Страхование от несчастных случаев и болезней закон

УДК 368(075.8)

Л.Е. Смоленова, И.Л. Мамаева

Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия

СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является одним из видов обязательного личного страхования. Основным законодательным документом является Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В соответствии с ним определены страховые тарифы и взносы, виды страхового обеспечения и т.д.

Страхование от несчастных случаев является самым традиционным видом личного страхования для отечественной страховой практики. В классификации видов страховой деятельности, приведенной Росстрахнадзором в Условиях лицензирования страховой деятельности на территории РФ страхование от несчастных случаев и болезней определено как «совокупность видов личного страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в фиксированной сумме, либо в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванных наступлением страхового случая». Основной целью страхования от несчастных является возмещение ущерба, нанесенного здоровью и жизни застрахованного в результате несчастного случая. Страхование от несчастных случаев ведет свое начало с XIX столетия. Тогда этот вид страхования стал развиваться в Англии, где раньше других стран появилось железнодорожное сообщение.

В развитии страхования от несчастных случаев в России большую роль сыграло рабочее законодательство. Под давлением рабочего движения законом от 2 июня 1903 г. были приняты Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих. В 1912 г. в рамках целого пакета документов, вводивших обязательное страхование наемных работников, был принят более совершенный документ — Закон и Положение о страховании от несчастных случаев. В советское время обязательное страхование от несчастных случаев на производстве было введено в систему социального страхования, а его выполнение возложено на специально созданный государственный Фонд социального страхования (ФСС). Добровольное страхование от несчастных случаев проводил Госстрах. В период рыночных реформ 1990-х гг. сфера применения страхования от несчастных случаев намного расширилась.

Обязательное страхование от несчастных случаев осуществляется в трех формах: обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; обязательное государственное страхование жизни и здоровья определенных категорий государственных служащих; обязательное личное страхование пассажиров. .

Остановимся и более детально рассмотрим обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Обязательное страхование от несчастных случаев является одним из элементов системы социального страхования и покрывает риски производственного травматизма

и профессиональных заболеваний. Основным документом, регламентирующим страхование лиц от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, является Федеральный закон РФ от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон N 125-ФЗ). В соответствии со ст. 5 данного закона обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем.

Страховой случай — подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.

Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитываются в процентном отношении к сумме дохода (оплате труда) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях — к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору. В 2008 году и в плановый период 2009 и 2010 годов согласно Федеральному закону РФ от 21.07.2007 N 186-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» при расчете данных страховых взносов следует руководствоваться тарифами, установленными Федеральным законом РФ от 22.12.2005 N 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» (далее — Закон N 179-ФЗ).

При наступлении страхового случая застрахованным лицам, помимо пособия по временной нетрудоспособности, выплачивается страховое обеспечение. В ст. 8 Закона N 125-ФЗ перечислены его виды. В частности, страховое обеспечение выплачивается застрахованным лицам при наступлении страхового случая в виде: пособия по временной нетрудоспособности; единовременной страховой выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти и т.д.

Иногда наступление страхового случая сопровождается смертельным исходом. В этой ситуации страховые выплаты осуществляются другим лицам, имеющим право на их получение (ст. 7 Закона N 125-ФЗ).

Проследим более подробно порядок выплат по каждому виду страхового обеспечения. Пособие по временной нетрудоспособности. В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному страхованию» размер пособия по временной нетрудоспособности, наступившей вследствие заболевания или травмы, рассчитывается в зависимости от страхового стажа застрахованного лица. Размер пособия по временной нетрудоспособности, наступившей в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, не зависит от страхового стажа застрахованного лица. Оно выплачивается в размере 100% среднего заработка работника, с которым произошел страховой случай, исчисленного в соответствии с законодательством РФ (ст. 9 Закона N 125-ФЗ). Данное пособие выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая по месту его работы.

Единовременные и ежемесячные страховые выплаты. В соответствии со ст. 10 Закона N 125-ФЗ застрахованным лицам при наступлении страхового случая выплачиваются единовременные и ежемесячные страховые выплаты в случае утраты ими трудоспособности. Данные выплаты с 01.01.2007 производятся страховщиком — ФСС (п. 7 ст. 15 Закона N 125-ФЗ). Для получения страхового обеспечения застрахованное лицо представляет в ФСС

документы, указанные в п. 4 ст. 15 Закона N 125-ФЗ. Страховые выплаты перечисляются ФСС на счет застрахованного лица, открытый в отделении банка.

Сроки уплаты страховых выплат. В ст. 10 Закона N 125-ФЗ определены сроки, в течение которых осуществляются страховые выплаты. Размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, исходя из максимальной суммы, утвержденной федеральным законом о бюджете ФСС на очередной финансовый год.

Степень утраты застрахованным лицом профессиональной трудоспособности устанавливается медико-социальной экспертизой в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Утрата трудоспособности определяется в соответствии с критериями, утвержденными Постановлением Минтруда и социального развития РФ от 18.07.2001 N 56 «Об утверждении временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний».

В соответствии со ст. 14 Федерального закона РФ от 21.07.2007 N 183-Ф3 «О бюджете ФСС РФ на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (далее — Закон N 183-ФЗ) размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний исчисляется в 2008 году исходя из суммы, равной 50 200 руб.

Размер ежемесячных страховых выплат. В соответствии со ст. 15 Закона N 183-ФЗ максимальный размер ежемесячной страховой выплаты рассчитывается исходя из среднего заработка застрахованного лица и не может превышать в 2008 году 38 500 руб. за месяц .

Список литературы

1. Обухова, Т. Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний // Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и аудит. 2008. № 1.

2. Сильвестрова, Т. Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний // Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и аудит. 2008. № 1.

3. Страхование / Под ред. Федоровой Т.А. — М.: Экономистъ, 2004.

УДК 66.047

Ю.В. Соловьева, Б.В. Ермоленко

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ КВОТИРОВАНИЯ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ГОРОДОВ КАК ЭЛЕМЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главная страница библиотеки

Приложение Nо. 2 к письму Росстрахнадзора от 24 июня 1994 г. Nо. 05/1-6р/01 ОБРАЗЕЦ ДОГОВОРА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ ПАССАЖИРОВ Nо. _________ г. ________________ «___»________ 20__ г. _____________________________________________________, (далее по (наименование страховщика) тексту — Страховщик), в лице _______________________________________, (должность, Ф.И.О.) действующего на основании Устава, с одной стороны, и ________________ ______________________________, в лице _____________________________, (наименование перевозчика) (должность, Ф.И.О.) (далее по тексту — Страхователь), действующего на основании Устава (Положения), с другой стороны, в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 07.07.92 Nо. 750 «О государственном обязательном страховании пассажиров» и от 06.04.94 Nо. 667 «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» заключили договор о нижеследующем: 1. Предмет договора Страховщик обязуется при страховом случае произвести страховую выплату застрахованному (его наследникам), а Страхователь обязуется уплачивать страховые взносы в установленные договором сроки. 2. Объект страхования 2.1. Объектом страхования являются имущественные интересы пассажиров (туристов, экскурсантов) , перевозимых Страхователем, связанные с их жизнью и здоровьем (далее по тексту — застрахованные). Страхованию подлежат пассажиры воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта, а также туристы и экскурсанты, совершающие международные экскурсии по линии туристическо-экскурсионных организаций, на время поездки (полета). Права застрахованных на обеспечение страховой защитой реализуются через Страхователя в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством. ———————————- Далее по тексту — пассажиров. 2.2. Страхованию не подлежат пассажиры всех видов транспорта международных сообщений, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта пригородного сообщения, морского и внутреннего водного транспорта внутригородского сообщения и переправ, автомобильного транспорта на городских маршрутах. 3. Страховая сумма Страховой суммой является денежная сумма, в пределах которой Страховщик несет ответственность по договору. Страховая сумма на одного застрахованного установлена в размере 120 установленных законом на дату приобретения проездного документа минимальных размеров оплаты труда. 4. Страховые случаи Страховыми случаями признаются травмы и смерть застрахованного в результате несчастного случая на транспорте. 5. Размер страхового взноса (рассчитан на основании страхового тарифа, согласованного между Страховщиком и Министерством транспорта Российской Федерации (Министерством путей сообщений Российской Федерации)) Размер страхового взноса установлен в сумме ____________________ ____________________________________ руб. (в _____% стоимости билета) на одного застрахованного, при этом: доля расходов на ведение дела составляет ______%; доля отчислений в резерв предупредительных мероприятий составляет ______%; нетто-ставка составляет ______%. 6. Сроки и порядок внесения страхового взноса 6.1. Сумма страхового взноса (п. 5) включается в стоимость проездного документа (путевки) и взимается с пассажира при продаже проездного документа (путевки). Пассажиры, пользующиеся правом бесплатного проезда, подлежат страхованию без уплаты ими страхового взноса. 6.2. Страхователь ______________________________________________ (периодичность перечисления (ежеквартально, ежемесячно)) не позже ___ числа ___ месяца перечисляет страховые взносы на расчетный счет Страховщика Nо. _____________________________________. (банковские реквизиты Страховщика) 7. Права и обязанности сторон 7.1. Страхователь имеет право предоставить Страховщику перечень мероприятий по предупреждению несчастных случаев на транспорте, финансируемых за счет резерва предупредительных мероприятий, создаваемых страховщиком по обязательному личному страхованию пассажиров, с целью обеспечения безопасности перевозок. Перечень предупредительных мероприятий устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством путей сообщения Российской Федерации. Страхователь имеет право проверять выполнение Страховщиком требований и условий договора. 7.2. В период дейст вия договора Страховщик имеет право проверять сообщенную Страхователем информацию, а также выполнение Страхователем требований и условий страхования и настоящего договора и направлять запросы в компетентные органы. 7.3. В период действия договора Страхователь обязан: перечислять страховые взносы в сроки, установленные договором; составить акт о каждом несчастном случае, происшедшем на транспорте с застрахованным, в порядке, установленном действующим законодательством, первый экземпляр которого вручить застрахованному (его представителю или наследникам), а также по письменному запросу Страховщика направить ему копию указанного акта в течение 10 дней с момента получения запроса. 7.4. В период действия договора Страховщик обязан: при наступлении страхового случая произвести выплату страхового обеспечения не позднее 10 дней после получения всех необходимых документов, подтверждающих факт страхового случая; формировать резерв для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев на транспорте за счет части страховых взносов по обязательному личному страхованию пассажиров в размере ______% от суммы поступивших страховых взносов; финансировать в соответствии с утвержденным Положением за счет созданного резерва указанные предупредительные мероприятия по перечню мероприятий, представленному Страхователем; довести до сведения каждого застрахованного условия данного договора в части порядка и условий осуществления страховых выплат, а также сведения о Страховщике (с указанием адреса, телефона, режима работы, реквизитов лицензии, подтверждающей право Страховщика на проведение обязательного личного страхования пассажиров, иных условий договора и действующего законодательства в области данного вида страхования в части, устанавливающей права застрахованного). 8. Порядок взаиморасчетов Страхователя и Страховщика Порядок взаиморасчетов устанавливается по соглашению сторон совместно в соответствии с п. 7 Указа Президента Российской Федерации «Об обязательном личном страховании пассажиров». 9. Порядок и условия осуществления страховой выплаты (выплаты страхового обеспечения) 9.1. При наступлении страхового случая Страховщик производит выплату страхового обеспечения застрахованному (его представителю, наследникам) в следующих размерах: в случае травмы застрахованного в результате несчастного случая на транспорте ему (или его представителю по поручению застрахованного) выплачивается часть страховой суммы, соответствующая степени тяжести травмы, размер которой определяется по «Таблице размеров страховых сумм, подлежащих выплате в связи со страховыми событиями», утвержденной Инструкцией Министерства финансов СССР от 05.10.87 Nо. 194, с учетом изменений, внесенных письмом Главного управления государственного страхования СССР от 17.08.89 Nо. 35-08-08/11 и письмом Российской государственной страховой компании от 03.11.92 Nо. 21; в случае смерти застрахованного выплата полной страховой суммы производится его наследникам. 9.2. Выплата части страховой суммы в случае травмы застрахованного производится на основании акта о несчастном случае на транспорте, документа, выданного компетентной организацией, подтверждающего тяжесть травмы. 9.3. Выплата полной страховой суммы в случае смерти застрахованного производится на основании акта о несчастном случае, копии свидетельства о смерти застрахованного, документа, удостоверяющего вступление в права наследования. 9.4. Выплаты страхового обеспечения производятся Страховщиком путем перечисления их во вклад на имя получателя в банке, выдачи чека на банк, почтовым переводом за счет получателя или наличными деньгами из кассы Страховщика. 10. Случаи возможного отказа в страховой выплате Случаи возможного отказа в страховой выплате установлены в соответствии со ст. 21 п. п. «а», «б» Закона Российской Федерации «О страховании». 11. Ответственность сторон 11.1. При задержке внесения в полном размере страховых взносов свыше _________ дней Страхователь уплачивает за несвоевременное перечисление страховых взносов пени в размере ______% от суммы подлежащих уплате страховых взносов за каждый день просрочки. 11.2. При задержке внесения в полном размере страховых взносов свыше _______ дней сумма задолженности Страхователя, включая пени (п. 11.1), подлежит списанию в бесспорном порядке с расчетного счета Страхователя. 11.3. В случае необоснованной задержки выплаты суммы страхового обеспечения Страховщик обязан выплатить застрахованному (его наследникам) штраф в размере 1% от суммы страховой выплаты за каждый день просрочки. 12. Порядок и условия прекращения договора страхования Порядок и условия прекращения договора установлены ст. 23 Закона Российской Федерации «О страховании». 13. Порядок разрешения споров 13.1. Все неурегулированные между сторонами споры по настоящему договору рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 13.2. При реализации данного договора стороны руководствуются Законом Российской Федерации «О страховании», Указом Президента Российской Федерации «Об обязательном страховании пассажиров» и иными нормативными актами, регулирующими отношения в области обязательного страхования пассажиров. 14. Срок действия договора 14.1. Срок действия договора установлен с ________________ по 31 декабря 20____ г. . 14.2. Договор вступает в силу с момента подписания. 14.3. В случае, если стороны не приняли решения о прекращении договора страхования в срок не менее, чем за 60 дней до окончания срока действия договора, договор считается продленным на следующий срок. ———————————- Договор страхования заключается на календарный год. 15. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую силу: один экземпляр находится у Страхователя, другой — у Страховщика. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА СТОРОН: Страховщик _____________________________________________________ _____________________________________________________________________ Страхователь ___________________________________________________ _____________________________________________________________________ К настоящему договору прилагаются: _____________________________ _____________________________________________________________________ СТРАХОВЩИК СТРАХОВАТЕЛЬ М.П. ________________ М.П. _________________ (подпись) (подпись) «__»_______ 20____ г. «__»_______ 20____ г.

Главная страница библиотеки

Некоторые проблемы обязательного социального страхования в Российской

Федерации

Some problems of compulsory social insurance in Russian Federation

Баиева Наталия Анатольевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры экологического, земельного и трудового права

Юридического института ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»

Россия, г. Ставрополь e-mail: baieva_stv@mail.ru

Baieva Natalya Anatolyevna

Candidat of Science,

Associate professor North-Caucasiam Federal Universaty Russian, Stavropol e-mail: baieva_stv@mail.ru

Данилова Марьяна Владиславовна

студентка 3 курса Юридического института ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»

Россия, г. Ставрополь e-mail: danilova_1999@inbox.ru

Danilova Maryana Vladislavovna

third-year student North-Caucasiam Federal Universaty Russian, Stavropol e-mail: danilova_1999@inbox.ru

Аннотация.

Статья посвящена отдельным вопросам обязательного социального страхования. Рассматриваются такие правовые категории, как обязательное социальное страхование, социальный риск, страховой случай. В работе находит свое отражение метод исторического исследования становления обязательного социального страхования. Проводится анализ толкования социального риска. Исследуется проблема безработицы, как социально значимого обстоятельства, требующего своего закрепления в качестве социального риска.

Ключевые слова: обязательное социальное страхование, страховой риск, страховой случай, безработица.

Key words: compulsory social insurance, insurance risk, insured event, unemployment.

Социальное страхование представляет собой подвижный механизм, что обуславливает необходимость изучения данного феномена. Социальное страхование является одной из форм социальной защиты населения, целями которого является компенсация, предупреждение, а также сведение к минимуму ущерба, причиненного различными социально значимыми обстоятельствами. В свою очередь социальная защита населения, как более общее понятие, по мнению В.Ш. Шайхатдинова, представляет собой практическую деятельность по претворению в жизнь ключевых направлений социальной политики государства с целью улучшения условий труда и быта

широких слоев населения . Т.К. Миронова под социальной защитой населения понимает деятельность как государственных, так и негосударственных органов и организаций по реализации мероприятий политического, экономического, организационного характера, которые необходимы для выявления, предупреждения, смягчения негативных последствий в отношении человека или членов его семьи при наступлении различного рода социально значимых обстоятельств .

Уровень устойчивости государственного развития в большой степени зависит от увеличения роли и значения социальной защиты населения. При этом право на социальную защиту является одним из ключевых прав любого человека .

В соответствии с анализом проведённых исследований Международной организацией труда, можно придти к выводу, что эффективная социальная защита увеличивает развитие человеческого потенциала, инвестирование в социальную защиту — это инвестирование в здоровое, равноправное общество .

Исходя из вышесказанного, можно придти к выводу, что социальная защита населения напрямую связана с социальной политикой государства, направленной на урегулирование общественных отношений, возникающих в связи с наступлением социально значимых обстоятельств. Таким образом, социальное страхование является важным институтом социальной защиты населения.

Социальное страхование в России развивалось поэтапно. Первый этап имел место в период 1903 — 1917 гг. Россия по сравнению с другими странами значительно позже законодательно ввела обязательное социальное страхование наемных работников. Первой в данном вопросе была Германия, которая за период 1883 — 1889 гг. приняла пакет законов об организации государственного социального страхования рабочих, этот факт поспособствовал дальнейшему развитию этой идеи на международной арене. В 1903 г. был принят закон «О вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев», который закреплял ответственность работодателя за причиненный ущерб .

Весьма важными являются законы, принятые в России 1912 г. «О страховании рабочих от несчастных случаях на производстве», «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «Об утверждении Присутствий по делам страхования рабочих». Эти акты заложили начала социального страхования, хотя и были далеки от совершенства.

Второй этап характеризует период после окончания Октябрьской революции 1917 — 1933 гг. Данный этап характеризуется наличием определенных проблем в законодательной практике, что подтверждается принятием разрозненных декретов и постановлений, которые зачастую пересматривались. Положение о социальном обеспечении трудящихся, которое было утверждено декретом СНК в 1918 г. дало возможность закрепить круг субъектов, имеющих право на определенные виды социального обеспечения в денежной форме. Декрет СНК 1921 г. «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом» закреплял положения, согласно которым материальное обеспечение трудящихся осуществлялось за счет обязательных взносов предприятий и учреждений .

Третий этап приходится на 1933 по 1984 гг. Постановление ЦИК 1933 г. «Об объединении НКТ СССР с ВЦСПС» передало институт социального страхования в управление профсоюзам, то есть произошло делегирование части государственных полномочий в руки профсоюзов. Далее были приняты Постановление Совета Министров СССР 1955г., которым были изменены условия и размеры пособий. Постановление Совета министров СССР и ВЦСПС 1968 г., которое было направлено на повышение заинтересованности администраций, а также профкомов предприятий в части снижения заболеваемости и увеличения поступления средств в бюджеты фондов социального страхования. Важным правовым актом в рассматриваемый период является Постановление

Совета Министров СССР И ВЦСПС от 1984 г., данный акт кодифицировал все изданные до того времени правительственные решения, регламентирующие вопросы порядка обеспечения пособиями .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К четвертому этапу следует отнести период с 1991 г. по сегодняшний день. Процесс перехода от социалистической экономики к рыночной создал для государства новую ситуацию, а это, в свою очередь, потребовало проведение масштабных изменений в системе законодательства. Первым шагом было создание внебюджетных фондов: Пенсионного фонда РФ, Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования. К основным нормативно правовым актам данного этапа можно отнести: Федеральный закон от 19.05.1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федеральный закон от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон от 24.07.1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Федеральный закон от 16.07.1999 г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федеральный закон от 29.12.2006 г. «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности», а также ряд подзаконных актов: Положение о Фонде социального страхования РФ, Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» и иные. Масштабные изменения в законодательстве с начала 1990-х годов были обусловлены объективной необходимостью развития сферы социального страхования, совершенствование которого продолжается.

Таким образом, Россия прошла длительный этап становления института социального страхования, который не завершился и по сегодняшний день.

Легальное определение понятия «социальное страхование» дается в ФЗ РФ от 19.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» под которым понимается система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании» .

Социальное страхование обладает рядом исключительных признаков, которые позволяют отграничить его от иных правовых категорий. Социальное страхование имеет две формы: обязательное социальное страхование и добровольное социальное страхование, имеющее договорную основу. Предметом обязательного социального страхования являются социальные риски, закрепленные в ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Субъектами такого страхования являются застрахованные лица как работающие, так и неработающие. Обязательное социальное страхование организуется через государственные органы, при этом данная деятельность всегда будет подчиняться положениям законодательства.

Зачастую, для человека характерно отсутствие сил и возможностей самостоятельно защитить себя от различных социально-экономических обстоятельств, возникающих, как правило, не по его воле. В юридической литературе данная ситуация получила название социального риска .

В отношениях по обязательному социальному страхованию стоит отличать две правовые категории, а именно страховой случай и социальный риск. Под страховым случаем понимается свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных

федеральными законами, также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию .

Легальное определение социального риска дается в Федеральном законе РФ от 19.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» в ст. 3, в соответствии с которой под социальным страховым риском понимается предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование. Этим же законом в ст. 7 устанавливаются виды социальных страховых рисков: необходимость получения медицинской помощи; утрата застрахованным субъектом заработка или иного доход из-за наступления страхового случая; дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с возникновением страхового случая .

Исследование отечественной юридической доктрины позволяет придти к выводу, что существует множество позиций относительно научного определения социального риска.

Так, например, Е.Е. Мачульская под социальным риском понимает вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с фактом утраты дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также в связи с возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, на потребности в медицинской или социальной помощи (услугах) .

Г.Г. Пашкова рассматривает социальный риск, как вероятное жизненное обстоятельство, возникающее в силу объективно распространенных причин, значимых для общества, приводящее к негативным для конкретного лица или членов его семьи последствиям .

Согласно позиции А.Л. Благодира, социальный риск рассматривается как юридический факт или совокупность юридических фактов, которые в свою очередь порождают правоотношения по социальному обеспечению .

Нельзя не согласиться с мнениями Е. Е. Мачульской, Г. Г. Пашковой и А.Л. Благодира, позиции которых в определённой степени схожи. Исходя из вышесказанного, видно, что авторы под социальными рисками понимают юридические факты, порождающие правоотношения по социальному обеспечению.

Анализируя положения законов, закрепляющих виды страховых рисков, следует отметить, что безработица к страховым рискам в РФ не относится. В РФ категория безработицы не имеет своего закрепления в качестве вида социального риска. До 2001 г. в Российской Федерации существовало социальное страхование от безработицы, а пособия выплачивались из средств специально созданного внебюджетного Государственного фонда занятости населения. Данный вид обязательного социального страхования осуществлялся на основании Закона от 19.04.91 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». На основании этого нормативно-правового акта осуществлялась защита от безработицы, посредством создания сложного механизма, призванного обеспечить компенсацию потерянного заработка в связи с временным отсутствием работы у трудоспособного гражданина.

Защита от безработицы, посредством социального страхования, действовала в России с 1990-х по 2001 г. Причиной отказа от этого вида социального страхования явились финансовые трудности, усугубившиеся в результате дефолта 1998 года. Бюджет фонда не справлялся с выплатами безработным, что в свою очередь привело к высокой задолженности по выплате пособий. Поэтому фонд был ликвидирован, а отчисления на выплаты по безработице были включены в единый социальный налог, который просуществовал до 2010 г.

Вопрос введения социального страхования от безработицы на сегодняшний день является актуальным и дискуссионным. Нельзя отрицать факт того, что этот вид страхования способен в наибольшей степени

минимизировать экономические и финансовые потери общества, даже несмотря на наличие такой формы государственной поддержки, как пособие по безработице.

Возврат к социальному страхованию от безработицы имел бы ряд преимуществ, одним из которых является повышение страховых выплат, связанных с безработицей. По словам главы Министерства труда и социальной защиты М.А. Топилина, на пособия по безработице тратится лишь около 40 млрд. руб., при этом 1% страховых взносов с зарплат — это около 200 млрд. руб. в год. Это обстоятельство означает, что страховые пособия по безработице смогли бы быть значительно выше нынешних после введения страховых начал в отношения по безработице. М.А. Топилин не отрицает возможности возврата к этой системе не ранее 2020 — 2022 гг. .

Подводя итог, следует отметить, что существующая в Российской Федерации система обязательного социального страхования находится в стадии своего развития, что обусловлено процессом усложнения социально-экономической сферы жизнедеятельности населения, а это необратимо ведёт к увеличению различного типа негативных ситуаций и опасностей, которым подвержены люди. Проанализировав систему законодательства РФ в части обязательного социального страхования, можно рекомендовать законодательно закрепить такой вид социального риска, как безработица.

Список используемой литературы:

5. Доклад о социальной защите в мире 2014/15: Обеспечить экономическое восстановление, инклюзивное развитие и социальную справедливость. М.: МОТ, 2015. С. 201.

6. Кончугов А.В. Социальное обеспечение и социальная защита: некоторые вопросы теории и практики // Власть. — 2017. — №4. — С.117. — 122.

8. Пашкова Г.Г. Право социального обеспечения: учебное пособие. — Томск: Издательский Дом Томского государственного университета. 2018. — 160с.

10. URL: https://tass.ru/ekonomika/4059085

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Страхование от несчастных случаев и болезней закон

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *