Как судиться с врачами?

Отвечает Александр Саверский, президент «Лиги защитников пациентов»:

— На врача вы подать в суд не можете. Только на мед­учреждение. Согласно ст. 1068 ГК ответственность за работника несёт работодатель. Но это если речь не идёт об уголовном деянии. Например, согласно ст. 125 УК «Оставление в опасности» медики несут персональную ответственность (к примеру, «скорая» не забрала больного). В этом случае можно подать в суд на врача. Иски о причинении вреда здоровью не имеют срока давности и не облагаются госпошлиной.

Однако нужны доказательства. Кроме истории болезни, в которой указан первоначальный диаг­ноз, должен быть документ с дополнительным диагнозом либо в той же медкарте, либо, прошу прощения, по заключению патологоанатома, либо из другого медучреждения, куда пациент попал потом на перелечивание.

Стала ли Россия правовой страной? Судите сами. Каждый год в госпитальном звене выявляют 4 млн дефектов оказания медпомощи. Ежегодно в стране слушается 700 дел в судах, 350 из них заканчиваются решением суда и только 240 в пользу пациентов. Средняя сумма возмещения вреда — в пределах 100 тыс. руб. Максимальная сумма была выплачена в 2008 г. за заражение пациента ВИЧ.

Читайте также: Остались недовольны услугами стоматолога? Жалуйтесь! >>

До и после

Четыре года назад Михаил Мухтулов перенёс операцию в ульяновской клинике «Прозрение» по поводу замены хрусталика, которая полностью изменила его жизнь.

– До операции я водил машину, был директором охранного предприятия, вел активную жизнь. После — продал машину, бизнес, почти перестал выходить из дома, потому что за его пределами не мог обходиться без посторонней помощи, – рассказывает пациент офтальмологов. – Зрение на левом, оперированном, глазу ухудшилось, изображение стало двоиться. А когда начал слепнуть правый глаз, я испытал настоящий ужас.

Весной этого года общественная организация «Центр защиты прав пациентов» подала в Ленинский районный суд иск к клинике, сделавшей операцию, в интересах Михаила Мухтулова, требуя взыскать компенсацию морального вреда в его пользу. Суд назначил экспертизу, которая сделала вывод, что врачи ни в чем не виноваты.

А на днях стало известно, что клиника теперь требует взыскать со своего пациента компенсацию судебных расходов — более 60 тыс. рублей.

Кто чего хотел?

Пациент, обращаясь в офтальмологическую клинику, конечно, хотел хорошо видеть, причём без очков. Клиника хотела получить клиента. Поэтому на старте они друг другу понравились. Сначала Михаил Мухтулов увидел ролик «Прозрения» по телевидению, который обещал «отличное зрение каждому». Потом, когда уже пришёл в клинику, — массу рекламных плакатов, которые убедили, что здесь лучшее оборудование, индивидуальный подход и лучшие врачи. Перед операцией пациент прошёл обследование. И тогда никого ничего не смутило.

– Только после операции врач сказал, что из-за того, что я перенёс в 1986 году кератотомию (разрезание роговицы глаза, – ред.), роговица скукожилась и, может, её не следовало делать вовсе, – рассказывает Михаил Мухтулов. В материалах судебного дела зафиксированы показания доктора Сергея Безика, подтверждающие, что на стадии предоперационной подготовки была допущена ошибка при определении оптической силы искусственного хрусталика, которую якобы и нельзя было точно определить из-за насечек на роговице.

– Если бы я знал, что из-за старой операции могут возникнуть проблемы, я, может быть, не торопился бы с новой или обратился бы за консультацией в другой медицинский центр. Почему меня об этом заранее не предупредили? – задает риторический вопрос Михаил Мухтулов. На самом деле он нашёл для себя ответы:

– В клинике всё поставлено на конвейер, им не до индивидуального подхода. Мне операцию делали в субботу, передо мной было семь человек. После меня, кажется, столько же. И всё это люди, которые платят реальные деньги. Зачем их терять?

– В этом деле отразились те тенденции, которые никогда не дадут пациентам возможности защитить свои права, – говорит адвокат, представитель общественной организации «Центр защиты прав пациентов» Татьяна Фомина. – Суду удобно вынести решение, опираясь на одну только экспертизу и отметая доводы другой стороны, потому что у каждого судьи огромное количество дел, а в медицинской тематике надо разбираться неделями. В деле Мухтулова изумило, что нам не дали пообщаться с экспертами. Экспертное заключение не отразило индивидуальных особенностей пациента, которые повлияли на исход операции и которых не предвидели специалисты медицинского учреждения, хотя должны были.

В августе этого года глава «Прозрения» Ирина Ковеленова сделала такую же операцию Мухтулову на втором глазу. На этот раз старые насечки не помешали успеху лечения.

В наши дни пластическая операция перестала быть экзотикой, но на практике достигаемые физиологические изменения не всегда дают те результаты и то эмоциональное удовлетворение, на которое рассчитывал пациент, делая такие инвестиции.

Уважаемые граждане! Узнайте заранее, какую ответственность несет пластический хирург и как следует себя вести, чтобы минимизировать возможные риски, в рамках бесплатной онлайн-консультации:

Телефон горячей линии:

+7(812) 603-49-78

или Подайте жалобу онлайн

Ответственность в сфере пластической хирургии

Деятельность практикующего на платной основе пластического хирурга регулируется двумя основными законами:

  • ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан РФ» от 21.11. 2011 г. (стандарты и порядок оказания медпомощи);
  • ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02. 1992 г. (отношения между поставщиками и потребителями услуг).

В совокупности с прочими правовыми и нормативными актами обязательства данного специалиста предполагают предоставление полной и достоверной информации об услуге, обеспечение ее безопасности и осуществление компенсации причиненного вреда.

За что можно подать в суд на пластического хирурга

К числу серьезных конфликтных ситуаций следует отнести действия хирурга, которые привели:

  • к необратимому обезображиванию пациента;
  • к утрате трудоспособности (временной или стойкой);
  • к утрате профессиональной трудоспособности.

Факт и причину отсутствия желаемого результата желательно подтвердить проведением независимой экспертизы. С результатами экспертизы стоит обратиться к исполнителю для разрешения конфликта в досудебном порядке. Если адекватной реакции на претензию нет или если мирное урегулирование в принципе невозможно, подается иск в суд.

Решение суда может стать основанием для возбуждения уголовного дела, если в ходе судебного расследования подтверждается факт причинения тяжкого или средней степени тяжести вреда здоровью истца.

Особенности проведения экспертизы

Как и в любом другом случае, независимая экспертиза может проводиться как до обращения в суд, так и в рамках судебных слушаний. Важным отличием случаев с пластической хирургией является то, что со временем недостатки работы хирурга могут стать менее очевидными, поэтому экспертиза «по горячим следам» является предпочтительной.

Обращаться для получения экспертного мнения следует в специализированное учреждение. Процедура включает в себя исследование как самого пациента, так и всех медицинских документов. Перечень вопросов для экспертов может быть разным, но основными остаются:

  • были ли допущены врачом ошибки;
  • есть ли вина хирурга в возникновении тех или иных отклонений;
  • может ли операция считаться качественной в целом.

Помимо своевременной фиксации результатов работы пластического хирурга, при обращении в суд важно правильно составить исковое заявление, собрать пакет документов, обеспечить представительство в суде.

Обсудите условия сотрудничества с профессиональным юристом-адвокатом по медицинским вопросам прямо сейчас:

Как судиться с врачами?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *