей).

” Любите своего ребёнка вне зависимости от его качеств и особенностей.

” Спросите у ребенка совета. Попросите Вас чему-нибудь научить.

” Поинтересуйтесь планами ребёнка и старайтесь учитывать их в собственном планировании.

” Находите время для открытого, безраздельного общения с ребёнком.

” Стучитесь к ребёнку в комнату, спрашивайте разрешения взять его вещь.

” В общении чаще используйте зрительный и физический контакт.

” Одобряйте ребёнка вообще, как личность. Возможна только безоценочная критика поведения, поступков, а не личности ребёнка.

” Контролируйте свои эмоции.

Приводимая в табл. 7 классификация психотропных средств основана на их химической структуре и включает препараты, соответствующие потребностям клинической практики медицинских учреждений.

Как видно из табл. 7, психотропные средства разделяют на 6 классов:

• антипсихотики (нейролептики);

• анксиолитики (транквилизаторы);

• антидепрессанты (тимоаналептики);

• ноотропы и вещества с ноотропным компонентом действия;

• стимуляторы;

• нормотимики (средства для лечения биполярного расстройства).

Таблица 7. Классификация психофармакологических препаратов

Химическая группа

Наименование

Класс: Антипсихотики (нейролептики)

Фенотиазины

Хлорпромазин (аминазин), промазин (пропазин), тиопроперазин (мажептил), трифлуоперазин (стела-зин, трифтазин) тиоридазин (меллерил, сонапакс), пеофеназин (этаперазин)

Ксантены и тиоксантены

Хлорпротиксен (труксал), клопентиксол (клопиксол), флупентиксол (флюанксол)

Бутирофеноны

Галоперидол, трифлуоперидол (триседил, триперидол), дроперидол

Пиперидиновые производные

Флюшпирилен (имап), пимозид (орап)

Бициклические производные

Рисперидон (риспердал, рисполепт), ритансерин

Атипичные трициклические производные

Клозапин (лепонекс, азалептин), оланзапин (зипрекса), кветиапин, (сероквель)

Производные бензамидов

Сульпирид (эглонил), амисульпирид, сультоприд, тиаприд (тиапридал)

Класс: Анксиолитики (транквилизаторы)

Производные бензодиазепина

Диазепам (валиум, седуксен, реланиум), хлордиазепоксид (либриум, элениум), бромазепам (лексотан), клоназепам (ривотрил), клобазам (фризиум), нитразепам (радедорм, эуноктин), лоразепам (ативан), феназепам

Триазолобензодиазепины

Алпразолам (ксанакс), триазолам (хальцион), мидазолам (дормикум)

Гетероциклические

Буспирон (буспар), зопиклон (имован), золпидем (ива дал)

Производные глицерола

Мепробамат (андаксин)

Производные дифенилметана

Бенактизин (стауродорм), гидроксизин (атаракс)

Класс: Антидепрессанты (тимоаналептики)

Трициклические

Амитриптилин (триптизол, амитриптилин), имипрамин (мелипрамин), кломипрамин (анафранил)

Атипичные трициклические производные

Тианептин (коаксил)

Тетрациклические

Миансерин (леривон), миртазапин (ремерон), мапротилин (лудиомил), пирлиндол (пиразидол)

Бициклические

Сертралин (золофт), пароксетин (паксил), тразодон (триттико), циталопрам (ципрамил)

Моноциклические

Флуоксетин (прозак), флувоксамин (феварин, флувокс), венлафаксин (эффексор), милнаципран (иксел)

Производные аденозилметионина

S-аденозилметионин (гептрал)

Производные бензамидов

Моклобемид (аурорикс)

Производные карбогидразина

Изокарбоксазид (марплан)

Производные циклопропиламина

Транилципромин (парнат)

Производные гидразина

Фенелзин (нардил), ниаламид (ниамид), ипрониазид (марсилид)

Класс: Ноотропы и вещества с ноотропным компонентом действия

Производные пирролидоны и циклические производные ГАМК

Пирацетам (ноотропил), гаммалон (аминалон)

Производные пиридоксина

Пиритинол

Нейропептиды

Вазопрессин, окситоцин, тиролиберин

Класс: Стимуляторы

Производные фенилэтиламина

Амфетамин, сальбутамол, метамфетамин

Производные сиднонимина

Сиднокарб

Гетероциклические

Метилфенидат (риталин)

Класс: Нормотимики (средства для лечения биполярного расстройства)

Соли металлов

Соли лития (лития карбонат, лития оксибутират, ли-тонит, микалит)

Антиконвульсанты

Карбамазепин (финлепсин, тегретол), вальпроат натрия (депакин, конвулекс)

Антагонисты кальциевых каналов

Верапамил, нифедипин, дилтиазем

Антипсихотики (нейролептики) независимо от особенностей химической структуры и механизма действия обнаруживают сходные клинические свойства:

• снижают психомоторную активность,

• снимают психомоторное возбуждение,

• оказывают антипсихотическое действие.

Препараты этого класса занимают центральное место в терапии психозов различной этиологии. В общемедицинской сети (психосоматическое отделение многопрофильной больницы) нейролептики используются чаще для:

• купирования соматогенных психозов (делирий, галлюциноз, аменция);

• лечения нозогенных реакций:

— параноических (бред «приписанной болезни», сутяжные, сенситивные реакции),

— гипоманиакальных («эйфорическая псевдодеменция»);

• лечения хронического болевого расстройства (идиопатические алгии).

В небольших дозах в сочетании с другими психотропными средствами нейролептики можно применять при лечении депрессий с преобладанием как позитивной (депрессивной гиперестезии, тревоги, ажитации, бредовых идей греховности, «нечистой совести», суицидальных тенденций), так и негативной эффективности (апатии, ангедонии, дисфории).

Как одно из средств комбинированной терапии нейролептики используются при лечении тревожно-фобических, обсессивно-компульсивных, диссоциативных, соматоформных, а также личностных расстройств. «Точкой приложения» нейролептической терапии при личностных расстройствах являются симптомы взрывчатости, брутальности, аномалий влечений, склонности к формированию сверхценных идей, параноических и сутяжных реакций.

Нейролептикам свойственно нежелательное нейротропное и соматотропное действие, проявляющееся в экстрапирамидных, вегетососудистых, эндокринных, гематологических и других нарушениях. Подробно влияние средств этого класса на соматические функции представлено в табл. 8.

Анксиолитики (транквилизаторы) — психофармакологические средства, купирующие тревогу, эмоциональную напряженность, страх непсихотического происхождения, нарушения сна1. Показания к применению транквилизаторов охватывают весь спектр тревожно-фобических и обсессивно-компульсивных расстройств.

Транквилизаторы находят широкое применение в общемедицинской практике. Препараты этого класса показаны в первую очередь:

• при соматоформных расстройствах в форме органных неврозов:

— кардио- и ангионеврозы,

— синдром гипервентиляции,

— синдром «раздраженного желудка», «раздраженной толстой кишки» и др.;

• при преобладании в клинической картине алгий, конверсионных

и вегетативных проявлений. В качестве дополнительного средства они используются:

• при психосоматических заболеваниях:

— эмоциогенная стенокардия,

— психогенно провоцированные приступы бронхиальной астмы или обострения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки;

• при неврологических заболеваниях (дегенеративных, сосудистых, нейроинфекционных, травматических и др.), протекающих с подкорковыми синдромами и преобладанием двигательных расстройств:

— повышение мышечного тонуса,

— тремор,

— акатизия;

• при соматической патологии:

— синусовая тахикардия при органических поражениях сердечнососудистой системы;

• в анестезиологии и реаниматологии.

Влияние транквилизаторов на соматические функции представлено в табл. 9.

В клинике аффективных расстройств транквилизаторы (в комбинации с антидепрессантами) эффективны при неглубоких тревожных, истерических, деперсонализационных, соматизированных и ипохондрических депрессиях, а также при смешанных состояниях.

К наиболее частым нежелательным аффектам транквилизаторов относятся явления «поведенческой токсичности» :

• вялость,

• сонливость в дневные часы,

• миорелаксация,

• нарушения внимания и координации движений.

Антидепрессанты — лекарственные средства, нормализующие патологически измененный гипотимический (депрессивный) аффект, способствующие редукции обусловленных депрессией когнитивных, двигательных и соматовегетативных проявлений. Препараты этого класса эффективны также при тревожно-фобических и обсессивно-компульсивных расстройствах.

Некоторые антидепрессанты повышают порог болевой чувствительности и в связи с этим:

• используются при лечении алгий (головные боли напряжения и др.).

• оказывают профилактическое действие при мигрени и вегетативных кризах у лиц без признаков отчетливых аффективных расстройств.

Спектр психотропной активности антидепрессанте в рассматривается отдельно.

Ноотропы — препараты, положительно влияющие на познавательные функции, стимулирующие обучение, усиливающие процессы запоминания, повышающие устойчивость мозга к различным неблагоприятным факторам, в частности к гипоксии (церебропротекторное действие) и экстремальным нагрузкам. Препараты этого класса эффективны при:

• астенических состояниях;

• психоорганическом синдроме различного генеза;

• умственной отсталости;

• психической патологии, наблюдающейся в гериатрической практике;

• неврастении.

Ноотропы используются также при ряде неврологических и соматических заболеваний:

• органических заболеваниях ЦНС;

• острой или резидуальной органической церебральной недостаточности;

• в период реконвалесценции после тяжелых инфекционных заболеваний и интоксикаций.

В составе комбинированной терапии в сочетании с антидепрессантами ноотропы применяются при депрессиях с преобладанием негативной эффективности (астенические, адинамические депрессии).

Нежелательные эффекты ноотропов ограничиваются незначительным понижением порога судорожной готовности и транзиторными нарушениями сна.

Психостимуляторы — психотропные средства, повышающие уровень бодрствования, стимулирующие психическую и физическую деятельность, временно повышающие умственную и физическую работоспособность и выносливость, уменьшающие чувство усталости и сонливость. Препараты этого класса эффективны:

• при преходящих астенических состояниях;

• при неглубоких когнитивных расстройствах, сопровождающихся дефицитом внимания;

• при лечении депрессий (в комбинации с антидепрессантами).

Широкого применения в клинической практике учреждений общей медицинской сети не находят.

Применение психостимуляторов сопряжено с рядом нежелательных эффектов (психомоторное возбуждение, бессонница), они противопоказаны при ряде таких соматических заболеваний, как:

— гипертоническая болезнь,

— ишемическая болезнь сердца,

— нарушения функции щитовидной железы и др.

Нормотимики — средства, регулирующие аффективные проявления и оказывающие профилактическое действие при биполярных аффективных расстройствах. Профилактическое лечение, как правило, проводится в специализированных психиатрических учреждениях.

Психотропные лекарственные средства — лекарственные препараты и фармацевтические субстанции, содержащие психотропные вещества и включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года.

Источник: Федеральный закон Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»

Психотропные средства (греч. psych? душа, сознание + tropos поворот, направление; синоним психофармакологические средства) — лекарственные средства, оказывающие влияние на психические функции, эмоциональную сферу и поведение. Различают следующие (основные группы П. с.:Нейролептические средства, препараты лития (см. Лития соли), Транквилизаторы, Седативные средства, Ноотропные средства, Антидепрессанты и психостимулирующие средства (Психостимулирующие и аналептические средства). Психотропным действием обладают также препараты других групп лекарственных средств, например наркотические анальгетики (морфин, промедол и др.), симпатомиметические средства (эфедрин), кетамин, этиловый спирт. Однако их психотропное действие является не основным, а сопутствующим, в связи с чем такие препараты к П. с. не относят.

Каждая из групп П. с. характеризуется определенной направленностью психотропного действия. Так, нейролептические средства обладают антипсихотическим действием, т.е. способностью ослаблять продуктивную симптоматику психозов (бред, галлюцинации, психические автоматизмы). Механизм действия нейролептиков связан с угнетающим влиянием на цофаминергическую передачу в нигростриатной, мезолимбической и мезокортикальной областях мозга, чем объясняются как собственно психотропное, так и некоторые проявления побочного действия препаратов данной группы, проявляющиеся в виде экстрапирамидных расстройств (паркинсонизма, поздней дискинезии).

Антидепрессанты (ниаламид, имизин, амитриптилин и др.) оказывают положительное слияние при аффективных расстройствах, что сопровождается улучшением общего психического состояния и настроения. Антидепрессивный эффект у отдельных препаратов этой группы может сочетаться с психостимулирующим (например у ниаламида) или психоседативным (например, у амитриптилина) действием. В основе механизма действия антидепрессантов на ц.н.с. лежит их способность усиливать различными путями эффекты эндогенных нейромедиаторов из числа моноаминов (норадреналина и др.). Применяют антидепрессанты при психогенных и соматических депрессивных состояниях. Нейролептики используют главным образом для купирования психотических расстройств при различных психических заболеваниях, а также в качестве противорвотных средств (Противорвотные средства).

Препараты лития обладают избирательной активностью при маниакальных состояниях и применяются для купирования и профилактики этик состояний, например при маниакально-депрессивном психозе.

Транквилизаторы (сибазон, феназенам, хлозепид и др.) оказывают анксиолитическое и успокаивающее влияние на ц.н.с., в связи с чем широко используются при различных эмоциональных расстройствах невротического и неврозоподобного характера (эмоциональной напряженности, тревоге, страхе и т.п.). Кроме того, они обладают умеренным снотворным, противосудорожным и мышечно-расслабляющим действием) что позволяет назначать транквилизаторы в качестве; снотворных средств (Снотворные средства), а также при лечении некоторых форм эпилепсии и заболеваний ц.н.с., протекающих с повышенным тонусом скелетной мускулатуры, например при спастических параличах.

Седативные средства (бромиды и препараты корня валерианы, травы пустырника, пассифлоры и ряда других растений) обладают умеренно выраженным успокаивающим действием и наряду с транквилизаторами широко применяются, особенно в амбулаторной практике, при различных невротических состояниях, бессоннице, повышенной раздражительности и т.п.

Ноотропные средства оказывают активирующее влияние на нарушенные мнестические и интеллектуальные функции мозга. Препараты этой группы могут рассматриваться как структурные аналоги тормозного нейромедиатора ?-аминомасляной кислоты (пирацетам, натрия оксибутират, фенибут, пантогам) или некоторых витаминов (пиридитол). Ноотропные средства улучшают энергетический обмен в ткани мозга, активируют синтез белков и нуклеиновых кислот, облегчают процессы обучения и памяти, проявляют антигипоксическое действие. Они применяются в неврологии и психиатрии при различных церебрастенических и энцефалопатических нарушениях, расстройствах памяти, задержке психического развития у детей, старческих психозах, травматических и сосудистых заболеваниях головного мозга, расстройствах мозгового кровообращения и др.

Психостимулирующие средства (кофеин, сиднокарб, сиднофен и др.) характеризуются выраженным активирующим влиянием на психическую и физическую деятельность и используются в основном при астенических состояниях, повышенной утомляемости, сонливости.

Психотропные препараты классификация

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *