Как заработать на нарушителях ПДД?

Управление взаимодействия с ЦАФАП создано в целях:

— оказания содействия Госавтоинспекции в части содержания, технического обслуживания и обеспечения функционирования комплексов фотовидеофиксации;

— инструментального сопровождения использования технических средств для фиксации, обработки, размножения, хранения, защиты информации, в том числе цифровой, конвертования (формирования почтовых отправлений) постановлений по делам об административных правонарушениях, франкирования конвертов (нанесения государственных знаков почтовой оплаты), направления в формате электронного документа;

— приобретения, модернизации, установки (по согласованию с балансодержателями автомобильных дорог и/или придорожных объектов), монтажа, наладки, ремонта, ввода в эксплуатацию необходимого объема технических средств для фиксации нарушений ПДД. Основание – Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.10.2013 №764 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан на 2014–2022 годы».

Размещение и функционирование всех типов комплексов фотовидеофиксации осуществляется согласно дислокации, утвержденной ГИБДД МВД по Республике Татарстан, на участках автомобильных дорог с высокой вероятностью возникновения ДТП.

Информация, зафиксированная комплексами фотовидеофиксации, напрямую передается в систему обработки нарушений ПДД ГИБДД МВД по Республике Татарстан, по защищенным каналам связи.

Места размещения технических средств автоматической фотовидеофиксации в Республике Татарстан: https://xn--90adear.xn--p1ai/milestones.

Документация:

По состоянию на 1 января 2020 года в Республике Татарстан функционируют 1094 датчика фотовидеофиксации.

Из них:

— стационарные – 884 комплекса;

— передвижные – 177 комплексов;

— мобильные – 33 комплекса.

Стационарные

Виды фиксируемых нарушений ПДД:

• превышение установленной скорости движения транспортных средств;

• движение транспортных средств по обочине;

• выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения;

• движение по полосе, предназначенной для маршрутных транспортных средств;

• проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора;

• выезд за стоп – линию перекрестка на запрещающий сигнал светофора;

• проезд ж/д переезда на запрещающий сигнал светофора.

Согласно ГОСТ Р 57144-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением» перед стационарными комплексами фотовидеофиксации предусмотрена установка информационных табличек 8.23 «Фотовидеофиксация».

Передвижные

Виды фиксируемых нарушений:

• превышение установленной скорости движения транспортных средств;

• движение транспортных средств по обочине;

• выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения;

• движение по полосе, предназначенной для маршрутных транспортных средств.

Установка и настройка параметров, а также обеспечение функционирования передвижных комплексов осуществляется работниками ГБУ «БДД».

Сотрудниками ГИБДД может осуществляться проверка правил установки и настройки параметров работы передвижных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД.

ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» установку информационных табличек 8.23 «Фотовидеофиксация» перед передвижными комплексами фотовидеофиксации не предусматривает.

Мобильные

Виды фиксируемых нарушений:

• превышение установленной скорости движения транспортных средств;

• движение транспортных средств по обочине;

• выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения;

• движение по полосе, предназначенной для маршрутных транспортных средств;

• проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора;

• выезд за стоп – линию перекрестка на запрещающий сигнал светофора.

Информация:

«Тотальный контроль» на федеральных дорогах

7 декабря 2018 года на трех автодорогах федерального значения Москва – Уфа, Казань – Оренбург и Казань – Ульяновск реализован и введен в эксплуатацию проект по осуществлению «тотального» контроля соблюдения установленной скорости движения транспортных средств. 100 комплексов, работающих в автоматическом режиме, осуществляют контроль скорости движения на 290 зонах контроля (фиксация мгновенной и средней скорости как в попутном, так и во встречном направлении) общей протяженностью 924 километра.

Периодическая метрологическая поверка

Все комплексы своевременно проходят периодическую метрологическую поверку в аккредитованной организации. (ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Татарстан».

Электронная рассылка постановлений

Получение постановлений, вынесенных по результатам работы комплексов автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, в электронном виде на Портале государственных и стандартную запись ЕСИА (https://uslugi.tatarstan.ru/gibdd).

Пользуясь данной услугой, собственники транспортных средств, получают постановление в день его вынесения и имеют возможность оплатить штраф в льготный период.

Проверка законности при установке и эксплуатации комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД

В мае 2019 года и феврале 2020 года Прокуратурой Республики Татарстан совместно с представителями УГИБДД МВД по РТ, Приволжского межрегионального территориального управления «Росстандарт», Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Татарстан» были проведены проверки соблюдения требований федерального законодательства при установке и эксплуатации комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД. В ходе проверки были проведены выезды на места дислокации передвижных и стационарных комплексов.

По результатам проведенной проверки с учетом произведенных замеров расстояний установки комплексов и их высот, наличия предупредительной информационной таблички, фактов нарушения порядка установки и эксплуатации не выявлено. Места установки комплексов соответствуют утвержденной дислокации УГИБДД МВД по РТ. Все проверенные комплексы имеют действительные и действующие свидетельства о поверке.

Зафиксировать нарушение правил дорожного движения и проинформировать об этом полицию вот уже несколько лет может каждый владелец смартфона. Для одних это интересная игра, для других — способ навести порядок во дворе дома без скандала и мордобоя, для третьих — возможность получить бесплатный билет в театр или музей и даже пополнить счет мобильного телефона. Официальные приложения пока действуют лишь в нескольких регионах, но Госдума рассматривает законопроект, который позволит гражданам «стучать» на нарушителей ПДД по всей России. РИА Новости выяснило, как обычный человек может превратиться в автоинспектора и почему проявление гражданской ответственности иногда смертельно опасно для жизни.

Республика Татарстан стала первым регионом России, запустившим в 2014 году приложение для борьбы с нарушителями ПДД. Для программы было выбрано, пожалуй, самое логичное название из всех возможных: «Народный инспектор». С его помощью пользователи могут направить в соответствующие службы видеосвидетельства о нарушениях правил, об административных правонарушениях в области благоустройства территории (в части парковки и хранения транспортных средств) и видеосвидетельства о нарушениях в сфере экологии. Пользователем может стать каждый, кто зарегистрирован на портале uslugi.tatarstan.ru. Функционал «Народного инспектора» значительно превосходит все другие аналоги: можно сообщить о парковках на тротуарах, местах для инвалидов и в «зеленой» зоне, о непропуске пешехода, движении по автобусной, встречной или разделительной полосе, тротуару, обочине, остановке или стоянке под запрещающим знаком, повороте налево под запрещающий знак, выезде за стоп-линию, проезде на красный свет, сбросе отходов и даже безлицензионном недропользовании.

С июня 2017 года жители Татарстана получили возможность фиксировать использование водителями телефона во время движения, однако пока количество таких сообщений едва превышает пару сотен. «В основном нарушения фиксируются пассажирами, проезжающими на автомобилях, из окон бокового и заднего вида, а также из общественного транспорта», — рассказали в пресс-службе Министерства информатизации и связи Республики Татарстан. До конца года планируется ввести еще две новые категории: наезд на препятствие и езду с не пристегнутыми ремнями безопасности. По данным Министерства информатизации и связи Республики Татарстан, «Народный инспектор» уже скачали 105 тысяч раз. За три года существования приложения было передано 135 750 сообщений о нарушениях, положительное решение принято в более чем 100 тысячах случаев. Жалобы рассматривают три ведомства: УГИБДД республики, Административно-техническая инспекция (АТИ) и Минэкологии. Последнее ведомство за время существования приложения из 121 поступившей к нему жалобы отклонила все, кроме трех, которые сейчас находятся на рассмотрении. «У Минэкологии РТ только две категории в мобильном приложении: сброс мусора с автомобилей в местах, не предназначенных для этого, и безлицензионное недропользование, то есть добыча полезных ископаемых без лицензии, — сообщили в пресс-службе Министерства информатизации и связи. — Категории Минэкологии РТ в «Народном инспекторе» появились сравнительно недавно, и большинство заявок в них тестовые, которые, к сожалению, из системы никак не вычленишь. Три заявки прошли модерацию и находятся на рассмотрении в Минэкологии РТ. Эти категории не пользуются популярностью у населения, поэтому заявок было очень мало. В республике также действует дублирующая система «Народный контроль», где рассматриваются вопросы благоустройства, а также довольно обширно представлены вопросы экологии».

Прокаченные и с призами

В августе 2015 года столичное правительство запустило приложение «Помощник Москвы» (ПМ). За два года его скачали порядка 200 тысяч пользователей операционных систем iOS и Android, по сообщениям которых вынесено более полумиллиона штрафов. Для «охоты» на нарушителей нужно иметь действующую регистрацию на портале госуслуг mos.ru и смартфон с GPS/ГЛОНАСС-приемником и камерой разрешением не менее пяти мегапикселей. Разработчики ПМ придумали сразу несколько способов для привлечения внимания пользователей. Обладатель приложения может «прокачивать» свой уровень в рейтингах, получать виртуальные награды и накапливать баллы, которые учитываются в системе «Активный гражданин» и обмениваются на реальные призы: футболки, кружки, рюкзаки, билеты в музеи, аудиокниги и прочее. Пока «Помощник Москвы» позволяет фиксировать семь видов нарушений: стоянку на газонах, тротуарах, пешеходных переходах, велосипедной полосе, под запрещающими знаками и неоплату парковки. В зависимости от вида нарушения жалоба отправляется в ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства», Московскую административную дорожную инспекцию или ГИБДД. Для фиксации нарушения нужно проделать несколько операций: распознать номер автомобиля, сделать несколько фотографий и снять короткое видео. В случае успеха владелец машины будет оштрафован. Ждать решения придется от суток до нескольких недель. По словам разработчиков, сфальсифицировать данные в «Помощнике Москвы» практически невозможно. Фиксировать нарушения во дворах не получится — приложение работает только в определенных зонах города. Чтобы получить виртуальную награду, нужно выполнить определенные действия. Например, «Караул Кремля» дают за пять выписанных штрафов в районе Московского кремля. «Рыбное место» получает тот, кто умудрился «оформить» 30 штрафов подряд в одном и том же месте за три часа. «Счастливый номер» выдается за «поимку» автомобиля с тремя одинаковыми буквами или цифрами на регистрационном знаке. Что движет каждым конкретным пользователем — жажда наживы, славы или проявление гражданского сознательности — известно только им самим, но на пути к цели помощники Москвы иногда сталкиваются с реальными опасностями. Так, по словам пользователя Telegram-канала «Помощника Москвы» с ником Ivan Loginov, недовольная фиксацией нарушения женщина сначала отчитывала его неприличными словами, а затем попыталась сбить на пешеходном переходе.

Однако даже такие трудности не останавливают некоторых рьяных борцов с нарушителями. Согласно рейтингу приложения, абсолютным лидером стал человек с ником «Навальный — нары 2018», оформивший за все время существования программы 4,9 тысячи штрафов. Его «клиентами» чаще всего становились водители, припарковавшие машину в зоне действия знака «Остановка запрещена». Самым «штрафуемым» районом Москвы в ноябре оказались Кузьминки. Приложение возбуждает в пользователях не только чувство социальной ответственности и жажду первенства. Многие хотят получать за свои услуги процент с «прибыли». «Сделайте монетизацию штрафов. Четыре процента от суммы не оставят государство без куска хлеба, но выведут на улицы такое количество добровольных инспекторов, что нарушители исчезнут как класс за пару месяцев», — пишет в отзывах о ПМ пользователь Иван Иванов.

Самое дорогое нарушение в столице — парковка на газоне, штраф за которую для физических лиц составляет пять тысяч рублей, для юридических — 300 тысяч рублей. В 2017 году с помощью «Помощника Москвы» выявлено 53 860 случаев порчи газона, причем 90% (48 342) из них зафиксировано пользователями ПМ и только 10% (5518) — сотрудниками Московской административной дорожной инспекции. Даже если предположить, что все машины принадлежали физическим лицам, граждане пополнили бюджет столицы минимум на 240 миллионов рублей. Четыре процента отчислений действительно могли бы создать многотысячную армию борцов с нарушителями, и в одном из регионов России с такими людьми уже готовы делиться.

Деньги на мобильный

Московская область запустила собственный сервис борьбы с нарушителями ПДД в начале октября этого года. Над названием долго не думали — заимствовали татарское «Народный инспектор». Однако подмосковный НИ вышел не как отдельное приложение, а как одна из функций областной электронной системы «Добродел», созданной для улучшения качества обслуживания населения. В результате все пользователи «Добродела» при очередном обновлении автоматически получили возможность доносить на водителей. Принцип работы все тот же: требуется обязательная регистрация на сайте госуслуг Подмосковья, но набор функций пока самый скудный — только нарушения парковки на газонах, детских площадках, тротуарах и пешеходных переходах. Как и два предыдущих приложения, «Народный инспектор» Московской области не позволяет фальсифицировать данные, но при этом требует обязательной идентификации личности. Более того, заявителя могут вызвать в ГИБДД для дачи дополнительных показаний, а это, как правило, отпугивает людей.

Зато манят деньги! Ведь только «Добродел» позволяет реально заработать на нарушителях. Почти реально. Например, каждому заснявшему выброс мусора из автомобиля обещают по 100 рублей на счет мобильного телефона.

В масштабах страны

«Помощник Москвы» действует только на территории столицы, «Народный инспектор» — только в Татарстане, а «Добродел» — в пределах Московской области. В начале октября правительство одобрило законопроект, который позволит каждому владельцу смартфона сообщить о нарушении ПДД водителями транспортных средств. Документ предлагает внести в Кодекс об административных правонарушениях поправки, которые позволят привлекать к ответственности нарушителей без составления протокола только на основании данных с видеорегистраторов и смартфонов. Для того чтобы стать «народным инспектором», придется скачать приложение и авторизоваться в нем через Единый портал госуслуг. Программа самостоятельно зафиксирует время и место нарушения, а также направит видео в соответствующие органы. «Нельзя говорить о том, что помощник Москвы и другие подобные приложения действовали незаконно, хотя и правовой базы, которая бы регулировала их действие на федеральном уровне, не было. Скорее, есть некий правовой пробел, как это часто бывает, который и призваны заполнить предложенные изменения. На практике вряд ли что-то изменится — просто будет унифицирована работа приложения, чтобы не было расхождений в регионах», — утверждает Владимир Старинский, управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры».

По предварительным данным, приложение, на разработку которого планируется потратить около 2,4 миллиарда рублей бюджетных средств, сможет фиксировать выезд на встречную полосу, проезд на красный сигнал светофора, агрессивное вождение и непропуск пешехода. В дальнейшем список нарушений будет расширяться. «Идее сообщать о нарушении водителями ПДД уже более века, она зародилась еще задолго до появления электронных писем, — рассказывает Михаил Блинкин, директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ Высшей школы экономики. — Раньше это были телефонные звонки или личный визит в отделение полиции. Теперь мы делаем все то же самое — сообщаем о нарушениях, только реализуем это иным способом, при помощи цифровых технологий».

В мае 2014 года энтузиасты из Санкт-Петербурга разработали приложение Spot, которое позволяет любому гражданину России сообщать о нарушениях в ГИБДД. Функция реализована просто: формируется заявление, к нему прикладывается фото или видео нарушения и все это отправляется на сайт gibdd.ru. В соответствии с законом №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» любое обращение должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня регистрации с возможностью увеличения срока до 60 дней в случае необходимости. Однако сейчас приложение почти не работает: для системы Android последнее обновление вышло 18 марта 2015 года (на iOS — 6 июня 2015 года), а последний отзыв о Spot был написан год назад.

Как заработать на нарушителях ПДД?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *