4 источники экологического права

Источники — объективные носители норм.

Источники экологического права — нормативные правовые акты, содержащие нормы по регулированию общественных экологических правоотношений.

Особенности источников экологического права:

1) два уровня установления правовых норм (то есть акты Российской Федерации и акты ее субъектов), так как большинство правоотношений, являющихся предметом экологического права, отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; кроме того, ряд вопросов (озеленение, твердые бытовые отходы) отнесены к вопросам местного значения и могут регулироваться муниципальными правовыми актами;

2) нормы экологического права содержатся не только в специальном законодательстве, но и в актах других отраслей законодательства;

3) значительный объем подзаконных актов, что связано как с объективными факторами (специфика разнообразных объектов, по поводу которых возникают отношения, урегулированным эколого-правовыми нормами), так и с субъективными факторами (несовершенство нормативной базы, неоптимальная структура органов экологического управления, коррупциогенность норм и т.д.).

Систему источников экологического права облразуют:

  • КРФ;

  • Федеративные договоры;

  • Международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права;

  • Законы (конституционные и федеральные);

  • Нормативные указы и распоряжения Президента РФ;

  • Нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ;

  • Конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

  • НПА министерств и ведомств;

  • НПА местного самоуправления;

  • Локальные НПА;

  • Судебные решения;

  • Обычай опосредованный в установленных нормах права.

Рассмотрим различные классификации источников экологического права.

По юридической силе:

Законы

подзаконные акты

По предмету регулирования:

Общие

Специальные

По направленности правового регулирования:

Материальные

Процессуальные

По характеру:

Кодифицированные

Некодифицированные

Среди предписаний экологического законодательства имеется множество технических норм. Их роль в экологическом праве является одной из основных.

Технические нормы включаются в нормативные акты и таким образом приобретают статус технико-юридических норм.

В первую очередь это относится к нормативам предельно допустимых сбросов и выбросов загрязняющих веществ, размерам санитарно-защитных зон, правилам сооружения и эксплуатации очистных сооружений и др.

Понятие и содержание экологических прав граждан и общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об охране окружающей среды»

Статья 11. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды

В.Т. Батычко
Экологическое право
Краткий конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

Предыдущая

1.3. Источники экологического права

Эколого-правовые нормы, институты и экологическое право как отрасль права являются содержанием эколого-правового регулирования.

Под источником права в юридическом смысле понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательными. То или иное правило поведения, чтобы стать юридически обязательным, должно быть облечено в определенную правовую форму. Оно должно быть выражено в виде закона, указа, постановления, решения, приказа, инструкции или в иной установленной форме.

Нормативные правовые акты являются одним из источников права в науке юриспруденции наряду с другими источниками (правовые обычаи, судебные прецеденты). Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты.

Источниками права являются: международные документы, Конституция РФ; конституционные законы; федеральные законы; акты Президента РФ (указы, распоряжения); акты Правительства РФ (постановления, распоряжения); нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств. Законодательство субъектов РФ: конституции, уставы субъектов РФ; законы субъектов РФ; акты глав субъектов РФ; акты органов исполнительной власти субъектов РФ; акты местного самоуправления.

Закрепление прав человека, как наиважнейших и жизненно необходимых для его существования, осуществляется не только на уровне государств, но и в международных актах. На международном уровне принято апеллировать к трем основным международным документам в области прав человека — Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Пакту о гражданских и политических правах 1966 г., Пакту об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.. Именно они легли в основу общепринятой классификации прав человека на гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные. Во второй половине XX в. появилась тенденция выделять еще один вид прав — экологические права. Однако с точки зрения естественно-правовой теории они слишком тесно переплетены и явно тяготеют к личным правам человека. Право на благоприятную окружающую среду является важнейшей составляющей права на жизнь, поскольку право на жизнь, например, можно считать нарушенным, если государство законодательно не закрепит недопустимость сбрасывания ядовитых отходов в окружающую среду и не закрепит ответственность в случае нарушения указанной нормы.

Кроме указанных актов существует множество международно-правовых документов по вопросам экологии, в которых участвует Россия. При этом, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрено внутренним законодательством, применяются нормы международного договора.

Важнейшим источником, в том числе и экологического права в России является Конституция РФ. Нормы Конституции РФ можно разбить на две группы: первая — непосредственно посвященная экологическим отношениям, вторая — опосредованно участвующая в их регулировании. К первой относятся ст. 9, 36, 42, 58, 72; ко второй — ст. 1, 2, 7, 8, 17 — 19, 45 — 48, 57. Согласно Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Нормы экологического права, закрепленные в Конституции РФ, нуждаются в конкретизации, поскольку не являются непосредственно действующими. Необходимо установление механизмов для поддержания благоприятной среды. Сюда относится формирование органов, которые будут следить, чтобы благоприятная среда не нарушалась, законодательное закрепление стандартов в области охраны окружающей природной среды, установление ответственности за неисполнение таких стандартов. Такие механизмы зафиксированы в первую очередь на федеральном уровне. Так, И.А. Игнатьева указывает: «В настоящее время экологическое законодательство состоит из 24 законодательных актов», которые конкретизируют нормы, заложенные в Конституции, и устанавливают механизм их действия. Так, Федеральный закон РФ от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» дает определение понятия «радиационная безопасность»; разграничивает полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области радиационной безопасности; устанавливает систему органов, которые должны заниматься обеспечением радиационной безопасности; устанавливает основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения. Федеральный закон РФ от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» построен по тому же принципу, что и Федеральный закон «О радиационной безопасности населения», однако наряду с общими требованиями не содержит нормативов по выбросам ядовитых веществ в воздух, а только определяет органы, которые вправе разрабатывать такие нормативы как на федеральном, так и региональном уровне. Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» также имеет скорее декларативный, чем конкретно направленный характер. Однако в нем присутствует тщательно разработанная терминологическая база, что является немаловажным для законодателя, распределены полномочия в области охраны окружающей среды между центром, регионами и органами местного самоуправления, устанавливается принцип платности за вредное воздействие на окружающую среду.

Указанный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Этот Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Данный Закон содержит понятия, являющиеся основными понятиями экологического права, и основные принципы охраны окружающей среды, объекты охраны окружающей среды. Законом установлены полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, полномочия органов местного самоуправления, права и обязанности граждан, общественных объединений и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определил методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, определил нормативы в области охраны окружающей среды и порядок их установления: нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение, нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду, нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды, нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. Законом установлены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, условия охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, зеленого фонда городских и сельских поселений, редких и находящихся под угрозой исчезновения почв, задачи государственного экологического мониторинга и экологического контроля. Отдельные главы Закона посвящены научным исследованиям в области охраны окружающей среды, основам формирования экологической культуры, ответственности за экологические правонарушения, международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды.

Данный Закон имеет также немаловажное значение в вопросе соотношения экологического права с другими смежными отраслями права. Согласно его ст. 2 отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» перечисляются виды нормативов воздействия на окружающую среду, однако ни один норматив непосредственно в законе не установлен. Практически все нормативы вредного воздействия на окружающую природную среду – как указывает В.И.Евтушенко и Е.А. Кравцова, – устанавливаются подзаконными нормативными актами, что является нежелательным и может вести к злоупотреблениям чиновниками своим служебным положением путем изменения нормативов выбросов в пользу заинтересованных лиц, которыми в первую очередь являются крупные производители.

Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Веденин Н.Н. Экологическое право: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Право и закон, 2000. С. 18.

Игнатьева И.А. Отражение конституционных норм в экологическом законодательстве России: проблемы законодательной техники // Журнал российского права. 2003. № 5. С. 10.

Российская газета. 1996. 17 янв.

Российская газета. 1999. 13 мая.

Российская газета. 2002. 12 янв.

Предыдущая

Современная система источников экологического права — Понятие и особенности источников экологического права. Система источников экологического права на современном этапе

8.Источники экологического права (понятие, система, особенности)
ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
Источники экологического права. Понятие и особенности. Система источников экологического права на современном этапе.
3.2. Система источников экологического права
И система источников экологического права
И система источников экологического права

Наличие развитой системы источников экологического права — существенное условие для выделения совокупности эколого-правовых норм в отдельную отрасль в системе российского права. Под источниками экологического права понимаются нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы, то есть экологические отношения. Чтобы служить источниками экологического права, нормативный правовой акт должен отвечать определенным требованиям:. В соответствии со ст. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Источники экологического права имеют ряд особенностей. Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность предопределена характером самой отрасли как комплексной в системе российского права. Правовые нормы данной отрасли содержаться в разных отраслях права. Наряду со специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства. Вопрос об источниках экологического права представляет собой значительную трудность, так как издается огромное количество нормативных правовых актов на различных уровнях. Преодолению этих трудностей призвана служить классификация нормативных правовых актов в области природопользования и охраны окружающей среды. По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты:. Это акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления. По предмету регулирования источники экологического права можно классифицировать на общие и специальные. Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические, так и иные общественные отношения. К таким актам относится, в частности, Конституция РФ. Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире» и другие акты. По характеру правового регулирования нормативные правовые акты можно подразделить на материальные и процессуальные. Нормативные правовые акты материального характера — акты, содержащие материальные нормы права. Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений. Примерами актов материального характера могут служить Федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях». Источники экологического права процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Значительная часть материальных норм экологического права может быть реализована лишь посредством осуществления и соответственно регулирования последовательного ряда процессуальных действий. Они касаются, к примеру, предоставления земель в пользование, процедуры разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведения государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологических прав и интересов и т. Гражданский процессуальный кодекс РФ; Уголовно-процессуальный кодекс РФ; Положение о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 3 августа г. Материальные и процессуальные нормы в сфере природопользования и охраны окружающей среды часто предусматриваются в одних и тех же актах. По своему характеру нормативные правовые акты как источники права можно условно подразделить на кодифицированные и не являющиеся таковыми. Кодифицированными являются систематизированные нормативные правовые акты. Систематизация нормативного материала проводится в процессе нормотворческой деятельности с целью приведения его в соответствие с системой регулирования общественных отношений. Эти акты отличаются более высоким качеством и являются головными в той или иной отрасли права. В экологическом праве кодифицированные акты — Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Лесной кодекс РФ, Закон «О недрах» и др. В приведенный перечень источников современного экологического права России не включен обычай. В историческом плане во взаимодействии общества и природы обычай как неписаное правило поведения играл важную роль в регулировании и обеспечении рационального природопользования. На современном этапе в регулировании использования природных ресурсов обычай имеет большое практическое значение в контексте традиционного природопользования, регулируемого множеством законов. Регулирование отношений по использованию природных ресурсов с учетом традиционного природопользования предусматривается, в частности, Земельным кодексом РФ ст. Таким образом, обычай как источник права применяется в практике, но он опосредован в установленных нормах права. Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность Общая характеристика, система и источники GSM— глобальная система мобильной связи I. Язык как система I. Нормы международного права I. Основные права граждан I. Права и обязанности, возникающие в ходе выполнения работ I. Система источников конституционного права I. Сравнение как способ обработки экономической информации. Система показателей комплексного анализа хозяйственной деятельности. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Понятие, особенности, классификация Наличие развитой системы источников экологического права — существенное условие для выделения совокупности эколого-правовых норм в отдельную отрасль в системе российского права. Чтобы служить источниками экологического права, нормативный правовой акт должен отвечать определенным требованиям: Такая классификация может быть проведена по ряду оснований. По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты:

Кари саранск каталог товаров
Понятие типа государстваи права
Турнирная таблица кхл 2015 2016 по дивизионам
Кожа на пятках сохнет и трескается причины
Массимо дутти интернет магазин каталог
Тестык учебнику литературы 5 класс коровина

Разработка оснований и методов классификации международных экологических норм является необходимым шагом к упорядочению системы и структуры данной отрасли международного права. Исследование источников, помимо прочего, позволяет уяснить закономерности ее формирования и тенденции дальнейшего развития.

В настоящее время большое внимание уделяется: основаниям и условиям разграничения глобальных и региональных международных эколого-правовых норм; определению взаимосвязи между «рамочными» соглашениями и детализирующими их нормами; оценке значения так называемых норм мягкого права, создаваемых при определении принципов, стратегий и в целом долгосрочного планирования в регулировании международных экологических отношений; пониманию сущности и роли международных экологических стандартов в механизме правового регулирования экологических отношений.

Основными источниками международного экологического права являются международный договор и международный обычай. Их значение и характер взаимодействия различны для разных стадий формирования этой отрасли международного права. Начальный этап, как было указано выше, характеризовался отсутствием разветвленной системы международных договоров, регулирующих международные экологические отношения, и относительно широким применением общих принципов международного права и международных обычных норм.

Сегодня международное экологическое право развивается преимущественно по пути конвенционного регулирования, так как специфика природоохранения состоит в том, что его эффективность прямо пропорциональна степени точности и детализации международно-правового регулирования.

В зависимости от степени взаимосвязи с проблематикой охраны окружающей среды все международные договоры условно можно разделить на три группы:

  • – договоры, регулирующие иные, чем отношения в области охраны окружающей среды (например, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.);
  • – договоры, регулирующие отношения по поводу использования природных объектов, содержащие некоторые природоохранные нормы (например, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.);
  • – договоры, полностью ориентированные на регулирование международно-правовых отношений по поводу охраны окружающей среды (например, Конвенция об охране озонового слоя 1985 г.).

Практика государств выработала три основных подхода, которые в состоянии реально способствовать решению экологических проблем. Первый получил название «превентивного» подхода и связан с устранением барьеров в виде государственных границ в части принимаемых экологоориентированных решений (Северная конвенция об охране окружающей среды 1974 г., в которой участвуют Дания, Финляндия, Норвегия и Швеция). Суть второго подхода заключается в принятии юридически обязательных для государств решений прямого действия наднационального характера (практика ЕС). Третий подход – так называемый Венский тип – берет начало от Венской конвенции об охране озонового слоя 1985 г. и предполагает выработку и принятие «рамочных» соглашений иод эгидой международных организаций (Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г. и Рамочная Конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата 1992 г.).

Первый подход наиболее приемлем на субрегиональном уровне, он позволяет сконцентрировать усилия ограниченного круга государств, испытывающих сходные или идентичные экологические трудности. Второй требует принятия юридически обязательных правил и норм поведения государств, но не должен рассматриваться как своего рода ограничение государственного суверенитета. Третий подход в наибольшей степени отвечает интересам тех государств, которые желают сохранить за собой максимально возможный объем суверенитета. В этом случае так называемый международный интерес представляет международная организация, служащая в качестве форума для проведения соответствующих переговоров. С помощью своих относительно широких формулировок и условий «рамочные» соглашения обеспечивают необходимую базу для взаимодействия и сотрудничества максимально большого числа государств. Как первый шаг кооперирования усилий они позволяют незамедлительно приступить к исследованиям и мониторингу, имеющим исключительно важное значение, так как именно четкие научные данные об экологических явлениях и их последствиях дают возможность переходить на уровень принятия государствами конкретных обязательств.

Достигнутые результаты научно-технического сотрудничества позволяют вычленить наиболее актуальные направления для взаимодействия и детально разработать механизм их осуществления в приложениях и протоколах, становящихся неотъемлемой частью «рамочного» соглашения. Этот подход направлен главным образом на «управление» исчезающими природными ресурсами, а не на выработку общих принципов международного права. Иными словами, он носит более прагматичный характер и требует от государств не заявлять о своей приверженности общим принципам международной защиты окружающей среды, а предпринимать конкретные меры, направленные на восстановление и поддержание того или иного природного ресурса.

Сегодня развитие международного экологического права во многом обеспечивается за счет «прироста» так называемых норм мягкого права, которые, обеспечивая предварительное доправовое регулирование, со временем могут трансформироваться в договорные или обычные международно-правовые нормы. Использование таких документов, названы ли они, к примеру, рекомендациями, декларациями принципов, кодексами поведения, руководящими началами или модельными нормами, примечательно как показатель изменения или установления руководящих начал.

Когда в 1970-е гг. потребовалось создать нормативную основу новой системы сотрудничества в области охраны окружающей среды, предпочтение было отдано «мягкому» праву в форме резолюций международных конференций, которое оказалось способным более оперативно приспосабливаться к меняющимся национально-политическим реалиям и позволило определить возможное содержание «твердого» международного экологического права, равно как и границы допустимости субъективной свободы действий.

Как результат, на Стокгольмской конференции 1972 г. были приняты Декларация принципов и План действий. В дальнейшем этот опыт был воспринят Конференцией в Рио 1992 г. и Всемирной встречей на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге 2002 г.

Такие нормы, кроме прочего, обеспечивают возможность гибкого коллективного регулирования с учетом специфических условий участников. Они, в частности, могут регулировать международные отношения с участием субъектов национального права. В качестве примера можно привести нормы «мягкого» права, содержащиеся в Кодексе ведения ответственного рыболовства, принятом ФАО в 1995 г., и Повестку 21 олимпийского движения, принятую МОК в 1999 г.

Особое место в системе источников международного экологического права занимают экологические стандарты, представляющие собой односторонние акты международных межправительственных организаций, принимаемые ими в порядке осуществления своих нормотворческой и регулирующей функций. Многие международные неправительственные экологические организации (Всемирный фонд дикой природы, Гринпис Интернэшнл и др.) также наделены компетенцией принимать экологические стандарты, которые рекомендуются для одобрения межправительственным форумам или направляются государствам для включения в их национальное экологическое законодательство.

В последнее время появился новый вид экологических стандартов – стандарты должной осмотрительности, которые зависят от ряда факторов, таких как масштабы деятельности, климатические условия, место осуществления деятельности, материалы, используемые в ходе деятельности и др.

Свое дальнейшее развитие концепция экологических стандартов получила в ст. 43 проекта международного пакта по окружающей среде и развитию. Данная статья состоит из двух пунктов, расположение которых недвусмысленно указывает на то, что национальные экологические стандарты должны быть основаны на международных нормах, а при их выработке должны учитываться не имеющие обязательной силы рекомендации и иные аналогичные акты.

Пункт 1 ст. 43 проекта обязывает стороны сотрудничать в выработке международных правил и стандартов. При этом отмечается наличие потребности в согласовании и координации в решении вопросов, представляющих общий интерес, в частности, для защиты всеобщего достояния, что позволит избежать конфликтов и искажения конкуренции, а также приведет к снижению и устранению торговых барьеров.

При выработке гибких мер осуществления согласованных международных экологических стандартов особое внимание должно уделяться интересам развивающихся государств, что соответствует принципу общей, но дифференцированной ответственности.

Цель международных экологических стандартов – обеспечение в максимально возможной степени более высокого уровня защиты окружающей среды. С учетом экологических, социальных и экономических особенностей государства вправе устанавливать более жесткие по сравнению с международными национальные экологические стандарты при условии, что они не будут являться скрытыми торговыми барьерами.

Национальные экологические стандарты, о которых речь идет в п. 2 ст. 43, должны носить как предупредительный, так и исправительный характер. Они должны быть направлены на устранение причин ухудшения качества окружающей среды и на обеспечение должного уровня ее защиты.

4 источники экологического права

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *