Зарегистрировать интеллектуальную собственность

3
августа
2012

Содержание

Интеллектуальная собственность / Государственной регистрации подлежит переход права, а не договор, оформляющий такой переход

Коллектив авторов, VEGAS LEX

К одному из значимых нововведений части IV Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) можно отнести изменение требований к государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Новая редакция части 3 статьи 1232 ГК РФ отменяет государственную регистрацию соответствующего договора и вводит регистрацию перехода исключительного права (в полном объеме или в виде предоставления третьим лицам использования результата) и его обременения (конкретно – передача права в залог). Регистрация перехода права осуществляется «по заявлению сторон», т.е. регистрирующий орган не вправе требовать сам договор, перечень представляемых документов определяется правообладателем. Кроме того, пунктом 6 статьи 1232 ГК РФ в новой редакции вводятся понятия «несостоявшийся переход права», «несостоявшийся залог», «несостоявшееся предоставление» (при несоблюдении требования о государственной регистрации).
Чтобы понять цель, которую преследовал законодатель при изменении данной нормы, необходимо проанализировать, во-первых, юридическую природу государственной регистрации перехода прав и государственной регистрации сделок; во-вторых, эффективность реализации действующей нормы в процессе правоприменительной деятельности.
Требование о государственной регистрации всех распорядительных актов в отношении результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, подлежащих государственной регистрации, обусловлено, прежде всего, необходимостью обеспечения публичной достоверности сведений и их доступности любым третьим лицам. Достижению этой цели могут служить различные варианты государственной регистрации: посредством регистрации договора (если исключительное право отчуждается, предоставляется или обременяется залогом на основании договора), как это предусмотрено действующей редакцией ст. 1232 ГК РФ, либо посредством регистрации перехода права, его предоставления или обременения, как это предлагается проектом изменений в ГК РФ.
В чем разница между государственной регистрацией договора (как сделки) и государственной регистрацией перехода права?
И сделка, и переход прав – юридически факты, с той только разницей, что сделка относится к категории юридических фактов действий, а переход прав – юридических фактов событий. Регистрация сделки, по сути, представляет собой регистрацию действий, направленных на достижение юридического результата, а регистрация перехода прав представляет собой регистрацию реально полученного юридического результата. Однако в подавляющем большинстве случаев они совпадают, регистрация перехода прав достигает того же правового эффекта, что и регистрация сделки – имеет коституирующее (доказательственное) значение.
Что касается процедуры государственной регистрации, то существующая в настоящее время процедура регистрации договора предполагает обязанность регистрирующего органа проверять соответствие договора требованиям законодательства, отсутствие в договоре взаимоисключающих положений и т.п. Такая процедура занимает достаточно длительный промежуток времени.
В международном законодательстве в настоящее время явно прослеживается тенденция к упрощению порядка государственной регистрации лицензионных договоров о предоставлении прав на использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.
Предлагаемая проектом редакция ст. 1232 ГК РФ, отражая мировые тенденции, закрепляет уведомительный порядок регистрации, предусматривая регистрацию перехода права лишь на основании заявления правообладателя, тем самым, значительно ускоряя процесс регистрации.
Таким образом, предлагаемое изменение нормы ст. 1232 ГК РФ обусловлено исключительно интересами оборота.
Порядок применения указанной нормы (а именно, порядок и условия регистрации) будет устанавливаться федеральными органами исполнительной власти, наделенными соответствующей компетенцией:
Роспатентом – в части нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров;
Минсельхозом – в части регулирования вопросов, касающихся селекционных достижений.
Кроме того, проектом изменений в ГК РФ установлена обязанность правообладателя уведомлять компетентный орган исполнительной власти о любых изменениях сведений, относящихся к государственной регистрации результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Если такое уведомление не было сделано или были представлены недостоверные сведения, риск неблагоприятных последствий возлагается на правообладателя.
В связи с законодательным закреплением нового подхода к порядку государственной регистрации перехода прав, а также залога права и предоставления права его использования, возникает ряд вопросов:
— как данная концепция «несостоявшегося перехода права» будет сочетаться с концепцией действительности договора об отчуждении исключительного права (напр., несоблюдение требований к форме договора влечет его недействительность, при этом переход прав состоялся и обратная ситуация);
— при оплате вознаграждения за рубеж требуется оформление паспорта сделки. Раньше для оформления паспорта в банк предоставлялся договор с отметкой регистрирующего органа, а что будет предоставляться теперь?
Оба вопроса пока остаются открытыми и будут решаться в процессе правоприменительной деятельности.

ФТС как субъект охраны интеллектуальных прав

Согласно положению «О Федеральной таможенной службе», утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 № 809, одним из направлений деятельности данного органа является защита интеллектуальных прав.

В пп. 5.2.8–5.2.9 к полномочиям службы относится определение порядка ведения реестра объектов интеллектуальной собственности, а также последовательности действий лица, желающего включить в него объект, требований к подаваемым документам.

ФТС также непосредственно ведет таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), что предполагает официальную публикацию вносимых данных, а также их размещение на сайте. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), вступивший в силу с 01.01.2018, предусматривает создание наряду с национальными и единого таможенного реестра стран ЕАЭС данных объектов. Данный реестр, а также меры по защите интеллектуальных прав будут введены в силу после принятия Комиссией специального порядка.

Одной из мер по защите интеллектуальных прав, за реализацию которой отвечает орган, является приостановление выпуска содержащих объекты интеллектуальной собственности товаров, когда в рамках таможенных процедур выявляются признаки нарушений.

Ст. 305 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 № 311-ФЗ указывает на то, что данные манипуляции применимы в отношении объектов, включенных в ТРОИС и единый реестр.

Общая характеристика реестра объектов интеллектуальной собственности РФ

Главное предназначение ТРОИС и единого реестра — предотвращение оборота контрафактной продукции посредством недопущения ее ввоза или вывоза из РФ.

П. 5 ст. 384 ТК ЕАЭС говорит о том, что включенные в национальный реестр объекты подлежат защите только в пределах территории государства, то есть признаются и охраняются только в границах РФ, а объекты, включенные в единый реестр – на территории всех государств-членов. Срок защиты объектов, включенных в единый реестр не может превышать 2 года с момента включения в такой реестр. Указанный срок может продлеваться на основании заявления правообладателя не более чем на 2 года неограниченное количество раз.

Если товар контрафактный, к нарушителю могут быть применены санкции согласно ст. 14.10 КоАП РФ за неправомерное использование средств индивидуализации, а также меры гражданской ответственности за посягательство на интеллектуальные права лица.

Порядок и условия включения объектов в реестр ФТС России

П. 24 Административного регламента ФТС, утв. приказом ФТС от 13.08.2009 № 1488 в качестве основания для внесения объектов в реестр называет заявление правообладателя в ФТС. Такое заявление подается при наличии у лица поводов предполагать вероятность нарушения интеллектуальных прав в процессе ввоза или вывоза товара.

Согласно законодательным требованиям к содержанию заявления в нем должны быть указаны:

  • сведения о правообладателе;
  • информация об объекте, требующем таможенной охраны;
  • сведения о товарах, содержащих указанный объект, ввоз или вывоз которых может повлечь нарушение прав субъекта;
  • срок применения такой меры, как приостановление выпуска.

Важно! В административном регламенте ФТС отдельно отмечается, что в заявлении может быть указан только 1 вид объектов, иное недопустимо.

К заявлению должен быть приложен комплект документов:

  • подтверждение принадлежности прав на объект данному лицу;
  • доверенность представителя, если заявление подает не сам правообладатель;
  • письменное обязательство правообладателя возместить вред, причинение которого третьим лицам возможно в связи с приостановлением выпуска.

Можно также приложить к документам образцы товаров, доказывающие факт нарушения.

Поданные документа должны быть рассмотрены в течение 1 месяца. Окончательное включение объекта в реестр на основе положительного решения требует соблюдения правообладателем следующего условия: риск ответственности за причиненный третьим лицам вред должен быть застрахован (минимум на 300 000 руб.).

Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности на уровне Таможенного союза

Общие правила внесения объектов единый реестр объектов интеллектуальной собственности определены ст. 385 ТК ЕАЭС. Заявление может быть подано в отношении:

  • объектов авторского права. Подробности в статье Объекты авторского права – понятие и виды;
  • объектов смежных прав;
  • знаки обслуживания;
  • названия мест происхождения продукции.

Заявление направляется в Евразийскую экономическую комиссию на русском языке либо другом языке с обязательным переводом на русский. Приложить к заявлению требуется:

  • документы, подтверждающие право заявителя на объект;
  • документы, которые подтверждают сведения, включаемые в единый реестр;
  • доверенность, в том случае, если заявление подписано представителем.

К сожалению, в настоящий момент единый реестр не функционирует. Таможенные органы контролируют перемещение товаров только на основе национальных законов.

***

Таким образом, система таможенного контроля за соблюдением интеллектуальных прав предполагает функционирование 2 уровней реестров, что позволило бы обеспечить максимальную эффективность борьбы с перемещением через границу РФ поддельных товаров. Однако процесс подготовки единого реестра затянулся, поэтому на данный момент действует только национальная система барьеров.

Организация является разработчиком конструкторской документации. Указанная документация передается другой организации, которая будет производить готовую продукцию, продавать ее и после этого перечислять разработчику определенный процент.
Как защитить разработанный продукт? Какой у него возможен статус (патент не предусмотрен)?

14 июня 2018

В соответствии с п. 1 ст. 1465 ГК РФ любые сведения (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности признаются секретом производства (ноу-хау), если в отношении таких сведений выполняются следующие условия:
— эти сведения имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам;
— у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании к данным сведениям;
— обладатель сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности (в том числе путем введения режима коммерческой тайны).
Обладателю секрета производства принадлежит исключительное право на него, предполагающее возможность использовать секрет производства любым не противоречащим закону способом, а также разрешать или запрещать его использование другими лицами (п. 1 ст. 1466 и п. 1 ст. 1229 ГК РФ).
Законодательство не предусматривает какого-либо определенного способа подтверждения права на секрет производства (в частности, это право не подлежит государственной регистрации). В связи с этим обладатель секрета производства вправе доказывать наличие у него прав на соответствующую информацию любыми имеющимися доказательствами. Отметим, что лицо, получившее право использования секрета производства на основании лицензионного договора, после начала исполнения этого договора не вправе ссылаться на отсутствие у контрагента прав на соответствующую информацию при отсутствии доказательств ее принадлежности третьим лицам (смотрите, например, постановление Суда по интеллектуальным правам от 01.02.2017 N С01-1182/2016).
Из п. 1 ст. 1465 ГК РФ следует, что введение режима коммерческой тайны не является обязательным условием предоставление правовой охраны секрету производства. Для признания исключительного права на секрет производства его обладателю необходимо принимать разумные меры для соблюдения конфиденциальности соответствующих сведений. При предоставлении права использования секрета производства на основании лицензионного договора достаточными мерами является указание в договоре на то, что передаваемые сведения представляют собой именно секрет производства, к ним отсутствует свободный доступ третьих лиц, а также установление в договоре режима конфиденциальности этих сведений (смотрите, например, постановление Суда по интеллектуальным правам от 10.04.2018 N С01-157/2018).
Вместе с тем обладатель секрета производства вправе ввести в отношении него также режим коммерческой тайны. В отличие от договорного режима конфиденциальности, режим коммерческой тайны предоставляет правообладателю определенные дополнительные гарантии защиты его прав (в частности, во взаимоотношениях правообладателя с его работниками).
В частности, работник обязан возместить убытки, причиненные работодателю в результате разглашении информации, составляющей коммерческую тайну и ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (п. 3 ч. 3, ч. 4 и 7 ст. 11 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон N 98-ФЗ), п. 7 части первой ст. 243 ТК РФ). Разглашение работником такой информации является основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя (ч. 2 ст. 14 Закона N 98-ФЗ, пп. «в» п. 6 части первой ст. 81 ТК РФ).
Установление обладателем информации режима коммерческой тайны предполагает совершение следующих действий:
— определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну*(1);
— ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка*(2);
— учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
— регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров*(3);
— нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства) (ч. 1 и 2 ст. 10 Закона N 98-ФЗ).
Обладатель информации обязан также ознакомить под расписку своих работников, доступ которых к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для исполнения ими трудовых обязанностей, с перечнем соответствующей информации, а также с установленным режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение (ч. 1 ст. 11 Закона N 98-ФЗ). Трудовым договором с руководителем организации должны предусматриваться его обязанности по обеспечению охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, и ответственность за неисполнение этих обязанностей (ч. 6 ст. 11 Закона N 98-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Акимочкин Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

21 мая 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Статья 1225 4 части Гражданского кодекса Российской Федерации называет конкретные объекты, которые закон признает результатами интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственностью), и оговаривает, что все эти объекты охраняются законом. Но нормы правовой охраны отличаются в зависимости от того, к какой категории результатов интеллектуальной деятельности принадлежит произведение. Регистрация интеллектуальной собственности для каждой категории объектов тоже осуществляется по-разному (или не предусмотрена вообще).

Так, в 4 части ГК РФ выделяются:

  • авторское право;
  • права, смежные с авторскими;
  • патентное право;
  • право на селекционное достижение;
  • право на топологии интегральных микросхем;
  • право на секрет производства (ноу-хау);
  • права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.

В соответствии со статьей 1232 «в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата или такого средства». Государственная регистрация права интеллектуальной собственности позволяет:

  • проинформировать третьих лиц о том, что данный результат интеллектуальной деятельности охраняется законом;
  • легко устанавливать правообладателя, когда требуется получить разрешение на использование объекта интеллектуальной собственности (ОИС), например, для создания других ОИС или в коммерческих целях;
  • упорядочить информацию об ОИС.

В ряде случаев государственная регистрация является необязательной и осуществляется по желанию авторов и правообладателей.

Объекты, не нуждающиеся в регистрации

Обязательная государственная регистрация не предусмотрена для объектов авторского права (ст. 1259 ГК РФ), а также прав, смежных с авторскими правами (ст. 1304). Большинство из этих объектов вообще нельзя зарегистрировать в каком-либо государственном реестре, только программы ЭВМ и базы данных могут быть зарегистрированы по желанию правообладателя. Услугу регистрации предоставляет Роспатент, соответствующие ОИС вносятся в Государственный реестр программ ЭВМ или Государственный реестр баз данных.

Регистрация прав на объекты интеллектуальной собственности, являющиеся объектами авторского и смежных прав, в какой-то степени заменяется депонированием. В настоящее время процедура депонирования не регулируется на законодательном уровне, но большинством юристов рассматривается как один из способов регистрации авторских прав. Кроме того, свидетельства о депонировании признаются судами РФ в качестве доказательства авторского права.

Объекты, подлежащие регистрации

Для ряда категорий ОИС государственная регистрация является обязательной — без нее права на результат интеллектуальной деятельности не могут быть признаны, а сам объект не подлежит правовой охране. Речь в первую очередь идет о патентном праве, где регистрация и защита интеллектуальной собственности неразрывно связаны.

По каждой из таких категорий ОИС ведутся соответствующие государственные реестры:

  • изобретений;
  • полезных моделей;
  • промышленных образцов;
  • товарных знаков и знаков обслуживания;
  • наименований мест происхождения товаров;
  • топологий интегральных микросхем;
  • селекционных достижений.

Государственная регистрация объектов интеллектуальной собственности осуществляется Роспатентом. Заявки на регистрацию селекционных достижений подаются в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Все эти объекты могут быть зарегистрированы также в одном из международных патентных ведомств.

Регистрация авторского права на интеллектуальную собственность, как уже было сказано, возможна для программ ЭВМ и баз данных и предполагает выдачу правообладателю свидетельства и публикацию информации об ОИС в официальном бюллетене Роспатента.

Процедура

Для государственной регистрации ОИС правообладателю необходимо подать заявку — через сайт Роспатента, почтовым отправлением, по факсу или лично, в Роспатенте, по адресу Москва, Бережковская набережная, д. 30, корп. 1. Порядок регистрации интеллектуальной собственности для каждой категории ОИС подробно описан на сайте ведомства. Там же можно скачать формы заявлений, реквизиты счета для оплаты пошлин и электронные формы квитанций.

После подачи заявление проходит две экспертизы:

  • формальная экспертиза, во время которой проверяется наличие всех необходимых документов и правильность их оформления;
  • экспертиза по существу, призванная подтвердить, что ОИС отвечает условиям патентоспособности, а его сущность раскрыта в достаточной степени.

Чтобы зарегистрировать интеллектуальную собственность, необходимо оплатить государственные пошлины, размер которых сильно отличается в зависимости от регистрируемого объекта/объектов. Рассчитать сумму пошлин можно на сайте Роспатента.

Процедура государственной регистрации может длиться более года.

Депонировать

Зарегистрировать интеллектуальную собственность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *