Бесхозные сети СНТ

25 октября 2016

Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 21 марта 2013 г. по делу N 33-6643/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Титова Е.М.,

судей Клубничкиной А.В., Кандалове П.М.

при секретаре Колобаеве Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании от 21 марта 2013 года апелляционную жалобу Резаевой Т.В.,

на решение Домодедовского городского суда Московской области от 11 декабря 2012 года по делу по иску Резаевой Т.В. к СНТ «Родник-1» о пизнании права собственности на земельный участок общего пользования в силу приобретательной давности, признании недействительным решение общего собрания членов СНТ «Родник-1″от 03.06.2012г. в части, по встречному иску СНТ «Родник-1″к Резаевой Т.В. об освобождении земельного участка,

заслушав доклад судьи Клубничкиной А.В.,

объяснения СНТ Родник-1 -Кудрина А.В., Резаевой Т.В., ее представителя Савенкова Т.В.

УСТАНОВИЛА:

Резаева Т.В. обратилась в суд с искам к ответчикам с требованиями о признании за ней право собственности на земельный участок общего пользования площадью 106 кв.м. в силу приобретательной давности, признании недействительным решение общего собрания членов СНТ от 03.06.2012 года в части решений 1,2,3, а именно в части отказа в продаже ей спорного земельного участка, возложении на нее обязанности по освобождению данного земельного участка и продажи участка Зотову В.А.

Свои требования мотивировала тем, что с 1993 года является членом СНТ «Родник-1». В данном товариществе ей на праве собственности принадлежит земельный участок N Nплощадью 600 кв.м. с находящимися на нем строениями. Оплата членских взносов она осуществляет регулярно. С 1968 года по 1993 гг. данный земельный участок и расположенные на нем строения находились в собственности Резаевой В.Г.- ее матери. С самого начала владения и пользования указанным земельным участком в пользовании Резаевой В.Г. находился земельный участок общего пользования площадью 106 кв.м. 03.06.2012 года общим собранием членов СНТ «Родник-1» принято решение об отказе ей в присоединении земельного участка общего пользования площадью 106 кв.м. продажи данного участка Зотову В.А., а также об обязании ее освободить незаконно занимаемый земельный участок общего пользования. По ее мнению, в силу ст. 234 ГК РФ, имеются законные основания для безвозмездного получения спорного земельного участка в собственность, поскольку им владеет непрерывно уже более 40 лет. Решение общего собрания членов указанного СНТ от 03.06.2012 года является незаконным, так как принятые ими решения по данным вопросам не относятся к компетенции общего собрания.

СНТ «Родник-1» не согласилось с требованиями, предъявило встречный иск и просило суд обязать Резаеву Т.В. освободить самовольно занятый земельный участок площадью 106 кв.м. граничащий с участками N Nв СНТ «Родник-1».

Зотов В.А. требования Резаевой Т.В. не поддержал, в их удовлетворении просил отказать. Требования СНТ «Родник-1 находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Решением Домодедовского городского суда Московской области от 11 декабря 2012 года в удовлетворении основного отказано, в удовлетворении требований СНТ «Родник-1» отказано.

В апелляционной жалобе Резаева Т.В. ставит вопрос об отмене решения суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.

Согласно п. 1 ст. 234 ГК РФ, лицо — гражданин или юридическое лицо, — не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

Из материалов дела усматривается, что постановлением Главы администрации Домодедовского района Московской области от 15.01.1993 года за N Nза СНТ «Родник-1» закреплен земельный участок, в том числе в коллективно-совместную собственность — 0,608 га, в собственность граждан- членов садоводческого товарищества 2,392 га.

Резаевой Т.В. на основании решения администрации Домодедовского района от 15.01. 1993 года за N 95/2 в СНТ » Родник-1″ принадлежит земельный участок N Nплощадью 600 кв.м. Границы данного земельного участка в установленном порядке не установлены.

Дополнительно в ее пользовании с 1993 года находится земельный участок площадью 106 кв.м., находящийся на землях общего пользования СНТ «Родник-1».

Отказывая в удовлетворении иска, суд руководствовался Постановлением Пленума ВС РФ и ВАС от 29.04.2010 г. и правомерно указал, что поскольку спорный земельный участок истцу не выделялся, принадлежит к землям общего пользования СНТ «Родник-1» и фактически относится к имуществу общего пользования, и истец знала об этом, добросовестного владения при таких обстоятельствах не усматривается. Спорный земельный участок из владения садоводства не выбывал.

В соответствии со ст. 6 ч. 2 ЗК РФ земельный участок, как объект земельных отношений — часть поверхности земли, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.

В соответствии со ст. 27 ЗК РФ отчуждение земельных участков, не прошедших кадастровый учет, не допускается.

Из материалов дела следует, что спорный земельный участок не прошел кадастровый учет, не сформирован, не идентифицирован и не выделен в установленном законом порядке в целях оформления земельно-правовых отношений, в связи с чем, данный земельный участок не может являться объектом земельно-правовых отношений и на него не может быть признано право собственности в порядке приобретательной давности.

Исходя из положений ст. 234 ГК РФ, только один факт пользования земельным участком не свидетельствует о возникновении права собственности на него в силу приобретательной давности, поскольку земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.

В связи с отсутствием оснований для признания за истцом права собственности на спорный земельный участок по указанным ею основаниям, суд верно отказал в удовлетворении иска.

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении спора правильно определены юридически значимые обстоятельства, применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и являются правильными.

Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, правильно установленных судом, а также на иное толкование земельного и гражданского законодательства и не могут являться основанием к отмене состоявшегося судебного решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Домодедовского городского суда Московской области от 11 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Письмо Министерства энергетики РФ от 25 августа 2017 г. № АН-9414/09 «О единых рекомендациях по порядку передачи объектов электросетевого хозяйства СНТ на баланс ТСО”

Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № ДМ-П11-5236 (пункт 3), от 20 декабря 2016 г.

№ АД-П9-7781 информируем о разработке Минэнерго России совместно с Минэкономразвития России и ФАС России единых рекомендаций по порядку передачи объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан, на баланс территориальных сетевых организаций на добровольной основе (далее – рекомендации, СНТ, ТСО), при участии органов исполнительной власти Тюменской и Московской областей, а также ПАО «Россети».

В настоящее время продолжает оставаться острым вопрос обеспечения надежности снабжения потребителей, расположенных на территориях СНТ, электрической энергией, а также соблюдения требований к ее качеству.

Практика показывает, что зачастую объекты электросетевого хозяйства СНТ предельно изношены, находятся в ненормативном техническом состоянии и требуют проведения реконструкции и выполнения мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения требований правил устройства электроустановок и правил технической эксплуатации, требований к границам охранных зон объектов электросетевого хозяйства и организации системы учета электрической энергии.

В соответствии с изложенным просим довести рекомендации до СНТи ТСО вашего региона и совместно с органами местного самоуправления оказать содействие СНТ, изъявившим желание передать свои объекты электросетевого хозяйства на баланс ТСО, в том числе по оформлению (восстановлению) документов, подтверждающих право собственности или иное законное право на объекты электросетевого хозяйства и земельные участки, на которых они расположены, а также обеспечить учет в полном объеме экономически обоснованных расходов на эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства СНТ, переданных на баланс ТСО, при установлении тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Приложение: на 5 л. в 1 экз.

Единые рекомендации по порядку передачи объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на баланс территориальных сетевых организаций на добровольной основе (далее – рекомендации, СНТ, ТСО) разработаны в целях содействия передаче объектов электросетевого хозяйства СНТ на баланс ТСО и повышения надежности электроснабжения потребителей, а также качества электрической энергии в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Рекомендуемая последовательность действий при передаче объектов электросетевого хозяйства СНТ на баланс ТСО

1. Направление СНТ в адрес ТСО, к электрическим сетям которой технологически присоединены объекты электросетевого хозяйства СНТ, предложения о приобретении электрических сетей, расположенных в границах СНТ.

Предложение направляется в произвольной форме с указанием сведений и характеристик объектов электросетевого хозяйства (протяженность воздушных и кабельных линий электропередачи по классам напряжения, количество и номинальная мощность силовых трансформаторов и др.), контактной информации, с приложением копий документов (при их наличии), указанных в приложении № 1 к рекомендациям.

2. Проведение совместного выездного технического осмотра электрических сетей СНТ с инвентаризацией электросетевых объектов СНТ:

– пригодных для эксплуатации без необходимости проведения их реконструкции;

– пригодных для эксплуатации при условии возможности их реконструкции;

– непригодных для эксплуатации в связи с невозможностью проведения их реконструкции из-за расположения объектов на земельных участках общего пользования в труднодоступных и недоступных местах, на земельных участках, находящихся в собственности третьих лиц;

– бесхозяйных сетей, расположенных в границах СНТ.

При техническом осмотре, как правило, оценивается состояние объектов электросетевого хозяйства в соответствии с приложением № 2 к настоящим рекомендациям.

3. Формирование перечня электрических сетей СНТ, возможных к передаче на баланс ТСО, исключающего непригодные для эксплуатации сети, и поставленные на учет в качестве бесхозяйных.

4. Направление рекомендаций СНТ со стороны ТСО в отношении сетей, непригодных для эксплуатации на момент обследования, в зависимости от причин (указание объектов, для обслуживания которых должны быть выделены земельные участки, указание бесхозяйных объектов, для которых необходимо оформление прав).

5. Определение ТСО формы гражданско-правового договора, предусматривающего передачу электросетевых объектов СНТ на баланс ТСО (договор дарения, договор долгосрочной аренды, договор купли-продажи, договор купли-продажи будущего недвижимого имущества).

6. Принятие СНТ решения о проведении общего собрания членов (собрания уполномоченных) СНТ способом, установленным Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

7. Проведение общего собрания членов (собрания уполномоченных) СНТ.

Повестка дня общего собрания членов (собрания уполномоченных) определяется индивидуально для каждого СНТ в зависимости от:

– вида собственности отчуждаемого имущества (совместная собственность членов СНТ или собственность СНТ как юридического лица);

– вида оснований использования земельных участков, на которых расположены отчуждаемые электросетевые объекты (собственность или постоянное бессрочное пользование);

– видов отчуждаемых объектов недвижимости (электросетевые объекты и земельные участки под ними или только электросетевые объекты).

ТСО проводит консультативное сопровождение формирования повестки дня и проекта протокола общего собрания членов (собрания уполномоченных) СНТ с целью указания в протоколе всех существенных условий договора, предусматривающего передачу электросетевых объектов СНТ на баланс ТСО, а также указания действий, которые необходимо провести СНТ для заключения такого договора.

8. Проведение СНТ действий и работ, необходимых для заключения договора передачи электросетевых объектов СНТ на баланс ТСО, включающих (при необходимости):

– совершение действий, необходимых для оформления права собственности на земельные участки под электросетевыми объектами;

– по бесхозяйным электросетевым объектам – оформление прав собственности, в том числе в судебном порядке;

– по электросетевым объектам, непригодным для эксплуатации – осуществление комплекса мероприятий по приведению их к состоянию, пригодному для дальнейшей эксплуатации или создание условий для возможности проведения их реконструкции (в случае непригодного для эксплуатации размещения объектов).

Предметом договором купли-продажи будущего недвижимого имущества должна являться передача ТСО электросетевых объектов, права на которые не зарегистрированы. Условиями данного договора предусматриваются:

– обязательства СНТ по регистрации прав собственности на передаваемые объекты и выделению земельных участков под объектами (при отсутствии прав на земельные участки под объектами предусматривается также регистрация прав на земельные участки);

– обязательства СНТ по последующей передаче на баланс ТСО зарегистрированных объектов и передаче во владение и (или) пользование ТСО образованных под этими объектами земельных участков.

9. Направление в адрес ТСО протоколов общего собрания членов (собрания уполномоченных) СНТ, документов и сведений, необходимых для заключения договора, предусматривающего передачу электросетевых объектов СНТ на баланс ТСО.

10. Подготовка ТСО пакета документов по сделке.

11. Заключение договора, предусматривающего передачу электросетевых объектов СНТ на баланс ТСО.

12. При заключении договора купли-продажи будущего недвижимого имущества – выполнение со стороны СНТ и ТСО условий, предусмотренных данным договором.

13. Подписание Акта приёма-передачи недвижимого имущества (электросетевых объектов и земельных участков под ними).

14. Оформление прав ТСО на приобретенные электросетевые объекты и установление охранных зон в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».

Приложение № 1

Рекомендуемый перечень документов, направляемый СНТ в ТСО при передаче объектов электросетевого хозяйства на баланс ТСО

1. Учредительные документы.

2. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица, выписка из ЕГРЮЛ (дата выдачи не более 2 мес.).

3. Подтверждение полномочий единоличного исполнительного органа.

4. Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, а при его отсутствии допускается предоставление следующих документов: акт допуска электроустановки в эксплуатацию, технические условия и акт их выполнения, договор на строительство с актами ввода объектов, паспорта на оборудование, проект и сметы, договор купли-продажи объекта, договор энергоснабжения.

5. Протокол общего собрания с решением о передаче электросетевого имущества в ТСО на праве собственности или ином законном праве согласно требованиям устава (приложения к протоколу: перечень передаваемого имущества, перечень фактически запитанных потребителей).

6. Документы, подтверждающие право собственности или иное законное право на объекты электросетевого хозяйства.

7. Схема земельного участка СНТ с указанием расположения объектов электросетевого хозяйства, а также точек технологического присоединения к сетям ТСО.

Приложение № 2

Оценка состояния объектов электросетевого хозяйства СНТ

Воздушные линии электропередачи 0,4 и 6 – 20 кВ:

– состояние деревянных, железобетонных и металлических опор (загнивание древесины, растрескивание бетона стоек и приставок, состояние арматуры, состояние оттяжек и пр.);

– состояние пролетов воздушных линий (длинные пролеты, несоблюдение габарита провода, несоблюдение расстояния от провода до строений, несоблюдение расстояния от проезжей части дорог);

– состояние трассы воздушных линий (ширина трассы, заросли древеснокустарниковой растительности);

– состояние неизолированного провода (скрутки, соединения, распушение, обрывы проволок и т.д.);

– состояние самонесущего изолированного провода (СИП) (крепление, соединения, состояние изоляции и т.д.);

– состояние изоляторов (сколы, растрескивание изоляторов, неудовлетворительное состояние крюков и траверс);

– состояние грозозащитных устройств, заземляющих спусков и контуров заземления (отсутствие разрядников, ограничителей перенапряжения, искровых промежутков, отсутствие повторных заземлений на ВЛ 0,4 кВ);

– состояние разъединителей и секционирующих выключателей BЛ.

Кабельные линии электропередачи 0,4 и 6 – 20 кВ:

– состояние кабеля и кабельных муфт (отсутствие исполнительной и технической документации, схем прокладки, результатов высоковольтных испытаний кабельной изоляции).

Трансформаторные пункты 6 – 20/0,4 кВ:

– состояние охранной зоны ТП (заросли древесно-кустарниковой растительности);

– состояние ограждения и конструкций ТП (отсутствие ограждения, площадок обслуживания, состояние фундамента, коррозия конструкций и корпусов, отсутствие дверей и замков);

– состояние трансформатора (отсутствие исполнительной и технической документации, результатов высоковольтных испытаний кабельной изоляции и анализа масла, низкий уровень масла, протечки масла, коррозия корпуса);

– состояние оборудования РУ 6-20 кВ и РУ 0,4 кВ (вводов, проходных и опорных изоляторов, токоведущих шин, разъединителей, рубильников, автоматических выключателей, ограничителей перенапряжения, разрядников и пр.);

– состояние контура заземления ТП 6-20/0,4 кВ.

Разработаны Единые рекомендации по передаче объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан, на баланс территориальных сетевых организаций (ТСО) на добровольной основе.

Так, выполняются следующие действия. В адрес ТСО направляются предложения о приобретении электросетей. Проводится совместный выездной технический осмотр последних. Формируется перечень планируемых к передаче электросетей (при этом исключаются непригодные для эксплуатации и бесхозяйные объекты).

ТСО направляются рекомендации в отношении сетей, непригодных для эксплуатации. Определяется форма гражданско-правового оговора о передаче. Проводится общее собрание членов объединений граждан. Совершаются действия, необходимые для передачи объектов. Готовится пакет документов по сделке.

Предусмотрен ряд иных действий.

«Снять с дачников финансовую нагрузку». Как передать «бесхозные» дачные электросети на баланс МОЭСК


ПАО «МОЭСК» отремонтирует «дачные» электросети в Подмосковье. «360» публикует пошаговую инструкцию для дачников, как повысить надежность электроснабжения СНТ и начать экономить на платежах за электричество.

В Московской области свыше 12 тысяч коттеджных поселков и садоводческих товариществ. На территории большинства из них проведено электричество, но лишь половина всех «дачных» электросетей находится на балансе МОЭСК, крупнейшей электросетевой компании региона.

Оставшаяся часть сетей принадлежит самим СНТ, а значит, все расходы по ремонту и обслуживанию линий электропередач, счетчиков и трансформаторов ложатся на плечи садоводов.

Деньги на модернизацию электросетей у дачников есть не всегда, поэтому, по статистике ПАО «МОЭСК», количество аварий в сетях садовых товариществ — существенно выше, чем в целом по региону.

Как рассказал «360» председатель Союза дачников Подмосковья Никита Чаплин, проблемы с электроснабжением — одна из наиболее частых тем обращений в организацию.»Самые острые вопросы в теме электроснабжения — это изношенность электрических линий, обслуживание высоковольтных линий и отсутствие обученного персонала в СНТ, получение льготного тарифа для жилых домов, учет электроэнергии и борьба с неплательщиками, а также заключение прямых договоров с Мосэнергосбытом, — рассказал Чаплин. — Все эти проблемы решаются передачей электросетевого хозяйства СНТ в электросетевые организации. Губернатор Московской области Андрей Юрьевич Воробьев поручил максимально упростить процедуру передачи сетей (энергетическим компаниям), чтобы снять с дачников финансовую нагрузку по обслуживанию сетей и возмещению потерь электроэнергии».

Эксперт добавил, что после передачи электросетей в МОЭСК каждый владелец участка получит возможность увеличить мощность электроснабжения до 15 киловатт, а также сможет платить только за свои киловатты и не платить за долги соседа.

В Подмосковье программа консолидации энергосетей работает уже несколько лет. Однако за период с 2015 по 2018 год в ПАО «МОЭСК» на баланс было принято только около 380 сетей. На баланс компания брала лишь те сети, которые были отремонтированы и приведены в соответствие с рядом нормативов.

Теперь же, как сообщил «360» генеральный директор ПАО «МОЭСК» Петр Синютин, от дачников не будут требовать провести дорогостоящую реконструкцию линий электропередач по стандартам МОЭСК.

«Мы эти требования сняли.

Теперь на баланс МОЭСК сеть не примут только в том случае, когда эту сеть в принципе невозможно обслуживать. К примеру, если опора стоит посреди садового участка и к ней нет доступа. Будет буквально полпроцента исключений, за которые мы ответственность взять не можем.

Все остальное — мы сети принимаем в том виде, в котором они есть, а дальше в соответствии с нашей инвестиционной программой приводим их в порядок», — рассказал директор компании.

«Также мы снизили требования к приборам коммерческого учета. Если раньше мы выставляли набор требований к ним, типа размер, модернизация прибора учета, сегодня мы говорим: важно, чтобы прибор учета был. Примем тот, который есть, снимаем показания, пломбируем, выдаем лицевой счет для того, чтобы с абонентом можно было рассчитываться», — заключил Синютин.

До конца 2020 года ПАО «МОЭСК» планирует принять на обслуживание около 3,5 тысячи садовых товариществ.

Чтобы энергетики приняли сеть на баланс, дачникам необходимо направить в МОЭСК всего несколько документов: это протокол общего собрания членов СНТ с решением о передаче электрических сетей и любой документ, подтверждающий право собственности на сеть: акт разграничения балансовой принадлежности, выписка их ЕГРН на объект недвижимости, или договор подряда. С полным перечнем пакета необходимых документов можно ознакомиться на сайте компании.

Как рассказал «360» министр энергетики Московской области Леонид Неганов, если раньше процедура рассмотрения заявки на консолидацию сетей занимала более четырех месяцев, то теперь срок экспертизы сократится до 30 дней. Передать пакет документов в ПАО «МОЭСК» можно через личный кабинет на сайте компании или через Центр обслуживания клиентов. Через месяц после этого состоится сделка по консолидации сетей между СНТ и ПАО «МОЭСК»

Требования по приведению в надлежащее состояние приборов учета, выноса учета за пределы участков, перевод на самоизолированный провод, расчистка просек — все то, что обычно было препятствием, из-за чего тысячи заявок были поданы, но до сих пор находятся на рассмотрении, — сейчас все эти барьеры сняты, и в ближайшее время мы увидим вал заявок на передачу сетей.

Леонид Негановминистр энергетики Московской области

Министр также заверил, что упрощение процедуры консолидации сетей ни в коем случае не приведет к росту цен на электроэнергию.

«Привести эти сети в порядок мы планируем за счет тарифа, но при этом мы понимаем, что мы ограничены предельным уровнем роста тарифа, — сказал он. — Это не приведет к радикальному повышению платы гражданами, она будет расти так, как она росла. По сути, за счет повышения эффективности будем пытаться восстановить запущенное электросетевое хозяйство садоводческих товариществ».

За консультацией по вопросам электроснабжения СНТ в Московской области можно обращаться по телефону горячей линии ПАО «МОЭСК» 8-800-700-40-70.

дня. Цифровой рубль задумали ввести в России

К вопросу о бесхозяйных инженерных сетях

Бесхозяйные сети инженерно-технического обеспечения (инженерные сети, системы или коммуникации), необходимые для тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения и вентиляции, представляют определенную проблему для управляющих организаций, поскольку не всегда бывает понятно, кто и на какие средства обязан осуществлять их содержание.

Сегодня мы поговорим о распределении обязанностей и ответственности по обслуживанию таких сетей.

Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной признается вещь, не имеющая собственника, когда собственник неизвестен или отказался от права собственности на эту вещь. Бесхозяйными инженерными сетями называют сети, которые не висят на балансе ни у УК, ни у РСО и не входят в состав общедомового имущества.

Первоочередная задача для решения проблем, связанных с содержанием инженерных сетей – определить, имеется ли у них собственник, каковы границы собственности на сети, как определена в договоре управления МКД граница эксплуатационной ответственности, кто и за какой счёт содержит данные сети и где находится точка поставки коммунальных ресурсов.Подробнее об определении границ эксплуатационной ответственности можно прочитать в этой статье.

Общая информация

Если собственник не был определён, и инженерная сеть признаётся бесхозяйной, то порядок дальнейших действий таков: сеть передаётся в муниципальную собственность, в свою очередь орган местного самоуправления определяет РСО, которая будет отвечать за выявленную инженерную сеть.До приёмки бесхозяйной сети в муниципальную собственность аварийные ситуации разрешаются за счёт муниципального бюджета.

В спорном случае, когда граница эксплуатационной ответственности проходит по внешней задвижке, а это случается, когда наружный участок инженерной сети входит в состав общедомового имущества, РСО осуществляет техническое обслуживание данной инженерной сети по тарифу, утверждённому собственниками помещений в МКД. В обязанность УК входит – предложить такой тариф собственникам. Ремонт, в том числе и аварийный, проводится за счёт РСО.

Федеральная служба по тарифам должна включить расходы на содержание такой сети в тарифы РСО для дальнейшего регулирования. До тех пор, пока это не сделано, потери на данном спорном участке сети и ремонтные работы осуществляются за счёт УК пропорционально фактическому потреблению.О том, что входит в состав общедомового имущества, читайте в этой статье.

Причины появления бесхозяйных инженерных сетей

Бесхозяйными чаще всего оказываются инженерные сети следующих объектов:

  • государственных предприятий, преобразованных в 90-е годы ХХ века в акционерные общества, которые не были внесены в реестры федерального и государственного имущества и соответственно не переданы в установленном порядке в муниципальную собственность;
  • предприятий, признанных банкротами;
  • частного сектора жилой застройки;
  • вновь построенных объектов жилищного фонда, которые не были оформлены и переданы эксплуатирующим организациям заказчиками строительства.

Инженерная сеть водоснабжения

Если речь идёт о водоснабжении и водоотведении, то, согласно ч.5 ст.

8 № 416-ФЗ, при выявлении бесхозяйной инженерной сети (в их число входят водопроводные и канализационные сети), за эксплуатацию таких объектов отвечают РСО (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 указанного ФЗ), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанной инженерной сети.

Эта ответственность ложится на РСО до признания на данные бесхозяйные инженерные сети права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение собственником, который ранее их оставил. При этом расходы РСО на эксплуатацию бесхозяйной инженерной сети учитываются Федеральной службой по тарифам (ч.6 ст.8 № 416-ФЗ).

Тепловая инженерная сеть

В соответствии с ч.6 ст.

15 № 190-ФЗ при выявлении бесхозяйных тепловых сетей орган местного самоуправления в течение тридцати дней с момента их выявления должен определить РСО, инженерные сети которой связаны с бесхозяйными.

Федеральная служба по тарифам обязана включить затраты на обслуживание выявленных бесхозяйных тепловых сетей в тарифы РСО на последующий период регулирования.

Инженерные сети электроснабжения

За содержание бесхозяйных инженерных сетей электроснабжения несут ответственность организации, которые осуществляют эксплуатацию объектов электроэнергетики. При этом в полном объёме учитываются экономически обоснованные расходы, связанные с эксплуатацией таких объектов (ч.4 ст.28 № 35-ФЗ).

Инженерные сети газоснабжения

Так как в настоящее время действующим законодательством не установлены нормы содержания бесхозяйных инженерных сетей газоснабжения, то, учитывая обязанность РСО подавать газ надлежащего качества, возможно применение позиции, согласно которой содержание таких инженерных сетей осуществляют лица, эксплуатирующие бесхозяйные объекты в целях предпринимательской деятельности.О том, как осуществляется коммерческий учёт теплоэнергии, читайте в этот статье.

Судебная практика

О том, что проблема бесхозяйных инженерных сетей всегда актуальна, свидетельствует обильная судебная практика.

Прокурорская проверка, связанная с вопросом о бесхозяйности инженерных сетей, выявила в деятельности органа местного самоуправления нарушения требований законодательства в сфере ЖКХ: ею не предпринимались меры по постановке тепловой сети на учёт в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Поэтому суд принял решение о возложении на орган местного самоуправления обязанности определить РСО и обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учёт бесхозяйной инженерной сети (Апелляционное определение Астраханского областного суда от 02.09.2015 по делу N 33-3064/2015).

В суд поступил иск от ТСЖ о признании незаконным бездействия администрации города, которая отказалась от признания права муниципальной собственности на бесхозяйную тепловую инженерную сеть.

ТСЖ утверждало, что, так как данная инженерная сеть расположена за границей внутридомовых сетей и вне земельного участка, занимаемого МКД, то она не может считаться общедомовым имуществом.

Суд требование не удовлетворил, поскольку сети трубопроводов находятся во владении и пользовании ТСЖ и к бесхозяйному имуществу не относятся (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.04.2016 N Ф01-1295/2016 по делу N А43-7539/2015).

РСО через суд требовала, чтобы орган местного самоуправления принял на учёт бесхозяйную тепловую инженерную сеть. РСО полагала, что транзитные участки инженерных сетей, которые проходят в подвалах жилых домов, являются бесхозяйным имуществом, поэтому орган местного самоуправления обязан принять их на учёт.

Суд требование РСО удовлетворил, поскольку спорные участки трубопроводов ей вместе с инженерными сетями не передавались, в государственном реестре сведения о правах на спорные участки трубопроводов отсутствуют. Именно поэтому суд посчитал спорные участки трубопроводов бесхозяйными (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.01.

2016 N Ф09-10599/15 по делу N А50-5612/2015).

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

Бесхозные сети СНТ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *