Ходатайство о помещении несовершеннолетнего в цвснп

Н.А Моругина,

кандидат юридических наук

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ О ПОМЕЩЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ЦЕНТРЫ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

COURT PRACTICE MATERIALS CONSIDERATION PLACEMENT OF A JUVENILE DETENTION CENTERS FOR JUVENILE OFFENDERS

В статье рассматриваются проблемы, возникающие в суде при рассмотрении материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, обозначаются пути их решения.

В Российской Федерации на основании общепринятых норм международного права и Конституции РФ действует Федеральный за -кон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и пра-вонарушений несовершеннолетних» (далее

— Закон), в котором установлены основы пра -вового регулирования отношений, возникаю -щих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, определяются категории лиц, в отношении которых проводится индивидуаль-ная профилактическая работа, а также основа -ния проведения профилактической работы с «трудными» подростками.

Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (далее — ЦВСНП) явля -ется одним из субъектов в системе органов внутренних дел, который обеспечивает профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Значительная роль в этом направлении деятельности принадлежит инспекциям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, а также другим органам государственной власти и местного самоуправления, выполняющим функцию предупреждения преступного поведения несовершеннолетних путем осуществления индивидуальной воспитательной работы и применения мер профилактического воздействия.

Однако на протяжении многих лет у практиков возникают трудности, касающиеся не только сбора материалов о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП, но и рассмотрения данных материалов в суде и порядка их исполнения.

Нельзя не согласиться с АА. Королевым и М.И. Кольцовым, которые видят главную причину этих трудностей «в определенном разрыве между

принимаемыми на разных государственных уровнях р ешениями и пр актикой, р е ально стью» .

Анализ материалов о помещении несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП по -зволил выявить ряд грубых нарушений требований законодательства при подготовке и рассмотрении материалов в суде.

Так, например, постановлением судьи Чер-нушинского районного суда Пермского края от 14.12.2007 г. несовершеннолетняя Ч. 1995 г. р. была помещена в ЦВСНП, при этом, принимая данное решение, судья исходил из факта совершения несовершеннолетней двух общественно опасных деяний и вероятности совершения ею повторного правонарушения. Вместе с тем судья не в полном объеме учел данные, характеризую -щие личность девочки, которая, согласно харак -теристике, трудолюбива, активно участвует в общественной жизни класса и школы, требования взрослых выполняет, отношения с одно -классниками хорошие. Кроме того, судья не учел, что ранее Ч. на учете в ПДН ОВД не состояла, после постановки и проведения с ней профилактической работы каких-либо других правонарушений не совершала. А то обстоятель -ство, что семья девочки состоит на учете как не -благополучная, не может служить основанием для помещения несовершеннолетней в ЦВСНП органа внутренних дел. Результатом указанных нарушений и неполного изучения материалов стала отмена председателем Пермского краевого суда постановления судьи о помещении несовершеннолетней Ч. в ЦВСНП и направление материала в суд для нового рассмотрения.

О. Величко и М. Зайцева в 2005 году, изучив материалы судов отдельных регионов по помещению несовершеннолетних в ЦВСНП, выяснили,

что в 85% случаев целью помещения несовершеннолетних в Центр, исходя из содержания постановления начальника ОВД, были «защита жизни и здоровья и предупреждение совершения общественно опасного деяния или правонарушения) .

В теории права под правонарушением под -разумевается виновное противоправное деяние (действие или бездействие) лица, которое причинило вред обществу, государству или отдель -ным лицам.

Следовательно, понятие «правонарушение» шире, чем «общественно опасное деяние», что, по мнению О. Величко, М. Зайцевой, «привело к вольному обращению с нормами Закона, а это, в свою очередь, повлекло нарушение прав несовершеннолетнего, выразившееся в незаконном помещении в Центр» .

Прокуратурой Республики Коми в 2010 году был выявлен факт незаконного помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП. Основанием помещения в Центр стало самовольное убытие подростка из детского оздоровительного лагеря, при этом каких-либо административных правонарушений он не совершал.

Л. П. Хашимова, проведя прокурорскую проверку отдела по делам несовершеннолетних и молодежи Челябинской области и изучив архив -ные материалы, выяснила, что отказ суда в удов -летворении ходатайства о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП был мотивирован сле-дующими обстоятельствами:

1) в представленных суду материалах отсутствовало определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с недостижением возраста, с которого наступает административная ответственность.

2) отсутствовали также сведения инспекторов ПДН о проведенной с подростком профилактической работе .

Нарушение требований законодательства, отсутствие единого подхода к порядку применения отдельных положений Закона потребовали дополнительного нормативного регулирования. В целях усовершенствования работы ЦВСНП в 2012 году министром внутренних дел РФ

В.А. Колокольцевым был подписан приказ и пе-реутверждена Инструкция по организации дея-тельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, в кото -рой были отражены вопросы по координации деятельности указанных Центров .

В Законе содержится исчерпывающий перечень оснований, когда возможно помещение несовершеннолетних в Центр:

— во-первых, это постановление начальника органа внутренних дел, на основании которого несовершеннолетние помещаются в Центры на срок до 48 часов;

— во -вторых, постановление судьи, на осно -вании которого несовершеннолетние помеща-ются в Центры на срок до 30 суток.

Согласно пункту 2 ст. 31.1 Закона, материалы, направляемые в суд для решения вопроса о помещении в ЦВСНП, должны содержать достаточные данные, свидетельствующие о необходимости обеспечения защиты жизни или сохранения здоровья несовершеннолетнего.

Учитывая судебную практику, а также мнения ученых по данному вопросу, следует указать, что к таким документам должны относиться: акты обследования жилищно-бытовых условий, которые составляют инспекторы ПДН; данные, характеризующие законных представителей несовершеннолетнего (характеристика с места работы, справка о наличии судимости (если она есть — приговор суда) и об административных правонарушениях); объяснения инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, участковых уполномоченных полиции, педагогов, социальных работников, работников здравоохранения и т.д. по факту работы, которую они проводили с тем или иным несовершеннолетним, совершившим правонарушение.

Кроме того, необходимо отметить, что для суда достаточно важным является вопрос учета состояния здоровья несовершеннолетнего, помещаемого в ЦВСНП. В пункте 2 ст. 31.1 Закона не указывается на необходимость приложения документов о состоянии здоровья. Однако, исхо -дя из задач, предусмотренных данным Законом, где речь идет о защите жизни и здоровья несовершеннолетних , считаем необходимым, учиты -вая индивидуальные, в том числе и психологиче -ские, особенности несовершеннолетнего правонарушителя, при решении вопроса о помещении в ЦВСНП запрашивать данные о состоянии его здоровья, а также о возможности пребывания в ЦВСНП. А для более полной характеристики личности несовершеннолетнего и во избежание помещения нездорового подростка в Центр представление в суд справок из психоневрологи -ческого и наркологического диспансера следует признать обязательным.

Обращают на себя внимание случаи неподготовленности представителей подразделений по делам несовершеннолетних к участию в процессе поддержания внесенных начальником ОВД ходатайств о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП. Инспекторы обосновывают ходатайст-ва, опираясь на ранее представленные материалы, зачастую не принимая во внимание те обстоятельства, которые имеют существенное зна -чение для дела на момент рассмотрения его в суде, а именно то, что: несовершеннолетний, которого поставили на учет в ПДН, исправил свое поведение; законные представители усилили контроль за поведением несовершеннолетнего; усло-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вия воспитания и проживания несовершеннолетнего изменились в лучшую сторону и т.д.

Практика показывает, что в некоторых случаях сотрудники ПДН, поддерживая перед судом ходатайство о помещении несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП, считают до ста -точным установление самого факта совершения несовершеннолетним не более двух правонарушений и необходимости предотвращения совершения им общественно опасных деяний в буду -щем, не давая должной оценки всем обстоятель -ствам дела. При этом в нарушение п. 2 ст. 31.1 Закона остаются без внимания и анализа конкретные обстоятельства и основания для помещения подростка в Центр: бытовые условия, возможность достаточного контроля за несовершеннолетним со стороны законных представите -лей, возможность исправления его без изоляции от общества, недостаточность проведенной с несовершеннолетним индивидуальной профилактической работы со стороны ОВД, школы.

Изучение мнения судей показало, что на вопрос: «Удовлетворяет ли Вас качество материалов, поступивших из ПДН, а также от других субъектов, о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП?» — 100% респондентов ответили отрицательно.

В первую очередь это связано с низким качеством собранного сотрудниками ПДН мате -риала, который не всегда отражает действитель -ность и не учитывает все необходимые положе -ния, которые урегулированы законом.

В частности, имеют место следующие не -до с та тки:

1) необъективная или неполная характеристика нес овершеннолетнего;

2) не отражены или отражены, но незначительно обстоятельства совершенного правона-рушения;

3) не отражены условия жизни и воспитания несов ершеннолетне го;

4) отсутствует характеристика родителей;

5) отсутствуют ответы на запрос из наркологического и психоневрологического диспансера на предмет постановки несовершеннолетнего на учет;

6) отсутствует перечень воспитательных мер, которые были применены к подростку, совершившему правонарушение.

Исследованием установлено, что такой формальный подход к сбору материалов в 75% случаев приводит к тому, что суды отказывают в удовлетворении ходатайства руководителя органа внутренних дел или уполномоченного сотрудника органа внутренних дел о помещении несовершеннолетнего правонарушителя в ЦВСНП.

Л.С. Буторина, проведя в 2009—2010 годах анализ материалов, направляемых в суд с ходатайством о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП, пришла к мнению, что причиной отказа является в первую очередь некачественная работа сотрудников ОВД. Так, Исакогорским районным

судом было принято решение об отказе в удовлетворении представления начальника ОВД о помещении несовершеннолетнего Б. в ЦВСНП, поскольку в материалах дела отсутствовали достаточные данные о проведении с подростком профилактической работы, а также о привлечении его законного представителя к административной ответственности за ненадлежащее воспитание несовершеннолетнего. В Пермском крае в ходе анализа установлено, что 77% материалов не содержат информации о том, состоят ли несовершеннолетние правонарушители на учете в КДН, проводилась ли с ними индивидуальная профилактическая работа, в 15% материалов присутствуют справки, что подросток на учете в КДН не состоит, родители к административной ответственности не привлекались, хотя подростком уже было совершено несколько общественно опасных деяний и он ранее помещался в ЦВСНП .

В соответствии со ст. 31.2 п. 2 Закона, законодатель установил наличие процессуальных гарантий, направленных на защиту прав несовершеннолетних при их помещении в ЦВСНП. В числе таких гарантий при рассмотрении мате -риалов о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП предусмотрено обязательное участие прокурора, адвоката, родителей или иных закон -ных представителей несовершеннолетнего, пред -ставителя подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел и (или) представителя центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел .

Однако в ходе анкетирования сотрудников ПДН и ЦВСНП на вопрос, участвует ли сотруд -ник ЦВСНП и (или) ПДН при рассмотрении материала в удовлетворении ходатайства о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП, 20% респондентов ответили отрицательно (ЦВСНП УМВД России по Калининградской области), пояснив, что их отсутствие в судебном заседании объясняется отдаленностью от места проведения процесса, а в суд в таких случаях они представ -ляют лишь доверенность и ходатайство о рассмотрении дела без их участия — как нам видит -ся, «для отписки».

Резюмируя сказанное, мы согласимся с мнением И. С. Федотова о том, что «эффективности во взаимодействии возможно добиться только в том случае, если между подразделениями, пред -ставителями государственных органов и общест -венными организациями установлен личный контакт». Безынициативность, как в очеред-ной раз выяснилось, не приводит к положитель -ному результату.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об основах системы профилактики без -надзорности и правонарушений несовершенно-

— 2013. — 11 янв.

2. Микаутадзе С.Р. Порядок исполнения полицией приговора суда или постановления судьи, постановления руководителя органа внутренних дел или уполномоченного сотруд -ника органа внутренних дел в отношении не -совершеннолетних, помещенных в центры временного содержания для несовершеннолет -них правонарушителей (ЦВСНП) органов внутренних дел: практическое пособие / С.Р. Микаутадзе, Н .А. Моругина, А .В. Польшиков, В .С. Соловьев. — Воронеж: Воронежский ин-ститут МВД России, 2013. — С. 4.

3. Королев Ю.А. Профилактика детской безнадзорности и беспризорности в странах СНГ // Журнал российского права. — 2003. — №3. —

С. 74.

4. Кольцов М .И. Что делать с несовершеннолетними правонарушителями? // Юридическая психология. — 2006. — № 3.— С. 88—89.

5. Вельянинов В.Н. О судебной практике помещения несовершеннолетних в центры временного содержания несовершеннолетних правона -рушителей органов внутренних дел // Российская юстиция. — 2009. — № 11. — С. 68—73.

6. Величко О., Зайцева М. Помещение несовершеннолетнего в центры временного содержания // Законность. — 2007. — № 7. — С. 22.

7. Хашимова Л.П. Надзор за исполнением законодательства при помещении несовершеннолетних в центр временного содержания // Закон -ность. — 2013. — № 3. — С. 30—33.

8. О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей: Приказ МВД России от 01.09.2012 г. № 839. — URL: www.consultant.ru. 2014.

9. Буторина Л.С. Некоторые проблемы административно-правового регулирования помещения несовершеннолетних правонарушителей в центры временного содержания и пути его совершенствования // Евразийский юридический журнал. — 2012. — № 12(55). — С. 166—169.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Федотов И.С. Особенности непроцессуального взаимодействия при расследовании на -сильственных преступлений, совершаемых в отношении малолетних // Вопросы ювенальной юстиции. — 2008. —№ 1. — С. 17—19.

09.06.1999 g. // Rossiyskaya gazeta. — 2013. — 11 yanv.

4. Koltsov M.I. Chto delat s nesovershennolet-nimi pravonarushitelyami? // Yuridicheskaya psi-hologiya. — 2006. — № 3. — S. 88—89.

2013. — № 3. — S. 30—33.

8. O sovershenstvovanii deyatelnosti tsentrov

vremennogo soderzhaniya dlya nesovershennoletnih pravonarushiteley: Prikaz MVD Rossii ot

01.09.2012 g. № 839. — URL: www.consultant.ru.

Судья Цыганкова С.В. Дело № 33а-3120-2018г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Шуваевой Е.И.,

судей Курочкиной И.А., Ягерь Е.А.,

с участием прокурора: Стародубцевой Т.А.

при секретаре Орлове А.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 25 сентября 2018 года административное дело по административному исковому заявлению межмуниципального отдела МВД России «Железногорский» к ФИО1 о помещении несовершеннолетнего в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, поступившее с апелляционной жалобой законного представителя несовершеннолетнего ФИО1 — ФИО20 на решение Железногорского городского суда Курской области от 29 августа 2018 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление межмуниципального отдела МВД России «Железногорский» к ФИО1 о помещении несовершеннолетнего в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел удовлетворить.

Поместить несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> ФИО3 <адрес>, проживающего по адресу: ФИО3 <адрес>, учащегося ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Курской области на срок до 30 суток.

Срок отбывания исчислять с момента фактического помещения».

Заслушав доклад судьи Ягерь Е.А., объяснения законного представителя несовершеннолетнего ФИО1 — ФИО20, представителя ФИО1 адвоката ФИО9, поддержавших доводы жалобы, представителя МО МВД России «Железногорский» — ФИО10, представителя ЦВСНП УМВД России по ФИО3 <адрес> ФИО11, возражавших против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Стародубцевой Т.А., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

МО МВД России «Железногорский» обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о помещении несовершеннолетнего в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, указывая, что 26.06.2018 года в МО МВД России «Железногорский» поступило обращение от гражданки ФИО12, о том, что ДД.ММ.ГГГГ во дворе <адрес> ФИО3 <адрес> ее ребенку ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ г.р. причинили травму. В ходе проверки указанного обращения было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 18-м часу в подъезде <адрес> ФИО3 <адрес>, малолетний ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., причинил телесные повреждения в виде закрытого перелома пятой пястной кости правой кисти малолетнему ФИО13По данному факту 22.08.2018 года вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи отсутствием в действия ФИО1 состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 112 УК ПФ. Кроме того, 07.07.2018 года в МО МВД России «Железногорский» от дежурного фельдшера ОБУЗ «Железногорская городская больница №» КЗКО поступило сообщение о том, что в ОБУЗ обратился ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ г.р., диагноз — ушибленная рана левой кисти. ДД.ММ.ГГГГ в МО МВД России «Железногорский» от дежурного фельдшера ОБУЗ «Железногорская городская больница №» КЗКО поступило сообщение о том, что в ОБУЗ «Железногорская городская больница №» КЗКО обратился ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ г.р., диагноз — ушибленная рана левой кисти. В ходе проверки указанных сообщений было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 16 ч. 00 минут в районе <адрес> ФИО3 <адрес> малолетний ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., из хулиганских побуждений металлическим предметом причинил телесные повреждения и физическую боль малолетнему ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ г.р. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с не достижением возраста привлечения к уголовной ответственности. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в МО МВД России «Железногорский» от гр-ки ФИО15, поступило обращение о том, что неизвестный мальчик кинул в голову ее несовершеннолетнему сыну — ФИО16 18.02.2007г.р., металлическим шаром. ДД.ММ.ГГГГ от дежурного фельдшера ОБУЗ «Железногорская городская больница №» КЗКО поступило сообщение о том, что в ОБУЗ обратился ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ г.р., диагноз — ушибленная рана затылочной области. Из материалов проверки указанных обращений следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 15-м часу во дворе <адрес> ФИО3 <адрес>, малолетний ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в ходе ссоры с малолетним ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ г.р., причинил последнему металлическим предметом физическую боль и телесные повреждения. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с не достижением возраста привлечения к уголовной ответственности. ДД.ММ.ГГГГ малолетний ФИО1, был поставлен на профилактический учет как совершивший общественно опасное деяние и не подлежащий уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности. За время нахождения на профилактическом учете индивидуально-профилактическую работу, направленную на устранение причин и условий, способствующих противоправному поведению, с несовершеннолетним ФИО1 проводили: инспектор по делам несовершеннолетних ФИО2 и ПДН МО МВД России «Железногорский», старший оперуполномоченный ОУР МО МВД России «Железногорский», участковый уполномоченный полиции ФИО2 и ПДН МО МВД России «Железногорский». ФИО2 и ПДН: капитаном полиции ФИО17, и капитаном полиции ФИО18 с несовершеннолетним ФИО1 проводилась профилактическая работа: выяснялся образ жизни — подросток замкнутый, в свободное время кружки и секции не посещает, при этом, со стороны родителей отсутствует надлежащий контроль за его поведением, вследствие чего, ФИО1 склонен к совершению новых нарушений закона. Просили поместить несовершеннолетнего ФИО1 в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по ФИО3 <адрес> сроком до 30 суток с целью предупреждения совершения им повторных общественно-опасных деяний.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе законный представитель несовершеннолетнего ФИО1 — ФИО20 ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного.

В суд апелляционной инстанции не явились представители заинтересованных лиц КДНиЗП г. Железногорска Курской области, ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», извещенные надлежащим образом о слушании дела, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ находит возможным, рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 120-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Согласно ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 120-ФЗ:

1. Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел:

1) обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений;

2) проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляют среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также устанавливают обстоятельства, причины и условия, способствующие их совершению, и информируют об этом соответствующие органы внутренних дел и другие заинтересованные органы и учреждения.

2. В центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние: 4) совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.

3. Основаниями помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел являются: 2) постановление судьи — в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 2 — 6 пункта 2 настоящей статьи.

6. Несовершеннолетние, указанные в пункте 2 настоящей статьи, могут находиться в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток.

В силу ст. 31.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 120-ФЗ материалы о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел должны содержать: достаточные данные, подтверждающие совершение общественно опасного деяния несовершеннолетним, не достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность за эти деяния, или правонарушения, влекущего административную ответственность, либо факт самовольного ухода из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа; указание на цели и мотивы помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел; данные, свидетельствующие о необходимости обеспечения защиты жизни или сохранения здоровья несовершеннолетнего либо предупреждения совершения им повторного общественно опасного деяния.

Судья, удовлетворяя административное исковое заявление МО МВД России «Железногорский», сославшись на п.п.4 п.2 ст.22 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 120-ФЗ, пришел к выводу о необходимости помещения несовершеннолетнего ФИО1 в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей в целях предупреждения совершения им повторных общественно опасных деяний.

Данный вывод судьи соответствует требованиям Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от ДД.ММ.ГГГГ №120-ФЗ.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в МО МВД России «Железногорский» поступило обращение от гражданки ФИО12, о том, что ДД.ММ.ГГГГ во дворе <адрес> ФИО3 <адрес> ее ребенку ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ г.р. причинили травму. В ходе проверки указанного обращения было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 18-м часу в подъезде <адрес> ФИО3 <адрес>, малолетний ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., причинил телесные повреждения в виде закрытого перелома пятой пястной кости правой кисти малолетнему ФИО13 По данному факту ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи отсутствием в действия ФИО1 состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 112 УК ПФ.

ДД.ММ.ГГГГ в МО МВД России «Железногорский» от дежурного фельдшера ОБУЗ «Железногорская городская больница №» КЗКО поступило сообщение о том, что в ОБУЗ обратился ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ г.р., диагноз — ушибленная рана левой кисти. ДД.ММ.ГГГГ в МО МВД России «Железногорский» от дежурного фельдшера ОБУЗ «Железногорская городская больница №» КЗКО поступило сообщение о том, что в ОБУЗ «Железногорская городская больница №» КЗКО обратился ФИО14ДД.ММ.ГГГГ г.р., диагноз — ушибленная рана левой кисти. В ходе проверки указанных сообщений было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 16 ч. 00 минут в районе <адрес> ФИО3 <адрес> малолетний ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., из хулиганских побуждений металлическим предметом причинил телесные повреждения и физическую боль малолетнему ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ г.р. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с не достижением возраста привлечения к уголовной ответственности.

ДД.ММ.ГГГГ в МО МВД России «Железногорский» от гр-ки ФИО15, поступило обращение о том, что неизвестный мальчик кинул в голову ее несовершеннолетнему сыну — ФИО16 18.02.2007г.р., металлическим шаром. ДД.ММ.ГГГГ от дежурного фельдшера ОБУЗ «Железногорская городская больница №» КЗКО поступило сообщение о том, что в ОБУЗ обратился ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ г.р., диагноз — ушибленная рана затылочной области. Из материалов проверки указанных обращений следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 15-м часу во дворе <адрес> ФИО3 <адрес>, малолетний ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в ходе ссоры с малолетним ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ г.р., причинил последнему металлическим предметом физическую боль и телесные повреждения. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с не достижением возраста привлечения к уголовной ответственности.

ДД.ММ.ГГГГ малолетний ФИО1, был поставлен на профилактический учет как совершивший общественно опасное деяние и не подлежащий уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности.

Согласно характеристике обучающегося 4 «а» класса ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», ФИО1 обучается в школе с ДД.ММ.ГГГГ. Требования адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья усваивает по основным предметам на «удовлетворительно». При психолого-педагогическом обследовании выявлено недоразвитие познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы. Психоэмоциональное развитие не соответствует возрастной норме. Работоспособность низкая, быстро утомляется. Мышление не соответствует возрасту. Ориентировка в пространстве и во времени не соответствует возрасту (путает, смешивает временные понятия). Испытывает трудности в усвоении программного материала по математике и русскому языку. С первых дней пребывания в школе поведение ребенка неорганизованное. Наблюдаются вспышки немотивированной агрессии. Любит сваливать вину на других. Не умеет чувствовать состояние другого человека и встать на его позицию. Не умеет находить выход из трудных ситуаций, адекватно реагировать на происходящие вокруг события, регулировать свое поведение. Стремится к лидерству с помощью силы. Нравственные нормы и понятия сформированы частично. Проживает в неполной многодетной семье. Воспитанием ребенка занимается мать.

Анализ системности совершения несовершеннолетним противоправных действий до достижения возраста, предусмотренного Кодексом для привлечения к уголовной ответственности, а также общественно опасного деяния до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность за это деяние, в совокупности со сведениями о недостаточном контроле за несовершеннолетним со стороны матери, позволили суду прийти к мотивированному и обоснованному выводу о необходимости помещения ФИО19 в Центр в целях предупреждения совершения им повторных общественно опасных деяний.

При рассмотрении настоящих материалов, обеспечено соблюдение процессуальных гарантий прав несовершеннолетнего, установленных статьей 28 Федерального закона от 24.06.1999 г. №120-ФЗ.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене или к изменению постановленного судом решения и не опровергают выводы суда. Нарушений норм материального и процессуального права районным судом не допущено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает правильным решение суда оставить без изменения, а жалобу законного представителя несовершеннолетнего без удовлетворения.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Железногорского городского суда Курской области от 29 августа 2018 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу законного представителя несовершеннолетнего ФИО1 — ФИО20 — без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Основными задачами деятельности Центра являются:

1.Обеспечение круглосуточного приема и временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений.

2.Проведение индивидуально-профилактической работы с доставленными несовершеннолетними, выявление среди них лиц, причастных к совершению преступлений, общественно-опасных деяний, а также установление обстоятельств, причин и условий, способствующих их совершению, информирование об этом соответствующих органов внутренних дел и других заинтересованных органов и учреждений.

3.Доставление несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществление в пределах своей компетенции мер по устройству несовершеннолетних, содержащихся в центрах временного содержания.

В настоящее время в ЦВСНП содержатся несовершеннолетние, совершившие общественно-опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности, административные правонарушения, направляемые в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, самовольно ушедшие из этих учреждений.

Основанием помещения является приговор суда или постановление судьи. В соответствии с действующим законодательством, в крайнем случае, на срок не более 48 часов несовершеннолетние могут быть помещены на основании постановления начальника территориального органа внутренних дел. Основными причинами совершения подростками правонарушений являются:

— отсутствие должного контроля со стороны законных представителей за времяпровождением своих детей;

— алкоголизация, как законных представителей, так и самих подростков;

— низкий познавательный уровень у подростков, желание иметь все и сразу;

— отсутствие в семье взаимопонимания и уважения друг к другу.

В центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД помещаются категории несовершеннолетних, перечисленные пп. 1- 6 п. 2 ст. 22 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

1.Направляемые по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

2. Временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 26 настоящего Федерального закона;

3.Самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

4. Совершившие общественно-опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального Закона;

5.Совершившие правонарушения, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в случаях, если личности несовершеннолетних не установлены, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могу быть переданы родителям или законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;

6.Совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.

В Центре созданы все необходимые условия, обеспечивающие прием, содержание, воспитание, обучение и отдых несовершеннолетних. В целях скорейшей адаптации подростков оборудован кабинет психологической разгрузки. Психологом осуществляется тестирование каждого поступившего в Центр ребенка. С учетом проведенного исследования составляются рекомендации для сотрудников в целях наиболее эффективной воспитательной работы с данным контингентом. Кроме того, проводятся индивидуальные беседы и психокоррекционные занятия в форме тренингов. По итогам обследования составляются психологические характеристики, разрабатываются индивидуальные рекомендации для организации воспитательной работы с подростком, используемые как во времянахождения несовершеннолетних в Центре, так и по окончании срока их пребывания в данном учреждении.

Успешно зарекомендовала себя на практике такая форма воспитательного воздействия, как пропаганда правовых знаний. На занятиях изучаются основные положения и статьи уголовного, административного, семейного, трудового, гражданского законодательств, методы защиты от преступных посягательств, ведутся диспуты об ответственности за совершенные преступления и правонарушения.

В тренажерном зале и на спортивной площадке ЦВСНП проводятся занятия по физической культуре, организовываются эстафеты, футбольные матчи. Дети принимают участие в играх, развивающих координацию движения, скорость мышления, направленных на сплоченность коллектива, умение работать в команде.

В целях коррекции противоправного поведения несовершеннолетних, содержащихся в ЦВСНП и их адаптации в обществе, установлено сотрудничество с Русской православной церковью. Священнослужитель церкви с. Бронницы Новгородского района отец Алексей проводит беседы с воспитанниками. Проводимая работа развивает духовность детей, формирует у них позитивные нравственные ориентиры.

Еженедельно фельдшером Центра с подростками проводятся занятия по борьбе с инфекционными заболеваниями, по проблемам морально-этического поведения, опасностью заражения и венерическими заболеваниями, профилактике венерических заболеваний, здоровому образу жизни.

В ЦВСНП преимущественно помещаются подростки, имеющие низкий образовательный уровень, уклоняющиеся от занятий в общеобразовательных учебных заведениях, а потому особо нуждающихся во включении их в процесс обучения. С началом учебного года в соответствии с Законом РФ «Об образовании» учебную деятельность в Центре осуществляют квалифицированные педагоги школы № 16 п. Деревяницы.

Начальник ЦВСНП ОВД УМВД России по Новгородской области подполковник полиции Шаповалова Ирина Александровна.

Заместитель начальника — майор полиции Волкова Ольга Николаевна.

Адрес: Великий Новгород, микрорайон Деревяницы, ул. Береговая, д. 54.

Контактный телефон: 8-(8162)-677-038 (факс).

Историческая справка:

Первые упоминания об уголовной ответственности несовершеннолетних относятся к указам 1669 года, в которых было сказано: «аще отрок седми лет убьет, то не повинен есть смерти». Во времена Петра Великого за воровство, совершенное ребенком, отвечали родители. В 18 веке детей до 17 лет за преступления секли плетьми и отдавали в монастырь на трудовое перевоспитание. Начиная с 19 века, наказаниям подвергались только с 11 летнего возраста, а для тех, кто постарше, действовали исправительные колонии и приюты.

В конце 19 века общественность России впервые стала обращать внимание на отдельные преступные проявления среди несовершеннолетних, однако профилактикой детской преступности активно стали заниматься лишь после революционных событий.

31 декабря 1917 года В.И. Ленин подписал декрет, положивший начало проведению в жизнь социального воспитания. Отныне несовершеннолетние признавались «детьми республики» и забота о ребенке стала «прямой обязанностью государства».

Возникновение приемников-распределителей для несовершеннолетних относится ко второй половине 19 века, ознаменованной проведением судебной реформы. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних становится в этот период одним из основных направлений деятельности общества и государства. В это время усиленно развиваются правовые основы превентивной, т.е. предупредительной, политики, немаловажная роль в которой отводилась не только государственным органам, но и общественным формированиям. Активная деятельность последних во многом обусловила решение таких важных вопросов, как создание специальных учреждений для детей – правонарушителей и детей – арестантов.

Первые такие заведения появились в 80-е годы 19 века в городах: Санкт-Петербурге, Саратове, Москве, Казани, Киеве. Большинство из вышеуказанных заведений были смешанными и потому в них содержались дети разных категорий: бродяги, нищие, сироты, правонарушители. Тем не менее, уже в это время создавались специальные заведения, предназначенные для приема определенных категорий детей.

Исторический анализ становления приемников – распределителей свидетельствует, что изменения в социально-экономическом развитии России коснулись и изменений в статусе и принципах приемников – распределителей, в частности ведомственной принадлежности данных субъектов профилактики. Вначале они подчинялись Наркомам общественного призрения, затем входили в систему НКВД и Министерства внутренних дел.

Сведения о создании на территории Новгородской области первых приемников – распределителей для несовершеннолетних датированы 1942 годом. Первоначально их было несколько: Боровичский, Валдайский, Маловишерский, Новгородский, Хвойнинский.

В 1943 году детские приемники-распределители из Управления исправительно-трудовых лагерей и колоний передаются в ведение НКВД по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. В инструкции было сказано «применять оружие при задержании детей категорически запрещено, перевозить беспризорников следует только в пассажирских поездах, а не в «вагонзаках». Одеты дети должны быть по сезону.

В Великом Новгороде приемник – распределитель начал работать с 02.01.1990. До этого времени приемник-распределитель располагался в г. Валдае в двухэтажном деревянном здании, рассчитанном на 50 мест, куда сразу могло поступить до 150 детей и подростков, нуждающихся в помощи государства. На протяжении 16 лет (с 1975 по 1991 год) возглавляла приемник – распределитель Иванова Тамара Николаевна. Наполняемость приемника доходила до 200 несовершеннолетних в год.

Дети по разным причинам оказывались в приемниках – распределителях: в 30-е годы – это дети, чьи родители были репрессированы, в годы Великой Отечественной войны те, кого она лишила родителей и крова над головой, 50 – 70 годы, те кого манили путешествия.

В 1981 году детский преемник – распределитель был передан в ведение Министерства внутренних дел, а в 1996 году по Указу Президента России приемник – распределитель переименован в Центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей.

До 1999 года в приемники – распределители доставлялись дети и подростки в возрасте от трех до восемнадцати лет: подкинутые, заблудившиеся, оставшиеся без попечения родителей, совершившие ООД до достижения возраста уголовной ответственности на основании постановлений комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Реконструкция Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей начата в 2007 году, с 26.08.2008 деятельность Центра приостановлена, прием несовершеннолетних правонарушителей временно прекращен.

Во время проведения реконструкции возведена двух этажная пристройка, где располагаются: тренажерный зал, библиотека, кабинет рабочего, склад МТЦ и две комнаты для лиц, доставивших несовершеннолетних. Также произведена замена системы внутреннего отопления, энергоснабжения, канализации, часть трубопровода отопления, установлены стеклопакеты, проведен косметический ремонт внутри помещений основного здания. Общая сумма бюджетных ассигнований из федерального бюджета по целевой программе «Дети России» составила 26,823 млн. рублей.

Возобновил деятельность Центр по приему и временному содержанию несовершеннолетних правонарушителей 14.02.2011.

Справка — обобщение

практики рассмотрения Индустриальным районным судом г.Барнаула

ходатайств о помещении несовершеннолетних в Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей за второе полугодие 2008 года.

В соответствии с планом работы Индустриального районного суда г.Барнаула на 1-е полугодие 2009 года проведено обобщение судебной практики по рассмотрению ходатайств о помещении несовершеннолетних в Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей за второе полугодие 2008 года.

Помещение несовершеннолетних в Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, регулируется главой 3 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 года (в редакции от 05.01.2006 года).

Статистические данные свидетельствуют о том, что во 2-ом полугодии 2008 года в суд поступило 5 ходатайств о направлении несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП при ГУВД АК, все ходатайства удовлетворены.

За соответствующий период 2007 года в Индустриальный районный суд г.Барнаула поступило 11 аналогичных ходатайств, из них: удовлетворено — 7, оставлено без удовлетворения — 3, прекращено производство по 1 ходатайству.

Всего в 2008 году в суд поступило и рассмотрено 19 ходатайств о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП, из которых 18 ходатайств удовлетворено, в удовлетворении 1 ходатайства — отказано.

В 2007 году в суд поступило и рассмотрено 29 ходатайств о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП, из которых 15 ходатайств удовлетворено, 13 — оставлены без удовлетворения, по 1 ходатайству производство прекращено.

По судьям количество рассмотренных материалов за 2-е полугодие 2008 года распределилось следующим образом:

Лучинкин С.И. – один материал (№ 7-15/08 в отношении И. Г.И.),

Емельянова Е.В. – один материал (№ 7-16/08 в отношении Ш. А.Ю.),

Шалыгина Л.Я. — два материала (№ 7-17/08 в отношении К. К.А., № 7-18/08 в отношении К. Е.А.),

Абрамова Р.А. — один материал (№ 7-19/08 в отношении М. А.Д.).

В соответствии с рекомендациями постановления Пленума Верховного Суда РФ рассмотрение уголовных дел в отношении несовершеннолетних возложено на судей, имеющих достаточный опыт работы и высокие показатели качества рассмотрения уголовных дел.

Приказом Индустриального районного суда г.Барнаула № 28-П от 24.05.2006 года во исполнение постановления Президиума Алтайского краевого суда о выполнении председателями районных (городских) судов п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 года №7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» рассмотрение уголовных дел и материалов в отношении несовершеннолетних возложено на пятерых судей: Лучинкина С.И., Шалыгину Л.Я., Пенкину Л.Н., Абрамову Р.А., Осетрову З.Г.

Требования названного приказа в основном соблюдались, однако 1 ходатайство было рассмотрено судьей Емельяновой Е.В. в период ее дежурства.

Согласно вышеупомянутому Закону в Центры временного содержания несовершеннолетние правонарушители могут быть направлены на срок до 30 суток на основании постановления судьи в случаях:

1) необходимости обеспечения защиты жизни или здоровья несовершеннолетнего;

2) необходимости предупреждения повторного общественно-опасного деяния;

3) отсутствия у несовершеннолетнего места жительства, места пребывания;

4) злостного уклонения несовершеннолетнего от явки в суд либо от медицинского освидетельствования.

Во 2-ом полугодии 2008 года, все несовершеннолетние были помещены в ЦВСНП в целях предупреждения совершения ими повторного общественно-опасного деяния.

В 1-ом полугодии 2008 года, в целях предупреждения совершения повторного общественно-опасного деяния в ЦВСНП было помещено 9 несовершеннолетних, 3 несовершеннолетних были помещены в ЦВСНП с целью обеспечения защиты их жизни и здоровья, а 1 несовершеннолетний — в целях предупреждения злостного уклонения от явки в суд.

П.4. ст.22 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предусмотрена возможность помещения несовершеннолетних в ЦВСНП на срок не более 48 часов на основании постановления руководителя органов внутренних дел или уполномоченного сотрудника органов внутренних дел, замещающих должности, перечень которых утверждается министром внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 31.1 Закона постановление о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП и материалы в отношении несовершеннолетних, подтверждающие обоснованность помещения несовершеннолетних в указанные центры, должны быть направлены в суд начальником органа внутренних дел или его заместителем по месту задержания несовершеннолетних не позднее, чем за 24 часа до истечения срока нахождения несовершеннолетних в ЦВСНП.

В течение 2-го полугодия 2008 года в суд поступило 1 ходатайство, по которому на основании постановления начальника ОВД по Индустриальному району г.Барнаула несовершеннолетний был помещен в ЦВСНП на 48 часов (материал № 7-16/08 в отношении Ш. А.Ю.).

Данный материал был представлен в суд с нарушением выше указанного срока. Так, согласно имеющемуся в материале постановлению инспектора ОДН ГОМ ОВД по Индустриальному району г.Барнаула, утвержденному начальником ОВД по Индустриальному району г.Барнаула, несовершеннолетний Ш. А.Ю. был помещен в ЦВСНП в 23 час. 10 мин. 01.10.2008 года, а материал в отношении него поступил в суд 03.10.2008 года.

Указанный материал в соответствии с Законом рассмотрен судом в течение суток с момента его представления органом внутренних дел, и не позднее истечения срока нахождения несовершеннолетнего в Центре, то есть до истечения 48 часов, на которые несовершеннолетний Ш. А.Ю. были помещены в ЦВСНП.

За соответствующий период 2007 года по рассмотренным материалам имели место три случая, направления в суд ходатайств в отношении несовершеннолетних уже помещенных в ЦВСНП постановлением руководителя ОВД. Установленные Законом сроки направления материалов в суд не нарушались. Данные материалы рассматривались судьями в течение суток с момента их представления, и не позднее истечения срока нахождения несовершеннолетнего в ЦВСНП.

В 1-ом полугодии 2008 года в суд поступило 7 аналогичных ходатайств. Соблюдение установленного законом срока их представления в суд проверить не представлялось возможным, так как на материалах отсутствует отметка о времени их регистрации в суде. Все 7 ходатайств рассмотрены до истечения 48 часов, на которые постановлением начальника ОВД несовершеннолетние были помещены в ЦВСНП. В двух материалах на постановлении о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП на 48 часов отсутствует указание о том, в котором часу несовершеннолетний помещен в ЦВСНП.

Организация рассмотрения ходатайств о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП, до 48 часов, осуществляется сотрудниками милиции. В иных случаях, извещение участвующих лиц о времени и месте судебного заседания, возлагается на суд, и срок рассмотрения ходатайства не должен превышать 10 суток с момента его поступления в суд.

Во 2-ом полугодии 2008 года все ходатайства, кроме одного (материал № 7-16/08 в отношении Ш. А.Ю., по которому несовершеннолетний был помещен в ЦВСНП на 48 часов) рассмотрены свыше установленного законом 10 — суточного срока.

Так, по материалу № 7-15/08 в отношении И.Г.И., поступившему в суд 27.06.2008 года, имел место случай длительного рассмотрения ходатайства по объективным причинам — не обеспечена явка органами ОДН несовершеннолетнего и его законного представителя, в связи с чем 07.07.2008 года судебное заседание отложено на 14.07.2008 года. Указанного числа ходатайство рассмотрено по существу.

Материал № 7-19/08 в отношении М. А.Д. рассмотрен свыше установленного законом срока по двум причинам. Во-первых, нарушен срок назначения судебного заседания — материал поступил в суд 30.10.2008 года, судебное заседание назначено на 13.11.2008 года. Во-вторых, 13.11.2008 года по объективной причине (неявка в судебное заседание законного представителя несовершеннолетнего) судебное заседание отложено на 19.11.2009 года. Указанного числа ходатайство рассмотрено по существу.

По материалам № 7-17/08 в отношении К. К.А. и № 7-18/08 в отношении К. Е.А. так же нарушены сроки назначения судебных заседаний. Указанные материалы поступили в суд 15.10.2008 года, судебные заседания назначены на 27.10.2008 года. Указанного числа оба ходатайства рассмотрены по существу.

За аналогичный период 2007 года по большинству поступивших материалов ходатайства рассмотрены судьями в срок до 10 суток. По 4 материалам имели место случаи длительного рассмотрения ходатайств по объективным причинам.

В 1-ом полугодии 2008 года все ходатайства рассмотрены в пределах установленного законом срока.

В соответствии с п.6 ст.22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» несовершеннолетние могут находиться в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток.

Во 2-ом полугодии 2008 года во всех 5-ти поступивших в суд ходатайствах начальник ОВД просил поместить несовершеннолетних в ЦВСНП сроком на 30 суток, в 4-х случаях несовершеннолетние были помещены на данный срок. В 1-ом случае ходатайство о помещении было удовлетворено, однако, срок нахождения в ЦВСНП сокращен до 15 суток, инициатором снижения срока выступал представитель ОДН (материал № 7-19/08 в отношении М. А.Д.).

За аналогичный период 2007 года в 10-ти из 11-ти случаев в ходатайстве просили поместить несовершеннолетних в ЦВСНП на срок 30 суток, и только в 3-х случаях несовершеннолетние были помещены на данный срок. В 5-ти случаях ходатайство о помещении было удовлетворено, однако, срок нахождения в ЦВСНП сокращен до 5, 10 и 12 суток. Как правило, инициатором снижения срока выступал прокурор. В одном случае прокурор и адвокат были против помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП, а представитель ОДН настаивала на помещении несовершеннолетнего на 30 суток. Суд удовлетворил ходатайство частично, снизив срок до 5 суток.

В 1-ом полугодии 2008 года в 13-ти из 14-ти случаев начальник ОВД просил поместить несовершеннолетних в ЦВСНП на максимальный срок (30 суток), однако, только в 11-ти случаях несовершеннолетние были помещены на данный срок. В 2-х случаях ходатайство о помещении было удовлетворено, но срок нахождения несовершеннолетних в ЦВСНП сокращен до 15 суток. В одном случае инициатором снижения срока выступал представитель ОДН.

По поступившим в суд ходатайствам в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно-опасные деяния, предусмотренные п.»в» ч.3 ст.132 УК РФ составило один материал, ч.1 ст.161 УК РФ – два материала, п.п. «а, в» ч.2 ст.158 УК РФ — два материала.

Во 2-ом полугодии 2008 года рассмотрены все материалы о помещении в ЦВСНП мальчиков.

В аналогичном периоде 2007 года рассмотрено 7 материалов о помещении в ЦВСНП мальчиков и 4 материала о помещении девочек, при этом в одном случае девочка помещались в Центр за совершение общественно-опасного деяния небольшой тяжести, в отношении 2 девочек ходатайство оставлено без удовлетворения, в отношении 1 -прекращено.

Во 1-ом полугодии 2008 года рассмотрено 10 материалов о помещении в ЦВСНП мальчиков и 4 материала о помещении девочек, при этом в двух случаях девочки помещались в Центр за совершение общественно-опасного деяния небольшой тяжести, в одном случае — за совершение общественно-опасного деяния средней тяжести, одна девочка помещалась в ЦВСНП за совершение административного правонарушения. Все ходатайства были удовлетворены, трое девочек помещены в ЦВСНП на 30 суток, одна — на 15 суток.

В соответствии с вышеупомянутым Федеральным законом материал о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП органов внутренних дел направляется в суд в течение 30 суток со дня вынесения постановления о прекращении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего или об отказе в его возбуждении. По исследуемым материалам данная норма Закона нарушена не была.

Материалы о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП рассматриваются по месту задержания несовершеннолетнего единолично судьей. В рассмотрении материалов в обязательном порядке участвуют: несовершеннолетний, его родители или иные законные представители, адвокат, прокурор, представители Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел и (или) представители подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел, так же могут участвовать представители комиссии по делам несовершеннолетних и органа опеки и попечительства.

За исследуемый период все ходатайства о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП были рассмотрены с участием несовершеннолетнего, его законного представителя, адвоката, прокурора и представителя ОДН.

Сложность правового регулирования отношений, возникающих в сфере деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обусловлена социально-психологическими особенностями лиц этой возрастной категории, так как фактически материалы рассматриваются в отношении детей, в возрасте 10- 14 лет, попавших в психотравмирующую ситуацию, которым необходима помощь, так как большую часть преступлений несовершеннолетние совершают из-за проживания в неполной семье, с родителями, злоупотребляющими спиртными напитками, в связи с отсутствием надлежащего контроля за их поведением, тяжелого имущественного положения, употребления наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ, спиртосодержащей продукции.

Для обеспечения всестороннего исследования возможности поместить конкретного несовершеннолетнего правонарушителя в ЦВСНП судьи проводят беседы с несовершеннолетними, выясняют их отношение к помещению, выслушивают их мнение, причины несогласия, разъясняют цели, и необходимость применения мер. Имеют место случаи, когда сами дети не возражают, чтобы их поместили в Центр. Кроме того, в судебном заседании родители (законные представители) зачастую сами поддерживают ходатайства, так как не могут справиться с детьми. За исследуемый период из 5 удовлетворенных ходатайств, по 1 законный представитель не возражал против помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП, а в одном случае против удовлетворения ходатайства не возражали как законный представитель, так и сами несовершеннолетний правонарушитель. При рассмотрении материалов о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП, суд достоверно устанавливает факт совершения подростком общественно-опасного деяния до достижения возраста, с которого наступает ответственность, поэтому совершение такого деяния тщательно выясняется и проверяется. В описательно-мотивировочной части постановления судьи о помещении несовершеннолетнего в Центр временного содержания, наряду с выводами о доказанности совершения лицом общественно опасного деяния, содержатся мотивированные суждения о наличии угрозы жизни и здоровья несовершеннолетнего, возможности совершения им повторного общественно — опасного деяния. В случае удовлетворения ходатайств в постановлениях в качестве оснований для их удовлетворения указываются обстоятельства, характеризующие личность несовершеннолетних, а именно, что несовершеннолетний характеризуется отрицательно либо посредственно, родители и законные представители не принимают должного участия в его воспитании, не осуществляют за ним необходимого контроля, не справляются с воспитанием, что несовершеннолетний ранее совершал общественно опасные деяния, состоял на учете в ОДН, рассматривался вместе с родителями на комиссии по делам несовершеннолетних, при этом на родителей налагался штраф, также указывалось, что ранее несовершеннолетний помещался в ЦВСНП, на меры воспитательного характера не реагирует, проводимые профилактические мероприятия результатов не дают. За 2-ое полугодие 2008 года на 30 суток в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей было помещено 4 несовершеннолетних, 1 несовершеннолетний — помещен на 15 суток. Все несовершеннолетние повторно совершили правонарушения, 2 из несовершеннолетних ранее помещались в ЦВСНП. За 1-ое полугодие 2008 года на 30 суток в ЦВСНП было помещено 11 несовершеннолетних, 2 несовершеннолетних — помещено на 15 суток. Из них 6 несовершеннолетних уже повторно совершили правонарушения, 2 из которых ранее помещались в ЦВСНП. В течение 2-го полугодия 2008 года в кассационном порядке обжаловалось одно постановление Индустриального районного суда г.Барнаула от 03.10.2008 года, которым было удовлетворено ходатайство о помещении несовершеннолетнего Ш.А.Ю. в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей сроком на 30 суток (материал № 7-16/08, судья Емельянова Е.В.). Постановлением и.о. председателя Алтайского краевого суда Лойченко Л.В. от 22.10.2008 года вышеназванное постановление было оставлено без изменения. Утверждаемость составляет 100 %. По 4-м материалам постановления суда не обжаловались. За аналогичный период 2007 года в кассационном порядке было обжаловано 3 постановления о частичном удовлетворении ходатайств и помещении несовершеннолетних в ЦВСНП, которые были оставлены без изменения. Утверждаемость составляет 100 %. В 1-ом полугодии 2008 года в кассационном порядке обжаловалось одно постановление от 13.02.2008 года (материалы № 7-2/08) об отказе в помещении несовершеннолетнего Н. Д.Ю. в ЦВСНП. Постановлением и.о. председателя Алтайского краевого суда Кондратенко А.М. от 28.02.2008 года постановление об отказе в помещении в ЦВСНП было оставлено без изменения. Утверждаемость составляет 100 %. Таким образом, в 2008 году из 19 рассмотренных материалов о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП в Алтайский краевой суд обжаловалось лишь 2 постановления, которые судом кассационной инстанции оставлены без изменения. Из вышесказанного можно сделать вывод о надлежащем и качественном рассмотрении судом ходатайств о помещении несовершеннолетних в Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. При рассмотрении материалов о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП, судом выявляются обстоятельства, нарушающие права и свободы граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия, в связи с чем, выносятся частные постановления. За 2-ое полугодие 2008 года частные постановления не выносились. Анализируя практику рассмотрения данных материалов, необходимо отметить, что поступившие в суд материалы рассматриваются не формально, а с необходимой внимательностью. Судьи тщательно изучают все представленные документы, отслеживают изменения в законодательстве. К органам, заявляющим ходатайства, предъявляются требования об оформлении материалов и документов в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством. Для повышения качества рассмотрения материалов в отношении несовершеннолетних и недопущения ошибок, послуживших основанием к изменению либо отмене постановлений, судьями еженедельно проводятся оперативные совещания, на которых изучаются причины отмены и изменения постановлений, а также практика Верховного Суда и Алтайского краевого суда. На основании изложенного сделаны следующие выводы: 1. При рассмотрении ходатайств о помещении несовершеннолетних в Центры временного содержания, судьям необходимо неукоснительно соблюдать нормы действующего законодательства, учитывать практику Алтайского краевого суда, добиваясь высокого качества рассматриваемых ходатайств. 2. Акцентировать внимание следственных органов и инспекторов ОДН на необходимость принятия достаточных мер для получения и предоставления в суд информации о личности несовершеннолетнего правонарушителя и лицах, занимающихся его воспитанием. 3. При рассмотрении данных ходатайств во всех необходимых случаях судьям реагировать на допущенные должностными лицами нарушения закона, вынесением частных постановлений. Судья: Р.А. Абрамова исп.: Некрасова Н.М.

Ходатайство о помещении несовершеннолетнего в цвснп

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *