Принятию кодекса предшествовала почти годовая работа — не так много, если учесть, что система трудовых отношений была существенно изменена после социалистической революции. В октябре 1917 года к власти в стране пришел пролетариат. В соответствии с марксистской доктриной, пролетарии были людьми, наиболее травмированными необходимостью продавать свой труд, чтобы обеспечить себе пропитание. Этот немногочисленный и не очень образованный слой населения должен был привести человечество к всеобщему благу и процветанию путем победы труда над капиталом.
Тыловое ополчение
Фото: РИА Новости
Была объявлена всеобщая трудовая повинность, закрепленная в принятой в январе 1918 года Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Затем она перешла и в Конституцию РСФСР 1918 года, в которой был записан парафраз известного изречения апостола Павла: «Не трудящийся да не ест». Причем имелся в виду именно тяжелый физический труд. Это был своеобразный налог, которым обложили сначала только «эксплуататоров», а потом и всех остальных. По мнению вождя революции В.И. Ленина, труд обязательно должен основываться на принуждении при регулирующей роли государства: «Субботники, трудовые армии, трудовая повинность — вот практическое осуществление в разных формах социалистического и коммунистического труда». Это касалось всех без исключения, даже лидеров большевиков.
На второй день после Октябрьской революции был создан Народный комиссариат труда во главе с А.Г. Шляпниковым — главный орган, призванный осуществлять трудовую политику. Декрет СНК от 20 июля 1918 года «О тыловом ополчении» вводил строгий учет всего трудоспособного населения, не подлежащего призыву в Красную Армию и облегчающего призыв «в тыловое ополчение».
Понятно, что граждане восприняли перспективу работать «за идею» без должного энтузиазма, и многие стремились уклониться от этой почетной обязанности. Владимир Ильич жестко требовал ставить уклонистов «чистить сортиры», сажать в тюрьму или в карцер с последующей выдачей «желтых билетов», либо расстрелять на месте «одного из десяти богачей, буржуазных интеллигентов, жуликов и хулиганов». Наряду с этим был принят ряд законодательных актов о труде, заметно облегчивших участь пролетариев.
Без права уволиться
Это был прежде всего Декрет СНК РСФСР от 29 октября 1917 года «О восьмичасовом рабочем дне», вводивший 48-часовую рабочую неделю и 8-часовой рабочий день. При этом в канун Рождества Христова (24 декабря) и праздника Св. Троицы работа оканчивалась в 12 часов дня. Вся остальная работа, производимая в такое время, когда по расписанию рабочего времени не полагается работать, считалась сверхурочной, оплачивалась в двойном размере, не допускалась более 50 дней в году.
Кроме того, «продолжительность сверхурочной работы каждого отдельного рабочего не должна ни в каком случае в течение двух суток подряд превосходить 4 часа». Запрещался ночной труд детей в возрасте до 16 лет, а с 1 января 1919 года запрещалась в целом работа по найму всех лиц, не достигших 15 лет, с 1 января 1920 года — не достигших 20 лет.
Такого рода новеллы были чрезвычайно передовыми для того времени с точки зрения правового обеспечения прав трудящихся. Особенностью вступления данного закона в силу было его сообщение по телеграфу.
11 декабря 1917 года ВЦИК и СНК РСФСР было принято Положение о страховании на случай безработицы, которым безработными признавались все трудоспособные лица, главным источником существования которых являлась работа по найму, и при условии, что данные лица не могли найти себе работу и были зарегистрированы на бирже труда. С четвертого дня поиска работы у безработного возникало право на получение пособия.
В области социального обеспечения трудящихся Декрет ВЦИК от 22 декабря 1917 года «О страховании на случай болезни» распространил страхование за счет средств работодателей на всех наемных работников и на все виды потери трудоспособности с возмещением полного заработка. Всего с конца 1917 года и в 1918 году было принято несколько десятков нормативных правовых актов, прямо или косвенно затрагивающих трудовые отношения.
Проект КЗоТа был принят за основу на заседании ВЦИК и после коллективной доработки в декабре 1918 года вступил в действие. Он был опубликован и «выставлен во всех советских учреждениях на видном месте». Кодекс имел девять разделов, 137 статей, а также введение и пять приложений. Он в полной мере сохранял принудительный характер труда. Устанавливалась трудовая повинность для всех трудоспособных граждан в возрасте от 16 до 50 лет, кроме беременных женщин и временно нетрудоспособных лиц. Учащиеся всех школ выполняли трудовую повинность в школе.
Широкое использование принудительного труда стало одной из причин глубокого экономического кризиса, приведшего к НЭПу
КЗоТ предусматривал особенности испытательного срока, основания и порядок увольнения. Так, при увольнении по собственному желанию работнику могло быть отказано в этом. В соответствии со ст. 52, если орган рабочего самоуправления (фабрично-заводский комитет), ознакомившись с причинами оставления работы, найдет их неосновательными, трудящийся обязан продолжать работу.
В кодексе получили закрепление многочисленные социальные гарантии, которые, правда, не всегда находили реальное воплощение на практике. В эпоху военного коммунизма был принят ряд подзаконных актов, сокращавших, а то и вовсе отменявших их. Например, постановлением Совета труда и обороны (СТО) от 28 ноября 1919 года весь наличный состав предприятия, без различия пола и возраста, лишался права оставлять службу в нем по собственному желанию и мог быть уволен не иначе как с согласия соответствующих органов управления, а самовольное оставление службы каралось как дезертирство по законам военного времени.
На работу — под конвоем
Декретом Совнаркома от 29 октября 1918 года были созданы специальные отделы распределения рабочей силы. 3 мая 1919 года эти отделы были преобразованы в подотделы распределения и учета рабочей силы при местных отделах труда исполкомов Советов. Наконец, в октябре 1920 года эти органы были реорганизованы в Управления по учету и распределению рабочей силы.
Тогда же была введена только сейчас уходящая в историю трудовая книжка, которая изначально представляла собой многостраничный документ, содержавший исчерпывающие данные о гражданине. Помимо личных данных, в ней были графы о грамотности, образовании, профессии и судимости, о занятиях в 1914 и в 1917 годах, о месте жительства в июле 1914 года и в октябре 1917 года, о переменах в семейном и имущественном положении и другие сведения. Введение трудовых книжек позволяло взять на учет и контролировать все городское население независимо от классовой принадлежности и организовывать массовые переброски и мобилизации рабочей силы.
К проведению трудмобилизаций привлекались воинские части для проведения облав и этапирования трудармейцев, милиция, местные Советы и профсоюзы. Уже в 1920 году основная масса рабочей силы перераспределялась насильственно, путем трудовых мобилизаций. Их обычно объявляли центральные органы управления — СНК и СТО. Отношение к мобилизованным было соответствующее: их изолировали, охраняли и доставляли к месту работы этапами. Широкое использование принудительного труда, который, как известно со времен рабовладения, не может быть эффективным, стало одной из причин глубокого экономического кризиса, приведшего к НЭПу.
В 20-х годах учащиеся выполняли трудовую повинность в школе. Фото: РИА Новости
Новая реальность заставила кардинально пересмотреть принципы регулирования трудовых отношений. На основе Устава о промышленном труде дореволюционного 1913 года были выработаны условия трудового договора, и поныне сохраняющие свою актуальность: 1) работник на время предоставляет свою рабочую силу, т.е. обязуется выполнять определенную работу; 2) от нанявшегося по трудовому договору требуется личное выполнение работы; 3) работник подчиняется хозяйской власти работодателя (в современном звучании — правилам внутреннего трудового распорядка); 4) нанявшийся имеет право на вознаграждение за труд, независимо от того, воспользовался работодатель его трудами или нет.
Тем не менее продолжала существовать сильная зависимость трудящихся от своего единственного работодателя — государства. В социальном плане она проявлялась в милитаризации и мобилизации труда для решения стратегических задач, идеологии заботы «пролетарского» государства о людях труда, жестких, иногда уголовных мерах к нарушителям трудовой дисциплины, всеобщности требования беспрекословного подчинения системе, организации, трудовому коллективу. Плюс ко всему поменять место работы было очень сложно, а тех, кому это удавалось сделать несколько раз, называли летунами и считали неблагонадежными элементами со всеми вытекающими последствиями.
Статья 22. Основные права и обязанности работодателя
Работодатель имеет право:
заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;
поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;
привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них;
создавать производственный совет (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) — совещательный орган, образуемый на добровольной основе из числа работников данного работодателя, имеющих, как правило, достижения в труде, для подготовки предложений по совершенствованию производственной деятельности, отдельных производственных процессов, внедрению новой техники и новых технологий, повышению производительности труда и квалификации работников. Полномочия, состав, порядок деятельности производственного совета и его взаимодействия с работодателем устанавливаются локальным нормативным актом. К полномочиям производственного совета не могут относиться вопросы, решение которых в соответствии с федеральными законами отнесено к исключительной компетенции органов управления организации, а также вопросы представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников, решение которых в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами отнесено к компетенции профессиональных союзов, соответствующих первичных профсоюзных организаций, иных представителей работников. Работодатель обязан информировать производственный совет о результатах рассмотрения предложений, поступивших от производственного совета, и об их реализации;
реализовывать права, предоставленные ему законодательством о специальной оценке условий труда.
Работодатель обязан:
соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;
обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;
обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;
обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;
выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;
вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном настоящим Кодексом;
предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;
знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью;
своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;
создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;
осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами;
возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.