Договор о вывозе мусора

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Интересная цитата из судебного решения: Плата за коммунальные услуги включает в себе плату за обращение с ТКО; региональным оператором по обращению с ТКО выбрано ООО «Э.», установлен тариф на услугу данного регионального оператора для категории «население», поэтому с названной даты размер платы за содержание жилого помещения должен быть уменьшен на размер платы за вывоз и утилизацию ТКО, в том числе на вывоз и утилизацию крупногабаритных отходов, взимаемый ранее управляющими организациями»…Отказывая в удовлетворении заявления, суды руководствовались статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса, статьями 154, 155, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 24.6, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, частями 8, 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», и исходили из того, что плата за коммунальные услуги включает в себе плату за обращение с твердыми коммунальными отходами; региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами выбрано ООО «Экологические технологии», с 01.07.2018 установлен тариф на услугу названного регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для категории «население», поэтому с названной даты размер платы за содержание жилого помещения должен быть уменьшен на размер платы за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов, в том числе на вывоз и утилизацию крупногабаритных отходов, взимаемый ранее управляющими организациями в рамках оказания жилищных услуг.

После любого капитального ремонта, как правило, остаётся большое количество строительного мусора. Что делать владельцу квартиры в этом случае и как должен осуществляться вывоз строительного мусора после ремонта с точки зрения законодательства? Так же эта проблема может возникнуть при переезде с одного места на другое, когда человек избавляется от ненужных вещей.

Строительный мусор – что это такое?

К строительному мусору при ремонте относятся такие материалы:

Кроме того его можно делить на категории:

  • Первичный остаток стройматериалов преимущественно габаритных размеров, появляется во время демонтажных работ.
  • Непосредственный остаток во время строительных работ.
  • Отходы отделочных материалов и тара.

В зависимости от самого ремонта один из пунктов может отсутствовать.

Как поступить владельцу квартиры?

Согласно новой редакции Федерального закона № 458-ФЗ все лица осуществлявшие сбор и утилизацию отходов обязаны получить лицензию на осуществление своей деятельности. С июля 2016 года проводить сбор и вывоз отходов запрещается.

Кроме того согласно СанПиН 42-128-4690-88 отходы после ремонта и строительства вывозятся транспортом только на определённые предоставленные для этого участки. Неутилизируемые отходы предприятий вывозятся на специальные сооружения для обезвреживания и захоронения. То есть если раньше можно было нанять машину и вывезти на свалку любые отбросы, то теперь это делать запрещено.

С января 2018 года планируется проводить аукционы, на основании которых будут сформированы цены на вывоз отходов (Постановление Правительства № 1280 от 20.10.2017). Также основные правила утилизации отходов прописаны в Федеральном законе № 89-ФЗ.

Всех жильцов многоэтажек и частного сектора обязали подписывать договора на вывоз твёрдых коммунальных отходов. Оказывать такие услуги может только компания, имеющая лицензию.

Правительство обязало соответствующие структуры разработать новые программы по функционированию перерабатывающих отбросов предприятий и ужесточить контроль над несанкционированной утилизацией мусора без получения специального разрешения с определением места доставки.

В первую очередь, что необходимо сделать владельцу квартиры, – обратиться в свою Управляющую компанию и узнать, не заключила ли она договор с компанией, специализирующейся на вывозе строительных остатков, и имеющую соответствующий транспорт для погрузки, контейнеры для хранения и складирования остатков, пакет разрешительных документов.

Если договор существует, то вам могут к назначенному часу установить контейнер или подогнать спецавтотранспорт. В этом случае за небольшую оплату компания выполнит весь перечень работ, которые будут соответствовать требованиям Законодательства.

Как самостоятельно утилизировать мусор после ремонта?

Можно воспользоваться контейнером застройщика, если рядом идёт строительство жилого дома или другого объекта. Этот вариант осуществим, если объём отбросов небольшой. Новые нетронутые материалы для отделки можно попробовать сдать обратно в магазин или продать, дав объявление в газету.

В крупных мегаполисах работает проект «Свалка», куда принимают старую мебель, ненужные вещи, ещё могут заплатить небольшую денежную сумму.

Штрафы за самовольно выброшенный мусор

Гражданин, сделавший ремонт, может и сам вывести остатки на разрешённые полигоны, но там существует множество нюансов, что в конечном итоге вся процедура становится совершенно нерентабельной. К тому же, некоторые остатки строймусора: бумагу, металл, пластик полигоны утилизации с 2018 года принимать не будут. Это связано с расширением программы по вторичной переработке.

Согласно ст. 8.1 КоАП РФ при разгрузке отходов в несанкционированных местах из-за нарушений экологических требований на этого гражданина накладываются штрафные санкции до двух тысяч рублей для обычных граждан, с обязательным удалением вывезенных остатков в строго определённый срок.

Юридическим лицам придётся заплатить штраф от двадцати до ста тысяч рублей. Сумма может отличаться в зависимости от региона. При невыполнении условий взимается дополнительный штраф.

Как видим, в связи с ухудшением экологической обстановки практически во всех регионах России, государство на законодательном уровне регулирует и контролирует вывоз всех видов отбросов и их переработки.

Добавлено: 5.02.2018 11:23:08

Cкачать: Решение № 64

Наименование: РЕШЕНИЕ от 19 февраля 2019 года № 64 Об утверждении Положения «Об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории частного сектора Волошовского сельского поселения»
Дата: 19.02.2019

Ленинградская область

Лужский муниципальный район

совет депутатов Волошовского сельского поселения

четвертого созыва

РЕШЕНИЕ

от 19 февраля 2019 года № 64

Об утверждении Положения

«Об организации сбора и вывоза

бытовых отходов и мусора с

территории частного сектора

Волошовского сельского поселения»

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Совет депутатов Волошовского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области

РЕШИЛ:

  1. Утвердить Положение «Об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории частного сектора Волошовского сельского поселения», согласно приложению к настоящему решению.
  2. Настоящее решение подлежит опубликованию в приложении к газете «Лужская правда» и на официальном сайте администрации Волошовского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области.

3.Настоящее решение вступает в силу с момента его официального опубликования.

Глава Волошовского сельского поселения,

исполняющий полномочия председателя

совета депутатов ___________ Г.В. Тирон.

к решению Совета депутатов

Волошовского сельского поселения

от 19.02.2019г. № 64

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СБОРА И ВЫВОЗА БЫТОВЫХ ОТХОДОВ

И МУСОРА С ТЕРРИТОРИИ ЧАСТНОГО СЕКТОРА ВОЛОШОВСКОГО
СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», определяет правовые и организационные основы осуществления мероприятий по организации сбора и вывоза отходов потребления с территории частного сектора Волошовского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области.

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Основные понятия:

Бытовые отходы: твердые бытовые отходы (ТБО) — бытовые отходы потребления, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, работа на приусадебном участке и т.п.) и крупногабаритный мусор (КГМ) — отходы потребления и хозяйственной деятельности (бытовая техника; мебель; изделия, утратившие свои потребительские свойства).

Сбор ТБО (КГМ) — деятельность специализированной организации, юридических лиц и домовладельцев, проживающих в частном секторе, по загрузке твердых бытовых отходов, упакованных в специальных мешках для мусора, и КГМ в специально оборудованные транспортные средства с объектов накопления отходов. Прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов специализированными организациями.

Вывоз ТБО (КГМ) — выгрузка ТБО (КГМ) из накопителей в специализированный транспорт, зачистка контейнерных площадок и подъездов к ним, прилегающей территории от просыпавшегося мусора и транспортировка их с мест сбора на мусоросортировочную станцию или объект утилизации (полигон), вывоз твердых бытовых отходов по планово-регулярной системе сбора и вывоза специализированным транспортом (мусоровозами) на объект утилизации (полигон ТБО).

Договор на вывоз ТБО (КГМ) — соглашение, имеющее юридическую силу, заключенное между домовладельцем, проживающим в частном секторе, и специализированной организацией на вывоз ТБО (КГМ).

Частный сектор — территория Волошовского сельского поселения, на которой расположены индивидуальные жилые строения частной формы собственности.

Контейнерная площадка — специально оборудованная площадка для сбора и временного хранения ТБО и КГМ с установкой необходимого количества накопителей под ТБО и КГМ.

Специализированная организация — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие специально оборудованный транспорт, соответствующий санитарным и экологическим требованиям, осуществляющие деятельность по сбору и вывозу отходов.

1.2. Осуществление вопросов местного значения по организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории частного сектора, находится в ведении администрации Волошовского сельского поселения (далее — местная администрация).

1.3. При осуществлении мероприятий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории частного сектора, администрация руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Ленинградской области, Уставом Волошовского сельского поселения и настоящим Положением.

  1. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

2.1. Основными целями являются:

— соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

— обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при сборе отходов.

Основными задачами являются:

— организация сбора отходов с территории частного сектора;

— ликвидация несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора на территории Волошовского сельского поселения;

— информирование населения об ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

СБОРА И ВЫВОЗА БЫТОВЫХ ОТХОДОВ И МУСОРА

3.1. Администрация:

— рассчитывает показатели расходов местного бюджета на организацию чистоты и порядка территории частного жилого фонда, Правил по благоустройству территории Волошовского сельского поселения при подготовке проекта бюджета на очередной финансовый год;

— разъясняет гражданам, проживающим в индивидуальных жилых домах, необходимость заключения договоров на сбор и вывоз бытовых отходов и мусора со специализированными организациями;

— осуществляет контроль за соблюдением жителями частного сектора требований настоящего Положения;

— осуществляет контроль за расходованием денежных средств, направленных на выполнение мероприятий по организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории частного жилого фонда специализированной организацией.

  1. ФОРМА СБОРА И ВЫВОЗА

БЫТОВЫХ ОТХОДОВ И МУСОРА

4.1. Сбор и вывоз твердых бытовых отходов на территории частного сектора, производится за счет средств домовладельцев на основании договора. Домовладельцы частного сектора заключают договоры на вывоз ТБО и КГМ со специализированной организацией в соответствии с действующим законодательством. Заключение договора на вывоз ТБО (КГМ) возможно на основании публичной оферты.

4.2. Временное хранение ТБО (КГМ) на территории Волошовского сельского поселения, на которой расположены жилые дома частного сектора, осуществляется домовладельцем частного сектора самостоятельно в специально оборудованных для этих целей местах на собственных территориях в спецпакетах или индивидуальных контейнерах либо общих контейнерных площадках в специальных контейнерах. Сбор и временное хранение мусора вне установленных мест запрещается.

4.3. Домовладелец частного сектора на основании заключенного договора со специализированной организацией обеспечивает регулярный вывоз ТБО (КГМ) самостоятельно или силами специализированной организации, на объект размещения отходов (полигон ТБО), включенный в лицензию на размещение отходов специализированной организации. Размещение отходов вне объектов (полигонов ТБО) запрещается.

При самостоятельном вывозе ТБО гражданами на полигон ТБО договор со специализированной организацией заключается на утилизацию ТБО. При вывозе ТБО специализированной организацией договор с гражданами заключается на вывоз и утилизацию ТБО.

4.4. В целях обеспечения коллективного сбора и вывоза ТБО (КГМ) на основании договора между домовладельцами могут быть оборудованы общие контейнерные площадки. При этом все домовладельцы должны заключить индивидуальный договор на вывоз ТБО (КГМ).

4.5. Оплата домовладельцами частного сектора сбора и вывоза ТБО и КГМ производится в порядке, установленном договорами. Объемы накопления и вывоза твердых бытовых отходов и тарифы по сбору и вывозу отходов утверждаются в установленном законом порядке и указываются в договоре на вывоз ТБО.

4.6. Сбор мусора на территории частного сектора производится в специальный автотранспорт, работающий согласно схеме и графику, установленному специализированной организацией, осуществляющей сбор ТБО на объект размещения (полигон ТБО).

4.7. Сбор мусора и последующий вывоз ТБО (КГМ) специализированной организацией осуществляется на объект размещения (полигон ТБО) в соответствии с требованиями санитарных норм и правил. Вывоз ТБО (КГМ) в не предназначенные для этого места запрещается.

4.8. На территории частного сектора не допускается складирование ТБО (КГМ) и строительного мусора, тары, спиленных деревьев, листвы вне объектов накопления отходов. Запрещается сжигание мусора, листвы, травы и других отходов, разведение костров в частном секторе и в других местах, не отведенных для этих целей.

  1. ФУНКЦИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

5.1. Заключают с домовладельцами частного сектора договоры на сбор и вывоз ТБО (КГМ), в том числе на основании публичной оферты.

5.2. Производят начисление и осуществляют сбор платежей за сбор и вывоз ТБО и КГМ с домовладельцев частного сектора в соответствии с установленными тарифами. Начисление платежей за сбор и вывоз отходов может осуществляться централизованно с привлечением организаций, имеющих технические возможности для начисления платы, или специализированной организацией самостоятельно.

5.3. Обеспечивают сбор и вывоз образуемых отходов по планово-регулярной системе с учетом периодичности и сроков вывоза отходов согласно санитарным правилам и утвержденной схеме сбора и вывоза отходов.

5.4. По запросу администрации представляют сведения с указанием:

— перечня домовладельцев частного сектора, заключивших договор на сбор и вывоз ТБО и КГМ;

— объема ежемесячного (ежеквартального) вывоза ТБО и КГМ с территории частного сектора;

— перечня домовладельцев частного сектора, расторгнувших договоры на сбор и вывоз ТБО.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

6.1. Контроль за соблюдением настоящего Положения осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

6.2. Привлечение к ответственности за нарушение требований настоящего Положения осуществляется в соответствии с Законом Ленинградской области «Об административных правонарушениях на территории Ленинградской области области».

За последние несколько лет российское законодательство, регулирующее деятельность по обращению с отходами претерпело значительные изменения. В частности, много вопросов вызывает обращения с твердыми коммунальными отходами.

Законодательство России имеет многоуровневую структуру. Кроме основопологающих законов действует множество подзаконных актов.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие обращение с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации подразделяются на:

  • Федеральные законы, Кодексы и Постановления Правительства;
  • санитарные нормы и правила;
  • строительные нормы и правила;
  • стандарты и технические условия;
  • ведомственные нормы и правила.

Основые законы, регулирующие обращение с ТКО

Федеральный закон № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» определяет цели и основные принципы государственной политики в области обращения с отходами. Обращению с твердыми коммунальными отходами в законе посвящена целая глава V.1. Кроме этого, закон запрещает размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (статья 12 п.7). Также запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров (статья 12 п.10).

Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности осуществляется в соответствии с со статьей 9 89-ФЗ и Федеральным законом от от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно статье 12.

Согласно формулировке в законе «Об отходах производства и потребления» лицензирование не распространяется на деятельность по обращению с отходами V класса опасности (практически неопасные).
К международным соглашениям вотношении отходов относиться Федеральный закон №49-ФЗ от 24 ноября 1994 года «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их удалением», но в отношении твердых коммунальных отходов практически не применяемый. Стоит отметить, что в зарубежных странах применяют различные критерии в определении «опасные отходы» и в большинстве случаев муниципальные отходы из домовладений не считаются опасными, т.к. обычно организуется отдельный сбор опасных отходов, образующихся в быту (краски, аккумуляторы, ртутные лампы и пр.).

К прочим международным соглашениям, регулирующим деятельность по управлению ТБО, следует отнести «Стокгольмскую Конвенцию о стойких органических загрязнителях». В частности п.п. d), п.1, ст. 6 требует, чтобы отходы обрабатывались, собирались, транспортировались и хранились экологически безопасным образом, а также принимались меры к нейтрализации стойких органических загрязнителей.Особое значение эта Конвенция имеет при эксплуатации мусоросжигательных заводов и прочих объектов термической обработки отходов, а также пожаров на свалках. Более подробно об этом сказано в Приложении C.

В этой связи также следует упомянуть «Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния», в которой предусматривается обмен информацией и формирование политики, направленной на борьбу с выбросами загрязнителей воздуха.

«Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря» – это еще одно международное соглашение, которое регулирует защиту морского бассейна Балтики, в том числе и от бытовых отходов на побережье.

Международные соглашения следует учитывать при рассмотрении проектов строительства мусоросжигательных заводов в приграничных зонах, например, Ленинградской области и Краснодарском крае.
Закон №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года устанавливает плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (ст.16). Статья 16.1 устанавливает, что плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Кроме этого закон (ст.24) обязывает нормировать образование и лимитировать размещение отходов, а также (ст.39) обязывает обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды при обезвреживании и безопасному размещении отходов.

Федеральный Закон №96-ФЗ от 4 мая 1999 года «Об охране атмосферного воздуха», регламентирует требования к предотвращению вредного воздействия на атмосферный воздух отходов производства и потребления при их хранении, захоронении и обезвреживании (ст. 18). Это означает, что все объекты, связанные с переработкой, обезвреживанием или захоронением твердых бытовых отходов обязаны предотвращать и снижать выбросы вредных веществ. Особенно это касается мусоросжигательных заводов и полигонов, являющихся крупными источниками вредных выбросов (углекислый газ, метан и др.).

«Земельный Кодекс Российской Федерации» в статье 13 обязывает землепользователей защищать земли от захламления отходами производства и потребления, загрязнения.

Федеральный закон №52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регламентирует санитарные требования (ст.22) к порядку, условиям и способам сбора, использования, обезвреживания, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, которые также должны устанавливаться местными органами самоуправления и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии указанного порядка санитарным правилам.

Согласно Федеральному закону от 23 ноября1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в перечень объектов государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) в частности включена проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I — V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I — V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I — V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I — V классов опасности.

Федеральный закон №131-ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения (ст.14, п.1, п.п.18) относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. К вопросам местного значения муниципального района (ст.15, п.1, п.п.14) относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. К вопросам местного значения городского округа (ст.16, п.1, п.п.24) относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Закон РФ «О недрах» регламентирует использование искусственных и естественных полостей, выемок недр для целей хранения и захоронения отходов. Применяется при использовании отработанных карьеров для захоронения твердых бытовых отходов. Так, например, статья 10.1 определяет, что для для захоронения отходов I — V классов опасности в глубоких горизонтах требуется решение Правительства Российской Фелдерации, а основанием получения права пользования участками недр может быть решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр.

«Жилищный Кодекса Российской Федерации» определяет правовое поле для жилищных и жилищно-строительных кооперативов ( Раздел V) и товариществ собственников жилья (Раздел VI) и предписывает обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме. Обе формы жилищного самоуправления имеют статус юридического лица. Раздел VII Жилищного Кодекса определяет правила оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги.

С согласно п.4 статьи 154 в состав коммунальных услуг входит обращение с твердыми коммунальными отходами. Также к коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

«Градостроительный кодекс Российской Федерации» в статье 2 устанавливает в качестве одного из основных принципов законодательства осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также в статье 35 определяет зоны специального назначения для объектов по захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно Федеральному закону №184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года технический регламент устанавливает минимальные требования, обеспечивающие безопасность продукции или технологического процесса, обязательные к выполнению. Закон вводит добровольный характер применения государственных стандартов (ст.12, 15). Технический регламент вводиться в действие законом. Согласно ст.17, любая организация может разработать и применять собственный стандарт, а также разработать и зарегистрировать собственную систему сертификации. Последствия принятия технических регламентов скажутся в будущем.

Кодекс «Об административных правонарушениях» №195-ФЗ от 30 декабря 2001 года определяет ответственность за административные правонарушения при управлении твердыми бытовыми отходами. Статья 7.22 определяет ответственность за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений. Статья 7.30 определяет ответственность за нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. В 8 главе определяется ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Устанавливается ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических правил при обращении с отходами (ст.8.2), а также ответственность за загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами (ст.8.31). Статья 8.8 устанавливает ответственность за использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв. Так, например, ряд полигонов эксплуатируются в нарушение принципа соблюдения целевого назначения земельного участка и располагаются на землях сельскохозяйственного назначения. Не проводится рекультивация полигонов и свалок, не проводятся мероприятия по охране почв прилежащих земельных участков. Также статья 8.31 определяет ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах (загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления). Статья 8.21. определяет ответственность за нарушение правил охраны атмосферного воздуха (это касается, например, выбросов свалочного газа на полигоне). Статья 9.4 устанавливает ответственность за нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства. Это касается, например, нарушений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов и пр.

В статье 247 «Уголовного Кодекса Российской Федерации» предусмотрена ответственность за производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировку, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил.

Экологические требования в области обращения с отходами регламентируются также в «Водном кодексе Российской Федерации», «Лесном кодексе Российской Федерации».

Другие нормативно-правовые акты в области обращения с ТКО

Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» устанавливает Правила обращениями с твердыми коммунальными отходами.

Организация и ведение государственного кадастра отходов в части, касающейся обращения с бытовыми отходами, осуществляется согласно Приказу Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов». В частности, приказ устанавливает правила ведения государственного реестра объектов размещения отходов.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242
«Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», твердые коммунальные отходы соответствую группе 7 31 000 00 00 0 Отходы коммунальные твердые. Данная система классификации отходов применяется при лицензировании, учете и отчетности, а также при определении платы за размещение отходов и установлении лимитов на размещение отходов.

Код Наименование
7 31 000 00 00 0 Отходы коммунальные твердые
7 31 100 00 00 0 Отходы из жилищ
7 31 110 00 00 0 Отходы из жилищ при совместном сборе
7 31 110 01 72 4 отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)
7 31 110 02 21 5 отходы из жилищ крупногабаритные
7 31 120 00 00 0 Отходы из жилищ при раздельном сборе
7 31 200 00 000 Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам
7 31 200 01 72 4 мусор и смет уличный
7 31 200 02 72 5 мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства
7 31 200 03 72 5 отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев
7 31 205 11 72 4 отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог
7 31 210 00 00 0 Отходы от зимней уборки улиц
7 31 211 00 00 0 Отходы от снеготаяния с применением снегоплавильного оборудования
7 31 211 01 72 4 отходы с решеток станции снеготаяния
7 31 211 11 39 4 осадки очистки оборудования для снеготаяния с преимущественным содержанием диоксида кремния
7 31 211 61 20 4 отходы снеготаяния с применением снегоплавильного оборудования, обезвоженные методом естественной сушки, малоопасные
7 31 211 62 20 5 отходы снеготаяния с применением снегоплавильного оборудования, обезвоженные методом естественной сушки, практически неопасные
7 31 290 00 00 0 Прочие отходы от уборки территории городских и сельских поселений
7 31 300 00 00 0 Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам
7 31 300 01 20 5 растительные отходы при уходе за газонами, цветниками
7 31 300 02 20 5 растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками
7 31 900 00 00 0 Прочие твердые коммунальные отходы

Как видно из таблицы, ФККО выделяет из общей массы ТКО отдельные наименования, т.е. компоненты. Кроме этого, существует целый ряд отходов, которые должны собираться отдельно: шины, ртутные лампы, электроника и т.д.

В целях расширения классификатора ОКДП Постановлением Госстроя России от 25 мая 2000 г. № 51 утверждены Классификаторы работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе:

Классификатор работ и услуг по виду деятельности «Эксплуатация инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов» (выдержки)

Коды

ОКДП

Наименование направлений деятельности, работ, услуг

Услуги по удалению отходов

Сбор и перемещение (транспортировка) твердых бытовых отходов

Сбор и перемещение (транспортировка) отходов производства, разрешенных к размещению на полигонах

Сбор и перемещение (транспортировка) строительных отходов

Сбор и перемещение (транспортировка) крупногабаритных отходов

Сбор и перемещение (транспортировка) отходов от очистки дорог и дорожных сооружений

Сбор и перемещение (транспортировка) отходов лесопаркового хозяйства

Сбор и перемещение (транспортировка) фекальных отходов из выгребных ям

Сбор и перемещение (транспортировка) осадков очистных сооружений

Сбор и перемещение (транспортировка) медицинских неинфицированных отходов

Вывоз снега

Сбор прочих отходов

Перечень наименований работ и услуг, осуществляемых в ходе эксплуатации инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов (подлежащих включению в ОКДП для раскрытия полного состава работ и услуг по данному лицензируемому виду деятельности) (выдержки)

N п/п

Наименование работ и услуг

Услуги по удалению отходов

Сбор и перемещение (транспортировка) твердых бытовых отходов

Сбор и перемещение (транспортировка) отходов производства, разрешенных к размещению на полигонах

Сбор и перемещение (транспортировка) строительных отходов

Сбор и перемещение (транспортировка) крупногабаритных отходов

Сбор и перемещение (транспортировка) отходов от очистки дорог и дорожных сооружений

Сбор и перемещение (транспортировка) отходов лесопаркового хозяйства

Сбор и перемещение (транспортировка) фекальных отходов из выгребных ям

Сбор и перемещение (транспортировка) осадков очистных сооружений

Сбор и перемещение (транспортировка) медицинских неинфицированных отходов

Вывоз снега

Сбор прочих отходов

Услуги по захоронению и кремации (утилизации) трупов животных

Согласно Письму Росстроя от 29 июня 2005 г. № ЮТ-2783/03 » Об обеспечении единого подхода к определению основных параметров контроля в динамике (мониторинге) отходов потребления» о тветственность за разработку необходимых документов по вопросу мониторинга в сфере жилищно-коммунального хозяйства возложена на ФГУП «Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами». Мониторингом отходов в сфере жилищно-коммунального хозяйства считается:

  • контроль объемов образующихся отходов;
  • контроль норм накопления отходов от различных групп образователей отходов;
  • контроль потоков отходов;
  • контроль морфологического состава отходов;
  • контроль объектов, обеспечивающих свою деятельность в сфере обращения отходов;
  • контроль плотности отходов в процессе накопления;
  • контроль над формированием тарифов и платежей населения.

На федеральном уровне статистика ТКО обеспечивается формой № 1-КХ, утверждена Приказом Росстата от 30.08.2017 № 562 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством», где учитывается объем вывезенных твердых коммунальных отходов, количество твердых коммунальных отходов вывезенных на обработку, захоронение и обезвреживание, а также площадь объектов, используемых для захоронения твердых коммунальных отходов.

В отношении юридических лиц и предпринимателей, в процессе деятельности которых образуются отходы, действует Постановление Правительства РФ № 461 от 16.06.2000 г. «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» регламентирует требования к установлению лимитов на размещение отходов, в том числе порядок предоставления документации, обосновывающей лимиты на размещение, а также установление нормативов образования отходов производства и потребления. Разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение должна проводиться на основании Методических указаний Министерства природных ресурсов РФ (утверждены Приказом МПР РФ от 11 июля 2002 года №115).

Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» устанавливает Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. При размещении твердых коммунальных отходов лицами, обязанными вносить плату, являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» устанавливает базовые ставки платежей за размещение отходов.

Наименование загрязняющих веществ
Ставки платы за 1 тонну загрязняющих веществ (отходов производства и потребления)
2016 год
2017 год
2018 год
III. Ставки платы за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности
Отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные)
4452,4
4643,7
4643,7
Отходы II класса опасности (высокоопасные)
1908,2
1990,2
1990,2
Отходы III класса опасности (умеренно опасные)>
1272,3
1327
1327
Отходы IV класса опасности (малоопасные)
635,9
663,2
663,2
Отходы V класса опасности (практически неопасные):
добывающей промышленности
1
1,1
1,1
перерабатывающей промышленности
38,4
40,1
40,1
прочие
16,6
17,3
17,3

Методические документы по обращению с твердыми комунальными отходами

Базовым документом, определяющим государственную политику в области управления ТБО, является «Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации» (МДС 13-8.2000). Однако этот документ «отстал от жизни» по ряду пунктов. Например, не вписывается настоящее законодательство ст.5.2 «Порядок установления нормативов и взимания платежей за образование отходов, а также освобождение от платы определяется Госстроем России».

Требования к процессам и объектам управления твердыми бытовыми отходами определены в следующих нормативных документах.

В качестве методической помощи местным органам самоуправления разработаны «Методические рекомендаций о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации»МДК 7-01.2003, утвержденные Постановлением Госстроя России от 21 августа 2003 г. № 152.

Постановление Правительства от 21 августа 2001 г. № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» отменяет практику установления различных по величине тарифов на услуги по уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов в зависимости от групп потребителей. Т.е. применение различных тарифов для жителей и предприятий не допускается. В этом Постановлении также требуется довести в 2003 году тарифы на указанные услуги для всех потребителей до уровня, обеспечивающего возмещение затрат на их предоставление и развитие объектов коммунальной инженерной инфраструктуры. В соответствии с этим постановлением Госстроем разработаны «Методические рекомендации по финансовому обоснованию тарифов на вывоз твердых бытовых отходов», а также «Методические рекомендации по формированию тарифов на услуги по уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов». Также разработаны «Методические рекомендации по определению Временных нормативов накопления твердых бытовых отходов» для нежилого сектора. Они применяются при разработке Проекта норматива образования отходов и лимитов на их размещение.

Санитарная уборка, сбор мусора и вторичных материалов регламентируется «Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденными Постановлением Госстроя от 27 сентября 2003 года № 170. Правила также регламентируют обслуживание мусоропроводов и внешнее благоустройство зданий и территорий.

Техническая сторона устройства мусоропроводов определены в строительных правилах «Мусоропроводы жилых и общественных зданий и сооружений» СП 31-108-2002.

«Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (СанПиН 42-128-4690-88) устанавливают требования к сбору твердых, жидких бытовых и пищевых отходов. Так, например, согласно пункту 2.1.3. на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Согласно пункту 2.2.5. выбор вторичного сырья (текстиль, банки, бутылки, другие предметы) из сборников отходов, а также из мусоровозного транспорта не допускается.

«Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», введены в действие 15 июня 2003 года. Правила распространяются на объекты по размещению и обработке отходов производства и потребления, включая приемные пункты вторичного сырья, мусороперерабатывающие заводы и мусоросортировочные станции. Правила допускают временное складирование отходов в приемных пунктах сбора вторичного сырья, а также временное складирование отходов IV класса опасности вне территории предприятия.

Регулирование отношений между потребителями и исполнителями в сфере услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, в части защиты прав потребителя, осуществляется в соответствии с «Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 года №155. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

«Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СП 2.1.7.1038-01» введены в действие Постановлением Минзрава РФ от 30 мая 2001 года №16. Так, например, согласно п.2.9 на полигонах не разрешается сбор вторичного сырья непосредственно из мусоровозного транспорта. Сортировка и селективный сбор отходов на полигоне допускаются при соблюдении санитарно-гигиенических требований (СП 2524-82).

«Методические рекомендации по организации проведения и объему лабораторных исследований, входящих в комплекс мероприятий по производственному контролю над обращением с отходами производства и потребления» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26 июня 2003 г. № 17ФЦ/3329) регламентируют организацию и порядок проведения лабораторных исследований и предусматриваю лабораторный контроль за сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой, хранением, переработкой и захоронением отходов производства и потребления.

«Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденная Министерством строительства Российской Федерации 2 ноября 1996 г., определяет весь цикл работы полигона c технической точки зрения ТБО.

В некоторых регионах разработаны свои строительные нормы:

ТСН 30-310-2003 Самарской области «Мусороудаление и устройство полигонов по утилизации твердых бытовых отходов сельских населенных пунктов».

ТСН 30-308-2002 Московской области «Проектирование, строительство и рекультивация полигонов твердых бытовых отходов в Московской области».

Упомянутыми нормативно-правовыми документами не исчерпывается законодательная база. В каждом конкретном случае применяются и другие специфические нормативно-правовые акты и нормативно-технические документы. Отдельной темы для рассмотрения требует региональное законодательство, а также обращение с ломом черных и цветных металлов.

Договор о вывозе мусора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *