Обязанности куратора

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВУЗЕ

УДК 378

00! 10.23951/1609-624Х-2017-12-13-16

РОЛЬ ИНСТИТУТА КУРАТОРСТВА В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Е. Я. Бельская1, О. Н. Игна2

1 Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск

2 Томский государственный педагогический университет, Томск

Рассматриваются роль и цели института кураторства в современном высшем профессиональном образовании. Цели деятельности института кураторства координируют с задачами современного высшего профессионального образования. Существенным фактором является то, что деятельность института кураторства способствует развитию универсальных и профессиональных компетенций у студентов, всестороннему развитию личности студента. Уточнено современное понимание института кураторства, рассмотрены принципы, на которых основывается деятельность института кураторства. Обобщены проблемы и выделены задачи современного института кураторства в российской системе высшего профессионального образования.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, институт кураторства, куратор, кураторская деятельность, роль современного профессионального образования.

Сегодня перед высшим профессиональным образованием стоят задачи реализации компетент-ностного подхода, создания особой социокультурной среды и условий, необходимых для всестороннего развития личности и, соответственно, определенных изменений в оценке качества подготовки выпускников . Немаловажную роль здесь играет институт кураторства, деятельность которого способствует развитию компонентного состава универсальных и профессиональных компетенций у студентов: профессиональных компетенций (ориентация на работодателя); универсальных компетенций (коммуникации, индивидуальная и командная работа, профессиональная этика, социальная ответственность, обучение в течение всей жизни).

Значимость института кураторства подчеркивается в ряде научных исследований. Так, А. В. Середа отмечает, что институт кураторов активно участвует «в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления)» . О. Н. Шапошникова и В. Л. Левитский поддерживают точку зрения, что работа по «формированию у студентов профессионально значимой культуры» должна проводиться институтом кураторства .

С внедрением компетентностного подхода в образовательный процесс всех российских вузов назрела необходимость в обязательном введении и развитии в вузах РФ института кураторства . Институт кураторства имеет цели, которые коорди-

нируют с задачами современного высшего профессионального образования, а именно способствовать эффективному формированию новой личности выпускника в процессе воспитания и обучения, направленного на профессиональную самореализацию, самоопределение, самообучение в течение всей жизни с учетом требований рынка.

Авторы статьи разделяют точку зрения О. С. Куль -бах, Е. Р. Зинкевич, которые считают, что целью института кураторства является решение задач воспитания и профессионально-личностного развития, таких как «построение гуманных межличностных отношений субъектов образовательной системы; комфортное общение через создание благоприятных социально-психологических условий для продуктивного сотрудничества преподавателей, студентов и (при необходимости) их родителей или людей, поддерживающих образовательную траекторию студентов; создание сплоченной организованной саморазвивающейся корпорации из студенческой группы; содействие личностному росту, самореализации субъектов образовательной системы; обеспечение единства основных направлений воспитательной работы в медицинском вузе, среди которых: умственное, нравственно-деонто-логическое, гражданско-патриотическое и интернациональное, экологическое, эстетическое, физическое, профессиональное воспитание» .

С целью уточнения понятий «институт кураторства», «институт кураторов» обратимся к соответствующим определениям, встречающимся в научных

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2017. 12 (189)

трудах. Так, О. С. Кульбах и Е. Р. Зинкевич определяют понятие института кураторства следующим образом — это «традиционная форма работы со студенческими коллективами (группой, курсом, факультетом), но его идеология меняется в зависимости от существующей социально-политической ситуации и образовательной политики государства» . А. В. Куприна, в свою очередь, отмечает, что «институт кураторов является ключевой структурой в системе воспитательной работы вуза, реализующий программу воспитания студенчества с целью формирования у учащихся активной социальной позиции, гражданского самосознания, развития общей культуры и профессионально-трудовых навыков» .

Таким образом, институт кураторства — ключевая структура учебно-воспитательной работы в высшем профессиональном образовании, которая регламентирует деятельность кураторов академических групп в профессионально-личностном развитии студентов.

При рассмотрении этапов развития отечественного института кураторства, представленных различными исследователями (Е. И. Ерошенкова, Е. Н. Кролевецкая, П. С. Медведев, А. Я. Шаипо-ва), отмечено, что единой точки зрения на этот вопрос не существует. Так, Е. И. Ерошенкова, Е. Н. Кролевецкая, П. С. Медведев выделяют три периода развития института кураторства: появление института кураторства в конце XIX — начале XX в., возрождение в советской высшей школе и становление в последние годы. Согласно А. Я. Ша-иповой, в развитии института кураторства можно выделить семь этапов: подготовительный, зарождения, преобразования, регламентации, активизации, свертывания и этап возрождения (современный этап его развития) .

Известно, что на современном этапе развития во многих вузах России в учебно-воспитательном процессе институт кураторства в том или ином виде существует, другое дело, что нередко его существование номинально, а деятельность — формальна. В условиях современного вуза процессы становления и возрождения института кураторства рассматриваются как инновационные составляющие единого воспитательно-образовательного пространства, где институт кураторства должен быть доминирующим в концепции воспитательной работы вуза .

Деятельность института кураторства в современном вузе должна основываться на следующих принципах: соответствие воспитания потребностям личности, общества и государства; приоритетность общечеловеческих духовных ценностей в формировании будущего специалиста; фундаментальность профессиональной подготовки; целост-

ность; гуманистическая направленность в формировании личности как достойного гражданина; демократизм; инновационность; открытость достижениям науки, культуры и образовательной практики.

Институт кураторов, являясь одной из форм воспитательной работы в вузе, характеризуется наличием структурных и функциональных компонентов, объединенных общей целью . Институт кураторов включает в себя следующих субъектов его деятельности: ответственные за воспитательную работу в вузе, старшие кураторы подразделений, кураторы академических групп, назначаемые или из профессорско-преподавательского состава, или из состава сотрудников вуза, связанных с вне-учебной деятельностью. Также кураторами могут быть студенты старших курсов, как правило, это студенческое кураторство.

Институт кураторства регламентирует деятельность кураторов с помощью законодательных актов об образовании, устава вуза, различных указаний администрации вуза, а также вузовских положений (положение о кураторской деятельности в вузе, положение о кураторе вуза). Каждый вуз самостоятельно разрабатывает свои положения, так как до сих пор единого документа государственного уровня об институте кураторства не существует.

И хотя институту кураторства в современных российских вузах свойственно стремление к упорядоченности элементов его деятельности, движение к целостности и интеграции, но на данный момент ему необходима модернизация. В современных вузах можно выделить несколько проблем института кураторства: многие кураторы не знают целей кураторской деятельности, а также своих обязанностей; кураторами назначают любого преподавателя кафедры, не учитывая его личностных и профессиональных качеств, что влечет за собой формальное выполнение кураторской работы; преподаватели, назначенные кураторами, очень часто не имеют профессионального или дополнительного (педагогического или психологического) образования, что сказывается на качестве кураторской деятельности; несоответствие ожиданий студентов к уровню кураторской поддержки; невысокий профессионализм кураторов; неудовлетворенность кураторов условиями кураторской деятельности; недостаток методического обеспечения и т. д.

На сегодняшний день в российской системе высшего профессионального образования положение института кураторства можно назвать непростым периодом «осознания необходимости этого важного воспитательного инструмента», а также поиска, разработки участниками образовательного процесса нового содержания, форм и

функционирования кураторской деятельности в вузе .

По мнению авторов, есть несколько путей для повышения эффективности института кураторства: развитие организационно-технологического, организационно-методического обеспечения, комплексный подход в совершенствовании системы кураторства (совершенствование правовой базы, разработка методических рекомендаций в помощь кураторам, школы кураторов, совершенствование системы стимулирования деятельности кураторов) .

В условиях стремительно изменяющихся требований к образованию в вузе и продолжающейся модернизации высшего профессионального образования, проявляющихся в новых технологиях взаимодействия преподавателей и студентов, в изменении их позиций, действительно назрела необходимость в модернизации, в разработке нормативно-правовой базы, единой научно обоснованной методики, единого организационно-методического обеспечения и финансирования института кураторства.

В заключение следует обобщить основные положения о значительной роли института кураторства в современном профессиональном образова-

нии: он способствует эффективному формированию студентов как личностей с высоким чувством ответственности, способных к активной профессиональной и успешной жизнедеятельности, направленных на профессиональную самореализацию, самоопределение, самообучение в течение всей жизни; содействует личностному росту и самореализации студентов через развитие профессиональных и универсальных компетенций; оказывает психолого-педагогическую поддержку через создание благоприятных социально-сихологиче-ских условий и социокультурной образовательной среды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все это дает основания для благоприятного прогноза в отношении перспектив развития института кураторства в высшем профессиональном образовании, его дальнейшей модернизации: поиска новых форм функционирования института кураторства; создание единой научно обоснованной методики; разработки содержания и нормативно-правовой базы; разработки единого организационно-методического обеспечения. Здесь следует учитывать опыт, тенденции европейского и мирового сообщества в реализации болонских реформ, придерживаясь при этом национальных традиций в становлении и развитии института кураторства.

Список литературы

3. Шапошникова О. Н., Левитский В. Л. Система кураторства и организация воспитания студентов // Совет ректоров. 2013. № 7. С. 60-65.

6. Куприна А. В. Институт кураторства как фактор социокультурного развития студентов: дис. … канд. пед. наук. М., 2013. 209 с.

Бельская Елена Якубовна, специалист по учебно-методической работе, Национальный исследовательский Томский политехнический университет (пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050). E-mail: belpen@tpu.ru.

Материал поступил в редакцию 25.08.2017.

BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2017. 12 (189)

DOI 10.23951/1609-624X-2017-12-13-16

THE CURATORSHIP INSTITUTE ROLE IN MODERN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

E. Ya. Belskaya1, O. N. Igna2

1 National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russian Federation

2 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После поступления первокурснику предстоит столкнуться с множеством новых понятий: коллоквиум, аудитория, сессия и т. д. Вместо учителей в университете работают преподаватели, а вместо классного руководителя группе назначается куратор. Мы поможем разобраться в том, кто этот человек и что входит в обязанности куратора студенческой группы.

Быстрее войти в ритм студенческой жизни помогут советы, которые получают подписчики нашего телеграм-канала. А еще они первыми узнают о конкурсах и акциях.

Кто такой куратор учебных групп

Куратор группы в вузе или техникуме — это аналог классного руководителя в школе, просто его подопечные взрослее и самостоятельнее.

Куратор — это один из преподавателей, который выполняет роль связующего звена между руководством кафедры, факультета или вуза и студентами группы.

Он тесно сотрудничает со старостой группы, передает необходимую информацию. Зато, в отличие от школы, он практически не общается с родителями студентов (только если они сами проявят инициативу).

Другое название куратора — руководитель академической группы.

Куратор группы в университете

Одна из основных задач куратора группы студентов — помочь первокурсникам адаптироваться в вузе и влиться в учебный процесс:

  • ознакомить с расписанием;
  • показать, где находятся кафедра и аудитории;
  • рассказать, как проходит сессия.

К нему можно обратиться с любым вопросом, который касается учебной деятельности.

Куратор группы в колледже

Функции куратора учебной группы в колледже похожи: он тоже помогает поступившим влиться в учебный процесс. Но поскольку его подопечные еще несовершеннолетние, уровень ответственности выше. Он старается контролировать их успеваемость и, в крайнем случае, может связаться с родителями. Обычно это происходит, если студент начал пропускать пары без уважительной причины или его оценки резко снизились.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Хорошо, когда куратор — наставник и друг

Функции куратора студенческой группы

В большинстве вузов и колледжей действует специальное положение, в котором перечислены обязанности куратора студенческой группы. Вот основные из них.

  1. Участие в собраниях группы.
  2. Помощь в организации учебного процесса группы (вплоть до изменения расписания).
  3. Контроль за посещаемостью и успеваемостью.
  4. Организация воспитательной работы.
  5. Дежурство в общежитиях, где живут студенты группы.
  6. Организация взаимодействия между администрацией и студентами группы.
  7. Извещение о разнообразных конкурсах и мероприятиях в вузе.
  8. Помощь в организации учебной, производственной, преддипломной практики.
  9. Организация культурно-развлекательных мероприятий (экскурсии, посещение театров и выставок, поездки и пр.).
  10. При необходимости — взаимодействие с родителями.

Обратите внимание: если куратор плохо справляется с обязанностями, не общается со студентами и игнорирует их просьбы, группа имеет право написать коллективное заявление с просьбой его заменить.

Кроме куратора группы у студента есть и другие помощники. Например, сервис помощи студентам. Его эксперты проконсультируют и помогут подготовить любую учебную работу.

Обязанности куратора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *