Временный управляющий при банкротстве

Содержание

Временный управляющий в процедуре несостоятельности предприятия

После поступления в арбитражный суд заявления от должника или его кредиторов заявления о признании финансовой несостоятельности, суд в течение трех дней выносит официальное определение о его принятии. После чего на предприятии вводится наблюдательная процедура.

Согласно закону 127-ФЗ контролирующие функции на этапе наблюдения принадлежат временному управляющему. Временный управляющий курирует только наблюдательную стадию.

Назначение временного управляющего в стадии наблюдение

Механизм назначения временного управляющего законом детально не определен из-за чего часто возникают спорные ситуации. Так, он должен начать свою работу одновременно со стартом процедуры наблюдения. Но не совсем понятно, кто должен ходатайствовать о его назначении: на данном этапе не все кредиторы бывают осведомлены о начале процедуры банкротства, а должнику указывать на кандидатуру управленца запрещается.

В ст.59 законодательства о банкротстве предусмотрены следующие варианты назначения временного управляющего:

  • из числа кандидатур/СРО, предложенных кредиторами юридического лица;
  • из кандидатов, зарегистрированных в суде в качестве управляющих, при отсутствии предложений.

Так как все кредиторы о начале процедуры несостоятельности еще не осведомлены, подать ходатайство может любой кредитор, даже имеющий небольшие по сумме требования. В результате нередко временный управляющий начинает действовать в интересах кредитора, ходатайствовавшего о его назначении. Это на практике приводит к злоупотреблениям.

К сведению Процедура наблюдения может длиться от трех до пяти месяцев. Соответственно, именно столько составляет продолжительность работы данного арбитражного управленца. Поэтому весьма важно назначить управляющего как можно быстрее.

К кандидатуре временного управляющего предъявляются следующие требования:

  1. отсутствие судимостей;
  2. неучастие в управлении компании-должника;
  3. неангажированность в пользу должника или кредиторов.

Временный управляющий приступает к исполнению своих обязанностей вплоть до:

  • назначения временного/административного управляющего;
  • признания должника банкротом и перехода к стадии конкурсного производства;
  • судебного решения об утверждении мирового соглашения между кредиторами и должником;
  • принятия арбитражом решения об отказе в признании должника банкротом.

Права временного арбитражного управляющего

В перечень прав временного управляющего входит:

  1. Направлять в суд требования о признании заключенных юридическим лицом сделок недействительными, фиктивными или ничтожными и их аннулирование. Речь идет о договорах, заключенных с нарушением требований 127-ФЗ. Например, заключенных с взаимозависимыми лицами и на нерыночных условиях. По сути их целью является умышленное ухудшение финансового положения должника и вывод активов.
  2. Согласовывать заключение некоторых сделок руководством компании-банкрота. В числе договоров, которые требуют согласования, входят сделки по распоряжению недвижимостью, имуществом с ценой более 10% балансовой стоимости всех активов юрлица-должника, передаче имущества в доверительное управление; получению новых кредитов и займов; по получению банковских и государственных гарантий; привлечению поручителей; договоров цессии.
  3. При заключении должником умышленно убыточных сделок и непринятии руководством необходимых мер по восстановлению платежного баланса, временный управляющий вправе ходатайствовать об отстранении менеджмента компании от дел.
  4. Запрашивать любую информацию у руководителей юридического лица, в том числе, составляющую коммерческую тайну. Например, сведения об имущественных правах и обязательствах и пр. Если руководство такие документы предоставлять отказывается, управляющий может истребовать их принудительно в судебном порядке. Также наблюдатель наделен правом запрашивать необходимые ему сведения у контрагентов должника при уничтожении первичной документации на предприятии-должнике.
  5. Обжаловать неправомерные требования кредиторов.
  6. Принимать допмеры по обеспечению сохранности имущества.

Обязанности управленца стадией наблюдения

Обязанности временного управляющего вытекают из особенностей наблюдательного этапа банкротства предприятия. На рассматриваемой стадии наблюдения руководство компании остается на месте и оно продолжает исполнять свои должностные обязанности, но под контролем профессионального управляющего. При этом на директоров накладываются определенные ограничительные меры. Так, им запрещается осуществлять реорганизацию компании, создавать филиалы и представительства.

Ключевыми целями данного наблюдательного этапа, которые обуславливают спектр обязанностей управленца, являются:

  1. Организовать первое кредиторское собрание, которое будет решать важнейшие задачи дела о признании финансовой несостоятельности должника. Собрание должно быть проведено как минимум за 10 дней до первого судебного заседания по делу о признании несостоятельности предприятия.
  2. Составить реестр кредиторских требований по отношению к потенциальному банкроту. Рассмотрение на предмет обоснованности жалоб от должника о неправомерности включения требований в реестр.
  3. Проанализировать и оценить финансовые активы юридического лица.
  4. Найти оптимальные способы оценки активов.

Помимо указанных базовых целей в спектр дополнительных обязанностей временного управляющего можно включить:

  • определение причин невозможности исполнения взятых на себя обязательств;
  • выявление уровня ликвидности имущества и активов компании;
  • прогнозирование возврата нормального платежного баланса при введении на предприятии реабилитационных процедур: внешнего управления или оздоровления;
  • проведение оценки рыночной стоимости предприятия как комплекса;
  • разработка мероприятий по восстановлению платежеспособности.

Также наблюдатель должен проанализировать, нет ли в компании черт фиктивного банкротства. Косвенными свидетельствами этого факта является искаженная финансовая отчетность, ее отсутствие; сокрытие информации о принадлежащем компании имуществе; непринятие юридическим лицом мер по взысканию дебиторской задолженности или переуступка прав требования на нее на заведомо невыгодных условиях; заключение договоров на нерыночных условиях; присутствие среди контрагентов сомнительных компаний и фирм-однодневок; игнорирование требований кредиторов, несмотря на возможность погашения долговых обязательств.

Информация Временный управляющий также обязан контролировать работу руководителей банкротящегося предприятия. Если руководство создает помехи для нормального исполнения должных обязанностей управляющим, то он должен сообщить о сложившейся ситуации суду и потребовать временного отстранения менеджмента. Такое ходатайство может быть подано при сокрытии документов руководством, заключении им сделок без согласования с наблюдающим и пр.

При выявлении признаков фиктивного/преднамеренного банкротства наблюдающий производит оценку возможности привлечения руководителей к субсидиарной ответственности.

Ответственность временного управляющего в процедуре банкротства

Ответственность временного управляющего за неисполнение/ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей может выражаться в его отстранении. Данная процедура производится по инициативе участников дела о банкротстве. После вынесения соответствующего определения (даже в случае его обжалования) управляющий не подлежит восстановлению в должности.

Законодательство предполагает и другие меры ответственности, которые могут применяться к управляющему:

  1. Исключение его из СРО, которая призвана следить за профессиональным уровнем своих участников.
  2. Применение мер ответственности в виде дисквалификации с публикацией соответствующей отметки в Федреестр.
  3. Возмещение убытков, причиненных должнику и кредиторам.
  4. Дополнительные меры имущественной ответственности.
  5. Уголовная и административная ответственность при причинении ущерба в крупных размерах.

    План действий управленца в процедуре наблюдения

После того как временный управляющий приступит к работе ему необходимо разработать перечень мероприятий, который он планирует реализовать за отведенный ему срок. Обычно они перечисляются с указанием сроков их реализации. В план могут включаться такие задачи:

  1. Анализ бухгалтерской отчетности за последние три года.
  2. Анализ сделок предприятия, совершенных за последние три года с учетом рыночных условий, в которых они заключались.
  3. Инвентаризация и оценка активов юрлица.
  4. Анализ круга контрагентов юрлица, поиск среди них неблагонадежных и однодневок, офшорных компаний.
  5. Анализ правомерности требований кредиторов, поступивших на данном этапе.

Также в своем финальном отчете временный управляющий разрабатывает краткий план действий на будущее, исходя из полученных в ходе анализа результатов.

Вознаграждение временного управляющего

По результатам наблюдательной стадии банкротства юридического лица временный управляющий вправе получить вознаграждение за свою работу. Оно складывается из оклада, зафиксированного законодательством, а также начисленных процентов. Выплаты вознаграждения производятся из средств должника и производятся вне очереди (перед погашением кредиторских требований).

Информация Размер оклада арбитражного управляющего прописан в 127-ФЗ о банкротстве. Сегодня он установлен в размере 30 тыс.р. ежемесячно. Фиксированная часть вознаграждения может быть увеличена решением суда по ходатайству кредиторов или иных участников процесса. Но такое решение может быть обжаловано.

При досрочном сложении полномочий временного управляющего, выплаты прекращаются.
При расчете процентной части вознаграждения управляющего оно рассчитывается, отталкиваясь от балансовой стоимости активов должника и составляет:

  • 4% при стоимости активов до 250 тыс.р.;
  • 10000р.+2% — при стоимости активов от 250тыс.р. до 1 млн.р.;
  • 25000р.+1% — при стоимость активов более 1 млн.р.;
  • 45000р. + 0,5% — при стоимости свыше 3 млн.р.

Расходы временного управляющего

Помимо вознаграждения временный управляющий может рассчитывать на компенсацию расходов, понесенных им в ходе процедуры наблюдения. При этом такие расходные операции должны быть экономически обоснованы и подтверждены документально. Компенсация полагается управляющему в том случае, если он не был отстранен от дела за ненадлежащее выполнение своих обязанностей.

Расходы, которые понес арбитражный управляющий в ходе процедуры банкротства, взыскиваются из средств должника. Это могут быть затраты на публикацию сведений в Федреестре, оплату услуг привлекаемых специалистов, судебные затраты, организацию кредиторских собраний и пр.

Отчет управленца в стадии наблюдения

После завершения наблюдательной стадии несостоятельности временный управляющий должен предоставить суду и кредиторскому собранию отчетную документацию. В ней должна быть информация о результатах работы и сведения о текущем финансовом положении должника. Кроме того, отчетность должна содержать указания на меры по возврату задолженности, которые были предприняты должником.

Информация В задачи управляющего входит разработка комплекса мероприятий по восстановлению платежеспособности юридического лица, которые находят свое воплощение в отчетности.

В отчете отражается следующая информация:

  • комплексный финансовый анализ предприятия, оценка инвестиционных и хозяйственных направлений работы;
  • предпринятые меры по обеспечению сохранности имущества и выявлению кредиторов;
  • предъявленные суду ходатайства и заявления в ходе процедуры банкротства;
  • заключение о выявлении фактов преднамеренного/фиктивного банкротства (если есть);
  • актуальный список кредиторских требований;
  • протокол первого и последующих кредиторских собраний;
  • обоснование возможности или невозможности восстановления платежного баланса;
  • рекомендации о введении той или иной процедуры банкротства;
  • прочие сведения об исполнении своих обязанностей.

Обжалование действий временного управляющего

Неправомерные действия временного управляющего, ненадлежащее исполнение им своих профессиональных обязанностей может быть обжаловано в судебном порядке. Жалоба может быть подана руководством предприятия, кредиторами или Налоговой инспекцией. При удовлетворении жалобы управляющий может быть привлечен к одной из мер ответственности или отстранен.

Важно Не все действия наблюдателя могут быть обжалованы, а только те, которые нарушили законные права и интересы истцов в деле о банкротстве, спровоцировали убытки у кредиторов или ухудшили финансовое положение юридического лица.

Таким образом, наблюдение можно рассматривать в качестве предварительного этапа процедуры банкротства. На данном этапе управляющий должен сформировать объективную картину финансовой ситуации на предприятии, защитить имущество от незаконного вывода.

Особенности работы временного управляющего при банкротстве

Если физ. или юрлицо имеет настолько серьезные финансовые проблемы, что не осталось другого выхода, кроме объявления банкротства, следует быть готовыми к тому, что будет назначен временный управляющий. Большинство будущих банкротов плохо представляют, кто такой временный управляющий и каковы его функции, но обойтись без этого специалиста не получается. Особенно он важен, если еще есть надежда восстановить финансовое благосостояние должника. Как доказывает практика, достаточно много ситуаций, когда услуги управляющего приносят положительную динамику. Кроме того, этот специалист наблюдает и выносит вердикт о финансовой несостоятельности.

Как назначается временный управляющий

Временный управляющий – это обязательно физическое лицо, которое назначается для наблюдения и управления делами компании, против которой ведется суд. производство для признания банкротства. Его назначает арбитражный суд, и задача этого специалиста – курировать все стороны фин. отношений должника, наблюдать за деятельностью компании и представлять ее интересы в качестве посредника. Главное задание специалиста – максимально сохранить имущество фирмы, которое в будущем будет использовано для погашения долгов.

Возможно, антикризисный управляющий сможет обустроить работу таким образом, что арбитражное производство и не потребуется. Но если задолженность слишком большая, возможно все усилия временного управляющего будут бесполезными.

Директор предприятия, который управлял делами раньше, отстраняется от обязанностей. Имущественные и финансовые дела переходят под управление назначенного судом специалиста. Его назначение проходит параллельно с рассмотрением дела в суде. Обычно на это требуется до десяти суток.

Назначение происходит так:

  1. Кандидатуру управляющего могут предложить заинтересованные в деле кредиторы, которым предприятие-должник задолжал средства. Но подобных предложений может не быть.
  2. Суд подбираем кандидата самовольно, изучая список зарегистрированных управляющих.
  3. Подается запрос в фед. учреждение по банкротству, где формируют список кандидатов.

Если использовать последний вариант подбора специалиста, возможно, придется ждать до недели, пока список сформируют.

Выбрав кандидатуру, управляющего ставят на должность. Как долго он будет ее занимать, зависит от индивидуальных особенностей дела. Официально его полномочия прекращаются, как только юрлицо признают банкротом или закроют против него дело.

Какую процедуру несостоятельности он проводит

Должники, прежде чем будут признаны банкротами, часто проходят несколько процедур, и за некоторые из них отвечают временные управленцы. Но часто возникает путаница при разборе вопроса, какую процедуру банкротства проводят временные управляющие.

Этот специалист начинает работу на наблюдающем этапе, который запускается фактически после передачи кредиторами заявления в арб. суд. Наблюдение предполагает следующие цели:

  • организовать собрание кредиторов;
  • составить список требований к должнику;
  • проанализировать и оценить фин. активность фирмы-должника;
  • найти способы для сохранения имущества компании.

Всем этим занимается управляющий, который, помимо этого, контролирует продолжающую работать компанию. Управленческая функция переходит в руки представителя, а деятельность фактического руководства сильно ограничивается.

Когда наблюдение заканчивается, управляющий составляет отчет о проделанной работе. Этот отчет передается арб. суду, который на его основе решает, продолжать банкротство или компанию признают платежеспособной с прекращением процедуры.

Права временного управляющего

Полномочия временного управляющего при банкротстве предполагают следующие профессиональные права:

  1. Отправлять в суд ходатайства о признании сделок бывших управленцев компании недействительными, при условии, что эти сделки совершались до банкротства, и противоречат ФЗ «О несостоятельности». Эти операции аннулируются, признаются ничтожными/фиктивными/недействительными. Причина их аннулирования в том, что они ухудшили фин. состояние компании.
  2. Следить за правомерностью требований кредиторов, которые пытаются требовать от должника того, что не предусмотрено в законе. Участвовать в заседаниях арб. суда для оценки правомерности выдвигаемых требований.
  3. Вмешиваться в заключение определенных сделок компании. Среди таких сделок можно выделить те, что связаны с имуществом, недвижимостью и финансами, часть которых составляет больше 10 % капитала компании. Также управляющий может курировать вопросы кредитов, займов, других финансовых гарантий. Занимается привлечением поручителей и договорами цессии. Если сделка настораживает, управляющий может ходатайствовать о ее запрете.
  4. Запрашивать у руководителей любые данные, в том числе те, которые касаются коммерческой тайны или находятся под запретом. Иногда руководство отказывается предоставлять требуемые данные, специалист может получить их принудительно, обратившись в суд. Если документы и т.п. были уничтожены, управляющий может их запросить у контрагента, потому попытка сокрыть какие-то сведения бесполезна.
  5. Требовать предпринять дополнительные меры, чтобы сохранить имущество должника до дальнейшего разбирательства.
  6. Запретить проводить мировое соглашение, если оно противозаконно.
  7. Полностью отстранить руководство компании от бизнес-дел.

Права управляющего предназначены для того, чтобы не допустить дальнейшего ухудшения состояния компании, пока проходит процедура проверки.

Обязанности временного управляющего

Обязанностями временного управляющего можно назвать все меры, которые направлены на то, чтобы сохранить финансовую активность фирмы-должника. Но помимо этого в обязанности управляющего входит:

  • найти причины невыполнения долговых обязательств;
  • уведомить кредиторов о начале дела;
  • определить ликвидность предприятия;
  • найти всех кредиторов, которым обанкротившейся заемщик должен;
  • оценить рыночную цену компании-должника;
  • спрогнозировать перспективы и сроки возвращения платежеспособности (если это возможно);
  • создавать и провести собрание кредиторов;
  • составить план мероприятий для возвращения компании платежеспособности.

Также временные управляющие обязаны найти черты фиктивного обанкрочивания, если такие признаки существуют:

  • фин. отчетность редактировалась или подделывалась;
  • документы были уничтожены;
  • данные об имуществе утаивались;
  • деб. долг не контролировали;
  • составление преднамеренно убыточных договоров;
  • имеется фин. возможность, но долговые обязательства игнорируются.

Но эти доказательства косвенные и требуют подтверждения. Руководство компании не должно мешать управляющему. Кредиторы должны предъявить права на протяжении месяца после открытия дела. А должник имеет неделю, чтобы все оспорить.

Ответственность временного управленца

В управляющего процедуры банкротства имеются не только права и обязанности. Он несет ответственность в деле о банкротстве, которое ведет. Ответственность наступает, если профессионал не справляется со своими обязанностями или умышленно делает их плохо. В таком случае управляющего отстранят. Если управляющего отстранят, то даже если это обжалуют, восстановления не последует. Именно потому профессионалы стараются делать работу так, чтобы в их компетентности не возникало сомнений.

Меры, которые можно применить к специалисту:

  • имущественная ответственность;
  • возмещение убытков, что получил должник/кредиторы из-за управляющего;
  • дисквалификация с отметкой в Федреестре;
  • исключение из СРО;
  • административная/уголовная ответственность, если ущерб особо крупный.

Каждая мера по-своему эффективная и помогает контролировать профессиональные действия управляющего. Как только зафиксировано нарушение, нужно сообщить об этом в суд.

План действий временного управляющего

Временный управляющий должен работать по плану, который составляет самостоятельно. Это список мероприятий, которые ему предстоит подготовить и провести. Поскольку у этого специалиста не так много времени для работы, важно правильно расписать каждое мероприятие. Среди заданий, которые обязательно необходимо включить в план, обычно указывают:

  1. Проведение анализа всех отчетов бухгалтерии за три года до инцидента.
  2. За этот же период необходимо проанализировать сделки предприятия. Но учитывая рыночные условия, при которых эти сделки проводились, а не текущую ситуацию. Возможно, в то время сделка была выгодной, а сейчас нет.
  3. Проанализировать круг контрагентов юр. лица. Это нужно, чтобы среди них найти офшорные компании, компании-однодневки, неблагонадежные фирмы.
  4. Провести инвентаризацию и оценку активов юр. лица.
  5. Оценить правомерность требований, выдвигаемых кредиторами. Обычно они регулярно поступают, потому нужно тщательно проверять их актуальность и правомерность.

Когда составляется финальный отчет, в нем указывается и небольшой план действий на будущее. Для этого используются информация, собранная на основе сделанного анализа.

Результат работы и отчет

Временный управляющий должен представить отчет о работе, которую он провел, занимаясь с должником. Отчет подается в арбитражный суд, чтобы тот на основе результатов исследования мог сделать правильный вывод о должнике, решить, может ли тот стать банкротом.

В документе указываются следующие данные:

  • по тем мероприятием, что велись для сохранения активов, имущества и других ценностей, оставшихся у компании;
  • как проведено поиск кредиторов в рассматриваемом деле;
  • представить отчетность о ходатайствах/заявлениях, поступивших к управляющему в процессе рассмотрения дела.

В отчеты нужно включать всю информацию, которая может повлиять на рассмотрение дела, и что стала известна управляющему. При этом в бумаге нужно представить копии документов, касающихся отчета. Например, можно приобщить:

  1. Фин. документы. Они демонстрируют благосостояние фирмы. Чтобы подтвердить неблагосостояние, анализируется каждая сторона деятельности фирмы и их выгодность. Например, оценивается инвестиции, хоз. направления работы и т.п. В общем, нужен тщательный анализ каждого приносящего прибыль и наносящего убытки направления работы. Ведь, возможно, именно какое-то направление стало причиной проблемы.
  2. Заключение – банкротство преднамеренное или нет. Возможно, руководство само спровоцировало фин. неприятности, но это нужно доказать. В отчете указываются доказательства, обосновывающие обанкрочивание. Документы-подтверждения также прилагаются.
  3. Требования кредиторов. У каждого из них свой перечень требований, который не всегда правомерный. В списке указываются только те требования, которые целесообразны.
  4. Протоколы заседаний (последнее и первое).
  5. Заключение, возможно ли восстановить платежеспособность.

Также нужно добавить индивидуально подобранные бумаги для каждого дела.

Расходы и вознаграждение

Управляющий при банкротстве должен получить вознаграждение, ведь это его работа. Также управляющий несет финансовые расходы, которые должны компенсироваться. Среди расходов может быть что угодно. Главное, чтобы траты были обоснованными, иначе их не вернут.

Целесообразно подтверждать расходы документально. То есть, нужно хранить все чеки, которые фиксируют траты, понесенные управляющим.

Средства будут компенсированы, если не произошло отстранение. Если специалист запятнает свою репутацию, его расходы станут его проблемой. Стандартно деньги компенсирует должник. Их взыщут с его имущества, если фин. ситуация настолько плохая, что альтернативная оплата невозможна. К расходам, которые могут оплатить, относят:

  • публикации в Фед. реестре;
  • судебные затраты;
  • зарплата других привлекаемых специалистов;
  • траты на кредиторские собрания.

Расходы компенсируются, но помимо них управляющий получает зарплату. Она состоит из нескольких сумм. Первая – это оклад. Его назначает государство в фиксированном размере (30 тыс. руб./месяц). Вторая сумма являет собой проценты, и она не фиксирована, в отличие от государственной зарплаты.

Эти деньги платит должник. Их высчитывают без очереди и только после этого платят кредиторам. Фиксированный оклад могут повысить через суд, если этого захотят кредиторы.

Расчет % сложнее. Они рассчитываются зависимо от суммы активов будущего банкрота:

  • меньше 250 тыс. – 4%;
  • от 250 тыс. до млн. – 1% и 10 тыс. руб.;
  • от 1 млн. – 0,5% и 17,5 тыс.;
  • от 3 млн. – 0,2% и 27 тыс. р.;
  • от 10 млн. – 0,1% и 41,5тыс.;
  • от 100 млн. – 0,05% и 131, 5 тыс.;
  • от 300 млн. – 0,01% и 231, 5 тыс.;
  • от 1 млрд. – 0,001% и 301, 5 тыс.

Чтобы правильно оценить размер активов используется бухгалтерия и последние отчеты.

Действия даже лучших специалистов могут быть ошибочными. Управляющие тоже подвержены совершать ошибки, вот только их работа слишком ответственная для подобного. Если временный управленец халтурит, его решение обжалуется:

  • ходатайством;
  • жалобой;
  • заявлением.

Они подаются в суд, прокуратуру или контролирующие органы, зависимо от тяжести проступка. Но обжалование — трудная задача, требующая профессионального подхода.

Пострадавшим нужно нанять специалиста, который будет представлять их интересы. Только профессионал учтет законы, судебную практику, найдет доказательства и правильно все оформит. Если добиться успеха, последует отстранение или более существенное наказание, вплоть до ареста.

Отстранение от должности

Временный управляющий может быть отстранен. Для этого его вину нужно доказать, использовав неопровержимые доказательства, которые примет суд. Таким доказательством выступает:

  • кредиторы не собирались/собрание было с опозданием;
  • фин. анализ проводился с нарушением (умышленным/неосознанным);
  • имущество должника не сохранилось из-за временного управленца;
  • специалист не включил кредиторов;
  • халатно проведенная инвентаризация;
  • подделывание информации в отчетах;
  • непрофессиональный план работы с компанией.

Отстранить могут, если управленец отвечает следующим критериям:

  • есть судимость;
  • связан с фирмой-должником;
  • заинтересован в делах должника или кредитора.

Также управленца отстранят, если дело прекратят раньше. Но на его карьере это не скажется.

Временный управляющий, его функции

Введение…………………………………………………………………….3

1. Временный управляющий, его функции………………………………5

2. Права и обязанности временного управляющего……………………11

Заключение………………………………………………………………..19

Список литературы………………………………………………………20

Введение

Законодательство о несостоятельности является центром хозяйственного права любого государства, законодательная, судебная и исполнительная власти которого проводят целенаправленную политику по формированию и поддержанию цивилизованных традиций делового оборота. Законодательное регулирование банкротства направлено, прежде всего, на разрешение конфликта между должником и кредитором, в результате чего происходит укрепление расчетно-платежной дисциплины в экономике в целом. Поэтому с развитием в России рыночных отношений институт банкротства неизбежно займет в нашей экономической жизни такое же место, какое он занял во всем мире.

Процедура наблюдения – важнейшая процедура банкротства, является новеллой для российского законодательства, регулирующего вопросы несостоятельности субъектов хозяйственной деятельности. Как показала уже сложившаяся за этот весьма короткий для “жизни” закона период правоприменительная практика, данная процедура является одной из самых сложных и ответственных: итогом проведения процедуры наблюдения является принятие решения о дальнейшей судьбе должника.

Основной целью данной процедуры является принятие комплекса мер, направленных на сохранение имущества должника, проведение анализа финансово-экономического и хозяйственного состояния должника, установление размера задолженности перед кредиторами.

В отличие от таких процедур банкротства, как внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые могут применяться либо не применяться в делах о банкротстве, наблюдение является обязательной процедурой при рассмотрении дел о банкротстве, которая вводится на основании определения арбитражного суда.

Таким образом, изучая механизм правового регулирования и практику применения нормативных актов, регулирующих институт несостоятельности банкротства на примере процедуры наблюдения, можно проанализировать причины возникновения несоответствий положений правовых норм, регулирующих несостоятельность реальным возможностям их реализации и применения. Представляется возможным выявить основные особенности структурных связей законодательства о несостоятельности (банкротстве) с иными материальными и процессуальными правовыми нормами, регулирующими хозяйственную деятельность в системе права России, выделить основные проблемы правоприменительной практики в области несостоятельности и предположить возможные пути дальнейшего совершенствования нормативной базы для данной сферы экономики страны.

Ситуация сложившаяся в России по вопросу регулирования несостоятельности на сегодняшний день далека от критического состояния таких отраслей права, как земельное, налоговое, или административное, чему немало способствует наличие вполне терпимого федерального закона и традиционного профессионализма судей арбитражных судов, рассматривающих данную категорию споров, но и здесь проявляются некоторые тревожные тенденции.

1. Временный управляющий, его функции

С момента поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом судья в течение трех дней выносит определение о его принятии, после чего вводится процедура наблюдения. Ее проведение в отношении должника предусматривается Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)». На этом этапе приступает к деятельности так называемый временный управляющий, или арбитражный управляющий.

Закон не определяет механизм назначения временного управляющего. Очевидно, его назначение одновременно с введением наблюдения невозможно либо крайне затруднительно, так как заявление о признании должника банкротом подается, как правило, одним из кредиторов, в то время как остальные об этом пока не извещены.

В названном Законе (п. 1 ст. 59) сказано, что «временный управляющий назначается арбитражным судом из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при отсутствии указанных предложений — из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих. При отсутствии указанных лиц кандидатура временного управляющего предлагается государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению по запросу арбитражного суда в недельный срок с момента получения указанного запроса». Установление недельного срока говорит о том, что временный управляющий должен быть назначен как можно быстрее (наблюдение продолжается, по общему правилу, три месяца, а в порядке исключения в некоторых случаях — пять месяцев).

На практике нередко выявляются юридические коллизии, связанные с назначением временного управляющего (что уже привело к некоторым злоупотреблениям). Проблема в следующем. В силу закона любой из кредиторов может предложить арбитражному суду кандидатуру управляющего; его назначение должно произойти в кратчайшие сроки, в которые просто невозможно известить всех кредиторов о возбуждении конкурсного процесса, чтобы они воспользовались правом выдвижения своей кандидатуры.

Таким образом, получается, что кандидатуру временного управляющего выдвигает кредитор, подавший заявление о признании должника банкротом. Суд, как правило, за неимением других кандидатур ее и утверждает. Естественно, что такой управляющий потом будет действовать в интересах данного кредитора.

В соответствии с п. 1 ст. 59 Закона кандидатура временного управляющего не может быть внесена должником. Целесообразность данной нормы вызывает споры. Но, поскольку одна из функций временного управляющего — контроль за деятельностью должника (т.е. его руководства), она представляется обоснованной.

Очевидно, управляющим могло бы быть и юридическое лицо. Но Закон о банкротстве говорит об управляющем (причем любом — и временном, и внешнем, и конкурсном) как о лице физическом.

В ст. ст. 18 — 19 Закона о банкротстве предъявлены некоторые требования к физическому лицу, претендующему на роль временного управляющего. Их можно разделить на две группы: 1) позитивные (качества, которые должны наличествовать у кандидата во временные управляющие) и 2) негативные (качества, которые должны отсутствовать). Соответственно присутствие позитивных и отсутствие негативных условий позволяют назначить субъекта временным управляющим.

Позитивными являются следующие:

1) наличие статуса индивидуального предпринимателя (не распространяется на работников государственного органа по делам о несостоятельности (банкротстве); это же исключение действует и в отношении правил о лицензировании);

2) наличие лицензии государственной службы по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Порядок и условия выдачи лицензии определены Положением о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих. Если лицензия отзывается в процессе наблюдения, арбитражный суд обязан назначить нового временного управляющего, отстранив первоначального;

3) наличие регистрации лица в качестве арбитражного управляющего в каком-либо арбитражном суде (одном или более). Лицо, имеющее лицензию, зарегистрироваться обязано. После регистрации управляющий должен сообщить в Федеральную службу по делам о банкротстве об арбитражном суде (либо о каждом из них), произведшем регистрацию.

Негативными выступают следующие условия:

1) наличие заинтересованности кандидата в отношении должника либо кредиторов;

2) осуществление кандидатом управления должником — юридическим лицом в течение трех лет до момента назначения его временным управляющим;

3) наличие дисквалификации, срок которой не истек;

4) наличие судимости; при этом не придается юридического значения характеру преступления, за которое был осужден кандидат. Очевидно, речь идет о непогашенной судимости (хотя этот вопрос в Законе не уточняется).

При отсутствии одного из позитивных и наличии одного из негативных условий лицо не может быть назначено временным управляющим. Если это выявляется уже после назначения, суд обязан отстранить управляющего и предложить кредиторам внести другую кандидатуру временного управляющего. Безусловно, все это должно быть проделано в кратчайшие сроки, но Закон этих сроков не устанавливает. Недельный срок для внесения кандидатуры по запросу суда определен для службы по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Причем последствия его несоблюдения не установлены.

Закон предусматривает возможность назначения арбитражным судом заместителя временного управляющего. Это происходит, если управляющий временно не может исполнять свои обязанности. Видимо, в определении суда о назначении заместителя временного управляющего должен быть указан срок, на который он назначен. К его кандидатуре предъявляются те же требования, что и к кандидатуре временного управляющего.

Полномочия временного управляющего продолжаются до наступления одного из следующих юридических фактов:

— назначение внешнего управляющего (которое может не совпадать по времени с назначением внешнего управления, причем разница может составлять два — три месяца);

— назначение конкурсного управляющего, если по окончании наблюдения выносится решение о признании должника банкротом;

>Как выбрать временного управляющего при банкротстве

Назначение ВУ в стадии наблюдение

Как назначается арбитражный управляющий?

Процесс банкротства может запустить как сам должник, так и его кредиторы, подав заявление в суд. К исковому заявлению они могут приложить и документ-прошение конкретного арбитражного представителя. Кандидатуру конкурсного управляющего вправе назначить судебный орган в порядке, установленном в законе. Цель такого назначения — возложение ответственности, прав и обязанностей.

Все конкурсные управленцы состоят в саморегулируемой организации (СРО). Списки таких организаций можно посмотреть тут. Эта организация регулирует и контролирует всех конкурсных уполномоченных. Строго следит за их деятельностью и соответствию требований. Если вместе с исковым заявлением не следует прошения о конкретной кандидатуре, то суду СРО направляет список свободных на данное время управляющих. И суд выбирает конкретное лицо. После, арбитражным судом проводится процедура назначения на должность.

Важно! Практика показывает, как важен в процедуре банкротства конкурсный управляющий, от его компетенции и действий зависит буквально все. На любом этапе дела о банкротстве есть возможность смены уполномоченного, путем ходатайства в суд.

Направить иск в суд о начале процесса банкротства может должник, заимодатель или уполномоченный орган. Если процесс инициируется заимодателем, в своём обращении он указывает реквизиты кандидата на должность управляющего и наименование организации, где числится специалист.

После утверждения заявления и начала процесса банкротства суд рассматривает возможность назначения предложенного кандидата. Если представленный специалист не подходит по некоторым причинам, а других предложений на назначение нет, суд направляет запрос в специальную организацию. В этом случае в течение семи дней в суд направляют необходимого специалиста.

Как правило, ВУ назначают физическое лицо со статусом ИП. Если специалист является государственным служащим, он может не иметь статуса ИП.

Специалист выполняет свои обязанности на протяжении стадии наблюдения и складывает свои полномочия после:

  • введения судом следующей стадии банкротства и избрания внешнего или конкурсного управляющего;
  • заключения сторонами мирового соглашения;
  • отказа суда в дальнейшем рассмотрении дела о банкротстве.

По результатам своей работы ВУ составляет отчёт, который он представляет суду и заимодателям. В этом документе специалист отражает следующую информацию:

  • данные по мероприятиям, проводимым для сбережения активов должника и поиску заимодателей;
  • отчётные сведения по всем обращениям специалиста в судебную инстанцию;
  • обоснования возможности выхода предприятия из финансового кризиса;
  • другие рекомендации и сведения по результатам своей деятельности.

В зависимости от состава отчёта ВУ о результатах проведения запланированных мероприятий к нему прилагаются следующие документы:

  • комплексный анализ и оценка финансового состояния и деятельности юрлица;
  • документы, подтверждающие фиктивность банкротства;
  • реестр требований заимодателей;
  • протоколы заседаний заимодателей;

  • прочие документы.

Финансовое оздоровление и внешнее управление — это две реабилитационные стадии процедуры банкротства. Они вводятся в отношении должника и преследуют главную цель — сохранить компанию в качестве рыночного субъекта. Обе процедуры предоставляют льготные условия по ведению деятельности и вводятся по решению суда либо первого собрания кредиторов.

Информация

Принципиальные отличия между этими двумя стадиями заключаются в организации финансово-экономической реабилитации организации-должника. На стадии оздоровления руководство сохраняется за менеджментом компании (с ограничением полномочий), а в случае внешнего управления эти функции ложатся на плечи управляющего, назначенного судом.

Между стадиями внешнего управления и финансового оздоровления есть отличия и по методам, принимаемым для восстановления работы должника. Финансовое оздоровление в общем смысле является рассрочкой для погашения кредиторской задолженности под определенные гарантии. При внешнем управлении применяется комплекс мер по изменению стратегии ведения юридического лица.

На стадии внешнего управления все полномочия полностью переходят ко внешнему управляющему.

Управление вводится решением арбитражного суда, если собрание кредиторов или сам должник обращался с заявлением в судебную инстанцию. Обоснованием введения внешнего управления является потенциальная возможность предприятия восстановить свое финансовое положение.

Введение этой процедуры для кредиторов имеет преимущества. У кредитующих лиц появляется больше шансов вернуть свои финансовые средства, так как при начале стадии конкурсного производства и реализации имущества на аукционе, полученных денег может не хватить на полное погашение всей задолженности.

Этап банкротства юридического лица, получивший название «внешнее управление», начинается с передачи всех полномочий руководителя новому арбитражному управляющему. Внешний управляющий принимает всю документацию от должника и приступает к руководству предприятием. Арбитражный управлене вправе отменить принятые раньше меры по возобновлению долговых выплат и полностью изменить стратегию производства.

К сведению

Внешнее управление не является обязательной стадией банкротства. Реабилитационные мероприятия проводятся только при условии обоснования их целесообразности. Если новое руководство не восстановит платежеспособный статус организации, то после стадии внешнего управления компания сразу вступает в заключительный этап банкротства — конкурсное производство, когда имущество юридического лица распродается на аукционах. Деньги, вырученные с реализации активов, идут на погашение долговых обязательств компании.

Пока должник находится под внешний управлением, вводится мораторий на долговые выплаты. Так компания сможет улучшить свои финансовые дела и вести деятельность без постоянного давления со стороны кредиторов.

Внешний управляющий назначается решением арбитражного суда. У него достаточно обширный перечень полномочий. Он имеет право распоряжаться всей имеющейся у компании-должника собственностью. Сами учредители и руководитель не могут принимать решения или влиять на действия внешнего управляющего. Это лицо выполняет функции руководителя компании, проводит, согласно утвержденному плану, необходимые реабилитационные мероприятия для восстановления нормальной деятельности и платежеспособности организации.

Информация

Сразу после назначения, арбитражный управляющий начинает осуществлять руководство организацией. В трехдневный срок руководящие органы передают всю бухгалтерскую и другую документацию, штампы, печати, материальные ценности в распоряжение управляющему. Он при этом обязан принять все имеющееся имущество, провести его инвентаризацию, открыть специальные банковские счета для проведения финансовых операций и по всем действиям составлять отчетность.

Внешнее управление не может длиться бесконечно. Его максимальный срок не должен превышать полгода. Однако при определенных условиях период может продлеваться до полутора лет.

Для некоторых организаций предусмотрены более широкие временные рамки. Это градообразующие предприятия, при ликвидации которых возникают негативные социально-экономические последствия для региона. Срок управления такими предприятиями может продлеваться вплоть до 2,5 лет при наличии заявления от органов местного самоуправления.

Помимо градообразующий предприятий, рассчитывать на продление срока внешнего управления могут фермерские хозяйства. Судебной инстанцией устанавливается отдельный временной отрезок, на протяжении которого может быть выращен и собран очередной урожай.

К общему сроку в 18месяцев добавляется еще один год в исключительных случаях, когда на работу организации-должникаповлияли стихийные бедствия.

После введения внешнего управления о отношении юридического лица полностью прекращаются полномочия руководства компании-должника. Все дела переходят ко временному управляющему, назначаемому судом. Он вправе издать приказ об увольнении руководителя компании либо предложить ему переход на другую работу на условиях и в порядке, предусмотренном российским законодательством.

Кроме этого, последствиями перехода должника на эту стадию можно назвать:

  • прекращение полномочий органов управления организации и собственников имущества компании;
  • отмена принятых ранее мер по обеспечению требований кредиторов;
  • введение запрета на удовлетворение требований по долговым обязательствам и уплате обязательных платежей, кроме случаев установленных законодательством.

Если результаты реабилитации оказались положительными и привели к восстановлению платежеспособности должника, то компания переходит к расчетам с кредиторам и удовлетворяет их финансовые требования. В противном случае на собрании кредиторов принимается решение о необходимости продления срока внешнего управления либо ввода арбитражным судом других мер, направленных на удовлетворение требований кредиторов. К примеру, в рамках процедуры банкротства судом может быть инициировано конкурсное производство для реализации имущества должника.

Полномочия и обязанности

На временного управляющего возлагается обязанность направить для публикации в Едином реестре о банкротстве (ЕФРСБ) сообщение о введении процедуры наблюдения (ст. 68 Закона). Основные задачи временного управляющего определены в статье 67 Закона:

  • Принятие мер по сохранению имущества должника.
  • Проведение финанализа состояния дел компании.
  • Выявление кредиторов компании-должника.
  • Ведение реестра кредиторских требований.
  • Уведомление кредиторов о начале введения этапа наблюдения.
  • Созыв и проведение первого кредиторского собрания.

На основании выполненного финанализа, включающего рассмотрение данных финансовых отчетов, документов о правах собственности, результатов инвентаризаций, управляющий делает вывод о том, возможно или нет восстановление нормальной платежеспособности предприятия, целесообразно ли проведение последующих процедур (п. 3 ст. 70 Закона).

Полномочия ВУ на стадии наблюдения, следующие:

  • Направление заявления в суд с требованием признания некоторых сделок должника, заключённых с нарушением законодательных норм, недействительными или фиктивными.

Это связано с тем, что последствия от таких неправомерных сделок оказывают негативное влияние на платёжеспособность юрлица.

  • Взаимодействие с руководителями организации при заключении некоторых договоров. К таким сделкам относятся: операции с недвижимостью; сделки с активами компании на сумму более 10% от балансовой стоимости всего имущества должника; кредитные договоры; операции по получению гарантий и привлечению поручителей; договора цессии.
  • Инициирование отстранения от должности руководителей компании, которые подписывают заведомо убыточные договоры.
  • Ознакомление с любыми данными, связанными с деятельностью должника. В случае отказа руководителей фирмы предоставлять какие-либо документы, управляющий имеет право обратиться с таким требованием через судебный орган.

Если необходимая документация была уничтожена на предприятии, управленец имеет право запрашивать информацию у контрагентов юрлица.

  • Направление в суд жалоб на отдельных заимодателей, выдвигающих неправомерные претензии.
  • Организация мероприятий, необходимых для обеспечения сохранности имущества должника.

Во время наблюдательной стадии на руководство компании накладываются некоторые ограничения, чтобы ими не нарушались права временного управляющего при процедуре наблюдения.

Основные обязанности временного управляющего:

  • Составление реестра заимодателей.
  • Письменное извещение всех заимодателей о начале наблюдательного процесса.
  • Организация первого заседания заимодателей, которое проводится за 10 дней до первого заседания суда.
  • Анализ и оценка финансового положения юрлица.
  • Выявление причин возникновения несостоятельности компании.
  • Определение степени ликвидности имущества юрлица.
  • Составление прогнозов восстановлению платёжеспособности должника.
  • Разработка плана по восстановлению финансовой состоятельности компании.
  • Проверка банкротства на фиктивность. Если управленец выявит признаки преднамеренной несостоятельности, он должен оценить возможность привлечения к ответственности менеджмента компании.
  • Мониторинг действий руководителей юрлица и противодействие подписанию убыточных соглашений.
  • Составление отчётности по окончании стадии наблюдения.

Участниками процедуры банкротства стадии внешнее управление считаются: компания-должник, временный управляющий, кредиторы, государственные учреждения.

Должник вправе принимать решения:

  • о ходатайстве к кредиторам о продаже предприятия должника;
  • об избрании представителя должника;
  • о замещении активов должника;
  • о заключении договоренности с третьими лицами для подписания договоров о предоставлении средств для исполнения долговых обязательств.

Временный управляющий осуществляет полное руководство компанией-должником, проводит инвентаризацию, составляет план мероприятий по восстановлению платежеспособности организации, отчитывается о своих действиях перед кредиторами и судебной инстанцией.

Кредиторы вправе:

  • принимать непосредственное участие в процедуре банкротства;
  • организовывать общие собрания, где обсуждать вопросы о хозяйственной деятельности должника;
  • направлять обращение в суд для открытия конкурсного производства;
  • формировать требования, которым должен отвечать управляющий;
  • одобрять план, представленный управляющим, вносить в него изменения и дополнения.

Государственные учреждения могут иметь требования по оплате налогов, взносов или сборов. Это ИФНС, трудовая инспекция, таможенная служба, ФСС, пенсионный фонд. Эти уполномоченные органы не признаются кредиторами, однако их требования должны удовлетворятся одними из первых.

Ответственность

Если управленец не справляется со своими обязанностями или выполняет свои права и функции ненадлежащим образом, он может быть отстранён от должности по инициативе одного из участников процесса. Когда суд принимает решение об отстранении управленца, обжаловать это решение уже невозможно.

Кроме отстранения ВУ может быть привлечён к следующим видам ответственности:

  • исключение из членства в СРО;
  • дисквалификация с отметкой в реестре;
  • взыскание убытков, которые понесли участники процесса из-за непрофессиональных действий управленца;
  • из-за причинения крупного ущерба специалиста могут привлечь к административной и даже к уголовной ответственности.

План проведения

В обязанности внешнего управляющего входит составление плана работы, который утверждает арбитражный суд. План действий управляющий обязан разработать не позже чем через один месяц после вступления в должность.

План управления внешнего управления должен предусматривать ряд мероприятий по восстановлению платежеспособности компании-должника, а также порядок реализации указанных мер. Документ также предусматривает размеры расходов на проведение необходимых процедур для возврата организации к нормальной деятельности.

План внешнего управления при банкротстве в обязательном порядке должен:

  • предусматривать временной период, когда организация восстановит платежеспособность;
  • иметь обоснование возможности восстановления платежеспособности компании в оговоренный срок;
  • соответствовать установленным законодательствам требованиям.

Важно

Управляющий по требованию собрания кредиторов обязан отчитываться о реализации утвержденного плана и общей финансовой ситуации должника.

Если кто-либо из действующих в банкротстве лиц считает, что действия конкурсного уполномоченного имеют незаконный характер, нарушают права, или же выбранный управленец и вовсе бездействует — то тут есть возможность обжаловать его действия. Для подачи жалобы имеется несколько способов:

  1. Прокуратура. Подается заявление о нарушении прав. Если прокуратура посчитает, что есть законные основания и доказательств достаточно — правонарушитель будет наказан.
  2. Ходатайство в арбитражный суд. Большие шансы, что судья вынесет предупреждение управленцу на основании вашей жалобы, если, конечно, будут законные основания.
  3. Подать жалобу прямо в СРО. Этот орган контролирует действия управленцев.
  4. Можно подать жалобу в ФНС РФ.

Стоит помнить, что жалоба будет удовлетворена, если будут весомые основания для такого действия. Возможно не помешает помощь юриста в составлении такого документа. Утверждения на словах о нарушении прав лица — это еще не доказательства. Квалифицированный юрист разберется, где было нарушение прав, а где нет.

Как только управляющий приступает к исполнению своих обязанностей, он должен составить план мероприятий, которые будут им реализовываться в процедуре наблюдения. В этом документе могут содержаться следующие пункты:

  1. Анализ отчётных документов и договоров юрлица за последние три года.
  2. Инвентаризация и оценка имущества должника.
  3. Проверка контрагентов должника и выявление среди них неблагонадёжных компаний.
  4. Проверка поступивших кредиторских претензий на их соответствие законодательным нормам.

По результатам реализации разработанного плана управляющий составляет отчёт, который предоставляется на рассмотрение заимодателям и суду.

В процессе своей работы временный управленец несёт расходы, связанные с оплатой услуг оценщиков, размещением публикаций, рассылкой письменных уведомлений, организацией заседаний заимодателей и прочие затраты.

В случае экономического обоснования и документального подтверждения расходы наблюдателя должны быть компенсированы.

Однако, если управленец был отстранён от своей должности из-за ненадлежащей работы, ему могут не компенсировать вышеперечисленные затраты.

Причинами для обжалования действий специалиста может стать его непрофессионализм или неправомерность его действий. Обжаловать работу управленца могут заимодатели, руководители юрлица или уполномоченные органы, которые направляют свои жалобы в суд с требованием сменить специалиста или привлечь его к ответственности.

Если судья принимает их требования, управленец может быть привлечён к ответственности или отстранён.

Вознаграждение

За проведённую работу ВУ при банкротстве получает вознаграждение, которое выплачивается из средств должника. Вознаграждение временного управляющего состоит из фиксированного оклада и процентной части. Эти суммы относятся к первоочерёдным выплатам должника и регулируются Законом «О несостоятельности».

Расчёт процентов производится исходя из размера стоимости активов должника.

Отстранение

Сменить управляющего после получения заявления с жалобой может только суд. Однако, не все действия специалиста могут быть обжалованы и привести к его замене.

Отстранить управленца судья может по следующим причинам:

  • если ненадлежащее исполнение управленцем своих обязанностей привело к возникновению убытков участников процесса или к нарушению их прав;
  • были выявлены обстоятельства, которые препятствуют назначению управленца;
  • исключение специалиста из организации управляющих за нарушение действующего законодательства.

Управляющий также может инициировать свою отставку по собственному желанию.

Таким образом, стадия наблюдения является только подготовительным этапом в деле о банкротстве, где управляющий может оценить ситуацию и выдвинуть свои рекомендации относительно будущего предприятия и его задолженностей.

Обязанности временного управляющего при процедуре наблюдения

Процесс признания несостоятельности юридического лица всегда начинается с направления одним из участников соответствующего заявления в суд. В течение трёх дней судья должен рассмотреть иск и определить следующие действия.

Если суд посчитает заявление обоснованным, он вводит процедуру наблюдения и назначает ответственного специалиста – временного управляющего (ВУ). Согласно Закону «О несостоятельности» назначенный управленец на протяжении наблюдательной стадии, которая длится 3–5 месяцев, полностью контролирует процесс, представляет интересы должника, а за свои услуги получает денежное вознаграждение.

Направить иск в суд о начале процесса банкротства может должник, заимодатель или уполномоченный орган. Если процесс инициируется заимодателем, в своём обращении он указывает реквизиты кандидата на должность управляющего и наименование организации, где числится специалист.

После утверждения заявления и начала процесса банкротства суд рассматривает возможность назначения предложенного кандидата. Если представленный специалист не подходит по некоторым причинам, а других предложений на назначение нет, суд направляет запрос в специальную организацию. В этом случае в течение семи дней в суд направляют необходимого специалиста.

Как правило, ВУ назначают физическое лицо со статусом ИП. Если специалист является государственным служащим, он может не иметь статуса ИП.

Кандидат на должность ВУ не должен иметь судимость и личную заинтересованность в результатах процесса. А также специалист не должен иметь опыта руководства в организации должника.

Специалист выполняет свои обязанности на протяжении стадии наблюдения и складывает свои полномочия после:

  • введения судом следующей стадии банкротства и избрания внешнего или конкурсного управляющего;
  • заключения сторонами мирового соглашения;
  • отказа суда в дальнейшем рассмотрении дела о банкротстве.

Полномочия ВУ на стадии наблюдения, следующие:

  • Направление заявления в суд с требованием признания некоторых сделок должника, заключённых с нарушением законодательных норм, недействительными или фиктивными.

Это связано с тем, что последствия от таких неправомерных сделок оказывают негативное влияние на платёжеспособность юрлица.

  • Взаимодействие с руководителями организации при заключении некоторых договоров. К таким сделкам относятся: операции с недвижимостью; сделки с активами компании на сумму более 10% от балансовой стоимости всего имущества должника; кредитные договоры; операции по получению гарантий и привлечению поручителей; договора цессии.
  • Инициирование отстранения от должности руководителей компании, которые подписывают заведомо убыточные договоры.
  • Ознакомление с любыми данными, связанными с деятельностью должника. В случае отказа руководителей фирмы предоставлять какие-либо документы, управляющий имеет право обратиться с таким требованием через судебный орган.

Если необходимая документация была уничтожена на предприятии, управленец имеет право запрашивать информацию у контрагентов юрлица.

  • Направление в суд жалоб на отдельных заимодателей, выдвигающих неправомерные претензии.
  • Организация мероприятий, необходимых для обеспечения сохранности имущества должника.

Во время наблюдательной стадии на руководство компании накладываются некоторые ограничения, чтобы ими не нарушались права временного управляющего при процедуре наблюдения.

Основные обязанности временного управляющего:

  • Составление реестра заимодателей.
  • Письменное извещение всех заимодателей о начале наблюдательного процесса.
  • Организация первого заседания заимодателей, которое проводится за 10 дней до первого заседания суда.
  • Анализ и оценка финансового положения юрлица.
  • Выявление причин возникновения несостоятельности компании.
  • Определение степени ликвидности имущества юрлица.
  • Составление прогнозов восстановлению платёжеспособности должника.
  • Разработка плана по восстановлению финансовой состоятельности компании.
  • Проверка банкротства на фиктивность. Если управленец выявит признаки преднамеренной несостоятельности, он должен оценить возможность привлечения к ответственности менеджмента компании.
  • Мониторинг действий руководителей юрлица и противодействие подписанию убыточных соглашений.
  • Составление отчётности по окончании стадии наблюдения.

Составление плана действий

Как только управляющий приступает к исполнению своих обязанностей, он должен составить план мероприятий, которые будут им реализовываться в процедуре наблюдения. В этом документе могут содержаться следующие пункты:

  • Анализ отчётных документов и договоров юрлица за последние три года.
  • Инвентаризация и оценка имущества должника.
  • Проверка контрагентов должника и выявление среди них неблагонадёжных компаний.
  • Проверка поступивших кредиторских претензий на их соответствие законодательным нормам.

По результатам реализации разработанного плана управляющий составляет отчёт, который предоставляется на рассмотрение заимодателям и суду.

В процессе своей работы временный управленец несёт расходы, связанные с оплатой услуг оценщиков, размещением публикаций, рассылкой письменных уведомлений, организацией заседаний заимодателей и прочие затраты.

В случае экономического обоснования и документального подтверждения расходы наблюдателя должны быть компенсированы.

Однако, если управленец был отстранён от своей должности из-за ненадлежащей работы, ему могут не компенсировать вышеперечисленные затраты.

За проведённую работу ВУ при банкротстве получает вознаграждение, которое выплачивается из средств должника. Вознаграждение временного управляющего состоит из фиксированного оклада и процентной части. Эти суммы относятся к первоочерёдным выплатам должника и регулируются Законом «О несостоятельности».

Размер фиксированного оклада составляет 30 тыс. рублей в месяц. По инициативе участников процесса суд может увеличить оклад управленца. Однако, в случае досрочного отстранения специалиста, это решение можно обжаловать, а выплату вознаграждения приостановить.

Расчёт процентов производится исходя из размера стоимости активов должника.

Отчётность управленца в стадии наблюдения

По результатам своей работы ВУ составляет отчёт, который он представляет суду и заимодателям. В этом документе специалист отражает следующую информацию:

  • данные по мероприятиям, проводимым для сбережения активов должника и поиску заимодателей;
  • отчётные сведения по всем обращениям специалиста в судебную инстанцию;
  • обоснования возможности выхода предприятия из финансового кризиса;
  • другие рекомендации и сведения по результатам своей деятельности.

В зависимости от состава отчёта ВУ о результатах проведения запланированных мероприятий к нему прилагаются следующие документы:

  • комплексный анализ и оценка финансового состояния и деятельности юрлица;
  • документы, подтверждающие фиктивность банкротства;
  • реестр требований заимодателей;
  • протоколы заседаний заимодателей;
  • прочие документы.

Причины обжалования действий временного управляющего

Причинами для обжалования действий специалиста может стать его непрофессионализм или неправомерность его действий. Обжаловать работу управленца могут заимодатели, руководители юрлица или уполномоченные органы, которые направляют свои жалобы в суд с требованием сменить специалиста или привлечь его к ответственности.Если судья принимает их требования, управленец может быть привлечён к ответственности или отстранён.

Временный управляющий при банкротстве

Актуально на: 28 июня 2017 г.

Для проведения процедуры наблюдения при банкротстве арбитражным судом утверждается временный управляющий (п. 1 ст. 65, ст. 45, ст. 2 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Именно он должен опубликовать в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве сообщение о введении наблюдения (п. 1 ст. 68, п. 6 ст. 28 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ), в котором указываются сведения (п. 4 ст. 68, п. 6 ст. 28 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ):

  • о должнике (наименование организации или ФИО должника-гражданина и его адрес);
  • об определении суда, которым введена процедура наблюдения (наименование арбитражного суда, дата определения, номер дела о банкротстве);
  • о самом временном управляющем (его ФИО и адрес для направления корреспонденции);
  • о дате судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве, установленной арбитражным судом.

Но, конечно, опубликование сообщения в ЕФРСБ – это не единственная обязанность временного управляющего.

Итак, что должен делать временный управляющий. Во-первых, принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника и провести анализ его финансового состояния (п. 1 ст. 67 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). На основании данных финансовой отчетности, результатов инвентаризации, документов, подтверждающих права собственности компании-должника, временный управляющий должен прийти к обоснованному выводу о возможности или невозможности восстановления платежеспособности организации (п. 3 ст. 70 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Во-вторых, временный управляющий обязан определить кредиторов должника, уведомить их о введении процедуры наблюдения и включить требования кредиторов в реестр (п. 1 ст. 67, п. 1 ст. 71 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Также он должен созвать и провести их первое собрание. Для этого временный управляющий устанавливает дату проведения собрания и уведомляет о ней всех конкурсных кредиторов (п. 1 ст. 72 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Не позднее чем за 5 дней до даты заседания по рассмотрению дела о банкротстве (она указывается в определении о введении наблюдения), временный управляющий должен представить в суд отчет о своей работе и протокол первого собрания кредиторов. При этом вместе с отчетом в суд должно быть направлено заключение о финансовом состоянии должника, заключение о наличии или отсутствии оснований для оспаривания его сделок, а также оценка целесообразности введения иных «банкротных» процедур в отношении организации в дальнейшем (п. 2 ст. 67 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Эти документы также оформляет временный управляющий.

А протокол первого собрания кредиторов подается в суд с копиями:

  • реестра требований кредиторов;
  • бюллетеней для голосования;
  • документов, обосновывающих полномочия участников собрания;
  • документов, которые были представлены на собрании для ознакомления или утверждения;
  • документов, свидетельствующих об уведомлении кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания;
  • иных документов (п. 7 ст. 12 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Арбитражный управляющий

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Арбитра́жный управля́ющий — это лицо, назначенное арбитражным судом, для проведения процедуры банкротства несостоятельной организации или гражданина . Деятельность управляющего необходима, прежде всего, для координации под контролем арбитражного суда всей хозяйственной деятельности должника в целях максимального удовлетворения требований его кредиторов за счет полной или частичной реализации имущества должника. C 2011 года торги по реализации имущества должников проводятся в электронной форме.

Арбитражный управляющий — гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Деятельность арбитражного управляющего является для него частной практикой и связана с осуществлением им полномочий, которые в значительной степени носят публично-правовой характер. Решения арбитражного управляющего являются обязательными и влекут правовые последствия для широкого круга лиц.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих — это некоммерческая организация, которая основана на членстве, созданная гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

В зависимости от процедуры банкротства и выполняемых функций арбитражный суд назначает арбитражного управляющего в каждом конкретном деле о банкротстве в качестве:

  • временного управляющего (процедура наблюдения),
  • административного управляющего (процедура финансового оздоровления),
  • внешнего управляющего (процедура внешнего управления),
  • конкурсного управляющего (процедура конкурсного производства).
  • финансового управляющего (процедуры банкротства граждан)

В судебном акте об утверждении арбитражного управляющего помимо фамилии, имени и отчества арбитражного управляющего указываются данные, позволяющие его индивидуализировать (идентификационный номер налогоплательщика, регистрационный номер в сводном государственном реестре арбитражных управляющих либо в реестре арбитражных управляющих, являющихся членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих и т. п.), сведения о наименовании саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является, и почтовый адрес в Российской Федерации, по которому все заинтересованные лица могут направлять ему корреспонденцию в связи с его участием в данном деле о банкротстве.

Публично-правовой статус арбитражных управляющих обуславливает право законодателя предъявлять к ним специальные требования, а также возлагает ответственность за обеспечение проведения процедур банкротства надлежащим образом. Так, арбитражным управляющим может быть только гражданин Российской Федерации, состоящий только в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Для членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих он должен соответствовать требованиям, установленным соответствующей организацией, в том числе:

  • наличие высшего профессионального образования;
  • наличие стажа работы на руководящих должностях и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего;
  • сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;
  • отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;
  • отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;
  • наличие договора обязательного страхования ответственности;
  • внесение установленных в СРО членских и иных взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд.

Конкурсный кредитор или уполномоченный орган, являющиеся заявителями по делу о банкротстве, либо собрание кредиторов вправе выдвигать к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве следующие дополнительные требования:

  • наличие высшего юридического или экономического образования либо образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;
  • наличие определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;
  • проведение в качестве арбитражного управляющего определенного количества процедур, применяемых в деле о банкротстве.

В случае, если на арбитражного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, на него распространяются все требования, установленные законами и иными нормативными правовыми актами для руководителя такого должника, и по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные законами и иными нормативными правовыми актами для руководителя такого должника.

В случае, если исполнение полномочий руководителя должника связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, арбитражный управляющий должен иметь допуск к государственной тайне по форме, соответствующей форме допуска, необходимой для исполнения полномочий руководителя данного должника и соответствующей высшей степени секретности сведений, обращающихся на предприятии должника.

Ссылки

  • Федеральный закон Российской Федерации от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Что делает и сколько получает антикризисный управляющий

Профессия антикризисного управляющего очень престижная и высокооплачиваемая. Но просто так больших денег никто платить не будет – нужно быть высококлассным «спасателем» тонущего бизнеса.

Средняя заработная плата: 350000 рублей в месяц

Рейтинг профессии

Востребованность 90% Оплачиваемость 77% Конкуренция 64% Входной барьер 40% Перспективы 89% Антикризисный менеджер – это специалист широкого профиля, который выводит компании, организации и целые отрасли из кризисных ситуаций и банкротства. Специальность пользуется высокой популярностью, так как она перспективна и высокооплачиваема. Однако в самом начале карьеры рассчитывать на работу с крупными предприятиями не стоит, ведь управляющий должен обладать не только теоретическими, но и практическими знаниями. Познакомимся с профессией и ее особенностями ближе.

Экскурс в историю

Кризисные менеджеры начали пользоваться очень высоким спросом во время кризиса 2006 года, когда страну накрыло массовое банкротство компаний. Однако первым представителем этой профессии можно смело назвать Алексея Орлова, который сумел вывести Российскую империю не из одного кризиса. Конечно же, тогда никто не знал о существовании подобной специальности, но Орлов стал ее ярким представителем.

Он помог царице Екатерине совершить государственный переворот, свергнув с престола ее супруга – царя Петра III. Позже предложил российскому флоту разбить сильнейший в мире и веками господствовавший в Средиземном море турецкий флот в его же водах. После этого Россия на долгие годы обрела морское господство. Это далеко не все заслуги Орлова перед Екатериной и всей страной, которые характеризуют его как нестандартно мыслящего человека, умеющего искать выходы даже из самых сложных ситуаций.

Особенности профессии

Современный кризис-менеджер занимается тем же, чем в свое время прославился Алексей Орлов. Он приходит в самый сложный для компании или предприятия момент, оценивает риски, условия работы и другие показатели, влияющие на финансовое здоровье. Далее – разрабатывает и внедряет план по спасению организации и выводу ее из кризисного состояния.

Найти все «проплешины» в финансовом секторе и работе руководства и определить другие слабые места может только очень грамотный специалист. Основными функциями менеджера являются:

  • недопущение экономического регресса;
  • предупреждение банкротства.

Чтобы выстроить грамотную стратегию по выводу компании из сложной ситуации, нужно обладать не только большим багажом знаний, но и психологической устойчивостью. Менеджер работает, как правило, в неблагоприятной моральной среде, потому он должен иметь стойкую нервную систему.

Специализации

В антикризисном менеджменте есть два основных направления. Первое – арбитражный консультант. Его особенность заключается в некоммерческом партнерстве. При Союзе менеджеров и антикризисных управляющих содержится арбитражный суд, который выдает компании специалиста в случае ее заявления о банкротстве или возникновении кризисной ситуации. Для начала работы не нужно регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, необходима только лицензия.

Второе направление – независимый консультант. Это индивидуальный предприниматель и коммерческое лицо, которое по-настоящему заинтересовано в благополучном исходе антикризисной кампании и дальнейшей судьбе организации, которая его нанимает. Он не только прогнозирует выход предприятия из кризиса, но и участвует в аттестационных комиссиях, оценке платежеспособности предприятия, переговорах с кредиторами, погашении долговых обязательств перед ними и т. д. Уровень ответственности и обязанностей намного больше, чем у арбитражного консультанта, соответственно, и оклад выше.

Где получить образование

Для того чтобы работать в антикризисном департаменте крупной компании или открыть свою собственную организацию, нужно иметь диплом о высшем образовании. Получить его удастся в учреждениях, где готовят специалистов по антикризисному управлению.

Выбрать можно, например, среди таких престижных вузов:

  • РЭУ имени Г. В. Плеханова;
  • Российский государственный гуманитарный университет;
  • Московский государственный университет;
  • Финансовая академия при правительстве РФ;
  • Государственный университет управления.

Дополнительное образование дают в Школе бизнеса при Академии внешней торговли (ВАВТ, Москва). Также можно окончить Президентскую программу «Подготовка народных кадров для хозяйства и экономики РФ» по специализации «Антикризисное управление». Управляющие с несколькими образованиями выше ценятся, также освоение смежных профессий дает больше понимания о работе рынка, заключении сделок, международных отношениях и других отраслях, в которых должен ориентироваться профессионал.

Что касается экзаменов, то перед поступлением в экономические вузы нужно позаботиться об успешном прохождении ЕГЭ по русскому языку и математике. Скорее всего, понадобятся еще и английский язык или обществознание (или оба предмета сразу) – это надо уточнять на сайте выбранного вуза.

Круг обязанностей

Работать приходится в накаленной атмосфере вражды, ведь к помощи кризис-менеджеров чаще всего прибегают только в критических ситуациях. Долги, размолвки между владельцами и управляющим составом, явные и скрытые войны, недовольные сотрудники – все это входит в привычную для консультантов обстановку. При этом необходимо мобилизовать все силы и выполнять обязанности антикризисного менеджера максимально точно.

Антикризисный менеджер проводит следующие мероприятия:

  • устанавливает и уведомляет кредиторов компании о начале процедуры банкротства;
  • анализирует финансовое положение компании;
  • выясняет, нет ли признаков фиктивного или преднамеренного банкротства;
  • получает и рассматривает требования, выдвигаемые кредиторами;
  • проводит инвентаризацию имущества компании и анализирует его состояние;
  • принимает меры по сохранению имущества организации;
  • оценивает имущество, составляет отчет по типовой форме;
  • оптимизирует финансовые потоки и производство.

Также важно уметь регулировать конфликтные ситуации. Менеджер является связующим звеном между всеми участниками оформления процесса банкротства.

Личные качества

Работать кризис-менеджером может далеко не каждый человек. Эта профессия требует наличия специфических знаний в области экономики, менеджмента, аудита, бухгалтерского учета, маркетинга, юриспруденции. Профессионалы должны обладать такими личными качествами:

  • умение быстро принимать верные решения и нести за них ответственность;
  • готовность к появлению непредвиденных обстоятельств;
  • аналитическое мышление, умение выстраивать стратегии и планировать;
  • адекватное восприятие критики и готовность к неудачам;
  • способность видеть негативные и положительные стороны;
  • умение правильно расставлять приоритеты;
  • навыки коммуникации с управляющим и линейным персоналом.

Антикризисному управляющему нужно уметь доносить даже очень сложную информацию простыми словами, чтобы ее восприняли все участники процесса выведения компании из состояния банкротства.

Сколько можно заработать

Начинающий управляющий без особого опыта может зарабатывать примерно от $2000. Средний оклад по России колеблется в пределах $60 000–120 000. В регионах получают меньше, да и их востребованность не так велика.

При наличии хорошего резюме и богатого опыта работы можно получать $15 000 в месяц и более. Как правило, оклад кризис-менеджеров на 20–30% выше, чем у штатных руководителей. Многие компании выплачивают неплохие бонусы по результатам сотрудничества.

Как строить карьеру

Идеально, если у компании есть свой антикризисный департамент, в котором работает несколько специалистов, способных предотвратить критические ситуации. Однако далеко не все организации могут себе позволить такую роскошь, – это первая и главная причина, по которой в штат кризис-менеджеров не берут. Также управляющий, который длительное время работает в организации, не может объективно оценить ее проблемы и найти эффективные пути их решения. Именно по этой причине в России большинство антикризисных управляющих – это птицы свободного полета.

Начинать карьеру можно уже на последних курсах вуза, молодые менеджеры на стадии преддипломной практики востребованы в государственных и муниципальных организациях. Также можно найти место младшего сотрудника или помощника в консалтинговых конторах, юридических фирмах или антикризисных департаментах крупных организаций.

Еще один вариант – попробовать свои силы в качестве арбитражного управляющего, это позволит набраться опыта у коллег высшего ранга, ознакомиться с документацией, необходимой для работы, и приобрести другие профессиональные качества.

Спустя пару лет можно перейти к практике независимого консультанта. Для этого специалист должен получить работу в некоммерческом партнерстве «Союз менеджеров и антикризисных управляющих». У некоторых на этой ступени карьерный рост заканчивается. Но наиболее упорные профессионалы идут дальше – регистрируют ИП, открывают собственный отдел в СРО «Союз менеджеров антикризисных управляющих».

Перспективы

Кризисные менеджеры довольно востребованы, а по-настоящему классные специалисты еще и очень высоко оплачиваемые. Большинство профессионалов отходят от дел уже после 50 лет, так как у них просто-напросто отпадает потребность в работе. Однако для того чтобы стать настолько «прокачанным» управляющим, нужно работать с крупными предприятиями. Краткосрочные проекты не очень хорошо отражаются на резюме, лучше всего, если сотрудничество с одним клиентом длится 1–2 года. Но если за время недлительного партнерства были достигнуты блестящие результаты, это, конечно же, только плюс к репутации антикризисного менеджера.

Временный управляющий при банкротстве

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *