Лифт срок эксплуатации

Вопрос от 12.07.2018:

В Управление поступило обращение по вопросу безопасности эксплуатации лифтового оборудования, а именно наличия шума и вибрации при работе лифтов?

Ответ: Требования к лифтам в том числе требования в период эксплуатации регламентируются .

На основании статьи 5 ТР ТС 011/2011 «Обеспечение соответствия требованиям безопасности» соответствие лифтов и устройств безопасности лифтов настоящему Техническому регламенту Таможенного союза обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственно, либо выполнением требований взаимосвязанных с настоящим Техническим регламентом Таможенного союза стандартов, а именно согласно п. 4.3 б) ГОСТ Р 53780-2010 «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке», шум и вибрация не рассматриваются в качестве опасных факторов работы лифта.

Также статья 6 ТР ТС 011/2011 «Подтверждение соответствия лифта, устройств безопасности лифта» определяет проведение оценки соответствия лифтов в течение назначенного срока службы, которая осуществляется в форме технического освидетельствования не реже одного раза в 12 месяцев организацией, аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном законодательством государства-члена Таможенного союза. Результат оценки соответствия лифта оформляется актом и указывается в паспорте лифта.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 Федерального закона от 29.12.2004 № 188-ФЗ «Жилищный кодекс Российской Федерации» собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включая лифты. В соответствии с пунктом 41 раздела IV «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13.08.2006 собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества (в том числе лифтов) в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действия работников обслуживающей организации, а также результаты работы указанной организации не устраивают жильцов дома (собственников жилья), собственники в праве решением собрания воздействовать на управляющую компанию (эксплуатирующую лифты организацию) по заключению договора на техническое обслуживание лифтов с другой обслуживающей организацией или заключить договор с другой управляющей компанией.

Вопрос:

Каков максимальный срок эксплуатации пассажирского лифта в жилом доме?

Ответ: На данный вопрос ответ дан специалистами Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора.

В соответствии с , при отсутствии в паспорте лифта, введённого в эксплуатацию до вступления в силу настоящего технического регламента, сведений о назначенном сроке службы назначенный срок службы лифта устанавливается равным 25 годам со дня ввода его в эксплуатацию.

По истечении назначенного срока службы не допускается использование лифта по назначению без проведения оценки соответствия с целью определения возможности и условий продления срока использования лифта по назначению.

Согласно положениям пункта 5 статьи 6 ТР ТС 011/2011 оценка соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, проводится в форме обследования организацией, аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном законодательством государства – члена таможенного союза.

На основании результатов обследования оформляется заключение, содержащее:

  • условия и возможный срок продления использования лифта;
  • рекомендации по модернизации или замене лифта.

Дополнительно сообщаем, что в настоящее время количество обследований для возможного продления срока использования лифта по назначению не регламентировано. Сведения о проведённом обследовании лифта и возможный срок продления его использования специалист испытательной лаборатории (центра) записывает в паспорт лифта.

Петербург является одним из лидеров по уровню износа лифтов в России. Чуть меньше чем у половины эксплуатируемых в городе лифтов, а это 32 тыс. подъемных устройств, истек назначенный срок службы. Ежегодно в Петербурге подходит к концу срок эксплуатации примерно тысячи лифтов, но с учетом накопленных за предыдущие годы проблем только для того, чтобы остановить «прирост» лифтов, превысивших нормативный срок эксплуатации, необходимо ремонтировать около двух тысяч лифтов в год.

В середине сентября 2013 года на заседании Законодательного собрания Петербурга депутаты утвердили запрос к губернатору Георгию Полтавченко, в котором говорят о необходимости выделения из бюджета денег для обследования лифтов в многоквартирных домах города.

В этом документе говорится, что в настоящий момент в городе эксплуатируется более 9 тыс. лифтов с истекшим сроком службы, что может представлять опасность для жизни и здоровья более миллиона граждан.

По словам главного редактора «Лифт-пресс.ru» и интернет-журнала «Лифтовики» Андрея Крякова, правительство Санкт-Петербурга в начале года заявляло о готовности в 2013 году потратить 1,5 млрд рублей на демонтаж отслуживших свой срок лифтов и установку новых в 204 многоквартирных домах города. «Всего планировалось заменить 706 лифтов. Насколько мне известно, впоследствии выделялись дополнительные средства на замену. В ближайшее время в Жилищном комитете планируют провести собрание, чтобы обсудить выполнение программ по замене лифтов, на котором, вероятно, будут названы цифры итогового финансирования на цели лифтового хозяйства», — говорит он.

В настоящее время в Петербурге эксплуатируется свыше 32 тыс. лифтов. В целом по России в эксплуатации находится около 500 тыс. лифтов, и доля Петербурга составляет примерно 7%. К примеру, в Москве работает около 100 тыс. лифтов, что составляет 20% от общего количества лифтов в стране.

Обслуживанием лифтов занимаются специализированные организации. Основными на рынке являются ООО «Радел», ООО «Лифт РСУ-5» (ЗАО «Коне Лифтс»), Otis. Кроме этих, существует много небольших организаций, и в целом рынок можно назвать достаточно конкурентным. Несмотря на существенное увеличение финансирования со стороны бюджета работ по замене лифтов, эксперты утверждают, что говорить о коренном переломе пока рано, так как средств требуется как минимум в два раза больше. В настоящее время собственники платят 5% от общей стоимости лифта, 95% платит бюджет. Для примера, в Новосибирской области, участвуя в региональной программе по замене лифтов, собственники платят уже 30%. Лидером по финансированию замены лифтов является Москва, где сейчас действует пятилетняя программа замены лифтов, в ходе которой предполагается заменить 25 тыс. лифтов.

Износ больше половины

По словам Андрея Крякова, в Петербурге, по разным оценкам, в настоящее время эксплуатируется от 10 до 13 тыс. лифтов, у которых истек назначенный срок службы, и они подлежат замене. «В 1990-х и в начале 2000-х годов финансирование государством замены лифтов было недостаточным, ввиду чего произошло значительное устаревание лифтового парка. Это характерно не только для Петербурга, но и для всей страны. Похожая ситуация сложилась и в странах бывшего СССР. Ежегодно в нашем городе подходит к концу срок эксплуатации около тысячи лифтов, но с учетом накопленного за предыдущие годы «недоремонта» только для того, чтобы остановить «прирост» лифтов, превысивших нормативный срок эксплуатации, необходимо в год ремонтировать около двух тысяч лифтов. Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» от 18.10.2011 N 011/2011 предусматривает обязательную экспертизу в течение пяти лет всех лифтов, изготовленных до 1992 года, и в течение семи лет — всех лифтов, изготовленных после этой даты. Лифты, не соответствующие требованиям Технического регламента, подлежат модернизации или замене», — рассказывает господин Кряков.

Игорь Арнаутов, аналитик «Инвесткафе», подсчитал, что в Петербурге около 12 тыс. лифтов, срок эксплуатации которых более 25 лет (37%). «При этом после модернизации программы лифтового оборудования в конце 2013 года, возможно, износ увеличится до 70 процентов», — говорит он.

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент», говорит, что уровень износа лифтов в стране составляет 35-40%. «Вступивший в силу в 2010 году «Технический регламент о безопасности лифтов», утвержденный постановлением правительства Российской Федерации, требует до 2015 года включительно заменить и модернизировать более 150 тыс. лифтов в многоквартирных домах по всей стране, в противном случае их следует вывести из эксплуатации. То есть очевидно, что фронт работы для лифтостроителей имеется, и это только вторичный рынок, а есть ведь еще и первичный рынок — поставки лифтов в новые здания, сооружаемые по всей стране», — говорит он.

Иностранцы теснят местных

Основными производителями лифтового оборудования, используемого для замены за счет бюджета, являются Могилевский завод лифтового машиностроения (город Могилев, Белоруссия), Щербинский лифтостроительный завод (Москва), Карачаровский механический завод (Москва) и Otis (бюджетные модели, производимые в Петербурге), а также «Стилкон» (предприятие в Петербурге, специализирующееся на изготовлении лифтов нестандартных размеров для установки, как правило, в старом фонде). В сегменте коммерческого строительства значительную долю занимают также иностранные производители. Основные среди них — Otis, Kone, Thyssen Krupp и Shanghai Mitsubishi Elevators Co. В целом производителей гораздо больше, но их доля в общем объеме не так значительна.

По словам господина Крякова, в последние годы наблюдается повышение доли импортного оборудования в общем объеме рынка. «В 2012 году доля лифтов отечественного производства составила 67,35 процента, в то время как еще в 2010-2011 годах российские производители занимали на рынке 77,3 и 69,25 процента соответственно. В настоящее время отечественными производителями в Евразийской экономической комиссии через отраслевые объединения лоббируется введение таможенных пошлин на импортируемые лифты, решение об этом в настоящее время проходит стадию подготовки и согласования», — рассказывает Андрей Кряков.

По словам Игоря Арнаутова, важным поставщиком лифтов на российский рынок является Могилевский лифтостроительный завод, располагающий мощностями до 12 тыс. единиц продукции в год. «За ним следует американская компания Otis, производящая на своем предприятии в Петербурге до 4 тыс. лифтов в год. Наряду с финской компанией Kone ей принадлежит доля российского рынка в 10 процентов. Российские производители в настоящее время покрывают большую часть потребности внутреннего рынка, особенно в области жилищного строения. Главное преимущество — достигающая почти 50 процентов разница в цене по сравнению с импортной техникой. Зарубежные производители лучшего всего представлены в Москве и крупных городах России с населением в миллион человек и более. При этом отмечается, что российские производители постепенно теряют часть отечественного рынка», — также говорит господин Арнаутов.

В компании Otis на запрос «Ъ» не ответили, в Thyssen Krupp сообщили, что должны согласовать комментарии в головном офисе в Германии, что займет как минимум неделю, в пятницу связаться с руководством Карачаровского механического завода не удалось.

Цена вопроса

Согласно данным Росстата, средняя цена одного лифта у производителей в 2012 году составила 653,4 тыс. рублей.

Господин Кряков говорит, что замена одного лифта обходится в среднем в 1,7-1,9 млн рублей. «Стоимость зависит от этажности лифта, от типа шахты, грузоподъемности, других параметров. Наименее затратна замена лифта в глухой шахте (как правило, железобетонной), самая дорогая замена в приставных (подвесных) шахтах, так называемых «стекляшках» — ввиду того, что во втором случае замене, как правило, подлежит еще и непосредственно шахта. Стоимость замены такого лифта может доходить до 3-4 млн рублей. Самый экономичный способ обновления лифта — его модернизация, при которой от старого лифта остаются направляющие в шахте, а все остальное (то есть двери шахты, кабина, лебедка, станция управления) меняется на новое оборудование. Модернизация лифта на 400 кг стандартной девятиэтажки может обойтись в 1,3-1,4 млн рублей. Стоимость ремонта зависит от того, что надо ремонтировать. Мелкий ремонт входит в стоимость обслуживания, ремонт и замена крупных узлов (например, электродвигателя) определяются отдельно», — рассказывает он.

По оценке господина Арнаутова, цены на установку лифта могут колебаться от 1,5 до 2,5 млн рублей. Капитальный ремонт лифта обходится в 1-1,5 млн рублей.

Что касается затрат на эксплуатацию, то на основании письма комитета по тарифам Петербурга от 29.08.2012 N 01-14-1691/12-0-0 базовая стоимость комплексного технического обслуживания одного лифта на девять этажей составила 3932,99 рубля, и в среднем составляет около 5 тыс. рублей. На стоимость обслуживания влияет количество этажей, доступность расположения, количество лифтов, находящихся рядом, и может доходить до 6-7 тыс. рублей.

Проблемы и тенденции

Среди основных проблем лифтового рынка Петербурга эксперты выделяют нехватку квалифицированных кадров, высокую нагрузку по количеству лифтов на отдельно взятого механика, усиление конкуренции между производителями и компаниями, занимающимися заменой и обслуживанием лифтов.

По словам господина Крякова, нередки случаи демпинга и нарушения антимонопольного законодательства. В тендерах на замену лифтов иногда побеждают компании, не специализирующиеся на данных работах, и в дальнейшем они отдают лифты для монтажа специализированным организациям на субподряд, оставляя себе значительную часть прибыли. Это лишает непосредственных исполнителей средств для развития технологической базы и повышения квалификации персонала, что зачастую приводит к снижению качества предоставляемых услуг. «Отдельной строкой идет несовершенство нормативной базы в сфере лифтового хозяйства. Из тенденций можно отметить повышение внимания властей к высокой степени износа лифтов и увеличение финансирования замены устаревшего оборудования. Во многих субъектах федерации приняты и работают программы по замене и модернизации старых лифтов», — рассказывает он.

Господин Арнаутов говорит, что основной проблемой рынка лифтового оборудования является множество сервисных компаний, качество обслуживания которых довольно сложно проверить, также низкой остается и квалификация механиков и лифтеров. «Кроме этого, многие УК и ТСЖ устанавливают завышенные тарифы за использование лифта», — констатирует он.

Петербургская специфика

Петербургские лифты действительно имеют свои особенности. По словам господина Крякова, при проектировании и строительстве домов в историческом центре города, в дореволюционном фонде, не планировалось устанавливать подъемные устройства, поэтому при встраивании лифтов в пролетах между лестницами, использовании приставных или подвесных шахт, приходится находить соответствующие технические решения, заказывать нестандартные лифты, что не свойственно современным мегаполисам. «И, как уже говорилось, лифты в нашем городе имеют самую высокую степень износа в стране», — говорит он.

Это подтверждают и другие аналитики. В частности, господин Арнаутов говорит, что в Петербурге износ лифтов является одним из самых высоких, поэтому городу требуется ежегодно заменять около 1200 лифтов, чтобы этот показатель оставался на уровне 37%.

По словам господина Баранова, несмотря на то, что лифт изобретен больше века назад, он не является чем-то устаревшим и неизменным. «Лифты меняются, как меняется другая машиностроительная продукция, меняются требования, предъявляемые к ним. В стране активно развивается высотное строительство, дома стали многоквартирными, нагрузка на лифты увеличилась. Появились новые материалы, которые могут быть использованы в производстве лифтов, выросли требования к их безопасности, сейчас необходима их повышенная вандалоустойчивость, но при этом и определенный комфорт при поездке должен оставаться. То есть произошли довольно значительные изменения в производстве и эксплуатации лифтов в нашей стране. И производители обязаны соответствовать этим возросшим требованиям, если они хотят остаться на рынке. Это, в свою очередь, дает надежду потребителям на то, что у них и дальше будет широкий выбор лифтов — по типу, цене, уровню комфорта, техническим характеристикам», — рассуждает господин Баранов.

Юлия Чаюн

Скоро все российские пассажирские лифты и их механизмы в обязательном порядке будут проходить ежегодное «освидетельствование». И в случае отрицательного заключения им пропишут обязательный ремонт или модернизацию.

Установлен и предельный срок эксплуатации лифтов — 25 лет с момента первого запуска. Раньше время службы подъемников не ограничивалось. Эти и другие новшества содержатся в техническом регламенте о безопасности лифтов, который сегодня публикует «РГ». Регламент утвержден постановлением правительства и вступит в силу через год.

С точки зрения технологических требований к производителям современных качественных лифтов, этот документ безупречен, сказал Владислав Герасимович, член экспертного совета «лифтовой секции» Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям. В нем подробно прописаны параметры скорости, грузоподъемности, пожароустойчивости, которыми должен обладать идеальный подъемник. Теперь все без исключения лифты будут оснащены тревожной сигнализацией для связи с диспетчером, системой вентиляции и генераторами, позволяющими освещать кабины в случае внезапных перебоев с электричеством.

Не забыта и антивандальная отделка кабин. Пол, стены и потолок лифтов должны изготавливаться из особо прочных материалов, снижающих риск их намеренного повреждения или поджигания. Особые устройства должны обеспечивать эвакуацию людей из кабины в случае ЧП. Подумали авторы документа и об инвалидах. Лифты должны конструироваться так, чтобы в них свободно проходили инвалидные коляски, а в кабине были поручни.

А вот организационная часть регламента, предупреждает Герасимович, хромает. И как он будет реализовываться, не совсем понятно. В частности, кто в итоге отвечает за обслуживание лифтов — эксплуатационники, ремонтники или собственники? Ведь обязанности собственников лифтов в регламенте, уверяет эксперт «РГ», только декларируются. Тем самым их ответственность за несоблюдение условий регламента размывается. Для того чтобы документ заработал на практике, действительно обеспечивая безопасность пассажиров, предстоит внести изменения в некоторые законодательные нормы, например, в Жилищный кодекс. Благо для этого, по словам Герасимовича, есть еще год.

По данным Ростехнадзора, из 500 тысяч лифтов, которые сегодня работают в России, почти 40 процентов выработали свой срок и требуют полной замены. В регламенте зафиксированы сроки, в которые их владельцы должны представить лифты на экспертизу. К примеру, подъемники, изготовленные до 1992 года, должны пройти ее в течение пяти лет. Многие лифты в итоге придется менять, модернизировать. А это потянет как минимум на 1-1,5 миллиона рублей (стоимость одного подъемного устройства). Если для муниципальных домов средства будут изыскивать местные бюджеты, а для недавно построенных — сами жильцы-собственники с своими управляющими компаниями, то, к примеру, ведомственный жилищный фонд ждут проблемы. Зачастую его собственники неизвестны.

Предстоит также наладить процесс эксплуатации и ремонта лифтов. Сложившаяся в этом секторе система конкурсов и тендеров, по мнению собеседника «РГ», полностью себя изжила. Выиграв конкурс по демпинговым ценам, фирмы-однодневки зачастую безнаказанно перепродают подряды случайным компаниям. Поэтому должны появиться корректирующие нормы, обязывающие как минимум на три года заключать эксплуатационным организациям прямые договоры с собственниками жилья и с муниципалитетами.

Когда ремонт капитальный, а не текущий?

Так что такое капитальный ремонт лифта? 21.07.2007 г. №185-ФЗ постановил, что лифт относится к общему имуществу, которым пользуются все, кто проживает в МКД – и владельцы квартир, и арендаторы, и те, кто пользуется площадью не для проживания.

Немаловажно понимать, что платить за капремонт лифтового оборудования должны даже те, кто занимает квартиры на 1-м этаже.

При нерабочем лифтовом оборудовании как узнать, какой из видов ремонта потребуется? Без знания законов трудно определить черту, отделяющую объем капитального ремонта от текущего.

Входит ли замена лифта в капитальный ремонт? Федеральный закон от 21.07.2007 г. №185-ФЗ разъясняет, что в отношении лифтового оборудования должен быть документ о признании этого оборудования непригодным к эксплуатации. Такая бумага должна содержать перечень неисправностей и вывод о состоянии всего комплекса лифтовой оснастки, включая собственно оборудование и шахту лифта. Только в таком случае ремонт лифта относится к капитальному ремонту.

Появлению такой бумаги должно предшествовать тщательное обследование всех систем и механизмов лифта, причем квалифицированными лицами, в присутствии представителей УК или ТСЖ, а также активной группы инициативных представителей жильцов, небезразличных к судьбе общего имущества дома и своих собственных денежек. Лучше всего заказать техническую экспертизу состояния вертикального подъемника и шахты, тогда результат экспертизы будет обоснованием для определения категорийности ремонта и объема предстоящих работ и затрат. Только так вы сможете увидеть в своем доме капитальный ремонт — замена лифта.

Лифтовое оборудование, трудящееся почти беспрерывно, подвергается постоянным нагрузкам, при этом различные узлы и детали претерпевают неравнозначное изнашивание в силу разной интенсивности работы.

Важно! Лифт в целом может потребовать капремонта в период от 4-х до 15-ти лет эксплуатации, но отдельные элементы нужно будет менять чаще, в процессе текущих ремонтов.

Чтобы все прошло гладко, лучше заключить договор на капитальный ремонт лифта.

Срок проведения и время выполнения работ

Общее собрание жильцов – собственников под протокол должно большинством голосов принять решение о необходимости проведения капитального ремонта лифтов (ч.1 ст. 189 ЖК РФ).

Не позже, чем за 6 мес. до начала года, в котором запланировано проведение капремонта региональной программой, собственникам квартир должно быть представлено предложение о проведении ремонта с предоставлением сметы, объемов, сроков одним из представителей:

  • УК или ТСЖ;
  • регионального оператора, если средства накапливаются на его счете.

На рассмотрение этого предложения владельцы квартир имеют срок в 3 месяца, в течение которых выражают письменное согласие, принятое, опять же, общим собранием. Подписывает все документы от имени собственников квартир их уполномоченный представитель. Если собственники не пришли к единому мнению или собрание не состоялось, тогда срок назначается в соответствии с разработанной региональной программой.

Продолжительность работ зависит от сложности, трудоемкости и объема работ, исполнитель составляет график их производства, увязывая технологическую последовательность операций.

Справка: если в подъезде лифтов два, то недопустимо одновременное прекращение работы сразу двух подъемников, а только последовательное.

Какие работы предусмотрены

Объем работ определяется результатом экспертизы, и может быть вынесено решение о необходимости замены или ремонта ряда узлов, механизмов, элементов, а если эти операции выполнять нерационально, то логично сразу произвести замену отработавших свой срок лифтов на новые.

Предложение об этом может сделать только аккредитованная компания на основании своих расчетов и смет, а окончательное решение – за УК и собственниками.

Обычно капитальный ремонт лифтов — перечень работ включает:

  • обследование шахты и механизмов, узлов лифта;
  • составление проекта;
  • строительные работы;
  • демонтаж и установку новых узлов или всего лифта;
  • электроработы;
  • автоматизацию, диспетчеризацию;
  • подготовку документации и проведение необходимых согласований;
  • пусконаладочные работы;
  • передачу в эксплуатацию.

Каждый случай уникален, так что единого рецепта не существует, как реанимировать подъемник быстро и недорого.

Капитальный ремонт лифтового оборудования: за чей счет производится?

Жилищный кодекс ст. 154 дает полный и однозначный ответ, кто оплачивает капитальный ремонт лифта, а кто организовывает и контролирует ход ремонтных работ. Если жилые помещения принадлежат собственникам, то в п. 2 ч. 2. ст. 154 указано, что оплату производят именно владельцы квартир, деньги аккумулируются за счет платы за капремонт.

Когда жилье занимает арендатор, то средства выделяет наймодатель (п. 1 ч. 2. ст. 154).

Выходит, что если граждане проживают в квартирах по договорам соц. найма, то деньги на капремонт лифтов вносятся муниципалитетом. Средства, вносящиеся жильцами, могут накапливаться на специальном счете, открытом ТСЖ, или на счете регионального оператора.

Если накопленных денег к моменту начала ремонта лифтов недостаточно, то можно воспользоваться кредитом. Региональный оператор имеет возможность перераспределить средства, позаимствовав собранные жильцами других домов, с последующим возвратом взятых сумм.

Как затребовать принудительно?

Капремонт общего имущества, к которому относятся и лифты, можно затребовать провести раньше тех сроков, которые утверждены региональной программой.

Это возможно, если средства накапливаются на собственном специальном счете ТСЖ. Должно быть проведено собрание владельцев квартир, большинство голосов которых отдано в пользу как можно более быстрого проведения работ.

Протокол собрания с письмом должен быть направлен региональным властям. Если средств собрано мало, то придется в срочном порядке решать, на сколько повысить ежемесячный платеж, или срочно брать кредит, чтобы работы были обеспечены материально.

О том, куда обращаться, если дома потребовался досрочный капитальный ремонт, рассказывается в отдельной статье.

Без лифта в МКД жизнь для большинства жильцов осложняется, поэтому нужно следить, чтобы оборудование поддерживалось в рабочем состоянии. Если же пришло время, то придется тряхнуть кошельком, ведь капитальный ремонт лифта — это возможность вернуть полную комфортность пользования общим имуществом дома.

МКД может потребоваться не только ремонт лифтов, но и капитальный ремонт других инженерных сетей, а также фасадов и иных частей здания. Читайте о том, каковы порядок и периодичность проведения ремонтных работ, как узнать, когда они будут происходить и как формируется фонд.

Полезное видео

Если вы планируете капитальный ремонт лифта, вам будет интересен опыт других жильцов, о чем вы можете посмотреть на видео ниже:

Лифт срок эксплуатации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *