Записка о упокоении образец Word

Церковные записки по сути своей могут быть названы богослужебными книжками, ведь они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед святым Престолом. Вот я и задумалась перед поездкой в Грецию, как писать и подавать записки в греческих храмах? Из своих паломнических поездок в Дивеево, Троице-Сергиеву Лавру, Оптину пустынь, Псково-Печерский монастырь, на Валаам и Соловки я вынесла твердое убеждение – записки нужно готовить заранее, чтобы не тратить потом в суете драгоценное время, отрывая его от молитвы и созерцания… На Святой Земле, в Германии и Франции я подавала записки, написанные латиницей, и поначалу также думала поступить в Греции. Но потом интернет подсказал, что если это и приемлемо в больших городах, то в редко посещаемых обителях – нет. Другими словами, рассчитывать на то, что греческие монахи знают английский язык, не стоит.

Поэтому я занялась составлением записок на греческом, прибегая к латинским буквам только в тех случаях, когда греческого варианта найти не получалось. Все записки я делала в электронном виде. Интуиция подсказала — вручную ничего не получится, тут каллиграфом надо быть или рисовать уметь по крайности… Ни того, ни другого таланта у меня нет, поэтому я без смущения воспользовалась принтером, о чем ни разу не пожалела. Скорее наоборот. Когда на Эвбее закончились 15 комплектов моих записок, у Андрея ушел целый вечер на срисовывание одного единственного комплектика, состоящего, правда, из 9 записок по 13-14 имен…
По ходу паломничества я убедилась, что записки на греческом языке значительно «облегчают жизнь» греческим батюшкам, они их тут же прочитывают, служат молебны или спокойно уносят в алтарь.
Итак, общие рекомендации следующие:
На записке «О здравии» пишется ΥΠΕΡ ΥΓΕΙΑΣ, на записке «Об упокоении» — ΥΠΕΡ ΑΝΑΠΑΥΣΕΩΣ. Крест ставится только на записке об упокоении. Когда греки в записке видят крест, они молятся об усопших. Имена пишутся в родительном падеже. Женские имена с окончанием на — α или — η в родительном падеже имеют окончания — ας и — ης. Мужские имена с окончанием на — ος в родительном падеже оканчиваются на — ου. Если затруднительно, можно просто писать имена в именительном падеже, греки поймут. Возле имен не пишется «болящего», «отроковицы» и пр. Отцу нашему Небесному и так все известно. Чаще всего, записки кладутся в корзиночку или на поднос, возле которых можно встретить надпись «ΟΝΟΜΑΤΑ ΓΙΑ ΤΗΝ ΘΕΙΑ ΛΕΙΤΟΥΡΓΙΑ» (имена на Божественную литургию).

Пожертвования кладут в ящички с прорезью, которые стоят повсюду в храмах. Перед поездкой на некоторых сайтах я встречала строгие указания по количеству имен в записках, по размерам пожертвований и прочее, а в самой Греции увидела, что все это, мягко говоря, не соответствует действительности. Ни в одной обители греки не пересчитывали имена в моих записках, а по поводу денег, приколотых скрепкой к запискам, сразу же показывали, что их следует опустить в ящичек для пожертвований. Другое дело, что равняясь на свой приходской храм, я сама старалась ограничить свои записки по количеству имен, чтобы батюшкам легче было их читать. Так что смело пишите имена своих родных и близких с сердечной молитвой за них. И Вы помолитесь, и греческие монахи, а молитва, как писал святитель Димитрий Ростовский, «не только побеждает законы природы, не только является непреоборимым щитом против видимых и невидимых врагов, но удерживает даже и руку Самого Всесильного Бога, поднятую для поражения грешников».

Пожертвования за записки определяются только Вашими возможностями и только Вашими желаниями. За свечи пожертвования также часто произвольные.
Панихидного стола в греческих храмах нет, свечи ставятся вместе — и за живых, и за усопших: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38). Подсвечники стоят не у каждой иконы, а в притворе храма или на улице. Во время службы не принято ходить по храму, разговаривать (пусть даже тихонечко), особенно во время Таинства Причащения. Чашу греки не целуют, они почитают ее за величайшую святыню, к которой прикасаться категорически нельзя, теплоты в качестве запивки у них нет, но в конце Литургии, когда все прикладываются ко Кресту, раздаются большие куски Антидора. Чтобы не вносить в греческий храм суету, подавать записки и ставить свечи лучше всего до или после службы.

Еще одна особенность — у греков нет традиции подавать записки на длительный срок, у них есть записка на Литургию и записка, читаемая у святынь — чудотворных мощей и икон. На мощи святых и иконы нельзя самостоятельно класть предметы для освящения. Все, что вы хотите освятить, отдайте в руки греческому священнику, саму просьбу можно не озвучивать, батюшка вас поймет.
Для сугубого поминовения можно купить просфору в хлебной лавке и передать ее до начала службы в алтарь вместе с запиской. Просфора (по-гречески το πρόσφορο) – это приношение, и принесение просфоры в храм на проскомидию — древнейшая христианская традиция. А с недавних пор, в связи с большим наплывом паломников из России и Украины, в некоторых обителях, например, в храме Святителя Спиридона Тримифунтского, к нашей вящей радости, можно заказать и сорокоуст (ΓΙΑ 40 ΜΕΡΕΣ, звучит как Сарандалитурго), и годовое поминовение (ΓΙΑ ΕΝΑ ΧΡΟΝΟ).

БРАТИЯ И СЕСТРЫ!

Чтобы неспеша подготовить записки для поминания, вы можете скачать и распечатать бланки записок заранее (файлы DOC на странице в разных формах):

О здравии:

О упокоении:

О здравии + о упокоении:

Молебен + панихида:

Сорокоуст о здравии + о упокоении:

Сорокоуст о здравии:

Сорокоуст о упокоении:

Постовой сорокоуст о здравии + о упокоении

О болящих:

Об умножении любви:

О путешествующих:

О находящихся в заключении:

  • О находящихся в заключении 8 шт.

На всякое прошение:

  • На всякое прошение 8 шт.

ССЫЛКА ПО ТЕМЕ: ПОМИНАЛЬНЫЕ ЗАПИСКИ

Записка «О Здравии»
Подается с просьбой совершить молитвы о физическом и душевном здоровье человека, о его благополучии. Сюда записывают всех живых крещенных людей, которым вы желаете здоровья, спасения и благоденствия.

Записка «О Упокоении»
Подается с просьбой совершить молитвы об упокоении душ усопших людей. Церковное поминовение облегчает душе проходить мытарства после отшествия из тела.
— внесение имени живого человека в записку «об упокоении» никоим образом этому человеку не вредит.

О ком можно подавать записки?
— любой человек может быть упомянут в записке (не только родственник или знакомый), при условии, что Церковные правила позволяют подавать записку о нем.

О ком нельзя подавать записки?
Церковь не поминает следующих людей:
— самоубийц;
— не крещенных в православной вере (атеистов, инославных, иноверцев);
— усопших, причисленных к лику святых:
• например: блаженная Матрона, блаженная Ксения.
Причина проста: находясь у Престола Божия именно они молятся за нас;
— убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены в Православие.
Не следует подавать записки о них.

Поминовение самоубийц в Храме возможно только при соблюдении следующих условий:
— при наличии официального медицинского заключения, свидетельствующего о том, что человек наложил на себя руки в состоянии помешательства, в невменяемом состоянии;
— и при наличии архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение:
• для его получения вам нужно обратиться к епископу вашей епархии. Только епархиальный архиерей может дать разрешение на отпевание самоубийц;
— отпевание без такого благословения будет самочинным и непозволительным.

Возможное поминовение самоубийц дома:
— Оптинские старцы разрешали поминать самоубийц только по желанию близких родственников и только краткой молитвой, которая, примерно, должна иметь такой вид: «Господи, если можешь, помилуй раба Твоего (имя человека)».

Что делать, если вы подали записку о человеке, которого, по Церковным правилам, нельзя поминать в Храме?
— если это произошло, то необходимо сказать об этом священнику на исповеди.

Заполнение записки – духовная составляющая этого процесса:
— вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того человека, чье имя вы вписываете — это уже
молитва за него.

Порядок написания имен в поминальных записках:
— желательно – разборчивым почерком. Лучше всего – печатными буквами;
— имя пишется полностью, в т.ч. и детские имена, без сокращения и уменьшительно-ласкательных форм;
— имя поминаемого пишется в родительном падеже: о здравии, об упокоении «кого?»;
— все имена должны быть даны в церковном написании, т.е. так, как это имя упомянуто в Святцах:
• если имени человека, о котором подается записка, нет в святцах (не православное имя; имя, придуманное в советский период), то (лучше заранее дома), перед подачей записки, вам необходимо выяснить, был ли этот человек крещён в Православие и, какое имя ему было дано при крещении.
Это имя и следует упоминатьв подаваемой вами записке;
• если выяснить имя, данное при крещении, не представляется возможным, но вы точно знаете, что человек был крещен в Православие, то можно указать его не православное имя (светское) и рядом, в скобках, обозначить для священника информацию о том, что поминаемый человек был крещен — (крещ.);
• если вы не знаете полного христианского имени человека и не уверены, был ли он крещен, воздержитесь вносить его имя в записку до выяснения фактов. Тем временем поминайте его в своих частных молитвах.
— если вы хотите помянуть большее количество людей (более десяти), пожалуйста, по возможности, подавайте несколько записок. Не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее.

Последовательность перечисления поминаемых людей в записке:
— первыми вписываются имена священнослужителей с указанием их сана:
• патриарха …., митрополита …., архиепископа …., епископа …., протопресвитера …., архимандрита …., протоиерея – игумена …., иеромонаха …., иерея …., архидиакона …., протодиакона …., иеродиакона …., диакона …., иподиакона …., монаха (монахини) …., послушника (послушницы) ….; чтеца ….;
— далее следует имя вашего духовного отца — священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа;
— затем перечисляются детские имена:
• младенца (младеницы) …. – это ребенок до 7 лет;
• отрока (отроковицы)…. – это ребенок от 7 до 14 лет;
— теперь вписываются имена всех остальных взрослых мирян: сначала мужские имена, а затем женские:
• ваши родители;
• свое имя;
• имена членов вашей семьи, близких и родных;
• имена ваших благодетелей;
• если у вас таковые имеются, то далее пишете имена своих недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов;
— по благочестивой традиции после списка имен обычно вписывают фразу «Всех православных христиан», которая говорит о том, что вы желаете-спасения всем без исключения, православным христианам, имена которых вы могли забыть, или не знать.

В какой период службы лучше всего подавать записки?
— чтобы священник успел вынуть частицы в поминовение здравствующих и усопших, записки следует подавать до начала Божественной Литургии(т.е. до 8.00 утра), а еще лучше и правильнее – накануне, с вечера (см. расписание).

Дополнительная информация, которую вы можете указать в записках:
— в записках «Об упокоении» добавляют:
• новопреставленный — усопший в течение 40 дней после кончины;
• приснопамятный (достойный всегдашнего воспоминания) — усопший, имеющий в этот день памятную дату:
— день смерти,
— день именин
— и день рождения усопшего.

Сроки записок о поминовении в нашем Храме?
В нашем Храме вы можете подать записку:
— о единоразовом поминовении;
— о поминовении на срок: месяц, полугодие, год.

Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?
Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан.

Какова дальнейшая судьба записок, после прочтения их священником?
Вечером все прочтенные за день записки сжигаются.

Записки подаются для поминовения:
— на проскомидии. Подается обычная записка:
• «О Здравии»,
• «Об упокоении»;
— на сугубой ектении. Подается заказная записка:
• «О Здравии»:
— за путешествующих или тяжко болящих членов прихода,
— когда хотят помолиться об успешном совершении благого дела.
• «Об упокоении»:
— только о новопреставленных и только на заупокойной литургии;
— в воскресные дни, в праздники, предпразднества и попразднества в день памяти святого или праздник, когда служится полиелей или славословная служба, поминовение усопших «на сугубой»
не совершается;
— на молебне. Подается заказная записка:
• «О Здравии»;
— на сорокоусте. Подается заказная записка:
• «О Здравии»,
• «Об упокоении»;
— на панихиде. Подается заказная записка:
• «Об упокоении».

Краткое описание поминовения на проскомидии:
— Проскомидия — это часть Литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для Таинства Причащения;
— поминовение по обычным запискам происходит в Алтаре, без чтения во всеуслышание;
— сначала из пяти богослужебных просфор, после особых молитв, священником вынимаются частицы и укладываются в определенном порядке на дискос (круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель):
• «Агничная» частица служит для Причащения;
• «Богородичная», вынимается в честь Божией Матери и кладется по левую сторону от Агнца;
• «Девятичинные» частицы, вынимаются в честь святых:
— Иоанна Крестителя,
— пророков,
— апостолов,
— святителей,
— мучеников и преподобных,
— бессребреников,
— Иоакима и Анны
— и того святителя, имени которого совершается литургия.
Они кладутся по правую сторону от Агнца, по три в ряд;
• из 4-ой просфоры вынимают частицы о живых — о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах;
• из 5-ой просфоры вынимают частицы об усопших — Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.
— затем в Алтаре читаются поминальные записки верующих и, после прочтения каждого имени, священнослужитель вынимает частицу из просфор (не богослужебных, а поданных верующими), говоря:
«Помяни, Господи, (указывается написанное имя)». Эти частицы также кладутся на дискос. Это – первое поминовение тех, чьи имена написаны в поданных записках;
— частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову, собравшуюся около Агнца;
— следует помнить, что частицы, вынутые во время прочтения поминальных записок, не служат для очищения грехов тех, кто эти записки подавал. Они, после окончания Таинства Причащения, будут
внесены в потир (вместе с остальными частицами, вынутыми из 4-рех богослужебных просфор). Находясь возле Тела Господня («агничной» частицы), все они пропитаются Божественной кровью, исполнятся святыни и духовных дарований – ниспосылая их тому, о чьих именах возносились молитвы. Те верующие, имена которых написаны в записках, получат благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы.
— во время поминовения живых и усопших именно в Церкви, на литургии, происходит очищение Кровью Христовой грехов, которые совершают и совершали поминаемые нами люди.

Просфоры, подаваемые на проскомидию:
— каждая просфора двусоставна, в знак двух природ Христа: божественной и человеческой; священник вынимает из одной просфоры частицы и за здравие, и за упокоение;
— таким образом, вы вполне можете заказать только одну просфору;
— мнение, что для проскомидии необходимо заказывать две просфоры:
— здравии и об упокоении — это благочестивый обычай;
— мнение, что чем больше закажешь просфор, тем лучше – ошибочное, т.к. количество заказанных просфор не влияет на качество поминовения.

Сугубая ектенья:
— ектенья не является сама по себе молитвой, это призыв к молящимся в храме помолиться о том или ином случае, деле, человеке;
— заказывая поминовение «на сугубой», вы просите членов общины помолиться о том или ином человеке, находящемся в обстоянии;
— на записке необходимо написать:
• «Сугубая ектенья»;
• указать случай, по которому вы просите молитв общины:
новопреставленного/ой ,тяжко болящего/ей, путешествующего/ей.

Краткое описание поминовения на сугубой ектении:
— имена из заказных записок произносятся на молении вскоре после чтения Евангелия;
— начинается сугубая (усиленная) ектения:
• общий призыв к Богу, троекратное «Господи, помилуй!» Диакон призывает: «Рцем (то есть да скажем, будем молиться, говорить) вей от всея души, и от всего помышления нашего рцем!»;
• в двух прошениях верующие усиленно просят Господа услышать их молитву и помиловать их: «Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молитися (то есть молится Тебе), услыши и помилуй. — Помилуй нас, Боже…»;
• все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о священнослужителях (притче церковном) и о всей «во Христе братии нашей», о властях и воинстве…;
• Церковь молится о милости (чтобы Господь умилостивился над нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (то есть чтобы Господь посетил, не оставил своими милостями), прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого храма сего;
• в последнем прошении диакон призывает помолиться о плодоносящих и доброделающих (о благотворителях этого Храма), труждающихся (для храма), поющих и предстоящих людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости;
— во время ектений диакон произносит имена тех, кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а священник читает молитвы. Затем священник произносит молитву перед Престолом, громко называя имена из записок;
— в определенные дни за сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой молятся за всех усопших, просят Господа простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который бы не согрешил в своей жизни, умоляют Господа даровать усопшим Царствие Небесное, где все праведные обретают покой.

Виды Молебнов:
— Молебен — это усердная молитва о живых в различных житейски нуждах.
— Общественные молебны — совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения детей, при стихийных бедствиях, эпидемиях и т. д.
— Частный молебен – совершается по просьбам и нуждам верующих, т.е. заказывается Вами. При этом не забудьте сказать в Церковной лавке, какой именно:
• без водосвятия;
• или водосвятный — совершается малое освящение воды, после чего она раздается верующим.
— Молебны могут совершаться до или после Литургии, а также после утрени и вечерни (см. расписание).

Заказная записка о здравии с Молебном:
— в дополнение к изъятию частицы из просфоры диакон гласно читает имена поминаемых на ектений;
— затем эти имена повторяет священник перед престолом;
— после окончания литургии о них возносится молитва на молебне, особом Богослужение, при котором:
• просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости;
• или благодарят Бога за уже полученные блага — благодарственный молебен;
— Порой человек, заказывающий молебен, не дожидается его совершения и уходит из храма, оставляя только записку. Господь приемлет всякую жертву, но намного действеннее помолиться вместе со священником, нежели предоставлять тому умолять за нас Бога. .

Особенности заполнения записки на Молебен:
— сначала указываю, кому возносится молебен:
• Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.);
• Божией Матери (разным Ее иконам);
• почитаемым святым;
— затем пишется, о здравии он или об упокоении;
— и теперь перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.

Панихида:
— это заупокойная треба;
— она совершается только по крещенным;
— Православная Церковь не возносит молитв об усопших, сознательно отвергших Бога, отпавших от Православия в расколы, ереси и секты, отлученных от Церкви, а также о самоубийцах.

Заказная записка об упокоении с Панихидой:
— в дополнение к изъятию частицы из просфоры с называнием имен усопших:
• диакон гласно произносит на ектений их имена,
• затем имена повторяет перед Алтарем священнослужитель,
• а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания Литургии.

Заказная записка на Сорокоуст:
— Сорокоуст — это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней с ежедневным изъятием частиц из просфоры;
— подается об упокоении или о здравии (особенно тяжелобольных);
— как правило, сорокоуст об упокоении заказывается в первые же дни по смерти христианина.

Особенности Сорокоуста о Здравии:
— в современной Православной Церкви в России укоренилась практика заказа сорокоуста о живых;
— такой Сорокоуст не упоминается ни в церковном Уставе, ни в церковных Преданиях;
— Православная Зарубежная Церковь в этом вопросе строго придерживается Церковного Устава, совершая сорокоусты только о новопреставленных.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

  • Общие правила написания поминальных записок
  • Поминальные записки
  • Молебен, Панихида
  • Как правильно подать записки «о здравии» и «о упокоении»

Записка о упокоении образец Word

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *