Договор продажи предприятия РБ

Архив ноябрь 2011 года

| <<< Навигация

С учетом нормативных положений Указа Президента Республики Беларусь от 8 апреля 2004 г. N 175 «О вопросах государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в связи с поступающими запросами регистрирующих органов и юридических лиц о форме правоустанавливающего документа, предполагающего (подтверждающего) возникновение фактических оснований для внесения в учредительные документы юридического лица изменений, связанных со сменой собственника его имущества, считаем необходимым высказать следующую точку зрения.

Определенная статьей 531 Гражданского кодекса Республики Беларусь процедура заключения договоров купли-продажи предприятия как имущественного комплекса предполагает их совершение в письменной форме и государственную регистрацию.

В связи с этим обращаем внимание на нормативные положения и статьи 403 Гражданского кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которыми договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации.

При этом право собственности на предприятие переходит к покупателю с момента государственной регистрации этого права. Если иное не предусмотрено договором продажи предприятия, право собственности на предприятие переходит к покупателю и подлежит государственной регистрации непосредственно после передачи предприятия покупателю.

Как было указано выше, нормативное предписание о государственной регистрации договоров купли-продажи предприятий как имущественных комплексов существовало в гражданском законодательстве и до вступления в силу акта законодательства о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Вместе с тем, согласно положениям статьи 1147 Гражданского кодекса Республики Беларусь, до вступления в силу акта законодательства о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним для договоров, предусмотренных статьями 522, 531 и пунктом 3 статьи 545 Гражданского кодекса Республики Беларусь, сохраняли силу правила об их обязательном нотариальном удостоверении, установленные законодательством, действовавшим до вступления в силу Кодекса.

При этом орган, регистрирующий сделки по отчуждению предприятий как объектов недвижимости, до момента вступления в силу Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее — Закон) определен не был.

В свою очередь, считаем необходимым отметить, что в статье 1147 Гражданского кодекса Республики Беларусь идет речь именно об акте законодательства, а не о законодательном акте, к каковым относятся только декреты и указы Президента Республики Беларусь, законы Республики Беларусь.

Кроме того, в соответствии с частью первой статьи 41 Закона регистрационные действия в отношении предприятия как имущественного комплекса совершаются в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь. В связи с этим рассматривать данный Закон в качестве акта законодательства, непосредственно устанавливающего правила и порядок регистрации предприятия как имущественного комплекса, не считаем возможным, поскольку он содержит лишь отсылочную норму в части установления такого порядка иным субъектом права.

В свою очередь, нормы, непосредственно устанавливающие такой порядок, определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2004 г. N 650 «Об утверждении Положения о порядке совершения регистрационных действий в отношении предприятия как имущественного комплекса», которое вступило в силу с 1 августа 2004 г.

В этой связи, а также в соответствии с тем, что до указанной даты отсутствовал акт законодательства, непосредственно устанавливающий порядок регистрации предприятия как имущественного комплекса и прав на него, считаем, что временные рамки действия нормативных положений статьи 1147 Гражданского кодекса Республики Беларусь исчерпываются не с даты вступления в силу Закона, а именно с даты вступления в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2004 г. N 650 (1 августа 2004 г.). Следовательно, до этой даты договоры продажи предприятий как имущественных комплексов еще должны были совершаться в нотариальной форме.

При этом договор продажи предприятия считается заключенным с момента придания ему нотариальной формы, а право собственности на предприятие как имущественный комплекс, если иное не предусмотрено договором, переходит к покупателю непостредственно после передачи предприятия покупателю.

В этой связи, по нашему мнению, договоры продажи предприятий, заключенные после вступления в силу Гражданского кодекса Республики Беларусь и до вступления в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2004 г. N 650 с соблюдением нотариальной формы, не требуют государственной регистрации.

В отношении порядка оформления договора купли-продажи предприятия как имущественного комплекса считаем возможным также отметить следующее.

В соответствии со статьями 531 — 532 Гражданского кодекса Республики Беларусь стороны еще до подписания договора должны составить и рассмотреть акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия, а также перечень всех долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков требований. Указанные документы должны прилагаться к договору.

Кроме того, Гражданский кодекс Республики Беларусь допускает возможность исключения по согласию сторон передачи покупателю отдельных вещей, прав и обязанностей, указанных в приложениях к договору, оговорив это в самом договоре продажи предприятия (часть вторая 2 статьи 532 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Тем не менее, предметом такого договора будет являться предприятие в целом как имущественный комплекс.

Таким образом, считать некорректным высказанное ранее в адрес Министерства юстиции мнение республиканского унитарного предприятия «Национальное кадастровое агентство» о том, что договоры, заключенные в рассматриваемый период времени в нотариальной форме и содержащие в тексте и приложениях к ним перечни имущества, которое переходило от собственника имущества унитарного предприятия к другому лицу, являются не договорами продажи предприятия как имущественного комплекса, а смешанными договорами.

В связи с этим считаем необходимым отметить, что статьей 391 Гражданского кодекса Республики Беларусь в качестве основополагающего отличительного признака смешанного договора определено наличие элементов различных договоров (обязательств), предусмотренных законодательством. Это обусловливается закреплением в рамках одного договора положений, относящихся к предмету договоров различных видов (например, продажа товаров, оказание услуг и производство продукции в рамках одного заключенного договора).

В этой связи разница в видах объектов, в отношении которых возникают права и обязанности сторон в рамках одного предмета договора, не дает основания сделать вывод о том, что такой договор является смешанным.

Что касается высказанного ранее в адрес Министерства юстиции мнения республиканского унитарного предприятия «Национальное кадастровое агентство» о невозможности заключения договора продажи предприятия как имущественного комплекса до государственной регистрации его создания, то, на наш взгляд, необходимо учитывать следующее.

Регистрационные действия в отношении предприятий как имущественных комплексов в части государственной регистрации их создания осуществляется после вступления в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2004 г. N 650.

Вместе с тем, законодательством не запрещалось заключение договоров купли-продажи предприятий как имущественных комплексов до регламентации порядка совершения регистрационных действий в отношении данного имущества.

Заместитель Министра О.Э.Кравцов

Право Беларуси 2009

карта новых документов

г. Минск «___» _______ 20__ г.

1. Предмет договора

1.2. Предусмотренные в п. 1.1 работы выполняются силами Подрядчика.

1.3. Качество выполненной Подрядчиком работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым обычно к качеству соответствующих работ, а также условиям настоящего Договора.

2. Стоимость и порядок оплаты

2.3. В стоимость включаются все предусмотренные законодательством налоги и платежи. При этом Заказчик берет на себя обязательства по выплате указанных сумм в бюджет самостоятельно.

2.4. Заказчик оплачивает Подрядчику обусловленную п. 2.1 договора стоимость работ после выполнения полного комплекса работ и подписания Акта сдачи-приемки выполненных работ.

3. Сроки и способы выполнения работ

3.1. Сроки выполнения работ составляет:

начало выполнения работ — ___ _______ 20__ г.

окончание выполнения работ — ___ _________ 20__ г.

3.2. За __ дня до срока выполнения работ по договору Подрядчик извещает Заказчика о готовности к сдаче выполненных работ.

3.3. Заказчик обязан в __ дневный срок от даты получения извещения, указанного в п. 3.2, принять результат выполненных работ, подписав Акт сдачи-приемки выполненных работ или предъявить мотивированный отказ. В случае мотивированного отказа Заказчика от подписания Акта сдачи-приемки выполненных работ, Сторонами составляется двухсторонний протокол с перечнем необходимых доработок и сроков их выполнения.

4. Права и обязанности сторон

4.1. Заказчик вправе:

— проверять ход и качество работы, выполняемой Подрядчиком;

— отказаться от договора и потребовать возмещения убытков, если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным;

— отказаться от договора либо поручить исправление работы другому лицу за счет Подрядчика, а также потребовать возмещения убытков, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, а в назначенный ранее Подрядчику срок для устранения недостатков он их не устранил;

— отказаться при наличии уважительных причин от договора подряда в любое время до сдачи работы, уплатив Подрядчику часть установленной цены за работу, выполненную до получения уведомления об отказе Заказчика от договора и возместив Подрядчику убытки.

4.2. Заказчик обязан:

— оказывать содействие Подрядчику в выполнении им работы;

— уплачивать за Подрядчика в установленном порядке обязательные страховые взносы на государственное социальное страхование в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;

— предоставлять при необходимости места для выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности по гражданско-правовому договору, соответствующие правилам охраны труда и требованиям техники безопасности;

— осуществлять подготовку (обучение), инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам, по вопросам безопасных условий выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности либо требовать документы, подтверждающие прохождение ими подготовки (обучения), инструктажа, медицинского осмотра, если это необходимо для выполнения соответствующих видов работ;

— не допускать (отстранять) к выполнению работ, оказанию услуг, созданию объектов интеллектуальной собственности в соответствующий день граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам в местах, предоставленных Заказчиком, появившихся на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работы;

— обеспечивать беспрепятственный допуск представителей государственных органов и иных организаций, в компетенцию которых входит осуществление проверок и контроля за соблюдением законодательства, в том числе проверок условий выполнения работ, оказания услуг, создания объектов интеллектуальной собственности, а также представлять информацию, необходимую для проведения контрольных мероприятий;

— расследовать либо принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, определенном законодательством.

4.3. Подрядчик вправе:

— отказаться от исполнения договора полностью или частично в случае, если Заказчиком не созданы или ненадлежащим образом созданы условия, предусмотренные договором.

4.4. Подрядчик обязан:

— передать Заказчику результаты, полученные в ходе выполнения работы;

— выполнить работы, предусмотренные данным договором, качественно и в срок, в случае некачественного выполнения работ, в обязательном порядке осуществить их исправление;

— соблюдать соответствующие инструкции, правила и другие нормативные правовые акты, устанавливающие требования к безопасным условиям выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности, безопасной эксплуатации машин, оборудования и других средств производства, а также правила поведения на территории, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях организации;

— использовать средства индивидуальной защиты;

— проходить в установленном порядке подготовку (обучение), инструктаж, повышение квалификации, проверку знаний по вопросам безопасных условий выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности и медицинские осмотры.

5. Ответственность сторон и порядок разрешения споров

5.1. Стороны несут материальную ответственность за невыполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязательств:

Подрядчик:

— за просрочку выполнения работ — 0,15% стоимости невыполненных работ за каждый день просрочки.

Заказчик:

— за несвоевременную оплату выполненных работ — 0,15% стоимости невыполненных работ за каждый день просрочки.

5.2. Все споры и разногласия, возникшие на основе настоящего договора, решаются путем переговоров. Процедура разрешения спора путем переговоров подтверждается Протоколом переговоров.

5.3. В случае невозможности разрешить спор путем переговоров, о решается в судах Республики Беларусь в соответствии с их подведомственностью и подсудностью.

6. Форс-мажор

6.1. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение, а равно ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему договору, если оно вызвано форс-мажорными обстоятельствами, наступившими после его заключения в рамках настоящего договора, и которые стороны не могли ни предусмотреть, ни предотвратить разумными мерами. Под форс-мажорными обстоятельствами в контексте настоящего договора подразумеваются:

— стихийные бедствия, забастовки, военные действия, издание нормативных актов органами государственной власти и управления, крупномасштабные аварии банковских коммуникаций.

7. Срок действия договора. Прочие условия договора

7.1. Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.

7.2. Стороны вправе досрочно расторгнуть договор по взаимному письменному согласию.

7.3. Подрядчик вправе отказаться от исполнения настоящего договора полностью или частично в случае, если Заказчиком не созданы или ненадлежащим образом созданы условия, предусмотренные гражданско-правовым договором для безопасного выполнения работ.

7.4. Настоящий договор составлен в 2 (двух) экземплярах по одному для каждой из сторон, имеющих равную юридическую силу.

7.5. Неотъемлемой частью настоящего договора является Приложение N 1.

7.6. Стороны признают юридическую силу документов, переданных по факсимильной связи с последующим подтверждением оригиналами.

7.7. Во всем остальном, что не предусмотрено данным договором, стороны руководствуются законодательством Республики Беларусь.

8. Юридические адреса, реквизиты и подписи сторон

Заказчик Подрядчик ________________________ _________________________ ________________________ _________________________ ________________________ _________________________ Приложение N 1 к договору подряда N _____ от __ _____ 20__ г.

Протокол согласования договорной цены по договору подряда N ______ от ___ _____ 20__ г.

Заказчик Подрядчик ________________________ _________________________ ________________________ _________________________ ________________________ _________________________

Договор продажи предприятия РБ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *