Как пишется кандидат юридических наук?

Многие люди путаются в должностях, степенях и званиях преподавателей и научных сотрудников, работающих в вузе. И это не удивительно…

Давайте разберёмся в этом.

Дело в том, что сотрудников вузов характеризуют сразу по четырём направлениям:

1. Академическая должность.

2. Административная должность.

3. Учёная степень.

4. Учёное звание.

Таблица 1

Список академических должностей

Полное название

Сокращенное название

Полное название

Сокращенное название

1. Аспирант

асп.

8. Научный сотрудник

нс

2. Ассистент

асс.

9. Преподаватель

преп.

3. Ведущий научный сотрудник

внс

10. Профессор

проф.

4. Главный научный сотрудник

гнс

11. Старший преподаватель

ст.преп.

5. Докторант

докторант

12. Стажер

стажер

6. Доцент

доц.

13. Старший научный сотрудник

снс

7. Младший научный сотрудник

мнс

14. Студент

студ.

Должности перечислены в алфавитном порядке. Они дают разные права и обязанности на участие в учебном (академическом) процессе. Например, студент может учиться, но не может учить. Ассистент может учить, но не может самостоятельно разрабатывать собственный учебный курс и т.д.

Таблица 2

Список административных должностей

Полное название

Сокращенное название

Академик-секретарь

акад.-секр.

Аспирант

асп.

Ассистент

асс.

Ведущий научный сотрудник

внс

Ведущий специалист

вед.спец.

Вице-президент

вице-през.

Генеральный директор

ген.дир.

Генеральный конструктор

ген.констр.

Главный научный сотрудник

гнс

Главный редактор

гл.ред.

Главный специалист

гл.спец.

Декан

декан

Директор

дир.

Докторант

докторант

Доцент

доц.

Заведующий кафедрой

зав.каф.

Заведующий станцией

зав.станц.

Зам. академика-секретаря

зам.акад.-секр.

Зам. генерального директора

зам.ген.дир.

Зам. главного редактора

зам.гл.ред.

Зам. декана

зам.дек.

Зам. директора

зам.дир.

Зам. председателя

зам.пред.

Зам. руководителя

зам.рук.

Зам. руководителя (заведующего, начальника) группы

зам.рук.гр.

Зам. руководителя (заведующего, начальника) лаборатории

зам.рук.лаб.

Зам. руководителя (заведующего, начальника) отдела

зам.рук.отдела

Зам. руководителя (заведующего, начальника, председателя) отделения

зам.рук.отд.

Зам. руководителя (заведующего, начальника) сектора

зам.рук.сект.

Зам. руководителя (заведующего, начальника, председателя) центра (научного, учебного и т.п.)

зам.рук.центра

Консультант

конс.

Лаборант

лаб.

Младший научный сотрудник

мнс

Научный консультант

науч.конс.

Научный сотрудник

нс

Начальник управления

нач.упр.

Начальник экспедиции

нач.экспед.

Председатель.

пред.

Президент

през.

Преподаватель

преп.

Проректор

проректор

Профессор

проф.

Редактор

ред.

Ректор

ректор

Руководитель (заведующий, начальник) группы

рук.гр.

Руководитель (заведующий, начальник) лаборатории

рук.лаб.

Руководитель (заведующий, начальник) отдела

рук.отдела

Руководитель (заведующий, начальник, председатель) отделения

рук.отд.

Руководитель (заведующий, начальник) сектора

рук.сект.

Руководитель (заведующий, начальник, председатель) центра (научного, учебного и т.п.)

рук.центра

Советник

советник

Специалист (зоолог, программист, геолог, инженер и т.п.)

спец.

Старший специалист (геолог, зоолог, инженер и т.п.)

ст.спец.

Старший лаборант

ст.лаб.

Старший преподаватель

ст.преп.

Старший техник

ст.техн.

Стажер

стажер

Старший научный сотрудник

снс

Студент

студ.

Техник

техн.

Ученый секpетаpь

уч.секp.

Другие должности

др.

Должности перечислены в алфавитном порядке. Именно в соответствии с административными должностями сотрудники вуза получают зарплату, а точнее, должностной оклад. Чем выше должность — тем выше оклад. Эти должности имеют особое значение для отдела кадров и бухгалтерии. Они же выстраивают всех сотрудников в иерархию начальников и подчинённых.

Список учёных степеней

В России введены две ученые степени:

1. Кандидат наук — первична. Например, кандидат медицинских наук — канд.мед.наук — к.м.н.

2. Доктор наук — более высокая. Наприме, доктор биологический наук — докт.биол.наук — д.б.н.

Для того чтобы получить такую степень требуется создать специальный научный труд под названием «диссертация на соискание учёной степени кандидата таких-то наук» или «диссертация на соискание учёной степени доктора таких-то наук». Кроме того, эту диссертацию ещё требуется «защитить» в специально отведённом месте — Диссертационном совете. Специалисты в близкой научной области там решат, соответствует ли представленная диссертация желаемой степени. Так что учёную степень могут присудить, а могут и не присудить. Написание и защита диссертации — это непростая и нелёгкая работа, поэтому научная и организационная ценность кандидатов и докторов наук явно выше, чем у них же, но до защиты своей учёной степени.

Правда, нам угрожает появление ещё нескольких степеней, по образцу западных, но, естественно, на российский лад.

Бакалавр — по сути, это тот же наш выпускник техникума или студент-недоучка вуза с «незаконченным высшим», но защитивший свою дипломную работу, за что и получает «степень» бакалавра. Это низшая из возможных учёных степеней.

Магистр — в недавнем прошлом — это просто выпускник университета, защитивший дипломную выпускную работу, а не просто сдавший госэкзамены. Но теперь студенческая дипломная работа стала называться ВКР («выпускная квалификационная работа») и перестала давать уровень магистра. Теперь 2 года придётся дополнительно (за дополнительные денежки) отсидеть в вузе и сделать, по-существу, вторую дипломную работу, теперь уже магистерскую. Лишь тогда можно будет именоваться «магистром». И будет эта работа называться «магистерская диссертация», подобно кандидатской или докторской. Магистерская степень — это академическая степень, отражающая соответствующий образовательный уровень выпускника, готовность к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. Степень магистра присуждается по результатам защиты магистерской диссертации.

«Доктор философии» или «пи-эйч-ди» (PhD) — популярная зарубежом степень, по научному весу — это нечто промежуточное между выпускной дипломной работой и классической советской кандидатской диссертацией. Правда, пессимисты опасаются, что со временем станут требовать гибрид более высокого уровня — нечто среднее между кандидатской и докторской диссертацией. Жизнь покажет, что же вылупится на самом деле из этого позолоченного яичка: курочка или крокодил…

Приблизительным аналогом учёной степени доктора наук в странах с «одноступенчатой» системой учёных степеней служит степень Doctor of Science (D.Sc.), в странах с «двухступенчатой» системой (например, в Германии) — хабитилированный (габилитированный) доктор. После прохождения процедуры хабилитации, т.е. защиты второй докторской диссертации (более весомой, чем первая), претенденту присваивается титул хабилитированного доктора (doctor habilitatus, Dr. habil.)

Есть ещё система учёных степеней за «профессиональную», а не научно-исследовательскую работу. Так, например, степени доктора права (DL), медицины (DM), делового администрирования (DBA) и т. д. во многих странах рассматриваются как составляющие систему профессионального, а не академического/исследовательского доктората, то есть предполагается, что обладатель такой степени занимается соответствующей практической деятельностью, а не наукой. Поскольку получение таких степеней не требует выполнения самостоятельного научного исследования, то поэтому профессиональный докторат обычно не считается учёной степенью. Отнесение той или иной степени к профессиональному или исследовательскому докторату зависит от страны и даже от конкретного университета. Так, например, в США и Канаде степень доктора медицины является профессиональной, а в Великобритании, Ирландии и многих странах Британского содружества — исследовательской.

Почётная степень
Есть ещё обходной путь для получения учёной степени без научного труда. Это так называемая «почётная степень» доктора наук (Honor Doctor или Honor degree или Doctor honoris causa). Она выдаётся вузами, академиями или Министерством образования без прохождения курса обучения и без учёта обязательных требований (по публикациям, защите и т. д.), но достигшим больших успехов в деле и получившим известность в какой-либо области знаний (деятели искусств, юриспруденция, религиозные деятели, бизнесмены, писатели и поэты, художники и т. п.). Такие люди привлекаются к преподавательской деятельности и читают лекции в лучших вузах многих стран мира. Почётный диплом доктора наук не выдаётся в медицине. Почётная степень может как присуждаться, так и сниматься.

Итак, учёная степень подтверждает научную квалификацию её обладателя и его способности к плодотворной научной деятельности.

Список учёных званий

В России согласно единому реестру ученых степеней и званий, утвержденному в 2002 г., предусмотрены следующие учёные звания:

1. Доцент по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников или по кафедре образовательного учреждения. Учёное звание доцента присваивается работникам научных организаций за научно-исследовательскую деятельность, а работникам высших учебных заведений — за научно-педагогическую деятельность.

2. Профессор по специальности или по кафедре. Ученое звание профессора присваивается работникам высших учебных заведений и научных организаций за научно-педагогическую деятельность и подготовку аспирантов.

3. Член-корреспондент (член-корр.) Академии наук.

4. Действительный член (академик) Академии наук.

Система учёных званий более запутанна, чем система учёных степеней. Так, различают звания по специальности и по кафедре. Кроме того, степени бывают как бы только научные (учёные), а звания — и научные, и педагогические (преподавательские). Учёные степени официально регистрирует только ВАК (Высшая Аттестационная Комиссия), а всяческие учёные звания — и ВАК, и Министерство образования, и Российская Академия наук.

Как же нам разграничить понятия «учёная степень» и «учёное звание», чтобы уменьшить часто наблюдаемую путаницу в этом отношении?

Говоря об учёных званиях, следует различать звание по должности или просто занимаемую должность от учёного звания, которое можно иметь, не занимая аналогичную должность. Так, можно занимать должность профессора или доцента, но не иметь такого же звания, подтверждаемого наличием аттестата. А можно, наоборот, обладать званием профессора или доцента, иметь соответствующий официальный аттестат, но работать не в должности профессора, а, к примеру, управдома, а то и вообще не работать. Так что профессора со званием профессоров могут работать, увы, вовсе не профессорами.

Дело ещё осложняется тем, что людям, работающим в должности профессора, но не имеющим такого же учёного звания, свойственно именовать себя именно профессорами, хотя в действительности они лишь занимают профессорскую должность. Любопытно, что военные в этом отношении более скромны: например, полковник, занимающий генеральскую должность, не называет себя генералом до тех пор, пока не получит генеральское звание.

Итак, звания «доцент» или «профессор» подкрепляеются официальными аттестатами. Чисто должностные наименования «доцент» или «профессор», не связаны с официальным присвоением такого же учёного звания.

В то же время, чтобы занимать в вузе или в научно-исследовательском учреждении приличную должность, желательно (а иногда и обязательно) обладать учёной степенью. Наличие учёной степени, должности и положенной деятельности в этой должности дают право на получение учёного звания.

Ученые степени присуждаются в результате защиты диссертаций, а ученые звания присваиваются по результатам научно-педагогической деятельности.

О наличии учёной степени свидетельствует диплом кандидата или доктора наук, а о наличии учёного звания — аттестат доцента, профессора. Так что официальные подтверждающие документы для степени и звания называются по-разному.

Негосударственные степени и звания

И ещё об одной любопытной детали обязательно следует знать. В России появилось множество негосударственных учебных заведений: академий, университетов, институтов, при которых существуют иногда и собственные негосударственные диссертационные советы. Некоторые из них отваживаются на полное отделение от государства в лице Высшей аттестационной комиссии и начинают присуждать ученые степени не то что кандидата, а даже и доктора наук без участия ВАК, точно так же, как это принято за рубежом, но в совершенно иных условиях. После защиты таким «негосударственным» учёным тут же выдаются скрепленные печатями дипломы, именуемые в народе «корочками», бланки которых изготовить или купить не составляет особого труда. Вопрос об их юридической силе вызывает обоснованные сомнения…

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74 в качестве документов о присуждении ученых степеней, предусмотренных государственной системой аттестации, имеют силу только дипломы, выданные Министерством образования Российской Федерации или иными уполномоченными государственными органами.

Академики и член-корры

Ныне в России научные академии со своими академиками и членами-корреспондентами образуют целую пирамиду.

На первом уровне, на вершине этой академической пирамиды находится созданная еще Петром Первым в 1724 г. Российская Академия наук (РАН), в состав которой входят около тысячи членов-корреспондентов и действительных членов (академиков). Это святая святых отечественной науки.

На втором уровне академической пирамиды находятся государственные отраслевые академии, такие, как Академия медицинских наук (РАМН), Академия педагогических наук, Академия архитектуры и строительства, Академия сельскохозяйственных наук, Академия художеств и в какой-то мере Академия естественных наук (РАЕН). В их состав тоже входят действительные члены (академики) и члены-корреспонденты, но государственные академические «стипендии» у них в полтора, а то и в два раза ниже, чем в РАН, а в РАЕН вообще деньги вправе платить только сама Академия, без поддержки государства.

На третьем уровне уже возникло столько негосударственных, общественных академий, а в них «общественных» академиков и членов-корреспондентов, что сосчитать их нелегко. Но в этих «академиях» государственную академическую стипендию не платят вообще, а даже, наоборот, чтобы стать их участником, надо вносить вступительный взнос — как своеобразную плату за право носить звание члена-корреспондента или действительного члена такой негосударственной общественной Академии.

Похожие «общественные академии» довольно оперативно были организованны также и за рубежом нашими же бывшими соотечественниками. Они резво торгуют званиями, дипломами и сертификатами, зарабатывая деньги именно на этом, а не на науке. И в России растёт число «иностранных академиков», имеющих красивые «фантики», с записями на иностранном языке, как бы подтверждающие их мифический международный научный статус…

Всего найдено: 108

Вопрос № 243485

В связи с этим(,) повторно высылаем анкету для кандидатов на стажировку.
Нужна ли запятая?
Заранее спасибо!!

Ответ справочной службы русского языка

Нет, запятая не требуется.

Вопрос № 242320

Как правильно сокращать «кандидат медицинских наук»?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: к. м. н.

Вопрос № 240989

Скажите, пожалуйста, как будет правильно: ВНЕСТИ кандидатуру в состав совета или ВВЕСТИ кандидатуру?

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта правильны.

Вопрос № 238571

См. ответ на № 238525: запятая перед «заслуженный» точно нужна? Разве здесь не идет характеристика человека С РАЗНЫХ СТОРОН — 1) заведующий, 2) кандидат наук, 3) заслуженный работник? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Наименования ученых степеней и ученых званий и почетные звания выступают в общем ряду как однородные приложения. Кандидат наук – ученая степень, заслуженный работник – почетное звание. Запятая нужна.

Вопрос № 238525

Подскажите, нужны ли запятые в перечислении «Заведующий отделом кандидат философских наук заслуженный работник республики …(ф., и., о.)»? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: Заведующий отделом кандидат философских наук, заслуженный работник республики…

Вопрос № 238517

Подскажите, пожалуйста, как правильно согласовать:»Половина кандидатов имеЕТ (или имеЮТ) нарушения»?

Ответ справочной службы русского языка

Предпочтительна форма множественного числа.

Вопрос № 238396

Как правильно: уволить пятьдесят три кандидата или пятьдесят трех кандидатов? И почему?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: уволить пятьдесят три кандидата. Хотя и непонятно, как можно уволить кандидатов (т. е. тех, кто еще даже не вступил в должность).

Вопрос № 238208

Здравствуйте. Скажите , пожалуйста, ставится ли запятая при перечислении должности, звания и научной степени в случае, когда они стоят перед фамилией, и тогда, когда они расположены за ней? Чем это объясняется? спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Запятыми отделяются однородные наименования ученых степеней и ученых званий, почетные звания: доктор филологических наук, профессор. Но: декан факультета кандидат технических наук, доцент С. И. Сергеев.

Приложения, стоящие после определяемого слова, являются однородными (см. ответ № 216980).

Вопрос № 237884

Добрый день! Спасибо за ответ. Опять требуется помощь с согласованием причастия:»…кандидатам, не являющимся специалистами…». Правильно ли окончание причастия?
С уважением. Алена

Ответ справочной службы русского языка

Правильно.

Вопрос № 236840

борятся или борются четыре кандидата

Ответ справочной службы русского языка

Верно: борются.

Вопрос № 236358

Подскажите, пожалуйста, как писать сокращения от фраз типа «кандидат юридических наук», «доктор юридических наук» и т. п. Через пробел или слитно? То есть «к. ю. н.» или «к.ю.н.»?
Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Пробелы нужны: к. ю. н. Пробел – признак нового слова.

Вопрос № 232564

Добрый день! Сейчас случайно наткнулась на Ваш ответ № 221842 по поводу написания со строчной буквы слова отделения (Отделения) физических наук. Вы отвечаете, что слово отделение надо писать со строчной, это действительно отвечает правилам, описанным в учебниках, но во всех словарях, когда это касается отделения именно Академии наук, это слово пишется с прописной. Ранее я вам тоже задавала этот вопрос, и вы мне ответили, что с прописной. Так как же надо? Это исключение? И еще я задавала вопрос, на который не получила ответа, по поводу сокращений снс (старший научный сотрудник), мнс (младший научный сотрудник), кфмн (кандидат физико-математических наук) и т.п. Можно ли эти сокращения писать без точек. Если в тексте таких сокращений много, получаются сплошные точки. Очень прошу ответить. Заранее благодарна Нольде Наталья

Ответ справочной службы русского языка

Верно написание с прописной буквы. Ответ 221842 исправлен, спасибо за замечание. В качестве общеупотребительных используются сокращения с точками, сокращения без точек нельзя признать корректными.

Вопрос № 231869

Скажите, пожалуйста, как правильно, кандидат «политологических» или «политических» наук?

Ответ справочной службы русского языка

Кандидат политических наук.

Вопрос № 231835

Подскажите, пожалуйста, существуют ли какие-либо нормы сокращения ученых степеней? Например, как правильно сократить «кандидат экономических наук»: к. э. н. или к. экон. н.?

Ответ справочной службы русского языка

На www.sokr.ru два варианта аббревиатуры: _к. э. н._ и _канд. экон. наук_.

Вопрос № 230546

Уважаемая Справка! За что вы меня так невзлюбили? Пятый спрашиваю, ну ответьте же, наконец! Эти формальные и редакционные замечания не снижают научной значимости и результативности исследования, описанного в автореферате, характеризуют их как соответствующие (соответствующих) требованиям ВАК к кандидатским диссертациям. Как правильно? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: _как соответствущие_. Извините, не было возможности ответить на все вопросы. Страницы: первая 1 2 3 4 5 7 8 последняя

Директора и ректоры вуза

Первое лицо любого высшего учебного заведения – ректор. Со времён средневековых университетов ректора выбирали из числа лучших и авторитетных профессоров. Но в ряде стран практика выборов ректоров заменялась их назначением либо государственным органом, либо попечительским советом. Но в любом случае ректор был главой вуза. Символы власти ректора были различными. Прежде всего, это ректорская мантия и град (квадратная шляпа), которые всегда у ректора были красного цвета. В некоторых вузах в дополнение к красной мантии и граду ректор получал магистерскую цепь, либо жезл, либо кристалл (последнее произошло от магического кристалла — прообраза мистического философского камня). В ряде вузов мира традиция вручения ректору кристалла существует и поныне. Такой кристалл обычно имеет алмазную огранку и вручается вновь избранному ректору от его предшественника, а вузу, где не было такой традиции, вновь изготовленный кристалл вручается ректором другого вуза, который уже обладает кристаллом ректорской власти. Такой символ власти ректора был вручён Е.А. Ломтеву в 1997 году ректором Сеульского университета, и затем этот кристалл перешёл к В.И. Волчихину.
В России традиции выбора ректоров высших учебных заведений сменялись периодами их назначений. Широко известен факт, когда изобретателя радио профессора А.С. Попова в 1905 году избрали первым выборным ректором С. Петербургского императорского электротехнического института. В СССР ректоров назначали приказами по министерству. В Российской Федерации выборы ректоров вузов вошли в практику с середины 90-х годов прошлого века.
В Пензенском государственном университете и у его предшественников большинство руководителей были назначаемыми. Выборы ректоров коснулись только Е.А. Ломтева и В.И. Волчихина. Первоначально в Пензенском индустриальном институте, как и по всей стране, руководители вузов назывались директорами. Только после 1960 года директоров заменили ректоры.
Всего в Пензенском индустриальном, в Пензенском политехническом институтах, в Пензенском государственном техническом университете и в Пензенском государственном университете было 12 руководителей (директоров и ректоров). Кроме этого было несколько небольших периодов в жизни вуза, когда обязанности ректора или директора временно исполнял один из руководящих работников вуза или министерства.
В любом случае директор или ректор вуза всегда был самым уважаемым и компетентным в высшем учебном заведении человеком. Каждый из них оставил свой след в истории нашего вуза и всегда этот след был достойным и важным в деле развития Пензенского государственного университета.
Почти 60 лет в истории университета практически отсутствовала информация о первых двух директорах вуза. Не было ни их фотографий, ни их личных дел. Поиски в архивах позволили в какой-то мере восполнить эти пробелы. Были найдены и отреставрированы фотографии всех руководителей вуза и образцы их подписей.
Директоры и ректоры вуза

Сергей Петрович Берёзко (директор 03.07.1943 — 17.10.1944)
Василий Семенович Мандров (и.о. директора 17.10.44 — 02.02.1945)
Тимофей Андреевич Махнёв (директор 02.02.1945 — 27.05.1946)
Иван Степанович Мясников (директор 27.05.1946 — 12.04.1951)
Василий Иванович Артюхин (директор 12.04.1951 — 16.09.1958)
Иван Спиридонович Булгаков (директор-ректор 16.09.1960 — 17.01.1967)
Константин Андреевич Сапожков (ректор 17.01.1967 — 14.06.1976)
Николай Петрович Сергеев (ректор 14.07.1976 — 02.10.1982)
Константин Николаевич Чернецов (и.о. ректора 20.02.1973 — 20.08.1973)
Евгений Александрович Ломтев (ректор 13.12.1982 — 23.02.1999)
Владимир Иванович Волчихин (ректор 23.02.1999 — 08.05.2013)
Гуляков Александр Дмитриевич (26.11.2013 — н/в)
Дата создания: 11.10.2018 09:50
Дата обновления: 02.11.2018 13:34

Прежде чем сде­лать выбор, как пра­виль­но гово­рить и писать сло­во­со­че­та­ние «заве­ду­ю­щий (заве­ду­ю­щая) чем? или чего?», отме­тим, что в уст­ной и пись­мен­ной речи часто выби­ра­ют фор­му роди­тель­но­го паде­жа зави­си­мо­го суще­стви­тель­но­го, напри­мер:

заве­ду­ю­щий (заве­ду­ю­щая) чего? скла­да, апте­ки, базы.

А вер­но ли это? Узнаем, как пра­виль­но писать заве­ду­ю­щий чем? или чего?

Обратим вни­ма­ние, что глав­ное сло­во в ана­ли­зи­ру­е­мых сло­во­со­че­та­ни­ях обра­зо­ва­но от гла­го­ла «заве­до­вать», кото­рый тре­бу­ет от зави­си­мо­го суще­стви­тель­но­го фор­мы тво­ри­тель­но­го паде­жа, напри­мер:

Это управ­ле­ние сохра­ня­ет про­из­вод­ное сло­во «заве­ду­ю­щий» («заве­ду­ю­щая»), поэто­му соглас­но син­так­си­че­ской нор­ме рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка пра­виль­но ска­жем и напи­шем:

заве­ду­ю­щий (заве­ду­ю­щая) чем? скла­дом, базой, апте­кой, биб­лио­те­кой, кафед­рой, отде­ле­ни­ем, дет­ским садом, сек­то­ром, поли­кли­ни­кой, мага­зи­ном.

Заведующего скла­дом А.Р. Петрова вызва­ли на про­из­вод­ствен­ное сове­ща­ние.

Заведующая дет­ским садом №103 Первомайского рай­о­на В.И. Андреева пред­став­ле­на к награ­де за мно­го­лет­ний пло­до­твор­ный труд в сфе­ре дошколь­но­го обра­зо­ва­ния.

Такое управ­ле­ние отме­ча­ет­ся и в слож­но­со­кра­щен­ных сло­вах, обра­зо­ван­ных от рас­смат­ри­ва­е­мо­го суще­стви­тель­но­го:

зав­ка­фед­рой, завап­те­кой, зав­дет­са­дом, зав­скла­дом, зав­от­де­лом, зав­клу­бом, зав­кад­ра­ми.

С точ­ки зре­ния норм рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка упо­треб­ле­ние фор­мы роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го непри­ем­ле­мо, так как явля­ет­ся син­так­си­че­ской ошиб­кой.

Часто воз­ни­ка­ет так­же вопрос: какое сло­во пред­по­чти­тель­нее упо­тре­бить, «заве­ду­ю­щий» или «заве­ду­ю­щая»?

В официально-деловом сти­ле речи в назва­ни­ях про­фес­сий и долж­но­стей тра­ди­ци­он­но при­о­ри­тет сохра­ня­ет­ся у суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода:

  • дирек­тор Андреев А.П. — дирек­тор Левкова С.И;
  • биб­лио­те­карь Соловьёв Н.А. — биб­лио­те­карь Петрова Н.В.

Но что каса­ет­ся выбо­ра слов «заве­ду­ю­щий» или «заве­ду­ю­щая», в слу­чае, если эту долж­ность зани­ма­ет жен­щи­на, то воз­мож­на фор­ма суще­стви­тель­но­го жен­ско­го рода:

  • заве­ду­ю­щая апте­кой И.А. Славина,
  • заве­ду­ю­щая поли­кли­ни­кой №23 Ильина О.В.,
  • заве­ду­ю­щая клу­бом Ермолаева Н.С.

Как пишется кандидат юридических наук?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *