Ст 802

Расторжение договора перевозки грузов

По общему правилу расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором (п. 1 ст. 450 ГК РФ).

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в одном из следующих случаев:

— при существенном нарушении договора другой стороной; при этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

— в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Договор также может быть расторгнут путем одностороннего отказа одной из сторон от его исполнения в тех случаях, когда такой отказ допускается ГК РФ, другим законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2 ст. 310, ст. 450.1 ГК РФ).

Так, закон предоставляет грузоотправителю право отказаться от исполнения договора перевозки груза и взыскать с перевозчика штраф за невывоз груза в размере 20% платы, установленной за перевозку груза (если иное не установлено договором перевозки), в случае предоставления перевозчиком транспортных средств, контейнеров, непригодных для перевозок соответствующего груза, или подачи транспортных средств, контейнеров в пункт погрузки с опозданием (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», далее — УАТ).

Кроме того, допускается возможность одностороннего отказа со стороны грузоотправителя от исполнения договора перевозки груза в случае непредъявления водителем транспортного средства грузоотправителю документа, удостоверяющего личность, и путевого листа в пункте погрузки (п. 29 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, далее — Правила перевозки грузов).

В свою очередь, перевозчик вправе отказаться от исполнения договора перевозки груза и взыскать с грузоотправителя штраф в аналогичном приведенному выше размере в случае непредъявления грузоотправителем груза для перевозки (ч. 5 ст. 10 УАТ).

При этом груз считается не предъявленным для перевозки грузоотправителем в следующих случаях:

— предъявление груза для перевозки с опозданием;

— предъявление для перевозки груза, направляемого в иной пункт назначения, чем установлено договором перевозки груза;

— предъявление для перевозки груза, не предусмотренного договором перевозки груза;

— несоответствие состояния предъявленного для перевозки груза требованиям, установленным правилами перевозок грузов, и неприведение груза грузоотправителем в соответствие с указанными требованиями в срок, установленный договором перевозки груза.

При этом заключение договора перевозки и принятие груза к перевозке подтверждается подписанием грузоотправителем и перевозчиком транспортной накладной (п.п. 6, 9, 26 Правил перевозок грузов, постановление Одиннадцатого ААС от 13.04.2012 N 11АП-3181/12).

Если грузоотправителем предъявлен к перевозке иной груз, чем это предусмотрено договором, но груз фактически принят перевозчиком и исполнен, что подтверждается подписью перевозчика (водителя) в транспортной накладной, это не свидетельствует о нарушении условий договора грузоотправителем (постановление Восемнадцатого ААС от 09.03.2011 N 18АП-12611/2010).

Перевозчик также вправе отказаться от осуществления перевозки в случае невыполнения грузоотправителем требования перевозчика об устранении нарушений установленного порядка погрузки груза в транспортное средство, контейнер, за исключением случая, если погрузка груза осуществляется перевозчиком (ч. 11 ст. 11 УАТ).

Последствия расторжения договора перевозки груза определяются общими правилами ГК РФ (ст. 453 ГК РФ), специальными правилами о перевозке грузов тем или иным видом транспорта (см., например, п. 2 ст. 107 Воздушного кодекса РФ), а также самим договором в части, не противоречащей требованиям законодательства (см. п.п. 2, 3, 4 постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 35, постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16).

Осуществляя право на односторонний отказ от договора, сторона, которая заявляет о таком отказе, должна действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором. В ином случае суд может отказать ей в защите этого права, признав односторонний отказ от договора ничтожным, если другая сторона оспорит такой отказ в судебном порядке (см. п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 22.11.2016 N 54). В случае недобросовестного осуществления стороной договора права на отказ от его исполнения правовым последствием может быть также взыскание другой стороной убытков, причиненных таким отказом (ст.ст. 10 — 12, п. 4 ст. 450.1 ГК РФ).

Новая редакция Ст. 803 ГК РФ
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

Комментарий к Ст. 803 ГК РФ

Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» распространяет правила рассмотрения споров и сроки давности договора перевозки на договор транспортной экспедиции. До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, по общему правилу обязательно предъявление экспедитору претензии. Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год.

Другой комментарий к Ст. 803 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В статье установлены основания ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перед клиентом, которое может выражаться в утрате или повреждении (порче) груза, просрочке исполнения принятых на себя обязательств, неисполнении указаний клиента, в частности, о маршруте перевозки и виде транспорта, выходе за пределы предоставленных ему клиентом полномочий.

2. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после его принятия и до выдачи получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу. Он освобождается от ответственности, если докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Ответственность устанавливается в следующих размерах:

1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, — в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, — в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, — в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере объявленной ценности;

4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, — в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза (п. 1 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены за аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения требования кредитора. Если требование добровольно удовлетворено не было, действительная стоимость груза определяется на день принятия судебного решения.

Груз считается утраченным, если не был выдан по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции. Если указанный срок договором не установлен, груз считается утраченным, если не выдан в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза. Вознаграждение возвращается в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза. Требовать возвращения экспедитором вознаграждения можно, если это предусмотрено договором. При отсутствии в договоре соответствующего условия клиент не вправе заявить подобное требование.

Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения полностью или в части экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза по вине экспедитора (п. 4 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности). Таким образом, в отличие от возмещения реального ущерба упущенная выгода подлежит возмещению только в случае виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения экспедитором обязанностей. Если экспедитор докажет, что его вина отсутствовала, упущенная выгода не взыскивается.

3. Экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента (ст. 9 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, экспедитор, помимо возмещения убытков, уплачивает за каждые сутки (неполные сутки считаются за полные) или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере 3%, но не более 80% суммы причитающегося экспедитору вознаграждения.

4. Законодатель ограничивает ответственность экспедитора, если обязательство нарушено по обстоятельствам, зависящим от перевозчика. Если груз утрачен (поврежден) в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перевозчиком, экспедитор отвечает по правилам ст. 796 ГК. Возмещению подлежит стоимость утраченного (поврежденного, испорченного) груза, а также, полностью или частично, плата за его перевозку, если она не входит в стоимость груза. Экспедитор не будет нести ответственность при наличии оснований, освобождающих от ответственности перевозчика.

Ответственность экспедитора ограничивается также по договорам об оказании экспедиционных услуг, связанных с международными перевозками. В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности в таких случаях предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки.

Возмещение за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза не может превышать две расчетные единицы, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор (п. 2 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Указанные ограничения не применяется, если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Правила об ограничении ответственности действуют только в случае, если экспедитор докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) принятого для экспедирования груза возникли не вследствие его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.

5. В договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрен более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с установленным законом или международным договором РФ.

Соглашение об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных Законом, ничтожно (ст. 11 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

6. В отличие от ГК, не предусматривающего специальных правил предъявления требований к экспедитору, Закон о транспортно-экспедиционной деятельности устанавливает обязательный претензионный порядок, за исключением предъявления требований при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности. Эти требования могут быть предъявлены в суд без соблюдения процедуры досудебного урегулирования.

Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеют клиент или уполномоченное им лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право требования в результате суброгации — перехода к страховщику прав на возмещение ущерба в соответствии со ст. 965 ГК.

Претензия предъявляется в письменной форме. К ней должны быть приложены документы, удостоверяющие право на предъявление претензии, а при предъявлении требования об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза — также документы, подтверждающие его количество и стоимость. Документы прилагаются в подлиннике или в виде засвидетельствованных в установленном порядке копий. Претензия может быть предъявлена в течение шести месяцев со дня возникновения права на ее предъявление. Этот срок исчисляется в отношении:

возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза — со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан;

возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, — со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами;

нарушения иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, — со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о таких нарушениях.

Экспедитор может принять для рассмотрения претензию по истечении установленного срока, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной. Какого-либо примерного перечня уважительных причин в законе не содержится. Принятие претензии к рассмотрению при наличии уважительных причин пропуска установленного срока — право, а не обязанность экспедитора.

Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя о ее удовлетворении или отклонении в течение 30 дней со дня получения.

При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии в уведомлении должны быть указаны основания принятого решения. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.

7. Гражданский кодекс не предусматривает для договора транспортной экспедиции сокращенного срока исковой давности. Однако, учитывая, что договор транспортной экспедиции непосредственно связан с договором перевозки, Закон о транспортно-экспедиционной деятельности установил, что для требований из договора транспортной экспедиции срок исковой давности составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска (ст. 13).

Новая редакция Ст. 801 ГК РФ

1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

2. Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

3. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

Комментарий к Ст. 801 ГК РФ

1. Договор транспортной экспедиции впервые выделен в самостоятельный договор возмездного оказания услуг только в действующем Гражданском кодексе.

Специальный закон.

В настоящее время договор транспортной экспедиции регулируется кроме Гражданского кодекса и транспортных уставов и кодексов специальным Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Этот Закон распространяет правила осуществления транспортно-экспедиционной деятельности, в том числе иных экспедиционных услуг (оформление перевозочных документов, документов для таможенных целей, других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов), на организацию перевозок грузов любыми видами транспорта.

Договор транспортной экспедиции в силу профессионального статуса экспедитора и тесной связи с договором перевозки является публичным договором. По юридической природе договор транспортной экспедиции является:

— возмездным;

— двусторонним.

В зависимости от объема действий экспедитора договор может быть реальным (заключается с момента передачи груза) или консенсуальным (экспедитор выполняет подготовительные к приему груза юридические и фактические действия).

2. Клиентом, т.е. грузополучателем или грузоотправителем, в пользу которого оказываются экспедиционные услуги, может выступать любое дееспособное лицо.

Экспедитором, т.е. лицом, оказывающим услуги, по общему правилу должны быть коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. Экспедитор и перевозчик могут совпадать в одном лице.

3. Предметом договора транспортной экспедиции являются юридические и фактические действия экспедитора, составляющие услуги по организации перевозки груза.

Содержание договора определяется правами и обязанностями сторон. Клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную необходимую информацию. Экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные.

Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.

Клиент имеет право выбирать маршрут следования груза и вид транспорта, требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза, а также давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Другой комментарий к Ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Договор транспортной экспедиции по сути — посреднический договор, близкий к агентированию. Однако поскольку его целью является посредничество при заключении и исполнении договора перевозки, а также связанных с этим договором обязательств (по предъявлению груза к перевозке, его таможенному оформлению и т.д.), он относится к транспортным обязательствам.

Договор транспортной экспедиции — консенсуальный, двусторонне обязывающий, возмездный. Его предмет — оказание услуг, которые могут носить как фактический (организация погрузки-разгрузки, упаковка), так и юридический характер (заключение договора перевозки груза).

В предмете договора транспортной экспедиции можно выделить основные и дополнительные услуги, оказываемые экспедитором. Основными являются услуги, непосредственно связанные с организацией перевозки, — заключение договора перевозки, погрузочно-разгрузочные работы. Дополнительные услуги не имеют неразрывной связи с процессом перевозки. К услугам такого рода относится оформление таможенных документов, организация хранения груза до предъявления к перевозке или до принятия груза получателем, проверка количества, качества и состояния груза. Если основные услуги по организации перевозки должны присутствовать в любом договоре транспортной экспедиции, то дополнительных услуг может не предусматриваться.

Если иное не установлено договором транспортной экспедиции, при организации перевозки груза экспедитор при необходимости осуществляет:

согласование с перевозчиками условий перевозки и хранения груза, времени перевалки груза с одного вида транспорта на другой и иных вопросов, необходимых для осуществления перевозки;

прохождение таможенных и иных процедур, необходимых при осуществлении перевозки;

расчеты за перевозку груза с перевозчиками как от имени клиента, так и от своего имени.

2. Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции. Если не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента. Экспедитор должен незамедлительно уведомлять клиента в порядке, определенном договором, о произведенных изменениях.

Если клиентом экспедитору даны указания по поводу исполнения договора транспортной экспедиции, отступление от указаний клиента без предварительного запроса допустимо, если возможность такого запроса отсутствует или ответ на него не получен экспедитором в течение суток. Экспедитор обязан уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным, в порядке, определенном договором.

Экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, обязан представить по его требованию информацию, предусмотренную ст. 8 — 10 Закона о защите прав потребителей.

При приеме груза экспедитор должен выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить оригиналы договоров, заключенных им в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента.

Экспедитор не вправе заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

Поскольку деятельность экспедитора осуществляется за счет клиента, последний обязан возместить понесенные при исполнении договора расходы. Кроме того, клиент обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение. Его размер и порядок уплаты определяются договором. Если стоимость услуг не установлена, она может быть определена в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК.

3. Стороны договора транспортной экспедиции — экспедитор — лицо, оказывающее соответствующие услуги, и клиент, в роли которого выступает грузоотправитель или грузополучатель. Экспедитором может быть юридическое лицо или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Действующее законодательство не предусматривает лицензирования экспедиционных услуг, однако лицензированию подлежат некоторые виды деятельности, которые могут входить в договор на экспедиционное обслуживание, например, погрузочно-разгрузочные работы на морском, внутреннем водном и железнодорожном транспорте, сюрвейерское обслуживание (деятельность по осмотру судов, грузов и иных объектов морского бизнеса и морского страхования и выдаче заключений об их техническом состоянии, размере повреждений при авариях, мореходности судна и т.д.).

Пункт 2 статьи 801 предусматривает возможность принятия на себя функций экспедитора непосредственно перевозчиком. При включении в договор перевозки условий об экспедиционном обслуживании договор приобретает смешанный характер (п. 3 ст. 421 ГК РФ) и к нему соответственно применяются положения гл. 40 и 41 ГК.

Ст 802

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *