Закон о лицензировании образовательной деятельности

Образовательная деятельность школ, вузов или иных образовательных учреждений подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (статья 12), Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 91). Порядок проведения лицензирования образовательной деятельности установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966.

Целью лицензирования образовательной деятельности является повышение качества и безопасности образовательной деятельности на основе лицензионного контроля соблюдения требований нормативно-правовых актов в сфере образования. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, а их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении образовательной деятельности.

В целях методического обеспечения руководителей школ, вузов или иных образовательных учреждений сотрудниками редакции журнала «Управление образовательной организацией» и редакции сайта «http://управление-образовательной-организацией.рф» в разделе «Статьи» подготовлена рубрика «Лицензирование и аккредитация», содержащая оригинальные статьи и методические материалы по организационно-правовым вопросам лицензирования образовательной деятельности.

Рубрика предназначена для руководителей и специалистов органов управления образованием, Рособрнадзора, школ, вузов или иных образовательных учреждений. Все размещенные на сайте материалы основаны на действующих нормативно-правовых документах. Помимо теоретических положений представлены практические рекомендации и образцы локальных документов в сфере лицензирования образовательной деятельности.

В разделе «Документы» сайта «http://управление-образовательной-организацией.рф» также содержится рубрика «Лицензирование и аккредитация», содержащая основные нормативно-правовые и методические документы по лицензированию образовательной деятельности.

АННОТАЦИИ СТАТЕЙ (В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ)

Аккредитация образовательной деятельности

В статье на основе действующих законодательных и нормативно-правовых актов рассматриваются организационно-правовые вопросы аккредитации образовательной деятельности

Аккредитация (лат. accredo, «доверять») — процедура официального подтверждения соответствия объекта установленным критериям и показателям (стандарту). Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях.

Аккредитация образовательной деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 92) и проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами. Порядок проведения аккредитации установлен Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1039.

Государственная аккредитация образовательной деятельности

Публикация подготовлена на основе статьи 92 «Государственная аккредитация образовательной деятельности» Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации».

Государственная аккредитация образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью

В связи с неоднозначной трактовкой в субъектах Российской Федерации вопроса о государственной аккредитации образовательной деятельности по адаптированной образовательной программе и адаптированной основной общеобразовательной программе, которые реализуются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в рамках Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Минобрнауки России совместно с Рособрнадзором России подготовил разъяснения своей позиции в части государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью.

Законодательные основы лицензирования образовательной деятельности

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (статья 12), Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 91). Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Порядок проведения лицензирования установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования. Соответственно лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с «Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью» (утв. приказом Минобрнауки России от 17.11.2017 N 1134) или «Административным регламентом исполнения органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью» (утв. приказом Минобрнауки России от 07.12.2017 N 1197

Как правильно обжаловать решения и действия Рособрнадзора, а также его должностных лиц

Вашу организацию в рамках лицензионного контроля за образовательной деятельностью проверил Рособрнадзор и вынес, по Вашему мнению, неправомерное решение. Что делать?

Если Вы уверены в своей правоте, то любые решения и действия Рособрнадзора можно обжаловать. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Рособрнадзора, а также его должностных лиц описан в главе V Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.11.2017 N 1134.
Предметом такого обжалования являются действия (бездействие) должностных лиц Рособрнадзора, а также решения, принятые ими в ходе лицензионного контроля за образовательной деятельностью.

Как Рособрнадзор осуществляет лицензионный контроль за образовательной деятельностью

Рособрнадзор осуществляет лицензионный контроль за образовательной деятельностью в соответствии с «Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью», утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.11.2017 N 1134. Документ определяет сроки и последовательность административных процедур и действий при исполнении указанной государственной функции Рособрнадзором.

Предметом лицензионного контроля за образовательной деятельностью является соблюдение лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности

Когда нужно переоформлять лицензию на осуществление образовательной деятельности

В статье на основе действующих нормативно-правовых актов рассмотрены основания для переоформления лицензии на осуществление образовательной деятельности. Основания для переоформления лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее — лицензия) установлены:

— Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон о лицензировании);

— Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об образовании);

— Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона о лицензировании лицензия подлежит переоформлению в случаях:

— реорганизации юридического лица в форме преобразования;

— изменения наименования юридического лица;

— изменения адреса места нахождения юридического лица, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

— изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности;

— изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Контроль специальных условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Статья содержит методические рекомендации для экспертов, участвующих в мероприятиях по государственному контролю (надзору), лицензионному контролю по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Лицензионные требования при осуществлении образовательной деятельности и проверяемая в ходе лицензионного контроля документация по их соблюдению

Проверки в рамках лицензионного контроля, как правило, начинаются с проверки наличия и правильности оформления документов, подтверждающих соблюдение лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности.

Основные лицензионные требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности изложены в п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966. К основным лицензионным требованиям относятся:

— наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;

— наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами;

— наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

— наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам;

— наличие печатных и (или) электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам, в соответствии со статьей 18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

— наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего в том числе требования статьи 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

— наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

— наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

— наличие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, научных работников в соответствии со статьей 50 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Помимо основных вышеуказанных лицензионных требований к лицензиату при реализации определенных видов образовательных программ имеются дополнительные лицензионные требования (п. 7 Положения):

Лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также документы, предоставляемые в Рособрнадзор по этим требованиям

Лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности, содержатся в Положении о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966.

В статье рассмотрены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также документы, предоставляемые в Рособрнадзор по этим требованиям.

Лицензионный контроль за образовательной деятельностью на региональном уровне

Лицензионный контроль за образовательной деятельностью на региональном уровне осуществляется в соответствии с «Административным регламентом исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью», утвержденным приказом Минобрнауки России от 07.12.2017 N 1197. Документ определяет сроки и последовательность административных процедур и действий при исполнении указанной государственной функции органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.

Предметом лицензионного контроля за образовательной деятельностью является соблюдение лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории субъекта РФ (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона N 273-ФЗ).

Лицензирование образовательной деятельности

В основополагающей статье на основе действующих законодательных и нормативно-правовых актов рассматриваются вопросы лицензирования образовательной деятельности.

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (статья 12), Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 91). Лицензирование осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Порядок проведения лицензирования образовательной деятельности установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.

Рособрнадзор осуществляет лицензирование образовательной деятельности в отношении:

— организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

— федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

— российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;

— иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации;

Органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, осуществляет лицензирование в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта РФ, за исключением организаций, которые лицензируются Рособрнадзором.

Целью лицензирования образовательной деятельности является повышение качества и безопасности образовательной деятельности на основе лицензионного контроля соблюдения требований нормативно-правовых актов в сфере образования. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, а их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении образовательной деятельности.

Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности

Положение устанавливает порядок проведения государственной аккредитации образовательной деятельности образовательных организаций по реализации основных образовательных программ (за исключением образовательных программ дошкольного образования). Утверждено постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1039 (ред. от 05.10.2018).

Положение о лицензировании образовательной деятельности

Положение устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно. Утверждено постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (ред. от 18.01.2018).

Порядок обжалования решений регионального органа управления образованием, осуществляющего лицензионный контроль за образовательной деятельностью

Вашу организацию в рамках лицензионного контроля проверил региональный орган управления образованием, осуществляющий лицензионный контроль за образовательной деятельностью, и вынес, по Вашему мнению, неправомерное решение. Если Вы уверены в своей правоте, то вынесенное решение можно обжаловать. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования таких решений описан в главе V «Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью», утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.12.2017 N 1197.

Предметом такого обжалования являются действия (бездействие) должностных лиц уполномоченного органа, решения, принятые ими в ходе исполнения государственной функции по лицензионному контролю.

Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является подача заявителем жалобы. Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе либо в электронной форме в уполномоченный орган. Жалоба может быть направлена по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе через официальный сайт уполномоченного органа, Единый портал, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Форма лицензии на осуществление образовательной деятельности

Публикация содержит:

— форму лицензии на осуществление образовательной деятельности

— форму приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности

— технические требования к лицензии на осуществление образовательной деятельности и приложению к ней

Вышеуказанные формы утверждены приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 N 1320 (ред. от 21.11.2014) «Об утверждении формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности и технических требований к указанным документам».

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ В ОБЛАСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ И АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ)

Административный регламент исполнения органами власти субъектов РФ функции по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью

Административный регламент исполнения органами власти субъектов РФ функции по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью

Приказ Минобрнауки России от 07.12.2017 N 1197 «Об утверждении Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2018 N 50234)

Административный регламент исполнения Рособрнадзором государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью

Административный регламент исполнения Рособрнадзором государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью

Приказ Минобрнауки России от 17.11.2017 N 1134 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.02.2018 N 50106)

Административный регламент предоставления органами государственной власти субъектов РФ государственной услуги по аккредитации образовательной деятельностью

Административный регламент предоставления органами государственной власти субъектов РФ государственной услуги по аккредитации образовательной деятельности

Приказ Минобрнауки России от 29.10.2014 N 1398 (ред. от 17.04.2017) «Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2015 N 35874)

Административный регламент предоставления федеральной службой по надзору в сфере образования государственной услуги по аккредитации образователной деятельности

Административный регламент предоставления федеральной службой по надзору в сфере образования государственной услуги по аккредитации образовательной деятельности

Приказ Минобрнауки России от 16.09.2014 N 1227 (ред. от 25.10.2016) «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.11.2014 N 34654)

Контроль специальных условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Источник: письмо Рособрнадзора от 14.11.2016 N 05-616 «О направлении методических рекомендаций для экспертов, участвующих в мероприятиях по государственному контролю (надзору), лицензионному контролю по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья».

Методические материалы о государственной аккредитации образовательной деятельности

Письмо Рособрнадзора от 09.09.2014 N 11-200 «О направлении методических материалов о государственной аккредитации образовательной деятельности»

Методические материалы о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности

Письмо Рособрнадзора от 09.09.2014 N 11-201 «О направлении методических материалов о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности»

Методические рекомендации по подготовке документов, необходимых для получения государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания соискателям лицензии на осуществление образовательной деятельности и лицензиатам информационной и методической помощи по оформлению и представлению необходимых для получения государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности (далее государственная услуга) документов и сведений.

О государственной аккредитации образовательной деятельности

Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1039 (ред. от 05.10.2018) «О государственной аккредитации образовательной деятельности»

(вместе с «Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности»)

О лицензировании образовательной деятельности

Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (ред. от 18.01.2018) «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности»)

Общие требования к порядку выдачи и переоформления лицензии на осуществление образовательной деятельности

Письмо ФАНО России от 19.11.2014 N 007-18.1-07/АМ-1540 «О лицензировании образовательной деятельности»

Разъяснения о государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью

Разъяснения о государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью

Форма лицензии на осуществление образовательной деятельности

Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 N 1320 (ред. от 21.11.2014) «Об утверждении формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности и технических требований к указанным документам» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.01.2014 N 31031)

Форма лицензии на осуществление образовательной деятельности

Источник: приложение N 1 к приказу Минобрнауки России от 10.12.2013 N 1320 (ред. от 21.11.2014) «Об утверждении формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности и технических требований к указанным документам».

Формы документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере образования в процессе лицензирования образовательной деятельности

Приказ Рособрнадзора от 12.03.2015 N 279 (ред. от 21.12.2017) «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в процессе лицензирования образовательной деятельности» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.04.2015 N 37077)

Формы заявлений о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности

Приказ Минобрнауки России от 18.03.2014 N 193 (ред. от 09.06.2016) «Об утверждении форм заявлений о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации, о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации и о выдаче дубликата свидетельства о государственной аккредитации (временного свидетельства о государственной аккредитации)» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.04.2014 N 32162)

Формы свидетельств о государственной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Приказ Минобрнауки России от 27.01.2014 N 45 (ред. от 21.11.2014) «Об утверждении форм свидетельств о государственной аккредитации, временного свидетельства о государственной аккредитации и приложений к ним, а также технических требований к указанным документам» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2014 N 31446)

Содержание

Перечень документов для получения лицензии на дополнительное образование (копии):

  • Учредительные документы организации или учреждения (скан),
  • Свидетельство о регистрации в качестве юридического лица и присвоении ОГРН,
  • Свидетельство о постановке на налоговый учет и присвоении ИНН,
  • Штатное расписание,
  • Учебный план по каждой образовательной программе, заявленной к лицензированию (мы предоставляем канву и помогаем в заполнении),
  • Документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии оснащенных зданий, помещений и территорий,
  • Заключение Роспотребнадзора,
  • Заключение МЧС о пригодности помещений, используемых для проведения образовательного процесса, для некоммерческих организаций (НКО),
  • для учреждений дополнительного образования — структура профессиональных программ по каждому направлению,
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления,
  • доверенность организации (если документы сдает уполномоченное лицо организации),
  • утвержденное в установленном порядке Положение о структурном подразделении образовательной организации (для научной организации или организации, имеющей образовательное подразделение),
  • утвержденное в установленном порядке Положение о филиале (нотариально заверенная, для соискателей лицензий, имеющим филиал или филиалы),
  • документ, подтверждающий проведение экспертной оценки последствий договора аренды для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей (для соискателей лицензии, арендующих помещения для организации учебного процесса в государственном или муниципальном учреждении, являющегося объектом социальной инфраструктуры для детей),
  • представление руководства религиозной организации (для образовательного учреждения, созданного религиозной организацией или входящей в ее структуру),
  • опись документов, представленных для получения лицензии.

Образовательная деятельность требует повышенного внимания со стороны государства. Лицензирование образовательной деятельности — это обязательное условие для тех, кто хочет заниматься обучением и вести образовательную деятельность. Даже повышение квалификации требует получения лицензии, которая позволяет исключить предоставление неквалифицированных образовательных услуг, а в случае нарушения требований лицензии — остановить их. Лицензия на образовательную деятельность — это документ, который выдает Минобразование субъекта РФ, чтобы вести учет образовательных организаций и учреждений, контролировать их работу.

Законодательная база лицензирования образовательной деятельности

Все образовательные организации, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, обязаны иметь разрешение на предоставление своих услуг. Выдача лицензии на образовательную деятельность осуществляется на основании специального Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Осуществление образовательной деятельности до получения лицензии влечёт нарушение закона и может обернуться негативными последствиями, как для организации, так и для ее руководителей. За работу без лицензии предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность, в том числе — с возвратом полученного дохода в пользу государства.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности привязывается как к юридическому адресу организации, так и, в случае осуществления образовательной деятельности по обучению детей и взрослых, к адресу осуществления лицензируемой деятельности. Она действует бессрочно, но требует переоформления в случае смены адреса или названия. Лицензия – необходимое основание для предоставления услуг и получения предусмотренных льгот и субсидий (например, в случае обучения социально незащищённых слоёв общества). На основании лицензии образовательное учреждение приобретает права, обязанности и статус, а также несет ответственность за свою работу перед государством. А Рособрнадзор или профильный Департамент Минобрнауки контролируют его работу.

Какие организации могут заниматься образовательной деятельностью

В соответствии с законом обучать граждан с выдачей документов об обучении или образовании, имеют право только образовательные организации и организации, осуществляющие обучение. Один из способов государства осуществить контроль за их работой – предоставление лицензии на право осуществления образовательной деятельности.

Вести образовательную деятельность вправе:

  1. Организации, осуществляющие социальное обслуживание, в т.ч. детей.
  2. Организации, обучающие по программам магистратуры, ординатуры, профессионального и дополнительного обучения, а также ведущие подготовку научно-педагогических кадров.
  3. Дипломатические представительства и консульства.
  4. Юридические лица, осуществляющие обучение по образовательным программам дополнительного профессионального, школьного и дошкольного обучения.

Для осуществления этой деятельности на основании лицензии образовательного учреждения в структуре компании создается специальное подразделение — учебный центр.

Кто выдает лицензии на образование?

Заниматься обучением можно на основании образовательной лицензии для организаций. Лицензирование осуществляется по:

  • уровням образования;
  • видам образования;
  • профессиям и специализациям;
  • направлениям профессиональной подготовки;
  • подвидам дополнительного обучения.

Лицензированием образования занимаются:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования;
  2. Органы исполнительной власти субъектов федерации.

Кому нужна образовательная лицензия

Всем организациям осуществляющим обучение или ведущим образовательную деятельность.

Государство регулирует следующие виды образовательных услуг:

  1. Дошкольное, общее, среднее специальное и высшее образования.
  2. Профессиональное обучение.
  3. Дополнительное образование.
  4. Профессиональную переподготовку.

Чтобы получить образовательную лицензию, организация должна точно понимать, какой вид услуг она будет предоставлять. Для каждого вида предусмотрен свой профессиональный стандарт, утвержденный приказом Минобрнауки. Опираясь на него, организации должны составлять учебные планы, и осуществлять свою деятельность.

Минобразование контролирует следующие организации:

  • детские сады;
  • центры дошкольного развития;
  • школы;
  • колледжи;
  • религиозные школы;
  • институты;
  • образовательные курсы для взрослых и детей;
  • учебные центры повышения квалификации и переподготовки;
  • послевузовское образование.

Лицензия на образовательную деятельность

требуется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, специализирующимся на обучении. Организации, деятельность которых узаконена, получают право выдавать своим выпускникам документы об образовании. Форма документа устанавливается самим учреждением и заверяется подписью и печатью.

Кто может обойтись без лицензии на образование

Образовательная лицензия для ИП, в случае предоставления услуг самим предпринимателем, не требуется. Требование получения лицензии также не распространяется на преподавателей, которые лично занимаются учебной деятельностью (им достаточно встать на налоговый учет или зарегистрироваться в качестве самозанятых). Документы могут не оформлять:

  • репетиторы;
  • индивидуальные преподаватели языков;
  • личные тренеры;
  • няни-гувернантки.

Если организация принимает в штат сотрудников, в обязанности которых не будет входить обучение, получение лицензии на осуществление образовательной деятельности не требуется. Соответствующий документ также не нужен компаниям, проводящим кратковременные семинары, лекции, тренинги и факультативы, не завершающиеся выдачей документа о повышении образовательного уровня. Подобные программы с 2013 года по закону были исключены из образовательной программы и причислены к классу культурных и досуговых.

Порядок оформления образовательной лицензии

Чтобы получить лицензию на образовательную деятельность, необходимо подготовить полный пакет документов и обратиться в соответствующую службу:

  1. Для организаций федерального значения и филиалов иностранных компаний – это Рособрнадзор.
  2. Для остальных категорий – это региональный орган субъекта федерации.
  3. В перечень документов входят:
  • Копии свидетельств о регистрации учреждения и постановки на учет в налоговой службе.
  • Договор на собственность или аренду помещения.
  • Справка о материально-техническом обеспечении.
  • Заключение, подтверждающее соответствие помещения санитарным нормам.
  • Справка от пожарной инспекции (для НКО).
  • Учебный план и программа обучения.
  • Информация о педагогах.
  • Справка о наличии всего необходимого для обучения оборудования и литературы.
  • Квитанция об оплате пошлины за услугу.

С учетом направления обучения для получения лицензии на образовательную деятельность могут потребоваться:

  1. Заключение ГИБДД – для переподготовки водителей.
  2. Подтверждение наличия условий для работы с сервером – для дистанционного обучения (ДОТ).
  3. Разрешение Заключение РПН об открытии столовой – для заведений, где предусмотрено питание для учеников.
  4. Доверенность, если оформлением занимается представитель.
  5. Положение об открытии филиала или структурного подразделения.

Требования к лицензии образовательного учреждения

Получение лицензии образовательного учреждения – очень важная процедура, которая предполагает обязательное наличие собственного или арендованного помещения, соответствующего требованиям образовательной программы. Обязательным является:

  1. Соблюдение условий охраны труда учеников.
  2. Наличие гардероба, специальных комнат, туалета, оргтехники, мебели и прочего необходимого инвентаря в соответствии с федеральными стандартами.
  3. Санитарно-эпидемиологическое заключение.
  4. Заключение от пожарной службы.
  5. Документы из Роспотребнадзора, если в помещении будет организован пункт питания.

При получении образовательной лицензии определенные требования предъявляют и к педагогическому составу. Все сотрудники обязаны иметь соответствующее образование и достаточный уровень квалификации. В подтверждении этому у педагогов должны быть дипломы по нужной специальности. Это обязательное условие для всех.

Органы власти рекомендуют подбирать компетентных сотрудников для реализации разработанного Учебного плана и образовательной программы. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается, если организация располагает достаточным количеством учебных материалов для проведения обучения (как печатных, так и в электронном виде) и преподавателей.

Порядок получения лицензии на оказание образовательных услуг

Лицензия на оказание образовательных услуг оформляется в несколько этапов:

  1. Поиск подходящего помещения.
  2. Сбор документации по организации и помещению.
  3. Ремонт и отделка помещения, закупка мебели, оборудования и учебной литературы.
  4. Подача правильно оформленного заявления в Департамент образования.
  5. Прохождение выездной проверки из лицензирующего органа.

Оформление образовательной лицензии предполагает сбор необходимых документов и обращение в соответствующие органы. На принятие решения госорганом может уйти до 60 дней. Вначале госорганы должны проверить комплектность документов, правильность их заполнения и подлинность данных. Если в бумагах выявят ошибки, на их исправление вам будет выделено 30 дней. После устранения замечаний документы снова рассматривают, и организуют проверку с выездом на место.

Чтобы оформить образовательную лицензию, есть несколько вариантов подачи документов:

  • лично или через доверенное лицо;
  • заказным письмом по почте;
  • через интернет и систему Госуслуг.

Все необходимые справки соискатель собирает самостоятельно или обращается за помощью к консалтинговым организациям, специализирующимся на этой лицензии. В первом случае он не несет никаких материальных расходов, а во втором нужно будет оплатить услуги фирмы-консультанта. Также соискателю придется заплатить пошлину за выдачу лицензии, в размере 7 500 рублей.

Почему нельзя работать без лицензии на образовательную деятельность

Лицензия на образовательную деятельность для ИП и юридических лиц – обязательное условие, чтобы приступить к работе без рисков. В противном случае организацию или предпринимателя могут привлечь к административной и даже уголовной ответственности. В первом случае санкции не слишком велики, но это может нанести серьезный урон репутации компании, во втором случае есть риск испортить репутацию как компании, так и её руководителю, и потерять весь полученный доход.

Если лицензия на оказание образовательных услуг у фирмы отсутствует, а доход получен в крупном размере (более 500 тыс. руб.). компанию могут привлечь в уголовной ответственность, обязать вернуть полученный доход и выплатить штраф в крупном размере, особенно, в случае, если кто-то из учеников получит ущерб от ее работы. Наказание может быть следующим:

  • лишение свободы руководителя со сроком от полугода до 5 лет;
  • штраф на организацию — 300-500 тысяч рублей;
  • обязательные работы до 480 часов.

Есть и менее серьезные последствия нарушения закона, которые увеличивают расходы компании, и снижают его привлекательность:

  1. Документы, которые компания выдает после прохождения учебы, официально не признаются, в том числе бухгалтерией заказчика.
  2. Обучающие лишаются права на налоговый вычет из расходов на обучение.
  3. Рекламные компании могут отказать в размещении объявления с рекламой.
  4. Нет возможности использования льгот на муниципальную аренду.

Цена на образовательную лицензию составляет 7500 рублей и взимается в качестве государственной пошлины за предоставленную услугу.

Порядок переоформления лицензии на право образовательной деятельности

Лицензия на право образовательной деятельности выдается на неограниченный срок, но в определенных случаях документы нужно будет переоформить. Это необходимо, если:

  • произошла реорганизации учреждения или присоединение новой компании;
  • изменены название компании или её реквизиты (ИНН);
  • организация переехала в другое место в котором предоставляет услуги по обучению;
  • были изменены ФИО ИП, адрес регистрации.

Пока идет процесс изменения лицензии на образовательную деятельность, компания обязана оформить временное разрешение.

Временная лицензия на образование

В случае реорганизации фирмы или изменения важных реквизитов требуется переоформление лицензии. Этот процесс занимает определенное время. На этот период выдается временная лицензия на осуществление образовательной деятельности. Она действительна 1 год. Решение о ее предоставлении принимается в течение 10 дней с момента подачи заявления от соискателя и предоставления необходимых документов.

В заявлении должна быть информация о:

  • деятельности организации;
  • образовательной программе;
  • прекращении деятельности по реализации программ и о смене адреса.

Лицензирование дополнительного профессионального образования (ДО или ДПО)

Фирмам, предоставляющим услуги по дополнительному образованию (ДО) или дополнительному профессиональному образованию (ДПО), выдается лицензия на дополнительную образовательную деятельность. Это необходимо, если компания занимается:

  • дошкольным образованием;
  • дополнительным обучением как детей, так и взрослых;
  • профессиональной подготовкой кадров;
  • повышением квалификации специалистов;
  • профессиональной переподготовка.

Подобные услуги могут оказывать коммерческие и некоммерческие организации. Лицензия не нужна только, если организации не проводят итоговой аттестации обучающихся и не выдают документы установленного образца (удостоверения, дипломы) о полученном образовании. Часто при проведении краткосрочных курсов и семинаров выдаются сертификаты. Также без лицензии можно оказывать услуги культурного или досугового характера (проводить развлекательные программы, конкурсы и пр.). Цель дополнительного образования для детей – развитие творческого потенциала, расширение кругозора, приобретение новых навыков и знаний.

ДО для взрослых предполагает получение дополнительных, непрофессиональных знаний и навыков (языковые курсы, рисование, пение и пр.), а ДПО — приобретение дополнительной профессиональной и/или технической подготовки с повышением квалификации обучающегося. Профессиональная подготовка предполагает получение специальности по рабочей профессии.

Для получения лицензии на дополнительные образовательные услуги соискателям необходимо иметь: помещения для проведения занятий, которое должно быть оформлено в собственность или взято в аренду; штат специалистов с профильным образованием; материально-техническое обеспечение. Также нужно обеспечить соответствие программ и методик обучения государственным стандартам и получить заключения от пожарной службы и РПН.

Учреждения, предоставляющие услуги по ДО, интересуются, сколько стоит образовательная лицензия. Размер государственной пошлины при оформлении составляет 7500 рублей. Стоимость экспертного заключения зависит от объема работ.

Образовательная лицензия на дополнительное образование выдается на основании заявления. Параллельно соискатель предоставляет:

  1. Документы, содержащие сведения о соискателе.
  2. Документы на собственность или аренду помещения.
  3. Учебный план.
  4. Справку о материально-техническом оснащении.
  5. Заключение о пригодности помещения для учебной деятельности.
  6. Справку от пожарной организации для НКО.
  7. Подтверждение оплаты госпошлины.

Лицензирование платного образования

Согласно закону все образовательные организации должны получить разрешения на свою деятельность. Это касается и учебы на платной основе. Лицензия на платные образовательные услуги предоставляется профильными департаментами.

Предлагать обучение на финансовой основе имеют право государственные и муниципальные учреждения. Предполагается, что в качестве платных услуг ученикам предоставляются программы, соответствующие образовательным стандартам. Чтобы начать обучать людей, нужна образовательная лицензия для ДПО. В противном случае деятельность организации будет признана незаконной со всеми вытекающими последствиями.

Образовательная лицензия для ООО

Общество с ограниченной ответственностью имеет право на осуществление обучения. Чтобы была выдана образовательная лицензия для ООО, необходимо:

  1. Зарегистрировать ООО.
  2. Приобрести или арендовать помещение, и привести его в соответствие с требованиям закона.
  3. Разработать учебный план. образовательную программу и утвердить их.
  4. Позаботиться о материально-технической базе.

Отказ в лицензии на образовательную деятельность

Согласно закону лицензирующий орган может отказаться выдавать лицензию на образовательную деятельность в Москве или другом городе. В ряде случаев, при нарушении базовых требований к оформлению, Минобразование может даже не принять документы к рассмотрению. Основанием для этого могут служить несколько фактов:

  • деятельность компании не относится к компетенции органа;
  • фирма заявила к преподаванию образовательные программы, на реализацию которых у нее нет прав (например, медицинские или фармацевтические программы, религиозные программы);
  • запрошенные у соискателя документы не были предоставлены в срок.

Лицензирующий орган может запросить бумаги в случае, если пакет документов неполный, а в бумагах содержаться ошибки.

Есть 2 основания для отказа в получении образовательной лицензии в Москве и других города РФ:

  • в предоставленных документах содержатся недостоверные данные;
  • условия для осуществления образовательной деятельности не соответствуют установленным требованиям.

Помощь в оформлении лицензии на образование

Зарегистрировать свою образовательную деятельность можно самостоятельно или при помощи консультанта. Мы, как консультанты, оказываем услуги по сопровождению процесса получения лицензий от начала и до получения бланка. Сотрудничество проходит на основании договора, в результате чего соискатель за определенную плату получает квалифицированную помощь юриста-консультанта, и не тратит время на посещение различных заведений.

Основные преимущества услуги образовательная лицензия под ключ заключается в следующем:

  • помощь с оформлением документов по всей территории РФ;
  • минимальные сроки на подготовку пакета документов, благодаря глубоким познаниям в сфере лицензирования образовательной деятельности;
  • комплексное обслуживание (консультации, экспертная оценка ситуации, подготовка пакета документов, подача заявления в соответствующие органы).

Помощь в получении образовательной лицензии включает в себя:

  1. Консультации по выбору правовой формы ведения образовательной деятельности.
  2. Консультации по поиску оптимального помещения. При необходимости мы можем провести его осмотр и замер освещённости в неё (что важно для последующего получения заключения Роспотребнадзора).
  3. Регистрацию организации или корректировку учредительных документов.
  4. Разработку основных документов для ведения образовательной деятельности.
  5. Получение заключений от МЧС (для НКО) и Роспотребнадзора.
  6. Аккредитацию для обучения по охране труда.
  7. Аудит перед проверкой из гос. органа.
  8. Общение с государственными органами.
  9. Ответы на поступившие замечания.

В рамках подготовки к оформлению лицензии на образовательную деятельность, наш консультант подготовит соискателя к проверке, объяснит, на что обращают внимание проверяющие органы. Сотрудничество с консультантами избавляет предпринимателя от лишних, непрофильных хлопот и экономит время необходимое для быстрого старта бизнеса. Стоимость лицензии на образовательную деятельность в соответствии с законом составляет 7500 руб. (пошлина). Общие расходы в этом случае зависят от срочности и количество услуг, предоставленных консультантом.

Каждая организация должна работать на законном основании. Для этого требуется специальное разрешение, получить которое можно в соответствующих органах. Цена на образовательную лицензию составляет от 58 тыс. руб., плюс взимается государственная пошлина за госуслугу.

Если возникают сложности с оформлением или нет на это времени, можно купить образовательную лицензию. Наша компания будет рада помочь с этим вопросом. Все заботы по оформлению документов мы возьмём на себя.

Звоните прямо сейчас по телефону +7 (495) 640-29-68 и заказывайте услугу получения образовательной лицензии или пишите по эл. почте leads@license.ru. Вы также можете воспользоваться формой заявки.

Как открыть учебный центр

Захотелось написать статью, которая была бы для меня реально полезная 8 лет назад, когда я сам начинал запускать свой учебный центр — студию актерских курсов.

Я тогда нашел много статей, о том, как открывать учебный центр. Но там было много о том, как выбирать коды статистики, как правильно оформляться и т.д. Но мало было конкретных шагов, которые я мог бы сделать прямо сразу — без вложений, особых знаний и т.д.

В память о своем начале и в помощь тем активным людям, которые хотят начать заниматься прекраснейшим делом — открыть учебный центр — эта статья.

Эта информация будет актуальна для начинающих предпринимателей, которые хотят открыть учебный центр по следующим направлениям:

  • центры детского развития
  • школы танцев
  • творческие курсы
  • школы йоги
  • тренинговые центры
  • языковые школы
  • курсы повышения квалификации
  • и т.д.

В этой статье не будет правил и аксиом из учебников по финансам, экономике и бизнесу. Здесь описаны только конкретные практические советы и наблюдения, рожденные из моего опыта запуска учебного центра с «нуля», запуска франшизы творческих студий и опыта сотен наших коллег и партнеров руководителей учебных центров из разных городов России и зарубежья.

ВНИМАНИЕ! Многие мысли вам могут не понравится. Если вы сторонник теоретических знаний — дальше читать не нужно. Этот материал вызовет массу противоречивых эмоций и возражений. Потом не пишите гневных комментариев — я вас предупредил.

Краткий обзор статьи:

Рассмотрим подробнее такие вопросы:

  • Основные ошибки на старте
  • С чего начать
  • Работа с базой
  • Первые клиенты
  • Укрупнение и первый персонал
  • Аренда
  • Дальнейшее развитие

Основные ошибки на старте

  • Написание подробного бизнес-плана. (В топку этот план!)

Хватит писать! Действуйте!

Ни разу еще не встречал, чтобы какой-нибудь предприниматель начал свой небольшой успешный бизнес с бизнес-плана. Когда вы уже будете делать свой не первый, а уже серьезный бизнес, и будете привлекать больших инвесторов, банкиров и т.д. — тогда бизнес-план актуален.

На начальном этапе — написание бизнес-плана похоже на вождение вилами по воде. Эфемерные показатели непонятных систем.

В общем, абсолютно не переживайте из-за бизнес-плана. Ниже опишу, как стартовать с реальных дел и сразу получать результаты, вместо траты массы времени и энергии на написание этого самого плана.

  • Поиск инвестора. (Тратьте свое!)

По статистике 95% первых бизнесов терпит крах. И поверьте, те, кто начинали эти самые 95%, также как и вы, не думали, что они в них попадут. А если такая вероятность провала — может лучше проваливаться так, чтобы остаться не с долгами, а с опытом? Бизнес образование самое дорогое.

И лучше придумайте (или читайте ниже) как начать работать с нулем, а не с заемными деньгами. Тогда позже, когда получите доступ к заемным средствам — будете уже распоряжаться ими с умом. Просто потратить деньги может каждый дурак. Лучше думайте о том, как их заработать.

  • Поиск большой идеи. (Ну и ищите, лежа на печи)

Я когда увольнялся с большой аудиторской корпорации, некоторые товарищи мне говорили, что тоже уволятся, вот только идею свою дождутся — и сразу уволятся. Прошло 7 лет — они все ждут и сетуют на огромную загруженность и несчастную жизнь.

Начинайте сразу заниматься тем, что в кайф. Иначе просто создадите себе «золотую клетку,» которую потом будет бросить намного сложнее, чем работу. Ведь это уже СВОЕ!

Начинайте с любой, даже самой банальной идеи. Нужно начать ДЕЙСТВОВАТЬ! В процессе уже идея догонит, если сейчас пока не пришла.

  • Больше внимание расходам (Игра в бизнесмена)

Арендовать офис; нанять сотрудников, менеджеров; сделать красивые визитки, буклеты; вбухать тучу денег в рекламу…

Проверьте себя — какие вы себе первые шаги представляете в вашем бизнесе? Шаги, которые приносят деньги, или шаги, которые эти деньги расходуют? Если второе — то НЕ ВЕРНО! Хватит думать о расходах. Повторяю в третий раз за эту статью (и повторю еще много раз) — думайте о том, как заработать с нулевыми затратами.

С чего начать?

  • Выберете интересную вам тему (А разве так можно?)

Не самую денежную, не самую модную, а ту, что вам нравится. Любите танцевать — супер! Начинайте. Любите рисовать — шикарно! Что нравится — в том и надо себя пробовать.

Только есть ОДНО УСЛОВИЕ!

Лев Толстой говорил об искусстве писателя: «Можешь не писать — не пиши»

Так вот стартовать учебный центр надо тогда, когда вы не можете его не стартовать! Если есть сомнения с темой и надо ли вам вообще это — не начинайте. Ведь это большая ответственность. Любой учебный центр изменяет мир вокруг себя. Изменяет людей. А если вы это делаете без фанатизма — лучше не надо.

  • Создайте бесплатный продукт. (Не халяву! А бесплатную пользу)

Дайте максимум пользы!

Сделайте мастер-класс, вебинар, тренинг, лекцию — что угодно. Какое-то мероприятие, где вы сможете показать свою экспертность. Причем участники этого события должны получить максимальную пользу! По закону сохранения энергии — чем больше вы отдаете — тем больше затем получаете.

  • Сообщите о бесплатном продукте друзьям (Первые счастливчики)

Разместите информацию о бесплатном продукте на своих страничках в социальных сетях. Приглашайте своих друзей и просите их привести своих друзей. Где и как проводить это мероприятие — будет описано ниже.

Также можете написать во все студенческие советы вашего города — они вам могут помочь привлечь еще больше посетителей.

Если ваша тема — больше для взрослой аудитории — ищите различные сообщества, ассоциации и т.д.

  • Проведите свое бесплатное мероприятие. (Неожиданно)

Проведите свой мастер-класс или вебинар.

Обязательно запишите его на видео или хотя бы аудио. Это будет вашим начальным материалом для наполнения контентом сайта, блога или странички в социальных сетях.

Провести мероприятие можно совершенно бесплатно — договаривайтесь. Вам в помощь различные анти-кафе, бесплатные площадки от Агентства по делам молодежи, тренинговые центры и т.д. Ищите и просите. Думайте — чем можете быть полезны хозяевам помещения. Как минимум — вы приводите новых людей в это помещение. А это серьезный актив.

  • Заведите блог на эту вашу тему (Это если попрет)

Если бесплатное занятие прошло хорошо — было интересно людям и (что намного важнее) ВАМ! — значит стоит эту тему дальше развивать.

Создайте простенький сайт или просто группу в социальных сетях и начинайте туда выкладывать контент по вашей теме. Первым контентом будет запись вашего бесплатного мероприятия. Из него можно сделать статьи, нарезку видео или аудио-роликов.

И не надо думать, что в этой вашей теме уже много конкурентов. О конкурентах вообще не думайте. Всегда найдутся люди, которым нравится именно ваша подача и ваш стиль преподавания. Верьте в себя.

  • Найдите партнеров в смежной теме. (Любой конкурент может стать партнером — вся разница в вашей голове)

Подумайте, у кого есть уже те же самые люди, которым интересна ваша тема?

Если вы занимаетесь курсами по похудению — то танцевальные школы для вас могут стать отличными партнерами. Сделайте там бесплатный мастер-класс по правильному питанию, и получите первых клиентов.

Всегда легче искать тех, кто уже занимается вашей темой и у кого есть база, чем строить базу с нуля самим.

А база — решает!

Работа с базой

Люди — наше все!

Бизнес учебных центров — это бизнес общения и активной работы с клиентами.

Если вы будете постоянно бегать в поисках тех, кому один раз продадите свой курс и бросите — вы быстро выдохнитесь.

Есть хорошая статистика, что существующему клиенту продать в 7 раз дешевле и проще, чем новому клиенту.

Так что с самого начала начинайте активно базу собирать и активно с ней работать.

У меня как раз в этом был прокол. Мы два года работали вообще не собирая контакты людей, которые к нам приходили. Сейчас я об этом сильно сожалею.

Повторяю еще раз — С САМОГО НАЧАЛА РАБОТЫ НАЧИНАЙТЕ СОБИРАТЬ БАЗУ! Собирайте е-мейл, телефон и имя всех ваших потенциальных клиентов. Это самый минимум, с которого стоит начать. Собирайте их хотя бы в excel. Если чувствуете в себе силы — осваивайте сразу CRM-систему. Это вам сильно облегчит жизнь. Найдите любую с начальным бесплатным функционалом и вперед!

И поймите — решает не количество человек в базе, а отношение с ними. Не надо просто записывать контакты и забывать о них. Регулярно присылайте полезные материалы по вашей теме. И иногда специальные хорошие предложения о покупке.

Первые клиенты

  • Первые продажи по своей и партнерской базе (Если все правильно делаете — то здесь вы начнете зарабатывать, не потратив еще ни рубля)

После ваших первых бесплатных мероприятий, у вас появилась небольшая база потенциальных клиентов.

Если вы действительно дали пользу на этих мероприятиях, будут те, кто захочет большего. Захотят купить. Вот им то вы и продаете свой первый платный продукт. Это может быть курс, тренинг, индивидуальное занятие — что хотите.

Например, хотите заниматься танцами — провели бесплатный мастер-класс в любой школе танцев, договорились с хозяином о почасовой аренде и в этом зале начинаете вести одну платную группу. Потом еще и еще и т.д.

  • Юридическое оформление (Лучше работать в «белую»)

На начальном этапе никто вас не будет арестовывать за первых учеников. Но я рекомендую сразу учиться работать в «белую», потому что потом все равно это придется вам сделать, а привыкать к меньшей марже будет сложно.

Так что вначале не нужно регистрировать юр. лицо — вы можете договориться работать на базе существующей компании. И так протестируете свою идею. Если все хорошо пойдет — уже откроете свою фирму или ИП.

Развитие и первый персонал

  • Своя фирма (Это уже круто!)

Вот только на этом этапе, когда вы протестировали идею, начали уже получать реальные деньги и будущее видится светлым — в этот момент начинайте регистрировать свою фирму.

Статистика закрывающихся фирм, о которой упоминал в начале этой статьи была бы совсем иной, если бы все сначала тестировали свои идеи на возможность заработка, и потом уже регистрировали фирму. Не повторяйте ошибок большинства. Тогда и результаты у вас будут не как у большинства)

  • Найм помощника (Вот вы и Босс!)

Ваш первый сотрудник — это помощник на пару часов в день. Можете брать студента или кого найдете. Просто напишите объявление на своих страничках в контакте, что ищите молодых интересных ребят, которые хотят уже начать работать, а не копаться в теории.

Самые простые задачи. Тут сложно дать советы — пока не наймете первого сотрудника — все равно не поймете их, и сделаете все неправильно. Но другого пути нет! Нанимайте помощника и начинайте свой бесконечный путь совершенствования лидерских качеств.

Аренда

Это вообще интересная тема. Многие поражают своими наполеоновскими желаниями (отмазками). Вот, говорят, когда у меня будет свой зал или даже здание — тогда я смогу нормально начать.

Мы начинали с разных полу-подвальных помещений с арендой по часам. И это же советую вам. В смысле не полу-подвальные помещения, а аренду по часам.

Собираете с учеников предоплату, с нее оплачиваете по часам аренду — и прекрасно. Переходить на помесячную оплату собственного зала имеет смысл ТОЛЬКО тогда, когда почасовая аренда нескольких залов стоит вам столько же, сколько стоит месячная аренда зала.

Именно в момент, когда вы точно знаете, что просто с текущим количеством учеников вы можете себе позволить свой зал — вот тогда арендуете свой зал.

Точно также подходите ко второму залу — сначала по часам, затем второй зал и т.д.

Дальнейшее развитие

То, что описано выше (до аренды зала помесячно) вполне можно сделать за месяц. Да да — за месяц. А вы сколько уже вынашиваете эту свою идею и мечту? Хватит вынашивать — рожайте уже. Пора.

И когда все эти этапы вы пройдете — то поймете, что стартовать без денег, без помещения и т.д. — это были самые маленькие проблемы на вашем пути. Дальше — больше. Но в этом то и все веселье! Как в компьютерной игре. Чем вы становитесь опытнее — тем сложнее уровни и страшнее соперники. Если это вас пугает — вы не предприниматель. А вот если зажигает интерес — то вы на верном пути.

И что же на этом пути вас ждет дальше?

  • Новые сотрудники (Сразу свыкнитесь с тем, что поиск хороших людей для вас станет делом всей жизни)

Будете нанимать новых преподавателей и веселиться, решая задачи — как их мотивировать работать лучше, как сделать так, чтобы не уводили группы и не уходили к конкурентам =)

Дальше администраторы — как снижать их текучку, как заставлять правильно общаться с клиентами, как продавать ваши услуги и т.д.

А когда подрастете — наймете зама или исполнительного директора. Как сделать так, чтобы он не увел бизнес, чтобы заботился о развитии также, как и вы…

  • Новые направления (Аппетит приходит во время еды)

Захотите открывать новые направления — появятся задачи — где брать время на эти направления, когда вы завязли в текучке, где брать деньги, где брать нормальных сотрудников????

  • ВИП направления (Уже интереснее)

Как не дрогнув брать с людей по 50, 100 тысяч рублей за месяц вашей работы. Такие задачи уже интереснее решать)

  • Автоматизация (УУУУ куда залезли)

Дальше вы начнете снижать человеческий фактор и работать над эффективностью бизнеса. Тут уже не обойтись без автоматизации — разных программ и сервисов. Масса интересного!!!

  • Масштабирование (Ееееееее)

И если все получилось на прошлых этапах — захочется большего! Новые филиалы, новые направления, новые города и т.д.

Но это все уже совсем другая история.

Надеюсь, я вас напугал.

Снова процитирую Толстого с небольшим изменением: «Можешь не запускать учебный центр — не запускай!»

Это очень сложный бизнес. Очень много завязано на общении. Но и безумно важный и интересный бизнес.

Каждый учебный центр — меняет мир к лучшему. Мы развиваем творческие способности, улучшаем здоровье, открываем границы через обучения разным языкам, помогаем сохранять семьи, отношения и душевное спокойствие… Мы делаем людей счастливее.

И я буду счастлив, если эта статья поможет открыться еще одному учебному центру, который сделает своих учеников более счастливыми.

Удачи вам, друзья!

Сохраните себе схему статьи, нажав СЮДА

P.S. Пишите свои вопросы в комментариях ниже — с удовольствием отвечу на них.

P.P.S. для тех, кому удобнее смотреть видео — я подготовил видео-версию этой статьи. А для тех, кому удобнее слушать — ниже найдете аудио-версию, которую можете скачать

Чтобы скачать АУДИО-версию статьи нажмите СЮДА

Алексей Беба.
Руководитель проекта «ГлавУч»
Руководитель творческой студии «Эволюция».

Желаем вам еще больше довольных учеников!

ГлавУч. Учебный центр на отлично

Понравилась статья? Подпишитесь на наши обновления и получайте актуальную информацию по развитию учебных центров

  1. Любовь:

    Доброго здравия, Алексей. Ваши работы оказались доступны мне совершенно случайно и очень своевременно. Я хочу открыть школу сметчиков. Я инженер-сметчик с большим стажем и часто ко мне обращаются за помощью. У меня есть помещение 20м2, свое ИП-был продуктовый магазин. Буду очень признательна, если дадите советы относительно организации такой школы!

    • Алексей Беба:

      Начните с разовых мастер-классов. И подумайте — у кого уже есть база сметчиков или тех, кто хочет ими стать. Чтобы не с нуля их собирать.

      МОжно партнериться с кем-то, кто продает специализированное оборудование или еще что-то, что необходимо для этой работы.

    • Мстислав:

      + Любовь. Профессия сметчик в числе некоторых других ( архивариус, стенографист, копирайтер ,турагент и др.) относится к устаревающим или профессиям-пенсионерам, согласно разработке-исследованию МШУ «Сколково» и Агентству стратегических инициатив.И перестанут быть востребованы в самое ближайшее время( до 2020 года)….

      «СМЕТЧИК -Задачи, выполняемые специалистами этой профессии,
      полностью переходят к интеллектуальным программам.
      Объем данных и их сложность возрастает, человеку
      становится сложно быстро и качественно обрабатывать
      подобный поток информации. В ближайшие 5–7 лет чи-
      сло необходимых специалистов будет резко снижаться,
      при этом их задачи будут сводиться к оперативному
      обслуживанию интеллектуальных программ и систем,
      проводящих расчет смет»
      «Атлас новых профессий»стр. 151
      Москва 2014
      АСИ МШУ Сколково Первая редакция.
      Так что, Любовь, подумайте очень тщательно насчёт того, стоит ли заниматься этим направлением.

  2. Марина:

    Здравствуйте Алексей. Мне очень понравилась Ваша статья!
    Я хочу открыть учебный центр по маникюру. Какое мероприятие я могу проводить?

    • Алексей Беба:

      Подумайте, а лучше спросите у вашей целевой аудитории — какие мероприятия для них интересны.

      И обязательно просмотрите, что делают аналогичные центры как минимум в 10-ти городах. В 5-ти больших и в 5-ти аналогичных по численности вашему.

  3. Маргарита:

    Очень хорошая статья, давно думаю открыть свой учебный центр по иностранным языкам, уже лет 9 я просто репетитор, надо идти дальше. Много хороших клиентов но они разбросаны по всему городу, хорошо работает сарафанное радио меня как репетитора, теперь думаю пойдут ли ко мне группы заниматься)) в сам центр..

    • Алексей Беба:

      Маргарита, а Вы попробуйте запустить набор. Скажите, что старт будет через месяц, а сейчас предварительная запись в группы. Будут записываться — берите предоплату.

  4. А:

    «Ни разу еще не встречал, чтобы какой-нибудь предприниматель начал свой небольшой успешный бизнес с бизнес-плана» — Спорно, но в любом случае статья очень и очень интересная, а самое главное полезная. Вынашиваю эту идею, но не знаю когда наступят «роды». Прочитав получил пищу для размышления. Спасибо.

  5. Акан:

    Здравствуйте, Алексей

    хочу открыть учебный центр по предоставлению краткосрочных курсов по безопасности и реагированию на ЧС. Подскажите, пожалуйста, где можно найти примерный бизнес план (шаблон)

1. Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

2. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

3. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, при лицензировании образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и имеющей расположенные в других субъектах Российской Федерации филиалы, организует осуществление лицензирования образовательной деятельности в таких филиалах во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, на территориях которых находятся соответствующие филиалы организации, осуществляющей образовательную деятельность, в части осуществления лицензионного контроля.

4. Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также — лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

5. Переоформление лицензии наряду с установленными законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями осуществляется лицензирующим органом в случае:

1) реорганизации юридических лиц в форме присоединения при наличии лицензии у присоединяемого юридического лица;

2) реорганизации юридических лиц в форме их слияния при наличии лицензии у одного реорганизованного юридического лица или лицензий у нескольких реорганизованных юридических лиц.

6. Переоформление лицензии в зависимости от основания ее переоформления осуществляется полностью или в части соответствующего приложения.

7. При реорганизации организации, осуществляющей образовательную деятельность, в форме присоединения к ней другой организации, осуществляющей образовательную деятельность, переоформление лицензии осуществляется на основании лицензий таких организаций.

8. В целях обеспечения осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации лицензиата в форме разделения или выделения, лицензирующий орган предоставляет такой организации временную лицензию в соответствии с лицензией реорганизованного лицензиата. Срок действия временной лицензии составляет один год.

9. Заявление о предоставлении временной лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

10. Принятие лицензирующим органом решения о предоставлении временной лицензии осуществляется в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня приема заявления соискателя лицензии о предоставлении временной лицензии и прилагаемых к нему документов.

11. Форма заявления о предоставлении временной лицензии, а также перечень и формы документов, прилагаемых к нему, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

12. Лицензирующий орган принимает решение о возврате соискателю лицензии или лицензиату заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата наряду с установленными законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями при наличии одного из следующих оснований:

1) лицензирование образовательной деятельности соискателя лицензии или лицензиата в соответствии с настоящим Федеральным законом не отнесено к компетенции лицензирующего органа;

2) для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые соискатель лицензии или лицензиат в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе реализовывать;

3) наличие в соответствии с положением о лицензировании образовательной деятельности у лицензиата неисполненного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.

13. Лицензирование образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, осуществляется по представлениям соответствующих религиозных организаций (в случае, если такие религиозные организации входят в структуру централизованных религиозных организаций, по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций). При лицензировании образовательной деятельности духовных образовательных организаций представляются сведения о квалификации педагогических работников, имеющих богословские степени и богословские звания.

14. Министерство иностранных дел Российской Федерации осуществляет сбор и передачу в лицензирующий орган заявлений загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации как соискателей лицензии или лицензиатов о предоставлении или переоформлении лицензий и прилагаемых к таким заявлениям документов.

15. Лицензионные требования и условия, установленные в положении о лицензировании образовательной деятельности, должны учитывать особенности:

1) подтверждения законных оснований пользования духовными образовательными организациями помещениями, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также образовательного ценза педагогических работников этих организаций;

2) требований к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям и территориям загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации, где осуществляется образовательная деятельность, а также к организации в них образовательной деятельности;

3) осуществления образовательной деятельности посредством использования сетевой формы реализации образовательных программ;

4) осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

16. Особенности лицензирования образовательной деятельности образовательных организаций, которые реализуют образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, и находятся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, иных образовательных организаций, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, определяются положением о лицензировании образовательной деятельности.

Комментарий к Ст. 91 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Положения комментируемой статьи в целом не являются новыми для отечественного образовательного законодательства, поскольку вопросы лицензирования образовательной деятельности в свое время нашли отражение в самостоятельной статье 33.1 «Лицензирование образовательной деятельности» Закона N 3266-1. Также отдельные нормы о лицензировании в сфере высшего профессионального образования были представлены в Законе N 125-ФЗ.

Между тем в рамках рассматриваемой статьи нормативные положения о лицензировании значительным образом переработаны и адаптированы под современную практику механизма лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой на различных образовательных уровнях.

Как и ранее, лицензирование образовательной деятельности осуществляется Рособрнадзором на основании заявлений соискателей лицензии (образовательных организаций), а также представления необходимых сопутствующих документов.

Более подробное регулирование получили вопросы порядка внесения изменений в лицензию, случаев необходимости переоформления лицензии, получения временной лицензии. Помимо общих причин, установленных законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности, регламентированы специальные основания для возврата соискателю лицензии или лицензиату за явления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата.

Закреплена практика реализации механизма лицензирования религиозных образовательных организаций, загранучреждений, осуществляющих образовательную деятельность за рубежом, а также образовательных организаций, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

В настоящее время механизм лицензирования образовательной деятельности урегулирован рядом документов, к которым можно отнести:

Положение о лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений, находящихся в ведении Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы охраны Российской Федерации и реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну» (утв. постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 г. N 837 (ред. от 24.09.2010 г.));

Положение о лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, реализующих военные профессиональные образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.02.2010 г. N 49));

Положение о лицензировании образовательной деятельности федеральных университетов, университетов, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет», других федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно (утв. постановлением Правительства РФ от 28.07.2011 г. N 626 (ред. от 24.09.2012 г.));

Положение о лицензировании образовательной деятельности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» и Положения о государственной аккредитации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2011 г. N 87 (ред. от 24.09.2012 г.)).

Закон о лицензировании образовательной деятельности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *