Доктрина энергетической безопасности

Зачем принята новая доктрина энергетической безопасности России

Владимир Путин подписал указ об утверждении новой доктрины энергетической безопасности России. По сравнению со старой редакцией в этом документе больше внимания уделено внешним угрозам и вызовам. Российский ТЭК (топливно-энергетический комплекс. — «Известия») преодолел ряд проблем, которые играли важную роль в начале нынешнего десятилетия. А в мире тем временем растет количество конфликтов, затрагивающих энергетическую отрасль.

Прошлая версия доктрины принималась в 2012 году. В значительной степени она делала акцент на проблемах российской энергетической отрасли и экономики страны в целом. Речь о старении инфраструктуры, технологической отсталости, недостаточности инвестиций, низкой активности в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Свой отпечаток на ситуацию и на текст документа накладывала зависимость от иностранных поставщиков оборудования, технологий и услуг.

Также отмечалось, что угрозу несет низкий уровень природоохранной деятельности, сокращение подготовки высококвалифицированных кадров, нерешенность проблемы переработки и утилизации ядерного топлива и прочее.

Учитывались и проблемы внешнего характера. Среди них были и высокая политизированность отношений в энергетической сфере, и противодействие, которое оказывалось российским компаниям при вхождении в зарубежные проекты. Признавалась опасность военных конфликтов. Отмечалась и потенциальная угроза для российского ТЭКа со стороны нетрадиционных запасов углеводородов.

Но за прошедшие годы ситуация несколько изменилась. К примеру, была проведена масштабная модернизация нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Порядка 1,3 трлн рублей потрачено на десятки новых установок, которые позволили значительно увеличить глубину переработки нефти и перейти на производство моторных топлив пятого экологического класса. Наши НПЗ производят всё больше светлых нефтепродуктов и всё меньше мазута.

Российский нефтегазовый комплекс активнее использует цифровые технологии. К примеру, за их счет «Газпром нефть» увеличила коэффициент эффективности проводки горизонтальных скважин по нефтяному пласту с 65% до 92%. Это сэкономленные деньги, время и более эффективное извлечение черного золота. «Роснефть», «Газпром нефть» и «Лукойл» осваивают нетрадиционные запасы нефти (к примеру, Баженовскую свиту). Компании всё активнее используют высокотехнологичные скважины, применяют многостадийный гидроразрыв пласта для увеличения нефтеотдачи. Доля трудноизвлекаемых запасов растет, но в то же время в ближайшем будущем операционные затраты на их разработку доведут до уровня, характерного для «традиционной» нефти.

Сланцевая революция, которая ряду экспертов казалась глобальной угрозой в начале 2010-х, так и осталась локальным успехом США. Европа вопреки алармистским прогнозам не начала разрабатывать свой «сланец». А Китай был вынужден в три раза сократить собственные прогнозы по этому источнику углеводородов, так как реальность больно ударила по первоначальным планам. Экспорта сланцевой революции не произошло. Зато начался экспорт американского сжиженного природного газа (СПГ), который хоть и не является угрозой для российского ТЭКа, но всё же достоин внимания. Тем более что количество поставщиков объективно увеличивается даже без учета США.

Другой нетрадиционный источник голубого топлива — газогидраты — пока находится в самой ранней стадии освоения. Очевидных перспектив сегодня у него крайне мало.

За прошедшее время мир столкнулся с многочисленными локальными конфликтами. Они затронули страны, добывающие значительные объемы углеводородов, что не может не оказывать негативного воздействия на рынок. Также конфликты пришли и в сопредельные с Россией страны. Это породило новую реальность, с которой необходимо считаться российскому ТЭКу. А с ней возникли и угрозы, которые нашли отражение в новой доктрине.

С 2014 года наша страна живет в условиях санкционного давления. Российским энергетическим компаниям сложнее получать доступ к зарубежным технологиям, услугам и финансированию. Усилилось и противодействие новым энергетическим проектам, которые Россия реализует совместно с другими странами.

За прошедшие годы окончательно сформировался разворот мировой экономики на Восток. Основные потребители энергоресурсов, притом наращивающие импорт нефти и газа, находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР. — «Известия»). В частности, туда идет три четверти мировых поставок СПГ. С одной стороны, это вызов, а с другой, «Газпром» подписал контракт с Китаем и почти достроил «Силу Сибири». В настоящий момент с КНР ведутся переговоры по новым газовым контрактам («западному» и «дальневосточному»). Также Россия последние три года считается лидером по поставкам в Китай нефти. Это снижает актуальность вопроса о диверсификации направлений поставок российских энергоресурсов.

Ситуация внутри страны с 2012 года стала более упорядоченной. И пусть нельзя говорить о решении всех проблем в России, но очевидно, что ТЭК вступил на путь развития, деньги в отрасль вкладываются, эффективность растет. Впрочем, в новой версии доктрины всё еще остаются призывы наращивать энергоэффективность и снижать зависимость от внешних поставщиков. Также стоит выделить обострившийся демографический вопрос (население стареет) и вопрос равного доступа к энергоресурсам для всех регионов России. Новая доктрина предлагает решать эту проблему в том числе и с помощью малотоннажного производства СПГ. Но всё же внутренние проблемы в документе представляются вторичными на фоне проблем мировых.

Также недавние события с нефтепроводом «Дружба» показали, что кроме улучшения самой инфраструктуры необходимо совершенствовать производственные инструкции и усиливать контроль за качеством поступающего сырья. Особенно когда речь идет о поставках нефти через трубопроводы, имеющие стратегическое значение. Новая редакция доктрины в целом касается этой темы.

Изменение центров экономического развития, рост опасности военных конфликтов и продолжающиеся перемены на мировом энергетическом поле (увеличение доли возобновляемой генерации, отказ от ядерной и угольной генерации в ряде европейских стран) — всё это предопределило большую значимость международных вызовов, описанных в новой доктрине. Внутрироссийские и вполне решаемые проблемы на этом фоне немного меркнут.

Александр Фролов, газета «Известия»

Обязательно подписывайтесь на наш канал, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен

Доктрина энергетической безопасности РФ

Доктрина энергетической безопасности РФ, утверждённая президентом, вступила в силу. Указ был выдан 13.05.2019 под №216. В документе указано определение энергетической безопасности. Под ним имеется ввиду защита национальной безопасности в энергетической сфере — как в экономическом, так и социальном плане. Устранение подобных угроз обязательно предполагает выполнение законодательных требований к снабжению электроэнергией и топливом потребителей, а также соблюдение всех экспортных и международных обязательств страны. В доктрине детально рассматриваются:

  • стратегия национальной и экономической безопасности страны, а также научно-технического развития до 2030-го года;
  • положения государственной политики в сфере промышленной безопасности до 2025 года;
  • другие положения стратегического планирования по вопросам нацбезопасности.

В доктрине также указаны главные принципы обеспечения энергетической нацбезопасности:

  • первостепенное значение в данной сфере имеет законность и нормативно-правовое регулирование в энергосфере;
  • приоритеты ставятся на внутренний рынок страны и стабильность налоговой политики;
  • обеспечение топливно-энергетического комплекса финансированием, кадрами, природными ресурсами;
  • партнёрство между государством и частным экономическим сектором, работающим в энергетической отрасли;
  • внимание к интересам всех субъектов, работающих в сфере энергетической безопасности страны.

Многопрофильный центр «Феникс» предоставляет возможность пройти подготовку к аттестации по различным направлениям промышленной безопасности, в том числе в области эжнергетической безопасности, как в очной, так и в дистанционной форме.

Энергетическая безопасность Российской Федерации

Статья посвящена энергетической безопасности Российской Федерации. В данной статье определены основные угрозы энергетической безопасности РФ, сформулированы задачи, решение которых обеспечит достойный уровень энергетической безопасности, а также перечислены основные меры, способствующие предотвращению угроз.

Обеспечение национальной безопасности является одной из важнейших задач любого общества и государства. Энергетическая безопасность – это одна из основных составляющих национальной безопасности, так как энергетика – является приоритетной отраслью в экономике страны, от которой зависит эффективность развития всего хозяйственного механизма. Улучшение и поддержание достойного уровня энергообеспечения населения страны является одной из приоритетных задач, решение которой определяет стабильное развитие государства, то есть развитие, которое основано на рациональном потреблении исчерпаемых ресурсов.

Существует множество подходов к определению понятия энергетической безопасности. Но мы приведем самое распространенное среди Российских ученых определение энергетической безопасности, так как, по нашему мнению, оно наиболее полно отражает ее сущность. Энергетическая безопасность – это состояние защищенности личности, общества, государства, экономики от угроз дефицита и обеспечения их потребностей в энергоносителях экономически доступными энергетическими ресурсами приемлемого качества, от угроз нарушений бесперебойности энергоснабжения .

Энергетическая политика России направлена на эффективное и рациональное использование природных энергоресурсов и потенциала энергетического сектора в целях обеспечения стабильного развития экономики и достойного уровня жизни населения страны. В связи с чем, была определена Энергетическая стратегия РФ на период до 2030 года. Согласно указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», одним из основных направлений обеспечения национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу является повышение уровня энергетической безопасности, которая включает в себя устойчивое обеспечение внутреннего спроса на энергоносители, рост энергоэффективности и энергосбережения, конкурентоспособности отечественных энергетических компаний и производителей энергоресурсов, предотвращение дефицита топливно-энергетических ресурсов, создание стратегических запасов топлива, производство комплектующего оборудования, стабильное функционирование систем энерго- и теплоснабжения .

Документом, который определяет систему принципов, целей и мер в сфере энергетической безопасности, а также действия органов государственной власти и общества в вопросах энергетической безопасности России и ее регионов является Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации. Она дает определения ряду понятий, таким как:

1. Глобальная энергетическая безопасность – это необходимое условие базового обеспечения и устойчивого развития мирового сообщества.

2. Национальная энергетическая безопасность – это часть национальной безопасности страны, зависящая от энергетического фактора, обеспечения количества (объема), качества (экономичности и надежности) и конструктивности (организованности) энергоснабжения потребителей.

3. Региональная энергетическая безопасность – это комплексная характеристика состояния энергообеспечения потребителей на территории субъекта Российской Федерации или федерального округа, определяемая топливно-энергетическим балансом (ТЭБ) региона (с учетом собственных, включая потенциал энергосбережения, и гарантированных внешних энергопоставок) и самодостаточностью энергетического обеспечения в аварийных ситуациях .

На данном этапе развития нашего государства существуют следующие угрозы энергетической безопасности:

1. Внутренние экономические, данный вид обусловлен финансово-экономическим состоянием топливно-энергетического комплекса (ТЭК) страны и экономической политикой государства (низкий уровень инвестиций, ухудшение состояния сырьевой базы ТЭК и атомной энергетики, зависимость от импорта оборудования, отсутствие программ по энергосбережению).

2. Социально-политические, это угрозы, связанные с различного рода конфликтами, вытекающими из противоречий социальных слоев, различных групп населения и политических сил (этнополитические конфликты, трудовые конфликты на предприятиях ТЭК, диверсии и террористические акты на объектах энергетики).

3. Техногенные – это угрозы, вызванные авариями на объектах энергоснабжения, повлекшие негативные последствия для населения, окружающей среды и для самого процесса энергоснабжения.

4. Природные – угрозы, связанные со стихийными бедствиями (землетрясения, наводнения, ураганы, сели и т.д.). Аномальные температуры и внешние электромагнитные аномалии.

5. Внешнеполитические и внешнеэкономические – угрозы, обусловленные враждебной политикой иностранных государств, в отношении России.

С учетом перечисленных угроз, были сформулированы задачи, решение которых поможет обеспечить достойный уровень энергетической безопасности страны и ее регионов:

1. Модернизация технологической базы ТЭК путем современного технического оснащения его отраслей;

2. Вывод эффективности экономики государства на более высокий уровень;

3. Проведение работ по освоению новых месторождений с целью обеспечить производство и рациональное потребление исчерпаемых ресурсов;

4. Улучшение качества самообеспечения регионов топливно-энергетическими ресурсами (ТЭР) посредством освоения местных энергетических ресурсов и развития малой энергетики страны в целом, в том числе и на базе возобновляемых источников энергии;

5. Усиление позиций России на международных рынках в сфере экспорта ТЭР, оборудования и энергетических технологий.

Из перечисленных задач и угроз, нами были сформулированы меры по обеспечению энергетической безопасности, а также механизмы их реализации.

Основные меры, направленные на предотвращения внутренних экономических угроз:

1. Создание условий для роста инвестиций, направленных на модернизацию ТЭК;

2. Изменение налогового законодательства с целью рационализации налоговой нагрузки на энергетику и внедрение дифференцированного подхода к налогообложению;

3. Стимулирование со стороны государства проведения геологоразведочных работ с целью доведения их объемов до уровня соответствия объему ежегодных приростов балансовых запасов энергоресурсов и объему их извлечения;

4. Полная модернизация системы программных документов в энергетической сфере;

5. Поддержание отечественных производителей оборудования и поставщиков услуг посредством предоставления преференций компаниям, которые обеспечивают использование отечественного оборудования.

Предотвращение социально-политических угроз:

1. Усиление контроля за деятельностью компаний, работающих в стратегически важных сферах энергетики;

2. Разработка и проведение профилактических мероприятий по предотвращению преступлений, диверсий на наиболее важных объектах энергетики (АЭС, плотины ГЭС и др.)

3. Совершенствование предупредительной деятельности о готовящихся преступлениях в отношении объектов энергетики;

4. Повышение уровня контроля за финансово-экономическим состоянием ТЭК во избежание забастовок и конфликтов;

5. Установление надзора за сферой промышленной безопасности на предприятиях ТЭК (для снижения аварийности).

Предотвращения техногенных и природных угроз:

1. Создание новых технических регламентов, которые будут стимулировать переход предприятий ТЭК на современные энергетические технологии;

2. Произведение декларирования, лицензирования, сертификации и паспортизации в сфере технологий;

3. Развитие управления энергетическими системами государственного значения в целях обеспечения безопасности и надежности их работы, а также усиление контроля за соблюдением требований, установленных в сфере безопасности и энергоэффективности;

4. Создание общеобязательных требований к соблюдению безопасности, а также эффективности энергетических объектов;

5. Создание классификации опасности объектов ТЭК, с учетом риска аварий на данных объектах и их последствий;

6. Введение ответственности для руководителей объектов ТЭК за техническую оснащенность, полное техническое обслуживание, ремонт и реконструкцию данных объектов;

7. Развитие существующей структуры единой энергетической системы, включая создания элементов активно-адаптированных сетей и систем хранения энергии;

8. Совершенствование системы функционирования энергосбережения страны и ее регионов во время ЧС для обеспечения жизненно важных потребителей .

Предотвращение внешнеэкономических и внешнеполитических угроз:

1. Качественное расширение рынка сбыта российских энергоресурсов, энергетического оборудования и услуг;

2. Создание и дальнейшее развитие экономических механизмов, стимулирующих увеличение доли экспорта энергоносителей;

3. Дипломатическая поддержка и стимулирование участия российского капитала в зарубежном энергетическом секторе, обеспечение транзитных потоков через территорию Российской Федерации;

4. Контроль за обеспечением бесперебойной работы транспортных коридоров, которые соединяют Россию с внешними энергетическими рынками;

5. Создание условий для трансфера в Россию передовых энергетических технологий и международной научно-технологической кооперации.

Залогом повышения энергетической безопасности России является сбалансированная государственная энергетическая политика на перспективу, направленная на разработку и реализацию опережающих мер по ликвидации внутренних и внешних угроз, эффективное использование индикаторов энергобезопасности, энергетический анализ хозяйственной деятельности, создание механизмов по стабилизации ситуации.

Русская пословица гласит – бережливость лучше богатства. Поэтому, дабы сохранить значительную часть природных ресурсов для будущих поколений необходимо первостепенно: интенсивное энергосбережение, модернизировать оборудование в отраслях ТЭК, с целью уменьшения потерь энергии, бороться с бесхозяйственностью.

Список литературы: 1. Бушуев В.В. Национальная безопасность. Журнал экономика региона. 2012. 2. Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации от 26 августа 2013 года № 4988п-П9. 3. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». 4. Энергетическая безопасность России / Бушуев В.В., Воропай Н.И., Мастепанов А.М., Шафраник Ю.К. и др. – Новосибирск: Наука, 2008. – 302 с.

Внутренние экономические угрозы

— дефицит инвестиций, способный привести к некомпенсируемому выбытию
производственных мощностей объектов энергетического производства в условиях
высокой изношенности оборудования и его низкого технического уровня;

— ухудшение состояния сырьевой базы ТЭК и атомной энергетики;

— низкая инновационная активность в энергетике и в смежных отраслях (в
особенности в энергетическом машиностроении), приводящая к отставанию в
освоении критически важных технологий;

— зависимость предприятий ТЭК от импорта оборудования, сервисных и
инжиниринговых услуг;

— высокая энергоемкость отечественной продукции, отсутствие либо
незавершенность отраслевых и региональных программ по энергосбережению
и повышению энергетической эффективности.

Социально-политические угрозы

— национально-этнические конфликты, проявления сепаратизма в отдельных регионах страны;

— трудовые конфликты на предприятиях отраслей ТЭК;

— диверсии и террористические акты на объектах энергетики;

— общественные движения антиэнергетической направленности (к примеру, против строительства АЭС).

Техногенные угрозы

— нарастающий удельный вес морально устаревшего и физически изношенного
оборудования в отраслях ТЭК;

— снижение технического уровня объектов энергетики из-за недостаточного
финансирования НИОКР и слабой реализации их результатов (особенно в области разработки новой техники и технологий);

— снижение уровня подготовки высококвалифицированных кадров для ТЭК.

Природные угрозы

— стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, ураганы, гололед, сели и др.);

— аномальные проявления природных процессов (критически низкие или высокие
температуры окружающей среды, длительная маловодность речного стока, внешние электромагнитные аномалии и др.)

Внешнеэкономические и внешнеполитические угрозы

— недостаточная географическая диверсификация экспортных поставок топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) из России, ограниченность товарной номенклатуры; мощная европейская направленность. Только сейчас начинает очень медленно развиваться азиатское, тихоокеанское направление.

— высокая политизированность отношений в энергетической сфере и обусловленные этим фактором дискриминационные действия отдельных стран, их сообществ и компаний по отношению к российским экспортерам ТЭР;

— неустойчивая конъюнктура мировых финансовых и энергетических рынков в
сочетании с нестабильностью военно-политической обстановки в основных регионах добычи энергоресурсов;

— прогнозные ограничения по транспортировке экспортируемых из России энергоресурсов в связи с блокированием нефте- и газопроводов на территориях транзитных государств, невыполнением конвенции по свободе судоходства в проливах и каналах и др.;

— противодействие участию российских компаний в освоении месторождений,
приобретении либо строительстве энергетических объектов за рубежом.

Полная или частичная реализация угроз энергетической безопасности приведет к нарушению стабильности функционирования систем топливо- и энергоснабжения, что может вызвать замедление развития экономики, а также обострение проблем социальной защиты населения. Предотвращение и преодоление указанных угроз должно быть предметом постоянного внимания федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Важнейшими индикаторами для оценки состояния энергетической безопасности по объектам мониторинга (новый пункт в проекте ДЭБ) являются:

— отношение годового прироста балансовых запасов первичных ТЭР к объему их добычи;

— доля природного газа в структуре баланса первичных ТЭР;

— динамика уровня цен внутри страны на основные виды ТЭР (особенно с учетом вступления России в ВТО);

— объем неплатежей на розничном и оптовом рынках электроэнергии;

— выполнение инвестиционных программ отраслями ТЭК;

— относительное изменение величины удельной энергоемкости ВВП;

— доля ископаемых первичных ТЭР, используемых на внутреннем рынке в общем объеме их добычи;

— террористические акты на объектах ТЭК, основные факторы, принятые меры;

— стабильность обеспечения потребителей различными видами ТЭР;

— забастовки на объектах ТЭК, основные факторы;

— физический износ основных производственных фондов по отраслям ТЭК и смежным отраслям промышленности;

— чрезвычайные ситуации на объектах ТЭК;

— доля экспорта российских ТЭР в общем объеме экспорта;

— доля продукции нефтепереработки и нефтехимии в общем объеме экспорта российских ТЭР.

Два последних индикатора больше имеют отношение к проблеме экономической безопасности и энергетическим факторам экономической безопасности. На возможность удовлетворения потребителей ТЭР эти индикаторы влияют лишь косвенно.

Диверсии и различные нештатные ситуации на объектах ТЭК есть в утвержденном перечне критически важных объектов ТЭК. Он вносился Минэнерго по отраслям и сформирован из крупных энергетических объектов. Задача сложна тем, что все отрасли энергетики работают взаимосвязано, в едином ТЭК. Нештатные ситуации на одной системе не могут не повлиять на работу другой системы. Критически важные объекты ТЭК с позиции энергетической безопасности должны определяться на основе системных исследований с использованием модельных наработок. Только так можно определить критически важный объект для работы системы и ТЭКа в целом.

Принципы и задачи обеспечения энергетической безопасности

В Доктрине выделены следующие основные принципы:

— надежность функционирования систем топливо- и энергоснабжения, позволяющая
снабжать потребителей на территории страны в достаточном объеме экономически доступными ТЭР приемлемого качества;

— энергетическая эффективность работы национального хозяйства в части затрат
на энергообеспечение и предотвращения нерационального расходования ТЭР;

— сбалансированность производства и потребления ТЭР с учетом необходимости
воспроизводства минерально-сырьевой базы и внешнеэкономических обязательств;

— устойчивость энергетического сектора экономики к экономическим, социально-
политическим, техногенным, природным и другим угрозам, его способность
минимизировать ущерб, вызванный проявлениями угроз различного характера;

— разделение рисков в сфере ТЭК, полномочий и ответственности государства,
муниципальных образований и хозяйствующих субъектов в сфере обеспечения
энергетической безопасности.

Основные задачи обеспечения ЭБ:

— модернизация и инновационное развитие ТЭК (через техническое перевооружение
отраслей ТЭК и омоложение производственного аппарата);

— повышение энергетической эффективности экономики страны (в особенности
жилищно-коммунального хозяйства и транспорта), в том числе через разработку и реализацию отраслевых и региональных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, снижение энергетической составляющей затрат на производство товаров и услуг;

— своевременное проведение геологоразведки и работ по подготовке и освоению
месторождений, обеспечивающее воспроизводство и рациональное использование минерально-сырьевой базы (МСБ) страны, повышение эффективности недропользования (в том числе повышение коэффициента извлечения нефти);

— диверсификация источников и транспортной инфраструктуры энергоснабжения;

— повышение степени самообеспечения регионов ТЭР посредством освоения
местных топливных баз и развития малой энергетики (в том числе на базе ВИЭ);

— достижение рационального уровня централизации энергоснабжения и рационального соотношения централизованного и децентрализованного энергоснабжения;

— обеспечение надежной работы и своевременного развития энергетической инфраструктуры, включая обеспечение достаточности резервов производственной мощности ТЭК и пропускной способности энергетических коммуникаций;

— укрепление, на основе межрегиональных и межгосударственных поставок ТЭР,
оборудования, услуг и энергетических технологий, позиций России на мировых
рынках, прежде всего в СНГ, Европе, АТР.

Меры обеспечения энергетической безопасности и механизмы их реализации

Для предотвращения внутренних экономических угроз:

— инициирование и поддержка реализации пилотных проектов и стратегических
инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной,
энергосберегающей и других приоритетных сферах;

— повышение эффективности управления государственной собственностью в ТЭК при соблюдении условий гарантированной надежности энергоснабжения потребителей;

— совершенствование корпоративного управления в энергетическом секторе на
основе внедрения передовых принципов и стандартов управления в сочетании с
обеспечением действенного контроля за деятельностью энергетических компаний;

— создание организационных и финансово-экономических условий для
формирования механизма возврата частных инвестиций в энергосбережение;

— изменение налогового законодательства с целью рационализации налоговой
нагрузки на энергетику и внедрения дифференцированного подхода к налогообложению с учетом объективных геологических и технико-экономических условий, определяющих качество и себестоимость добываемого сырья (производимой продукции и услуг);

— продолжение управляемой либерализации внутренних цен на энергоресурсы,
отвечающих интересам производителей, поставщиков и потребителей, на условиях недопущения необоснованного роста цен на продукцию ТЭК;

— стимулирование проведения геологоразведочных работ с целью доведения их объемов до уровня соответствия между объемами ежегодных приростов балансовых запасов
энергоресурсов и объемами их извлечения;

— финансовая поддержка проведения фундаментальных и прикладных НИР по
основным направлениям развития перспективных энергетических технологий, в том числе в сфере атомной и возобновляемой энергетики;

— стимулирование развития отечественного производства оборудования и поставщиков услуг посредством предоставления разумных преференций компаниям, обеспечивающим использование отечественного оборудования;

— формирование механизмов реализации долгосрочной политики, обеспечивающей
рационализацию ТЭБ страны и регионов на основе нормализации условий межтопливной конкуренции и комплексное развитие региональной энергетики,
включая освоение ВИЭ и местных видов топлива;

— совершенствование системы программных документов в сфере энергетики и
повышение их обоснованности – от Энергетической стратегии России до
инвестиционных программ компаний ТЭК и региональных энергетических программ с обязательным учетом требований энергетической безопасности.

Предотвращение социально-политических угроз

— законодательное и организационное обеспечение сохранения национального контроля за деятельностью компаний в стратегически важных сферах энергетики;

— разработка и проведение мероприятий по профилактике и предотвращению преступлений, в том числе диверсионно-террористического характера, в отношении наиболее важных и характеризующихся повышенной опасностью объектов энергетики (АЭС и предприятия ядерного топливного цикла, газо-, нефте- и нефтепродуктопроводы, емкости по хранению топлива, НПЗ, плотины ГЭС и др.);

— совершенствование методов сбора и анализа упреждающей информации о готовящихся преступлениях в отношении объектов энергетики;

— контроль за финансово-экономическим состоянием предприятий ТЭК
(компетентными органами в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством) с целью предотвращения забастовок и конфликтов;

— совершенствование системы контроля и надзора за промышленной безопасностью на предприятиях ТЭК, обеспечивающее снижение аварийности.

Предотвращение техногенных и природных угроз

— разработка и внедрение новых технических регламентов и стандартов, стимулирующих развитие и переход предприятий ТЭК и экономики в целом на современные энергетические технологии;

— совершенствование процедур декларирования, лицензирования и сертификации и
паспортизации в технологической сфере;

— совершенствование структуры управления энергетическими системами государственного значения (ЕЭЭС, ЕСГ, магистральные нефте- и
нефтепродуктопроводы) в целях обеспечения требуемой надежности и
безопасности их функционирования; усиление государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля и надзора за соблюдением установленных требований в сфере безопасности и энергоэффективности;

— разработка и установление обязательных требований к безопасности и
энергоэффективности объектов энергетики на всех этапах их жизненного цикла;

— создание комплексной системы прогнозирования, выявления, анализа и оценки
рисков аварий и опасных природных явлений на объектах ТЭК;

— разработка классификатора опасности объектов ТЭК, основанного на расчетах риска их эксплуатации и учитывающего масштабы последствий аварий;

— совершенствование методики расчета и практики компенсации ущерба в результате аварий на объектах ТЭК;

— введение персональной ответственности руководителей предприятий ТЭК за
техническую укрепленность и оснащенность возглавляемых ими объектов, и за
своевременное и полное техническое обслуживание, ремонт и реконструкцию
основных фондов;

— актуализация, а где нужно – разработка и утверждение нормативов экономически
обоснованных резервных запасов топлив, производственных мощностей,
ремонтно-восстановительных запасов, а также нормативов по уровню
диверсификации топливо- и энергообеспечения важнейших объектов;

— поддержка технического перевооружения и модернизации АЭС, повышения
безопасности существующих и строящихся объектов атомной энергетики;

— поддержка модернизации и развития существующей инфраструктуры ЕЭС, включая внедрение элементов активно-адаптивных сетей и систем хранения электроэнергии;

-совершенствование системы функционирования топливо- и энергоснабжения страны и ее регионов в период ЧС для гарантированного обеспечения жизненно важных потребителей, в т.ч. обеспечение реализации маневренных и мобилизационных возможностей отраслей ТЭК в чрезвычайных ситуациях (включая создание механизма компенсации за выполнение обязательств по созданию и поддержанию мобилизационных резервов).

Техногенные угрозы связаны с состоянием ОПФ энергетики, физическим и моральным старением. Здесь необходимо принимать радикальные меры, и это прописано в доктрине. Что касается природных угроз – это, прежде всего, устойчивость критически важных объектов к существующим природным угрозам.

Предотвращение внешнеэкономических и внешнеполитических угроз

— поддержка сохранения и расширения надежных рынков сбыта российских
энергоресурсов, энергетического оборудования, услуг и оптимизации условий их
реализации;

— оказание дипломатической и законодательной поддержки и создание экономических механизмов, стимулирующих диверсификацию и качественную реструктуризацию экспорта энергоносителей, направленную на увеличение доли конечных энергоносителей в общем объеме экспорта;

— дипломатическая поддержка и стимулирование участия российского капитала в
зарубежном энергетическом секторе, а также в обеспечении транзитных потоков
энергоресурсов через территорию России;

— совершенствование системы контроля и обеспечения бесперебойной работы
транспортных коридоров, соединяющих Россию с внешними энергетическими
рынками, с учетом интересов дальнейшего развития инфраструктуры экспорта
российских ТЭР;

— создание благоприятных условий для международной научно-технологической
кооперации, содействие трансферу в Россию передовых энергетических
технологий.

Это политическая дипломатия, диверсификация экспорта и потоков наших ТЭР. Почему это важно с позиций ЭБ? Казалось бы, нам не нужно продавать свои энергетические ресурсы. Но завязано это очень тонко через макроэкономику.

Нам нужно выходить на новые объекты добычи газа в западно-арктическую зону, на шельф. Новые месторождения даже на суше стоят очень дорого. В нашей экономике сейчас очень сложно с финансами для того, чтобы освоить эти проекты. Пока существует экспорт наших ресурсов и не упала цена на природный газ (в свете сланцевой революции), мы можем создать финансово-экономическую базу для дальнейшего выхода в Западно-Арктическую зону для освоения новых месторождений. Иначе у нас самих могут быть проблемы.

В доктрине указано, что в стратегическом плане энергетическая дипломатия в рамках Евразийского экономического союза и в странах СНГ будет направлена на:

— сохранение современной роли России в снабжении стран, недостаточно
обеспеченных собственными энергоресурсами;

— активизацию участия в освоении и обеспечении экспорта энергетических ресурсов
Каспийского региона, включающего в себя развитие сотрудничества со странами
региона в рамках Организации каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС);

— обеспечение выполнения международных обязательств по транзитным перевозкам
и установление согласованных тарифов на транспортные услуги.

В целях максимизации выгоды от экспортных поставок ТЭР Россия должна:

— наращивать поставки ТЭР в страны АТР с целью диверсификации географии
экспортных связей;

— активизировать и координировать взаимодействие с другими экспортерами
нефти и природного газа;

— максимально использовать потенциал интеграционных объединений (АТЭС, СНГ,
ШОС, ЕврАзЭС и др.) путем совместного участия в создании и надежном
функционировании энергетической инфраструктуры.

Система обеспечения энергетической безопасности определяется федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также решениями Совета Безопасности Российской Федерации. Это прописано в доктрине. Указаны задачи органов государственной власти:

— совершенствование нормативной правовой базы функционирования ТЭК (в т.ч. С
учетом положений разрабатываемой Доктрины);

— осуществление мониторинга и контроля состояния энергетической безопасности;

— оценка устойчивости энергетики страны и ее регионов к изменениям конъюнктуры
внутреннего и внешних рынков ТЭР;

— формирование государственных информационных ресурсов в сфере обеспечения
энергетической безопасности.

Положения Доктрины могут дополняться и уточняться в связи с изменением условий социально-экономического развития страны и возникновением угроз национальной безопасности. Как любой живой документ это не догма. Он, безусловно, должен уточняться благодаря дальнейшим наработкам, постоянно актуализироваться.

Реализация положений Доктрины позволит обеспечить энергетическую безопасность Российской Федерации, предотвратить возникающие угрозы для экономики страны, повысить ее устойчивость, создать условия для динамичного развития ТЭК и улучшения благосостояния населения.

В перспективе для актуализации доктрины целесообразно:

проведение научно-методических работ с целью формирования единой системы мониторинга энергетической безопасности России и ее регионов. Вместе с создаваемой Государственной информационной системой топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК) это позволит создать научную основу для исследования и последующего укрепления энергетической безопасности России.

Доктрина энергетической безопасности

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *