Санкции России 2018

Национальный банк Украины во исполнение решения СНБО от 1 марта 2018 года «О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)» продлил санкции в отношении ПАО «Сбербанк», ПАО «Проминвестбанк», ПАО «ВТБ банк» и ПАО «БМ банк» (все — Киев).

Как сообщается на веб-сайте центробанка, соответствующее решение утверждено постановлением правления НБУ «О внесении изменений в постановление правления НБУ от 1 октября 2015 года №654» №24 от 15 марта 2018 года, которое вступает в силу с 16 марта 2018 года.

Согласно документу, указанным банкам запрещено осуществлять любые операции, предусматривающие перечисление средств или вывод капитала за пределы Украины в пользу связанных лиц.

«Санкции направлены в защиту интересов клиентов, которые обслуживаются в указанных банках. Они также делают невозможным вывод банками капитала из Украины в пользу материнских банков и других связанных лиц», — отмечает НБУ.

Помимо этого, постановлением уточняются сроки предоставления банками информации по форме №217 «Отчет о банковских счетах и остатке средств на этих счетах физических и юридических лиц, в отношение которых Украиной применены ограничительные меры (санкции), и о намерениях осуществления финансовых операций такими лицами/в пользу таких лиц».

Как сообщалось, 1 марта 2018 года СНБО Украины продлил санкции в отношении банков с российским капиталом, действие которых заканчивалось в марте 2018 года. «Совет национальной безопасности и обороны Украины поддержал предложения Национального банка Украины о продлении действия персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) в отношении банков с российским капиталом, действие которых заканчивалось в марте 2018 года», — указано в сообщении пресс-службы СНБО по итогам заседания.

Соответствующее решение введено в действие указом президента от 6 марта 2018 года.

Сбербанк (ранее — дочерний банк Сбербанка России, до этого — банк НРБ) основан в 2001 году. Его единственным собственником является Сбербанк России.

ПАО «Акционерный коммерческий промышленно-инвестиционный банк» (Промивенстбанк, ПИБ, Киев) основан в 1992 году. Российский Внешэкономбанк (ВЭБ) владеет 99,7% его акций.

ВТБ банк (ранее — банк Мрия) основан в 1992 году. Его основным акционером является ОАО «Банк ВТБ» (РФ, 99,9959%).

БМ Банк основан в 2005 году. ВТБ получил над ним контроль после покупки российского Банка Москвы.

Ранее сообщалось, что дочерняя компания группы Сбербанк России — Сбербанк Европа — продала украинский VS Банк финансовой группе «ТАС», которая принадлежит бизнесмену Сергею Тигипко. Кроме того, известно, что украинская «дочка» Сбербанка также может получить нового собственника: белорусский Паритетбанк направил пакет документов на согласование покупки в Национальный банк.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram

Под действие 223-ФЗ попадают следующие организации:
− государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании,
− субъекты естественных монополий,
− организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов,
− автономные учреждения (не путать с автономными некоммерческими организациями!),
− хозяйственные общества (т.е. АО и ООО), в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%;
− дочерние хозяйственные общества (АО и ООО), в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным в предыдущих пунктах юридическим лицам;
− дочерние хозяйственные общества (АО и ООО), в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным в предыдущем пункте дочерним хозяйственным обществам;

NB: Следует помнить, что у вновь созданной организации есть 3 месяца, чтобы утвердить и разместить в ЕИС Положение о закупке. Только после этого закупка товаров, работ, услуг по 223 ФЗ станет возможной и легитимной. Первые 3 месяца после создания организация может осуществлять закупки в соответствии с ГК РФ. Если по истечении 3 месяцев не будет утверждено и надлежащим образом размещено Положение о закупках, заказчику следует руководствоваться нормами Закона 44-ФЗ до момента размещения Положения о закупке. При невыполнении данных требований организации и ее должностному лицу грозят штрафные санкции.

− бюджетные учреждения при наличии корректно утвержденного и размещенного до начала года в ЕИС Положения о закупке при осуществлении в соответствующем году закупок:
а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
б) в качестве исполнителя по контракту (т.е. по договору, заключенному в соответствии с Законом 44-ФЗ) в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств;
в) за счет средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности от физических и юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС);

− государственные и муниципальные унитарные предприятия при наличии корректно утвержденного и размещенного до начала года в ЕИС Положения о закупке при осуществлении в соответствующем году закупок:
а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
б) в качестве исполнителя по контракту (т.е. по договору, заключенному в соответствии с Законом 44-ФЗ) в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ;
в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ (т.е. за счет собственных средств);

NB: Бюджетным учреждениям и унитарным предприятиям следует помнить, что они по умолчанию являются заказчиками по Закону 44-ФЗ, и только в случае надлежащего и своевременного размещения в ЕИС Положения о закупках они вправе проводить оговоренные в законе закупки в соответствии с 223 ФЗ.

− ФГУПы, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ, за исключением случаев осуществления такими предприятиями закупок за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории РФ капитальных вложений в объекты капитального строительства РФ объектов недвижимого имущества в государственную собственность РФ;

− юридические лица, реализующие инвестиционные проекты с государственной поддержкой в объеме, установленном Правительством РФ, стоимость которых превышает 500 млн. рублей, при условии включения таких проектов в реестр инвестиционных проектов.

Не должны проводить закупки по 223-ФЗ юридические лица, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности не превышает 50%, их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, а именно:

1) субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, если общая выручка соответственно таких субъектов, организаций от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, и от указанных видов деятельности составляет не более чем 10% общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год;

2) дочерние хозяйственные общества субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами и их иными дочерними хозяйственными обществами составляет не более чем 5% суммы выручки за предыдущие 4 квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности;

3) дочерние хозяйственные общества указанных в пункте 2 дочерних хозяйственных обществ, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами (в том числе иными дочерними хозяйственными обществами основных хозяйственных обществ) основных хозяйственных обществ указанных дочерних хозяйственных обществ составляет не более чем 5% суммы выручки за предыдущие 4 квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности.

NB: При этом важно помнить, что право освобождения проводить закупки по 223-ФЗ возникает у данных организаций только после размещения информации о соответствующем объеме выручки в ЕИС.

Специалисты компании «Корпорация Закупок» всегда готовы проконсультировать вас по всем вопросам, связанным с осуществлением закупочной деятельности согласно 223-ФЗ: должна ли ваша организация работать по 223 ФЗ, какую информацию следует подготовить и разместить в ЕИС, а также оказать содействие в подготовке и размещении всех документов, необходимых для корректного осуществления закупок по 223-ФЗ.

Получить консультацию

Понятие санкции в банковском праве

Санкции в банковском праве применяются нс за правонарушение, а за нарушение права, т.е. принцип вины в банковском праве не применим, потому что кредитная организация работает с чужими денежными средствами, беря на себя управление рисками. В этом ее сущность. Ведь если санкции банковского права рассматривать как часть нормы, в которой предусматривается ретроспективная ответственность для кредитных организаций, то получалось бы, что этой ответственности подвергаются банковские клиенты.

Что такое юридическая ответственность? Согласно теории права это предусмотренные юридической нормой меры неблагоприятных последствий, которые наступают для лиц, которые виновно нарушили нормы права. Например, если у банка отозвали лицензию, то неблагоприятные последствия будут испытывать в первую очередь его многочисленные клиенты. А банка как такого уже нет, и поэтому некому испытывать неблагоприятные последствия. Остаются клиенты.

Ответственность должна предусматриваться для тех лиц, которые виновно довели кредитную организацию до такого состояния, при котором она стала несостоятельной. Но это уже персональная ответственность, предусмотренная санкциями административного права или какой-то иной отрасли права.

В теории права санкция определяется как часть юридической нормы, в которой предусматриваются неблагоприятные последствия для субъекта, нарушившего эту норму. Эти неблагоприятные последствия могут иметь различное значение. В тех случаях, когда в них выражается осуждение действий правонарушителя, то они могут рассматриваться как меры юридической ответственности. Если же в них нет государственного осуждения, то они могут рассматриваться как меры защиты права от нарушений.

Таким образом, можно сказать, что в теории права санкция предусматривает юридические средства, которые используются для охраны права от нарушений. Эти меры воздействия могут быть не только в виде ответственности, но и в виде мер защиты норм права от нарушений. В чем отличие ответственности от мер защиты?

Ответственность – это применение определенных санкций к правонарушителю, т.е. к лицу, в действиях которого имеется состав правонарушения.

Основанием ответственности всегда является состав правонарушения, т.е. совокупность признаков конкретного правонарушения, предусмотренного правовой нормой. Один из признаков состава правонарушения — виновность лица, нарушившего правовую норму.

В банковском законе используются термины «нарушения» и «санкции» и не используются термины «ответственность», «виновность» применительно к пруденциальному регулированию и пруденциальному надзору.

Поговорим теперь подробнее о мерах защиты как содержании санкций банковского права.

Меры защиты – это категория, которая достаточно глубоко разработана и в административном, и в гражданском праве, и соответственно — в теории права. Сегодня этот вопрос имеет практическое значение для разработки категорий и всего понятийного аппарата банковского права. Он актуален в смысле правильной организации банковского надзора Банком России. Здесь важно нс путать санкции, предусматривающие ответственность, и санкции – меры защиты, которые особенно нужны для правильного регулирования таких, например вопросов, как введение временной администрации в кредитной организации или, допустим, направление в кредитную организацию представителей Банка России для целей контроля. Все это имеет своей целью не применение принуждения в целях регулирования кредитной организации, а создание условий для вывода ее из кризиса. Это превентивные меры. Вполне очевидно, что такие меры отличаются от санкций, которые предусматривают юридическую ответственность. По своему юридическому характеру они являются мерами защиты. Даже отзыв лицензии – это не юридическая ответственность, а превентивная мера. Лицензия отзывается не для того, чтобы «наказать» банк, а для того чтобы предотвратить угрозы причинения вреда другим банкам, акционерам и вкладчикам.

Если же отзыв лицензии представлять как санкцию, предусматривающую банковскую ответственность, то в таком случае с отзывом банковской лицензии все обязанности Банка России как бы прекращаются. А интересы общества как раз требуют обратного, чтобы Банк России принял меры к сохранности активов в кредитной организации, ее документации. Иными словами, после отзыва лицензии должна следовать обеспечительная деятельность.

Таким образом, казалось бы, чисто теоретический вопрос о различии между мерами банковской ответственности и другими мерами государственного принуждения в банковском праве приобретает практический смысл. Ведь если лицензия отозвана, а время для надзора упущено и недобросовестные учредители или менеджеры банка успевают вывести активы, то от этого страдают вкладчики и различные кредиторы, а значит, все идет вразрез с одной из стратегических задач укрепления банковской системы – созданием условий для доверия вкладчиков к банковской системе.

Виновность кредитной организации при применении Банком России санкций ст. 74 Закона о Банке России не учитывается.

Специфика санкций банковского права состоит в том, что они применяются к кредитной организации, которая нарушила правовую норму, но при этом виновность не учитывается.

Виновность или невиновность субъекта может быть установлена только в порядке административного производства. Такое полномочие делегировано Банку России в тех случаях, когда санкции административного права (КоАП РФ) применяются к руководителю кредитной организации. Но это редкое исключение из правила. Повторю, – делегированное полномочие, потому что Банк России не является административным органом, не является федеральным органом государственной власти.

Санкции в банковском праве имеют в основном предупредительный характер и применяются не к физическому, а к юридическому лицу.

В ст. 75 Закона о Банке России установлено, что «Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп, банковских холдингов) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, кредитных организаций, а также стабильности банковской системы Российской Федерации. В случае возникновения таких ситуаций Банк России вправе принимать меры, предусмотренные статьей 74 настоящего Федерального закона, а также по решению Совета директоров осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций». Обратим внимание на словосочетание «вправе принимать меры».

Собственно говоря, это одно из главных различий между банковским правом и другими отраслями права.

В отличие от административного или уголовного права, санкции банковского права применяются не к физическому, а к юридическому лицу, занимающемуся по определению рискованной деятельностью, поэтому принцип вины здесь не учитывается. Кредитные организации осуществляют рисковую деятельность, используя не свои, а главным образом, чужие, т.е. привлеченные денежные средства банковских клиентов (депозиты, остатки денег на банковских счетах клиентов и т.п.).

  • См.: Братко А. Г. Банковское право (теория и практика). М.: Приор, 2000. URL: bratko.ru

Санкции России 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *