101 закон

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об обороте земель сельскохозяйственного назначения

Принят Государственной Думой 26 июня 2002 года

Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения — сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации. (В редакции Федеральных законов от 03.07.2016 № 354-ФЗ; от 29.12.2017 № 447-ФЗ)

2. Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

3. Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на следующих принципах:

1) сохранение целевого использования земельных участков;

2) установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица; (В редакции Федерального закона от 18.07.2005 № 87-ФЗ)

3) преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов; (В редакции Федерального закона от 07.07.2003 № 113-ФЗ)

4) преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина — члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности; (В редакции Федерального закона от 18.07.2005 № 87-ФЗ)

5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов;

6) (Подпункт утратил силу — Федеральный закон от 18.07.2005 № 87-ФЗ)

4. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.

Приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.

5. Принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается.

6. К отношениям, возникающим при использовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с их целевым назначением и требованиями охраны земель, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, применяются нормы иных федеральных законов.

Статья 2. Участники отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом

1. Участниками отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

2. Права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 18.07.2005 № 87-ФЗ)

Статья 3. Права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения

Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (В редакции федеральных законов от 18.07.2005 № 87-ФЗ, от 27.12.2018 № 503-ФЗ)

Статья 4. Предельные размеры и требования к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

1. Минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства. (В редакции Федеральных законов от 07.07.2003 № 113-ФЗ; от 13.05.2008 № 66-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 29.12.2010 № 435-ФЗ)

Не допускается образование земельного участка, который входит в состав искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель и размер которого меньше установленного субъектами Российской Федерации минимального размера земельного участка для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель. (В редакции Федерального закона от 29.12.2010 № 435-ФЗ)

Требования настоящего пункта не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Российской Федерации. (Абзац введен — Федеральный закон от 07.07.2003 № 113-ФЗ; в редакции Федеральных законов от 03.12.2008 № 250-ФЗ; от 28.12.2010 № 420-ФЗ)

Требования настоящего пункта не распространяются на образуемые земельные участки в целях их изъятия для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации. (Абзац введен — Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ; в редакции Федеральных законов от 23.06.2014 № 171-ФЗ; от 31.12.2014 № 499-ФЗ)

2. Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается законом субъекта Российской Федерации равным не менее чем 10 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков. (В редакции Федерального закона от 18.07.2005 № 87-ФЗ)

Статья 5. Обязанность лица произвести отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которые не могут ему принадлежать на праве собственности

1. В случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения субъекту Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальному образованию преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей. (В редакции Федеральных законов от 07.07.2003 № 113-ФЗ; от 18.07.2005 № 87-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 18.07.2005 № 87-ФЗ)

В случае, если при нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона собственник не произведет в течение срока, установленного настоящим пунктом, отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — орган регистрации прав), обязан в течение десяти дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации. (В редакции Федеральных законов от 07.07.2003 № 113-ФЗ; от 29.06.2004 № 58-ФЗ; от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

2. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах). (В редакции Федерального закона от 07.07.2003 № 113-ФЗ)

3. В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот земельный участок или эту долю должен приобрести субъект Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, должно приобрести муниципальное образование по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности. (В редакции Федерального закона от 18.07.2005 № 87-ФЗ)

Статья 6. Принудительное изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации и особенности приобретения прав на такие земельные участки

1. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде. Критерии существенного снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

3. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. В срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи, не включается срок, в течение которого земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения включается в срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи.

5. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи нарушений после назначения административного наказания.

6. В случае неустранения правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предписанием, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предписание:

1) направляет материалы, подтверждающие неустранение правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

2) подает в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок или обременения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

7. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления материалов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

8. В течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении такого земельного участка обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ и устанавливает вид разрешенного исполь

О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»

Принят Государственной Думой 31 марта 2020 года

Одобрен Советом Федерации 31 марта 2020 года

Статья 1

Внести в статью 1 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 49, ст. 7494; 2019, № 50, ст. 7201) следующие изменения:

1) часть 1 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3) с 1 июля 2020 года в субъектах Российской Федерации, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, с учетом положений частей 11 и 12 настоящей статьи.»;

2) дополнить частью 11 следующего содержания:

«11. В субъектах Российской Федерации, не указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» вводится в действие законами субъектов Российской Федерации.»;

3) дополнить частью 12 следующего содержания:

«12. Закон субъекта Российской Федерации о введении в действие специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» должен содержать положение о вступлении в силу указанного закона субъекта Российской Федерации не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.».

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

ДОРДЖИЕВ Э. В.

ОСОБЕННОСТИ ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Аннотация: Рассмотрены особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения в России. Проанализирована нормативно-правовая база этого процесса.

Ключевые слова: оборот земель сельскохозяйственного назначения, земельное законодательство, аренда земли, охрана земли, сельскохозяйственная деятельность.

Многовековая практика свидетельствует о том, что главным источником жизнеобеспеченности и процветания любого государства являются принадлежащие ему земельные ресурсы. При этом под земельными ресурсами следует понимать не только территорию (пространство) государства, но и все, что находится «над» и «под» этим пространством. Богатство государства определяется инфраструктурой и эффективностью использования ресурсов земли.

Земля — особый вид имущества, правовое положение которого требует специального правового регулирования.

В ст. 9 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция) установлено: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» . Такой юридической квалификации не дается в российском законодательстве никакому другому виду имущества. Земля и другие виды природных ресурсов являются, следовательно, особыми объектами права, правового регулирования.

Земли сельскохозяйственного назначения обладают особой социальной и экономической ценностью. Они являются основой важнейшей отрасли экономики — сельского хозяйства, служащего источником продуктов питания для всего общества и сырья для промышленности, основой жизни и деятельности значительной части общества.

В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей.

Земли данной категории в основном используются сельскохозяйственными предприятиями, организациями и гражданами, занимающимися производством товарной сельскохозяйственной продукции. В этой категории находятся земли, используемые гражданами для производства сельскохозяйственной продукции, садоводства, сенокошения и пастьбы скота за пределами черты населённых пунктов. Земли сельскохозяйственного назначения выделяются родовым общинам, семьям коренных малочисленных народов Севера, казачьим обществам.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья. Кроме того, имеются земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, земли, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоёмами, а также зданиями, строениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (сады, виноградники и др.), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Также выделяются особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья. К их числу прежде всего относятся угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций, учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний районный уровень. Особо ценные угодья могут быть по законодательству субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (п. 4 ст.79 Земельного кодекса).

Ограничивается возможность конверсии (изъятия) этих земель для использования в несельскохозяйственных целях. Для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, непригодные для ведения сельскохозяйственного производства, или сельскохозяйственные угодья из земель худшего качества по кадастровой стоимости.

№ 2(23), 2011 г.

Изъятие сельскохозяйственных угодий с целью предоставления их для несельскохозяйственного использования возможно только в исключительных случаях. Изъятие, в том числе путём выкупа, допускается только в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств РФ, обеспечением обороны и безопасности государства, разработкой месторождений полезных ископаемых (за исключением общераспространённых полезных ископаемых), содержанием объектов культурного наследия РФ, строительством и содержанием объектов культурно-бытового, социального, образовательного назначения, автомобильных дорог и других подобных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Земельный кодекс предусматривает целевое использование земель сельскохозяйственного назначения. Они могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством.

Также в Земельном кодексе можно найти понятие земель сельскохозяйственного использования (ст. 85, 90). Они выделяются в составе других категорий земель — в составе земель населенных пунктов, в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Поскольку они включены в состав земель иной категории, то и подпадают они под режим соответствующей категории. Используются подобные земельные участки прежде всего в соответствии с целями данной категории. Земли сельскохозяйственного использования не охраняются подобно землям сельскохозяйственного назначения.

Земли сельскохозяйственного использования могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков в виде служебных наделов. Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, и условия их предоставления устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков (ст. 24 Земельного кодекса) .

Высокий уровень общественной значимости земель сельскохозяйственного назначения обусловил особенности правового регулирования вопросов, связанных с гражданским оборотом данной категории земель, выразившиеся в обособлении этих вопросов в рамках специального законодательного акта — Федерального закона от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения).

Вопросам особой охраны земель сельскохозяйственного назначения посвящены Федеральный закон №4-ФЗ от 10 января 1996 г. «О мелиорации земель» (далее — Закон о мелиорации земель) и Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон о плодородии земель).

Земли сельскохозяйственного назначения являются отдельной категорией земель, поэтому для них установлен особый правовой режим, имеющий целью как охрану и повышение плодородия почв, так и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота. В п. 6 ст. 27 Земельного кодекса говорится о том, что «оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Земельным кодексом они не были отнесены ни к изъятым из оборота, ни к ограниченным в обороте. Поскольку перечень земель в п. 4 и п. 5 ст. 27 Земельного кодекса является исчерпывающим, можно сделать вывод о том, что земли сельскохозяйственного назначения являются оборотоспособными.

Однако Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения установлены следующие особенности оборота земель данной категории:

1) Преимущественное право покупки земель сельскохозяйственного назначения. Данное право принадлежит субъекту РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, органу местного самоуправления. В связи с этим продавец обязан известить в письменной форме субъекта РФ и муниципальное образование о намерении продать земельный участок с указанием цены и других существенных условий договора купли-продажи. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более 90 дней.

Если же субъект РФ откажется от покупки или не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый участок в течение 30 дней со дня поступления извещения, продавец в течение

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены. Если же продавец желает уменьшить цену или изменить ранее заявленные существенные условия договора купли-продажи, то он обязан вновь обратиться в указанные публичные образования с предложением приобрести продаваемый участок.

Указание на годичный срок само по себе выступает ограничением для свободной продажи, то есть независимо от изменения цены и существенных условий. Такое толкование легко объяснимо: по прошествии года в соответствующем административно-территориальном образовании может радикально измениться ситуация относительно сельхозугодий и потребность в них для удовлетворения общественных интересов может существенно возрасти, побуждая публичное образование приобрести ранее не купленный участок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такое возникает в ситуациях, когда публичные торги не проводятся или соответственно при возмездном отчуждении доли другие участники долевой собственности не пожелают ее приобрести. Смысл данного правила, конечно же, заключается в предоставлении субъектам РФ правовой возможности влиять на рынок сельскохозяйственных земель .

Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения предусмотрено, что нарушение преимущественного права влечет ничтожность сделки.

2) Ограничение предельных размеров земельных участков, находящихся в собственности одного лица. Статья 4 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения» ограничивает минимальные и максимальные размеры земельных участков, которые могут быть в собственности одного лица.

Минимальные размеры земельных участков для граждан и юридических лиц устанавливаются законами субъектов РФ. Выдел земельного участка в счет земельной доли, площадь которого будет меньше установленного минимального размера, не допускается. Не допускается также совершение сделок с земельными участками, например, в случае продажи части земельного участка, если в результате таких сделок образуются новые земельные участки, размеры которых меньше, чем установленные минимальные размеры земельных участков.

Максимальные размеры общей площади земельных участков, которые расположены на территории одного административно-территориального образования субъекта РФ и могут находиться одновременно в собственности гражданина, его близких родственников, а также юридических лиц, в которых данный гражданин или его близкие родственники имеют право распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, устанавливаются законом субъекта РФ.

Также Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения определил, что этот максимальный размер может быть установлен субъектом РФ в пределах от 10 до 100% общей площади сельскохозяйственных угодий в границах одного административно-территориального образования (не менее, чем 10%). Сверхнормативные гектары необходимо отчуждать в течение года (ст. 5 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения).

Вместе с тем, по мнению Анисимова А. П., Мелихова А. И, подобный законодательный подход, направленный на формирование крупных земельных латифундий (максимум их будет десять в муниципальном районе), неоднократно был подвержен критике с различных идеологических позиций .

О недальновидности создания латифундий предупреждают зарубежные ученые и политики. Так, в докладе Всемирного банка приводятся многочисленные факты из жизни латиноамериканских стран. Доказывается, что в странах, где есть земельные латифундии, крайне низкий уровень жизни, грамотности и демократии по сравнению с соседними странами, где упор делается на развитие мелкой и средней земельной собственности . Все это позволяет сделать вывод о непоследовательности российских земельных реформ и необходимости внесения изменений в Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, где следует заменить всего одно слово: вместо «не менее, чем 10% общей площади…» указать «не более 10%».

3) Права иностранцев на землю. Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 2 п. 2 и ст. 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения).

В данном случае следует различать земли сельскохозяйственного назначения как категорию земель и земли сельскохозяйственного использования как территориальную зону земель населенного пункта, образуемую в соответствии с градостроительными регламентами.

На земельные участки, отнесенные к территориальной зоне сельскохозяйственного использования, распространяется правовой режим той категории земель, к которой они принадлежат, то есть земель населенных пунктов.

№ 2(23), 2011 г.

Таким образом, по мнению Департамента недвижимости Минэкономразвития России (Письмо Минэкономразвития России от 14.12.2009 N° Д23-4217 «О разъяснении норм земельного законодательства») , ограничения, установленные ст. 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, на земельные участки сельскохозяйственного использования из земель населенных пунктов не распространяются.

4) Сохранение целевого назначения земельного участка. В соответствии с п.1 ст.6 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения собственники земельных участков, землевладельцы, арендаторы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы.

5) Аренда земельных участков данной категории. Так, существуют особые правила сдачи в аренду. Пунктом 2 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения предусмотрено, что такие земли сдаются по правилам ст. 34 Земельного кодекса (т. е. без торгов) — если поступило только одно заявление. Если же поступило два и более заявления, то участки предоставляются в аренду по итогам торгов (далее действуют правила ст. 38 Земельного кодекса).

Также небольшое отличие имеется и при регулировании вопросов о внесении выкупной цены арендованного земельного участка. В п. 4 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения вопрос о преимущественном праве арендатора государственных или муниципальных земель выкупить землю решается несколько иначе, а именно при наличии определенных условий: а) истечение трехлетнего срока аренды и б) надлежащее использование земельного участка.

6) Обязанность осуществлять мероприятия по охране земель. В отношениях аренды земельных участков, прежде всего имеющих сельскохозяйственное назначение , данная обязанность перерастает из публичноправовой в частноправовую. Учитывая включение земли в оборот и интенсивность прежде всего «горизонтальных», эквивалентно-стоимостных связей, в литературе справедливо подчеркивается возрастание роли гражданско-правовых средств обеспечения рационального использования земли .

7) Сделки с земельными долями в праве общей собственности. Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения (ст.12-18) установлено, что сделки с земельными долями осуществляются в соответствии с правилами Гражданского кодекса, но с учетом особенностей, определенных Законом.

Вместе с тем в целях совершенствования нормативной правовой базы по регулированию сельскохозяйственной деятельности и оборота земельных участков сельскохозяйственного назначения 29 декабря 2010 года Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым подписан Федеральный закон № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Федеральный закон), над подготовкой которого Министерство сельского хозяйства Российской Федерации активно работало в последние годы.

В соответствии с Федеральным законом внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации, направленные на уточнение и упрощение процедуры формирования земельных участков в счет земельных долей, порядка выдела земельных участков, совершенствование оборота земельных долей и земельных участков, обеспечивающих целевое использование земель сельскохозяйственного назначения.

Одной из основных идей указанного Федерального закона является признание важности более активного участия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении развития аграрных и земельных отношений.

Так, Федеральным законом предусмотрено:

— совершенствование порядка проведения общего собрания участников долевой собственности;

— уточнение порядка обращения невостребованных земельных долей;

— санкции за ненадлежащее использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

— уточнение особенностей кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

В целях реализации положений Федерального закона Минсельхозом России были подготовлены проекты постановлений Правительства Российской Федерации «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» и «Об утверждении признаков неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации».

1. Российская газета. 1993. № 237.

2. СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

4. Захарьин В. Р, Попов Н. А. Комментарий к федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». С. 23.

5. Анисимов А. П., Мелихов А. И. Правовой режим земельных участков: новый межотраслевой подход к соотношению норм гражданского и земельного права. Право и экономика. 2008. №12.

6. Дейнингер К. Земельная политика в целях развития и сокращения бедности: научный доклад о политике Всемирного банка. М. 2005. С. 24.

7. Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве. 2010. № 3.

8. К 2002 г. в результате эрозии почв сельскохозяйственные земли деградированы в России и практически утратили плодородие на площади около 38 млн. га, в Поволжье не менее 25 % пашни подвержено эрозии, см.: Федеральная целевая Программа «Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы», утв. Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2001. № 780.

9. Правовые проблемы рационального использования и охраны сельскохозяйственных земель (материалы «круглого стола»). // Государство и право. 1998. № 4. С. 53.

МАСЛОВ Ю. М., МОРГУНОВА Т. Ю., ГУЧУНОВА Д. С.

ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫРАЩИВАНИЯ АБРИКОСА В КАЛМЫКИИ

Аннотация: Изучен опыт выращивания абрикоса в Калмыкии за последние 50 лет. На основании анализа почвенных и экологических условий предложена оригинальная технология выращивания абрикоса.

Ключевые слова: биология абрикоса, целебность, требовательность к почве, рентабельность от условий произрастания, выбор места под сад, подготовка почвы.

Абрикос — один из любимых плодов во многих странах. Однако, несмотря на возделывание этой плодовой породы с первых шагов земледельческой культуры, высокую потенциальную урожайность деревьев, ценные качества плодов и большой спрос на них, производство абрикоса не только в России, но и в других странах мира растет крайне медленно. Это обусловлено, прежде всего, биологией культуры, распространением болезней, а также сложностями в разработке технологии возделывания и уборки плодов. В преодолении трудностей, связанных с увеличением производства и повышением качества абрикоса, совершенствованием методов его возделывания и переработки, большое значение имеет успешно развивающееся международное научно-техническое сотрудничество. Об этом свидетельствуют периодически проводимые международные симпозиумы по абрикосу.

Абрикос среди других плодовых культур и в СССР занимал довольно скромное место (3,5% от площади садов, или 15% от площади косточковых пород). В России его площади в процентном отношении еще меньше за счет выхода из СССР республик Средней Азии, Молдавии, Украины, Армении .

Плоды абрикоса обладают антиоксидантными свойствами, так как содержат биологически активные вещества (витамины, каротины, калий, магний, железо и т. д.). Несмотря на свою ценность, абрикос очень сложно выращивать. Даже на юге России (Краснодарский край) за десять лет абрикос дает всего 2-4 урожая, а в остальные годы цветочные почки гибнут от сильных температурных колебаний в зимний период. Поэтому для бизнеса эта культура не популярная, и специализированные хозяйства ею не интересуются.

Очень важно правильно размещать плантации в зависимости от типов местности, интенсивности солнечной радиации, микроклимата. При этом не всегда успех выращивания зависит от осадков, морозов и заморозков. Например, в условиях г. Сочи, где выпадает 1400 мм осадков в год, абрикос практически не плодоносит, так

101 закон

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *