Что такое дополнительное профессионально образование (ДПО)?
Дополнительное профессиональное образование (ДПО) — вид образования в Российской Федерации, профессиональное образование, получаемое дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию.
Статья 76. Дополнительное профессиональное образование
1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
Полный текст закона о ДПО .
Что даёт профессиональная переподготовка?
Профессиональная переподготовка за короткий срок позволяет освоить новую профессию на базе уже имеющегося образования. Программы профпереподготовки учитывают требования к профессии, уже имеющиеся знания слушателя и направлены на формирование конкретных компетенций для практической работы. По окончании программ профессиональной переподготовки Вы получаете диплом установленного институтом/академией образца.
Что даёт повышение квалификации?
Повышение квалификации дает возможность за короткое время получить новые знания, навыки и умения в рамках Вашей профессиональной деятельности. По окончании курсов повышения квалификации Вы получаете удостоверение установленного институтом/академией образца.
Какие документы нужны для поступления?
Для поступления в Институт гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:
- Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании.
- Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
- Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
- Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).
Иностранные граждане при подаче заявления (на русском языке) о приёме, для обучения по программам дополнительного профессионального образования, предоставляют следующие документы:
- Копию документа об образовании, либо копию документа иностранного государства об образовании, признанного эквивалентным в РФ документу государственного образца об образовании (при необходимости со свидетельством об установлении его эквивалентности), либо оригинал легализованного в установленном порядке (при необходимости) документа иностранного государства об образовании и приложения к нему.
- Получить консультацию о необходимости прохождения легализации диплома конкретной страны можно, обратившись в ГЛАВЭКСПЕРТЦЕНТР или у сотрудника приемной комиссии.
- Заверенный в установленном порядке перевод на русский язык документа иностранного государства об образовании и приложения к нему.
- Копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации.
- Заверенный в установленном порядке перевод на русский язык документа, удостоверяющего личность поступающего.
- При смене фамилии (имени, отчества) — подтверждающий документ с переводом на русский язык в установленном порядке.
Что нужно для обучения в дистанционном формате?
Компьютер с доступом в интернет и базовыми программами (Word, Excel, Skype), желательна веб-камера.
Как скоро я могу начать обучение?
Группы по разным программам формируются в течение всего календарного года. Точную дату начала обучения по выбранной программе вы можете уточнить у сотрудников приёмной комиссии.
Какой документ я получу по окончании обучения?
После окончания программы дополнительного профессионального образования до 250 часов вы получите удостоверение о повышении квалификации. После окончания программы продолжительностью свыше 250 часов вы получите диплом о профессиональной переподготовке.
Я получу государственный диплом?
Со вступлением в силу 273-ФЗ «Об Образовании в РФ» на основании п.8 статьи 108, студентам, успешно окончившим программы дополнительного образования, выдаётся диплом или удостоверение установленного образовательной организацией образца, вне зависимости от типа и формы собственности образовательной организации.
Вы государственное учебное заведение?
Институт имеет государственную лицензию, следовательно, у него такие же права и обязанности, как и у государственного института. Проверить данные лицензии можно на сайте Рособрнадзора.
Обязательно приезжать за дипломом и (или) на сдачу итоговой работы?
Нет, личное посещение образовательной организации не является обязательным, итоговая работа может быть выполнена при помощи системы дистанционного обучения и «Skype» (при необходимости).
Повышение квалификации – это один из видов профессионального обучения работников предприятия, которое проводится с целью повышения уровня теоретических знаний, совершенствования практических навыков и умений сотрудников организации в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации.
Повышение квалификации работников может проводиться по мере необходимости.
Содержание
- Цель и задачи
- Повышение квалификации и законодательные нормы
- Документы, которые подтверждают прохождение обучения
- Виды повышения квалификации
- Краткосрочное повышение квалификации
- Проведение тематических семинаров
- Длительное повышение квалификации
- Форма обучения сотрудников организации
- Методы внешнего повышения квалификации
- Методы внутрифирменного повышения квалификации
- Курсы повышения квалификации
- Периодичность прохождения повышения квалификации
- Вузовское образование
- Послевузовское образование (дополнительное профессиональное образование)
Цель и задачи
Главная задача повышения квалификации – удовлетворить потребности специалистов в получении полного спектра необходимой информации в сфере новейших научных достижений, а также передового зарубежного и отечественного опыта по какому-либо профилю.
Кроме этого, приоритетная цель – обновление практико-теоретических знаний специалиста по причине повышения требований работодателя и ГОСТов к уровню компетентности работников различных профессий.
Также обучение проводится для достижения следующих целей:
-
Мотивация персонала. Когда работник получает знания за счет организации, он чувствует, что руководство заботится о нем. Поэтому у сотрудника организации появляется стремление к повышению производительности труда;
-
Воспитание собственных кадров. Это является производственной стратегией некоторых компаний. Они предпочитают обучать своих сотрудников, нежели принимать на работу большое количество людей со стороны.
Повышение квалификации и законодательные нормы
Работодатель, согласно четвертой части 196 статьи Трудового Кодекса РФ, обязан отправлять числящихся в штате его предприятия работников на повышение квалификации, если такое необходимо для полноценного выполнения ими должностных обязанностей.
В первой части статьи 196 статьи Трудового Кодекса РФ указано, что работодатель по собственному усмотрению может определять необходимость повышения квалификации своих работников для нужд предприятия.
Порядок и условия повышения квалификации определяются трудовым или же коллективным договором.
Документы, которые подтверждают прохождение обучения
Документы, которые выданы образовательным учреждением, подтверждают факт того, что:
-
сотрудник прошел обучение и по результатам обучения работник предприятия получил определенную квалификацию;
-
сотруднику организации присвоен определенный разряд, класс или категория.
Согласно требованиям законодательства образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:
-
Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов;
-
Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов и менее тысячи часов;
-
Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре или прошел краткосрочное обучение, длительность которого составила менее тысячи часов.
Виды повышения квалификации
Повышение квалификации подразделяется на три вида:
-
Краткосрочное повышение квалификации;
-
Проведение тематических семинаров;
-
Длительное повышение квалификации.
Краткосрочное повышение квалификации
Время занятий составляет менее 72 часов. Краткосрочное повышение квалификации — это тематическое обучение по вопросам конкретного производства. Курсы повышения квалификации организуют сами работодатели, а обучение проводят высококвалифицированные работники предприятия. По завершении обучения сотрудники должны сдать соответствующий экзамен, зачёт или защитить реферат.
Проведение тематических семинаров
Время занятий составляет от 72 до 100 часов. Этот вид повышения квалификации направлен на ускоренное приобретение навыков, необходимых для работы в новых условиях. В рамках подобных программ проводится изучение диссонансных и резонансных вопросов, а также современной проблематики в сферах трудовой или научной деятельности слушателей курса.
Обучение проходит в виде тренингов, проведения тематических семинаров по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, которые возникают на уровне региона, отрасли организации, предприятия (объединения) или учреждения.
В конце курса участниками сдается зачет либо экзамен или пишется и защищается реферат по прослушанному материалу.
Если аттестационное мероприятие пройдено участником успешно, он становится обладателем персонального удостоверения, подтверждающего получение им повышения квалификации.
Длительное повышение квалификации
Время занятий составляет от 100 до 500 часов. Целью длительного повышения квалификации является углублённое изучение актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности для обновления знаний или подготовки специалистов к выполнению новых трудовых функций. Такие программы рассчитаны на сотрудников организации, которые имеют определённый опыт работы и испытывают недостаток практических навыков и знаний.
В конце курса слушатели сдают зачет, экзамен или составляют и защищают реферат по теме материалов программы. Если аттестационные мероприятия пройдены участником курса успешно, ему предоставляется свидетельство, подтверждающее получение им повышения квалификации.
Форма обучения сотрудников организации
В зависимости от того, кем проводится программа повышения, его разделяют на внешнее обучение (за пределами компании) и внутрифирменное (в пределах компании).
У внутрифирменного обучения есть свои плюсы: уменьшение расходов для компании, возможность контролировать процесс, развитие корпоративного духа и так далее.
Кроме этого, виды и формы повышения квалификации отличаются друг от друга по типу занятости участников курсов.
Обучение сотрудников организации может проводиться без отрыва от трудовой деятельности, с отрывом от выполнения должностных обязанностей по месту работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.
Методы внешнего повышения квалификации
К методам внешнего повышения квалификации относятся:
-
Конференции, встречи, симпозиумы. Активная методика обучения, которая стимулирует развитие коммуникативных навыков, развивает логическое мышление, обучает специфике публичных выступлений.
-
Тренинг. В процессе обучения тренер дает определенные инструкции и проверяет, насколько усвоены знания в течение определенного периода времени.
-
Лекции. Самая традиционная методика. Материалы здесь усваиваются пассивно и этот метод сейчас не считают оптимальным, дополняют его другими.
-
Самостоятельное обучение. Самый простой вариант, но при этом требующий самодисциплины и ответственности. Этот метод сейчас развивается благодаря внедрению различных обучающих программ и дистанционного обучения.
-
Интерактивные курсы. Знания получают, закрепляют и тестируют при помощи обучающей программы.
-
Деловая игра. Суть метода заключается в том, что проблему решает не один человек, а группа обучающихся.
-
Кейс-стади. Этот метод позволяет решать реальные проблемы производства. В основном он подходит для руководителей высшего звена и управленческого персонала.
-
Баскет-метод. Основан на имитации ситуаций, встречающихся в процессе работы.
Выбор методов обучения зависит от многих факторов: характеристик слушателей, возможностей компании (в том числе и финансовых), от квалификации преподавателей и целей процесса.
Методы внутрифирменного повышения квалификации
К методам обучения на рабочем месте относятся:
-
Инструктаж. Применяется в случае, когда нужно приобрести навыки на новом рабочем месте.
-
Коучинг. При использовании этого метода тренер и обучаемые взаимодействуют, а также налаживают связь между участниками процесса производства.
-
Проектная группа. Составляется группа, которая коллективно работает над одним проектом. При этом совершенствуются навыки управления, решения проблем коллективно.
-
Наставничество. Когда опыт целенаправленно передается, обучение сотрудника на личном примере. Более опытный сотрудник передает свои знания тому, кто менее опытен.
-
Ротация. Сотрудника переводят внутри компании в другой отдел. Очень популярная в настоящее время методика.
-
Стротеллинг. Молодых сотрудников обучают правилам работы, используя историю организации.
-
Тьюторство. Вид наставничества. Ведется дискуссия, в процессе которой обучаемый демонстрирует полученные знания.
-
Шэдуинг. Суть метода в том, что ведется наблюдение за процессом работы, которое позволяет выяснить, какие стороны в проф. подготовке сотрудника слабые и составить план повышения квалификации, чтобы их удалить.
Курсы повышения квалификации
Это мероприятие по обучению обычно проводят в специально предназначенном для этого месте. Большим плюсом при прохождении таких курсов является то, что как только обучение будет закончено, увеличится не только ваше мастерство, оно будет подтверждено документально.
На подобных курсах занятия проходят в небольших группах, от 5 до 30 человек максимум. Также могут проходить индивидуальные занятия.
Выстраивают обучение по программам повышения квалификации, разработанным для того, чтобы увеличить и расширить круг знаний и умений, причем тех, которые у человека уже есть.
Отметим, что курсы повышения квалификации могут проходить только те работники, которые уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании.
Выбор подходящего учебного центра стоит осуществлять, опираясь на следующие показатели:
-
состав преподавателей;
-
насколько долго центр осуществляет свою деятельность;
-
стоимость курсов;
-
отзывы тех, кто уже проходил обучение.
Периодичность прохождения повышения квалификации
Периодичность прохождения повышения квалификации устанавливают сами работодатели. На практике, как правило, повышение квалификации проводят не реже одного раза в 5 лет на протяжении всей трудовой деятельности работника предприятия. При этом работодатель свое решение о периодичности прохождения повышения квалификации должен отразить в нормативном акте локального назначения.
Профессиональное развитие – это, пожалуй, то, к чему стремится большинство людей.
Кто-то совершенствуется самостоятельно, а кто-то ищет и находит варианты обучения в различных учебных центрах.
Важно знать:
Существует несколько разновидностей документов, которые выдаются по окончании обучения, и связано это с определенными требованиями Закона об образовании и других нормативных документов.
Почему это важно знать:
Новый закон об образовании (№ 273-ФЗ) существенно изменил систему послевузовского образования еще в 2013 году, изменения вступили в силу весной 2014 года.
Одно из существенных изменений – с 2014 года второе высшее образование можно получить только полностью – с первого до последнего курса. Такая форма образования, как «сокращенное второе высшее образование за 3,5 года” устарела.
И это понятно – срок обучения бакалавра – 4 года. Какая уж тут сокращенная форма за 3,5 года.
Законом об образовании вместо «сокращенного второго высшего” была введена новая форма послевузовского образования – профессиональная переподготовка. Продолжительность ее на сегодняшний день – от 250 часов и выше.
Однако большинство граждан, чья деятельность не связана с системой образования, об этом не знают.
Заблуждение № 1. Второе высшее образование, сокращенная форма.
Кое-кто пользуется незнанием закона об образовании, до сих пор набирая студентов в группы «второго высшего” за 3 года.
В то время, как ровно такой же диплом – а именно, диплом о профессиональной переподготовке установленного образца (а вовсе не государственный диплом о высшем образовании, как вещают нечистоплотные «рекрутеры” от образования) – можно получить в разы быстрее и дешевле, если обратиться в Вуз, где в структуре дополнительного профессионального образования работают профессионалы.
Заблуждение № 2. Сертификат установленного образца.
Другой распространенной формой обмана на «черном рынке” образования является так называемый «сертификат установленного образца”. Такого образца сертификата не существует. И, как правило, такой «установленный” сертификат выдают организации, которые хотят получать деньги от клиентов, но не хотят, или, что еще хуже, не могут оформить лицензию на образование. Именно из-под «пера” таких горе-«учебных центров” и выходят «сертификаты установленного образца”. Бывает, что они берут бессовестную сумму денег за выдачу таких «сертификатов” – иногда до 300 тысяч рублей. А документальный плод вашего обучения можно пристроить разве что на стене уборной, потому что законной силы такой документ не имеет.
Другое дело, сертификаты на авторские знания, когда автор какой-то методики, обучив вас, всегда сможет подтвердить, что да, лично он выдал лично вам сертификат на право использования полученных знаний в каком-то виде своей деятельности.
Но, обратите внимание – это НЕ сертификат установленного образца, этот сертификат который подтверждает, что вы приняли участие в определенном авторском семинаре, и автор семинара посчитал ваше участие настолько плодотворным, что выдал вам сертификат об участии.
Рассмотрим этапы образования подробнее.
Вузовское образование
1. Диплом об образовании государственного образца и установленного образца
1. Окончание вуза, техникума, колледжа – государственного или коммерческого, но обязательно имеющего государственную аккредитацию подтверждает выдача диплома государственного образца с гербовой печатью.
Коммерческие вузы, не имеющие государственной аккредитации, выдают дипломы установленного образца. Разница между ними в статусе, а также в том, что занимать какую-либо должность в государственном учреждении имеют право только выпускники, имеющие диплом государственного образца, как и поступать в аспирантуру. Если вы планируете работать в коммерческой организации, или заниматься собственным бизнесом, и не имеете цели становиться кандидатом или доктором наук, для вас не имеет роли вид диплома о высшем образовании.
Но все это касается основного образования.
Послевузовское образование (дополнительное профессиональное образование)
Теперь поговорим о послевузовском образовании, или дополнительном профессиональном образовании (ДПО).
Согласно закона об образовании и других нормативных документов, в системе ДПО не существует дипломов государственного образца, а только дипломы установленного образца, независимо от того, получаете вы образование в государственном вузе или в каком-нибудь неведомом АНО или НОЧУ.
Однако, сохраняется разница в статусе диплома, и в том, подписан диплом ректором или первым проректором известного вуза, или директором НОЧУ-однодневки.
Также, даже в дипломе установленного образца, аккредитованные учебные заведения, как правило, ставят гербовую печать, в отличии от обычной печати неаккредитованного учебного заведения.
Согласно Закона об образовании, с 2013 года отменено второе высшее образование за 3,5 года после техникумов и колледжей, как это было раньше.
Вместо укороченного второго высшего официально введена ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА.
Профессиональная переподотовка вместо ускоренного второго высшего образования
Во ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты), в официально прописанных профессиональных стандартах, касаемых, практически, всех профессий, говорится, что обязательным требованием к той или иной профессии является наличие диплома о соответствующем образовании или диплома о профессиональной переподготовке по соответствующему направлению.
Диплом, который слушатель получает по окончании программы дополнительного образования профессиональной переподготовки, не имеет государственного образца, – это обязательно диплом установленного образца.
Продолжительность программ профессиональной переподготовки должна быть обязательно свыше 250 часов.
Как правило, такой диплом также подписывает ректор или первый проректор вуза, и ставит гербовую печать.
Существуют как сравнительно непродолжительные по времени программы профессиональной переподготовки (от 250 часов), так и такие, которые имеют продолжительность свыше 1000 часов, и длятся 2-3 года.
Удостоверение о повышении квалификации.
По ряду профессий законом предусмотрено обязательное регулярное повышение квалификации.
Как правило, чтобы пройти повышение квалификации по соответствующей программе, слушатель уже должен иметь диплом по соответствующей квалификации, чтобы ему было, что повысить.
По окончании программы повышения квалификации слушатель получает удостоверение о повышении квалификации.
Продолжительность программ, по которым выдаются удостоверения квалификации, может быть от 16 до 250 часов.
Сертификат о прохождении обучения.
Сертификаты о прохождении обучения можно встретить как в лицензированных образовательных учреждениях, так и в компаниях, в названии которых встречаются слова, типа Школа, Академия, и т.д., но которые не являются, в действительности, образовательными учреждениями, и не имеют образовательной лицензии.
Сертификат не является документом, подтверждающим законное право ведение профессиональной деятельности. Его функционал несколько иной.
Если вам нужен законный документ о профессии, прежде, чем платить большие (или небольшие) деньги за обучение в таких Школах и Академиях, уточните, имеется ли у этой школы лицензия на ведение образовательной деятельности.
Если нет, – узнайте, можете ли вы получить соответствующее образование в лицензированном образовательном учреждении.
Трудоемкость образовательной программы
Ряд программ профессиональной переподготовки имеют требования, чтобы программа была не менее установленного количества часов. После прохождения таких программ продолжительностью более 250 часов вам должны выдавать диплом установленного образца – не сертификат, не удостоверение, а именно ДИПЛОМ, и только диплом, и только на основании лицензии на образование.
Важно понимать, что здесь речь идет о классических профессиях, внесенных в Единый Тарифно-Квалификационный справочник, о тех, по которым существуют нормативные документы, надзор, регулярные проверки, и пр., – обучение по этим профессиям нужно выбирать среди официальных учебных заведений, которые выдают официальные документы.
Обучение по «экзотическим” профессиям.
Если же вы собрались получить достаточно экзотичную профессию, например, профессию тренера по йоге или скандинавской ходьбе, и работать вы планируете в частной компании, где работодателя устроит любой документ, подтверждающий ваши знания, или вы будете заниматься собственной деятельностью, вас может устроить и сертификат, в этом случае главное, чтобы знания, которые вам дадут, были качественными.
Иногда даже по таким программам выдаются удостоверения о повышении квалификации.
Вообще, повышение квалификации обычно подразумевает, что у вас УЖЕ ЕСТЬ диплом, подтверждающий вашу квалификацию, и документ о повышении квалификации подтверждает то, что вы ее повысили. Но в данном случае от такого правила можно и отступить.
Получению диплома или удостоверения о повышении квалификации всегда предшествует какая-либо форма аттестации – квалификационный экзамен или написание выпускной квалификационной работы. Повышение квалификации может заканчиваться не экзаменом, а зачетом.
Такое же право на жизнь имеет сертификат, который подтверждает, что вы участвовали в программе определенного рода.
Существуют сертификаты, которые подтверждают, что вы прошли соответствующую программу, в ходе освоения которой получили соответствующие навыки.
Есть, также, сертификаты о том, что вы участвовали в авторской программе, и автор обучил вас определенной методике, ознакомил вас с определенными знаниями.
Сертификат, тем самым, в зависимости от формулировки, может подтверждать, что:
– вы, действительно, присутствовали на некоем обучающем мероприятии, и, если вдруг начнете кому-то о нем рассказывать, то ваш визави поймет, что узнали вы об этом, действительно из первых рук;
– вы участвовали в определенном мероприятии, и автор своим сертификатом подтверждает, что вы на нем присутствовали, а потому вправе передавать данную информацию дальше.
– вы присутствовали на некоей обучающей программе и получили навыки использования того, чему обучала эта программа (например, работа с программой 1С или семинар по вышеупомянутой скандинавской ходьбе), вы даже выполнили определенные действия, которые были оценены как положительные.
Если вы прошли обучающую программу по авторской методике, или программу, обучающую определенным навыкам, и получили сертификат, в котором указано, что вы можете применять знания в профессиональных целях, – вы, действительно это можете в соответствии с сертификатом (напомним, что речь идет о направлениях, которые не указаны в ЕТКС и по которым не разработано профессиональных стандартов).
Работодателя коммерческой организации может вполне устроить ваш сертификат. Единственное ограничение – такой сертификат будет недействителен, если вы будете устраиваться с ним на работу в государственное учреждение. Как, в общем-то, и с дипломом о высшем образовании, полученном в вузе, не имеющем государственной аккредитации, о чем говорилось выше.
Посетители блога — педагоги в своих комментариях нередко затрагивают вопросы, связанные с повышением квалификации, хотя Минобрнауки и Общероссийским Профсоюзом образования даны исчерпывающие разъяснения (см. совместное письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 23 марта 2015 г. № 08-415/124 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование», письмо Минобрнауки России от 9 октября 2013 г. № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании»).
Педагогов волнуют, например, такие вопросы: является ли повышение квалификации обязательным условием для работы в образовательной организации, для аттестации, могут ли семинары, конференции, «круглые столы» засчитываться им как повышение квалификации, имеет ли право директор школы обязать педагога проходить повышение квалификации за свой счет и т.д.
Что такое повышение квалификации?
В ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) дано следующее определение: «Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации».
Таким образом, повышение квалификации — это дальнейшее обучение работника той же профессии в целях совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков, реализуется в рамках дополнительного профессионального образования (далее – ДПО).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам определен приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499.
Примечание. По определению ТК РФ (ст. 195.1) «Квалификация — это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности».
Что такое дополнительное профессиональное образование?
Как определено Законом об образовании (ст. 76) дополнительное профессиональное образование — это профессиональное образование, осуществляемое посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Это могут быть и краткосрочные программы, но объемом не менее 16 часов.
Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Это уже программы продолжительностью не менее 250 часов.
Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.
Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании, а также полностью или частично в форме стажировки.
Повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона об образовании).
Таким образом, посещение отдельных разовых семинаров, «круглых столов», конференций не означает прохождения педагогом повышения квалификации, поэтому сертификаты об участии в них не могут засчитываться в качестве документов о повышении квалификации.
Право педработника на дополнительное профессиональное образование
Право педагогических работников на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года установлено Законом об образовании (п. 2 ч. 5 ст. 47). Периодичность прохождения повышения квалификации в течение этого периода устанавливает работодатель.
Создание условий и организация ДПО педработников Законом об образовании (п.5 ч. 3 ст.28) отнесены к компетенции образовательной организации, т.е. к компетенции работодателя. Вместе с тем работодатель не вправе обязывать работников осуществлять повышение квалификации за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.
Реализация права на дополнительное профессиональное образование
Право педагогического работника на ДПО реализуется путем заключения договора между педработником и работодателем (ч. 2 с. 197 ТК РФ), который должен содержать обязательства сторон, в том числе обязательство педработника повышать свою квалификацию по направлению работодателя, и обязательства работодателя при направлении педработника на повышение квалификации с отрывом от работы обеспечивать соблюдение гарантий и компенсаций, предусмотренных статьей 187 ТК РФ: сохранение места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы, а при направлении для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность — оплаты командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Таким образом, если педагогические работники по решению своих работодателей направляются на курсы повышения квалификации в государственные образовательные организации ДПО, то обучение для них должно быть бесплатным.
Повышение квалификации как обязанность педагогического работника
Профессия учителя требует постоянного совершенствования, регулярного обновления знаний, использования современных наиболее результативных технологий и обучающих методов. Все это возможно лишь при непрерывном обучении, повышении квалификации. Поэтому неслучайно, что в число обязанностей педагогических работников, определенных ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, входит обязанность «систематически повышать свой профессиональный уровень». Данное требование распространяется на всех педагогических работников, независимо от того, работают они по ФГОС или не работают.
А что, если …
Если право педработника на ДПО, закрепленное в договоре, заключенном между педработником и работодателем, не реализуется из-за отказа со стороны работодателя выполнить свои обязательства, педработник имеет право обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам, суд) либо в Государственную инспекцию труда за восстановлением нарушенного права на ДПО;
если педработник направляется работодателем для получения ДПО, но работодатель не обеспечивает предоставление ему предусмотренных законодательством и договором гарантий и компенсаций, то педработник вправе отказаться от получения ДПО;
если педработник пожелал аттестоваться, то неполучение им ДПО не может служить основанием для отказа в установлении ему квалификационной категории либо для признания его не соответствующим занимаемой должности;
если работодателем выполняются условия заключенного договора получения ДПО, включая предоставление гарантий, работник не вправе без уважительных причин отказаться от получения ДПО, в том числе в случаях, когда ДПО осуществляется с применением формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе, в течение учебного года без отрыва от основной работы;
если выполняются условия заключенного договора получения ДПО, а работник без уважительных причин отказывается от прохождения ДПО, то это будет являться дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него в соответствии с трудовым договором трудовых обязанностей, за совершение которого работодатель имеет право применить соответствующее дисциплинарное взыскание, предусмотренное статьей 192 ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
Нормативные документы
Трудовой Кодекс РФ (далее – ТК РФ)
Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г.№413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» с изменениями
Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями
Локальные акты образовательной организации (колдоговор, соглашение, положение и др.)
Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. N 276 с разъяснениями Минобрнауки и Общероссийского Профсоюза образования
Трудовой Кодекс РФ
Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
Совместное письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 23 марта 2015 г. № 08-415/124 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование»
Материалы сайтов:
«Школа и право»