Наезд на ТС, что это?

Судебная экспертиза следов на транспортных средствах и месте ДТП (транспортно-трасологическая экспертиза), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП фактически включает в себя два независимых вида исследования. При этом, судебная экспертиза следов на транспортном средстве и месте ДТП, это комплексное трасолого-автотехническое исследование ТС, различных объектов, следов и обстановки на месте происшествия в целях определения траектории и характера движения относительно расположения транспортного средства, пешеходов и других объектов до столкновения (наезда) и установления места столкновения (удара), наезда, опрокидывания.
Предмет судебной экспертизы следов на транспортном средстве и месте ДТП – обстоятельства (фактические данные), устанавливаемые экспертом на основе исследования следов, возникающих на местах ДТП в результате воздействия ТС, иных материальных объектов, людей, животных.

В рамках судебной экспертизы следов на транспортном средстве и месте дорожно-транспортного происшествия решаются следующие задачи:

— определение механизма ДТП;
— установление механизма взаимодействия ТС при столкновении;
— установление механизма наезда на пешеходов (животных) и неподвижные препятствия;
— установление угла взаимного расположения ТС и направления удара в момент столкновения;
— установление взаимного расположения ТС относительно границ и осевой линии проезжей части;
— установление координат места столкновения ТС или места наезда на пешеходов;
— установление факта движения или неподвижности ТС при столкновении в момент первично контактного взаимодействия;
— установление части ТС, которой нанесены повреждения потерпевшим;
— определение по характеру повреждений на ТС места нахождения потерпевшего в салоне, кабине ТС в момент столкновения;
— установление частей ТС, контактировавших между собой в первичный момент столкновения;
— установление наличия, времени и причины повреждения шин ТС, гибких тормозных шлангов и резьбовых соединений;
— установление факта возникновения неисправности деталей ТС после ДТП;
— установление возможности получения механических повреждений имеющихся на транспортных средствах при взаимном контактном взаимодействии.

Наряду с приведенными задачами существует ряд задач, решаемых экспертизой следов на ТС и месте ДТП в комплексе с судебно-медицинской экспертизой:

— установление взаиморасположения человека и частей ТС;
— оценка особенностей функционального состояния людей ко времени взаимодействия их с частями ТС;
— определение позы и двигательных реакций пострадавших;
— выявление признаков, характеризующих действия водителя;
— получение объективной информации об условиях травмирования для сопоставления ее с показаниями свидетелей.
Некоторые из перечисленных задач наряду с упомянутой судебно-медицинской экспертизой можно решить только в комплексе с другими родами (видами) судебной экспертизы. Например, определение взаимного расположения ТС и пешехода в момент наезда осуществляется в комплексе автотехнической, медицинской, биологической, трасологической (исследование одежды и обуви) экспертизами и криминалистической экспертизой материалов, веществ и изделий.

Объекты исследования:

— вещная обстановка на месте ДТП, транспортные средства, материалы дела и т.п.

Перечень ориентировочных вопросов:

1) Каков угол взаиморасположения транспортных средств в момент столкновения?
2) Какими частями транспортных средств был первоначальный контакт при данном столкновении?
3) В каком положении на дороге находились транспортные средства в момент столкновения?

Заказать экспертизу следов на транспортных средствах и месте ДТП, значит получить помощь от высококвалифицированных специалистов, имеющих практический опыт и теоретические значения, что позволяет решать даже самые сложные задачи и широко использовать возможности экспертизы в целях получения фактических данных об обстоятельствах ДТП.

Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Александров, Александр Петрович, 2000 год

1. Александров А.П., Кравченко П.А. О проблеме автоматизации анализа дорожно-транспортных происшествий. Материалы третьей международной конференции «Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах», СПб, 1998.

2. Алексеев Б.А. По следам дорожных происшествий. J1.: Лениздат, 1961.

3. Альбом основных видов ДТП. М.: НИИАТ, 1984.

4. Арендоренко В.Г. Пути предупреждения дорожно-транспортных происшествий. Д.: Лениздат, 1978.

5. Армадеров Р.Г. Экспертная диагностика ТС, их систем, агрегатов и узлов. «Проблемы САТЭ», М.: ВНИИСЭ, 1986.

6. Астахов B.C. Применение математических методов и ЭВМ в обеспечении безопасности дорожного движения. М.: МАДИ, 1982.

7. Бабков В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения. М.: Транспорт, 1964.

8. Бабков В.Ф. Дорожные условия и режимы движения автомобилей. М.: Транспорт, 1967.

9. Байэтт Р., Уотс Р. Расследование дорожно-транспортных происшествий. М.: Транспорт, 1978

10. Бекасов В.А. Автотехническая экспертиза. М.: Юридическая литература, 1967

11. П.Боровский Б.Е. Безопасность движения автомобильного транспорта. Л.: Лениздат, 1984.

12. Боровский Б.Е. Условия безаварийной работы. Л.: Лениздат, 1971.

13. Боцманов В.Г. Дорожно-транспортные происшествия и безопасность движения. Грозный : Чечено-ингушское книжное издательство, 1966.

14. Бочаров Е.В. Безопасность дорожного движения. М.: Росагроп-ромиздат, 1988.

15. Бровко Б.М. Судебная автотехническая экспертиза / Справочные данные по исследованию механизма дорожного происшествия, Харьков: УкрНИИСЭ, 1963.

16. Булатов А.И. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. М.: Транспорт 1961.

17. Венгеров И.А. Актуальные вопросы безопасности дорожного движения. М.: Знание, 1987.

18. Венгеров И.А. Модели анализа ДТП в отраслевой системе анализа аварийности. «Автомобильный транспорт», Научно технический реферативный сборник, вып.7, М., 1987.

19. Венгеров И.А. Разработка предпосылок управления безопасностью движения на автоматизированной системы. М.: ЦБНТИ Ми-навтотанса РСФСР, 1976.

20. Венгеров И.А. Исследование критических ДТС с помощью много параметрических моделей. Автореферат на соискание учёной степени кандидата технических наук, М.: МАДИ, 1977.

21. Волошин Г.Я. Анализ ДТП. М.: Транспорт, 1987.

22. Воронин Ю.Ф. Использование некоторых физических методов в криминалистических исследованиях противотуманных рассеива-телей. «Экспертная практика и новые методы исследования», Вып.21, М.: ВНИИСЭ, 1980.

23. Воронцов Г.А. Методика проведения анализа причин дорожно-транспортных происшествий и сопутствующих им факторов. М.: ЦБНТИ, 1984.

24. Выскребцов В.Г. Применение эргономики в автотехнической экспертизе. «Проблемы САТЭ», М.: ВНИИСЭ, 1982.

25. Гаврилов Э.В. Персональная ЭВМ в проектировании автомобильных дорог. Киев: Техника, 1988.

26. Гаврилов Э.В. Учёт человеческого фактора при проектировании дорог и организации дорожного движения, Киев: Техника, 1988.

27. Гаврилов Э.В. Эргономика на автомобильном транспорте. Киев: Техника, 1976.

28. Гольдсмит B.C. Теория и физические свойства соударяемых тел. М.: «Радио и связь», 1965.

29. Джонс И.С. Влияние параметров автомобиля на ДТП. М.: Машиностроение, 1979.

30. Дзюба П.П. Исследование влияние ширины проезжей части прямолинейного участка дороги на скорость движения с учётом эмоционального напряжения водителя. Автореферат на соискание учёной степени кандидата технических наук, Киев: КАДИ, 1980.

31. Дрю Д. Моделирование транспортных потоков и управление ими. М.: Транспорт, 1972.

32. Дьяков А.Б. Безопасность движения автомобилей ночью. М.: Транспорт, 1984.

33. Дугин Г.С. Дорожно-транспортные происшествия и проблема борьбы с ними за рубежом, М.: Транспорт, 1972.

34. Душков Б.А. Хрестоматия по инженерной психологии. М.: Высшая школа, 1991.

35. Ерёмин В.М. Классификация ДТП на автомобильных дорогах общего пользования в зоне сельскохозяйственных массивов. «Безопасность движения и охрана труда на автомобильном транспорте», «Экспресс-информация», Вып.5, М.: ЦБНТИ Минавтот-ранса РСФСР, 1988.

36. Жулев В.И. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. М.: Юридическая литература, 1989.

37. Жуков А.И. К вопросу о критериях оценки технического состояния ТС. «Проблемы САТЭ», М.: ВНИИСЭ, 1987.

38. Жуков А.И. Пути создания автоматизированного рабочего места эксперта-автотехника. «Проблемы САТЭ», М.: ВНИИСЭ, 1989.

39. Замиховский М.И. Транспортно-трасологическая экспертиза. «Совершенствование производства САТЭ», М.: ВНИИСЭ, 1989.

40. Зотов В.Л. Казус или ДТП, Киев: Техника, 1979.

41. Иванов В.В. Исследование параметров движения автомобиля в опасной ситуации. Автореферат на соискание учёной степени кандидата технических наук, М.: МАДИ, 1981.

42. Иванов В.Н. Принципы ситуационного анализа ДТП и обучения водителей основам безопасности движения, М.: ЦБНТИ, 1979.

43. Иванов В.Н. Проблемы обоснования эксплуатационных свойств элементов и систем комплекса ВАД, М.: МАДИ, 1974.

44. Иларионов В.А. Дорожно-транспортная экспертиза. М.: МАДИ, 1981.

45. Иларионов В.А. Задачи и примеры по экспертизе ДТП. М.: МАДИ, 1990.

46. Иларионов В.А. Системный анализ дорожного движения и ДТП. М.: МАДИ, 1989.

47. Иларионов В. А. Перспективы повышения надёжности САТЭ. «Проблемы САТЭ», М.: ВНИИСЭ, 1985.

48. Иларионов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий. М.: Транспорт, 1989.

49. Илюхин Ф. Авария на переезде. «Автомобильный транспорт», №1 1, 1989.

50. Иносэ X. Управление дорожным движением. М.: Транспорт, 1983.

51. Инструкция о производстве САТЭ. М.: ВНИИСЭ, 1974.

52. Качор М. Исследование структуры и параметров ДТС в целях повышения безопасности дорожного движения. Автореферат на соискание учёной степени кандидата технических наук, М.: НИ-ИАТ, 1977.

53. Кисляков В.М. Математическое моделирование и оценка условий движения автомобилей и пешеходов. М.: Транспорт, 1979.

54. Клебельсберг Д. Транспортная психология. М.: Транспорт, 1989.

55. Коллинз Д., Моррис Д. Анализ дорожно-транспортных происшествий. М.: Транспорт, 1971.

56. Коноплянко В.И. Информация в дорожном движении. М.: МА-ДИ, 1987.

57. Коноплянко В.И. Организация и безопасность дорожного движения. М.: Транспорт, 1991.

58. Комплексная методика программно-целевого сокращения аварийности в местах концентрации ДТП. М.: НИИАТ, 1994.

59. Копченова Н.В. Вычислительная математика в примерах и задачах. М.: Наука, 1972.

60. Корн Г. Справочник по математике. М.: Наука, 1970.

61. Коршаков И.К. Комплексный анализ ДТП. М.: МАДИ, 1991.

62. Коршаков И.К. Комплексный метод экспертизы ДТП. М.: МАДИ, 1985.

63. Коршаков И.К. Беспристрастно и объективно. «Автомобильный транспорт», №1 1, 1989.

64. Коршаков И.К. Пассивная безопасность автомобиля. М.: МАДИ, 1979.

65. Коршаков И.К. Служебная экспертиза ДТП. М.: МАДИ, 1981.

66. Кременец Ю.А. Технические средства организации дорожного движения. М.: Транспорт, 1990.

67. Кристи Н.М. Определение скорости отбрасывания ТС-в после столкновения. «Проблемы САТЭ», М.: ВНИИСЭ, 1983.

68. Кристи Н.М. Классификация действий водителей повлекших возникновение ДТП и оценка их соответствия ПДД. «Проблемы САТЭ», М.: ВНИИСЭ, 1984.

70. Лахно Ю.А. Типичные опасное ДТС, Киев.: Реклама, 1986.

71. Левишин K.M. Безопасность движения автомобилей в условиях ограниченной видимости. М.: Транспорт, 1979.

72. Литвинов A.C. Автомобиль. М.: Машиностроение, 1989.

73. Литвинов A.C. Управляемость и устойчивость автомобиля. М.: Машиностроение, 1971.

74. Лобков С.А. Дорога полна неожиданностей. Л.: Лениздат, 1981.

75. Лочинский Б.Ф. Совершенствование методов анализа дорожно-транспортных происшествий. Автореферат на соискание учёной степени кандидата технических наук, М.: НИААТ, 1979.

76. Лочинский С.А. Анализ вопросов которые ставятся на разрешение САТЭ. «Экспертная практика и новые методы исследования», М.: ВНИИСЭ, 1980.

77. Лукошявичене О.В. Моделирование ДТС. М.: Транспорт, 1988.

78. Лукьянов В.В. Безопасность дорожного движения. М.: Транспорт, 1983.

79. Лукьянов В.В. Случай на дороге. Орёл : Книжное издательство, 1961.

80. Материалы семинара по безопасности дорожного движения. Стокгольм: Департамент дорожного движения Швеции, 1997.

81. Материалы семинара по безопасности дорожного движения, Хельсинки: Департамент дорожного движения Финляндии, 1994.

82. Методика учёта ДТП. Приказ № 328 от 18 июня 1996 г., М.: МВД РФ, 1996.

83. Методические рекомендации по некоторым вопросам производства судебных автотехнических экспертиз по уголовным делам о ДТП. М.: ВНИИСЭ, 1966.

84. Методические рекомендации по изучению материалов учёта и регистрации ДТП. СПб.: МВД РФ, УГИБДД СПб и Лен. обл., 1997.

85. Методическое руководство по определению стоимости автомото-транспортных средств с учётом естественного износа и технического состояния на момент предъявления. М.: НАМИ, 1998.

86. Учебный план занятий экспертов по транспортно трассологиче-ской экспертизе. М.: Мин. Юстиции РСФСР, 1977.

87. Монастырский М.Л. Теоретические основы информационно- статистического анализа сложных систем. СПб.: Лань, 1997.

88. Наставление по Дорожно-патрульной службе. М.: МВД РФ, 1994.

89. Новизенцев В.В. Регистрация дорожных условий в местах совершения ДТП. М.: Транспорт, 1987.

90. Нойман У. Методика выбора перспективных направлений научных исследований в области БДД. Автореферат на соискание учёной степени кандидата технических наук, М.: МАДИ, 1980.

91. Оперативная информация о несчастных случаях на автомобильном транспорте. М.: Мин.AT, 1985.

92. ЮО.Оптнер C.J1. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. М.: Советское радио, 1969.

93. Опыт работы Минавтотранса РСФСР по предупреждению ДТП, М.: Мин.AT, 1989.

94. Основные виды ДТП с транспортом Мин.AT, М.: Мин.AT, 1981.

95. ЮЗ.Палицын Ф.И. Экономические методы управления качеством продукции. М.: Машиностроение, 1981.

96. Ю4.Пачко С. Использование пиктографических кодов для сбора информации о повреждениях автомобилей в результате ДТП. «Автомобиль», №11, Варшава, 1984.

98. Пинт A.A. Ошибки водителей и причины их возникновения. М.: ВНИИСЭ, 1986.

99. Положение об индивидуальной подготовке экспертов- автотехников в научно-исследовательских криминалистических лабораториях Министерства юстиции РСФСР. М.: Мин.Юст., 1974.

100. Подъячев Ю.В. Некоторые наиболее характерные причины аварийности и пути их устранения. М.: Транспорт, 1978.

101. Проблемы совершенствования деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Сборник научных трудов, Вып.2, М.: НИЦ ГИБДД МВД РФ, 1999.

102. Реферативный журнал. Вып.71 «Организация и безопасность дорожного движения», М.: ВИНИТИ, 1985 1999.

103. Романов А.Г. Дорожное движение в городах: закономерности и тенденции. М.: Транспорт, 1984.

104. М.Романов Н.С. Следственные эксперименты при исследовании ДТП, «Проблемы САТЭ», М.: ВНИИСЭ, 1982.

105. Романов Н.С. Технические и доказательственные вопросы САТЭ. Киев: Техника, 1975.

106. Романов Н.С. Исследование причин ДТП. «Автомобильный транспорт», №8, 1987.

107. Рябчинский А.И. Исследование пассивной безопасности автомобиля. М.: Транспорт, 1979.

108. Свод методических и нормативно технических документов в области экспертного исследования обстоятельств дорожно-транспортных происшествий. М.: ВНИИСЭ, 1993.

109. Сертификация механических транспортных средств. М.: Министерство стандартизации, 1990.

110. Словарь основных терминов САТЭ. М.: ВНИИСЭ, 1988.121 .Справочник по безопасности дорожного движения. Осло: Департамент дорожного движения Норвегии, 1996.

111. Стабин И.П., Моисеева B.C. Автоматизированный системный анализ. М.: Машиностроение, 1984.

112. Суворов Ю.Б. Новые виды, состояние и перспективы развития САТЭ. «Проблемы САТЭ», М.: ВНИИСЭ, 1985.

113. Суворов Ю.Б. Определение и применение в экспертной практике параметров торможения ТС. «Проблемы САТЭ», М.: ВНИИСЭ, 1983.

116. Судебная автотехническая экспертиза / Сборник научных трудов, М.: ВНИИСЭ, 1986.

117. Судебная транспортно-трассолог. экспертиза. М.: ВНИИСЭ, 1977.

118. Такеда О. О коэффициенте восстановления. М.: Транспорт, 1956.

119. Талицкий И.И. Анализ ДТП. М.: Транспорт, 1987.

120. Талицкий И.И. Безопасность движения на автомобильном транспорте. М.: Транспорт, 1988.

121. Таран В.А. Эргатнческне системы управления. М.: Машиностроение, 1976.

122. Терехов Г.А. Библиографический указатель литературы по судебной автотехнической экспертизе. М.: ВИНИТИ, 1987.

123. Терехов Г.А. К вопросу о применении инструкции о производстве САТЭ в экспертных учреждениях системы министерства юстиции СССР, «Проблемы САТЭ», М.: ВНИИСЭ, 1984.

124. Трой Д. Программирование на языке Си. М.: Радио и связь, 1991.

125. Учёт и анализ ДТП в МИНАВТОТРАНСЕ РСФСР. М.: НИИАТ, 1980.

126. Фашов Е.Б. Определение скорости ТС при наезде на неподвижное препятствие. «Проблемы совершенствования САТЭ», М., 1976.

127. Фёдоров В.А. Обработка результатов ДТП на ЭВМ. М: Академия МВД СССР, 1988.

128. Фёдоров В.А. Разработка методики совершенствования контроля исполнения норм безопасности дорожного движения. Автореферат на соискание учёной степени кандидата технических наук, СПбГАСУ, СПб, 1998.

129. Фёдоров В.А., Кравченко П.А. Концепция организации государственной системы контроля использования норм безопасности дорожного движения. Материалы 3-ей международной конференции «ОиБДД в крупных городах». СПб, 1998.

130. Фёдоров В.А., Кравченко П.А. Модель подсистемы государственного контроля исполнения норм в системе управления безопасностью дорожного движения. Материалы 3-ей международной конференции «ОиБДД в крупных городах». СПб, 1998.

131. Что читать по ОиБДД на автомобильном транспорте. М.: ЦБНТИ, 1990.

132. Чумаков Н.М., Серебряный Е.И. Оценка эффективности сложных технических устройств. М.: Советское радио, 1980.

133. Шляхов А.Р. Классификация судебных экспертиз и типизация их задач. М.: ВНИИСЭ, 1977.

134. П1урехина H.A. Повышение БДД методом оптимизации системы ВАД. М.: МАДИ, 1974.

135. Щербин Ю.Ф. Предупреждение ДТП по дорожному фактору. » Автомобильный транспорт», Научно-технический реферативный сборник, Вып №1, 1979.

136. Ястребцов Г.И. Столкновение. М.: Знание, 1989.

«Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах», 2012, N 10

НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТРАВМ В МОМЕНТ ДТП

Прежде чем приступить к подробному рассмотрению каждого из этапов оказания помощи пострадавшим применительно к наиболее распространенным видам травм (в результате наездов транспортных средств на пешеходов и лобовых столкновений или наездов на препятствия), целесообразно остановиться на следующем обстоятельстве профилактического характера.

Если столкновение транспортных средств, наезд на препятствие или пешехода неминуемы, водителю и пассажирам, даже пользующимся ремнями безопасности, рекомендуется принять определенное положение, которое препятствовало бы перемещению тела внутри автомобиля и удару о детали передней части — рулевую колонку с рулевым колесом, приборный щиток, ветровое стекло и его раму, стойки, крышу и т. д. (рис. 1).

Положение водителя и пассажира на заднем сиденье

перед наездом на препятствие или пешехода

или перед столкновением с встречным автомобилем

Рис. 1

В момент, непосредственно предшествующий лобовому столкновению, водитель должен положить оба предплечья на руль, крепко удерживая его кистями. Их следует расположить у верхней точки рулевого колеса близко друг к другу (рис. 2). В этом случае, если даже и произойдет резкое движение головы водителя вперед, лицо и голова ударятся не о детали автомобиля, а о более мягкие кисти и предплечья рук. Возникшие при этом травмы, естественно, будут не столь тяжелыми. Голову и шею водитель должен наклонить вперед, а туловищем натянуть ремень безопасности, так как слабо натянутый ремень в момент столкновения может дополнительно травмировать грудную клетку или брюшную полость. Ремни безопасности должны быть правильно подогнаны по размерам туловища человека. Пассажир, сидящий рядом с водителем, также должен максимально натянуть своим телом ремень безопасности, упереться кистями полусогнутых рук в приборную доску и наклонить вперед возможно ниже голову и шею.

Положение рук и головы водителя и пассажира

на переднем сиденье перед лобовым столкновением

Рис. 2

Пассажир, сидящий на заднем сиденье (рис. 3), должен лечь на него или, если он пристегнут ремнем безопасности, согнуться, обхватив бедра руками. Именно в таких позах водитель и пассажиры легкового автомобиля получают минимальные травмы при столкновениях транспортных средств и наездах на препятствия или пешехода (при экстренном торможении). Рассчитывать на то, что водитель и пассажиры избегут травм, крепко держась руками за сиденье или специально сделанные поручни и матерчатые петли или упершись руками в приборный щиток или спинку переднего сиденья, не приходится, если пассажиры и водитель не фиксированы ремнями безопасности. Ведь в момент столкновения (или экстренного торможения), например, при скорости 90 км/ч масса тела человека возрастает до 500 кг и более. Конечно же, силы мышц предплечий и кистей не хватит для того, чтобы удержать человека на месте.

Положение пассажира на заднем сиденье

перед столкновением транспортных средств

или наездом на препятствие:

а — без ремня безопасности; б — с ремнем безопасности

Рис. 3

Вот какие положения должны занять водитель и пассажиры в случае, если их автомобилю угрожает наезд сзади (рис. 4). Водителю необходимо упереться ногами в пол автомобиля возле педалей и плотно прижаться спиной к спинке сиденья, руки быстро завести за голову и сомкнуть кисти на шее под затылком. Этим водитель до некоторой степени предохранит себя от травмы шейного отдела позвоночника. Сидящий рядом с водителем пассажир должен принять такое положение на сиденье, чтобы голова и шея плотно прижались к спинке сиденья, колени уперлись в приборный щиток, а руки крепко держались за край сиденья. Аналогичную позу должен принять пассажир, сидящий на заднем сиденье.

Положения, которые должны принять водитель

и пассажир на переднем сиденье

перед наездом на их автомобиль сзади

Рис. 4

Практика показывает, что люди, успевшие подготовиться подобным образом в момент, непосредственно предшествующий ДТП, получают менее тяжелые травмы, чем те, кого происшествие застало врасплох.

О. Глушко

Эксперт по ОТ

Подписано в печать

Наезд на ТС, что это?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *