Материальная ответственность военнослужащих

Содержание

Федеральный закон от 12.07.1999 N 161-ФЗ
(ред. от 18.07.2017)
«О материальной ответственности военнослужащих»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Принят

Государственной Думой

22 июня 1999 года

Одобрен

Советом Федерации

25 июня 1999 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (далее — военнослужащие), за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

воинские части — органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, организации, военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу;

командиры (начальники) — командиры (начальники) воинских частей, их заместители, командиры (начальники) структурных подразделений воинских частей и их заместители;

имущество воинской части (далее — имущество) — все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью;

реальный ущерб (далее также — ущерб) — утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

Статья 3. Условия материальной ответственности военнослужащих за причиненный ущерб

1. Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.

2. Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

4. Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом в течение трех лет со дня обнаружения ущерба.

Глава II. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Статья 4. Ограниченная материальная ответственность военнослужащих

1. За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, — не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.

2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет.

3. Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.

4. Командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.

Статья 5. Полная материальная ответственность военнослужащих

Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:

военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;

в результате преступных действий (бездействия) военнослужащего, установленных вступившим в законную силу приговором суда;

в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;

военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения.

Глава III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ПРИЧИНЕННОГО УЩЕРБА

И ПОРЯДОК ЕГО ВОЗМЕЩЕНИЯ

Статья 6. Определение размера причиненного ущерба

1. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности (для воинских частей, дислоцированных за пределами Российской Федерации, — в стране пребывания) на день обнаружения ущерба.

Цены на вооружение, военную технику, боеприпасы, другое имущество, централизованно поставляемые воинским частям, определяются уполномоченными на то государственными органами.

2. Размер причиненного ущерба определяется с учетом степени износа имущества по установленным на день обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества.

3. При незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, размер ущерба определяется размером выплаченного военнослужащему (лицу гражданского персонала) денежного довольствия (выплаченной заработной платы), а при незаконном назначении на должность, оплачиваемую выше должности, фактически занимаемой военнослужащим (лицом гражданского персонала), — разницей между выплаченным денежным довольствием (выплаченной заработной платой) и денежным довольствием (заработной платой) по фактически занимаемой должности.

4. Размер ущерба, причиненного в случае, предусмотренном абзацем пятым статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется фактическими затратами на лечение военнослужащих, пострадавших в результате умышленных действий других военнослужащих, в медицинских организациях.

5. Размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких военнослужащих, определяется для каждого из них с учетом степени вины и вида материальной ответственности.

6. При привлечении военнослужащего к материальной ответственности размер оклада месячного денежного содержания военнослужащего и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день издания приказа командира (начальника) воинской части или принятия судом решения о возмещении ущерба.

Статья 7. Проведение административного расследования при обнаружении ущерба

1. Командир (начальник) воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба.

В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником), но не более чем на один месяц.

1.1. В случае, если причины ущерба, его размер и виновные лица могут быть установлены в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка, вместо административного расследования может проводиться указанное разбирательство в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

2. Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом, в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия.

Статья 8. Возмещение ущерба военнослужащими

1. Возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб.

Приказ о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, издается вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части. Иск о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, предъявляется вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

2. Приказ соответствующего командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба должен быть издан в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования или принятия соответствующим командиром (начальником) решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке либо поступления решения суда или материалов ревизии, проверки, дознания, следствия, объявлен военнослужащему под роспись и обращен к исполнению по истечении семи дней после объявления его военнослужащему.

В случае, если приказ о возмещении ущерба не издан в двухнедельный срок, вопрос о привлечении военнослужащего к материальной ответственности решается судом по иску соответствующего командира (начальника) воинской части.

3. Военнослужащие, проходящие военную службу за пределами Российской Федерации, возмещают причиненный ущерб в валюте страны пребывания. В случае невозможности возмещения ущерба в валюте страны пребывания (в том числе в случае убытия военнослужащего на территорию Российской Федерации) ущерб возмещается в рублях в пересчете по официальному курсу валюты, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обнаружения ущерба.

4. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба может быть обжалован военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) и (или) в суд. Обжалование приказа о возмещении ущерба не приостанавливает удержаний денежных средств из денежного довольствия военнослужащего. При отмене приказа о возмещении ущерба удержанные денежные средства возвращаются военнослужащему.

5. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.

6. Военнослужащий может добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме.

7. Удержания из денежного довольствия военнослужащего по решению суда производятся на основании выданного судом исполнительного листа.

8. Разница между размером причиненного ущерба и определенным приказом командира (начальника) воинской части или решением суда размером удержаний из денежного довольствия военнослужащего относится за счет средств, выделенных из федерального бюджета соответствующему федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в ведении которого находится воинская часть, решением командира (начальника) в пределах предоставленных ему прав.

Статья 9. Возмещение ущерба в случае увольнения военнослужащего с военной службы или перевода его к новому месту службы

1. В случае, когда привлеченный к материальной ответственности военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) не возместил ко дню увольнения с военной службы (окончания сборов) причиненный ущерб, оставшаяся за ним задолженность взыскивается по правилам исполнительного производства, установленным законодательством Российской Федерации.

2. В случае, когда причинивший ущерб военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) уволен с военной службы (убыл с военных сборов ввиду их окончания) и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с него ущерба производится судом по иску, предъявленному командиром (начальником) воинской части, в размере, установленном настоящим Федеральным законом. При этом размер оклада месячного денежного содержания и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день увольнения военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы) с военной службы (окончания сборов).

3. В случае перевода к новому месту службы возмещение ущерба военнослужащим, привлеченным к материальной ответственности и не возместившим причиненный ущерб, производится по новому месту службы на основании записи в расчетной книжке или денежном аттестате военнослужащего.

Если решение о привлечении причинившего ущерб военнослужащего к материальной ответственности не было принято до его перевода к новому месту службы, командир (начальник) воинской части обязан направить в пятидневный срок со дня окончания административного расследования, ревизии, проверки, дознания, поступления материалов следствия или решения суда необходимые материалы к новому месту службы военнослужащего для привлечения его к материальной ответственности.

Возмещение ущерба в этом случае производится по новому месту службы военнослужащего в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Федерального закона. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба издается в двухнедельный срок со дня поступления с прежнего места службы военнослужащего материалов, указанных в настоящем пункте.

Статья 10. Возмещение ущерба, причиненного военнослужащими третьим лицам

Военнослужащие, причинившие ущерб третьим лицам, который в соответствии с законодательством Российской Федерации был возмещен воинской частью, возмещают воинской части причиненный ущерб в порядке и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 11. Условия уменьшения размера ущерба, подлежащего возмещению

Размер денежных средств, подлежащих взысканию с военнослужащего для возмещения причиненного ущерба, может быть снижен командиром (начальником) воинской части с разрешения вышестоящего командира (начальника), а также судом с учетом конкретных обстоятельств, степени вины и материального положения военнослужащего, за исключением случаев, предусмотренных абзацем четвертым статьи 5 настоящего Федерального закона.

Статья 12. Порядок производства денежных удержаний

1. Ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба производятся в размере 20 процентов месячного денежного довольствия, а для возмещения ущерба, причиненного в случаях, предусмотренных абзацем четвертым статьи 5 настоящего Федерального закона, — в размере 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего.

2. Если из денежного довольствия военнослужащего производятся другие денежные удержания, предусмотренные законодательством Российской Федерации, то общий размер всех денежных удержаний не может превышать 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего. При этом очередность указанных удержаний определяется законодательством Российской Федерации.

Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 13. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

2. Считать не действующим на территории Российской Федерации Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1984 г. N 10661-Х «О материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1984, N 3, ст. 61).

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

12 июля 1999 года

N 161-ФЗ

Судебная практика и законодательство — 161-ФЗ О материальной ответственности военнослужащих

Решение Конституционного Суда РФ от 17.01.2017 «Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2016 года»

14. Постановлением от 8 ноября 2016 года N 22-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положений абзаца третьего статьи 5 и пункта 5 статьи 8 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих».

Постановление Конституционного Суда РФ от 08.11.2016 N 22-П «По делу о проверке конституционности абзаца третьего статьи 5 и пункта 5 статьи 8 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» в связи с жалобой гражданина Д.В. Батарагина»

рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности абзаца третьего статьи 5 и пункта 5 статьи 8 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих».

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина Д.В. Батарагина. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителем законоположения.

Приказ Министра обороны РФ от 03.12.2015 N 717 (ред. от 08.11.2018) «Об утверждении Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации»

52. В соответствии с Федеральным законом от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (статья 7) командир (начальник) воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба.

Приказ Министра обороны РФ от 20.02.2014 N 133 (ред. от 30.12.2014) «Об осуществлении Министерством обороны Российской Федерации, учреждениями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, полномочий администратора доходов федерального бюджета»

Статья 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 233, 238, 243, 244, 246, 248 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 81, 104.1 — 104.3 Уголовного кодекса Российской Федерации, статьи 106, 118 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»

Приказ Министра обороны РФ от 30.12.2014 N 1110 «О внесении изменений в приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. N 133»

Статья 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 233, 238, 243, 244, 246, 248 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 81, 104.1 — 104.3 Уголовного кодекса Российской Федерации, статьи 106, 118 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»

Приказ Министра обороны РФ от 22.07.2000 N 400 (ред. от 15.06.2009) Об утверждении Положения о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время

Список лиц, допущенных к несению службы дежурного по столовой на текущий месяц, утверждается командиром воинской части. Дежурный по столовой обязан принять по описи находящиеся в столовой оборудование, мебель, столово-кухонную посуду и инвентарь. В случае их недостачи или порчи проводится административное расследование, по результатам которого виновные лица привлекаются к материальной ответственности в соответствии с Федеральным законом от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3682). Назначать начальников столовых, инструкторов (поваров), инструкторов (коков) и начальников продовольственных складов в состав суточного наряда запрещается.

Определение Конституционного Суда РФ от 14.07.2011 N 996-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Клещенко Евгения Михайловича на нарушение его конституционных прав положением части первой статьи 251 и частью первой статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 12 июля 1999 года N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» возмещение ущерба, причиненного военнослужащими, осуществляется по приказу командира (начальника) воинской части либо на основании судебного решения, принятого по иску командира (начальника) воинской части. При этом соответствующее судебное решение принимается в порядке искового производства, а заявление военнослужащего об оспаривании действий должностных лиц рассматривается судом в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Приказ Министра обороны РФ от 28.03.2008 N 139 (ред. от 20.09.2013) «О формах документов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации»

3. В книге открываются три раздела: раздел I — для учета недостач, хищений, утрат, уничтожений, повреждений материальных ценностей, нематериальных активов и иного имущества, других противоправных действий (бездействия) с ними, раздел II — для учета штрафов, пени, неустоек и раздел III — для учета прочих видов причиненного ущерба: незаконного расходования или использования денежных средств и материальных ценностей, умышленных действий военнослужащих, повлекших затраты на лечение в военно-лечебных учреждениях (других учреждениях здравоохранения) военнослужащих, пострадавших в результате этих действий, а также других видов ущерба, предусмотренных Федеральным законом от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих».

Приказ Министра обороны РФ от 15.01.2015 N 10 «Об утверждении Инструкции о порядке организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по представлению интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в судах»

<*> Под реальным ущербом понимаются утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью (статья 2 Федерального закона от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»).

Определение Конституционного Суда РФ от 25.11.2010 N 1617-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Минько Владимира Ивановича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 248 Трудового кодекса Российской Федерации»

Конституционный Суд Российской Федерации ранее рассматривал вопрос о конституционности процедуры привлечения к материальной ответственности применительно к военнослужащим. В Постановлении от 10 апреля 2001 года N 5-П Конституционный Суд Российской Федерации признал положение части первой пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 12 июля 1999 года N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», устанавливающее, что возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб, не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку оно в системной связи с иными положениями названного Федерального закона, а также Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и Гражданского процессуального кодекса РСФСР, обеспечивающими механизм судебной защиты имущественных прав военнослужащего, не нарушает справедливый баланс между правами военнослужащего и правомерными интересами общества и государства и не препятствует реализации конституционных гарантий государственной, в том числе судебной, защиты имущественных прав военнослужащего, возникающих в связи с получением им денежного довольствия в качестве вознаграждения за службу.

Материальная ответственность военнослужащих

Имущество, которое находится на балансе вооруженных сил, принадлежит Российской Федерации и тщательно охраняется законом. Поэтому каждому, кто несет военную службу в нашей стране, необходимо внимательно изучить Федеральный закон РФ от 12.07.1999 № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», который устанавливает обязанность военных компенсировать вред, причиненный при различных обстоятельствах. КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО Получить доступ

Нормативная база

Материальная ответственность военнослужащих — это предусмотренные законодательством меры имущественного характера, применяемые к военным, причинившим реальный материальный ущерб воинской части. Ее объем и порядок применения регламентированы следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
  • Федеральным законом от 12.07.1999 № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»;
  • Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О военной службе и воинской обязанности»;
  • воинским Уставом ВС РФ.

Законодатель также акцентирует внимание на том, что обязанность компенсировать вред возлагается на военного только если он причинил его при исполнении. Если же он совершил правонарушение, когда не исполнял свои прямые обязанности (например, находился в отпуске), то его ответственность будет регулироваться в общем порядке Гражданским кодексом РФ.

Условия наступления

Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих» устанавливает, что военные компенсируют только реальный ущерб, причиненный в результате их виновного противоправного поведения.

При этом под реальным ущербом понимается:

  • уничтожение или повреждение военного имущества (все виды вооружения, боеприпасов, военной техники, вещевое имущество, здания, сооружения, ценные бумаги и деньги, другое имущество, которое находится в федеральной собственности и закреплено за воинской частью);
  • расходы на производство ремонтно-восстановительных работ или приобретение нового имущества;
  • излишние траты, которые понесла воинская часть. К таким расходам, например, следует отнести траты на ремонт поврежденного имущества, а также транспортные расходы сверх предусмотренных системой материального обеспечения войск. Также под эту категорию подпадают штрафы и неустойки, которые пришлось выплатить третьим лицам.

При этом военнослужащий освобождается от выплаты компенсации, если вред был причинен:

  • по приказу руководства;
  • в результате обстоятельств непреодолимой силы (стихийные бедствия, военные действия, пожар, обвал в горах и т. п.);
  • в результате оправданного служебного риска.

Материальная ответственность направлена на формирование у военнослужащего бережного отношения к имуществу, принадлежащему воинской части. Этот тезис находит свое продолжение в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» и уставе. Среди прочего, в этих документах установлена обязанность беречь воинское имущество, бережно носить одежду и обувь, иметь исправное, почищенное и готовое к бою оружие и т. д.

Статьи 4 и 5 Закона № 161-ФЗ выделяют два вида матответственности: ограниченную и полную. Рассмотрим каждый из них.

Полная ответственность

Статья 5 Закона устанавливает, что военнослужащий должен возместить причиненный ущерб в полном объеме, если присутствует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  1. Было утрачено или повреждено имущество, которое было передано под отчет для хранения, перевозки либо других целей. При этом передача имущества должна быть четко зафиксирована путем оформления одного из первичных документов.
  2. Имущество было уничтожено или повреждено в результате действий, которые образуют состав преступления (например, хищение).
  3. Имеет место умышленное уничтожение, повреждение, расходование имущества независимо от того, образуют ли действия состав преступления, предусмотренного УК РФ. Например, хищение может быть совершено на незначительную сумму, а значит, в силу малозначительности деяния, согласно УК РФ, оно не расценивается как уголовно-наказуемое.
  4. Ущерб был нанесен военнослужащим, который находился в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения. Это правило не распространяется на случаи, когда опьянение наступило в результате неосторожных действий самого военнослужащего, непреодолимой силы или насильственных действий других лиц.
  5. Имеют место виновные действия, которые повлекли за собой необходимость оплаты лечения третьих лиц.

Стоит отметить, что срок давности привлечения к матответственности составляет три года с момента обнаружения причиненного ущерба, и он должен быть возмещен не зависимо от того, был ли привлечен виновный к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности.

Ограниченная ответственность

Во всех остальных случаях, когда ущерб был причинен по неосторожности либо неподотчетному имуществу, военный будет нести частичную материальную ответственность. При этом размер компенсации будет разниться в зависимости от того, является он призывником или несет службу по контракту.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 161-ФЗ, ограниченная матответственность военнослужащих по контракту не может превышать одного месячного оклада и надбавки за выслугу лет. Для тех, кто служит по призыву, максимальный размер компенсации не должен превышать двух окладов месячного содержания. Исключением из этого правила является случай, предусмотренный частью 2 статьи 4 Закона. Так, военнослужащие-контрактники отвечают за простой контейнеров, машин или иных судов, в результате которого на воинскую часть были наложены штрафы, С них может быть взыскано два оклада и две месячные надбавки за выслугу лет.

Ограниченная материальная ответственность устанавливается за:

  • ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы. Неосторожность может быть в форме легкомыслия, когда лицо предвидит наступление негативных последствий, однако самонадеянно рассчитывает на их предотвращение в силу своих возможностей, навыков, профессиональных способностей и черт характера (которые являются необоснованными). Другая форма неосторожности — это небрежность, которая выражается в том, что военнослужащий не предвидит наступления негативных последствий, хотя должен был в силу своих обязанностей;
  • неправомерные действия командира, который незаконно уволил лицо с военной службы либо осуществил перевод или неоправданное назначение на должность. За это из его денежного довольствия могут вычитать до трех месячных окладов и надбавок;
  • виновные действия командира, который не предпринял необходимых мер по охране имущества либо не предотвратил хищение. В этом случае максимальный вычет из зарплаты составляет не более одного оклада и надбавки за выслугу.

Рассмотрим распространенный случай незаконного привлечения к матответственности — зачастую с военных требуют компенсацию за повреждение или утрату вещевого имущества (например, военной формы). Этот вопрос подробно рассмотрен в Постановлении Правительства РФ № 390 от 22.06.2006, в котором указано, что в случае, если утрата или повреждение полученного вещевого имущества произошли не по вине военнослужащего, то ему должны выдать новую форму. Если же утрата или повреждение произошли по его вине, то ему выдается не новая форма, а просто пригодная для носки. При этом требование каких-либо денежных компенсаций следует расценивать как вымогательство, которое является уголовным преступлением в соответствии со статьей 163 Уголовного кодекса РФ.

Порядок привлечения

В ситуациях, когда закон предписывает выплату компенсации в полном объеме, привлечение к материальной ответственности осуществляется через суд на основании иска командира части. В случае с ограниченной ответственностью компенсация удерживается из месячного оклада военнослужащего на основании приказа командира части. Однако прежде чем обязать военного к выплате, необходимо соблюсти следующий алгоритм действий:

1. После выявления факта причинения ущерба командир воинской части обязан назначить административное расследование (приказом либо устно), в результате которого должно быть установлено:

  • в чем заключается материальный ущерб и какова его денежная оценка;
  • какими неправильными действиями причинен данный ущерб;
  • какие законы и установленные правила при этом были нарушены;
  • в какой форме был причинен ущерб;
  • степень вины;
  • находился ли виновный при исполнении служебных обязанностей;
  • какие обстоятельства способствовали причинению ущерба.

Расследование должно быть назначено незамедлительно и закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба. Для его проведения назначается офицер, который оформляет результаты проверки в письменном виде.

2. По результатам расследования командир принимает решение, которое объявляется в приказе воинской части. В этом документе определяются меры, которые должны быть приняты для восстановления причиненного ущерба, защиты прав и интересов государства и воинской части, а также предотвращения дальнейших нарушений. Решение командира также может содержать отказ в применении мер материальной ответственности с отнесением суммы ущерба за счет государства, если имеются основания для освобождения военнослужащего от ответственности.

3. Приказ о возмещении причиненного ущерба должен быть оформлен в течение двух дней после завершения административного расследования и предоставлен для ознакомления военнослужащему (под подпись). При этом следует обратить его внимание на необходимость исполнения предписания в течение семи дней.

4. Если военнослужащий не согласен с приказом, он может оспорить его, обратившись к вышестоящему должностном лицу либо в суд.

Материальная ответственность: понятие, признаки, виды и основа
применения.

Материальная ответственность — это применение восстановительных санкций для того, чтобы возместить причиненный имущественный ущерб. Поэтому она наступает, если: 1) государству действительно причинен прямой, реальный ущерб; 2) при исполнении служебных обязанностей; 3) противоправным деянием; 4) виновно; 5) между противоправным деянием и наступившим ущербом имеется причинная связь.

Административным правом регламентируется только материальная ответственность военнослужащих и аттестованных работников МВД.

Размеры взыскания связываются с размерами должностного оклада (заработной платы), дифференцируются в зависимости от степени вины, выполняемой работы.

Очень важно также отметить, что материальная ответственность наступает, когда причиненный ущерб связан со служебной деятельностью. Размер применяемых санкций зависит в основном не от степени вины, а от размера наступившего в результате виновных противоправных действий вреда (1); виновный может добровольно возместить причиненный вред полностью или частично (2); санкция не может быть заменена мерами общественно­го воздействия (3).

Меры материальной ответственности, установленные нормами административного права, применяются в административном процессе. На основании Положения о материальной ответственности военнослужащих имущественный ущерб, если он причинен при исполнении служебных обязанностей, может быть взыскан: 1) с любых военнослужащих; 2) призванных на сборы военнообязанных; 3) курсантов военно-учебных заведений; 4) а также с лиц рядового и начальствующего состава МВД.

Положение устанавливает три вида материальной ответственности названных лиц: ограниченную, полную, повышенную. По общему правилу они несут ограниченную ответственность, например, с них взыскивается прямой действительный ущерб, но не более, например — для кадровых работников — месячного оклада.

Имущественная ответственность в размере полного ущерба наступает, если он причинен: 1) умышленным уничтожением, порчей, повреждением, незаконным расходованием военного имущества или другими умышленными действиями; 2) приписками, искажениями отчетных данных; 3) недостачей, уничтожением или порчей подотчетного имущества; 4) лицом, находившимся в не­трезвом состоянии; 5) деянием, содержащим признаки преступления.

Повышенная ответственность — в кратном (от двух до десятикратного) размере — может наступить за ущерб, причиненный хищением, промотанием, недостачей оборудования, обмун­дирования, специальной одежды и обуви, валютных ценностей, изделий из драгоценных металлов и камней и некоторых иных видов военного имущества.

Оба вида карательной ответственности – административная и дисциплинарная – состоят в применении взысканий, то есть карательных санкций, с целью общей и частной превенции правонарушений. А материальная – это применение восстановительных санкций для того, чтобы возместить причиненный имущественный ущерб. Поэтому она наступает, если государству действительно причинен

• прямой, реальный ущерб;

• при исполнении служебных обязанностей;

• между противоправным деянием и наступившим ущербом имеется причинная связь.

Административным правом четко регламентируется только материальная ответственность военнослужащих. Соответствующие нормы содержатся в Федеральном законе «О материальной ответственности военнослужащих», принятом в июне 1999 г .*

От дисциплинарной этот вид ответственности отличает то, что размер применяемых санкций зависит в основном не от степени вины, а от размера наступившего в результате виновных противоправных действий вреда, при этом виновный может добровольно возместить причиненный вред полностью или частично; санкция не может быть заменена мерами общественного воздействия, она носит имущественный характер.

Карательные и правовосстановительные санкции дополняют друг друга, могут применяться одновременно к одному лицу. Возмещение ущерба военнослужащими и призванными на сборы военнообязанными производится независимо от привлечения их к административной или дисциплинарной ответственности за действие (бездействие), которым причинен ущерб государству.

Взыскание ущерба с военнослужащих является разновидностью дисциплинарного принуждения. Административным правом регулируются не только основания, но и порядок привлечения названных выше лиц к материальной ответственности. Он отличается от порядка взыскания ущерба с рабочих и служащих, закрепленного трудовым правом.

Меры материальной ответственности, установленные нормами административного права, применяются в административном процессе. На основании Закона имущественный ущерб может быть взыскан:

• с любых военнослужащих;

• призванных на сборы военнообязанных – если он причинен при исполнении ими служебных обязанностей.

Не допускается взыскание ущерба, причиненного вследствие исполнения приказа командира. Во всех случаях военнослужащие несут ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб в течение трех лет со дня его обнаружения.

* СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3682.

По общему правилу материальная ответственность военнослужащих является ограниченной. Это значит, что с них может быть взыскана сумма причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет, а с тех, кто проходит военную службу по призыву, – не более двух окладов. С командиров, виновных в незаконном увольнении, приеме, переводе, могут быть взысканы произведенные по их вине воинской частью выплаты, но не более трех окладов и трех месячных надбавок за выслугу лет.

Полная материальная ответственность военнослужащих в размере причиненного ущерба наступает, если:

а) он причинен действиями, содержащими признаки состава преступления;

б) имущество было передано виновному для хранения, перевозки, выдачи, пользования и иных целей;

в) совершено умышленное уничтожение, повреждение или иное умышленное действие, повлекшее материальный ущерб;

г) виновные действия совершены лицами, добровольно приведшими себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения.

Производство по делам о материальной ответственности состоит из четырех стадий: административного расследования, рассмотрения дела, пересмотра приказа, исполнения приказа.

При обнаружении ущерба командир (начальник) обязан назначить административное расследование, если это необходимо для установления размера, причин ущерба и виновных. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба. Вышестоящий командир вправе продлить срок, но не более чем на один месяц.

Получив необходимые материалы, командир издает приказ о взыскании соответствующей суммы. Но здесь законом установлены два ограничения: приказ может быть издан в течение двух недель со дня окончания расследования, поступления материалов ревизии, следствия, решения суда, если взыскиваемая сумма не превышает одного оклада и одной месячной надбавки за выслугу лет. Приказ объявляется под роспись виновному и затем может быть обращен к исполнению по истечении семи дней.

Если подлежащая взысканию сумма больше месячного оклада и месячной надбавки за выслугу лет или если приказ в течение двух недель не издан, взыскание ущерба производится в судебном порядке. Судом также взыскивается сумма с лиц, уволенных с военной, службы, убывших с военных сборов.

Военнослужащий вправе добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме. Он вправе обжаловать приказ вышестоящему командиру или в суд. Жалоба не приостанавливает исполнение приказа.

Ежемесячно денежные удержания с целью возмещения ущерба на основании приказа по общему правилу производятся в размере 20 % месячного денежного довольствия. С лиц, не возместивших ущерб ко дню увольнения с военной службы, оставшаяся задолженность взыскивается по общим правилам исполнительного производства.

Федеральными нормативными актами не решен вопрос о материальной ответственности студентов и учащихся. Это вынуждает руководителей образовательных учреждений издавать локальные нормы, некоторые из которых представляются спорными. Так, в приказе по Свердловскому юридическому институту от 26 февраля 1993 г . было сказано:

В целях усиления ответственности за порчу имущества академии и возмещения причиненного ущерба:

1. Комендантам учебных зданий и студенческих общежитии немедленно составлять акты на порчу имущества, выявлять конкретных виновников и представлять материалы проректору. для принятия мер по возмещению причиненного ущерба.

2. Установить, что за порчу имущества академии виновные возмещают ущерб в пятикратном размере стоимости восстановительных работ. Стоимость восстановительных работ определяется сметой или калькуляцией, составленной экономистом совместно с главным инженером и прорабом стройгруппы.

3. Предупреждаю всех студентов, что за систематическую порчу имущества академии они будут выселяться из студенческого общежития.

Многие юристы считают материальную ответственность разновидностью гражданской. В отличие от карательных видов юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной) гражданская и материальная являются правовосстановительными. Обе они связаны с применением, как правило, имущественных санкций, направленных на возмещение вреда.

Но материальная ответственность по ряду признаков серьезно отличается от гражданской.

Во-первых, особой нормативной основой (нормы трудового и административного права).

Во-вторых, материальная ответственность, как правило, носит ограниченный характер, с виновного взыскивается не более месячного заработка. Фактически санкция зависит не от размера ущерба, а от размера месячного заработка (оклада).

В-третьих, материальная ответственность наступает только при наличии вины.

В-четвертых, процедура взыскания ущерба, исполнения санкции имеет много процессуальных особенностей.

В-пятых, к материальной ответственности привлекаются только члены устойчивых коллективов по инициативе субъектов дисциплинарной власти за нарушение действующих в коллективе правил. Именно это обстоятельство является причиной материально-правовых и процессуальных особенностей материальной ответственности, которые названы выше.

Материальная ответственность – не разновидность гражданской, а вид дисциплинарного принуждения.

§7. Материальная ответственность работника возможна только при наличии. его вины. Как и в других видах ответственности, вина выражает психическое.

Работники в соответствии с законодательством несут материальную ответственность.

За совершенные в финансовой сфере противоправные деяния может наступить уголовная, административная, налоговая, гражданско-правовая, материальная и дисциплинарная ответственность.

материальную ответственность за ущерб, причиненный работникам увечьем или. иным повреждением здоровья, связанный с исполнением ими своих трудовых обязанностей.

§1. Коллективная (бригадная) материальная ответственность регулируется. прежде всего данной статьей, а также Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС.

Ст. 119 КЗоТ не содержит перечня случаев причинения ущерба, за которые. наступает материальная ответственность в пределах среднего месячного заработка.

в) в пределах одной отрасли могут существовать различные виды ответственности (например, дисциплинарная и материальная в трудовом праве).

3. К традиционно применяемым — общим видам — относятся дисциплинарная, административная, уголовная, материальная и гражданско-правовая ответственность.

Материальная ответственность по трудовому праву — это обязанность работника, служащего возместить ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, в пределах и порядке, установленных законодательством.

Материальная ответственность государственного служащего наступает за служебный проступок, в результате которого причинен материальный ущерб государству (предприятию, учреждению, организации).

Ответственность выражается в возмещении государственным служащим причиненного им имущественного ущерба. Возмещение этого ущерба не рассматривается в качестве дисциплинарного взыскания и может применяться наряду с ним. Материальная ответственность за ущерб, причиненный государству, наступает при наличии:

— реального (прямого) ущерба;

— непосредственной причинной связи между проступком и наступившими вредными последствиями (ущербом);

— вины правонарушителя в причинении ущерба; если виновные действия не являются преступлением.

Материальная ответственность наступает в административном порядке либо по решению суда.

Материальная ответственность за ущерб, причиненный учреждению, организации при исполнении служебных обязанностей, возлагается на служащего при условии, если ущерб причинен по его вине. Такая ответственность ограничивается определенной частью жалования служащего и не должна превышать полного размера причиненного ущерба, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. При определении размера ущерба учитывается только прямой действительный ущерб; неполученные доходы не учитываются.

За ущерб, причиненный учреждению, организации при исполнении служебных обязанностей, служащие, по вине которых причинен ущерб, несут материальную ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего среднего месячного жалования. Материальная ответственность свыше среднего месячного жалования допускается лишь в случаях, указанных в законодательстве.

Согласно ст. 243 Трудового кодекса РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:

1) когда в соответствии с законодательством на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный при исполнении работником трудовых обязанностей;

2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу; умышленного причинения ущерба;

3) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

4) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

5) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

6) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

7) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Законодательство о труде не распространяется на военнослужащих -военнослужащие и призванные на военные сборы военнообязанные, виновные в причинении ущерба государству при исполнении ими служебных обязанностей, несут материальную ответственность на основании Положения о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству. Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные не несут материальной ответственности, когда ущерб причинен вследствие добросовестного исполнения приказа командира (начальника) или оправданного в данных конкретных условиях служебного риска либо причинен правомерными действиями.

Имущественная ответственность сотрудников органов внутренних дел, налоговой службы может предусматриваться контрактом о службе.

29. Административная ответственность: понятие, содержание, основания, методы

Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая определяет обязательства субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.

Содержание административной ответственности:

– основание ответственности и вид правонарушения – административное правонарушение (менее опасные, чем преступления, но значительно более распространенные);

– объект посягательства – отношения в сфере государственного управления (и ряд других);

– субъекты ответственности как физические, так и юридические лица;

– результат привлечения к ответственности – административные наказания;

– установление ответственности относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ (к ведению субъектов РФ отнесено установление административной ответственности за правонарушения, носящие региональный характер);

– меры ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях;

– меры ответственности применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц (мировые судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, различные органы исполнительной власти);

– меры ответственности применяются органами и должностными лицами в отношении не подчиненных им по службе нарушителей, не связанных с ними служебно-трудовыми отношениями;

– привлечение к ответственности и назначение административного наказания влечет состояние административной наказанности (не судимости) в течение определенного срока и не является основанием увольнения правонарушителя с работы;

– имеет особый процессуальный порядок реализации (более простой и экономичный, чем уголовный);

– наступает перед государством (как уголовная, но не дисциплинарная и гражданско-правовая).

Основаниями административной ответственности являются:

Юридическим основанием административной ответственности служит конкретная норма права в действующем законодательстве, формулирующая состав данного административного правонарушения и устанавливающая соответствующие административные санкции за совершение этого административного правонарушения. Таким образом, юридическое основание административной ответственности – это предусмотренность ее за конкретные правонарушения законодательными нормами.

Фактическим основанием административной ответственности служит конкретная в полном составе, составляющих его элементов административное правонарушение, совершенное соответствующим субъектом. Содержащее все признаки административного проступка, деяние может быть фактическим основанием административной ответственности лишь тогда, когда оно полностью соответствует условиям привлечения к административной ответственности (или исключающим ее).

Процессуальным основанием административной ответственности является составленным уполномоченным на то должностным лицом, органом государственной исполнительной власти протокол об административном правонарушении, совершенном данным субъектом.

Дата добавления: 2016-09-06 ; просмотров: 1538 | Нарушение авторских прав

Материальная ответственность государственного служащего наступает за неправомерные действия (бездействие) в связи с выполнением своих служебных обязанностей, в результате которых причинен реальный материальный ущерб государству. Ответственность выражается в возмещении государственным служащим причиненного им имущественного ущерба. Возмещение этого ущерба производится независимо от привлечения его к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которым причинен ущерб нанимателю.

Этот вид юридической ответственности наступает либо в административном порядке, либо по суду.

Следовательно, под материальной ответственностью государственных служащих понимается обязанность виновного государственного служащего возместить ущерб, причиненный государству в связи с выполнением своих служебных обязанностей, в судебном или внесудебном порядке, основанном на действующем федеральном законодательстве и подзаконных нормативных актах.

Целью применения материальной ответственности является возмещение материального ущерба, формирование бережливого отношения к чужому имуществу.

Материальная ответственность не наступает в случаях причинения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения нанимателем обязанности создать надлежащие условия для хранения имущества, вверенного государственному служащему.

Порядок и условия привлечения государственных служащих к материальной ответственности различаются по видам государственной службы. Однако законодательным основанием ее наступления является трудовое законодательство. Исключением является материальная ответственность военнослужащих, регулируемая Федеральным законом от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих».

Под материальной ответственностью военнослужащих в юридической науке понимается предусмотренная возможность возложения на них компетентными государственными органами юридической обязанности возместить в денежной форме полностью или частично причиненный военнослужащими реальный ущерб имуществу воинской части при исполнении обязанностей военной службы.

Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут материальную ответственность в соответствии с гражданским законодательством РФ. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы. Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в течение 3-х лет со дня обнаружения ущерба.

Субъектами привлечения к материальной ответственности военнослужащих могут быть: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту); офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).

Основанием для привлечения военнослужащего к материальной ответственности является правонарушение, которое характеризуется следующими признаками: противоправное поведение (действие или бездействие) военнослужащего; причинение имуществу воинской части реального материального ущерба; наличие причинной связи между реальным ущербом и противоправным поведением военнослужащего; наличие вины военнослужащего; причинение ущерба при исполнении обязанностей военной службы.

Рассмотрим каждое условие подробнее.

1. Противоправнымипризнаются такие действия, которые выражаются в нарушении конкретных правил, требований и норм, регулирующих порядок получения, выдачи, хранения и использования военного имущества. Общим правилом, сформулированным УВС ВС РФ, является обязанность всех военнослужащих «беречь военное имущество» (ст. 16). Помимо этой нормы действует широкий круг нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение сохранности военного имущества.

2. Согласно ст. 2 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», реальным ущербом признается: утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

3. Причинная связь означает, что реальный ущерб явился непосредственным следствием конкретного действия (бездействия) данного военнослужащего, а не воздействия внешних сил (природных явлений или действий иных лиц). Зачастую именно отсутствие причинной связи является основанием для отмены судебных решений. Так, например, нельзя считать причинением реального ущерба отказ выпускника военного училища от прохождения военной службы, так как им не совершено каких- либо действий, направленных на причинение материального ущерба военному училищу. Денежные средства, выделенные государством на содержание курсанта в период обучения в военном училище, потрачены на подготовку будущего офицера и не связаны с отказом от прохождения дальнейшей службы.

4. Вина военнослужащего в причинении реального ущерба имуществу воинской части может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности, что не влияет на вопрос о привлечении его к материальной ответственности, но имеет значение при определении размера взыскания.

Законодательством четко предусмотрены и те случаи, когда привлечение военнослужащих к материальной ответственности за причиненный ущерб не допускается: если ущерб причинен вследствие исполнения приказа командира (начальника); правомерных действий военнослужащего; оправданного служебного риска; действия непреодолимой силы.

5. В случаях, когда военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) причинил ущерб имуществу воинской части не при исполнении обязанностей военной службы, он подлежит привлечению к гражданско-правовой, а не материальной ответственности. При этом нужно учитывать то, что исполнением служебных обязанностей военнослужащими по контракту признается фактическое выполнение ими должностных, специальных полномочий или заданий командования, независимо от времени и места их осуществления. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, признаются находящимися при исполнении обязанностей военной службы во всех случаях их нахождения в расположении своей воинской части либо вне ее, если они находятся в командировке или исполняют служебные задания.

В качестве срока, в течение которого военнослужащий может быть привлечен к материальной ответственности, Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» установлены три года со дня обнаружения ущерба. Этот временной интервал аналогичен сроку исковой давности, установленному ГК РФ.

Федеральным законом предусмотрено два вида такой ответственности — ограниченная и полная. Различие между этими видами материальной ответственности состоит в максимальном размере денежного взыскания, налагаемого на военнослужащего за один случай причинения им материального ущерба воинской части.

Ограниченность ответственности заключается в том, что за ущерб, причиненный воинской части при исполнении обязанностей военной службы, виновные военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, отвечают в размере такого ущерба, но не более пределов, установленных Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих».

При определении размера возмещаемого ущерба, причиненного несколькими военнослужащими, применяется принцип солидарной ответственности, т. е. для каждого отдельного военнослужащего с учетом степени вины и вида материальной ответственности.

Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен: военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и др. целей; действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ; в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ; умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий; военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения.

При обнаружении ущерба командир (начальник) воинской части обязан назначить административное расследование.

Полномочия по вынесению решения о привлечении военнослужащих к материальной ответственности, а также по назначению конкретного размера возмещения возлагаются на командира воинской части либо суд.

Законом предусмотрено три варианта возмещения ущерба:

1) возмещение ущерба военнослужащими; 2) возмещение ущерба в случае увольнения военнослужащего с военной службы или перевода его к новому месту службы; 3) возмещение ущерба, причиненного военнослужащими третьим лицам.

Установление наличия условий применения к военнослужащему материальной ответственности осуществляется в особом процессуальном порядке — в ходе административного расследования.

Так, согласно ст. 7 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», административное расследование осуществляется в месячный срок и назначается командиром (начальником) сразу после обнаружения ущерба. В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником), но не более чем на один месяц.

Дефицит законодательного регулирования административного расследования компенсируется Приказом Минобороны РФ от 31 января 2001 г. № 10 «Об утверждении Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации». Так, на основании п. 102 Наставления, в процессе проведения административного расследования готовятся следующие документы: рапорт, другие документы, на основании которых проводится административное расследование, с резолюцией командира (начальника) о назначении административного расследования; объяснения должностных лиц, свидетелей и т.п.; справка финансового органа о денежном размере причиненного ущерба с учетом применения соответствующих коэффициентов; в случае причинения ущерба здоровью — медицинское заключение о характере и степени повреждений; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела; заключение лица, проводившего расследование, с указанием условий, причин, характера нарушений и рекомендаций командованию по привлечению к материальной ответственности и некоторые другие.

Наряду с этим, Наставлением установлены некоторые меры процессуального обеспечения, к которым, согласно п. 106, отнесены: обыски, выемки, допросы и некоторые другие следственные действия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Вместе с тем если в ходе административного расследования будут выявлены признаки преступления, то командир воинской части возбуждает уголовное дело, о чем немедленно уведомляет военного прокурора. Все материалы административного расследования, послужившие поводом для возбуждения уголовного дела, приобщаются к данному делу.

Дата добавления: 2016-04-11 ; просмотров: 596 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Статья 4. Ограниченная материальная ответственность военнослужащих. 1. За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, — не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.

2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет.
3. Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.
4. Командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.
Комментарий к статье 4
1. Если первая глава комментируемого Закона посвящена общим условиям привлечения военнослужащих к материальной ответственности, то во второй главе уточняются меры такой ответственности применительно к конкретным формам (способам) причинения ущерба воинской части. В этой главе предусматривается два вида материальной ответственности военнослужащих — ограниченная или полная. Деление материальной ответственности на виды направлено на решение задачи ее индивидуализации. Непосредственно решение данной задачи осуществляется путем установления за ряд правонарушений повышенного предела причитающегося с военнослужащего возмещения причиненного ущерба (ограниченная материальная ответственность) или устранения каких-либо ограничений возмещения, за исключением размера самого ущерба (полная материальная ответственность). Более строгая материальная ответственность предусмотрена за совершение таких правонарушений, которые имеют большую опасность для государственных интересов в сфере сбережения материальных средств Вооруженных Сил Российской Федерации и иных воинских формирований. Большей опасностью, по мнению законодателя, обладают такие правонарушения, как причинение ущерба командиром (начальником) воинской части вследствие нарушения им установленного порядка назначения на должность или увольнения военнослужащих (лиц гражданского персонала), причинение ущерба умышленно, в состоянии опьянения и др.
2. Комментируемой статьей устанавливаются основания для привлечения военнослужащих к ограниченной материальной ответственности. Ограниченность ответственности заключается в том, что за ущерб, причиненный воинской части при исполнении обязанностей военной службы, виновные военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, отвечают в размере такого ущерба, но не более пределов, заранее установленных Законом.
Базовой ставкой для исчисления пределов материальной ответственности военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, является один оклад их месячного денежного содержания и одна месячная надбавка за выслугу лет (для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, — только оклад месячного денежного содержания).
Применительно к конкретным случаям, предусмотренным комментируемой статьей, предел возмещения материального ущерба военнослужащими (гражданами, призванными на военные сборы) устанавливается кратно по отношению к базовой ставке (предусмотрен одно-, двух- или трехкратный размер такой ставки).
3. В п. 1 комментируемой статьи установлено общее правило, согласно которому за ущерб, причиненный воинской части при исполнении обязанностей военной службы по неосторожности, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет. Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, предел возмещения ограничен двумя окладами месячного денежного содержания. Так, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, оклад месячного денежного содержания которого с учетом месячной надбавки за выслугу лет составляет 3000 руб., причинил ущерб в сумме 2000 руб. Он обязан возместить этот ущерб полностью, так как сумма ущерба не превышает установленного п. 1 ст. 4 комментируемого Закона предела. Однако если тот же военнослужащий причинил ущерб в сумме 5000 руб., то в соответствии с названной нормой он возмещает лишь часть суммы ущерба, равную одному окладу его месячного денежного содержания и одной месячной надбавке за выслугу лет, т.е. 3000 руб.
Аналогичным образом решается вопрос и об ответственности военнослужащего по п. 3 комментируемой статьи.
4. В п. 1 комментируемой статьи не предусмотрены конкретные случаи причинения ущерба, за которые она устанавливает материальную ответственность военнослужащих в наименьших пределах. Ответственность по данной норме несут все военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, за любой реальный ущерб, причиненный воинской части, кроме случаев, когда в тех же пределах они подлежат ответственности согласно п. 3 ст. 4, либо в более высоких размерах согласно п. п. 2 и 4 ст. 4 и ст. 5 комментируемого Закона.
Как свидетельствует практика, наиболее типичными случаями причинения ущерба, за которые наступает материальная ответственность военнослужащих по п. 1 комментируемой статьи, являются:
— порча или уничтожение по небрежности имущества воинской части, кроме имущества, переданного военнослужащему под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей. К имуществу воинской части относятся, например, здания, сооружения, вооружение, боевая и другая техника, боеприпасы и пр.;
— излишние выплаты, произведенные воинской частью для восстановления первоначального состояния поврежденного имущества.
5. Оклад месячного денежного содержания военнослужащего согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью (оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию).
В настоящее время размеры месячного денежного содержания военнослужащих установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 г. N 462.
6. Месячная надбавка за выслугу лет является в соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» разновидностью дополнительных выплат, предусмотренных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Такая надбавка выплачивается в процентах к окладам денежного содержания в следующих размерах при выслуге:
от полугода до 1 года — 5%;
от 1 до 2 лет — 10%;
от 2 до 5 лет — 25%;
от 5 до 10 лет — 40%;
от 10 до 15 лет — 45%;
от 15 до 20 лет — 50%;
от 20 до 22 лет — 55%;
от 22 до 25 лет — 65%;
от 25 лет и более — 70%.
В выслугу лет военнослужащих для назначения процентной надбавки за выслугу лет засчитываются в календарном исчислении следующие периоды:
а) военная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, Пограничной службе Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также в Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации;
б) военная служба в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, Центральной службе разведки Союза ССР, Управлении охраны при Аппарате Президента Союза ССР, Комитете по охране Государственной границы Союза ССР, органах федеральной безопасности РСФСР, Службе внешней разведки РСФСР, Межреспубликанской службе безопасности, Службе безопасности Президента Российской Федерации, федеральных органах государственной безопасности, органах контрразведки Российской Федерации, органах и войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Главном управлении охраны Российской Федерации, во внутренних и Железнодорожных войсках, других воинских формированиях Союза ССР, в Объединенных Вооруженных Силах государств — участников Содружества Независимых Государств;
в) военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств — участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы);
г) военная служба граждан Российской Федерации до 1 января 1995 г. в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств — бывших республик Союза ССР, не входящих в Содружество Независимых Государств;
д) военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве;
е) приостановление военной службы военнослужащих, избранных депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, главами исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов местного самоуправления и главами муниципальных образований и осуществляющих указанные полномочия на постоянной основе, а также военнослужащих, осуществляющих полномочия членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
ж) нахождение в плену или в качестве заложников, а также интернирование в нейтральных странах — до полного выяснения обстоятельств захвата в плен, в качестве заложников, интернирования или освобождения;
з) безвестное отсутствие — до признания в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим;
и) содержание под стражей, отбывание наказания в местах лишения свободы и нахождение в ссылке — в случае вынесения оправдательного приговора либо прекращения уголовного дела, необоснованного привлечения к уголовной ответственности и репрессирования;
к) перерыв в военной службе в случае необоснованного увольнения с военной службы и последующего восстановления на военной службе в установленном порядке;
л) служба в органах внутренних дел, милиции, исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и Союза ССР в качестве лиц рядового и начальствующего состава;
м) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;
н) работа в системе Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, непосредственно предшествующая назначению на должности, замещаемые лицами рядового или начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации;
о) иные периоды работы, засчитываемые на основании законодательства Российской Федерации.
В выслугу лет военнослужащих для назначения надбавки засчитывается на льготных условиях (один месяц службы за два месяца) время военной службы на воинских должностях летного состава военнослужащих, выполняющих полеты по планам боевой (учебно-летной) подготовки в составе экипажей самолетов, вертолетов и экранопланов, а также на воинских должностях испытателей парашютов и катапультных установок (парашютистов-испытателей), совершающих прыжки с парашютом или катапультирование по плану научно-исследовательских работ.
При этом выслуга лет исчисляется:
— испытателям парашютов и катапультных установок (парашютистам-испытателям) — не ранее чем с 17 августа 1988 г.;
— военнослужащим управлений и штабов от авиационного корпуса и выше, органов управления авиацией Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, военно-образовательных учреждений профессионального образования — не ранее чем с 1 января 1990 г.
В случае если военнослужащие находились на летной работе неполный календарный год, выслуга лет для назначения надбавки на льготных условиях определяется пропорционально времени, в течение которого они фактически находились на летной работе.
При переучивании военнослужащих летного состава на новую летную специальность или на новый тип самолета первый календарный год в период обучения засчитывается в льготном исчислении независимо от выполнения заданий летной работы.
В выслугу лет военнослужащих для назначения надбавки засчитывается на льготных условиях (один месяц службы за полтора месяца) время военной службы:
а) на воинских должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом: в Воздушно-десантных войсках и военно-образовательных учреждениях профессионального образования, готовящих офицеров для Воздушно-десантных войск, воинских частях и подразделениях специального (особого) назначения (специальной разведки), десантно-штурмовых соединениях и воинских частях, разведывательных десантных подразделениях Сухопутных войск, разведывательных десантных подразделениях морской

Следующая статья «
К тексту закона «

Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 21 июля 1999 г. N 139, в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3682

Постановлением Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2016 г. N 22-П взаимосвязанные положения абзаца третьего статьи 5 и пункта 5 статьи 8 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения — по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, — допускают возможность привлечения военнослужащего, уголовное дело в отношении которого прекращено на стадии досудебного производства в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, к полной материальной ответственности за ущерб, причиненный имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, вследствие установления в его действиях (бездействии) признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ (и тем самым — фактического признания его виновным в совершении преступления), иным, отличным от вынесенного в процедуре уголовного судопроизводства приговора суда, правоприменительным решением, включая постановление суда, принятое в рамках гражданского судопроизводства на основании содержащихся в акте органа предварительного расследования о прекращении уголовного дела сведений о фактических обстоятельствах деяния и его выводов относительно совершения этого деяния данным лицом

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

>Могут ли привлечь военнослужащего к материальной ответственности?

Чем регулируется

Вопросы денежного возмещения в армии регулируются специальным Законом № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих». Этот закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы государственному имуществу, закрепленному за воинскими частями.

Какие убытки возмещаются

Военнослужащие несут материальную ответственность по вышеуказанному закону только за реальный ущерб, причиненный по их вине при исполнении воинских обязанностей. Военный не отвечает за убытки, причиненные вследствие исполнения приказа командира, а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска или действия непреодолимой силы.

В зависимости от ситуации, военнослужащие могут быть привлечены к полной либо частичной материальной ответственности в течение трех лет со дня обнаружения ущерба.

За что отвечают в полной мере

Договор о полной материальной ответственности в армии не заключается. Военнослужащие несут такую ответственность только в случаях, когда ущерб причинен:

  • в результате преступных действий (бездействия) военного, установленных вступившим в законную силу приговором суда;
  • когда имущество было передано подотчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;
  • в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия);
  • умышленными действиями, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях других военных, пострадавших в результате этих действий;
  • военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения.

За что отвечают частично

За ущерб, причиненный по неосторожности, военные-контрактники и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет (месячного оклада), а срочники — не более двух окладов.

Воины-контрактники, причинившие ущерб в связи с уплатой воинской частью штрафов за простои вагонов, судов и т. п., либо несвоевременную уплату налогов, несут материальную ответственность в размере не более двух месячных окладов.

В отличие от Трудового кодекса, согласно которому взыскание ущерба является правом работодателя, Федеральный закон о материальной ответственности военнослужащих вменяет такое взыскание в обязанность командиров частей. За неисполнение этой обязанности, а также за нарушение установленного порядка учета, хранения и использования имущества части ее командир несет материальную ответственность в размере одного месячного оклада.

Также командир части отвечает за излишние выплаты в результате незаконного увольнения либо перевода своих подчиненных. За это с него может быть взыскано не более трех месячных окладов.

Порядок взыскания

При обнаружении ущерба командир части обязан назначить административное расследование для установления его причин, размера и виновных лиц. На проведение такого расследования отводится один месяц.

Размер причиненных убытков определяется с учетом степени износа имущества, исходя из цен, действующих в данной местности.

Возмещение ущерба, размер которого не превышает одного месячного оклада виновного военнослужащего, производится по приказу командира воинской части, который издается в двухнедельный срок со дня окончания расследования или поступления решения суда, и объявляется виновному под подпись. Приказ о взыскании убытков с командира части издает его вышестоящий военный начальник.

Вопрос о возмещении ущерба, превышающего месячный оклад виновного, решается судом по иску командира воинской части.

Также военнослужащий может добровольно полностью или частично возместить причиненный убыток в денежной форме.

Материальная ответственность военнослужащих

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *