Какой суд самый высший в мире?

Российский суд — самый единый суд в мире. Совет Федерации единогласно одобрил в среду президентские поправки в Конституцию РФ об объединении Верховного и Высшего арбитражного судов. Сенаторы даже поправок никаких в законопроект не вносили. А поскольку внес в парламент законопроект президент, то нет особых сомнений, что в скором времени закон будет подписан Владимиром Путиным и вступит в силу. До этого его, правда, должны одобрить региональные парламенты.
После одобрения Советом Федерации законопроект в соответствии с нормами Конституции РФ, поскольку речь идет о внесении поправок в Основной закон, будет направлен для одобрения в законодательные органы регионов.
Для одобрения документа должны будут высказаться не менее двух третей законодательных органов регионов, и только после этого законопроект вновь пройдет процедуру одобрения в верхней палате, после чего поступит на подпись главе государства. Нет особых сомнений, что региональные парламенты закон одобрят — их инициативы президента никогда особо не смущали.
Новый закон предполагает реорганизацию двух судов в единый высший судебный орган — Верховный суд РФ, он является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам.
Устанавливается переходный период: в течение шести месяцев вопросы осуществления правосудия, отнесенные к ведению Высшего арбитражного суда, должны быть переданы в юрисдикцию Верховного суда РФ.
Предлагается формировать новый состав Верховного суда из 170 судей. Для отбора первоначального состава создать специальную квалификационную коллегию по отбору кандидатов из 27 членов. В коллегию включаются по одному представителю президента, Общественной палаты и общероссийских общественных объединений юристов. Остальные 24 члена коллегии должны избираться советами судей субъектов из своего состава.
Документом также предлагается предоставить президенту право представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность заместителей Генерального прокурора РФ и освобождение их от должности, а также назначать на должность и освобождать от должности региональных прокуроров, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров.

Андрей Клишас

«Объединение Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ вызвано, прежде всего, необходимостью единообразного применения законодательства и направлено на укрепление единства судебной системы РФ», – заявил сенатор Андрей Клишас, который представлял закон в Совфеде.
Скорость прохождения через парламент — закон был принят меньше, чем за неделю — не оставляет никаких сомнений в том, что администрация президента качественно обработала парламентариев. А стало быть, нас ждет еще одна поправка в текст Конституции — первая с 2008 года, когда Дмитрий Медведев увеличил срок полномочий Госдумы и президента.
Это символично — почти накануне 2-й годовщины Конституции ее главный защитник (а Путин последовательно оберегает текст конституции от внесения в него каких-либо правок) правит конституцию. Другим не дам — но сам поправлю, вроде того.
Проблема, впрочем, интереснее в том смысле, что практического смысла объединения ВС и ВАС немного. Они очень разными вещами занимаются. Ну разве только вместо двух должностей создается одна и куда как выше по статусу.
На эту должность уже назывался претендент. Вполголоса многие утверждают, что новым председателем объединенного суда мог бы стать Дмитрий Медведев. В правительстве, дескать, он Владимиру Путину не очень нравится, а компенсацию ему все-таки должны предоставить. Н и вообще — он же юрист и любит это вспоминать. Было бы такое аппаратное унижение, но по формальным критериям едва ли не повышение.
Впрочем, в том, что Медведев согласится на должность главы нового объединенного суда, имеются большие сомнения. Кажется, что он скорее встанет в позу — все-таки хватило для Дмитрия Анатольевича ритуальных унижений. А ссориться с премьером публично Владимир Путин не очень хочет. Тогда инициатива выглядит в известном смысле бесполезной — как и когда заработает новая структура непонятно, в чем смысл ее толком никто не объясняет, а чем не устраивает нынешняя система — остается загадкой.

Драма в студии с актерами или отставными юристами, Павел Астахов с «Часом суда» и «По делам несовершеннолетних» и обогнавший реальность «Суд присяжных» — что происходит с судебными шоу на российском телевидении.

Детективы давно стали одним из наиболее популярных жанров развлекательной литературы и кино. Преступление, совершенное кем-то неизвестным, проницательный детектив, едва заметные невооруженным глазом улики — и как апофеоз, наказание преступника. То есть суд. Телевидение тоже делало популярный продукт и с момента своего становления не чуралось классических детективов. А вот жанр судебного шоу был решением, наверное, не самым очевидным — хотя и менее затратным, чем съемка очередного сериала или фильма.

Арбитраж как решение

Первые судебные шоу появились на Западе еще на радио, а в конце 1940-х мигрировали и на телевидение. Тогда в США вышло сразу несколько похожих передач вроде «Перед судом» (On Trial) или «Ваш свидетель» (Your Witness) на канале ABC, перебравшийся с радио «Famous Jury Trials» — в общем, уже к концу 50-х их было очень много (при том, что часть программ-первопроходцев успела закрыться). Быстро был выработан общий подход к созданию таких шоу, основным элементом которого стала обязательная драматизация дела, рассматриваемого в телесуде, —

за отведенное время выпуска нужно было создать некую интересную коллизию, которая разрешалась в конце.

А уж были ли судебные шоу основаны на настоящих делах настоящих судей, кто именно сидел в судейском кресле (например, это мог быть отставной юрист или просто актер), был ли суд третейским (когда обе стороны согласились принять его решение к исполнению) или же постановочным — это не имело никакого значения. Ни для аудитории, ни для авторов программ.

Как и все жанры-долгожители, судебные шоу к середине 90-х годов оказались в чем-то вроде застоя — и нашли выход из этого положения:

почти полностью ушли от постановочных дел в область арбитража, постановления которого обязательны для участников.

Участники же таких шоу, в свою очередь, получают некий гонорар за то, что их внутренние дела становятся достоянием многомиллионной аудитории. Такое положение привело к тому, что судьями в шоу приглашались только те, кто имел хоть какой-то юридический опыт, — доверять свою судьбу актерам было бы все же чересчур. Самым ярким примером такого подхода стала программа «Судья Джуди» — она выходит с 1993 года (сейчас на CBS), а ведет ее отставной адвокат и судья Джудит Шейндлин.

Судебные шоу, как правило, выходят во время дневного эфира и, судя по исследованиям, теряют свою аудиторию менее других форматов дневного вещания. К концу нулевых на американском ТВ их было примерно столько же, сколько и различных ток-шоу, а в 2012-м, согласно исследованию, телесуды твердо занимали второе место по рейтингам среди дневных шоу, уступая только комедийным и игровым программам. Имелись и целые каналы, посвященные судебным битвам, — как, например, кабельные truTV (сначала назывался Court TV) или Justice Central.TV.

От человека до суда

В СССР похожую функцию выполняла передача «Человек и закон», которая выходила с 1970 года. Впрочем, скорее это была не имитация настоящего суда, как на Западе, а альманах, посвященный проблемам в стране; эту же направленность «Человек и закон» сохранил и сейчас — программа до сих пор выходит на Первом, являясь одним из долгожителей российского телевидения, а ведет ее Алексей Пиманов.

Также весьма опосредованно примыкает к данному жанру выходящий на НТВ документальный цикл Леонида Каневского «Следствие вели…», посвященный громким уголовным делам советского времени.

Что касается собственно судебных шоу, то настоящий расцвет их случился в середине нулевых — в январе 2004 года РЕН ТВ начал показ шоу «Час суда», ведущим которого (а также судьей) был адвокат Павел Астахов.

В шоу рассматривались только гражданские дела, основанные на присланных зрителями материалах, но с изменением фамилий истцов и ответчиков и обстоятельств событий.

В том же месяце РЕН ТВ запустил и дочерний проект — «Час суда. Дела семейные», в котором разбирались конфликты между родственниками. В эфире канала он продержался три года и в 2007-м отправился на «Домашний» — уже под названием «Дела семейные».

Астахов и другие

Астахов, кстати, продолжил вести «Час суда» и после того, как стал уполномоченным при президенте по правам ребенка (в 2009-м), а закрылась программа осенью 2012 года. «Дела домашние» закрылась немногим раньше — весной того же года.

В 2005-м судебные баталии на телеэкране заинтересовали другие каналы.

2 августа на Первом стартовал «Федеральный судья», а на «России 1» — «Суд идет». Оба шоу были посвящены уголовным делам, а роль судей тоже исполняли адвокаты — по закону, действующие судьи не могли работать и на телевидении. Закрылись эти программы тоже почти одновременно:

«Федеральный судья» завершился в конце 2011 года, а «Суд идет» — в апреле 2010-го.

В 2007-м свое судебное шоу презентовал канал ДТВ (позже сменивший название на «Перец», а сейчас ставший «Че») — он запустил «Судебные страсти», посвященный гражданским делам. А в 2008-м на НТВ начался «Суд присяжных», который тоже был посвящен уголовным делам; любопытно, что к моменту старта программы такой суд действовал не во всех регионах России (хотя впервые был введен еще в 1993 году в шести областях).

Сейчас российское телевидение, можно сказать, от судебных шоу отдыхает. Запущенное после закрытия «Федерального судьи» на Первом канале «Право на защиту» продержалось в эфире только полгода (еще несколько месяцев ее показывал Пятый канал). На НТВ продолжает выходить «Суд присяжных», а на «Домашнем» идет придуманная Астаховым (и первоначально, в 2010-м, стартовавшая на РЕН ТВ) «По делам несовершеннолетних» — посвященная, как следует из названия, правонарушениям, которые совершили подростки.

Сейчас сложно сказать, состоится ли возвращение судебных шоу в эфир российского телевидения. Если учитывать западный опыт, то этот формат всегда будет востребован в том или ином виде. Возможно, потому, что в нем пропускается самая длинная часть любого расследования — сбор доказательств, сюжет сразу переходит к самому интересному — наказанию преступника. Но пока что отечественные телевизионщики воздерживаются от анонсов каких-либо аналогов «Часа суда» или «Федерального судьи».

Суд постановил взыскать с Бориса Березовского в пользу правительства Самарской области компенсацию за имущественный ущерб в размере почти 1 млрд руб. Сам Березовский заявил, что никаких денег платить не собирается, так как считает решение суда неправомерным. И вряд ли истцу удастся в итоге получить свои деньги, считают юристы.

Самарская область отсудила у Бориса Березовского и его партнера Юлия Дубова почти миллиард рублей. Симоновский суд Москвы удовлетворил иск правительства региона о взыскании с бизнесменов компенсации имущественного ущерба. Точная сумма присужденной компенсации –– 997 млн руб. Сам господин Березовский заявил «Коммерсантъ FM», что решений российских судов не признает.

«Ничего про это неизвестно вообще. Я давно не интересуюсь никакими судами в России, просто вообще не волнует. В России нет никакого правосудия. Есть там по индукции, по дедукции, от общего к частному, а может, от частного к общему. Вот я от общего к частному: раз нет правосудия, значит, меня не интересует никакой отдельный суд, вообще не интересует. В России нет закона. Вернее, закон есть, но нет суда. А закон теперь тоже сомнительный, потому что его принимает нелегитимный законодательный орган», –– подчеркнул Березовский.

Член Московской палаты адвокатов Артур Айрапетов сомневается, что правительству Самарской области удастся получить от господина Березовского хоть какие-то деньги.

«Полагаю, что исполнительный лист о взыскании с него данной суммы денег можно исполнить исключительно в Российской Федерации. Учитывая то обстоятельство, что господин Березовский в ближайшее время вряд ли появится в Российской Федерации, полагаю, что данное решение фактически будет невозможно исполнить. Если истец найдет какие-либо счета, связанные с именем Бориса Березовского, либо иные активы в РФ, то, конечно, они смогут наложить арест и с помощью торгов и какие-то деньги с этого, конечно, получить», –– поясняет юрист.

Правительство Самарской области уже выигрывало у Березовского иски. Но ни он, ни его компаньон решения суда не исполняли.

В июне 2009 года Красногорский городской суд признал Бориса Березовского виновным в хищении в у АвтоВАЗа 58 млн руб. и заочно приговорил его к 13 годам лишения свободы. В качестве компенсации с него и его компаньона Юлия Дубова в пользу Самарской области было постановлено взыскать 58 млн руб.

Ответчики по иску не платили, и в марте 2011 года администрация Самарской области вновь обратилась в суд с заявлением об индексации присужденных сумм.

В апреле 2011 года суд увеличил ранее присужденные суммы и убытки по делу Бориса Березовского и Юлия Дубова до 911 млн руб., однако в мае предприниматель обжаловал это постановление в Мособлсуде и добился отправки дела на новое рассмотрение.

В августе 2011 года Красногорский городской суд частично удовлетворил требования иска правительства Самарской области, присудив взыскать с господина Березовского еще 8,5 млн руб. инфляционных потерь.

По версии следствия, Березовский в 1994 году заключил договор, согласно которому АвтоВАЗ должен был поставить «ЛогоВАЗу» 20 тыс. автомобилей. В итоге АвтоВАЗ не получил оговоренных денег.

Анатолий Бурчаков

Чрезвычайный суд еще называют военно-полевым трибуналом. Это особое судопроизводство, которое действует вне норм уголовного законодательства.

Суть чрезвычайных судов – максимально упрощенное (ускоренное) судопроизводство, носящее карательный характер.

Эти учреждения судили военнослужащих и гражданских лиц, обвиняемых в тяжких преступлениях (разбой, убийство и другие), когда их преступление не вызывало сомнения. Решение суда не подлежало обжалованию.

Предварительного расследования не было. В заседании не было ни адвоката, ни прокурора. Оно проходило при закрытых дверях.

Приговор в исполнение должны были приводить не позже, чем через 48 часов. Военных ждал расстрел, а гражданских – повешение.

Когда вводили чрезвычайные суды?

Чаще всего чрезвычайные суды вводили в период революций и военное время.

В Российской империи это был период с 1906 по 1907 год («Положение Совета министров о военно-полевых судах»). В период революции, с 1907 по 1917 год (постановление Временного правительства об ускоренных военно-революционных судах). В период Второй Мировой войны, с 1943 года.

Сегодня чрезвычайный суд запрещен (в России, как во многих странах, Конституцией), как и применение любых форм и видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства. Даже в случае чрезвычайного положения. Об этом сказано в ч. 2 ст. 35 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г.

Какой суд самый высший в мире?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *