79 закон о государственной

27 июля 2004 года N 79-ФЗ

Содержание

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 7 июля 2004 года
Одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации») устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные термины

Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 3. Государственная гражданская служба Российской Федерации

Статья 4. Принципы гражданской службы

Статья 5. Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации

Статья 6. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов

Статья 7. Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы

Глава 2. Должности гражданской службы

Статья 8. Должности гражданской службы

Статья 9. Классификация должностей гражданской службы

Статья 10. Реестры должностей государственной гражданской службы Российской Федерации

Статья 11. Классные чины гражданской службы, классные чины юстиции, дипломатические ранги

Статья 12. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы

Глава 3. Правовое положение (статус) гражданского служащего

Статья 13. Гражданский служащий

Статья 14. Основные права гражданского служащего

Статья 15. Основные обязанности гражданского служащего

Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой

Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой

Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего

Статья 19. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе

Статья 20. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Статья 20.1. Представление сведений о расходах

Статья 20.2. Представление сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

Глава 4. Поступление на гражданскую службу

Статья 21. Право поступления на гражданскую службу

Статья 22. Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу

Глава 5. Служебный контракт

Статья 23. Понятие и стороны служебного контракта

Статья 24. Содержание и форма служебного контракта

Статья 25. Срок действия служебного контракта

Статья 25.1. Предельный возраст пребывания на гражданской службе

Статья 26. Заключение служебного контракта

Статья 27. Испытание на гражданской службе

Статья 28. Перевод на иную должность гражданской службы или перемещение

Статья 29. Изменение существенных условий служебного контракта

Статья 30. Временное замещение иной должности гражданской службы

Статья 31. Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа

Статья 32. Отстранение от замещаемой должности гражданской службы

Глава 6. Основания и последствия прекращения служебного контракта

Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы

Статья 34. Расторжение служебного контракта по соглашению сторон

Статья 35. Расторжение срочного служебного контракта

Статья 36. Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего

Статья 37. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя

Статья 38. Информирование выборного профсоюзного органа при расторжении служебного контракта

Статья 39. Прекращение служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

Статья 40. Прекращение служебного контракта вследствие нарушения обязательных правил при заключении служебного контракта

Статья 41. Расторжение служебного контракта в связи с выходом гражданского служащего из гражданства Российской Федерации

Глава 7. Персональные данные гражданского служащего. Кадровая служба государственного органа

Статья 42. Персональные данные гражданского служащего и ведение личного дела гражданского служащего

Статья 43. Реестры государственных гражданских служащих Российской Федерации

Статья 44. Кадровая работа

Статья 44.1. Государственные информационные системы, используемые на гражданской службе

Глава 8. Служебное время и время отдыха

Статья 45. Служебное время и время отдыха

Статья 46. Отпуска на гражданской службе

Глава 9. Прохождение гражданской службы

Статья 47. Должностной регламент

Статья 48. Аттестация гражданских служащих

Статья 49. Квалификационный экзамен

Глава 10. Оплата труда гражданских служащих

Статья 50. Оплата труда гражданского служащего

Статья 51. Фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа

Глава 11. Государственные гарантии на гражданской службе

Статья 52. Основные государственные гарантии гражданских служащих

Статья 53. Дополнительные государственные гарантии гражданских служащих

Статья 54. Стаж гражданской службы

Глава 12. Поощрения и награждения. служебная дисциплина на гражданской службе

Статья 55. Поощрения и награждения за гражданскую службу

Статья 56. Служебная дисциплина на гражданской службе

Статья 57. Дисциплинарные взыскания

Статья 58. Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания

Статья 59. Служебная проверка

Статья 59.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции

Статья 59.2. Увольнение в связи с утратой доверия

Статья 59.3. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения

Глава 13. Формирование кадрового состава гражданской службы

Статья 60. Принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы

Статья 60.1. Ротация гражданских служащих

Статья 61. Подготовка кадров для гражданской службы

Статья 62. Профессиональное развитие гражданского служащего

Статья 63. Государственный заказ на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих

Статья 64. Кадровый резерв на гражданской службе

Глава 14. Финансирование гражданской службы. Развитие гражданской службы

Статья 65. Финансирование гражданской службы

Статья 66. Развитие гражданской службы

Глава 15. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации

Статья 67. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации

Статья 68. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации

Глава 16. Рассмотрение индивидуальных служебных споров

Статья 69. Индивидуальный служебный спор

Статья 70. Органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров

Глава 17. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 71. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 72. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов

Статья 73. Применение законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Статья 74. Применение законов и иных нормативных правовых актов о государственной службе в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона

Государственная гражданская служба
Основные положения
Понятие и сущность института государственной службы Российской Федерации. Непременным атрибутом формирования новой российской государственности является становление и развитие института государственной службы, занимающего приоритетное место в реализации задач и функций государственной власти.
В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», государственная служба Российской Федерации (далее — государственная служба) — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
Российской Федерации;
• федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее — федеральные государственные органы); субъектов Российской Федерации;
• органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — государственные органы субъектов Российской Федерации);
• лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее — лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);
• лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).
Исходя из указанного определения, можно выделить три группы полномочий, исполнение которых обеспечивает государственная служба.
Прежде всего, отдельно названы полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Тем самым подчеркнут публично-правовой характер государственной службы.
Вторая группа — полномочия органов государственной власти, иных государственных органов.
Третья группа — полномочия лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации. Сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации установлен Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32 «О государственных должностях Российской Федерации». На уровне автономного округа перечень государственных должностей установлен Законом ЯНАО от 27.06.2006 №33-ЗАО «О государственных должностях Ямало-Ненецкого автономного округа».
Система государственной службы Российской Федерации. В соответствии со статей 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная служба представлена как единая система, объединяющая три основных вида государственной службы: гражданскую, военную и правоохранительную. Законодательство о государственной гражданской службе (далее – гражданская служба). На федеральном уровне регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:
1) Конституцией Российской Федерации;
2) Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»;
3) федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;
4) указами Президента Российской Федерации;
5) постановлениями Правительства Российской Федерации;
6) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
7) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
8) нормативными правовыми актами государственных органов.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о гражданской службе, то применяются правила международного договора.
При анализе законодательства о гражданской службе необходимо принимать во внимание положения Трудового кодекса РФ (далее – Кодекс).
Согласно положениям законодательства о гражданской службе нормы трудового права применяются к отношениям, связанным с организацией и прохождением гражданской службы, если иное не установлено законодательством о гражданской службе.
Правовое регулирование гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа. Гражданская служба Ямало-Ненецкого автономного округа — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий автономного округа, а также полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности автономного округа (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).
Должности федеральной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности гражданской службы субъектов Российской Федерации — законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность. Законами о гражданской службе установлена следующая единая классификация должностей гражданской службы. Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы. Взаимосвязь категорий и групп должностей представлена на следующей схеме.

Принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих является необходимым условием нормального и эффективного функционирования государственного аппарата. Именно поэтому действующее законодательство о гражданской службе предъявляет особые требования к лицам, претендующим на должность гражданской службы, предусматривает необходимость проведения конкурсов, аттестации, сдачи квалификационных экзаменов.

Положение о проведении аттестации гражданских служащих утверждено Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации». На уровне автономного округа Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 октября 2011 года N 173-ПГ утверждены методические основы организации и проведения аттестации государственных гражданских служащих в органах государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа и иных государственных органах Ямало-Ненецкого автономного округа.

Порядок сдачи квалификационного экзамена гражданскими служащими определен Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)». Прохождение гражданской службы на соответствующей должности влечет присвоение служащему классного чина. Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью в пределах группы должностей гражданской службы.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы на определенный срок полномочий, за исключением гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Порядок присвоения классных чинов гражданским служащим автономного округа определяется Законом ЯНАО от 04.10.2005 N 60-ЗАО (ред. от 27.02.2012) «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа государственным гражданским служащим».

Со дня присвоения классного чина гражданскому служащему производится выплата оклада в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы.

Присвоение очередного классного чина гражданскому служащему производится не ранее чем по истечении одного года пребывания в присвоенном классном чине, если иное не установлено законодательством автономного округа. Постановлением Губернатора ЯНАО от 25.02.2011 N 22-ПГ утверждено Положение о досрочном присвоении классных чинов государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа государственным гражданским служащим.

Присвоенный классный чин сохраняется за гражданским служащим при освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы.

Оформление служебных отношений гражданского служащего производится путем заключения служебного контракта. Служебный контракт — соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

В случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с федеральными законами.

Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

Служебный контракт не может ухудшать условия прохождения гражданской службы и ущемлять права гражданского служащего, установленные Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле.

Должностной регламент гражданского служащего является приложением к служебному контракту.

Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

Приказом Аппарата Губернатора ЯНАО от 04.07.2012 N 91 утверждены Правила разработки и оформления должностных регламентов государственных гражданских служащих Ямало-Ненецкого автономного округа и Примерной формы должностного регламента государственного гражданского служащего Ямало-Ненецкого автономного округа.

Приложение

к приказу Министерства имущественных отношений Мурманской области

от 27.04.2017 № 27-ОД

Служебный распорядок

Министерства имущественных отношений Мурманской области

1. Общие положения

1.1. Служебный распорядок Министерства имущественных Мурманской области (далее — Служебный распорядок) разработан в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), Законом Мурманской области от 13.10.2005 № 660-01-ЗМО «О государственной гражданской службе Мурманской области» (далее — Закон), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Мурманской области, регулирующими трудовые отношения, и регламентирует порядок поступления на государственную гражданскую службу Мурманской области (далее — гражданская служба) и увольнения гражданских служащих Мурманской области (далее — гражданские служащие), основные права, обязанности и ответственность сторон служебного контракта, служебное время, время отдыха, применяемые меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы, связанные с прохождением гражданской службы в Министерстве имущественных отношений Мурманской области (далее — Министерство).

1.2. Служебный распорядок имеет целью способствовать рациональной организации служебной деятельности гражданских служащих, повышению ее эффективности, укреплению служебной дисциплины, упорядочению государственно-служебных отношений и соблюдению норм служебного поведения.

2. Порядок поступления граждан на гражданскую службу и увольнения с гражданской службы

2.1. На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом и Законом для замещения должностей гражданской службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье16 Федерального закона и статье 16 Закона в качестве ограничений, связанных с гражданской службой.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются приказом Министерства с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего (далее — должностной регламент).

2.2. Предельный возраст пребывания на гражданской службе — 65 лет. По достижении гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе по решению министра имущественных отношений Мурманской области (далее — министр) или лица, его замещающего и с согласия гражданина он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы.

2.3. Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим иной должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не предусмотрено Федеральным законом, Законом.

2.4. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с приказом Министерства о назначении на должность, служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств областного бюджета.

2.5. При поступлении на гражданскую службу гражданин представляет:

— заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы;

— собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной Правительством Российской Федерации;

— паспорт;

— трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые;

— документ об образовании;

— страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебный контракт заключается впервые;

— свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;

— документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

— заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу (справка формы № 001-ГС/у);

— сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи за год, предшествующий году поступления на гражданскую службу (в том случае, если должность, на которую претендует гражданин, нормативным правовым актом Мурманской области включена в перечень должностей государственной гражданской службы Мурманской области, при назначении на которые граждане обязаны представлять указанные сведения);

— свидетельство о браке (расторжении брака);

— свидетельство о рождении детей;

— две цветные фотографии гражданина анфас без светлого угла, размером 3×4 см, изготовленные на матовой тонкой фотобумаге;

— иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Граждане, поступающие на должности гражданской службы, исполнение обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, представляют дополнительные документы, необходимые для оформления допуска к государственной тайне.

2.6. Назначение гражданина на должность гражданской службы оформляется приказом Министерства, на основании которого с гражданином в письменной форме заключается служебный контракт (в двух экземплярах).

После подписания министром служебного контракта один экземпляр вручается гражданскому служащему, второй с отметкой гражданского служащего о получении служебного контракта хранится в его личном деле.

Должностной регламент гражданского служащего утверждается министром и является приложением к служебному контракту.

2.7. Приказ о приеме на гражданскую службу и назначении на должность гражданской службы (далее — приказ) объявляется гражданскому служащему под расписку в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По письменному заявлению гражданского служащего ему выдается надлежаще заверенная копия приказа.

2.8. До подписания служебного контракта лицо, ответственное за подготовку проекта приказа, знакомит гражданина:

— со Служебным распорядком;

— с условиями и размером оплаты труда;

— с правилами по охране труда и противопожарной безопасности;

— иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными со служебной деятельностью гражданского служащего.

2.9. В приказе и служебном контракте может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Срок испытания устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного года.

2.10. Испытание не устанавливается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и иные периоды, когда гражданский служащий фактически отсутствовал на работе.

2.11. В период испытания на гражданского служащего распространяются положения Федерального закона, Закона, трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2.12. По письменному заявлению гражданского служащего на имя министра не позднее 3 дней со дня подачи этого заявления ему выдаются надлежащим образом заверенные копии документов, связанных с прохождением гражданской службы или увольнением с гражданской службы.

2.13. Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы осуществляется в соответствии с Федеральным законом, Законом и оформляется приказом Министерства.

2.14. Гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом министра в письменной форме за две недели.

Течение указанного срока начинается на следующий день после получения министром заявления гражданского служащего об увольнении.

2.15. По соглашению между гражданским служащим и министром служебный контракт может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.

По истечении срока предупреждения об увольнении гражданский служащий имеет право прекратить исполнение должностных обязанностей.

2.16. Датой увольнения гражданского служащего считается последний день исполнения им должностных обязанностей.

В этот день гражданскому служащему выдается трудовая книжка и с ним производится окончательный расчет.

2.17. При увольнении гражданский служащий сдает:

— служебное удостоверение, электронный пропуск в здание Правительства Мурманской области;

— оборудование и материальные ценности, находящиеся у него в пользовании, материально ответственному лицу Министерства.

2.18. В связи с увольнением гражданского служащего, являющегося материально ответственным лицом, на день приема-передачи дел другому материально ответственному лицу, проводится инвентаризация.

2.19. Отдел правового и кадрового обеспечения исключает сведения о гражданском служащем, уволенном с гражданской службы, из соответствующего раздела Реестра государственных гражданских служащих Министерства в день увольнения.

3. Основные права и обязанности гражданского служащего

3.1. Гражданские служащие пользуются правами, предоставленными им Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, трудовым законодательством, Служебным распорядком, иными нормативными правовыми актами, а также заключенными с ними служебными контрактами и утвержденными должностными регламентами.

3.2.Гражданские служащие обязаны:

— соблюдать требования Федерального закона, Закона;

— исполнять должностные обязанности, установленные должностными регламентами, не допускать нарушений служебной дисциплины и норм служебного поведения;

— исполнять приказы и поручения соответствующих руководителей, изданные в пределах их полномочий;

— соблюдать Служебный распорядок, иные нормативные правовые акты, связанные с прохождением гражданской службы в Министерстве, а также Кодекс служебного поведения (этики) лиц, замещающих должности государственной гражданской службы в исполнительных органах государственной власти Мурманской области.

3.3. Гражданские служащие обязаны соблюдать ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, установленные Федеральным законом, Законом.

3.4. Перечень прав и обязанностей конкретного гражданского служащего, помимо предусмотренных Служебным распорядком, определяется должностным регламентом.

4. Основные права и обязанности представителя нанимателя

4.1. При осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей представитель нанимателя в лице министра или лица, его заменяющего руководствуется Конституцией Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Мурманской области, трудовым законодательством, Положением о Министерстве, Служебным распорядком.

4.2. Представитель нанимателя вправе:

— в соответствии с заключенными с гражданскими служащими служебными контрактами и утвержденными министром должностными регламентами давать гражданским служащим поручения и устные указания, обязательные для исполнения, направлять гражданских служащих в служебные командировки;

— оценивать служебную деятельность гражданских служащих, контролировать соблюдение ими требований и ограничений, установленных Федеральным законом, Законом, требований должностного регламента, Служебного распорядка, иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с гражданской службой.

4.3. Представитель нанимателя обязан:

— создавать гражданским служащим условия для эффективной работы, организовывать изучение ими передового опыта, своевременно давать гражданским служащим задания, обеспечивать их всеми необходимыми материалами, оборудованием, оргтехникой;

— выплачивать гражданским служащим в полном размере денежное содержание два раза в месяц в следующие сроки: не позднее 16 числа — заработная плата за первую половину месяца, 1 числа следующего месяца — заработная плата за месяц, а также иные выплаты, предусмотренные Федеральным законом, Законом, иными нормативными правовыми актами и служебным контрактом;

— обеспечить условия для соблюдения исполнительской дисциплины, рационального использования служебного времени;

— применять меры воздействия к нарушителям дисциплины и норм служебного поведения;

— объективно оценивать вклад гражданских служащих и в установленном порядке применять меры поощрения за успешную и добросовестную работу;

— обеспечивать в установленном порядке условия для повышения квалификации гражданских служащих, в том числе без отрыва от гражданской службы;

— своевременно рассматривать предложения и заявления гражданских служащих по улучшению условий труда и отдыха, сообщать им о принятых мерах; внимательно относиться к нуждам и запросам гражданских служащих.

5. Служебное время, время отдыха и место прохождения службы

5.1. Место прохождения государственной гражданской службы по юридическому адресу Министерства.

5.2. Для гражданских служащих устанавливается пятидневная служебная неделя продолжительностью:

— для мужчин – 40 часов;

— для женщин – 36 часов.

Выходные дни – суббота и воскресенье.

5.3. В Министерстве устанавливается следующее время начала и окончания службы и перерыва для отдыха и питания:

— 5.3.1. Для женщин:

— начало службы: 09:00

— перерыв для отдыха и питания: 13:00-14:00

— окончание службы: 17:15, окончание службы в день, предшествующий выходному дню: 17:00.

5.3.2. Для мужчин:

— начало службы: 09:00

— перерыв для отдыха и питания: 13:00-14:00

— окончание службы: 18:15, окончание службы в день, предшествующий выходному дню: 17:00.

Продолжительность служебного дня, непосредственно предшествующего праздничному нерабочему дню, для всех гражданских служащих без исключения сокращается на один час.

5.4. Для гражданских служащих приказом Министерства может устанавливаться иной режим рабочего времени и отдыха.

5.5. Перерыв для отдыха и питания не включается в служебное время и используется гражданским служащим по своему усмотрению.

5.6.Для всех гражданских служащих Министерства устанавливается ненормированный служебный день.

5.7. Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом, Законом.

5.7.1. Привлечение гражданских служащих к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия, на основании служебной записки непосредственного руководителя, в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа Министерства в целом или ее отдельных структурных подразделений.

5.7.2. Привлечение гражданских служащих к работе в выходные и нерабочие праздничные дни оформляется приказом Министерства.

5.7.3. Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере.

По желанию гражданского служащего, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

5.8. Гражданский служащий обязан предупредить министра о наступившей временной нетрудоспособности любым доступным способом, в том числе сообщить по телефону, отправить SMS-сообщение, телеграмму, факсимильное сообщение.

5.9. Основанием для временного освобождения от исполнения должностных обязанностей являются листок нетрудоспособности и иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

5.10. Оплата листков нетрудоспособности осуществляется одновременно с выплатой денежного содержания, при условии их сдачи работодателю до 27 числа текущего месяца.

5.11. В случае длительной нетрудоспособности оплата листка нетрудоспособности осуществляется межрасчетными выплатами.

5.12. Отсутствие гражданского служащего на служебном месте без уважительных причин или без разрешения непосредственного руководителя считается дисциплинарным проступком и является основанием для применения дисциплинарного взыскания.

5.13. Учет времени, фактически отработанного и (или) неотработанного гражданским служащим, осуществляется специалистом, ответственным за ведение табеля учета рабочего времени.

Заполненный табель учета рабочего времени передается в отдел финансов, учета и отчетности.

5.14. Гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания, размер которого определяется в порядке, установленном трудовым законодательством.

5.15. Отпуска предоставляются по личным заявлениям гражданских служащих в соответствии с утвержденным графиком отпусков и оформляются приказами.

5.16. Очередность предоставления гражданским служащим ежегодных оплачиваемых отпусков определяется графиком отпусков, составленным с учетом необходимости обеспечения нормального хода гражданской службы в Министерстве и благоприятных условий для отдыха гражданских служащих.

5.17. Графики ежегодных отпусков утверждаются приказом Министерства не позднее чем за 2 недели до наступления календарного года с указанием конкретной даты начала и окончания ежегодного отпуска и доводятся до гражданских служащих под роспись.

5.18. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

5.19. Гражданским служащим предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней:

5.20. Кроме ежегодного основного оплачиваемого отпуска гражданским служащим предоставляется:

— ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в районе Крайнего Севера продолжительностью 24 календарных дня;

— ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью:

1) при стаже гражданской службы от 1 года до 5 лет — 1 календарный день;

2) при стаже гражданской службы от 5 до 10 лет — 5 календарных дней;

3) при стаже гражданской службы от 10 до 15 лет — 7 календарных дней;

4) при стаже гражданской службы 15 лет и более — 10 календарных дней;

— ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью 3 календарных дня.

5.21. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого
отпуска гражданского служащего ежегодный основной оплачиваемый отпуск
суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет.

5.22. По заявлению гражданского служащего ежегодный оплачиваемый отпуск может предоставляться по частям, при этом продолжительность одной части отпуска не должна быть менее 14 календарных дней. По согласованию с министром гражданскому служащему может предоставляться часть отпуска иной продолжительности.

5.23.Право на использование ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в Министерстве возникает у гражданского служащего по истечении шести месяцев непрерывной работы в Министерстве. До истечения этого срока ежегодный оплачиваемый отпуск может быть предоставлен в случаях, предусмотренных Федеральным законом, Законом и иными нормативными правовыми актами о труде, а также по соглашению сторон служебного контракта.

Отпуска за второй и последующие годы гражданской службы предоставляются гражданским служащим в любое время в течение всего служебного года в порядке очередности, определяемой графиком отпусков.

5.24. При увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

5.25.По письменному заявлению гражданского служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения с гражданской службы за виновные действия).

При этом днем освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы считается последний день отпуска.

5.26. При увольнении в связи с истечением срока служебного контракта отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока действия служебного контракта. В этом случае днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы также считается последний день отпуска.

5.27. Отзыв гражданского служащего из отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена гражданскому служащему по его выбору в удобное для него время в течение текущего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год.

5.28. Выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.

5.29. По семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам гражданскому служащему по его письменному заявлению может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года. Предоставление отпуска без сохранения денежного содержания оформляется приказом Министерства.

5.29.1. Во время отпуска без сохранения денежного содержания за гражданским служащим сохраняется замещаемая должность гражданской службы.

5.29.2. Продолжительность такого отпуска, порядок и условия его предоставления гражданскому служащему определяются министром с учетом конкретных обстоятельств в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

6. Поощрения и награждения за гражданскую службу

6.1. За безупречную и эффективную гражданскую службу и добросовестное
исполнение должностных обязанностей применяются следующие виды поощрения и
награждения:

6.1.1. Награждение Почетной грамотой Губернатора Мурманской области с выплатой денежного вознаграждения.

6.1.2. Поощрение Благодарностью Губернатора Мурманской области.

6.1.3. Награждение Почетной грамотой Министерства имущественных отношений Мурманской области.

6.1.4. Поощрение Благодарностью министра имущественных отношений Мурманской области.

6.1.5. Иные виды поощрения и награждения, предусмотренные Законом Мурманской области «О наградах и премиях Мурманской области» и законодательством Российской Федерации.

6.2. Решения о поощрении или награждении гражданского служащего принимается и оформляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Мурманской области.

6.3. Соответствующая запись о поощрении или награждении вносится в трудовую книжку и личное дело гражданского служащего.

7. Дисциплинарная ответственность гражданского служащего

7.1. За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим Министерства должностных обязанностей, а также за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, министр имеет право в соответствии с Федеральным законом, Законом применить следующие дисциплинарные взыскания:

— замечание;

— выговор;

— предупреждение о неполном должностном соответствии;

— освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

— увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным Федеральным законом, Законом.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

7.2. Гражданский служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится приказом Министерства. До применения дисциплинарного взыскания министр должен затребовать от гражданского служащего письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение гражданским служащим не предоставлено, то отделом правового и кадрового обеспечения составляется соответствующий акт.

Не предоставление гражданским служащим объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

7.3. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

7.4. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни гражданского служащего, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

7.5. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

7.6. Приказ Министерства о применении дисциплинарного взыскания объявляется гражданскому служащему под роспись в течение пяти рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия гражданского служащего на службе.

Если гражданский служащий отказывается ознакомиться с указанным правовым актом под роспись, то отделом правового и кадрового обеспечения составляется соответствующий акт.

7.7. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано гражданским служащим в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

7.8. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

7.9. Министр до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с гражданского служащего по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего, по ходатайству его непосредственного руководителя.

8. Заключительное положение

В случаях, не предусмотренных Служебным распорядком, следует руководствоваться Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом, Законом и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Порядок поступления на государственную гражданскую службу Российской Федерации

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям. Назначение на должности государственной гражданской службы Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Федеральный закон) по конкурсу или без проведения конкурсных процедур.

Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;

2) при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 Федерального закона;

5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными Федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Для участия в конкурсе необходимо представить следующие документы:личное заявление; заполненная и подписанная анкета по форме, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2005 №667-р, с фотографией; копия паспорта гражданина РФ или заменяющий его документ (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс); копия трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые), заверенную нотариально или кадровой службой по месту работы (службы), или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина; копии документов об образовании и о квалификации, а также по желанию гражданина копии документов, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, документов о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы (службы); документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу РФ или ее прохождению (учетная форма № 001-ГС/у, утвержденная приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 № 984н); справка об отсутствии судимости; справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, отдельно на себя, супруга (супругу) и несовершеннолетних детей; справка ФНС о том, что гражданин не является индивидуальным предпринимателем.

Аналогичный пакет документов предоставляется при назначении на должность без проведения конкурса

Государственный гражданский служащий, проходящий службу в ином государственном органе, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет заявление на имя министра внутренних дел по Республике Карелия и заполненную, подписанную им и заверенную кадровой службой государственного органа, в котором он замещает должность гражданской службы, анкету по форме, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2005 №667-р, с фотографией.

Копии документов должны быть заверены нотариально или кадровыми службами по месту работы. По предъявлению оригиналов копии документов могут быть заверены в кадровой службе МВД по Республике Карелия.

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину в их приеме.

  • Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
  • Указ Президента Российской Федерации от 12.10.2017 г. N 478. «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы»

  • Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 N 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»

  • Приказ МВД России от 04.12.2007 N 1155 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации»

  • Указ Президента РФ от 01.07.2010 N 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (вместе с «Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»)

ПРАВО И ПРАВОВЕДЕНИЕ

УДК 342.9.07

Мещерякова Т.Р.

ПРИМЕНЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РЕГУЛИРОВАНИЮ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

Субсидиарное применение норм Трудового кодекса РФ к регулированию отношений по прекращению государственной гражданской службы в связи с сокращением численности или штата служащих вызывает на практике трудности и, как следствие, большое количество судебных споров. В статье рассматриваются особенности применения норм Трудового кодекса к регулированию служебных отношений, анализируются сложные ситуации, даются рекомендации по устранению противоречий в спорных ситуациях.

Ключевые слова: государственный служащий, сокращение численности или штата, Трудовой кодекс, субсидиарное применение.

Keywords: public servant, number or staff reduction, Labor code, subsidiary application.

Подчеркивая особый характер государственной гражданской служебной деятельности, в законодательстве предусмотрено правило о применении трудового законодательства к регулированию государственной службы только в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе». На практике указанная норма порождает большое количество споров и противоречий в применении.

Так, Н.З. была уволена с государственной гражданской службы в связи с ликвидацией обособленного структурного подразделения таможни, находящегося в другой местности. Поскольку в ФЗ «О государственной гражданской службе» не предусмотрены особенности расторжения служебных отношений при ликвидации обособленных структурных подразделений, увольнение было произведено на основании ч.1,4 ст.81 ТК РФ. Законность увольнения была подтверждена судом первой инстанции. Однако суд кассационной инстанции отменил решение, указав, что поскольку основания увольнения гражданских служащих и порядок их увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий урегулирован специальным законом, то при разрешении указанного спора положения Трудового кодекса РФ, предусматривающих возможность увольнения работника в связи с ликвидацией обособленного структурного подразделения организации по правилам, предусмотренным для ликвидации организации, не подлежат применению. Федеральный закон «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» не предусматривает такого основания, как ликвидация обособленного структурного подразделения государственного органа.

Кроме того, суд кассационной инстанции счел возможным применить положения ст. 261 Трудового

кодекса РФ, устанавливающей запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя, в том числе в связи с сокращением штата или численности работников, с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет .

Действительно, защита материнства и детства данным решением обеспечивается, но нет механизма исполнения данного решения: государственный гражданский служащий восстанавливается на работе в несуществующее обособленное подразделение государственного органа или просто в государственный орган? И здесь возникает другой вопрос: как обеспечить возможность исполнения государственному служащему должностных обязанностей, поскольку осуществлять служебную деятельность по месту нахождения самого государственного органа государственный служащий не может, т.к. это связано с постоянными поездками либо со сменой места жительства, к чему многие оказываются не готовы, и с отсутствием вакантных мест.

В настоящее время очень много говорят об укрупнении государственных органов, об упразднении отдельных территориальных подразделений. Иногда происходит и ликвидация государственных органов в целом. По этой причине представляется необходимым применять к случаям ликвидации структурных подразделений нормы трудового законодательства о ликвидации организаций. В противном случае создается парадоксальная ситуация: орган ликвидирован, а работники уволены по сокращению штата, а не ликвидации. И отсутствует реальный механизм исполнения таких решений.

Принцип справедливости, провозглашенный в качестве основного законодательного и судебного принципа, предполагает введение ограничений в пра-

вовом статусе государственных служащих только в той мере, которая необходима для обеспечения особого характера государственных служебных отношений, и не должна ограничивать иных прав государственных служащих .

Гарантии для женщин, имеющих детей, от увольнения по инициативе работодателя предусмотрены в Трудовом кодексе РФ, не предусмотрены в ФЗ «О государственной гражданской службе». И вопрос о применении трудового законодательства в этих случаях решается судом по-разному.

Если в одних случаях суды применяют нормы ст.261 ТК РФ к государственным гражданским служащим , то в других — нет. Так, при рассмотрении спора о сокращении государственного служащего суд посчитал, что положения ст.261 ТК РФ применению не подлежат, т.к. право на заключение служебного контракта на предложенные вакантные должности истицей использовано не было, в связи с чем работодатель правомерно расторг с государственной гражданской служащей служебный контракт. Поскольку истица сама отказалась от перевода на предложенные ей вакантные должности, факт того, что она является одинокой матерью, воспитывающей ребенка до 14 лет, на законность увольнения не влияет .

Аналогичное мнение было высказано и Конституционным судом РФ. В частности, было указано, что субсидиарное применение ч.4 ст. 261 ТК РФ к отношениям, связанным с государственной гражданской службой, возможно только в случаях расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. А увольнение по основанию, предусмотренному ч.1 ст.37 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ», в число которых отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредостав-лении ему в этих случаях иной должности гражданской службы, не является увольнением по инициативе представителя нанимателя, поэтому гарантия, предусмотренная ч.4 ст. 261 ТК РФ, не предоставляется .

Таким образом, одно и то же основание прекращения отношений — сокращение штата содержит в себе различные действия. И в ст. 81 ТК РФ, и в ст.31 ФЗ «О государственной гражданской службе» указано правило о предложении работодателем (представителем нанимателя) сокращаемому лицу вакантных должностей. Только в трудовом законодательстве эта процедура охватывается расторжением трудовых отношений в связи с сокращением численности или штата, а в законодательстве о государственной службе — нет. Представляется, что такое выделение ограничивает права государственных служащих на применение к ним гарантий, предусмотренных ст.261 ТК РФ, что нельзя признать допустимым.

Аналогичного мнения придерживаются и другие исследователи. Так, М.В. Пресняков считает, что Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: «не только не обеспе-

чил стабильность правового положения гражданского служащего, но и в значительной степени «упразднил» те государственные гарантии, которые предусматривались Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» .

Сложности вызывает и применение гарантии об обязанности работодателя предложить другую работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Указанная гарантия есть и в ст.31 ФЗ «О государственной гражданской службе», но в несколько усеченном варианте. Представитель нанимателя может (но не обязан) предоставить гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможность замещения иной должности гражданской службы или направить на переподготовку.

В литературе нет единого мнения по указанному вопросу. Одни авторы считают, что такая обязанность у представителя нанимателя существует: сделать такой вывод позволяют формулировки пп.4, 6 ст.31, п.6 ч.1 ст.33, п.3 ст.53 Закона «О государственной гражданской службе». В указанных положениях Закона содержится косвенное подтверждение этому, а именно при сокращении должностей гражданской службы гражданскому служащему, чья должность подлежит сокращению, представитель нанимателя обеспечивает возможность замещения иных должностей гражданской службы не только в этом государственном органе, но и в ином государственном органе . По мнению других, системное толкование указанных норм Закона «О государственной гражданской службе» и приводит к прямо противоположному выводу, поскольку (в отличие как от норм трудового законодательства, так и от прежнего Закона об основах государственной службы) п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе предусматривает увольнение служащего не при невозможности предоставить иную должность, а при непредоставлении такой должности .

Изучение судебной практики показало, что представители нанимателей предлагают сокращаемым государственным служащим иные вакантные должности, которые соответствуют квалификации государственных служащих. А при возникновении споров в суде доказывают несоответствие сокращенных государственных служащих требованиям, предъявляемым к лицам, претендующим на замещение имеющихся вакантных должностей в государственном органе. Учитывая, что государственным гражданским служащим трудно устроиться на работу после увольнения с государственной службы в силу установленных ограничений по трудоустройству, можно говорить о необходимости предложения сокращаемому государственному служащему вакантных мест.

Тем более, что в ст.22 ФЗ «О государственной гражданской службе» предусмотрен льготный поря-

док замещения должности сокращаемым государственным служащим (непроведение конкурса на замещение должности).

В соответствии с п.8 ст.31 ФЗ «О государственной гражданской службе» представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца. Возможность досрочного прекращения (до истечения двух месяцев) трудовых отношений предусмотрена и в ст.180 ТК РФ. Однако в трудовом законодательстве говорится о выплате дополнительной компенсации в размере среднего заработка, пропорционально времени, оставшегося до истечения срока предупреждения об увольнении. Для государственных служащих такая гарантия не предусмотрена, что дает возможность для государственных органов не выплачивать указанную компенсацию.

Указанную точку зрения разделяют и некоторые ученые. Мнение о невозможности субсидиарного применения ст.180 ТК РФ к регулированию служебных отношений усматривают в скрупулезном и подробном регулировании отношений в ФЗ «О государственной гражданской службе» как комплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службы Российской Федерации .

Согласиться с вышеизложенным мнением сложно, поскольку применение ТК РФ прямо предусмотрено к регулированию служебных отношений в части, не урегулированной специальным законом. Да и не совсем понятна при этом была бы позиция служащего. Для чего уходить с государственной службы заранее, если есть возможность сохранить не только денежное содержание, но и стаж государственной службы? Подтверждение субсидиарного применения норм ТК РФ для выплаты компенсации за досрочное увольнение есть и в судебной практике. Так, в определении кассационной инстанции указано, что нельзя считать отсутствием основания для взыскания денежной компенсации, предусмотренной ч.3 ст. 180 ТК РФ, тот факт, что инициатива досрочного увольнения исходила от самого государственного служащего, а представитель нанимателя лишь согласился на досрочное увольнение служащего и указывал в сообщении об увольнении по собственному желанию, так как обязанность работодателя по выплате предусмотренной ч.3 ст. 180 ТК РФ дополнительной компенсации не ставится законом в зависимость от того, по чьей инициативе произошло досрочное увольнение, правовое значение имеет основание увольнения .

Вопросы, связанные с компенсационными выплатами для отдельных категорий государственных служащих, несущих службу в особых климатических условиях, также стали предметом рассмотрения Верховного суда РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При увольнении с государственной гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему взамен выходного пособия выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержа-

ния (ч.9 ст.31 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»). Предоставления дополнительных гарантий и компенсаций лицам, увольняемым при указанных обстоятельствах с государственной гражданской службы в районах и местностях с особыми природноклиматическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и испытывающим по этой причине повышенные трудности в поиске работы, в законе не предусмотрено.

Поэтому государственным гражданским служащим при увольнении с государственной гражданской службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» вследствие отказа от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы, а также при непредоставлении в этих случаях иной должности государственной гражданской службы выплачивается компенсация согласно п. 9 ст. 31 данного Федерального закона в размере четырехмесячного денежного содержания, которое сохраняется за ними в порядке, предусмотренном частью второй ст. 318 ТК РФ (подобно сохранению среднего месячного заработка за лицами, увольняемыми в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации в этих же районах и местностях), также на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев со дня увольнения с учетом выплаты указанной компенсации, то есть в течение пятого и шестого месяцев со дня увольнения .

Безусловное субсидиарное применение норм Трудового кодекса РФ к регулированию служебных отношений в части, не урегулированной действующим специальным законодательством, необходимо для обеспечения соблюдения принципов справедливости и обоснованности применения ограничений к государственным служащим. Особое положение государственных служащих, вызванное сложностью и ответственностью служебной деятельности, должно обеспечиваться даже большими гарантиями, чем трудовая деятельность. Ведь стабильность положения государственного служащего обеспечивает не только стабильность и авторитет государственной службы, но и государства в целом.

Список литературы

1. Определение Челябинского областного суда от 24 октября 2011 года

по делу № 33-10914/2011 // Сайт Челябинского областного суда URL: http://212.57.147.70/websud/bsr/TEXT.PHP?ID_DOCUM=887727 (дата

обращения 03.07.2012).

2. Постановление Европейского суда по правам человека от 07.10.2010 «Дело Константин Маркин (Konstantin Markin) против России» // Документ не опубликован. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.11.2011 № 25-П «По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки В.Ю. Боровик» // Российская газета. 2011. №273.

5. Пресняков М.В. Государственные гарантии гражданскому служащему при увольнении в связи с организационно-штатными мероприятиями: к вопросу о реализации конституционных принципов равенства и справедливости в правовом регулировании государственнослужебных отношений // Трудовое право. 2009. №12.

6. Осин А.А. Некоторые вопросы, возникающие при сокращении должностей государственной гражданской службы // «Трудовое право». 2007. №6.

8. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 05.12.2008) // Бюл. Верховного Суда РФ. 2009. №2 (извлечение).

1. Chelyabinsk region court definition from October 24, 2011 engagement №

33-10914/2011 // Chelyabinsk region court site URL:

http://212.57.147.70/websud/bsr/TEXT.PHP?ID_DOCUM=887727 (appeal date 03.07.2012).

2. EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS determination from 07.10.2010. «Engagement Konstantin Markin against Russia» //

The Document is not published. Access from RLS «KonsultantPlus».

6. Osin A.A. Some questions arising during reduction of posts of state civil service // «Labor Law». 2007. № 6.

7. Chelyabinsk region court definition from February 20, 2012 engagement

№ 33-1516/2012 // Chelyabinsk region court site URL:

http://212.57.147.70/websud/bsr/TEXT.PHP?ID_D0CUM=928281 (appeal date 03.07.2012).

УДК 347.02

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Субботина E.B.

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ СВОБОДОЙ СЛОВА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Реализация лицом своих прав, включая право на свободное выражение мыслей и мнений, не должна приводить к нарушению прав или законных интересов другого лица. Российское законодательство должно выработать специальные механизмы защиты от нарушений, связанных с реализацией права на свободу слова. Должны учитываться особенности такого информационного инструмента, как Интернет. Возможные способы защиты: требование об удалении соответствующей информации с конкретного сайта, запрос данных пользователя с его последующим привлечением к ответственности, возложение ответственности на Интернет-провайдера.

Ключевые слова: злоупотребление, свобода слова, ответственность, распространение информации.

Keywords: abuse, freedom of speech, responsibility, information dissemination.

Согласно ст.10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый человек имеет право на свободу выражать своё мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ. В то же время осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или

обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия (п. 2 ст. 10 Конвенции).

Следовательно, реализация лицом своих прав, в том числе предоставленных в силу международных соглашений, включая право на свободное выражение мыслей и мнений, не должны приводить к нарушению прав или законных интересов другого лица.

Свобода выражения мнения составляет одну из основ демократического общества; с учетом положений пункта 2 статьи 10 Конвенции она распространяется не только на «информацию» или «идеи», которые благосклонно принимаются или считаются безвредными или нейтральными, но также на оскорбляющие, шокирующие или причиняющие беспокойство. Европейский суд по правам человека в своих актах указывает также на то, что даже если высказывание представляет собой оценочное суждение, соразмерность вмешательства может зависеть от того, имеется ли у данного высказывания достаточная фактическая ос-

79 закон о государственной

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *