Программы поддержки бизнеса

Есть идея, но не хватает денег на ее реализацию? Субсидия на открытие бизнеса — ваш шанс стать бизнесменом, не влезая в кредиты. Средства на открытие собственного дела можно получить в рамках государственной программы поддержки малого предпринимательства через центр занятости населения (ЦЗН). Учреждение предоставляет субсидию безвозмездно в размере 59 000 рублей. Государство заинтересовано в предоставлении такого рода субсидий, поскольку эти меры поддержки снижают уровень безработицы и увеличивают поступление налогов в госбюджет.

  • Требования к получателю субсидии
  • Как получить субсидию на открытие бизнеса
  • Составление бизнес-плана
  • Необходимые документы
  • Регистрация бизнеса после принятия положительного решения
  • Субсидии при трудоустройстве безработных

Разрабатываете инновационный продукт и нуждаетесь в средствах на исследования? Вам будет интересна история нашего клиента, Владимира Трембовольского, генерального директора компании «ЭТБ каталитические технологии», который получил грант от «Сколково».

Требования к получателю субсидии

Субсидия на открытие малого бизнеса может быть выдана гражданам, которые:

  • достигли совершеннолетия;
  • не имеют работы и находятся на учете центра занятости;
  • более 1-го месяца не могут трудоустроиться через ЦЗН из-за отсутствия подходящей работы.

Кроме того, есть ряд ограничений. Субсидия от государства на открытие бизнеса недоступна для следующих категорий граждан:

  • женщины в декретном отпуске;
  • граждане, не достигшие 18-ти лет;
  • пенсионеры, вышедшие на пенсию по возрасту;
  • студенты дневной формы обучения;
  • трудоустроенные граждане;
  • действующие индивидуальные предприниматели и граждане, зарегистрировавшие ООО. При этом воспользоваться поддержкой государства можно и после закрытия бизнеса, но не ранее, чем через полгода после даты ликвидации;
  • граждане, уволенные с работы по решению суда или осужденные;
  • некоторые военнослужащие;
  • лица, которые были уволены с работы за многократные нарушения правил трудового распорядка;
  • лица, которые стоят на учете в центре занятости, но отказались от двух и более предложенных работ в течение 10-ти дней с даты постановки на учет;
  • лица, регулярно нарушающие требования службы занятости.

Как получить субсидию на открытие бизнеса

Размер предоставляемой субсидии составляет 59 000 рублей. Чтобы получить помощь и начать бизнес, необходимо пройти следующие шаги:

  1. Зарегистрироваться в качестве безработного и подать заявление на получение пособия по безработице в центре занятости населения.
  2. Получить консультацию сотрудника ЦЗН по предоставлению субсидии.
  3. Подать заявление о намерении начать собственный бизнес.
  4. Пройти тестирование.
  5. Подготовить бизнес-план будущего предприятия.
  6. Подать разработанный бизнес-план и заявление на предоставление субсидии в ЦЗН. По итогам его проверки специальной комиссией будет принято решение о возможности предоставить деньги на открытие бизнеса. Окончательно его принимает директор учреждения на основе выводов комиссии в течение не более десяти рабочих дней.
  7. Заключить договор о перечислении денежных средств при положительном решении комиссии.
  8. Зарегистрировать ИП или ООО.
  9. Предоставить документы о регистрации бизнеса и отчеты по всем расходам, которые были совершены с использованием предоставленных государством средств, центру занятости.

Составление бизнес-плана

Цель бизнес-плана — описать продукцию, которую собирается выпускать предприятие, или услуги, которые планируется оказывать. Также в нем стоит отметить необходимое оборудование, наличие сотрудников и их количество, способы реализации товаров или услуг. А также рассчитать предполагаемую прибыльность будущего предприятия.

Можно составить бизнес-план самостоятельно или доверить эту работу специалистам. При самостоятельной подготовке документа стоит учесть основные моменты, на которые обращает внимание комиссия:

  • В первую очередь специалисты центра занятости будут оценивать оригинальность и инновационность бизнес-идеи. Нестандартным идеям отдается предпочтение.
  • Прибыльность будущего бизнеса.
  • Создаваемые рабочие места. Бизнес-проект, который предполагает трудоустройство наемных работников, будет в приоритете, поскольку основная задача центра занятости — трудоустроить безработных.
  • Наличие первоначального капитала. Субсидии предоставляются только при вложении собственных средств начинающих предпринимателей. При этом личных финансов должно быть привлечено в 2-3 раза больше, чем предоставляемых средств. В противном случае в выдаче субсидии, скорее всего, откажут.
  • Статьи расхода. Рекомендуется прописать в бизнес-плане все статьи расхода, на которые планируется потратить средства субсидии. При этом в качестве статей расхода лучше указать покупку основных материальных средств, например, мебель, техника, транспорт. Не стоит расходовать эти средства на рекламу или аренду помещения.

После составления бизнес-плана следует оповестить об этом ЦЗН. Комиссия назначит день для его презентации и защиты. В ходе защиты проекта, стоит подробно и детально остановиться на каждом из пунктов плана. Это покажет вашу заинтересованность в реализации бизнес-идеи. Также стоит подготовиться к возможным вопросам членов комиссии. Это могут быть вопросы, связанные с выбором режима налогообложения или планах по отстройке от конкурентов.

Хорошо составленный бизнес-план, описывающий оригинальную идею, позволит получить субсидию на открытие собственного дела. Как правило, по таким проектам сотрудники центров занятости чаще принимают положительное решение о предоставлении поддержки.

Получение субсидии на открытие бизнеса: необходимые документы

Оформление господдержки на открытие бизнеса осуществляется при подаче комплекта документов. В него входят:

  • Внутренний паспорт гражданина РФ с обязательной отметкой о регистрации. Предоставляются как оригинал, так и копии документа.
  • Трудовая книжка. Также потребуется оригинал и копия.
  • СНИЛС.
  • Индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН).
  • Справка с последнего места работы о доходах за последние три месяца.
  • Документ об образовании.

Также могут потребоваться иные документы, о которых сообщит сотрудник центра занятости населения.

Регистрация бизнеса после принятия положительного решения

Выяснив, как получить субсидию на открытие малого бизнеса, важно разобраться, что будет дальше.

После того, как бизнес-план прошел проверку комиссии и вынесено положительное решение по предоставлению государственной субсидии можно переходить к регистрации собственного малого бизнеса. Так же, как и с бизнес-планом все можно сделать самостоятельно или доверить работу аутсорсинговой компании, специализирующейся на этих услугах.

Зарегистрируем ИП или ООО за вас: сэкономьте время и деньги. Результат гарантирован!

Предстоит зарегистрировать бизнес, получить регистрационные документы в ФНС России и открыть в банке расчетный счет. После этого этот пакет документов потребуется предоставить центру занятости населения.

Средства субсидии будут перечислены на банковский счет ИП или ООО в течение нескольких дней после этого.

По истечении трех месяцев нужно снова явиться в ЦЗН с отчетом о реализованных средствах. Для документального подтверждения подойдут кассовые или товарные чеки, банковские выписки, накладные и другие документы.

Безвозмездное предоставление финансовой помощи от государства возможно при условии, что предпринимательская деятельность ведется в течение не менее года. В этот период бизнес может проверить межведомственная комиссия государственного учреждения. Если в течение этого времени деятельность будет приостановлена, то субсидированные средства придется вернуть.

Субсидии при трудоустройстве безработных

Помимо получения государственной субсидии на открытие собственного бизнеса, предприниматель может рассчитывать на получение материальной поддержки при трудоустройстве безработных. Для этого принимаемые сотрудники должны быть зарегистрированы в центре занятости. В этом случае бизнесмен может рассчитывать на 59 000 рублей за каждого трудоустроенного.

Ключевые слова для этой статьи: субсидия на открытие собственного бизнеса, субсидия на открытие бизнеса, субсидия на открытие малого бизнеса, как получить субсидию на открытие бизнеса, субсидия от государства на открытие бизнеса, как получить субсидию на открытие малого бизнеса, получение субсидии на открытие бизнеса, субсидия на открытие собственного бизнеса в России, субсидия на открытие бизнеса в России, субсидия на открытие малого бизнеса в России, как получить субсидию на открытие бизнеса в России, субсидия от государства на открытие бизнеса в России, как получить субсидию на открытие малого бизнеса в России, получение субсидии на открытие бизнеса в России

На какие конкретно меры поддержки государства может рассчитывать человек, открывший свой бизнес?

Субсидии от центра занятости

Если вы только планируете открыть свой бизнес, то первое, о чем вам нужно знать, — о существовании специальной программы Минэкономразвития по предоставлению субсидий малому и среднему предпринимательству на региональном уровне. В рамках этой программы центр занятости населения оказывает единовременную финансовую помощь в открытии собственного дела.

Сумма предоставляется в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице. Ранее она составляла 58 800 руб. (из расчета, что размер пособия по безработице был 4900 руб.). Однако с 1 января 2019 года максимальный размер пособия вырастет с 4900 руб. до 8000 руб., поэтому и размер субсидии может увеличиться. Также предусмотрена единовременная финансовая помощь на подготовку документов: оплату госпошлины, совершение нотариальных действий при госрегистрации, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов, услуги правового характера, консультации. Так, например, в Московской области финансовая помощь на подготовку документов составляет 7500 руб.

Субсидия от центра занятости доступна гражданам, достигшим возраста 18 лет. Но чтобы ее получить, им необходимо встать на учет в центр занятости, то есть иметь статус безработного и получать пособие. Стоит также учесть, что субсидии дают не всем, поскольку их ограниченное количество, и выдаются они в начале финансового года (нужно постараться попасть в нужный период). Об этих и других тонкостях рассказывает Василий Пучков, заместитель директора регионального центра поддержки олимпиадного движения.

Грантовая поддержка

Такую меру господдержки обычно оказывают региональные власти. Грант предоставляется начинающему предпринимателю в форме субсидии единовременно, на безвозвратной и безвозмездной основах. Максимальная сумма, как правило, составляет 600 000 руб. Но в зависимости от региона условия получения грантов могут отличаться. Поэтому все детали лучше узнавать на местах. Деньги выделяются тем, чьи заявки прошли конкурсный отбор. В числе критериев отбора — сфера деятельности бизнеса, размер выручки, количество рабочих мест и др.

В 2019 году на особую поддержку государства по-прежнему могут рассчитывать начинающие фермеры. Размер гранта в рамках программы «Поддержка начинающих фермеров» может достигать 3 млн руб. Такую сумму, например, получают начинающие фермеры-животноводы в Подмосковье, если они специализируются на разведении крупного рогатого скота, а по 1,5 млн руб. предоставляется фермерским хозяйствам, работающим по другим направлениям. В фермерском хозяйстве, получившем такой грант, должно быть создано не менее одного рабочего места на каждый 1 млн руб. гранта.

В Татарстане на 2019 год сумма грантовой поддержки по программе «Начинающий фермер» будет выше — она составит до 5 млн руб. вместо прежних 3 млн. Так что условия и суммы стоит уточнять в каждом конкретном случае.

Кроме того, существуют гранты в размере до 30 млн руб. на развитие семейных животноводческих ферм.

В Санкт-Петербурге с 2015 года реализуется программа «Поддержка социального предпринимательства», в рамках которой возмещению подлежат затраты, связанные с уплатой арендных платежей и приобретением оборудования: аренда зданий, нежилых помещений, аренда оборудования и приобретение оборудования.

Помимо этого в Санкт-Петербурге разработаны программа поддержки предпринимателей, создающих детские центры; программа поддержки предпринимателей, занимающихся ремесленничеством, и другие программы.

Чтобы узнать подробности получения грантов и субсидий, заходите на официальные государственные сайты, которые предоставляют информацию о мерах поддержки бизнеса. Так, например, на сайте Министерства экономики Республики Татарстан подробно расписаны все направления государственной поддержки. По Подмосковью такую информацию дает сайт Центра Развития Предпринимательства Московской Области. На сайте «Малый бизнес Кубани» приводится подробный список субсидий для предпринимателей, работающих на юге России.

Будет проще, если вы воспользуетесь поиском в разделе «Поддержка МСП в регионах» на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства. Просто укажите в поиске регион — и вас автоматически перенесет на «местный» портал малого и среднего предпринимательства.

На сайте Министерства экономического развития РФ можно воспользоваться списком уполномоченных органов по поддержке малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации.

Федеральные программы поддержки бизнеса

Такой вид поддержки бизнеса можно разделить на программы от:

  • Минэкономразвития России

Его область интересов распространяется на реализацию программы по предоставлению субсидий из федерального бюджета для оказания господдержки субъектам МСП в регионах (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2014 № 1605 и ежегодно издаваемыми приказами Минэкономразвития).

Средства распределяются на конкурсной основе между регионами и выделяются на мероприятия, предусмотренные региональными программами, но при условии, что расходы софинансируются регионами.

Программа Минэкономразвития предполагает прямые и непрямые меры поддержки, на которые могут рассчитывать те, кто занимается производством товаров, разрабатывает и внедряет инновационную продукцию, специализируется на народно-художественных промыслах, осуществляет ремесленную деятельность, продвигает сельский и экотуризм, развивает социальное предпринимательство.

  • Корпорации МСП

Эта организация занимается решением различного спектра задач, в числе которых оказывает финансовую, имущественную, юридическую, инфраструктурную, методологическую поддержку; организовывает различные виды сопровождения инвестпроектов и др.

  • АО «МСП Банк»

Занимается государственной программой финансовой поддержки предпринимательства, предоставляя МСП прямые гарантии для получения банковских кредитов и помогая воспользоваться кредитными ресурсами при недостаточности залогового обеспечения.

Организация выступает в роли гаранта исполнения субъектами МСП своих кредитных обязательств, разделяя с банками риски, которые могут возникать в результате ухудшения финансового состояния заемщика. Гарантийные продукты доступны субъектам МСП, желающим получить кредиты в банках-партнерах МСП Банка.

  • Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Эта организация отвечает за развитие и поддержку малых предприятий в научно-технической сфере и непосредственно оказывает финансовую помощь целевым проектам. Особенно известна программа «Умник», ориентированная на поддержку талантливых молодых инноваторов. Но также есть программа для стартапов «Старт», разные предложения по поддержке предприятий «Развитие», «Интернационализация», «Коммерциализация».

  • Минсельхоз России

Для агропромышленного комплекса предусмотрены различные меры государственной поддержки в 2019 году. Так, с 1 января 2017 года товаропроизводители, организации и ИП, осуществляющие производство, переработку и реализацию соответствующей продукции, могут обратиться в уполномоченный Минсельхозом России банк за краткосрочным или инвестиционным кредитом по ставке не более 5 %.

Также предусмотрены субсидии производителям сельскохозяйственной техники, субсидия на повышение продуктивности в молочном скотоводстве и др.

Региональные программы поддержки

Чтобы узнать о программах поддержки субъектов РФ, воспользуйтесь специальным поисковым фильтром.

Подробнее о программах поддержки и условиях, на основании которых можно претендовать на помощь государства в развитии бизнеса, можно узнать на региональных порталах малого и среднего предпринимательства. Например, рязанский портал дает подробную информацию и по видам, и по формам, и по инфраструктуре поддержки.

Онлайн-бухгалтерия для самостоятельных предпринимателей, которые не разбираются в бухгалтерии. Начинающим ИП — год в подарок!

Попробовать бесплатно

Субсидии на возмещение процентов по кредиту

Бизнес может рассчитывать на компенсацию затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на поддержку и развитие деятельности, в том числе на обновление основных средств (за исключением кредитов, полученных для приобретения легковых транспортных средств).

Условия получения субсидии нужно уточнять в регионах. Например, в Москве они следующие:

  • организация соответствует критериям субъекта МСП;
  • организация или ИП зарегистрированы и осуществляют деятельность на территории Москвы, а продолжительность регистрации составляет не менее 6 месяцев до дня подачи заявки на предоставление субсидии;
  • срок просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам на день подачи заявки не превышает одного месяца;
  • отсутствуют незавершенные договоры на предоставление субсидии из бюджета города Москвы на день подачи заявки;
  • отсутствуют нарушения договорных обязательств, обеспеченных за счет средств бюджета города Москвы;
  • имеется кредитный договор с кредитной организацией, включенной в перечень кредитных организаций, отобранных в установленном порядке акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», и заключившей с Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы соглашение о сотрудничестве, либо получило одобрение кредитной организации на выдачу кредита.

В 2019 году государство выделит банкам 7,2 млрд руб. на льготные займы для предпринимателей, таким образом увеличив субсидии из бюджета на программу льготных кредитов для некрупного бизнеса в приоритетных отраслях в 11 раз. Это предусмотрено в проекте федерального бюджета на 2019 год и последующие 2020–2021 годы. Общая сумма расходов на ближайшие 6 лет составит 190,9 млрд руб.

Предложение заключается в том, чтобы выдавать малому и среднему бизнесу на проекты в приоритетных отраслях кредиты по ставке 6,5 %. Оно будет распространяться на такие отрасли, как сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, туристическая деятельность, обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды, здравоохранение, сбор, обработка и утилизация отходов, отрасли, в которых реализуются приоритетные направления развития науки, технологий и техники.

Согласно правилам, разницу с рыночными ставками (3,1 % по кредитному договору для среднего бизнеса и 3,5 % — для малого бизнеса) банкам возмещает бюджет. В 2019 году, благодаря нововведениям, льготное кредитование будет осуществляться более чем на 200 млрд руб.

Поддержка малого бизнеса: изменения в 2019 году

Летом 2018 года президент подписал Федеральный закон от 03.07.2018 № 185-ФЗ, который расширяет имущественную поддержку малого и среднего бизнеса. Этот закон устанавливает бессрочное право выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества и возможность использования земельных участков при оказании имущественной поддержки субъектам МСП.

Также незадолго до 2019 года было представлено Постановление Правительства от 10.10.2018 № 1212. Документ вносит изменения в правила предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным субъектам МСП по льготной ставке.

Согласно документу, максимальная сумма кредита, выдаваемого субъекту МСП на инвестиционные цели по льготной ставке, снижена с 1 млрд руб. до 400 млн руб. Но максимальный размер суммарного объема кредитов, которые могут быть выданы одному заемщику, по-прежнему составляет 1 млрд руб. Изменения внесены для того, чтобы банки могли предоставлять кредиты большему количеству субъектов МСП.

Кроме того, важно упомянуть Распоряжение Правительства от 26.11.2018 № 2586-р, в котором говорится о проекте федерального закона, вносящем изменения в ст. 25 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Этот законопроект подготовлен для реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который предусматривает расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию.

Когда законопроект будет принят, то гарантийная поддержка, оказываемая АО «Корпорация МСП» субъектам МСП, будет расширена. Это коснется компаний, работающих в высокотехнологичных отраслях, стартапов, сельскохозяйственных кооперативов, быстрорастущих инновационных компаний и субъектов МСП, реализующих проекты на территории Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов и в моногородах.

Муниципальные финансы

оценка муниципальных целевых программ развития и поддержки малого предпринимательства

И.В. БАРАНОВА, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Финансы и кредит» Сибирской академии финансов и банковского дела,

г. Новосибирск

В статье рассмотрена значимость поддержки малого предпринимательства в условиях финансового кризиса, предложена система индикаторов, характеризующих состояние и развитие малого предпринимательства, эффективность и результативность целевых программ поддержки малого предпринимательства, а также методика расчета интегрального показателя эффективности их реализации. Проведен ретроспективный анализ исполнения целевых программ развития и поддержки малого предпринимательства в г. Новосибирске за 2004-2007гг. и дана оценка их результативности.

Ключевые слова: малое предпринимательство, финансовый кризис, целевая программа, показатель эффективности.

Меры стабилизации финансовой системы в России в условиях кризиса включают в себя мероприятия по поддержке малого бизнеса. Социально-экономический эффект от развития малого предпринимательства проявляется в формировании конкурентной среды, обеспечении социальной стабильности общества, уменьшении численности малоимущих слоев населения, сокращении бюджетных расходов на социальную поддержку и трудоустройство граждан. Таким образом, несмотря на финансовый кризис, малый бизнес остается потенциальной точкой роста российской экономики, чем и определяется актуальность оценки результативности муниципальных целевых программ поддержки и развития малого предпринимательства и оценки эффективности использования бюджетных средств, направленных на их финансирование.

Муниципальные целевые программы развития и поддержки малого предпринимательства

являются средством обеспечения целенаправленности, согласованности и эффективности действий органов местного самоуправления (ОМСУ) в целях создания более благоприятных условий для развития малого бизнеса. Скоординированные практические действия со стороны ОМСУ по реализации программных мероприятий поддержки малого предпринимательства позволяют закрепить позитивные изменения в сфере малого бизнеса, расширить круг субъектов малого предпринимательства и лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью, улучшить положение на рынке труда, повысить благосостояние и уровень жизни населения муниципального образования, обеспечить внутренний рынок качественными товарами и услугами, увеличить доходную часть местного бюджета.

Вместе с тем необходимо отметить, что реализация программ развития и поддержки малого предпринимательства и их оценка сопровождаются следующими рисками:

— отсутствие статистических данных по ряду показателей, характеризующих состояние и тенденции развития малого предпринимательства;

— наличие устойчивого сопротивления ряда малых предприятий принимаемым органами власти и ОМСУ мерам регулятивного характера;

— негативное отношение части населения к субъектам малого предпринимательства, сложившееся вследствие значительного разрыва в уровне доходов и качества жизни;

— изменение федерального, регионального и муниципального законодательства;

— снижение бюджетного финансирования программ в результате ухудшения финансового состояния муниципального образования.

Проводимая в РФ бюджетная реформа изменила систему управления государственными и муниципальными финансами. Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, предполагает разработку системы индикаторов, характеризующих, с одной стороны, состояние и развитие малого предпринимательства в России в целом, в отдельных регионах и муниципальных образованиях в частности, а, с другой стороны, эффективность и результативность реализации программ поддержки малого бизнеса.

Анализ регионального законодательства позволяет сделать вывод, что используемые в настоящее время методики оценки эффективности целевых программ поддержки малого предпринимательства нацелены в основном на мониторинг их финансирования, а не на количественную оценку результатов их реализации, что не позволяет в полной мере оценить эффективности бюджетных расходов, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства, и целесообразность финансирования программ поддержки малого предпринимательства. Кроме того, отсутствуют единые подходы к измерению показателей функционирования сектора малого предпринимательства . Все указанное актуализирует разработку системы индикаторов оценки результативности целевых программ развития и поддержки малого предпринимательства.

Изучение экономической литературы и практики оценки развития и становления малого предпринимательства в различных регионах (г. Новосибирск, Новосибирская область, г Томск, Ямало-Ненецкий автономный округ и др.) позволило представить систему показателей оценки эффективности использования бюджетных средств, направленных на финансирование целевых программ развития и поддержки субъектов малого предпринимательства, и систему индикаторов оценки эффективности и результативности целевых программ поддержки малого предпринимательства (табл. 1, 2).

Представленные в табл. 1 индикаторы позволяют оценить как прямые (непосредственные) результаты (например, количество субъектов малого предпринимательства, объем продукции, произведенной субъектами малого предпринимательства), так и конечные социальные результаты развития и поддержки малого предпринимательства (например, повышение доли занятых в малом бизнесе,

рост доли налоговых доходов от малого бизнеса).

В табл. 1 и 2 показано, что система индикаторов оценки состояния и развития малого предпринимательства включает в себя больше двадцати показателей, и этот перечень можно расширить за счет показателей, рассчитываемых на основе субъективной статистики (результаты опросы предпринимателей), таких как: величина налогового бремени, уровень коррупции, уровень административных барьеров, величина теневого сектора и др.

Таблица 1

система показателей оценки эффективности использования бюджетных средств, направленных

на финансирование целевых программ развития и поддержки субъектов малого предпринимательства

Показатели оценки индикаторы оценки

Абсолютные Количество субъектов малого предпринимательства Численность населения, занятого в малом бизнесе Объем продукции, произведенный субъектами малого предпринимательства Средний размер заработной платы, работающих в малом бизнесе. Объем бюджетного финансирования целевых программ развития и поддержки малого предпринимательства

Качественные Обеспеченность субъектами малого предпринимательства (количество субъектов малого предпринимательства на 1000 жителей) Прирост количества субъектов малого предпринимательства в расчете на 1 тыс. руб. вложенных бюджетных средств

Относительные Доля продукции, произведенная субъектами малого предпринимательства, в ВРП Доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в бюджеты разных уровней Доля населения, занятого в сфере малого предпринимательства

Динамические Темп прироста налоговых доходов бюджета от субъектов малого предпринимательства Темпы роста доходов предпринимателей Темпы роста доли продукции, произведенной субъектами малого предпринимательства, в ВРП Темпы роста доли занятых в малом бизнесе Прирост рабочих мест в малом предпринимательстве Рост количества малых предприятий Рост численности, занятых в малом предпринимательстве

Таблица 2

индикаторы эффективности и результативности реализации целевых программ развития и поддержки субъектов малого предпринимательства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка качества развития малого предпринимательства

Оценка эффективности использования бюджетных ресурсов

Оценка характера делового климата для малого предпринимательства

Оценка социальной

эффективности малого предпринимательства

Оценка эффективности инновационной политики

1. Количество малых предприятий на 100 тыс. населения

2. Доля субъектов малого предпринимательства в общей численности предприятий

3. Объем оборота малых предприятий на одного занятого в малом предпринимательстве

4. Средний объем оборота малых предприятий в расчете на одно малое предприятие

5. Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий

6. Доля инвестиций в НИОКР в общем объеме инвестиций

7. Объем поступлений ЕНУС

8. Объем поступлений ЕНВД

1. Расходы консолидированного бюджета

на реализацию государственной поддержки малого предпринимательства

2. Доля малых предприятий, получивших поддержку в рамках мероприятий целевой программы от общего числа малых предприятий

1. Доля затрат на преодоление административных барьеров

2. Удельный вес прибыльных малых предприятий в общем числе малых предприятий

3. Обеспеченность малых предприятий кредитными ресурсами

4. Соотношение объема и количества кредитов, выданных малым предприятиям

5. Число ликвидированных малых предприятий к общему числу хозяйствующих субъектов

6. Число созданных малых предприятий к общему числу хозяйствующих субъектов

7. Соотношение создаваемых и ликвидированных малых предприятий

1. Доля занятых на малых предприятий

2. Среднее число занятых на малых предприятий

3. Среднесписочная численность занятых на малых предприятий на

1 тыс. экономически активного населения

4. Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий к среднемесячной заработной плате в экономике

1. Количество малых предприятий, стартовавших в бизнес-инкубаторах, к числу бизнес-инкубаторов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Число наукоемких

малых предприятий к числу объектов инфраструктурной поддержки

3. Объем инвестиций частно-государственных венчурных фондов

Следует отметить, что для объективной оценки результативности и эффективности целевых программ поддержки малого предпринимательства необходим расчет интегрального показателя оценки, отражающего, с одной стороны, эффективность бюджетных расходов в рамках программ поддержки малого предпринимательства, а с другой стороны, достижение планируемых общественно значимых результатов политики по развитию малого предпринимательства в целом.

Учитывая, что программы поддержки малого предпринимательства содержат целевые индикаторы, для оценки эффективности реализации программы можно использовать формулу (1):

I1 12 1п

+ % +… + ^

I1 I2 1п

Э = -н-н- ■ 100%,

(1)

где Э — интегральный показатель эффективности реализации программы поддержки малого предпринимательства;

1ф — фактическое значение индикатора, достигнутое в ходе реализации программы поддержки малого предпринимательства;

/п <_><_>

н — прогнозируемый целевой показатель, утвержденный программой поддержки малого предпринимательства;

п — количество целевых показателей программы.

Используя формулу (1), в процессе оценки результативности целевых программ поддержки и развития малого предпринимательства получаем степень приближения к целевым показателям программы. Если все ожидаемые конечные результаты программы поддержки малого предпринимательства достигнуты, то значение интегрального показателя Э больше 100 %. Соответственно, чем ниже значение интегрального показателя Э, тем ниже эффективность реализации программы.

Интегральный показатель комплексной оценки эффективности реализации целевых программ поддержки и развития малого предпринимательства можно рассчитать и с помощью формулы:

КО = -£х,. -100%,

(2)

где КО — интегральный показатель комплексной оценки эффективности реализации целевой программы;

х1 — индикатор, величина которого задается в зависимости от фактического значения показателя состояния и развития малого предпринимательства (КТ), включенного в расчет. Если К соответствует целевому значению показателя, утвержденного

п

,=1

программой, то х{ = 1, если К не соответствует целевому значению показателя, утвержденного программой, то х1 = 0.

Интегральный показатель комплексной оценки эффективности реализации целевой программы (КО) варьирует в пределах то 0 до 100, когда все соответствуют целевым значениям показателей, утвержденных программой.

Возможная оценка степени эффективности реализации исследуемой целевой программы и управленческие решения в зависимости от значения интегрального показателя эффективности реализации программы поддержки малого предпринимательства представлены в табл. 3.

Таким образом, логическую схему оценки эффективности целевых программ поддержки малого предпринимательства можно представить следующими этапами:

1-й этап. Выбор оценочных показателей (индикаторов), характеризующих состояние и развитие малого предпринимательства, эффективность и результативность целевых программ поддержки малого предпринимательства.

2-й этап. Сбор информации для расчета показателей (индикаторов), характеризующих состояние и развитие малого предпринимательства, эффективность и результативность целевых программ поддержки малого предпринимательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3-й этап. Расчет и оценка показателей (индикаторов), характеризующих состояние и развитие малого предпринимательства, эффективность и результативность целевых программ поддержки малого предпринимательства.

4-й этап. Сравнение фактических показателей с целевыми индикаторами, заложенными в про-

грамму, с показателями предшествующих периодов. Оценка влияния факторов на развитие малого предпринимательства и уровень приближения фактических показателей к целевым индикаторам.

5-й этап. Расчет интегральных показателей качества развития малого предпринимательства, эффективности использования ресурсов, делового климата для малого предпринимательства, социальной эффективности малого предпринимательства, эффективности деятельности объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

6-й этап. Расчет интегрального показателя уровня развития малого предпринимательства и эффективности реализации целевых программ поддержки малого предпринимательства.

7-й этап. Разработка управленческих решений по повышению эффективности использования бюджетных средств, направленных на поддержку развития малого предпринимательства, и повышению результативности целевых программ поддержки и развития малого предпринимательства.

Проведенный ретроспективный анализ финансирования целевых программ поддержки и развития малого предпринимательства в г. Новосибирске выявил определенные проблемы реализации изложенного выше методического подхода к оценке их результативности.

Необходимо отметить, что впервые основные направления развития предпринимательства в г. Новосибирске на 1997—1998 гг. были утверждены постановлением мэра от 15.08.1997 № 757. Однако за одиннадцать лет поддержки малого предпринимательства ОМСУ не могли оценить реальную отдачу от проведенных мероприятий, так как

Таблица 3

Шкала качественной оценки эффективности реализации целевых программ

интегральный показатель эффективности реализации целевой программы (э), % степень эффективности реализации целевой программы возможные управленческие решения

80-100 Высокая Рекомендовать полное финансирование целевой программы в текущем финансовом году

60-80 Хорошая Рекомендовать сохранить прежний уровень финансирования целевой программы в текущем финансовом году. При этом необходимо обоснование финансирования (необходимость завершения начатых мероприятий, высокая степень обоснованности запрашиваемых объемов бюджетных средств)

30-60 Удовлетворительная Рекомендовать сохранить прежний уровень финансирования целевой программы в текущем финансовом году, при условии ее доработки в течение 6 месяцев

0-30 Неудовлетворительная Рекомендовать досрочно прекратить реализацию целевой программы или провести доработку целевой программы с временным приостановлением финансирования расходов

действующее законодательство на муниципальном уровне в г. Новосибирске не регламентирует методику оценки эффективности реализации городских целевых программ в целом и программ развития и поддержки малого предпринимательства в частности.

Анализ исполнения целевых программ развития и поддержки малого предпринимательства в г. Новосибирске за 2004—2007 гг. показал, что в 2004 г. объем финансирования программы «Развитие и поддержка малого предпринимательства в г. Новосибирске на 2003—2004 гг.» составил лишь 8 % (при плановом объеме финансирования из городского бюджета в размере 1,2 млн руб. фактическое финансирование составило 0,1 млн руб.) (см. табл. 4).

Следует отметить, что программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства в г. Новосибирске на 2003—2004 гг.» не содержала информации о требуемых объемах финансирования программы в целом и с разбивкой по годам с указанием источников финансирования, что противоречит «Положению о порядке разработки, принятия и контроле за исполнением плана социально-экономического развития города Новосибирска», утвержденного решением городского Совета от 17.11.1999 № 277.

В 2005 г. на реализацию программы «Развитие и поддержка малого предпринимательства на 2005— 2007 гг.» в бюджете г. Новосибирска было предусмотрено 1,2 млн руб., что соответствовало паспорту программы, однако фактическое финансирование составило 1,0 млн руб., или 83,3 %. В 2006 г. было предусмотрено 2,5 млн руб., профинансировано 1,9 млн руб., недофинансирование составило 24 %. И

только в 2007 г. выявлено 100 %-ное финансирование программных мероприятий (см. табл. 4).

Паспортом целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в г. Новосибирске на 2008—2010 гг.» предусмотрено существенное увеличение объема бюджетного финансирования — до 19,2 млн руб., что превышает фактический объем бюджетного финансирования в 2005—2007 гг. в 3,6 раза. При этом в проекте бюджета г. Новосибирска бюджетные ассигнования на финансирование указанной программы в 2008—2010 гг. составили 37,2 млн руб. и превысили показатели паспорта программы в 1,9 раза. Эта ситуация объясняется общегосударственной политикой поддержки малого и среднего предпринимательства, причем в условиях финансового кризиса ставка опять сделана на малый бизнес.

Как показывает анализ практики управления государственными и муниципальными финансами, часто именно рост бюджетного финансирования (затрат) приводит к более интенсивному увеличению полезного эффекта, что проявляется и в развитии малого предпринимательства . В связи с этим при оценке эффективности реализации программ поддержки и развития малого предпринимательства нужно говорить:

1) о достижении максимального результата при заданном ограниченном уровне бюджетных ресурсов;

2) о достижении минимального расхода бюджетных ресурсов при заданном уровне конечного результата.

Выполнение указанных требований можно считать условием эффективности деятельности

Таблица 4

Исполнение целевых программ «Развитие и поддержка малого предпринимательства в г. Новосибирске» в 2004—2007 гг. и бюджетные ассигнования на плановый период 2008—2010 гг., млн руб.

Наименование программ Годы Объем финансирования из бюджета города по паспорту программы, млн руб. План финансирования из бюджета города, утвержденный Решением о бюджете, млн руб. Фактическое исполнение, млн руб. Исполнение, %

«Развитие и поддержка малого предпринимательства в г. Новосибирске на 2003—2004 гг.» 2004 г. Не указан 1,2 0,1 8,3

«Развитие и поддержка малого предпринимательства на 2005-2007 гг.» 2005 г. 1,2 1,2 1,0 83,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2006 г. Не указан 2,5 1,9 76,0

2007 г. Не указан 2,5 2,5 100,0

«Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске на 2008-2010 гг.» 2008 г. (план) 6,0 15,0 — —

2009 г. (план) 6,4 15,4 — —

2010 г. (план) 6,8 6,8 — —

ОМСУ и реализации программ поддержки и развития малого предпринимательства, так как они гарантируют максимальный результат при минимальных затратах с учетом ограничений по целям и финансовым ресурсам. Соответственно деятельность ОМСУ может быть признана эффективной, если выявлено соответствие бюджетных расходов и достигаемых с их помощью результатов конкретным целям, которые определены при разработке программ поддержки малого и среднего бизнеса.

Проведенный анализ исполнения целевых программ поддержки малого предпринимательства в г. Новосибирске выявил их недофинансирование, что не позволило достичь целевых индикаторов (табл. 5).

Программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства в г. Новосибирске на 2005-2007 гг.» содержала лишь три количественно выраженных целевых индикатора, позволяющих оценить эффективность реализации программы:

— увеличение количества малых предприятий в 2007 г. до 30 тыс.;

— увеличение численности работников, занятых на постоянной основе в малом предпринимательстве, до 140 тыс. чел.:

— увеличение вклада малых предприятий в общий объем продукции, произведенной в городе, до 60 млрд руб. в ценах соответствующего года.

Остальные ожидаемые конечные результаты указанной программы представлены следующими программными мероприятиями: создание новых рабочих мест, насыщение товарного рынка конкурентоспособной продукцией и услугами местного производства, увеличение налогооблагаемой базы

Таблица 5

Оценка результативности целевой программы «Развитие и поддержка малого предпринимательства в г. Новосибирске на 2005—2007 гг.»

и пополнение бюджета г. Новосибирска, развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, поддержка приоритетных направлений развития малого предпринимательства.

Интегральный показатель эффективности реализации программы поддержки малого предпринимательства, рассчитанный по формуле (1), составил 80,7 %, т. е. можно говорить о высокой эффективности исследуемой программы (см. табл. 3). Однако в соответствии с формулой (2) интегральный показатель комплексной оценки эффективности реализации целевой программы равен 0, т. е. исследуемая программа может быть признана неэффективной. Учитывая, что объем финансирования программы из бюджета г. Новосибирска за 2005-2007 гг. составил 87,1 %, считаем обоснованным применение формулы (1) к оценке эффективности реализации целевой программы «Развитие и поддержка малого предпринимательства в г. Новосибирске на 2005-2007 гг.», так как определенные результаты при реализации программы были получены.

В заключение отметим, что повышение эффективности управления общественными финансами, в том числе оптимизация бюджетных расходов, декларируются сегодня Правительством РФ как одно из условий роста конкурентоспособности национальной экономики. Оптимизация бюджетных расходов предполагает оценку соотношения затраченных средств и полученных результатов, а также оценку соответствия этих результатов поставленным целям. Важнейшим механизмом обеспечения решения данной задачи становится программно-целевой метод бюджетирования, ориентированный за счет применения проектных подходов на управление конечными результатами.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2008 № 1313-р утверждены показатели, рост которых свидетельствует об эффективности деятельности ОМСУ в сфере развития малого и среднего предпринимательства: число субъектов малого предпринимательства в расчете на 10 тыс. чел. населения; доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций. Указанные показатели рассматриваются в совокупности с показателем расходов бюджета муниципального образования на развитие и поддержку малого предпринимательства, в том числе в расчете на одно малое предприятие муниципального образования и одного жителя муниципального образования, и

Показатель инди- Фактическое Уровень

катор значение на 01.01.2008 достижения индикатора, %

Количество малых 30000 23 727 79,1

предприятий, ед.

Численности работ- 140000 107 533 76,8

ников, занятых на

постоянной основе

в малом предпри-

нимательстве, чел.

Общий объем 60000 52 031,9 86,1

продукции, произ-

веденной малыми

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предприятиями,

млн руб.

характеризуют уровень развития малого предпри- 2. нимательства и его роль на рынке труда, включая решение проблемы безработицы, а также позволяют дать оценку эффективности и достаточности мер, принимаемых органами местного самоуправ- 3. ления, по стимулированию предпринимательской активности широких слоев населения.

Таким образом, для обеспечения результативности целевых программ поддержки малого 4. предпринимательства необходимо детально проработать систему индикативного планирования и управления выполнением программ, что позволит ОМСУ контролировать ход программных 5. мероприятий и вырабатывать решения в случае возникновения несоответствия между целевыми индикаторами и фактическими показателями развития малого предпринимательства в муници- 6. пальном образовании.

Список литературы

Баранова И. В. Взаимосвязь эффективности деятельности органов власти и развития малого бизнеса в регионе // Вестник Томского гос. университета. 2008. № 12. С. 154-157. Бокун Н. Ч. Проблемы измерения результатов деятельности субъектов малого и среднего бизнеса // Вопросы статистики. 2007. № 11. С. 32-38.

Интегральные показатели развития малого предпринимательства. / Буев В. В., Мигин С. В., Смирнов Н. В., Шамрай А. А., Шестоперов А. М. М., 2007. 46 с. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учеб. пособие. Под ред. В. Я. Гор-финкеля, В. А. Швандара. Изд 3-е., перераб. и доп. М: ЮНИТИ — ДАНА, 2007. 495 с. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.09.2008 № 1313-р «О реализации Указа Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» (вместе с «Методикой мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»).

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЕТСЯ ВАМ ВСЕГО В 3 894 РУБЛЕЙ!

При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства) предусмотрены скидки

Источники: Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации – наша приоритетная задача–Т.: Узбекистан, – 72 с. На узб. и рус. языках
Мирзиёев Ш.М. Критический анализ, жесткая дисциплина и персональная ответственность должны стать повседневной нормой в деятельности каждого руководителя. — Т.: «Узбекистан”, 2017. – 104 с.
Арипов О.А. Государственное регулирование малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане. / Монография. — Т.: «Фан», 2012. – 272 с.
Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием дополнительных мер по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата» // Народное слово. 29 декабрь 2016 г., №258 (6693)
Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству» УП-4455 от 18 июля, 2012 года
Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан» УП-4609 от 7 апреля, 2014 года
Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата» УП-4848 от 5 октября, 2016 года
8. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему упрощению процедур и ускорению реализации объектов государственной собственности для использования в предпринимательских целях» УП-4933 от от 17.01.2017 г // Сборник Законов РУ. – 2017. – № 3(41).
9. Постановление Президента Республики Узбекистан от 01.02.2017 г. № ПП-2750, «О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов оказания государственных услуг субъектам предпринимательства» // Народное слово. – 2017. – № 24(6688).
Постановление Президента Республики Узбекистан от 10.02.2017 г. № ПП-2768, «О создании Гарантийного фонда развития малого предпринимательства». Сборник Законов РУ. . URL: https://nrm.uz/contentf?doc=492400_postanovlenie_prezidenta_respubliki_uzbekistan_ot_10_02_2017_g_n_pp-2768_o_sozdanii_garantiynogo_fonda_razvitiya_malogo_predprinimatelstva.
Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». УП-4947 от 7 февраля 2017 года
Sputniknews. . URL: http://ru.sputniknews-uz.com/economy/20170601/5535695/Proficit-budjeta.html.
Аналитическая информация об индексах цен в Республике Узбекистан за 2005–2016 годы. Stat. . URL: https://stat.uz/ru/press-tsentr/novosti-komiteta.
Sputniknews-uz. . URL: http://ru.sputniknews-uz.com/economy/20170928/6408341/ABR-prognoz-rosta-VVP-Uzbekistana.html.
Sputniknews-uz. . URL: http://ru.sputniknews-uz.com/economy/20171024/6644496/ebrr-uzbekistan-malii-biznes.html.

Программы поддержки бизнеса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *