185 МВД

20 октября 2017 года вступил в силу Приказ МВД РФ, утвердивший новый административный регламент МВД по осуществлению функции надзора за соблюдением требований законодательства в области безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД 23.08.2017 №664 (далее Регламент утв. П. №664).

Этот документ пришел на смену регламенту, утвержденному Министерством внутренних дел РФ еще в 2009 году приказом №185.

Помимо изменений, касающихся каждого автомобилиста, таких как право остановки автомобиля инспектором ГИБДД вне стационарных постов, обязанность вернуть водителя после медицинского освидетельствования к местонахождению его транспортного средства, возможность установки камер фиксации нарушений в зоне действия временных ограничений, изменения коснулись и сферы тахографического контроля.

В Регламенте утв. П. №664 приведен список оснований для проверки технического состояния транспортного средства (ТС) (п.111). Транспортное средство может быть проверено в следующих случаях:

визуально обнаружены признаки неисправности транспортного средства;

транспортное средство является участником ДТП;

имеются ориентировки или иные свидетельства о причастности транспортного средства к ДТП, преступлению или нарушению;

если проводятся мероприятия по предупреждению ДТП («рейды»).

В любом из перечисленных случаев, инспектор, согласно п.126 Регламента утв. П. №664, обращается к пунктам 96-99 другого Административного регламента, а именно «Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и гражданами — участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств и предметов их дополнительного оборудования, изменению их конструкции, перевозкам пассажиров и грузов», который был утвержден еще в феврале этого года приказом МВД №727 от 14 ноября 2016 г. (далее Регламент утв. П. №727).

Обратившись к Регламенту утв. П. №727, к статье 98, мы увидим прямое указание инспекторам осуществлять снятие информации с имеющегося тахографа.

Приказ Митранса №36 оговаривает, что использование тахографа контролерами осуществляется в целях контроля за соблюдением водителями режимов труда и отдыха, соответственно, снятие информации с имеющегося тахографа влечет за собой непосредственный контроль за соблюдением режима труда и отдыха.

В Регламенте утв. П. №664 есть пункты 127-128, которые говорят о том, что по результатам проверки технического состояния ТС (что подразумевает в том числе и снятия информации с тахографа) при выявлении нарушений применяются меры административного воздействия к участникам дорожного движения, т.е. в нашем случае, к водителю.

В Кодексе об административных нарушениях уже несколько лет существует статья, предусматривающая ответственность за отсутствие или использование неработоспособного тахографа, а также несоблюдение режима труда и отдыха водителя. Согласно статье 11.23 КоАП РФ данные нарушения влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей, а на должностных лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. В случае нарушения водителем режима труда и отдыха, ему грозит штраф в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Таким образом, несмотря на то, что в новом административном регламенте отсутствует прямое упоминания о тахографах, формулировки в п. 111 Регламента утв. П. №664 не только не снимают ответственность с водителей за отсутствие тахографов и несоблюдения режима труда и отдыха, а, напротив, упорядочивают существующую нормативную базу и дают основания сотрудникам ГИБДД для осуществления государственной функции надзора в системе тахографического контроля Российской Федерации.

Документ

Приказ МВД от 31.12.2017 № 984

17.04.2018 вступил в силу Административный регламент МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и месту жительства. Необходимость принятия нового регламента продиктована тем, что ранее функции упраздненной Федеральной миграционной службы перешли к МВД России. Одновременно с принятием нового регламента утратил силу ранее действовавший регламент, утв. приказом ФМС России от 11.09.2012 № 288.

Порядок регистрации по месту жительства и месту пребывания не претерпел существенных изменений. Главное новшество в том, что теперь услугу регистрации оказывают подразделения по вопросам миграции органов МВД, а не ФМС, как это было ранее. Таким образом, нормы приведены в соответствие с фактическим положением дел, поскольку МВД выполняет эту функцию с 01.06.2016.

По новому регламенту регистрацию можно оформить не только в территориальных органах МВД, но и через Единый портал госуслуг или Многофункциональный центр. Регламентом утверждены обновленные формы заявлений о регистрации и других необходимых документов.

В новом регламенте определены сроки предоставления услуги регистрации. С момента подачи документов до момента регистрации не должно пройти более 6 календарных дней. Если документы подаются через портал госуслуг, регистрация осуществляется в срок не позднее 8 рабочих дней.

Основания для остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД полностью описаны в Приказе МВД от 2 марта 2009 г. N 185. Начитавшись разной сомнительной литературы в интернете юный (а иногда и не очень) неискушенный водитель частенько искренне думает, что сотрудники ГИБДД его не могут остановить иначе как на стационарном посту, поклониться и предъявить основания для остановки транспортного средства. Причем, некоторые и вовсе уверены, что останавливать могут только полосатым жезлом.

Новый закон «О полиции», который 1 марта 2011 года вступил в законную силу нам говорит что:

Статья 13. Права полиции

1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

20) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы,

Итак, сотрудник ГИБДД остановить вас, конечно же, может и в чистом поле и на посту и даже за километр до поста, причем, останавливать могут разве что не ногой… шучу конечно, ногой остановить не могут — могут рукой. Все в том же Приказе МВД от 2 марта 2009 г. N 185 есть по предметный список средств для остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД:

64. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство.

При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.

И конечно же для остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД должны быть основания, все они перечислены в п. 63 (в ред. Приказа МВД РФ от 31.12.2009 N 1023)

Остановка транспортного средства

63. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:

  • установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
  • наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
  • необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  • необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  • выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  • необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);
  • необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
  • проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
  • проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

82. Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении, за исключением документов на перевозимый груз, являются выявление нарушения правил дорожного движения, ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, осуществление контрольных мероприятий на стационарном посту ДПС.

Обратите внимание на последний пункт 63 статьи, это как раз то основание, по которому ваше транспортное средство не может быть остановлено сотрудниками ГИБДД нигде кроме как на стационарном посту ДПС. Причем, в соответствии с п. 67 Приказа МВД N 185 сотрудник ГИБДД должен сообщить основания для остановки транспортного средства:

67. Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 20 настоящего Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации (Статьи 25.6, 25.7 Кодекса)

Но бывает и так: Не остановился случайно (действительно не заметил, не успел…). Или темный лес, один в машине и без видимых оснований для остановки транспортного средства вас тормозят сотрудники ГИБДД. Водитель, прочитав все выше написанное и решив, что т.к. он ничего не нарушил и останавливать ему не зачем. И вообще он уже все знает, 185 наизусть выучил. Да не все так просто. Крайне не рекомендую не останавливаться по требованию сотрудника ГИБДД. Ситуации бывают разные, и я постоянно пишу, что не надо вступать в конфликт с сотрудником полиции. Это Регламент есть внутренний документ МВД, ни права ни обязанности водителей он не регламентирует. А вот в ПДД четко сказано (п 2.1.1), какие документы водитель обязан иметь и предъявлять по требованию сотрудника милиции. Кроме того, есть закон «О полиции». В случае не остановки вас все равно «догонят» и тут уже придется очень долго объяснять, что вы ничего не нарушили.

72. В случаях невыполнения водителем транспортного средства требования сотрудника об остановке; визуальном установлении признаков преступления, административного правонарушения при отсутствии возможности своевременной подачи сигнала об остановке транспортного средства; получения информации о совершении водителем транспортного средства преступления, административного правонарушения от другого наряда сотрудников органов внутренних дел, участника дорожного движения; получения указания от дежурного, руководителя подразделения о необходимости остановки транспортного средства в зависимости от конкретной обстановки сотрудником могут быть приняты меры по: передаче информации дежурному, другому наряду сотрудников; преследованию и (или) принудительной остановке транспортного средства. (Приказ МВД от 2 марта 2009 г. N 185)

А останавливать могут и с применением специальных средств вплоть по применения оружия:

для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке; (ст. 21 «Закон о Полиции»)

Разрешение применения оружия для других целей (статья 23, часть 3 «Закон о Полиции»):

Для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

Ну а если ситуация все же кажется подозрительной и приняли решение не останавливаться, езжайте к ближайшему посту ГИБДД и говорите, что какие-то неизвестные люди вас пытались остановить и вам показалось что это не сотрудники полиции. И не забывайте, что сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (Ст. 18 Закон о Полиции)

На дороге каждый решает за себя, остановиться или нет, ругаться с инспектором (по сути, мелочиться) или составив протокол, потом цивилизованно обжаловать действия инспектора, в случае если основания для остановки транспортного средства у сотрудников ГИБДД не было.

Ксения Корнеева

185 МВД

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *