Установление и реализация мер административной ответственности

Жеребцов Алексей Николаевич

доктор юридических наук, доцент,

профессор кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России

(тел.: +78612583770)_

Виды административно-правовых обязанностей

В статье предпринята попытка предложить классификацию видов административно-правовых обязанностей, основанных на объективных социальных связях, возникающих в обществе. Автор отмечает, что данный критерий не является единственным, но лежит в основе дальнейшего развития системы критериев классификации административно-правовых (юридических) обязанностей.

Ключевые слова: административно-правовая обязанность, критерии классификации, социальные связи, причинно-следственная связь, поссидентная связь, функциональная связь, корреляционная связь, генетическая связь, хронологическая связь.

Многообрание нормативных конструкций административно-правовой обязанности обусловливается многообразием существующих общественных отношений, нуждающихся в государственно-управленческом воздействии. Классификация административно-правовых обязанностей необходима в связи с потребностями нормативного закрепления юридического долженствования лица как субъекта административного правоотношения. В связи этим классификация административно-правовой обязанности имеет важное практическое значение для совершенствования нормативного конструирования правоотношений-моделей, с одной стороны, и повышения эффективности процесса реализации субъективного права как стадии правового регулирования административно-правовых отношений, с другой.

Классификация юридических категорий (понятий) может быть эффективно осуществлена на основе базового критерия, который характеризовал бы ее цель. Очевидно, что любая классификация не может осуществляться вне преследуемой ею цели. Это обстоятельство позволяет утверждать, что в основе любой классификации должен лежать телеологический метод, который позволяет формировать

системный подход (системно-структурный метод) к классификации видов административно-правовых обязанностей. Классификация видов административно-правовых обязанностей преследует цель совершенствования правового регулирования общественных отношений и обеспечения данных отношений правовыми и организационными гарантиями их осуществления.

Обозначенная цель классификации является предвосхищением того результата, ради которого она проводится. Вместе с тем, цель не может служить единственным критерием такой классификации. Она позволяет выделить из всей системы социальных обязанностей именно те их виды, которые нуждаются в административно-правовом закреплении, становясь элементом структуры административного правоотношения-модели.

Поскольку административно-правовая обязанность тесно и неразрывно связана с субъективным правом, образуя как прагматический, так и формально-юридический аспекты содержания административного правоотношения, постольку природа и характер этих связей предопределяют многообразие административно-правовых (субъективных) обязанностей. Проблема социальных связей явлений в настоящее время является весьма дискуссион-

ной в контексте синергетической методологии познания социальной действительности. В рамках отмеченной концепции выделяются и иные виды связей, называемые случайными социальными связями, которые серьезно влияют на социальные процессы . Приведенная система объективных (синерге-тических) социальных связей более актуальна для анализа публичного правоотношения-отношения, чем для публичного правоотношения-модели, т.к. последняя строится исходя из законов логики (право должно быть логичным). Это обстоятельство позволяет нам основываться именно на диалектических законах линейной причинности (детерминизма) и, как следствие, на теории социальных связей, выработанных классической социальной философией .

Социальные связи в контексте нашего исследования позволяют раскрыть специфику содержания правоотношения, его материального, прагматического и формально-юридического аспектов. Мы отмечали, что с точки зрения прагматического аспекта содержания правоотношения именно социальная связь является ключевым фактором, раскрывающим суть данного аспекта правоотношения как реальности; эта связь обусловливается исключительно индивидуальной волей субъектов (участников) реального правоотношения. Многообразие возникающих между людьми общественных отношений, а следовательно, и социальных связей свидетельствует об их многообразном характере, который и влияет на содержание правоотношения-отношения и на его нормативную юридическую конструкцию. Видовая характеристика социальных связей предопределяет и содержание административного субъективного права и правовой (юридической) обязанности лица — участника административного правоотношения. Эти положения и ложатся в основу дифференциации видов правовых (юридических) обязанностей, являясь критерием такой дифференциации.

Современная философская наука выработала следующую систему социальных связей, возникающих в общественной среде:

1. Причинно-следственная связь — обусловливается причиной, которая с неизбежностью порождает следствие социального явления. Данный вид социальной объективной связи является одним из самых явных и распространенных. Причинно-следственная связь — это такая объективная социальная связь, при которой причина является основой следствия, следствие следует из данной причины, причи-

на является первичной по отношению к следствию, следствие вытекает из данной причины с неизбежностью.

2. Генетическая связь — это такая объективная связь, которая возникает между явлениями, где первичное явление является основой для возникновения последующих, порождая последующие и наделяя их определенными свойствами, присущими первому явлению. Генетическая связь отличается от причинно-следственной связи тем, что первичное явление в генетической связи не является причиной возникновения последующих явлений, а лежит в основе для зарождения последующих явлений. Например, право гражданина обращаться в орган государственной власти с жалобой генетически влечет (порождает) обязанность рассмотреть поданную жалобу или передать для рассмотрения органу или должностному лицу, к компетенции которого данная жалоба относится.

3. Поссидентная связь (связь принадлежности явлений) обусловливается тем, что появление определенного социального явления обязательно влечет появление иного социального явления, которое объективно существовать без первичного явления не может и является сопутствующим первичному явлению. Например, в праве явление юридической ответственности поссидентно связано с правонарушением, т.к. само по себе существование правонарушения невозможно, да и бессмысленно. Другой пример. Наличие одного субъекта правоотношения поссидентно связано с другим субъектом правоотношения, без которого первый субъект не может быть субъектом правоотношения, а является лишь субъектом объективного права.

4. Хронологическая связь свидетельствует о временной потребности возникновения социального явления. То или иное социальное явление с безусловностью развивается во времени и, как следствие, влечет появление или торможение иного социального явления.

5. Корреляционная связь является связью соответствия: изменения, происходящие в определенном социальном явлении, обязательно влекут изменения в производном социальном явлении, предопределяют его суть, содержание и развитие.

6. Пространственная связь многогранна: с одной стороны, характеризуется связью различных явлений, происходящих в пространстве, с другой стороны, наблюдается взаимная обусловленность этих явлений вне зависимости от процессов, происходящих на различных уровнях территориальной организации общества.

7. Функциональная связь, выражающая зависимость одних переменных явлений от других, — одна из самых распространенных социальных связей, выражающаяся в изменении одного социального явления в зависимости от первичного социального явления. Функциональная связь наиболее характерна для связи субъективного права и правовой (юридической субъективной) обязанности, поскольку предопределяет взаимное влияние одного явления на другое.

Приведенные положения, основанные на системе социальных связей явлений, позволяют нам выделить следующие виды административно-правовых (юридических) обязанностей:

1. На основе причинно-следственной связи выделяются пассивные и активные административно-правовые (юридические) обязанности. Здесь следует признать, что если административное субъективное право является основой для возникновения административного правоотношения-модели, то административно-правовая обязанность является пассивной, производной от указанной причины, и наоборот, при условии если административно-правовая обязанность лежит в основе возникновения административного правоотношения, то административное субъективное право является пассивным, производным от обязанности явлением. В связи с этим мы выделили пассивные и активные административно-правовые (юридические) обязанности, которые с безусловностью влекут два основных типа административных правоотношений: пассивные и активные административно-правовые отношения.

2. Генетическая связь позволяет выделить внутреннюю и внешнюю административно-правовую (юридическую) обязанность. Данные виды юридической (субъективной) обязанности обусловлены, во-первых, внутренними мо-тивационными факторами, т.е. порождаются уровнем правосознания и правовой культуры субъекта правоотношения, во-вторых, предписаны властью в виде позитивных административно-правовых предписаний, т.е. внешними факторами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Поссидентная связь позволяет выделить основную и производную административно-правовую (юридическую) обязанность. Основная обязанность лежит в основе осуществления административного субъективного права, без нее данное право не может быть реализовано (осуществлено). Производная административная юридическая (субъективная) обязанность может быть прямо не выражена в правовой конструкции, но является необходи-

мым условием (предпосылкой) осуществления административного субъективного права. Например, основной обязанностью органа государственного управления (его должностного лица) является рассмотрение поступившего к нему заявления гражданина и принятие управленческого решения по данному заявлению. Основным обязанностям сопутствуют производные административные юридические обязанности, заключающиеся в обязанности установить фактические обстоятельства рассматриваемого заявления, запросить необходимые документы и материалы, соблюдать установленный срок рассмотрения заявления и т.п.

4. Корреляционная связь позволяет выделить реальную административно-правовую (юридическую) и мнимую (эвентуальную) административно-правовую (юридическую) обязанности. Реальной следует признать такую административно-правовую (юридическую) обязанность, которая объективно выполняет функцию гарантирования административного субъективного права или с неизбежностью порождает это право лица в активном административном правоотношении. Мнимая административно-правовая (юридическая) обязанность лица характеризуется либо абстрактностью обязанности (каждый гражданин обязан уважать и соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ); признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ)), либо не имеет связи с административным субъективным правом и, таким образом, является декларацией, либо не может быть исполнена в реальном правоотношении. Например, в положениях о федеральных органах исполнительной власти, утвержденных постановлениями Правительства РФ, закрепленные в виде полномочий право-обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора в определенной области деятельности этих органов не связаны ни с чьим-то субъективным правом, ни с чьей-то административно-правовой (юридической) обязанностью. Другой пример: обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека (ст. 2 Конституции РФ) не исполнима в полном объеме по определению.

5. Хронологическая связь свидетельствует о существовании постоянной и временной административно-правовой (юридической) обязанности. Постоянная административно-правовая (юридическая) обязанность вытекает, например, из правоотношений гражданства (ст. 6 Конституции РФ), уплаты налогов (ст. 57 Конституции РФ), защиты Отечества (ч. 1 ст. 59 Конституции

РФ) или сохранения природы или окружающей среды, бережного отношения к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ). Временная административно-правовая (юридическая) обязанность — наиболее распространенный вид обязанности (например, обязанность управлять транспортным средством в трезвом состоянии, не нарушать правила дорожного движения и т.д.).

6. Пространственная связь позволяет выделить административно-правовые (юридические) обязанности, закрепленные на федеральном уровне, уровне субъекта Федерации, муниципальном и локальном уровнях. В связи с этим пространственная природа административно-правовой (юридической) обязанности многообразна, и не учитывать ее нельзя, особенно при анализе административно-правового отношения, когда субъективные права и правовые обязанности закрепляются в административно-правовых актах различного пространственного уровня. Например, правовые обязанности, закрепленные в локальном нормативно-правовом акте (Правилах (административном регламенте) внутреннего трудового распорядка государственного учреждения или органа), обеспечиваются правовой обязанностью субъектов данных отношений, выраженной в административно-служебном законодательстве. Такая ситуация характерна и для отношений разных уровней: между федеральным и субъектов Федерации, муниципальным и федеральным или субъектов Федерации и т.п.

7. Функциональная связь позволяет выделить административно-правовые (юридические) обязанности, гарантирующие административное субъективное право субъекта административного правоотношения и административно-правовую (юридическую) обя-

занность, порождающую административное правоотношение. К первой группе административно-правовых (юридических) обязанностей следует отнести обязанности пассивного характера, вытекающие из административного субъективного права лица — участника административного правоотношения (их меньшинство в системе административных правоотношениях). Вторая группа административно-правовых (юридических) обязанностей вытекает из природы административных правоотношений и обусловлена обязанностями, присущими органам публичной власти. Таковыми являются обязанности, вытекающие из статусного состояния органа государства (органа государственной власти, местного самоуправления или их должностных лиц).

Нам представляется, что приведенная система классификации может иметь дальнейшее развитие в рамках приведенных групп видов административно-правовых (юридических субъективных) обязанностей. Данная классификация должна основываться на объективных критериях, лежащих в основе классифицируемого явления.

Таким образом, многообразие видов административно-правовых (юридических субъективных) обязанностей обусловлено, во-первых, многообразием административных субъективных прав, формируемых в рамках административного правоотношения-модели, во-вторых, многообразием административных правоотношений-отношений, возникающих в обществе, в-третьих, многообразием позиций законодателя при формировании административного правоотношения-модели, в-четвертых, многообразием самих видов социальных связей, возникающих в обществе, в-пятых, спецификой правового сознания и правовой культуры как законодателя, так и правоприменителя.

1. Шундиков К.В. Синергетика и правовое регулирование // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 1.

2. Новинский И.И. Понятие связи в марксистской философии. М., 1961.

Предыдущий | Оглавление | Следующий

§ 7. Административные взыскания

Административное взыскание – это мера государственного принуждения (мера ответственности), применяемая от имени государства по решению уполномоченных органов к лицу, совершившему административное правонарушение.

219 § 7. Административные взыскания

Административные правонарушения против государства

В области промышленности, использования тепловой и электрической энергии

На транспорте и в области дорожного хозяйства и связи

В области жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства

В области торговли и финансов

Посягающие на установленный порядок управления

• Расточительное расходование электрической и тепловой энергии • Повреждение электрических сетей напряжением до 1000 В • Нарушения, связанные с использованием газа • Нарушение правил пользования энергией и газом в быту

• Курение в неустановленных местах на железнодорожном транспорте • Нарушение водителями правил дорожного движения • Управление транспортными средствами в состоянии опьянения • Систематические нарушения водителями правил дорожного движения • Управление транспортным средством лицами, не имеющими права на управление • Нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными участниками дорожного движения • Безбилетный проезд • Другие

• Нарушение правил пользования жилыми помещениями • Самовольное строительство хозяйственных и бытовых строений • Нарушение правил строительства летних садовых домиков, а также организации и ведения коллективного садоводства • Другие

• Нарушение правил торговли • Продажа товаров без документов • Торговля с рук в неустановленных местах • Нарушение правил торговли спиртными напитками • Уклонение от подачи декларации о доходах • Другие

• Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника • Проявление неуважения к суду • Самоуправство • Нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций • Нарушение правил обучения каратэ • Проживание без паспорта или прописки • Незаконное изъятие паспортов и принятие их в залог • Контрабанда • Другие

Рис. 4.12. Виды административных правонарушений против государства

Применение административного взыскания преследует следующие цели:

220 Глава IV. Административное право

воспитание лица, совершившего административное правонарушение;

предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем (специальная превенция);

предупреждение совершения новых правонарушений другими лицами (общая превенция).

Административное право пытается воздействовать на правонарушителя разными методами. Прежде всего используется метод морального воздействия, затем – материального. Кроме того, в наиболее серьезных случаях правонарушитель может быть лишен отдельных прав. Достаточно часто административное взыскание сочетает в себе эти методы.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

• предупреждение;

• штраф;

• возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

• конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

• лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);

• исправительные работы;

• административный арест;

• административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Перечень административных взысканий составлен по принципу перечисления от менее тяжкого к более тяжкому. Все указанные взыскания могут применяться в качестве основных, а такие, как возмездное изъятие, конфискация предметов, административное выдворение, кроме того, и в качестве дополнительных административных взысканий.

Законами Российской Федерации могут быть установлены и другие виды административных взысканий.

Предупреждение является административным взысканием, оказывающим в основном моральное воздействие. Кроме того, воз-

§ 7. Административные взыскания 221

можна иная смысловая нагрузка предупреждения: иногда государственные органы в предупреждении разъясняют противоправный характер действий нарушителя, который для него неочевиден. Данный вид административных взысканий применяется за совершение незначительных административных правонарушений и может налагаться только путем издания письменного постановления. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, хотя и оказывают определенное моральное воздействие, не могут рассматриваться как административное взыскание. Юридическое значение предупреждения в основном заключается в том, что оно является основанием для последующего применения административного взыскания по признаку повторности.

Штраф – это денежное взыскание в пользу государства, налагаемое в качестве взыскания за административное правонарушение. Данная мера ответственности наиболее распространена в административном праве, так как она, с одной стороны, отличается оперативностью исполнения, а с другой – воздействует на материальные интересы нарушителя, что чаще всего не является безразличным для него. Административный штраф выражается в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества, либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения.

Штраф устанавливается в пределах от 1/10 до 100 минимальных размеров оплаты труда, а равно до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения. В исключительных случаях в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности законами РФ может быть установлен штраф в большем размере.

Возмездное изъятие предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Воз-

222 Глава IV. Административное право

мездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санкции за административные правонарушения.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. Однако иногда допускаются исключения из этого правила, например, в случае конфискации предметов контрабанды. Законодательством предусмотрен перечень предметов, не подлежащих конфискации. Кроме того, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Лишение специального права, предоставленного данному гражданину специальным индивидуальным правовым актом. Речь идет о праве управления транспортными средствами и о праве охоты. Очень близко к лишению специального права стоит такая мера ответственности, как аннулирование или приостановление лицензии. Однако в этом случае срок не указывается. По общему же правилу лицо может быть лишено специального права на срок от пятнадцати дней до трех лет.

Не могут быть лишены права охоты лица, для которых охота является основным источником существования. Кроме того, не могут быть лишены водительских прав лица, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев наиболее грубых нарушений.

Исправительные работы – это взыскание имущественного характера, носящее длящийся характер. Суть этого взыскания заключается в удержании до 20% заработка нарушителя в доход государства. Срок такого взыскания не может быть меньше 15 дней и больше двух месяцев. Исправительные работы могут назначаться только судом первого звена (районным и/или городским судом).

Административный арест может применяться только в исключительных случаях и только по решению суда. Такой вид

§ 7 Административные взыскания 223

административного взыскания целесообразен только в тех случаях, когда исчерпаны все другие возможности воздействия на нарушителя. Срок административного ареста не может превышать пятнадцати суток, однако в условиях чрезвычайного положения этот предел увеличивается до тридцати суток.

Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства введено в КоАП РСФСР совсем недавно, в 1995 г., хотя фактически использовалось и ранее. Законодательство предусматривает два способа административного выдворения:

• самостоятельный выезд выдворяемых из Российской Федерации под контролем соответствующих органов,

• принудительное перемещение указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации.

Законодательство отдает преимущество второму способу выдворения, так как первый может применяться только в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Наложение административного взыскания. Здесь существуют следующие правила. Во-первых, административное взыскание может быть наложено только на лицо, которое совершило административное правонарушение. Другими словами, только тогда лицо может быть привлечено к административной ответственности, когда в его действиях установлен состав проступка.

Во-вторых, при наложении административного взыскания должен соблюдаться принцип законности. Это означает, что взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение. В принципе орган, привлекающий нарушителя к административной ответственности, не может налагать взыскание ниже низшего предела, установленного статьей, предусматривающей ответственность. Однако в тех случаях, когда совершенное правонарушение малозначительно, а лицо, его допустившее, не является закоренелым правонарушителем и активно проявляет раскаяние, орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить наруши-

224 Глава IV Административное право

теля от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, которое, как известно, не является административным взысканием и не влечет за собой никаких правовых последствий. Кроме того, требование принципа законности означает, что принять решение о наложении административного взыскания может только орган, полномочный в соответствии с законом разбирать дело об административном правонарушении. При этом должны соблюдаться все правила производства по делам об административных правонарушениях. В-третьих, при привлечении лица к административной ответственности должен соблюдаться принцип индивидуализации взыскания. Это означает, что лицо, полномочное наложить административное взыскание, обязано учитывать характер допущенного правонарушения, его последствия, личность правонарушителя, форму и степень его вины, его имущественное, семейное положение и другие обстоятельства дела и определить такое взыскание, которое наилучшим образом будет соответствовать цели воспитания и исправления правонарушителя. Замечено, что излишне мягкое наказание стимулирует повторение допущенных правонарушений, возникновение ощущения безнаказанности, а излишне суровое – чувство несправедливости и произвола административных органов, что в конечном счете также провоцирует новые правонарушения. В правовом преломлении принцип индивидуализации ответственности проявляется в перечне обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за административное правонарушение, а также – в возможности освобождения от административной ответственности.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

чистосердечное раскаяние виновного;

предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения, при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств, несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка до одного года.

Этот перечень является открытым, законодательством и правоприменителями могут быть признаны смягчающими и другие обстоятельства.

§ 7 Административные взыскания 225

Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность,

является закрытым и может быть изменен только законом Российской Федерации. Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административные правонарушения, признаются

• продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных лиц прекратить его;

• повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;

• вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

• совершение правонарушения группой лиц;

• совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах,

• совершение правонарушения в состоянии опьянения. Однако, если административный проступок не был обусловлен таким состоянием, правоприменитель с учетом конкретных обстоятельств может не признать данное обстоятельство отягчающим.

Освобождение от административной ответственности. Лицо может быть освобождено от административной ответственности по основанию малозначительности, о чем было сказано выше.

Иногда же случается, что с учетом обстоятельств проступка к правонарушителю нецелесообразно применять меры административного воздействия, но все же нельзя полностью освободить от наказания. Поэтому законодатель предусмотрел вторую возможность освобождения от административной ответственности – освобождение с передачей материалов дела об административном правонарушении на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива для применения мер общественного воздействия. Решение о передаче дела для применения мер общественного воздействия может принять только орган (должностное лицо), правомочный разрешать дело об административном правонарушении Такой вид освобождения от административной ответственности не исключает возможности проступка быть преюдицией преступления, т е. совершение аналогичного проступка в течение определенного законом срока может квалифицироваться как преступление

При совершении лицом двух и более административных правонарушений по общему правилу административное взыскание

226 Глава IV Административное право

налагается за каждое правонарушение в отдельности. Однако если дела об этих правонарушениях одновременно рассматриваются одним и тем же органом, то взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение, допущенное этим лицом.

Обстоятельством, препятствующим привлечению виновного к ответственности, может быть истечение сроков наложения административного взыскания. По общему правилу административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.

Кроме того, обстоятельствами, препятствующими привлечению к ответственности, могут быть акт амнистии или помилования и др.

Лицо, подвергнутое административному взысканию, которое в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, считается не подвергавшимся административному взысканию.

Предыдущий | Оглавление | Следующий

М МУНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Аннотация. Современный этап развития законодательства предопределяет необходимость анализа законодательства об административной ответственности. Авторами обозначены особенности института административной ответственности, проанализировано законодательство об административной ответственности. Отмечается большое количество составов административных правонарушений, содержащихся в КоАП РФ и законодательстве субъектов РФ. Авторы, рассматривая административные правонарушения, выделяют отдельные несовершенства КоАП РФ по формулированию составов административных правонарушений. Также подчеркивается, что не все общественные отношения обеспечены административной санкцией. Делается акцент на законодательстве субъектов РФ, устанавливающих административную ответственность за нарушение федеральных правил и норм. Особое внимание уделено административным наказаниям, применяемым за совершение административных правонарушений. Ставится проблема необходимости разграничения полномочий государственных органов по привлечению лиц к административной ответственности. Авторы, проанализировав практику Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, обозначили некоторые проблемы правоприменения и сделали предложения по усовершенствованию института административной ответственности.

Ключевые слова: административная ответственность, административное правонарушение, состав административного правонарушения, административное наказание, КоАП РФ, законодательство субъектов РФ об административных правонарушениях, нарушение правил дорожного движения, административный штраф, конфискация орудия или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ.

© Л. В. Стандзонь, Е. А. Лебедева, 2019

Людмила Владимировна СТАНДЗОНЬ,

Екатерина Алексеевна ЛЕБЕДЕВА,

доцент кафедры административного права и процесса Университета имени О.Е. Кутафина

(МГЮА), кандидат DOI: юридических наук adv.lebedeva@gmail.com 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

УНИВЕРСИТЕТА К вопросу о реализации административной ответственности

имени О.Е, Кутафина (МГЮА)

L. V. STANDZON,

125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9

E. A. LEBEDEVA,

adv.lebedeva@gmail.com 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9

TO THE QUESTION OF THE IMPLEMENTATION OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

дминистративная ответственность является одним из самых применяемых видов юридической ответственности. В случае выявления административных правонарушений применяются разнообразные меры администра-

М

И I И

п

Ш Р

пП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m И

п

Лп

Л п I п И ш П m

Ь1

Ь О

ЙЬ

ВЛАСТИ

в Я УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кугафина (МГЮА)

тивного принуждения по результатам рассмотрения административного дела1. Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит почти 800 статей, закрепляющих свыше 1 500 составов административных правонарушений. Применение мер административной ответственности является одним из последствий осуществления государственного контроля2. Выявив административные правонарушения, уполномоченные органы (должностные лица) привлекают нарушителей к административной ответственности, которая является одним из действенных средств правоохраны управленческих общественных отношений3.

Так, например, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими лицензионный контроль, в 2017 г. в каждом третьем случае нарушители были привлечены к административной ответственности с назначением административных наказаний4.

В связи с такой массовостью привлечения лиц к административной ответственности в сфере управленческих отношений хотелось бы выделить некоторые особенности ее реализации.

Правовые основы административной ответственности представлены Кодексом РФ об административных правонарушениях и законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Согласно п. 3 ст. 1.3 КоАП РФ к ведению РФ в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение.

Вместе с тем в федеральном законодательстве, т.е. в КоАП РФ, имеются отдельные несовершенства. В качестве примера можно привести ст. 12.19 КоАП РФ. Все субъекты РФ привлекаются по ч. 1, ч. 3—4 ст. 12.19 КоАП РФ за нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств. А совершение данного деяния в Москве и Санкт-Петербурге надлежит квалифицировать по ч. 5, 6 ст. 12.19 КоАП РФ, с назначением повышенного административного штрафа. Данные составы, а также ряд других норм КоАП РФ, устанавливающих повышенную административную ответственность за совершение административных правонарушений в отдельных субъектах РФ, противоречат ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, которая гарантирует равенство прав и свобод граждан независимо в том числе от места жительства5.

1 См., например: Фиалковская И. Д. Значение административного принуждения как метода государственного управления // Административное право и процесс. 2018. № 4. С. 47—52 и др.

2 См., например: Студеникина М. С. Контроль и контрольные органы в системе исполнительной власти // Административная реформа и наука административного права : сб. ст. М. : МГЮА, 2007 ; Зубарев С. М. Контроль как вид административного процесса // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2015. № 8.

4 См. доклад Минэкономразвития «О лицензировании отдельных видов деятельности в РФ» 2018 г

5 См.: Антонов С.Н., Молчанов П. В. Особенности имплементации отдельных конституционных норм, затрагивающих права и законные интересы граждан, в законодательство

УНИВЕРСИТЕТА К вопросу о реализации административной ответственности

имени О.Е, Кутафина (МГЮА)

Данные вопросы уже являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ по запросам группы депутатов Государственной Думы, которые посчитали не соответствующими Конституции РФ положения статей, устанавливающих административную ответственность в виде административного штрафа в повышенном размере за указанные административные правонарушения, если они совершены в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Конституционный Суд РФ признал не противоречащими РФ данные нормы, аргументируя это тем, что установленное ими регулирование основано на объективных критериях и учитывает специфику дорожно-транспортной обстановки на территориях данных субъектов РФ как крупнейших городских населенных пунктов Российской Федерации6.

Вместе с тем считаем, что указанное установление специального размера административной ответственности для отдельных субъектов РФ в КоАП РФ входит в прямое противоречие с предметами ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.

Еще одной актуальной проблемой является то, что не все общественные отношения обеспечены административной санкцией. В качестве примера можно привести новую развивающуюся область общественных отношений — регулирование блокчейн-операций и криптовалюты. На сегодняшний день совершается масса нарушений, но ответственности за них не установлено, в том числе административной7.

Анализ ст. 1.3.1 КоАП РФ, определяющей предметы ведения и полномочия субъектов РФ по установлению административной ответственности на уровне субъектов РФ, а также законов, принятых на уровне субъектов РФ, показал правовую неопределенность и пробельность такого законодательства. Прежде всего субъекты РФ ввиду размытости критериев разграничения предметов ведения РФ и ее субъектов в области законодательства об административной ответственности устанавливали и устанавливают в своих законах административную ответствен-

ность за нарушение федеральных правил8.

Административная ответственность прим ченных органов и должностных лиц. К ним от нительной власти (федеральные и субъектов РФ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М

Административная ответственность применяется широким кругом уполномо- Н

ченных органов и должностных лиц. К ним относятся суд (судьи) и органы испол- И

П

Ш р

ПВ

в области обеспечения безопасности дорожного движения и охраны общественного по- П Н

е -1-

рядка // Административное право и процесс. 2018. № 12. С. 79. М Я

Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 № 13-П «По делу о проверке Ш °

конституционности частей 5 и 7 статьи 12.16, части 1.2 статьи 12.17, частей 5 и 6 ста- П В

тьи 12.19 и части 2 статьи 12.28 Кодекса Российской Федерации об административных ° П

правонарушениях в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // СЗ РФ. Л П

2014. № 18 (ч. IV). Ст. 2288. И В

См., например: Максуров А. А. К вопросу о юридической ответственности за использо- ^ Н

вание криптовалюты при производстве расчетов // Вестник Омской юридической акаде-

П I Ь □

мии. 2018. Т. 15. № 4. С. 428—432. □ П

См., например: Реформа административной ответственности в России / под общ. ред. йЬ

В. Н. Плигина. М. : ВШУ, 2018. С. 222. ВЛАСТИ

в Я УНИВЕРСИТЕТА

■1С-‘ имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

Оценивая в целом положительно тенденцию возрастания роли судебного и административного порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях, хотелось бы обозначить некоторые проблемы разграничения полномочий государственных органов по привлечению лиц к административной ответственности.

В качестве примера обозначим правовую неопределенность, возникающую в отношении перечня лиц, уполномоченных привлекать к административной ответственности в области нарушения правил парковки. На сегодняшний день дискуссионным является вопрос о перераспределении и передаче полномочий по взиманию штрафов за нарушения правил дорожного движения, зафиксированных камерой фотовидеофиксации, субъектам РФ. Мнения ученых, практиков разделились. Согласно социологическому опросу большая часть респондентов отрицательно относятся к тому, что часть функций ГИБДД отдана специализированным структурам на региональном уровне, которая в должной мере не обеспечивает безопасность дорожного движения и фактически лишь занимается сбором денег с водителей9. Так, за 2016 г. в бюджет г. Москвы по данной статье доходов поступило более 11 млрд руб., а в 2017 г. — более 13 млрд руб.

В продолжение юридического закрепления данного права Государственная Дума РФ в первом чтении приняла законопроект Правительства РФ о передаче Москве полномочий по взиманию штрафов за нарушения правил дорожного движения, зафиксированных камерой фотовидеофиксации — проект федерального закона № 792112-6 «О внесении изменений в КоАП РФ в связи с передачей части полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области дорожного движения органу исполнительной власти столицы Российской Федерации города федерального значения Москвы». Предположительно, данный законопроект будет распространен и на другие регионы. Оценивая в целом отрицательно указанную инициативу, считаем возможным появление конфликта интересов, высокого риска коррупционных факторов и наличие широты дискреционных полномочий уполномоченных на рассмотрение органов государственной власти. Привлечение к административной ответственности и сбор средств будут сосредоточены в одном месте. Это может вызвать увеличение случаев привлечения к административной ответственности по данной категории дел.

Отдельно следует упомянуть и специальный орган, созданный для рассмотрения дел об административных правонарушениях на уровне субъектов, — административные комиссии.

Видится несоответствие положений законодательства о том, что вопросы создания и деятельности административных комиссий отданы на регулирование субъектов РФ (п. 4 ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ), пункту «к» ст. 72 Конституции РФ, где сказано, что административное и административно-процессуальное законодательство относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ. На наш взгляд, необходимо принятие единого федерального закона об административных комиссиях.

9 См.: Молчанов П. В. Административная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения: направления и тенденции (по результатам социологических исследований // Административное право и процесс. 2016. № 10. С. 19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УНИВЕРСИТЕТА К вопросу о реализации административной ответственности

имени О.Е, Кутафина (МГЮА)

Отсутствие такого акта приводит к тому, что в регионах создаются правовые акты о комиссиях и иных коллегиальных органах, разные по своему статусу и юридической силе, а иногда такие акты и вовсе отсутствуют. Зато в некоторых регионах такому органу предоставляется слишком широкий объем полномочий. Например, в Камчатском крае только административные комиссии и мировые судьи наделены правом рассматривать дела об административных правонарушениях.

Некоторые вопросы вызывает субъектный состав административного правонарушения. Это касается прежде всего специальных субъектов, таких как должностные лица. Согласно ст. 2.4. КоАП РФ под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций также по санкциям приравниваются к должностным лицам, хотя таковыми не являются. Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих обязанностей.

Практически в каждой статье предусмотрена административная ответственность должностных лиц в различных сферах жизни общества. Применительно к субъектам административной ответственности можно выделить один актуальный вопрос, являющийся предметом дискуссии. Это ответственность властных участников. Она не установлена КоАП РФ. Ряд авторов-административистов >

и законодатель считают, что имеет место выраженная «ассиметричность» адми- М

нистративной ответственности в рассматриваемой сфере10. Российским законо- Н

дательством не предусмотрена административная ответственность должностных И

лиц, выполняющих государственные функции. Вместе с тем в ряде зарубежных П

стран, например в Молдове11, Казахстане12, в законодательстве об администра- П >

тивной ответственности предусмотрены административные правонарушения и И

должностных лиц за неисполнение своих полномочий, например в сфере ли- П В

цензирования. М >

Присоединяемся к мнению авторов, полагающих, что в связи с распростране- ш О

нием нарушений, допускаемых чиновниками в ходе осуществления своих полно- П в

мочий, необходимо усовершенствовать институт административной ответствен- О П

Н П

См.: Субанова Н. В. Административные правонарушения в сфере публичной разре- и в

шительной деятельности // Административное и муниципальное право. 2010. № 11. ЕН

с. 57—63. Ь О

Кодекс о правонарушениях Республики Молдова от 24.10.2008 № 218. ^П

Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 05.07.2014 йь

№ 235-У ВЛАСТИ

в Я УНИВЕРСИТЕТА

Д имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

ности. В связи с этим предлагаем установить административную ответственность за нарушение порядка и сроков выдачи лицензии, а также за необоснованный отказ в выдаче лицензии и предусмотреть за него наложение административного штрафа или предупреждение.

Административная ответственность также отличается своими целями, которые заключаются в предупреждении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами и отсутствии унижения человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица (п. 1.2 ст. 3.1 КоАП РФ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данный вид ответственности применяется, когда необходимо предотвратить ущерб правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Современный этап характеризуется минимизацией реализации воспитательной цели административной ответственности. В основном она распространяется только на несовершеннолетних.

Совершение административных правонарушений влечет применение различных административных наказаний, установленных гл. 3 КоАП РФ. Наиболее распространенным административным наказанием, применяемым на практике, является административный штраф. Большинство правонарушений предусматривает штраф в рублевом эквиваленте. Для граждан размеры штрафа незначительны. Для должностных лиц административный штраф используется в более высоких по сравнению с гражданами размерах. Так, например, за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии (ч. 3. ст. 14.17 КоАП РФ) предусмотрен административный штраф, налагаемый на должностное лицо в размере 1 млн руб.

Юридические лица привлекаются к административному штрафу в максимальном размере 60 млн руб.13. Многие ученые подчеркивают явный карательный размер административного штрафа, с одной стороны, и его рассогласованность по различным статьям КоАП РФ — с другой. Связано это с тем, что КоАП РФ вступил в действие с 2002 г.14, поэтому многие размеры административного штрафа уже не соответствуют общественной вредности и общественной опасности деяния. Следует согласиться с авторами, утверждающими, что после увеличения размеров штрафов за отдельные правонарушения возникает проблема их соотношения с уголовными штрафами, размер которых, согласно ст. 46 Уголовного кодекса РФ, может составлять от 5 тыс. до 5 млн руб., а также делает актуальным обсуждение введения уголовного проступка в российское законодательство15.

13 См.: ст. 7.5; ч. 2 ст. 7.13; ст. 7.14.1; ч. 2 ст. 7.15; ч. 1 ст. 14.51; ст. 15.27.1; ч. 1—5 ст. 15.39 КоАП РФ.

14 См., например: Реформа административной ответственности в России. С. 10—13.

15 См., например: Старостин С. А. О некоторых проблемах реформирования Кодекса РФ об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2017.

ВЕСТНИК Стандзонь Л. В., Лебедева Е. А.

УНИВЕРСИТЕТА К вопросу о реализации административной ответственности ‘ ‘

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Одним из распространенных видов наказаний для всех субъектов административной ответственности является конфискация орудия или предмета административного правонарушения. В большинстве случаев конфискация используется в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. Таким примером является ст. 13.3 КоАП РФ, устанавливающая, наряду с административным штрафом, обязательную или дополнительную конфискацию радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств за проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установку или эксплуатацию радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Вторым вариантом ее использования является обязательность применения. Так, согласно ст. 20.15 КоАП РФ за продажу механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковыми устройствами либо искровыми разрядниками, без соответствующей лицензии закрепляется обязательное использование конфискации предметов административного правонарушения у граждан, должностных лиц, юридических лиц.

Считаем возможным усовершенствовать данный перечень конфискации и включить в него такую разновидность, как конфискация доходов, полученных в результате предпринимательской деятельности. На наш взгляд, это позволит усовершенствовать конфискацию как административное наказание и усилит «превентивный» характер данной меры административного наказания.

Еще одним неоднозначным административным наказанием являются обязательные работы, предусмотренные ст. 3.13 КоАП РФ. Определение, которое дается в КоАП РФ, совпадает с определением, данным в ст. 49 УК РФ, — бесплатные общественно полезные работы в свободное от работы или учебы время. Данное наказание — хорошая альтернатива назначению административного > штрафа, особенно в отношении неработающих граждан. Вместе с тем вызывает М сомнение адекватность его срока. Согласно ст. 49 УК РФ обязательные работы Н

могут назначаться на срок от 60 до 480 часов, а по ст. 3.13 КоАП РФ — от 20 до п

П

Ш р

пП И

200 часов. Тем самым частично пересекаются их временные рамки, что является методологически неверным и противоречит соблюдению прав и законных интересов граждан, предусмотренных законодательством РФ. И

Вызывает споры также применение такого административного наказания П И

в сфере государственного управления, как административное приостановление М >

деятельности, которое применяется только к юридическим лицам. Оно назначает- ш О

ся, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить

Ш

достижение цели административного наказания. Применяется на максимальный □ Е

срок до 90 суток. Возможно его досрочное прекращение, если будет установлено, Л П

что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения адми-

И

нистративного приостановления деятельности. Е н

ЛН

ЬО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОП

№ 9. С. 29—34 ; Рогова Е. В. О введении категории уголовного проступка в российское й и

законодательство // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 2. С. 129—133. ВЛХППИ

Я- ^ 1

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

Следует заметить, что оно встречается почти в трети составов административных правонарушений в сфере нарушения правил государственного управления либо как альтернатива административному штрафу, либо как единственное наказание. Вместе с тем нередко применение данного наказания приводит к банкротству юридических лиц, поэтому является нежелательным в правоприменительной деятельности.

Остановимся на некоторых вопросах регулирования административной ответственности по законодательству субъектов РФ.

В регионах России принято 57 законов об административных правонарушениях, 7 кодексов об административных правонарушениях, 16 кодексов об административной ответственности, 2 закона об административной ответственности и 3 закона об административной ответственности в отдельных сферах. Однако единого подхода к закреплению административной ответственности до сих пор не выработано.

В законодательстве субъектов РФ об административных правонарушениях присутствует ряд сходных составов, введение которых вызвано потребностями современной действительности. К ним можно отнести составы, касающиеся, в частности, продажи безалкогольных тонизирующих напитков, нарушения требований антитеррористической комиссии, приставания к гражданам в общественных местах, жестокого обращения с животными, незаконной продажи алкогольной продукции и др.

Возможно, следует рассмотреть вопрос о переносе типичных составов из законов субъектов РФ об административных правонарушениях в КоАП РФ. Данное изменение позволило бы решить в том числе проблему, связанную с заключением соглашений между субъектами РФ и органами полиции, касающихся передачи последним полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов России.

С 2014 г. в силу абз. 2 ч. 6 ст. 28.3 КоАП РФ органам полиции может быть предоставлено полномочие по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов РФ на основании соответствующего соглашения, заключенного с органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче таких полномочий.

Такие соглашения на март 2019 г. заключены с 16 регионами России. Отсутствие указанных соглашений в иных субъектах является препятствием для составления сотрудниками полиции протоколов об административных правонарушениях по законам субъектов РФ.

Конституционность названного положения КоАП РФ была предметом рассмотрения Конституционным Судом РФ и обоснована в постановлении от 02.07.2018 № 27-П. Однако Конституционный Суд РФ указал на то, что, с одной стороны, органы исполнительной власти субъектов РФ не могут быть принуждены к заключению таких соглашений, а с другой — независимо от наличия этих соглашений органы внутренних дел должны содействовать в осуществлении производства по делам об административных правонарушениях.

Позитивно следует оценить установление специфических составов административных правонарушений в отдельных субъектах РФ, что обусловлено особен-

УНИВЕРСИТЕТА К вопросу о реализации административной ответственности

имени О.Е, Кутафина (МГЮА)

ностями региона. Так, например, в Орловской области закреплен ряд составов административных правонарушений, касающихся пчеловодства, в Калининградской области — незаконной добычи янтаря, в Санкт-Петербурге — правил эксплуатации мостов, в Самарской области — правонарушений на водном транспорте, в Республике Татарстан — нарушения законодательства Республики Татарстан о языках и т.п. В не так давно вступившем в силу Кодексе Московской области об административных правонарушениях установлены повышенные размеры штрафов за нарушения в сфере благоустройства, содержания объектов, создание несанкционированных свалок, что также обусловлено спецификой данного региона.

В то же время следует обратить внимание на ряд спорных моментов, имеющихся в законах субъектов РФ об административных правонарушениях. Так, например, в Законе Магаданской области об административных правонарушениях к числу должностных лиц органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесены такие специфические субъекты, как консультант, консультант-юрист. В Законе Камчатского края об административных правонарушениях и Чеченской Республики, как и в ряде иных субъектов РФ, перечень должностных лиц органов и учреждений, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утверждается постановлением акта органа исполнительной власти субъекта, что является, по нашему мнению, не вполне обоснованным, поскольку такой перечень должен быть закреплен на законодательном уровне.

Что касается санкций, устанавливаемых законодательством субъектов РФ об административных правонарушениях, то следует обратить внимание на необходимость в ряде случаев расширить перечень наказаний, которые могут назначаться за совершение административных правонарушений в регионах. Так, в настоящее время законы субъектов РФ могут назначать лишь предупреждение и административный штраф. Однако, как показывает практика, этого недостаточно для эффективной профилактики ряда административных правонарушений > в субъектах РФ. Считаем возможным и даже необходимым включить в перечень М наказаний и иные их виды из числа предусмотренных ст. 3.2 КоАП РФ, в част- Н ности конфискацию орудия или предмета административного правонарушения. И

Это лишь небольшой спектр вопросов, открывающих и продолжающих дис-

Т

куссию в науке административного права по вопросам реализации института С >

административной ответственности, которые требуют решения со стороны как и

законодателя, так и правоприменителя. Т ш

И О

БИБЛИОГРАФИЯ 5п

П Ш

О т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Антонов С. Н., Молчанов П. В. Особенности имплементации отдельных кон- Е н ституционных норм, затрагивающих права и законные интересы граждан, в законодательство в области обеспечения безопасности дорожного движения Н С

и охраны общественного порядка // Административное право и процесс. — ЙЕ

2018. — № 12.

□ Й

ВЛАСТИ

‘И 1

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

3. Зубарев С. М. Контроль как вид административного процесса // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. — 2015. — № 8.

4. Максуров А. А. К вопросу о юридической ответственности за использование криптовалюты при производстве расчетов // Вестник Омской юридической академии. — 2018. — Т. 15. — № 4. — С. 428—432.

5. Молчанов П. В. Административная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения: направления и тенденции (по результатам социологических исследований) // Административное право и процесс. — 2016. — № 10.

6. Реформа административной ответственности в России / под общ. ред. А. В. Кирина, В. Н. Плигина. — М. : ВШУ/, 2018.

7. Рогова Е. В. О введении категории уголовного проступка в российское законодательство // Труды Академии управления МВД России. — 2018. — № 2. — С. 129—133.

8. Старостин С. А. О некоторых проблемах реформирования Кодекса РФ об административных правонарушениях // Административное право и процесс. — 2017. — № 9. — С. 29—34.

9. Студеникина М. С. Контроль и контрольные органы в системе исполнительной власти // Административная реформа и наука административного права : сб. ст. — М. : МГЮА, 2007.

10. Субанова Н. В. Административные правонарушения в сфере публичной разрешительной деятельности // Административное и муниципальное право. — 2010. — № 11. — С. 57—63.

11. Фиалковская И. Д. Значение административного принуждения как метода государственного управления // Административное право и процесс. — 2018. — № 4. — С. 47—52.

Установление и реализация мер административной ответственности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *