Международное экологическое право

Международное экологическое право (МЭП) — сово­купность принципов и норм международного права, со­ставляющих специфическую отрасль этой системы пра­ва и регулирующих действия его субъектов (в первую очередь государств) по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.

Специальные принципы МЭП. Защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений — обоб­щающий принцип.

  • принцип суверенитета государства над своими природными ре­сурсами;

  • предотвращение загрязнения природной среды;

  • объявление при­родной среды в пределах международных территорий общим досто­янием человечества;

  • свобода исследования природной среды;

  • сотрудничество в чрезвычайных обстоятельствах

Объектами международно-правовой защиты являются:

  • атмосфера Земли, околоземное и космическое пространство;

  • Мировой океан;

  • животный и растительный мир;

  • охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отхо­дами.

В сфере охраны природной среды действуют многочисленные международные организации (Международная морская организация, Всемирная организация здравоохранения, Всемирный фонд диких животных и т.д.) и программы (Программа ООН по окружающей среде — ЮНЕП, Программа наблюдений за распространением загрязнителей при Европейской экономической комиссии ООН и др.)

  • Конвенция о междуна­родной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г.,

  • Конвенция об охране природы в южной части Тихого океана 1976 г.,

  • Конвенция об охране мигрирую­щих видов животных 1979 г..

  • Конвенция по причинам и предотвра­щению ущерба, наносимого лесам и водным ресурсам в результате загрязнения воздуха в Европе, 1984 г.,

  • Конвенция об оценке воздей­ствия на окружающую среду в трансграничном загрязнении 1991 г.,

  • Конвенция об охране биологического разнообразия 1992 г. и др. Зна­чительна роль региональных соглашений в области охраны окружаю­щей среды (в Северной Америке, в Европейском Союзе).

  1. Защита среды мирового океана

Мировой океан, покрывающий 2/3 земной поверхно­сти — это огромный резервуар, масса воды в котором со­ставляет 1,4 • 1021 кг. Вода океана составляет 97% всей воды на планете. Мировой океан дает 1/6 часть всех белков животного происхождения, потребляемых насе­лением планеты в пищу. Около 70% кислорода, поступаю­щего в атмосферу планеты, вырабатывается в процессе фотосинтеза планктона.

Наиболее распространенными веществами, загряз­няющими океан, являются нефть и нефтепродукты. В Ми­ровой океан ежегодно поступает в среднем 13-14 млн т нефтепродуктов.

Нефтяное загрязнение опасно по двум причинам:

  • на поверхности воды образуется пленка, которая лишает доступа кислорода к морской флоре и фауне;

  • нефть сама по себе является токсичным соединением, гибнут планктон и мальки рыб.

Особенно опасным является радиоактивное загрязне­ние при захоронении радиоактивных отходов (РАО).

Первоначально основным способом избавления от ра­диоактивного мусора было захоронение РАО в морях и океанах. Это были, как правило, низкоактивные отходы, которые упаковывали в 200-литровые металлические барабаны, заливали бетоном и сбрасывали в море. До 1983 г. 12 стран практиковали сброс РАО в открытое море. В воды Тихого океана за период с 1949 по 1970 г. было сброшено 560 261 контейнеров с РАО.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.обязывает государства защищать и сохранять морскую среду. Госу­дарства должны принимать все меры, необходимые для обеспечения того, чтобы деятельность под их юрисдик­цией или под контролем не причиняла ущерба другим го­сударствам и их морской среде путем загрязнения.

Госу­дарства обязаны не переносить ущерб или опасность за­грязнения из одного района в другой или не превращать один вид загрязнения в другой:

В последнее время был принят ряд межд. документов, основной целью которых является охрана Мирового океа­на.

Меры по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов с высоким и средним уровнем радиации

Захоронение РАО с низким и средним уровнем радиации допускается по специальным разрешениям.

Меры для оборудования портов устройствами для принятия с судов нефтесодержащих остатков.

Существует перечень объектов, сброс которых запрещен.

Международное экологическое право направлено осуществлять контроль над загрязнением окружающей среды и истощением природных ресурсов в рамках устойчивого развития. С его помощью страны-подписанты решают экологические проблемы, возникающие с соседними государствами.

Принятые международные соглашения по охране окружающей среды охватывают такие сферы, как население, биоразнообразие, изменение климата, разрушение озонового слоя, токсичные и опасные вещества, загрязнение воздуха, суши, моря и трансграничных вод, сохранение морских ресурсов, опустынивание и ущерб от ядерных испытаний.

Некоторые международные соглашения, направленные на защиту окружающей среды

Ниже представлены международные соглашения, направленные на защиту окружающей среды. Некоторые из них регулируют контроль над всемирным и природным наследием.

Рамсарская конвенция

Итак, Рамсарская конвенция – в ней речь идет о водно-болотных угодьях международного значения, которые служат средой обитания водоплавающих птиц.

Существует 40 видов водно-болотных угодий, таких как берега, лагуны, коралловые рифы, озера, болота, торфяники, реки и т.д., которые защищены главным образом благодаря своей уникальности, репрезентативности, особой ценности среды обитания, наличию редких и охраняемых видов, мест существование большого количества водоплавающих птиц.

Реализация положений Конвенции заключается главным образом в обеспечении постоянной защиты всех районов, пригодных для проведения Рамсарской переписи, и их рационального использования.

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия

Ее главной целью является правовая охрана памятников культуры и природы, имеющих чрезвычайную и универсальную ценность. Эти памятники включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В настоящее время в 148 странах насчитывается 890 таких объектов, из которых 689 классифицированы как культурное наследие, 176 — как природное наследие, 25 — как «смешанное» — культурное и природное (по состоянию на 2009 год).

Чтобы природный объект стал объектом защиты, он должен соответствовать как минимум одному из четырех условий:

  1. Является уникальным свидетельством фрагмента истории Земли, включая биологическую эволюцию;
  2. Является конкретным примером хода экологических и биологических процессов в эволюции экосистем или растений и животных;
  3. Обладает уникальными качествами природной красоты;
  4. Содержит значительную естественную среду обитания, важную для защиты биоразнообразия или исчезающих видов с выдающимися универсальными ценностями.

Вашингтонская конвенция

Вашингтонская конвенция, также называемая СИТЕС – в ней речь идет о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. Ее основная цель — ограничить приобретение видов, которые оказались вымершими по естественным причинам, контроль торговли живыми и мертвыми животными и растениями, а также изделиями из них.

По этой конвенции на владение, торговлю или перевозку организмов и их производных, перечисленных в приложениях к Договору требуется, среди прочего, оформить соответствующие разрешения Министерства окружающей среды данной страны.

Бернская конвенция

Бернская конвенция – в ней речь идет об охране дикой фауны и флоры Европы и их естественной среды обитания. Эта конвенция регулирует вопросы сотрудничества между европейскими странами, направленные на защиту дикой природы этого континента.

Документ обозначил охраняемые места обитания, образующие сеть Изумруд, которая в настоящее время функционирует в Европейском союзе. В приложениях к договору содержится список растений и животных, строго охраняемых в Европе, а также указание по использованию исчезающих видов.

Божская конвенция

Божская конвенция – в ней речь идет о сохранении мигрирующих видов диких животных. Ее целью является защита исчезающих мигрирующих видов диких млекопитающих, птиц, рептилий и рыб, перечисленных в двух приложениях к Конвенции. Документ предусматривает возможность заключения региональных соглашений.

Конвенция о биологическом разнообразии

Три основные цели документа:

  1. Сохранение и защита всего разнообразия форм жизни на всех уровнях его возникновения;
  2. Устойчивое использование и управление элементами биоразнообразия;
  3. Справедливое распределение выгод от генетических ресурсов, включая адекватный доступ к ним.

Вопросы, поднятые этой конвенцией, настолько широки, что все еще продолжается работа по реализации отдельных направлений деятельности. Это не все международные конвенции по охране окружающей среды, которые принимались на протяжении последних 40-50 лет.

Другие международные конвенции

Перечисленные выше – это далеко не полный перечень, какие есть международные соглашения по охране окружающей среды. Ниже список тех документов, каждый их которых принимался в каком-либо городе. Его так и нужно искать, набрав конвенции по защите окружающей среды и соответствующий город.

Лондон – по предотвращению загрязнения с судов. Цель – предотвращение выбросов или разливов с судов вредных веществ, загрязняющих морскую среду. В 1978 году был выпущен дополнительный протокол к конвенции.

Хельсинки – о защите морской среды региона Балтийского моря. Договор касается вопроса предотвращения загрязнения этого моря с суши и с судов, запрещает сброс отходов и других веществ, регулирует сотрудничество в борьбе с загрязнением морской среды и содержит перечень опасных и вредных веществ. В 1992 году было создано новое соглашение с тем же названием, которое, среди прочего усиливает обязательства сторон по сравнению со старой конвенцией.

Женева – о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Целью конвенции является защита человека и окружающей его среды от загрязнения атмосферы, в том числе на больших расстояниях. Эта защита должна поддерживаться обменом информацией, консультациями, исследованиями и мониторингом атмосферы.

Канберра – о сохранении морских живых ресурсов Антарктики. Направлена на обеспечение защиты арктических морских экосистем и рациональное использование их ресурсов. Его соглашение охватывает области, расположенные к югу от 60° южной широты.

Монтего-Бей – не только решает проблему защиты морской среды, но, прежде всего, всесторонне регулирует все правовые, политические и экономические вопросы, связанные с морями. Это еще один аналогичный Женевским конвенциям 1958 и 1969 годов документ.

Вена – об охране озонового слоя. Целью этого соглашения является постоянный мониторинг содержания озона и ультрафиолетового излучения Солнца в атмосфере, изучение последствий разрушения озона в окружающей среде.

Монреаль – протокол о веществах, разрушающих озоновый слой. Его целью является сокращение потребления и производства озоноразрушающих веществ, таких как фреоны или четыреххлористый углерод. В протокол были добавлены следующие поправки: Лондон (1992), Копенгаген (1992), Монреаль (1997) и Пекин (1999).

Базель – о контроле за трансграничной перевозкой и удалением опасных отходов. Предметом конвенции является контроль трансграничных перевозок опасных отходов (перечисленных в приложении к Конвенции) и минимизация количества образующихся опасных и других отходов, а также обеспечение наличия оборудования для удаления отходов экологически безопасным способом.

Эспо – об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. В нем рассматриваются вопросы, касающиеся принципов и процедуры проведения оценок воздействия на окружающую среду, взаимных консультаций и обмена информацией между странами в случае местоположений инвестиций, имеющих значительное трансграничное воздействие.

Но даже и этот список далек от полного перечня, в который входят все конвенции в области охраны окружающей среды. Он постоянно уточняется, как и сами соглашения, дополняется новыми. При осуществлении деятельности, которая затрагивает окружающую среду, использование флоры и фауны, необходимо изучить требования всех конвенций по этому вопросу. Это позволит избежать финансовых потерь, материальной, административной и уголовной ответственности.

Международные договоры и соглашения по охране окружающей среды с участием России

Год Соглашение
1946 Международная конвенция по регулированию китобойного промысла
1959 Договор об Антарктике
1971 Конвенция о водно-болотных угодиях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция)
1972 Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондонская конвенция)
1972 Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия
1972 Конвенция о сохранении антарктических тюленей
1973 Соглашение о сохранении белых медведей
1973 Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС)
1979 Конвенция ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния
1979 Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе (Бернская конвенция)
1979 Конвенция об охране мигрирующих видов животных (Боннская конвенция)
1980 Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики
1987 Венская конвенция об охране озонового слоя, Вена, 1985 г. и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой
1989 Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базельская конвенция)
1991 Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике(Мадридский протокол)
1991 Конвенция ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
1992 Конвенция ЕЭК ООН о трансграничном воздействии промышленных аварий
1992 Конвенция ЕЭК ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер
1992 Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинкская конвенция)
1992 Конвенция о биологическом разнообразии
1992 Конвенция по защите Черного моря от загрязнения (Бухарестская конвенция)
1992 Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК)
1994 Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием
1997 Соглашение о сотрудничестве в области изучения, разведки и использования минерально-сырьевых ресурсов
1997 Киотский протокол к РКИК
1998 Соглашение о сотрудничестве в области лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства
1998 Конвенция ЕЭК ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решения и доступе к правосудию по вопросам окружающей среды (Орухусская конвенция)
1999 Соглашение о взаимодействии стран СНГ в области экологии и охраны окружающей природной среды
1999 Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области экологического мониторинга
1999 Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле
2001 Соглашение о приграничном сотрудничестве в области изучения освоения и охраны недр
2001 Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях (Стокгольмская конвенция)
Конвенция об экологической безопасности (разрабатывается);
Конвенции по охране горных экосистем Кавказа (разрабатывается).

В.П. Анисимов

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ

В данной статье рассматриваются основные проблемы, возникающие в процессе становления современного международного экологического права, и пути их разрешения мировым сообществом.

Ключевые слова: международное экологическое право, окружающая среда, ООН, экология, конференция, экологическая безопасность.

Процесс становления отрасли международного экологического права (МЭП) протекает с XIX столетия и в своем развитии прошел несколько этапов.

Первый этап (1839-1948 гг.) связан с первыми попытками «цивилизованных» государств разрешить региональные и локальные проблемы экологии. Второй этап (1948-1972 гг.) увязывают с началом деятельности ООН. Третий этап (с 1972 г. по настоящее время) знаменует проведение глобальных международных конференций по развитию МЭП.

Хотя этот процесс имеет сравнительно недолгую историю, но он проходит весьма интенсивно.

В начальной стадии правовое регулирование международных экологических отношений развивалось на основе двусторонних договоров, затем на основе многосторонних конвенций. К настоящему времени в мире насчитывается свыше 1600 многосторонних универсальных (глобальных) и региональных международных конвенций и свыше 3000 двусторонних договоров.

Возрастание числа таких актов продолжается, хотя уже вполне обоснованно поставлен вопрос об обеспечении в первую очередь выполнения требований МЭП. На этом все более концентрируется внимание международного сообщества.

© Анисимов В.П., 2010

Несмотря на быстрый рост количества источников МЭП, договорное регулирование отстает от необходимого уровня управляемости. Для преодоления этого отставания прибегают к следующей процедуре. Заключаются договоры общего характера, рамочные конвенции, которые предусматривают различные методы принятия дополнительных норм в упрощенном порядке в форме дополнительных протоколов и резолюций. Но и это не решает проблему. Поэтому здесь большое значение приобретает «мягкое» право, т. е. право, не обладающее юридически обязательной силой. В качестве примера можно сослаться на резолюцию Института международного права 1997 г. «О процедурах принятия и имплементации норм в области окружающей среды».

В ней предполагается, что государства, голосовавшие «за» или молчаливо признавшие необязательные акты, содержащие ясные и конкретные нормы, должны следовать им. Это ведет к тому, что содержащиеся в резолюциях международных конференций правила в ускоренном порядке обретают статус обычных норм.

Еще одна особенность создания источников МЭП связана с той ролью, которую играют неправительственные организации, выступающие инициаторами и «группами давления» на правительства. Если на этапе становления МЭП широко применялись обычные нормы, то сейчас МЭП становится преимущественно договорным.

Решение проблемы обеспечения экологической безопасности связано с выбором концепции развития. В настоящее время, несмотря на разнообразие мнений, гипотез и моделей, реально конкурируют две концепции развития мира с позиций возникших экологических проблем.

Согласно первой концепции, называемой ресурсной или техногенной, человечество может решить все экологические проблемы технологическими средствами, т. е. меняя и исправляя хозяйство на основе новых технологий и не устанавливая ограничений по объему используемых ресурсов, экономическому росту населения. Эта концепция имеет широкий спектр оттенков, начиная от полного отрицания существования какой-либо экологической опасности, кроме локальных случаев, провозглашения отсутствия пределов развития, кончая призывами перейти к устойчивому развитию, понимаемому как удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений людей. Экономические проблемы в рамках этой концепции нередко представляются временным явлением, обусловленным «несбалансированным использованием технологий», которое будет преодолено в близком или отдаленном будущем.

Именно в рамках такой концепции сформировалось современное направление природоохранной деятельности, основанной на

системе локальных чисток среды от загрязнения и нормирования показателей качества окружающей среды по узкому набору показателей, а также внедрения ресурсосберегающих технологий.

Техногенная концепция не имеет разработанной теоретической базы. Она основывается на имеющемся у человечества опыте, и модели, создаваемые в ее рамках, в экологическом аспекте задают произвольные начальные условия с некоторыми предположениями относительно будущего развития. Однако эти модели с той или иной степенью отдаленности предсказывают тупик в развитии, его физическую ограниченность.

Вторую концепцию, называемую биосферой, отличают от первой попытки теоретического обоснования и осмысления. Она представляет собой эмпирическое обобщение накопленного экспериментального материала на основе известных законов физики и биологии. Главным направлением этой концепции является определение области устойчивости любой экосистемы, что позволит найти допустимую величину нагрузки на эту экосистему. Исходя из этой концепции, делается вывод, что главная причина глобальных экологических нарушений и развивающегося экологического кризиса, угрожающего существованию человечества, — это опасность разрушения стабилизирующего окружающую среду механизма — естественной биоты. Разрушение ее происходит пропорционально росту энергопотребления, т. е. даже при переходе к гипотетически безотходным технологиям, прекращении загрязнения и использовании безупречно чистых источников энергии окружающая среда будет терять свою устойчивость.

Отсюда путь к экологической безопасности лежит через решение смежной стратегической задачи — сохранение всеми доступными методами ненарушенной хозяйственной деятельностью территории с сохранившимся объемом естественной биоты, которая должна стать центром восстановления естественной природной среды и биоты в объеме, необходимом для обеспечения устойчивости окружающей среды.

Экологическую безопасность нельзя полностью обеспечить в одной отдельно взятой стране, для ее достижения необходима активная международная деятельность. Развитые страны в основном уже разрушили свою природную среду и сейчас являются главными экологическими загрязнителями. Крупные густонаселенные развивающиеся страны также практически полностью разрушили свои экосистемы, а остальные развивающиеся страны быстро движутся по этому же пути, варварски разрушая природу на своих территориях и наращивая массу выбрасываемых загрязнителей.

Необходима разработка эффективного международного механизма прекращения процесса разрушения природной среды, сохранения того, что осталось от нее, и перехода к расширению таких территорий. Ключевым здесь является вопрос сохранения тропических лесов — самых мощных регуляторов и стабилизаторов окружающей среды.

Также важным элементом этой задачи является дальнейшее развитие правовой составляющей инфраструктуры. Необходимо создание достаточно завершенной системы специального экологического законодательства и нормативно-технической базы, а также экологизация законодательных актов в других сферах деятельности, важных для решения основных стратегических задач экологической безопасности.

Другими важными элементами инфраструктуры для обеспечения экологической безопасности служат система сбора, накопления, обработки, выдачи и анализа информации по всему спектру природоохранных проблем, система экологического воспитания, обучения и образования, научные исследования и разработки взаимодействия человека с биосферой, система финансирования.

Объектами МЭП являются природные объекты, находящиеся под национальной юрисдикцией или вне ее (международные интернациональные природные объекты).

Правовой режим первых объектов определяется внутренним правом и частично нормами международного права, т. е. здесь существует соотношение и взаимодействие внутреннего и международного права. Обычно выработанные мировой практикой, получившие всеобщее признание и закрепленные в международно-правовых актах прогрессивные принципы трансформируются в нормы внутреннего права (имплементация).

Правовой режим вторых объектов определяется международным правом. Вопрос о собственности на эти объекты продолжительное время вообще не возникал. Господствовало молчаливое признание международных интернациональных природных объектов ничьей вещью и согласие с правом любой страны на захват этих объектов. Но в современных условиях такое положение все меньше стало отвечать интересам и потребностям народов мира. Стали вырабатываться и постепенно внедряться в практику некоторые международно-правовые принципы, ограничивающие возможность произвольных действий в отношении международных интернациональных природных объектов.

МЭП пока не кодифицировано, его нормы закреплены в многочисленных международных актах, имеющих комплексный характер. Для окончательного формирования МЭП как самостоятельной

отрасли международного права необходима его кодификация. Всемирным союзом по сохранению окружающей среды подготовлен проект пакета для кодификации международного права окружающей среды. ООН поручила Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП) кодифицировать международно-правовые экологические нормы и в перспективе разработать универсальную конвенцию в области охраны окружающей среды.

Для решения международных проблем создаются межправительственные и международные неправительственные организации универсального типа, региональные и субрегиональные органы. По содержанию охватываемых проблем их можно разделить на две группы: природоохранительного направления, комплексного природоохранительного профиля.

К первой группе относятся ЮНЕП и Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве первоочередных на ближайшую перспективу определены следующие основные направления деятельности ЮНЕП:

а) здоровье человека, санитария окружающей среды;

б) охрана земель, вод, предотвращение опустынивания;

в) охрана океанов;

г) охрана природы, диких животных, генетических ресурсов;

д) энергетическая безопасность;

е) образование, профессиональная подготовка;

ж) торговля, экономика, технология.

По мере развития деятельности организации число приоритетных направлений может возрастать. В частности, уже выдвигаются проблемы кодификации и унификации международного и внутреннего экологического законодательства.

По степени экологической близости к ЮНЕП относится Организация Объединенных Наций по культуре, науке, образованию (ЮНЕСКО), которая природоохранную деятельность осуществляет по нескольким направлениям:

а) руководство экологическими программами;

б) учет и организация охраны природных объектов, отнесенных к всемирному наследию;

в) оказание помощи развивающимся и другим странам в развитии экологического образования и подготовке специалистов-экологов.

Неправительственная организация МСОП, представляющая свыше 500 членов, определяет основные задачи в развитии международного экологического сотрудничества:

а) сохранение естественных экосистем растительного и животного мира;

б) сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы;

в) организация заповедников, резерватов, национальных природных парков;

г) экологическое просвещение.

Ко второй группе относятся Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), сельскохозяйственная продовольственная организация ООН (ФАО), международная морская организация (ИМО), Всемирная метереологическая организация ООН (ВМО), Международный регистр потенциально токсичных химических веществ (МРПТХ), Бюро ООН по оказанию помощи в случае стихийных бедствий (ЮНДРО) и ряд других.

ВОЗ осуществляет санитарно-эпидемиологический мониторинг окружающей среды, обобщает данные о заболеваемости людей в связи с ее состоянием.

МАГАТЭ разрабатывает правила строительства и эксплуатации АЭС, проводит их экспертизу, устанавливает нормы радиационной безопасности, проверяет их выполнение.

ФАО занимается экологическими проблемами в сельском хозяйстве, подготовила почвенную карту мира, способствовала принятию Всемирной почвенной хартии.

ИМО участвует в борьбе с загрязнением моря, разрабатывает и согласовывает основные принципы международной политики по защите морской среды.

ВМО изучает и обобщает степень воздействия человека на погоду и климат планеты в целом и по отдельным регионам.

МРПТХВ изучает и распространяет информацию о токсичных химических веществах, их воздействии на человека и окружающую среду. В базе данных этой организации содержится информация о более чем 600 химических веществах, распространенных во всем мире. Это число продолжает расти.

ЮНДРО мобилизует и координирует помощь различными государствами странам, которые постигло стихийное бедствие. Оно собирает и обрабатывает информацию о стихийных бедствиях, разрабатывает меры по предотвращению нанесенного ущерба.

К третьей группе относятся организации, занимающиеся охраной перелетных птиц, охраной рыбных запасов, международными реками, охраной дикой природы, безопасностью источников энергии и т. д. В их число входят Гринпис, Всемирный фонд дикой природы, Международный социально-экологический союз, Международная ассоциация «Зеленый крест», Международный фонд защиты животных и ряд других организаций.

Для обсуждения возникающих проблем по охране окружающей среды собираются международные конференции. Первым крупным многосторонним мероприятием в этой области следует считать конференцию по международной охране природы, состоявшуюся 17-19 ноября 1913 г. в Берне. На ней было подписано Соглашение об учреждении Консультативной комиссии по международной охране природы.

В 1972 г. состоялась Стокгольмская конференция по окружающей среде. В ее работе приняли участие делегаты 113 стран и 400 международных организаций. Там были приняты Декларация, которая содержала принципы, заложившие основу МЭП, и План, состоящий из 109 резолюций, посвященных различным аспектам защиты окружающей среды.

Конференция свела вместе промышленно развитые и развивающиеся страны в определении прав человечества на благоприятную окружающую среду, подняла вопросы о регулировании использования природных ресурсов, идентификации и контроле за важнейшими видами загрязнений, международном сотрудничестве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После этой конференции несколько государств признали в своих конституциях право на адекватную окружающую среду и обязательства государства сохранять эту среду.

Для осуществления решений конференции была создана межправительственная организация ЮНЕП, которая выполняет координирующую функцию.

В рекомендации конференции были включены предложения проводить программы по образованию и подготовке профессионального, технического и административного персонала в области решения проблем окружающей среды.

Стокгольмская конференция дала толчок развитию изучения окружающей среды на национальном и международном уровне, способствовала формированию правовых норм и законодательных инициатив, содействовала процессу поиска ресурсосберегающих технологий, ускорила возникновение международных форм сотрудничества по защите окружающей среды, стала предтечей конференции в Рио-де-Жанейро.

Можно также отменить принятие Генеральной Ассамблеей ООН «Резолюции об исторической ответственности государств за сохранение природы земли для настоящего и будущего поколений», 1980 г. Она по-новому раскрыла институт ответственности за сохранение природы как единого целого и также перед будущими поколениями, т. е. трансгенерационной ответственности.

Другой заметный природоохранный документ — это «Всемирная хартия природы», 1982 г. Он предусматривает уважение

природы, недопустимость препятствования ее существенным процессам, поддержание уровня популяции всех форм живого, достаточного для их выживания. Для достижения этого хартией предусматривается включение защиты окружающей среды в социальное и экономическое планирование с учетом долговременной способности природных систем обеспечить существование населения.

Также нужно отметить московское многостороннее «Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды» от 8 февраля 1992 г. Оно предусматривает сотрудничество в области охраны окружающей среды между странами СНГ. Участники соглашения договорились создать для этого Межгосударственный экономический совет и при нем Межгосударственный экономический фонд.

С 3 по 14 июня 1992 г. прошла Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Девизом конференции стал лозунг «Наш последний шанс спасти планету». Ее участниками были 177 стран, 3000 представителей от 1400 неправительственных организаций.

Конференция отметила, что в ближайшее 50 лет Земля потеряет от четверти до половины своего биологического разнообразия, формировавшегося сотни миллионов лет, что в отношении генетических и других ресурсов в мире сложилась неравноправная ситуация, когда богаты ресурсами одни, прибыли от их использования получают другие. В биологическом разнообразии лидируют тропические страны, однако используются они в основном биотехническими компаниями промышленно развитых стран.

Был поставлен вопрос о том, что было бы справедливо передать развивающимся странам или часть прибыли, полученной от использования их генетических ресурсов, для сохранения биоразнообразия, или на льготных условиях новые технологии, способные содействовать решению вопросов охраны окружающей среды.

Противниками такой постановки вопроса выступили защитники права интеллектуальной собственности, защищенной патентами (в частности, США), считающие, что это право является необходимым условием достижения устойчивого развития. Они исходили из положения об абсолютном характере частной собственности, сложившегося в законодательстве ХУШ-Х1Х вв. Однако уже реальное право XIX столетия знало различные ограничения прав собственности. Многие современные юристы единодушны во мнении, что право свободного использования выгоды и распоряжения собственностью имеют сейчас не более чем историческое значение.

На конференции широко обсуждался вопрос о введении системы цен на все виды ресурсов с учетом ущерба, наносимого

окружающей среде, а также о квотировании выбросов парниковых газов на душу населения. Было предложено, что квоту за выброс можно будет рассчитывать для региона в целом, оставляя за ним право маневрировать внутри, или же просто дать возможность региональным структурам по своему усмотрению оплачивать квоты своих участников.

Там была создана Комиссия по устойчивому развитию (КУР), контролирующая ход осуществления программы «Повестка дня на XXI в.». Другими основополагающими документами конференции были Декларация и «Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию лесов».

В целом итоги этой конференции, с одной стороны, можно считать исторической вехой в развитии международного природоохранного сотрудничества. Во-первых, собрав большое число деятелей высшего ранга, она ознаменовала переход экологических проблем из периферийной области международной политики в разряд главных приоритетов. Во-вторых, конференция, с ее акцентом на идее устойчивого развития, указала на необходимость комплексного подхода к решению экологических проблем. В-третьих, собрав множество представителей неправительственных организаций, конференция приобрела демократический статус.

С другой стороны, основаниями для скепсиса могут служить разногласия между промышленно развитыми и развивающимися странами. К ним можно отнести позиции по тотальному уничтожению тропических лесов, обязательствам государств по объемам и темпам сокращения выбросов в атмосферу парниковых газов, по правам, связанным с интеллектуальной собственностью.

Значительным событием в международном сотрудничестве явилась «Всемирная конференция ООН по устойчивому развитию» в Йоханнесбурге, 2002 г. В ее работе приняли участие посланцы 195 стран, в том числе 104 президента и премьер-министра. Ими были приняты политическая декларация, призывающая все страны к работе на благо всеобщего процветания и мира, план действий по борьбе с бедностью и охране земной экологии.

План предусматривает ряд широкомасштабных акций по доступу сотен миллионов человек к чистой воде и электрической энергии, 50% снижения уровня бедности к 2015 г., комплексные природоохранные программы по замедлению вырубок лесов и истощению рыбных запасов Мирового океана, глобальное снижение субсидий на добычу ископаемых энергоносителей, переход на возобновляемые источники энергии.

Оценивая эти документы, нельзя не отметить, что в них практически отсутствуют четко прописанные детали осуществления заяв-

ленных задач: обеспечение квалифицированными специалистами, финансирование проектов, сроки.

Итоги конференции, с одной стороны, являются перспективными, дающими основу для масштабных действий по защите природы и улучшению жизни людей, а с другой стороны, можно сказать, что они оказались безрезультатными и провальными.

Подводя итоги рассмотренному, можно сказать, что решение возникающих проблем МЭП и дальнейшее улучшение качества жизни человечества возможно в рамках стабильного социально-экономического развития, не разрушающего естественный биотический механизм саморегуляции природы.

Предыдущая

Лекция 27. Международная деятельность по охране окружающей среды

27.1. Международные документы по охране окружающей среды

Решение современных сложных проблем требует использования экономических, политических инструментов. Большую роль играет также международная деятельность. Имеются важные международные документы по охране окружающей среды – Женевская конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1983 г., Хельсинский протокол о сокращении выбросов серы и их трансграничных потоков 1987 г., Венская конвенция 1988 г. и Монреальский протокол 1988 г. по веществам, разрушающим озоновый слой; Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г. В последнее десятилетие проводятся регулярные встречи представителей европейских государств. Первая встреча под названием «Окружающая среда для Европы» состоялась в 1991 году в Чехии. В ее ходе обсуждали меры по улучшению экологической ситуации в Западной и Восточной Европе. В 1993 году на последующей встрече в Швейцарии были заложены основы Программы экологических действий (ПЭД) для Центральной и Восточной Европы. Основная ее задача состоит в достижении максимально возможных улучшений в области охраны окружающей среды. На дальнейших встречах (1995 г., 1998 г.) обсуждались такие вопросы, как реализация ПЭД, бизнес, промышленность и окружающая среда, биологическое разнообразие. С 1994 г. в рамках Европейского содружества работает Европейское агентство по окружающей среде (ЕАОС). Оно выпустило энциклопедический справочник о состоянии окружающей среды в Европе. Знаменательная конференция по окружающей среде и развитию под эгидой ООН, состоявшаяся в Рио-де-Жанейро в 1992 г., приняла «Повестку дня на ХХI век», которая является стратегией мирового сообщества на будущее и направлена на гармоничное достижение основных целей – высокого качества окружающей среды и развития экологически безопасной экономики во всех государствах мира. В этом документе отмечается, что следование человечества прежним путем неприемлемо, так как значительная часть природных ресурсов планеты исчерпана, а экологическая ситуация становится все более неблагоприятной.

Необходим переход к устойчивому развитию. Устойчивое развитие предполагает положительную динамику во взаимодействии его важнейших индикаторов в триаде «человек – хозяйство – природа», которая должна устойчиво функционировать, и в то же время удовлетворять потребности современного и будущих поколений без нанесения ущерба окружающей среде.

Консолидирующую роль в деле спасения нашей планеты, спасения человека как биологического вида должен сыграть важный документ – Хартия Земли или Декларация прав Земли. Работа по данному документу должна быть завершена в 2002 г.

Республика Беларусь обязана выполнять международные соглашения по охране окружающей среды. Ее развитие не может противоречить тенденции мировой цивилизации. В республике разработана национальная стратегия устойчивого развития, которая предусматривает комплекс научно обоснованных направлений в государственной и правовой политике, экономике и образовании по решению экологических проблем.

Предыдущая

Международный договор как источник международного права окружающей среды имеет и другие особенности. Развитие международно-правовой охраны окружающей среды характеризуется возрастанием роли не просто международного договора, но, прежде всего, договора, специально ориентированного на область природоохранения. Отметим также другую важную черту международного природоохранительного договора — гибкость и способность видоизменяться в зависимости от меняющихся социальных потребностей10.

Решение проблемы охраны окружающей среды требует четкого взаимодействия международно-правовых норм универсального, регионального и локального характера. Анализируя договорную практику международного права окружающей среды, ученые приходят к выводу, что система ре-

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2020

гиональных соглашений дополняет, развивает и усиливает соглашения глобального характера11.

Все эти примеры конвенционного регулирования свидетельствуют о примате международного договора среди основных источников международного права окружающей среды. Ограниченное значение международного обычая в сфере природоохранения объясняется тем, что он медленно формируется и формулирует расплывчатые обязательства, но, вместе с тем, по своей природе международный обычай играет существенную роль при формулировании основных правовых принципов, однако путь к созданию отраслевых принципов международного права окружающей среды лежит через взаимодействие договора и обычая12.

Вспомогательные источники международного права окружающей среды

Вспомогательными источниками международного права окружающей среды являются резолюции международных организаций, решения Международного Суда ООН и международных трибуналов, внутригосударственное законодательство, доктринальные исследования. Они взаимодействуют с основными источниками, однако приобретение на современном этапе экологическими требованиями характера экологического императива предопределяет повышенное значение этих вспомогательных источников нормообразования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учеными отмечается, что экологические требования формируются, значительно опережая формализованные юридические процессы, так как эти процессы зависят от общего состояния международных отношений, наличия материальных условий и политической воли для принятия государствами договорных обязательств. В то же время глобальные процессы охраны окружающей среды обостряют эту проблему «правового вакуума»13.

В связи с тем, что международное право не успевает в достаточной мере покрывать все новые области международных отношений и разрешать вновь возникающие международные проблемы, юристы-международники активно обсуждают значение так называемого «мягкого права». В отечественной доктрине отрицается наличие у актов «мягкого права» качества международно-правовой нормы14, однако рекомендательные акты, не будучи нормами международного права, в то же время оказывают определенное регулирующее воздействие в международной системе15.

О значительной роли «мягкого права» в системе международно-правового регулирования

охраны окружающей среды говорит большинство зарубежных исследователей, однако его нормотворческое значение оценивается по-разному. Ряд юристов отрицают традиционные источники международного права, считая, что они служат лишь оправданием продолжающегося уничтожения планеты16. Другие подходят к источникам международного права окружающей среды более прагматично, включая в них элементы «мягкого права»17.

Так, ряд авторов считают, что технические стандарты, закрепленные в международных соглашениях, часто подлежат периодическому пересмотру в той международной организации, под эгидой которой данный документ был разработан. Там же большинством голосов принимаются решения об установлении, как правило, более строгих стандартов, соответствующих требованиям развития в данной области. Потом сама организация распространяет их среди государств — участников первоначального документа, а для государств, не выразивших в определенный срок свое несогласие с новыми правилами, они приобретают обязательную силу18.

Другие авторы говорят об hoc custom»19. Они считают, что голосования в международных организациях уже достаточно для установления новой нормы международного права, т.е. голосование рассматривается как выражение определенной практики государства (фактическое поведение) и одновременно как его согласие признать такую норму в качестве правовой.

Что касается первой концепции, то, несмотря на повышение самостоятельности деятельности международных организаций в процессе формирования норм и правил международного права окружающей среды, совершенно очевидно, что здесь, тем не менее, имеет место особая форма согласования воль государств, поскольку, бесспорно, последнее слово одобрить (в виде молчаливого согласия) или отвергнуть (опротестовать) разработанный организацией проект за ними остается.

Относительно второй позиции следует отметить, что возможность рождения обычая в качестве источника права в короткий промежуток времени не отрицается20.

Но сам факт того, что государства не выбрали конвенционную форму закрепления соответствующей нормы, а выбрали более мягкий, не обязывающий инструмент, такой, как резолюции, дает основание отрицать наличие opinio juris21.

Интересен и тот факт, что активизация деятельности международных организаций в облас-

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2020

ти окружающей среды привела чуть ли не к обвинению международных организаций в попытке присваивать себе через «экологию» не предусмотренные в их учредительных актах полномочия22.

Видимо, на данном этапе развития международно-правового регулирования нельзя рассматривать резолюции ГА ООН и других международных организаций как источники международного права в качестве общего правила. Однако не исключается приобретение некоторыми резолюциями такого статуса. Во всяком случае, вопрос о степени нормативности таких резолюций решается в индивидуальном порядке.

Все это свидетельствует о существовании процессов, не ведущих непосредственно к образованию правовых норм, но которые представляют собой определенные стадии становления и развития таких норм23.

Убедительным доказательством нормообра-зующего характера правовой идеи, содержащейся в резолюциях международных организаций, является ее последующая трансформация в норму договорного или обычного международного права.

В целом же акты «мягкого права», хотя и не создают норм международного права strictu sensu, играют заметную роль в нормотворческих процессах международного права окружающей среды. Убедительным свидетельством нормообразующе-го характера правовой идеи, формулируемой «мягким правом», является последующая ее трансформация в норму договорного или обычного права.

В этом смысле показательно нормотворчес-кое значение итоговых документов Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (Стокгольм, 1972 г.); так, формула принципа 7 Стокгольмской декларации была позднее рецепирована в текст Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов.

Поскольку актами «мягкого права» считаются преимущественно резолюции и иные решения международных организаций (конференций), следует сказать и о других формах вспомогательной нормотворческой деятельности этих организаций в области международного права окружающей среды.

Международные организации служат активным инициирующим и организующим фактором при подготовке природоохранительных договоров. Такова роль ЮНЕСКО в разработке Конвенции 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия, ФАО — в подготовке конвенции 1976 г. об охране Средиземного моря от загрязнения, ЮНЕП — в подготовке конвенций по охране региональных морей.

Определенным нормотворческим значением обладает деятельность некоторых международных организаций по разработке обязательных для государств-членов технических регламентов и стандартов. В сфере охраны окружающей среды такой компетенцией обладают специализированные учреждения ООН (ВОЗ, ИМО, МОТ, ИКАО), региональные организации. Роль неправительственных природоохранных организаций в международном нормотворчестве ограничена.

Однако крупнейшая из них — Международный Союз охраны природы, используя консультативный статус при некоторых органах и учреждениях ООН, имеет возможность официально представлять собственную точку зрения на проекты документов, рассматриваемые на международных конференциях, в межправительственных органах (например, на III Конференции ООН по морскому праву, в Международной китобойной комиссии).

Новой формой актов «мягкого права», характерной для международной охраны природы, являются так называемые руководящие принципы поведения государств в отношении тех или иных природных объектов или видов воздействия на окружающую среду. Эти принципы разрабатываются главным образом специальными группами экспертов под эгидой Программы ООН по окружающей среде. Эта деятельность сосредоточивается на тех аспектах природоохра-нения, которые пока остаются вне сферы действия международного права либо не урегулированы надлежащим образом.

Примерами руководящих принципов могут служить подготовленные экспертами ЮНЕП принципы охраны и использования разделяемых ресурсов, принципы добычи ископаемых на шельфе, принципы охраны морской среды от загрязнения из наземных источников, принципы экологически безопасного использования опасных отходов, принципы искусственного воздействия на погоду и климат (группа экспертов ВМО-ЮНЕП).

Комиссией Брунтланд была образована специальная группа экспертов для подготовки свода международно-правовых принципов охраны окружающей среды и устойчивого развития. В 1986 г. Комиссии был представлен документ, содержащий 22 принципа с подробным комментарием к каждому из них. Несмотря на то что большая часть принципов носит характер de lege ferenda, они сопровождены детальным обоснованием из договорной и иной практики межгосударственных отношений.

Специфика экологических требований обусловливает необходимость их детального регулирования. В результате сложившийся договорный

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2020

массив в значительной мере фиксирует партикулярные нормы охраны окружающей среды, относящиеся либо к отдельным природным объектам, либо к отдельным видам воздействия на окружающую среду или ресурсопользования. Вне сферы договорного регулирования до сих пор находятся основополагающие принципы международного права окружающей среды, они формируются преимущественно в форме международного обычая. Однако для того, чтобы они обрели подлинную эффективность, необходимо их конвенционное закрепление, где бы они были рецепированы из существующих обычаев и действующих международных договоров.

1 См.: Teclaff L. The impact of environmental concern on the development of international law // Natur. Resour. J. 1973. № 2. P. 357;

Brownlie J. International Customary rules of environmental protection // International Relations. 1973. Vol. 4. № 3. P. 940.

2 Klein E. Umweltschutz im VR-Nachbarrecht. Berlin, 1976. S. 110.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Анцилотти Д. Курс международного права. Т. 1. М., 1961. С. 84—85.

4 Verdross A. Die Quellen des uninersellen Volkerrechts. Freiburg, 1979. S. 38.

6 Шульга С.В. Значение международного договора в регулировании международных отношений / Договор как общеправовая ценность. М.: Статут, 2018. С. 36.

7 Право окружающей среды в СССР и Великобритании. М., 1989. С. 56.

8 Курс международного права. Т. 1. М., 1989. С. 203.

9 Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1962. С. 164.

11 Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 1982. С. 216.

12 Курс международного права. Т. 5. М., 1992. С. 291.

15 Тункин Г.И. Право и сила в международной системе. М., 1983. С. 58.

16 Caldwell L. In defense of Earth: International protection of the biosphere. Bloomington, 1972. P. 65.

17 Kiss A. Survey of current developments in international environmental law. Morges, 1976. P. 23—28.

18 Skala A. Internationale technische Regeln und Standards zum Umweltschutz. Koln. 1982. S. 15.

19 Huggis A. The development of International law through the political organs of the UN. London, 1963. P. 2;

20 Международное право. М., 1987. С. 49.

21 Viraly M. Panorama du droit international contemporary. P. 186.

22 The spread of an idea Environment on the international Scene. London, 1975. P. 87.

23 Тункин Г.И. Сорок лет сосуществования и международное право // Сов. ежегодник международного права. 1958. М., 1959. С. 20.

Библиографический список

1. Brownlie J. International Customary rules of environmental protection // International Relations. 1973. Vol. 4. № 3.

2. Caldwell L. In defense of Earth: International protection of the biosphere. Bloomington, 1972.

3. Huggis A. The development of International law through the political organs of the UN. London, 1963.

4. Klein E. Umweltschutz im VR-Nachbarrecht. Berlin, 1976.

7. Skala A. Internationale technische Regeln und Standards zum Umweltschutz. Koln, 1982.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Teclaff L. The impact of environmental concern on the development of international law // Natur. Resour. J. 1973. № 2.

9. The spread of an idea Environment on the international Scene. London, 1975.

10. Verdross A. Die Quellen des uninersellen Volkerrechts. Freiburg, 1979.

11. Viraly M. Panorama du droit international contemporary.

12. Анцилотти Д. Курс международного права. Т. 1. М., 1961.

13. Виноградов С.В. Международное право и охрана атмосферы. М., Наука. 1987.

14. Договор как общеправовая ценность / В.Р. Авхадеев, В.С. Асташова, Л.В. Андриченко и др. М.: Статут, 2018.

15. Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 1982.

16. Колодкин Р.А. Критика концепции «мягкого права» // Сов. гос-во и право. 1985. № 12.

17. Курс международного права. Т. 1. М., 1989.

18. Право окружающей среды в СССР и Великобритании. М., 1989.

19. Правовая охрана природы / Под ред. В.В. Петрова. М., 1980.

20. Тункин Г.И. Право и сила в международной системе. М., 1983.

21. Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1962.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2020

Международное экологическое право

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *