Вопрос о том, сколько дней в неделю ребенку учиться в школе — пять или шесть, волнует многих. Ученики, родители и учителя были бы рады субботнему выходному. В Министерстве образования и науки тоже не возражают. Так почему же пятидневка по-прежнему остается для большинства школ несбывшейся мечтой?
«Это не вопрос!» — огорошила меня моя родственница Алена, собираясь в школу субботним утром. Наспех завтракая собственноручно приготовленной яичницей, семиклассница челябинского лицея N 31 громко возмущалась: «Нашли о чем спрашивать! И дураку понятно, что лучше отдыхать, чем работать». В ее субботнем расписании — физкультура, русский, физика, алгебра и английский.
А кто возражает?
Оказывается, никто. А в том, что дети учатся шесть дней в неделю, нет никакого злого умысла. По словам члена-корреспондента Российской академии образования, гендиректора издательства «Просвещение» Александра Кондакова, выбор режима работы — вопрос компетенции конкретного образовательного учреждения, поскольку федеральные стандарты предусматривают и пятидневную, и шестидневную недели обучения. Однако свои личные предпочтения Александр Михайлович отдает пятидневке, полагая, что минимум два дня в неделю дети должны проводить со своими родителями.
Почему же большинство школ выбирает шестидневку? Да потому, что там убеждены: по сокращенной программе качественно детей не выучишь.
— Раньше на изучение Великой Отечественной войны в выпускном классе отводилось больше двадцати часов, а сегодня — всего несколько уроков. Кто же в этой ситуации будет сознательно отказываться от дополнительного учебного времени? — поясняет ситуацию директор московского центра образования N 1454 Олег Глухих.
Того же мнения придерживается и Лидия Шишканова, заместитель директора МОУ «Гимназия» N 3 г. Оренбурга:
— Возьмем для примера пятый класс. По федеральному базисному учебному плану для пятиклассников установлено 28 часов в неделю при пятидневном обучении и от 29 до 31 часа — при шестидневке. По каким предметам будут сокращены часы при пятидневке? Ответ однозначный: только по русскому языку и математике, поскольку от других предметов ни часа отнять нельзя, ведь на них и так отводится всего один-два часа в неделю. Однако родители и ученики не заинтересованы в сокращении числа уроков по основным предметам, которые являются обязательными при сдаче ЕГЭ.
Для заместителя директора московского центра образования N 1454 Алексея Коробанова, который собственноручно составляет расписание уроков, как дважды два ясно, что при пятидневной неделе в этом перечне не должно быть ни на час больше того, что запланировано в базисном учебном плане. Если же такая прибавка произошла, класс автоматически переводится на шестидневный режим обучения.
За кем выбор?
Оказывается, за советом школы. Этот орган избирается на отчетно-выборной конференции прямым тайным голосованием из представителей ученического коллектива, школьных работников, родителей и общественности. Каждая из этих категорий представлена в совете в равных долях, а сколько всего туда входит людей, определяет устав конкретной школы. «Все подобные вопросы (пятидневка-шестидневка и др.) решаются непосредственно в школе с участием родителей», — не устает напоминать министр образования и науки Андрей Фурсенко. Причем родители, по его мнению, «очень плохо знают свои права и возможности».
Может быть, это верно для большинства российских школ. Но в тех московских, оренбургских и челябинских школах, в которых побывала я, собирая материал для этой заметки, советы существуют не на бумаге, а на деле. Так что, если ребята учатся шесть дней в неделю, значит, так решил школьный совет.
«Хотели бы, да не можем»
Пять дней в неделю в России повсеместно учатся только школьники начальных классов. Теоретически на свободную субботу могут перейти пятые-девятые и даже десятые-одиннадцатые классы тех школ, где нет профильного обучения — то есть специализации повышенного уровня. Федеральный базисный учебный план это позволяет. Но и там переходить на пятидневную неделю не торопятся. «Хотели бы, да не можем, — объясняют учителя, — ведь надо учеников к предстоящему ЕГЭ готовить. И начинать подготовку следует с 5-6-го, а не 11-го класса».
Наконец, есть еще одно важное обстоятельство — материального характера. Дорогостоящие репетиторы и подготовительные курсы при вузах сегодня, в кризисные времена, по карману далеко не всем родителям. Поэтому многие выпускники свою подготовку к ЕГЭ связывают только со школой. И для них лишний час по математике, за который не надо платить, — настоящее благо. Ну а для гимназий и лицеев вопрос о пятидневке вообще не стоит.
Вот и получается, что пятидневка на деле в школу так и не пришла. Чтобы качественно и без посредников (курсов, репетиторов) учить детей пять дней в неделю, нужен баланс между базисным учебным планом и требованиями к содержанию проверки знаний учеников, а этого пока нет. Поэтому субботний выходной по-прежнему остается лишь мечтой для большинства учеников, родителей и учителей.
Строгие СанПиНы
Школьное расписание уроков строго контролирует Минздравсоцразвития. С 2002 года действуют новые санитарно-эпидемиологические правила и нормы. Например, согласно школьным СанПиНам, занятия по математике следует проводить только вторыми, третьими и четвертыми уроками. А вот седьмых и восьмых уроков по обязательным предметам в расписании быть не должно. После уроков по обязательным базовым общеобразовательным предметам (математика, русский язык, литература, иностранный язык, история, обществознание, естествознание и физкультура) должен быть предусмотрен часовой перерыв, и лишь потом могут проводиться уроки по предметам развивающего характера. Есть требования и к распределению учебной нагрузки в недельном цикле. Скажем, наибольшая интенсивность приходится на вторник и четверг, а вот среда должна быть несколько облегченным днем.
При пятидневной неделе выполнить все эти предписания практически невозможно, утверждают педагоги.
МНЕНИЯ
Софья Митрошина, ученица 11-го класса школы N 1283 г. Москвы:
— По субботам в школу приходит мало учеников. Лучше бы каждый день по семь уроков сделали, а субботу вообще освободили.
Николай Никандров, президент Российской академии образования:
— С точки зрения здоровья весь объем школьных часов лучше делить на шесть дней, максимально уменьшая ежедневную нагрузку. Но, конечно, пятидневка удобнее и для родителей, и для детей.
Александр Адамский, ректор института проблем образовательной политики «Эврика»:
— В школе должна быть, конечно, пятидневка. А в выходные дни здесь лучше проводить совместные спортивные и культурные мероприятия с участием детей и родителей.
Татьяна Цапурина, учитель истории и обществознания школы N 21 г. Миасса Челябинской области:
— При нашей зарплате нагрузка в шесть учебных дней — это тяжелый труд.
На количество уроков для школьников в общеобразовательных учреждениях налагаются требования как по максимальной нагрузке в день, так и по суммарной нагрузке в неделю. Рекомендуется распределять учебную нагрузку на учеников равномерно в течение недели, не превышая допустимых значений.
Требования по количеству уроков в день
Класс | Максимально допустимое количество уроков в день |
1-й | В сентябре-октябре – 3 урока по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – 4 урока по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока по 45 минут каждый, один день в неделю допускается 5 уроков при условии, что один из них физкультура |
2–4-й | Не более 5 уроков, один день в неделю допускается 6 уроков при условии, что один из них физкультура |
5–6-й | Не более 6 уроков |
7–11-й | Не более 7 уроков |
Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки
Классы | Максимально допустимое количество уроков* в неделю | |
При 6-дневной неделе | При 5-дневной неделе | |
1-й | – ** | 21 |
2–4-й | 26 | 23 |
5-й | 32 | 29 |
6-й | 33 | 30 |
7-й | 35 | 32 |
8–9-й | 36 | 33 |
10–11-й | 37 | 34 |
* Продолжительность одного урока – 1 академический час (45 минут).
** В первом классе не допускается 6-дневная учебная неделя.
Приведенный выше материал вступает в силу с 1 сентября 2011 года согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москвы «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».