Образовательная услуга

Разработано: заместителем директора по качеству, заместителем директора по учебной работе, заместителем директора по научно-методической работе

Внесено: заместителем директора по качеству

Рекомендовано: Учебно-методическим советом «03» августа 2017 г., протокол № 16

© Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «МАРСТАР»

Настоящий документ является интеллектуальной собственностью Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «МАРСТАР» (ЧОУ «МАРСТАР») и не может быть полностью или частично воспроизведён, тиражирован и распространён без разрешения директора ЧОУ «МАРСТАР».

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3. СТОИМОСТЬ ОКАЗЫВАЕМЫХ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

4. ИНФОРМАЦИЯ О ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГАХ

5. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

6. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА

7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЯ И ЗАКАЗЧИКА

8. ПОРЯДОК ОПЛАТЫ И ВОЗВРАТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение определяет виды и порядок оказания платных образовательных услуг в ЧОУ «МАРСТАР» (далее – Учреждение) обучающимся Учреждения, иным гражданам и юридическим лицам.

1.2. Положение разработано с учетом требований нормативных документов:

— Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации»;

— Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 03.07.2016);

— Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 03.07.2016);

— постановления Правительства РФ от 15.08.2013 №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;

— Устава Учреждения;

— Гражданского кодекса Российской Федерации;

— Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 (ред. от 15.11.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

1.3. Платные образовательные услуги предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, иных граждан, общества и государства.

1.4. Дополнительные образовательные или иные услуги в соответствии со ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» могут оказываться только с согласия их получателя. Отказ последнего от предлагаемых ему платных образовательных услуг не может быть причиной изменения объема и условий уже предоставляемых ему Учреждением образовательных услуг.

1.5. Деятельность по оказанию платных образовательных услуг предусмотрена Уставом Учреждения.

1.6. Учреждение оказывает образовательные услуги по видам образовательных программ в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности:

— обучение по программам профессионального обучения;

— обучение по программам дополнительного образования (дополнительным профессиональным программам – повышения квалификации и профессиональной переподготовки; дополнительным программам для детей и взрослых – общеразвивающим программам);

— дополнительные образовательные услуги.

1.7. Настоящее Положение является обязательным для исполнения всеми и работниками Учреждения.

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2.1. Платные образовательные услуги – осуществление образовательной деятельности за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг, заключаемым при приеме на обучение.

2.2. Договор об оказании платных образовательных услуг – договор об образовании, заключаемый при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее – Договор).

2.3. Заказчик – юридическое или физическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора об оказании платных образовательных услуг.

2.3.1. Обучающийся – физическое лицо, зачисленное в установленном порядке в Учреждение, и (или) заключившее в установленном порядке договор об оказании платных образовательных услуг и осваивающее образовательную программу.

2.3.2. Слушатель – лицо, осваивающее дополнительные профессиональные программы; а также лицо, осваивающее программы профессионального обучения.

2.4. Исполнитель (Учреждение, ЧОУ «МАРСТАР») – организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся.

2.5. Недостаток платных образовательных услуг– несоответствие платных образовательных услуг или обязательным требованиям, предусмотренным российским законодательством либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых платные образовательные услуги обычно используются, или целям, о которых исполнитель был поставлен в известность заказчиком при заключении договора, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы).

2.6. Существенный недостаток платных образовательных услуг – неустранимый недостаток, или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

3. СТОИМОСТЬ ОКАЗЫВАЕМЫХ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

3.1. Платные образовательные услуги оказываются на возмездной основе за счет средств физических и юридических лиц.

3.2. Учреждение самостоятельно устанавливает размер платы за услуги, порядок их оплаты, если иное не предусмотрено законодательством.

3.3. Платные образовательные услуги оказываются Учреждением по стоимости, полностью покрывающей издержки (затраты) Учреждения на оказание данных услуг.

3.4. Стоимость платных образовательных услуг в Учреждении устанавливается с учетом рыночной конъюнктуры.

3.5. Стоимость платных образовательных услуг устанавливается приказом директора Учреждения.

3.6. Исполнитель вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по Договору. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются настоящим Положением.

3.7. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг:

3.7.1. Стоимость может быть снижена до 20% следующим категориям обучающихся:

— сотрудникам Учреждения или их детям;

— инвалидам и лицам с ограниченными возможностями по состоянию здоровья;

— сиротам и (или) детям, оставшимся без попечения родителей.

3.7.2. Стоимость может быть снижена:

— до 15% по достижению установленного кумулятивного объема заказов Обучающегося (Слушателя) по персональным клубным картам;

— до 20% при проведении Учреждением срочных и ежегодных акций;

— до 30% по договоренности с Заказчиком в зависимости от количества единовременно обучающихся.

3.7.3. Стоимость платных образовательных услуг для стратегических партнеров в рамках сотрудничества по реализации образовательных программ (включая сетевую форму) и иных юридических лиц определяется исходя из трудоемкости работ и/или расчета возмещения затрат по каждой программе при заключении соответствующего договора.

3.7.4. Стоимость обучения по иным основаниям, в исключительных случаях, может быть снижена решением директора или иного уполномоченного лица.

3.8. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения Договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

4. ИНФОРМАЦИЯ О ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГАХ

4.1. Исполнитель до заключения Договора и в период его действия предоставляет Заказчику достоверную информацию о себе и оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую Заказчику возможность правильного выбора.

4.2. Информация, доводимая до Заказчика (в том числе путем размещения в удобном для ознакомления месте), содержит следующие сведения:

— полное наименование и место нахождения Учреждения;

— сведения о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, ее выдавшего;

— уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;

— перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления;

— стоимость образовательных услуг;

— порядок приема и требования к обучающимся;

— форма документа, выдаваемого по окончании обучения.

4.3. По требованию Заказчика или Обучающегося (Слушателя) Учреждение обязано предоставить для ознакомления:

— Устав Учреждения, настоящее Положение;

— образец Договора;

— иные сведения, относящиеся к Договору и соответствующей образовательной услуге.

4.4. Способами доведения информации до Заказчика могут быть:

— объявления, буклеты, проспекты и др. печатная продукция, размещаемые в месте фактического осуществления образовательной деятельности либо в средствах массовой информации;

— размещение информации на официальном сайте Учреждения.

5. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

5.1. Руководители образовательных программ соответствующего уровня и направленности, реализуемых Учреждением в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности, осуществляют следующее:

5.1.1. Изучают спрос на платные образовательные услуги и определяют предполагаемых заказчиков и контингент обучающихся.

5.1.2. Организуют разработку соответствующих программ, учебных планов, составление, согласование и утверждение образовательных программ в принятом в Учреждении порядке.

5.1.3. Определяют требования к представлению Заказчиком (Обучающимся, Слушателем) документов, необходимых при оказании платной образовательной услуги (документа, удостоверяющего личность Заказчика (Обучающегося, Слушателя), заявления-регистрационного листа Обучающегося и др. документов, предусмотренных российским законодательством для обучения по отдельным образовательным программам).

5.1.4. Организуют прием необходимых документов у Заказчика (Обучающегося, Слушателя) и заключение с ним Договора.

5.1.5. Подготавливают проект приказа о зачислении Обучающегося (Слушателя) на обучение в Учреждение.

5.1.6. Определяют педагогический состав, привлекаемый к реализации соответствующей образовательной программы.

Для оказания платных образовательных услуг Учреждение может привлекать как работников Учреждения, так и сторонних лиц. Со сторонними лицами могут быть заключены как трудовые договоры, так и гражданско-правовые договоры.

В случае заключения гражданско-правового договора (договор на оказание услуг преподавания) заказчиком услуг выступает Учреждение, а исполнителем – гражданин (физическое лицо), обладающий специальными знаниями и навыками, которые подтверждаются соответствующими документами об образовании, ученых степенях и званиях и т.д.

5.1.7. Организуют текущий контроль качества и количества оказываемых платных образовательных услуг, их соответствия условиям Договора.

5.1.8. Обеспечивают Заказчика (Обучающегося, Слушателя) бесплатной, доступной и достоверной информацией о платных образовательных услугах.

6. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА

6.1. Учреждение доводит до Заказчика информацию, содержащую сведения о предоставлении платных образовательных услуг в порядке и объеме, предусмотренном действующими нормативными документами (перечисленными в п. 1.2) и настоящим Положением.

6.2. Основанием для оказания платных образовательных услуг является договор об оказании платных образовательных услуг, заключаемый до начала их оказания.

6.3. Договор не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенного уровня и направленности и подавших заявление о приеме на обучение, и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством Российской Федерации об образовании.

6.4. Договор заключается в простой письменной форме и оформляется в двух подлинных экземплярах. Один экземпляр хранится в Учреждении, второй – у Заказчика (Обучающегося, Слушателя). Договор от имени Учреждения подписывается директором либо иным уполномоченным лицом, действующим на основании доверенности, при этом факсимильная подпись имеет такую же силу, как и подлинная подпись.

6.5. Договор содержит следующие сведения:

— полное и сокращенное наименование Учреждения;

— место нахождения Учреждения;

— наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) Заказчика, телефон Заказчика;

— место нахождения или место регистрации Заказчика;

— фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя Исполнителя и (или) Заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя Исполнителя и (или) Заказчика;

— фамилия, имя, отчество (при наличии) Обучающегося (Слушателя), его место жительства/регистрации, паспортные данные;

— права, обязанности и ответственность Учреждения, Заказчика и Обучающегося (Слушателя);

— полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;

— сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);

— вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности);

— форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения);

— порядок изменения и расторжения Договора;

— вид документа (при наличии), выдаваемого Обучающемуся (Слушателю); после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);

— другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.

6.6. Сведения, указанные в Договоре, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте Учреждения в сети «Интернет» на дату заключения Договора.

6.7. Для заключения Договора об оказании платных образовательных услуг по образовательным программам, реализуемым Учреждением, Заказчик (Обучающийся, Слушатель) обращается к руководителю программ соответствующего уровня и направленности.

6.8. Изменение Договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или заключенным Договором.

6.9. Изменения к Договору оформляются дополнительным соглашением, которое с момента подписания становится неотъемлемой частью Договора.

6.10. Акт об оказании платных образовательных услуг, в предусмотренных Договором случаях, составляется в двух экземплярах. Один экземпляр хранится в бухгалтерии Учреждения, второй – у Обучающегося (Слушателя) или Заказчика.

6.11. Договор является отчетным документом и должен храниться в Учреждении в течение срока, определенного «Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения», утвержденным Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 № 558, но не менее 6 (шести) лет.

6.12. Физическое лицо, оплачивающее стоимость обучения несовершеннолетнего лица, должно предоставить разрешение (согласие) от одного из родителей (усыновителя, попечителя, опекуна) о том, что он не возражает против оплаты обучения своего несовершеннолетнего ребенка.

7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЯ И ЗАКАЗЧИКА

7.1. Исполнитель обязан обеспечить Заказчику оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями Договора.

7.2. 3а неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по Договору Исполнитель и Заказчик несут ответственность, предусмотренную Договором и законодательством Российской Федерации.

7.3. При обнаружении недостатков платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), Заказчик вправе по своему выбору потребовать:

— безвозмездного оказания образовательных услуг;

— соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;

— возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

7.4. Если Исполнитель нарушил сроки оказания платных образовательных услуг (сроки начала и/или окончания оказания платных образовательных услуг и/или промежуточные сроки оказания платной образовательной услуги) либо если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок, Заказчик вправе по своему выбору:

— назначить Исполнителю новый срок, в течение которого Исполнитель должен приступить к оказанию платных образовательных услуг и (или) закончить оказание платных образовательных услуг;

— поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от Исполнителя возмещения понесенных расходов;

— потребовать уменьшения стоимости платных образовательных услуг;

— расторгнуть Договор.

7.5. Заказчик вправе отказаться от исполнения Договора и потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и/или окончания оказания платных образовательных услуг, в связи обнаружением существенных недостатков оказанных платных образовательных услуг, а также в ситуации, если в установленный Договором срок выявленные недостатки платных образовательных услуг не устранены Исполнителем.

7.6. При расторжении Договора вследствие одностороннего отказа Заказчика от его исполнения, последний вправе требовать возвращения уплаченной им за обучение денежной суммы за вычетом понесенных Исполнителем расходов по организации и осуществлению образовательного процесса в том периоде, за который была произведена оплата до даты приказа о расторжении Договора.

Основания и порядок возврата уплаченных Заказчиком денежных средств регламентируется Разделом 8 настоящего Положения.

7.7. По инициативе Исполнителя Договор может быть расторгнут в одностороннем порядке в следующем случае:

— невыполнение Обучающимся (Слушателем) по образовательной программе (части образовательной программы) обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы (части образовательной программы) и выполнению учебного плана;

— установление нарушения порядка приема в Учреждение, повлекшего по вине Обучающегося (Слушателя) его незаконное зачисление в Учреждение;

— просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;

— невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) Обучающегося (Слушателя).

8. ПОРЯДОК ОПЛАТЫ И ВОЗВРАТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

8.1. Оплата за оказание образовательных услуг вносится в сроки, указанные в Договоре.

8.2. Оплата за оказание образовательных услуг может производиться как наличными средствами, так и в безналичном порядке:

— безналичные расчеты производятся через банковские учреждения (платежные системы) и зачисляются на расчетный счет Учреждения;

— расчеты наличными средствами производятся путем внесения сумм в кассу Учреждения.

8.3. Запрещается оплата за оказание платных образовательных услуг наличными средствами преподавателям, непосредственно оказывающим данные услуги.

8.4. Обязанности Заказчика (Обучающегося, самостоятельно оплачивающего обучение, родителя (законного представителя) Обучающегося, юридического лица, направившего гражданина на обучение) по оплате образовательных услуг считаются исполненными в момент поступления денежных средств на счет Учреждения или внесения денежных средств в кассу Учреждения. Образовательные услуги считаются оплаченными полностью при поступлении денежных средств за весь срок обучения в сумме, указанной в Договоре.

8.5. Внесенные денежные средства должны быть возвращены Заказчику при расторжении Договора в предусмотренных законодательством РФ и (или) Договором случаях.

8.6. Расчет суммы, подлежащей возврату Заказчику, осуществляется в соответствии с формулой:

СВ = СП – СФ,

где

СВ – сумма, подлежащая возврату;

СП – сумма произведенных Заказчиком оплат за период обучения;

СФ – стоимость фактически понесенных Исполнителем затрат по оказанию образовательных услуг Заказчику.

Расчет стоимости фактически понесенных Исполнителем затрат по оказанию образовательных услуг Заказчику осуществляется в соответствии с формулой:

СФ = СО / N * КД

где

СФ – стоимость фактически понесенных Исполнителем затрат по оказанию образовательных услуг Заказчику;

СО – стоимость образовательных услуг за период обучения;

N – продолжительность обучения (в учебных днях);

КД – количество учебных дней с даты начала обучения (включительно) до даты отчисления (дата отчисления в расчет не включается).

8.7. Возврат денежных средств, полученных по договорам на обучение, осуществляется Учреждением в срок не более 10 рабочих дней с даты получения заявления.

8.7.1. Если Заказчиком по Договору на обучение выступает юридическое лицо, то возврат денежных средств осуществляется на расчетный счет организации, указанный в Договоре на обучение.

8.7.2. Если Заказчиком по Договору на обучение выступает физическое лицо, то возврат денежных средств осуществляется либо наличными средствами из кассы Учреждения, либо в безналичной форме (в зависимости от способа оплаты за обучение, выбранного Заказчиком).

8.8. Алгоритм процедуры возврата денежных средств Заказчику:

8.8.1. Исполнитель возвращает Заказчику денежные средства на основании письменного заявления последнего на имя директора Учреждения.

8.8.1.1. При отказе Заказчика от обучения до даты начала реализации образовательной программы, указанной в Договоре, он должен подать письменное заявление не позднее 1 (одного) рабочего дня до начала обучения.

8.8.1.2. При отказе Заказчика от обучения в период реализации образовательной программы, указанный в Договоре, он должен подать письменное заявление не позднее 1 (одного) рабочего дня до планируемой даты отказа от дальнейшего обучения.

8.8.1.3. В случае направления заказчиком – физическим лицом заявления о возврате денежных средств по почте, подлинность его подписи на заявлении должна быть засвидетельствована нотариусом либо иным уполномоченным лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8.8.1.4. Письмо от юридического лица о возврате денежных средств должно быть подписано руководителем организации либо иным уполномоченным лицом и заверено печатью организации.

8.8.1.5. В случае подписания письма о возврате денежных средств лицом, действующим на основании доверенности, выданной Заказчиком, копия доверенности должна быть приложена к такому письму.

8.8.1.6. Если Заказчик не подал письменное заявление (письмо о возврате денежных средств) в установленные сроки, обязательства Исполнителя по Договору считаются исполненными, услуги считаются оказанными в полном объеме и денежные средства не подлежат возврату.

8.9. Заказчик обращается с заявлением о возврате денежных средств (письмом о возврате денежных средств) на имя директора Учреждения.

8.10. Заявление Заказчика (письмо о возврате денежных средств) после визирования директором (иным уполномоченным лицом) поступает в бухгалтерию Учреждения; копия – руководителю образовательных программ соответствующего уровня и направленности.

8.11. Руководитель образовательных программ соответствующего уровня и направленности подготавливает проект приказа об отчислении Обучающегося (Слушателя).

Датой отчисления Обучающегося (Слушателя) считается дата отчисления, указанная в формулировочной части приказа об отчислении.

8.12. Бухгалтер регистрирует заявление (письмо о возврате денежных средств), проверяет документы, удостоверяющие личность Заказчика, и согласовывает сумму подлежащих возврату денежных средств с директором.

8.13. Заявления (письма о возврате денежных средств), направленные в адрес Учреждения по почте и полученные им, рассматриваются согласно пп. 8.8 – 8.12.

8.14. В случае принятия директором (иным уполномоченным лицом) решения об отказе в возврате денежных средств Заказчику направляется письменный мотивированный отказ в возврате денежных средств заказным письмом с уведомлением в срок не более 30 рабочих дней с даты получения заявления.

8.15. В случаях, если денежные средства внесены в кассу или на расчетный счет Учреждения, а Обучающийся (Слушатель) не приступил к занятиям в течение всего оплаченного периода по уважительной причине, подтверждаемой соответствующими документами, ему предоставляется право продолжить обучение в рамках иного периода.

При отсутствии письменного заявления Заказчика о переносе сроков обучения на иной период возврат денежных средств не осуществляется.

9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

9.1. Настоящее Положение утверждается решением Учебно-методического совета Учреждения и вступает в силу со дня введения его в действие приказом директора Учреждения.

9.2. В настоящее Положение могут вноситься изменения и дополнения, которые утверждаются решением Учебно-методического совета Учреждения и вводятся в действие приказом директора Учреждения.

Образовательная услуга как ключевой элемент рынка образования

Т.А. Половова, О.С. Баталова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ РЫНКА ОБРАЗОВАНИЯ

В статье анализируются общие характеристики, специфические черты и особенности образовательных услуг, которые кардинально отличают их от других товаров и услуг. Рассматриваются основные подходы к определению «образовательная услуга».

Ключевые слова: образовательная услуга, образовательный продукт, образовательная программа

Многие исследователи сходятся на том, что основным направлением деятельности вуза является предоставление образовательных услуг, но не дают однозначного определения в какой конкретной форме существует услуга, что понимать под товаром или продуктом вуза. Так, А.О. Ченцов предлагает следующее определение: «Образовательные услуги создаются в процессе научно-педагогического труда, являющегося в свою очередь разновидностью научного труда. Результат научно-педагогического труда может быть назван образовательным продуктом. Образовательный продукт – это часть интеллектуального продукта, адаптированная к соответствующему сегменту образовательных услуг» . Из определения видно, что образовательная услуга является результатом научно-педагогического труда, которая создается с целью удовлетворения потребностей потребителя. М.А. Лукашенко выделяет конечный образовательный продукт – образованность индивида, и промежуточный образовательный продукт как результат промежуточных этапов образовательного производства, выраженный в образовательных товарах и услугах .

Существуют и другие точки зрения о том, что такое образовательная услуга. Так, например, А.М. Стрижов под образовательной услугой понимает «целенаправленную деятельность, характеризуемую взаимодействием участников образовательного процесса и направленную на удовлетворение образовательных потребностей личности» . Р. Джапарова под образовательной услугой понимает «деятельностную передачу системных знаний и привитие проверенных опытом практических навыков к определенному виду занятия путем непосредственной коммуникации с обучаемым» . Следовательно, образовательная услуга представляет собой взаимодействие между производителем и потребителем, в процессе оказания и приобретения этого специфического блага.

В ряде работ образовательную услугу рассматривают как процесс передачи определенной информации для усвоения, с целью получения определенного результата. С этой точки зрения образовательную услугу рассматривают многие авторы. Е.Д. Липкина под образовательной услугой понимает «совокупность знаний, умений, навыков и определенного объема информации, которые используются для удовлетворения специфической потребности человека и общества в интеллектуальном развитии и приобретении профессиональных умений и навыков» . С.А. Зайчикова придерживается этой же точки зрения и под образовательной услугой понимает «систему знаний, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения потребностей индивида, общества и государства и направлены на приращение человеческого капитала» .

Н.Н. Терещенко, определяя содержание образовательной услуги, отмечает, что это целый комплекс действий: воспитательного и обучающего характера, направленный на удовлетворение потребностей индивида, в результате осуществления которого происходит совершенствование имеющихся и приобретенных навыков . Автор рассматривает образовательную услугу, как комплекс знаний, направленный на развитие индивида (гражданина). Данной точки зрения придерживается и В.Н. Зотов, который дает следующее определение: «образовательная услуга – это объем учебной и научной информации, передаваемой гражданину в виде суммы знаний общественного и специального характера, а также практических навыков, передаваемых гражданину по определенной программе» .

Некоторые авторы рассматривают образовательную услугу как деятельность образовательного учреждения направленную на развитие интеллектуальных способностей человека, формирование профессиональных качеств реализуемых в дальнейшем в процессе трудовой деятельности. Так, Т.А. Сон утверждает, что «… образовательная услуга есть результат учебной, управленческой и финансово-хозяйственной деятельности учебного заведения, направленной на удовлетворение производственного спроса на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочей силы спроса индивидов на получение профессии или квалификации, переквалификации …» .

И.Б. Романова под образовательной услугой понимает «трудовую деятельность экономической единицы, направленную на удовлетворение потребности некоторого субъекта в образовании (т.е. в приобретении систематизированных знаний, умений и навыков), осуществляемая с предварительного согласия данного субъекта» . Следует отметить что, в процессе потребления образовательная услуга включается в рабочую силу, качество которой зависит от затраченного труда преподавателей и обучающихся в процессе потребления образовательной услуги.

Более широко потребителей образовательных услуг определяет В.П. Щетинин. Под образовательной услугой он понимает «систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многочисленных потребностей человека, общества и государства . На наш взгляд, в определении упущен важный момент, что образовательная услуга – это взаимодействие сторон производителя и потребителя.

А.А. Браверманн рассматривает вузы как производителей товара «молодые специалисты». Высшие учебные заведения должны «обеспечить оптимальное насыщение рынка труда работниками нужной квалификации …». В конечном итоге должен быть выпущен специалист, соответствующий запросам потребителей и требованиям научно-технического прогресса» .

С нашей точки зрения, следует согласиться с О.В. Сагиновой, которая высказывает противоположное мнение: «… нельзя принять однозначное утверждение автора о вузе как производителе товара в виде молодых специалистов. Ведь с тем же основанием производителем этого специфического товара можно назвать родителей, школу, среду и окружение самого выпускника. Ведь даже в формировании профессионально значимых знаний, умений и навыков, которые используются работодателями на рынке труда, участвует не только вуз. Самообразование в период обучения в вузе, параллельное обучение на различных курсах, влияние семьи, окружающей среды и т.п. приносит выпускникам знания, умения и навыки, востребуемые затем рынком труда. Кроме этого профессиональные качества нельзя рассматривать в отрыве от других характеристик личности, которые также значимы как при трудоустройстве, так и во время профессиональной деятельности. Поэтому на рынке труда вуз является производителем не выпускников, а образовательных программ в том виде, в котором они освоены его выпускниками. В результате освоения указанных образовательных программ выпускники приобрели нужные рынку труда знания, умения и навыки». Под образовательной программой автор понимает «комплекс образовательных услуг, направленный на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителя, обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации» .

Но образовательные услуги специфичны. Их специфика проявляется в сочетании традиционных характеристик услуг (неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества, несохраняемость) и присущим только им чертам.

Для образовательных услуг характерна низкая степень осязаемости. Потребитель образовательной услуги, обратившись в вуз, не может заранее знать результат своего обучения. Он имеет возможность лишь косвенно судить о качестве услуги на основе собственного прошлого опыта, руководствуясь мнением других потребителей, с помощью рекламного обращения.

Вторая традиционная характеристика услуг проявляется через неразрывную связь образовательных услуг от источника: образовательная услуга не существует отдельно от вуза и его профессорско-преподавательского состава.

Качество образовательной услуги изменяется в связи с изменением квалификации персонала, материально-технической базы и других неотъемлемых от учебного процесса элементов. Кроме того, любая замена преподавателя может изменить результат оказания образовательной услуги, а также спрос. Один и тот же преподаватель может провести занятия по-разному, в зависимости от своего душевного и физического состояния.

Несохраняемость образовательных услуг обусловлена тем, что человеку свойственно забывать полученную в процессе обучения информацию, а знаниям свойственно устаревать.

Характерной чертой образовательных услуг является то, что они невещественны, то есть они не могут накапливаться. Человек, потребляя образовательные услуги, накапливает знания, учения, навыки, но это результат работы мозга и интеллекта человека, а не сами эти действия. Например, потребляя услуги в сфере профессионального образования, человек может накопить определенные знания, умения, навыки, развить свои интеллектуальные возможности. Но здесь есть тонкость: в этом случае накапливаются не сами услуги, не действия по формированию профессионального образования, а результаты этих действий.

Производство и потребление образовательных услуг – это достаточно длительный процесс (полный цикл формирования специалиста может занимать 20 и более лет: 4 года — начальная школа, 5 лет — основное общее образование; 2 года — среднее (полное) общее образование; 4-6 — бакалавриант, магистратура; 2-3 года — аспирантура, докторантура), а также в процессе трудовой деятельности работник может посещать курсы повышения квалификации, получать второе высшее образования, т.е. потребление образовательных услуг может осуществляться в течение всей сознательной жизни.

Специфической чертой образовательных услуг является их оценка на протяжении всего периода обучения (сессии, аттестация).

Принятие решения о покупке (приобретении) образовательной услуги может осуществляться не столько потенциальным потребителем, сколько его родителями или лицами старшего возраста. Как правило, в приобретении среднего (полного) общего, начального профессионального, средне профессионального, высшего образования решение принимают родители. А на уровне дополнительного и послевузовского образования такое решение принимает сам потребитель, и то не всегда.

Яркой специфической чертой образовательной услуги является активное участие потребителя в процессе предоставления образовательной услуги. Без его активного интеллектуального участия процесс теряет смысл.

Еще одной специфической чертой образовательных услуг является то, что потребитель, оплачивая (не оплачивая) получаемую образовательную услугу, ожидает в дальнейшем от этой услуги возможности получения дохода (в форме заработной платы).

Образовательные услуги дополняются сопутствующими услугами (общежитие, медицинские услуги, спортивные центры, комбинат питания и др.), которые сопровождают и облагораживают процесс обучения, решают бытовые и культурные запросы потребителей, придавая этим дополнительную ценность вузу.

Особенностью образовательных услуг является удовлетворение духовных и интеллектуальных запросов личности и общества, т.е. социальная потребность в образовании.

Чрезвычайно важной особенностью образовательных услуг в сфере профессионального образования выступает обязательный государственный контроль качества их производства (потребления). Контроль обусловлен тем, что выпускнику, прошедшему государственную аттестацию выдается диплом установленного образца по определенной специальности с присвоением квалификации.

К особенностям образовательных услуг можно также отнести и то, что вузы действуют одновременно на двух взаимосвязанных рынках – рынке образовательных услуг и рынке труда.

Таким образом, учитывая специфические черты и особенности образовательных услуг, можно дать следующее определение: образовательная услуга – это комплексный процесс, направленный на передачу знаний, умений и навыков общеобразовательного, профессионального характера потребителю, с целью удовлетворения и развития личных, групповых и общественных потребностей.

Литература

2. Джапарова Р. Маркетинг услуг профессионального образования. // Маркетинг. – 2005. – № 4. – С. 55-65.

4. Зотов В.Н. Разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности вузов на рынке образовательных услуг и научно-технической продукции: Автореф. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 1997. – 21 с.

5. Липкина Е.Д. Конкурентоспособность вузов на современном рынке образовательных услуг: Монография. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. – 136 с.

6. Лукашенко М. А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. – М.: Маркет ДС, 2003. – 356 с. – (Академическая серия).

7. Романова И.Б. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения. – Ульяновск: Средневолжский научный центр, 2005. – 140 с.

8. Сагинова О.В. Маркетинг образовательных услуг. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2003. – № 5. – С. 48-59.

9. Сон Т.А. Формирование рынка образовательных услуг (www.marketing.spb.ru).

12. Ченцов А. О бизнесе образовательных услуг. // Высшее образование в России. – 1999. — № 2 – С. 120-123.

13. Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования. – М.: Изд-во РЦЭО МПУ, 1995.

Формирование и развитие рынка образовательных услуг в России

скачать

Т.А. Старовойтова

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ

В статье рассмотрено развитие рынка образовательных услуг, выявлены его особенности, проведен анализ понятия образовательная услуга. В связи с формированием многоукладной образовательной системы и становлением рынка образовательных услуг перед высшими учебными заведениями страны возникает целый ряд проблем, связанных с необходимостью адаптации к жестким конкурентным условиям.

Ключевые слова: вуз, образовательная услуга, рынок образовательных услуг.

Профессиональное образование в СССР формировалось в условиях централизации государственной власти, и все виды учебных заведений имели статус государственных. О высоком уровне образовательной системы социалистического периода свидетельствует множество признаков, основными, из которых являются:

— высокая оценка наших специалистов за рубежом;

-выход СССР на передовые позиции в ряде научно-технических исследований;

-мощное развитие таких наук как математика, физика и др.

Благодаря огромному вниманию к системе образования со стороны государства, во времена СССР образовательные структуры выступали как наиболее стабильные элементы государственной системы. Мало можно было найти областей, где труд был столь престижен и хорошо оплачивался. Свои функции государство осуществляло через жесткую систему планирования: оно делало системе образования плановый заказ на выпуск кадров определенных профессий и в определенных количествах. Советское высшее образование было практически идеальным для плановой экономики, действующей в СССР.

В 80-е годы прошлого столетия известные политические события, приведшие к распаду СССР, передвинули проблемы образования на задний план государственной политики Российской Федерации. Материально-технические базы образовательных учреждений устарели, а государство оказалось не в состоянии финансировать образовательные учреждения в тех объемах, которые были необходимы.

В 90-е годы образовательному сектору России приходилось жить в условиях, когда:

· происходило снижение реального внутреннего валового продукта в течение десяти лет;

· строились новые взаимоотношения бюджета центра и регионов, что привело к дестабилизации источников финансирования системы образования;

· у вузов не хватало возможностей для удовлетворения спроса на подготовку специалистов, необходимых рыночной экономике.

Все это привело к ряду проблем : необходимости реструктуризации системы высшего образования в короткие сроки, как не соответствующую общим экономическим тенденциям; недостаточности и нестабильности финансирования системы образования и не соответствию навыков и знаний выпускаемых специалистов реальным запросам рыночной экономики.

Государство предоставило право образовательным учреждениям самим решать финансовые проблемы, путем оказания платных услуг. В статье 45 Закона «Об образовании», принятому в 1992 году сказано: «Государственное и муниципальное образовательное учреждение вправе оказывать платные дополнительные услуги…». Причем виды платных услуг учреждение определяет самостоятельно, фиксируя их в уставе. Это и явилось предпосылкой зарождения рыночных отношений в области образования.

В период становления этих отношений большинство образовательных учреждений, оставаясь в государственном секторе экономики, по инерции продолжало надеяться на заботу государства, скорую стабилизацию и прежнюю государственную финансовую поддержку. Эти условия нестабильности существенно подорвали уверенность преподавателей в завтрашнем дне, за несколько лет из вузов ушли способные и энергичные специалисты, а приток новых кадров не компенсировал их утрату.

Российское образование, начав переход к рыночным отношениям, не имело: ни теории образовательного учреждения; ни собственной экономической концепции развития; ни механизмов управления рыночными отношениями в образовании; и что не менее важно не имело корпуса менеджеров-профессионалов, отсутствовали инвестиционные и мотивационные механизмы.

Рынок- это экономические отношения, связанные с обменом товаров или услуг, в результате которых формируется спрос, предложение и цена. На рынке образования товаром выступает образовательная услуга.

В сегодняшних экономических условиях невозможно дать однозначного определения и понятия образовательной услуги. Анализ отечественной литературы и периодики показал, что единое мнение по поводу того, что же считать образовательной услугой, отсутствует. А обобщенное определение представляется в следующей интерпретации: образовательная услуга — это экономическое благо в виде духовного продукта, который способен удовлетворить человеческую потребность в приобретении знаний, умений и навыков, то есть это — продукт, которым можно располагать для этих целей.

Но по своей социально-экономической природе образование является товаром общественным и наряду с наукой, культурой и здравоохранением относится к смешанному сектору народного хозяйства. Оно оказывает положительное воздействие на социально-экономические процессы в обществе: содействует повышению общей эффективности трудовых ресурсов страны, возрастанию их конкурентоспособности. В настоящее время не прекращаются дискуссии о сущности образовательной услуги. Но общее мнение все же сводится к тому, что образовательная услуга – это специфический товар, отличный от всех других видов услуг. Чтобы эту выявить эту специфичность кратко обозначим сущность понятия «услуга» вообще.

Ф. Котлер предлагает следующее определение: «Услуга — любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо» . Согласно классической теории маркетинга, услугам присущ ряд специфических характеристик, отличающих их от товара и которые необходимо учитывать при разработке маркетинговых программ. Эти характеристики следующие:

· Неосязаемость. Услуги невозможно увидеть, попробовать на вкус, услышать или понюхать до момента приобретения.

· Неотделимость от источника. Услуга неотделима от своего источника, ее осуществление возможно только в присутствии производителя.

· Непостоянство качества. Качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от их производителей, а также от времени и места их оказания.

· Несохраняемость. Услугу невозможно хранить для последующей продажи или использования.

В этой связи А. Панкрухин выделяет ряд особенностей образовательных услуг как таковых:

· Они не осязаемы до момента их приобретения. Услуги приходится приобретать, веря «на слово». Чтобы убедить клиента сделать это, производители услуг стараются формализовать наиболее значимые для покупателя параметры услуги и представить их по возможности наглядно. В образовании этим целям служат: учебные планы и программы; информация о методах, формах и условиях оказания услуг; сертификаты, лицензии, дипломы.

· Услуги неотделимы от субъектов (конкретных работников), оказывающих их. Любая замена учителя, преподавателя, тьютора может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а, следовательно, изменить и спрос. Общительность, доброжелательность, умение владеть собой, вызывать доверие — обязательные требования к работникам сферы услуг, тем более — образовательных. Особенность последних — в том, что их потребление начинается одновременно с началом их оказания. Более того, сама технология оказания образовательных услуг включает активное взаимодействие с их будущим потребителем (например, «педагогика сотрудничества»).

· Услуги непостоянны по качеству. Это связано, прежде всего с их неотделимостью от субъектов-исполнителей, а также с невозможностью и нецелесообразностью определения жестких стандартов на процессы и результаты оказания услуг. Непостоянство образовательной услуги имеет еще одну причину — изменчивость «исходного материала» — обучающегося.

· Услуги несохраняемы. Для образовательных услуг несохраняемость имеет две ипостаси. С одной стороны, это невозможность заготовить услуги в полном объеме заранее и складировать их как материальный товар в ожидании роста спроса. Однако у образовательных услуг эта черта выглядит смягченной, т.к. по крайней мере учебная информация может быть зафиксирована на материальных носителях. Но для них действует другая сторона несохраняемости — естественное для человека забывание полученной информации, знаний. В образовании в том же русле действует научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний. Социальный прогресс также вносит свою лепту в устаревание знаний по целому ряду дисциплин, особенно — в быстро меняющемся обществе, в переходные периоды.

Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара. Рынок образовательных услуг, в этом случае, представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями. Помимо производителей и потребителей образовательных услуг в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др.

Особенность рынка образовательных услуг заключается также в значительном влиянии на него государства и его органов управления. В частности к их специфическим функциям в сфере образования относятся:

• создание, поддержка и укрепление благоприятного общественного мнения, позитивного имиджа образовательных институтов;

• финансирование образования и предоставление гарантий для долгосрочных инвестиций других субъектов в эту сферу;

• применение налоговых льгот и иных форм регулирования рынка целях развития приоритетных специальностей, форм и методов подготовки специалистов, а так же и образования в целом;

• лицензирование и аттестация образовательных учреждений, мониторинг качества услуг;

• информационное обеспечение образовательных учреждений и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что и сам рынок образовательных услуг имеет ряд особенностей, и не только в связи с уникальностью выносимого товара — образовательной услуги.

Современный рынок образовательных услуг в России сложился за достаточно короткий промежуток времени, и рыночные отношения в образовании только начинают приобретать цивилизованные формы. Предложение образовательных услуг за последние годы сделало колоссальный скачок. Во многих случаях сегодня оно даже превышает спрос. Поэтому в последнее время во главу угла ставится студент и его потребности в образовании. К студенту теперь все чаще относятся как к клиенту. И в условиях борьбы за студента (клиента) конкурентные отношения все в большей степени начинают охватывать рынок образовательных услуг. Соответственно вузы пытаются занять свое место в бизнесе.

Обострение конкуренции связано с появлением большого количества негосударственных вузов, которые ориентированы на подготовку студентов по профилю наиболее востребованных населением специальностей.

Кризисные явления в стране привели к более жесткой привязке населения к вузам своего региона. А количество выпускников школ в последнее время резко сократилось и в своем регионе его можно прогнозировать. И, наконец, абитуриенты начали интересоваться не только ценой, но и качеством образования в целом.

Миро­вое пространство, в котором через национальные границы свободно перемещаются ресурсы, люди, идеи является доминирующей тенденцией современности, а следст­вием этой тенденции — сближение, интеграция национальных систем образования. Россия участвует в международных проектах, активно обменивается учащимися, профессорско-преподавательским составом, а традиции и нормы мировой образовательной системы неизбежно проникают в наше образовательное пространст­во.

В связи с формированием многоукладной образовательной системы и становлением рынка образовательных услуг перед высшими учебными заведениями страны возникает целый ряд проблем, связанных с необходимостью адаптации к жестким конкурентным условиям.

Сегодня отношение к образованию изменилось во всем мире. Высшее образование рассматривается как наиболее важный фактор в экономическом и социальном развитии. Человек, его знания, его способность принимать нестандартные решения в быстро меняющихся экономических условиях становиться главной ценностью общества. И именно конкуренция способна стать своего рода рычагом, способным подтолкнуть высшее образование к качественно новому витку развития.

Вузам необходимо проводить оценку уровня конкурентоспособности и на ее основе разрабатывать стратегии повышения конкурентоспособности, а это требует проведения вузом постоянного мониторинга внешней среды в части содержания и структуры образовательных услуг. Такой мониторинг и будет являться базой повышения конкурентоспособности. Эта работа может быть осуществлена на базе стратегического управления вузом и вузы, которые смогут ее правильно и своевременно организовать в перспективе будут конкурентоспособны на рынке образовательных услуг.

Литература:

2. Закон Российской Федерации «Об образовании», от 10.07.1992 N 3266-1, (ред. от 16.03.2006), КонсультантПлюс

3. Котлер Ф. Основы маркетинга: — М.: Прогресс, 1990. – 736 с.

4. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Учебное пособие. М.: — Интерпракс, 1995, 240с.

5. Попов Е. Услуги образования и рынок // Российский экономический журнал. – 1992. № 6 – с. 43-49.

6. Сагинова О. В. Природа и характеристики образовательных услуг : // Маркетинг. — 2005. — №3 (82). — С. 53 — 63

7. Свиридов О. А. Теория и методология функционирования образовательных систем //Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук Йошкар-Ола 2006]

8. Харитонов Д.Я. Финансирование системы образования.// Финансы и кредит. №27. 2007.с. 51

Образовательная услуга

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *