Дом около кладбища

1 ноября 2017 в 9:27
Елена Зуева / Фото: Дарья Бурякина / Фото: Ольга Шукайло / REALTY.TUT.BY

Тему жизни рядом с кладбищем подсказали новоселы «Диадемы» в ЖК «Минск-Мир»: люди пришли на приемку квартир и заметили, что с французских балконов видно Козыревское кладбище. «Да ладно, у нас еще нормальный вид, больше не повезет тем, кто будет жить в пятой «Марине», — та прямо у кладбища стоит», — успокаивали себя дольщики «Диадемы». «Кладбище выглядит как зеленый оазис, деревья там точно не вырубят», — парировали другие.

REALTY.TUT.BY побывал в гостях у тех, кто живет рядом со старейшими кладбищами Минска — Военным и Кальварийским, и узнал, что думают люди по поводу такого соседства.

«Из-за кладбища купил квартиру дешевле»

Козыревское кладбище, которое волнует некоторых дольщиков строящихся домов в ЖК «Минск-Мир», было закрыто по решению Мингорисполкома в 2015 году.

Дома строятся близко к кладбищу, но потенциальных новоселов это не смущает. Квартиры в строящемся ЖК «Минск-Мир» раскупают быстро.

Сформировалось оно сто лет назад, в 1917 году, занимает площадь чуть больше пяти гектаров. Тут нашли упокоение рядовые местные жители, а также солдаты, погибшие во время освобождения Минска в 1944 году.

В КУП «Спецкомбинат КБО» рассказали, что новые погребения на Козыревском кладбище запрещены, но есть исключение:

— В соответствии с частью пятой статьи 25 Закона Республики Беларусь «О погребении и похоронном деле» (далее — Закон о погребении) захоронение в закрытых местах погребения запрещается, за исключением захоронения на свободных местах в пределах выделенных участков для захоронения, а также подзахоронения урн с прахом (пеплом) рядом с ранее умершими супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками.

Не удивительно, что в день репортажа, который должен был рассказать о новостройке «Диадема», на Козыревском кладбище заметили небольшую траурную церемонию. У могилы стояли три человека, священник читал молитву… За листвой деревьев это вряд ли кто-то заметил.

В группе дольщиков «Марин» во «ВКонтакте» это соседство уже обсуждалось, но бури не было. Потенциальный новосел Александр поставил точку в обсуждении темы, когда написал: «Если возле кладбища, то за 800 , если дальше, то — 1000. Кому как) Купил квартиру на 10 баксов дешевле из-за кладбища) А окна во двор».

«Кладбище было лучшим местом для игр»

Пока будущие новоселы обсуждают на форумах необычное соседство, опытные люди утверждают: жить с видом на место последнего упокоения минчан не страшно! Неонила Кирилловна с 1959 года живет в доме № 1/9 на пересечении улиц Козлова и Михайлова. Окна ее квартиры смотрят на Военное кладбище.

Напомним, Военное кладбище сформировалось в 1840-х годах. Тут хоронили видных государственных, военных, научных деятелей, представителей творческой интеллигенции. После освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков — участников Минского подполья, воинов, погибших при освобождении города. На этом кладбище сохранилось много исторически и эстетически ценных памятников, захоронены знаменитые люди (например, Янка Купала и Якуб Колас). Долгое время оно было главным элитарным кладбищем Беларуси.

В 2015 году Военное кладбище, как и Козыревское, по решению Мингорисполкома было закрыто для погребений. Но и здесь действует исключение в виде захоронений на свободных местах в пределах выделенных участков, а также подзахоронения урн с прахом рядом с ранее умершими супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками.

— Живу рядом с Военным кладбищем почти шестьдесят лет и просто его не замечаю, — рассказывает Неонила Кирилловна. — Сюда мы переехали из коммуналки на улице Фабрициуса, когда папе, работнику Министерства сельского хозяйства БССР, дали эту квартиру. Наш дом тогда условно делился на две части: в одной жили работники КГБ, в другой — работники сельского хозяйства. Мой папа Кирилл Хабенко был известным агрономом, сажал сад Сталину. Он еще написал книгу, где ратовал за то, чтобы в каждом колхозе был мичуринский сад. Это сейчас уже все вырубили, а тогда, помню, антоновка в садах просто светилась! И город папа любил, это с его подачи на главном проспекте столицы появились липы.

Дочь Неонилы Кирилловны Наталья также поделилась воспоминаниями и рассказала, что в 60-е годы у них, тогда еще совсем детей, Военное кладбище было лучшим местом для игр.

— И играли на этом кладбище, и даже летом загорали — при этом не ощущали никакого страха, — говорит Наталья. — Последние похороны с почестями тут были, по-моему, в 1961 году. Я это помню, потому что стреляли перед окнами — хоронили какого-то военного. Еще очень запомнилась Пасха в советские времена, празднование которой тогда было под запретом. Чтобы на Пасху молодежь не могла попасть в церковь Александра Невского, вокруг Военного кладбища всю ночь стояло милицейское оцепление. Помню, как из любопытства мы пытались протиснуться через оцепление, чтобы рассмотреть службу в храме и крестный ход. Ничего из этого не выходило, потому что за оцеплением был еще высокий забор — так что шансов что-то увидеть у нас не было.

Старые фото, в квартире на Козлова — Михайлова наряжают елку к Новому году

Неонила Кирилловна рассказала, что сейчас довольна тем, как выглядит Военное кладбище.

Вид из окна квартиры

— Хорошо, что в последние годы захоронения привели в порядок. Раньше там постоянно были бездомные, которые приходили ночевать к нам под дверь. Теперь такого уже нет. Вообще Минск за последние годы стал очень красивым, чистым.

Еще ближе к Военному кладбищу, на улице Краснозвездной, 21, живет Георгий Аркадьевич.

Окна квартиры скорее напоминают большие рамы, в которых застыл осенний пейзаж. Его внучка Валентина рассказывает:

— Мы решили, что будем там венчаться, — кивает в сторону церкви Александра Невского Валентина. Девушка недавно приехала в Минск из Германии, чтобы познакомить дедушку со своим женихом. Она запрыгивает на кровать, отодвигает штору и смеется, вспоминая реакцию недавних гостей. — Очень многие ужасаются, когда видят, что мы живем почти на кладбище. А мне нравится, и жениху — тоже! Особенно люблю, когда звонят колокола. Здесь вообще удивительно хорошее место.

Дедушка Валентины рассказал, что «квартира у кладбища была делом случая».

— В 70-х годах жена заметила объявление на столбе, где предлагали обмен квартиры — и мы решили сюда переехать. Это был осознанный выбор, кладбище нас не пугало. В основном здесь жили сотрудники стройтреста, но были и силовики. Мой сосед по фамилии Чистяков, которого, к сожалению, уже нет, был заместителем начальника Минского областного управления милиции.

Георгий Аркадьевич ничего не хочет менять в своей квартире. Просит внучку не портить атмосферу ремонтом, не трогать библиотеку, которую собирал 50 лет. По словам Валентины, комнату ее дедушки часто арендуют киношники

Долгое время, по словам Георгия Аркадьевича, местным жителям докучали бомжи и выпивохи, которые практически жили на Военном кладбище.

— Хорошо, что город в итоге порядок тут навел. Сейчас у нас тут тихо, как в деревне. Когда-то жильцы даже плодовые деревья вокруг дома посадили. Помню, как сосед хвастался: «Аркадьевич, посмотри, сколько ведер груш собрал!». А кладбище? Никто его тут не боится, оно же недействующее. Можно сказать, что это уже не кладбище. А шикарное зеленое пространство.

«Самый лучший вид у Кальварии — ночью»

Из сохранившихся в Минске кладбищ Кальварийское — самое старое. Оно было основано в 1807 году, по неофициальным источникам — намного раньше.

Изначально Кальварийское кладбище служило католикам Минска, позже здесь хоронили пленных французов, австрийцев, швейцарцев. В советские годы Кальварийское кладбище стало общегородским. Сейчас оно является объектом историко-культурного наследия.

— До настоящего времени решений местных органов власти о закрытии кладбища «Кальварийское» не принималось, — рассказали в КУП «Спецкомбинат КБО». — На указанном кладбище в настоящее время производятся захоронения традиционным способом (гробом) умерших родственников (свойственников) на свободных местах в пределах ранее предоставленного участка для захоронения, захоронение традиционным способом либо урн с прахом после кремации указанных умерших в существующую могилу, урн с прахом после кремации в колумбарии (только в ранее зарезервированных нишах).

Четыре высотки на улице Притыцкого, 2 строились через дорогу от Кальварии.

Люди, которые покупали здесь квартиры, делали свой выбор осознанно. И видом из окна, уверяют, довольны.

— Кальварийское кладбище — это уже историческое место, — рассказывает Игорь. Он с семьей живет на одиннадцатом этаже одной из высоток. — Осенью, когда уже нет листвы, Кальвария особенно красива по ночам, когда хорошо видна подсветка костела (костел Воздвижения Святого Креста. — Прим. TUT.BY). И даже когда приходят гости, любят «зависнуть» в окне. Кстати, кладбище видно со всех четырех комнат нашей квартиры — и это нас абсолютно не смущает. К тому же мы врачи, психика у нас крепкая.

В последние годы бурной капитализации всей страны и коммерциализации всего что плохо и хорошо лежит погоня за сверхприбылями, все чаще приводит к случаям о замалчивании либо искажении достоверных данных о допустимости строительства жилых домов на различных территориях.

Например, строительство жилых домов на бывших кладбищах, на захоронениях, или на скотомогильниках, а так же на недопустимых расстояниях до запретных зон отчуждения и санитарных зон. Разрешение на строительство жилых домов на кладбищах и рядом не должно выдаваться ни под каким предлогом!

«Плохие места»

«Плохие места», назовём это так — это, прежде всего места массовых захоронений,могильники как людей, так и заражённых животных, бывшие кладбища, братские могилы, бактериально- , химически- , радиологически -заражённые территории, места захоронения отходов промышленного производства.

Если Вы знаете, что Ваш дом или земельный участок находится в данной зоне — это повод основательно задуматься. И дело здесь далеко не в «мистике», а в реально существующей опасности превышения порога допустимых концентраций тех или иных вредных веществ и примесей.

Впрочем, и мистику никто не отменял, а точнее — не изучил до конца научное обоснование таких «чудес».

А вот из изученного, можно сказать, что в таких местах негативное влияние на здоровье проживающих здесь людей происходит ежедневно.

Можно ли строить дом на бывшем кладбище?

Дело в том, что все захоронения имеют свои технические характеристики своего существования. Это — условия эксплуатации этого захоронения.

В этих ТУ должны быть четко описаны временные параметры, то есть когда данный земельный участок можно будет использовать по другому назначению. Так же должны быть указаны и все другие технические регламенты, то есть условия поддержания в безопасном состоянии того или иного объекта.

Так, например, необходимо постоянно проводить геомониторинг данных участков, с целью недопустимости вымывания вредных веществ атмосферной или грунтовой водой, то есть регулярно отслеживать изменение уровня грунтовых вод, рельефа местности, уровня поверхности земли. Все это требует определённых затрат, усилий. Кто всё это у нас делает?.. Вы в ЭТО верите??

Время существования некоторых кладбищ должно исчисляться сотнями лет, но ни для кого не секрет, что при каждой смене власти очень многое меняется!

В любом кадастровом паспорте на землю прописывается разрешенный вид использования данного земельного участка.

Это может быть земля сельскохозяйственного назначения, участок для индивидуального строительства, дачный, промышленное назначение участка, земли парков и скверов. Местная администрация имеет право выдавать разрешение на строительство на земельных участках только соответствующего назначения.

Отвечая на вопрос: «можно ли строить дом на кладбище?», можно сказать следующее.

Таких «плохих мест”, где строительство полностью запрещено или разрешено ограниченно, конечно, не так уж много, но зачастую, этот вопрос становится актуален, поскольку места эти находятся в больших индустриальных городах.

В городах с большой историей, таких как Москва, Киев, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, поскольку с интенсивным развитием территорий возникает дефицит земель под застройку, которой должен быть чем-то восполнен.

Дефицит земель влияет не только на стоимость жилья, но и на развитие городов и агломераций в целом. Эта же проблема описана и в материале о токсичных отходах и захоронениях.

И все же почему разрешают строить на захоронениях, кладбищах, могильниках и в других запрещенных зонах?

Такой вопрос уже можно отнести к разряду философских и полемизировать над ним очень долго. В рамках же этого материала заметим, известное высказывание о том, что прогресс не остановить.

Конкретные же обстоятельства, при которых возникает возможность осуществлять строительство на кладбищах, требуют разбирательства в каждом отдельном случае. В данном же материале все же позволим себе дать совет поговорить со старожилами и покопаться в истории города, если вы не хотите сделать местом своего проживания бывшее кладбище!

Дом около кладбища

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *