Трик-шот
В последний путь ее провожали полтора десятка человек. В храм иконы Божией Матери «Отрада и утешение», что на Ходынском поле, где проходило отпевание, пришли лишь несколько соседей, дальние родственники, пара коллег и единственный внук, который был для Наталии РЫЧАГОВОЙ светом в окошке. В советское время популярность актрисы не знала границ. Она проснулась знаменитой, еще учась в школе, когда снялась в фильме «Васек Трубачев и его товарищи». Потом последовали ленты «Про Клаву Иванову», «Море в огне», «Переступи порог», ну и, конечно, «Офицеры», где Наталья сыграла роль Маши Белкиной, навсегда ставшей ее визитной карточкой. А потом про Рычагову все забыли. О ее смерти не написала ни одна газета. Между тем последние годы жизни поистине народной актрисы были омрачены безденежьем, болезнями, потерей самых близких людей.
Похороны Наталии Рычаговой организовывала ее соседка — искусствовед Лидия Тимченко. После смерти дочери Маши и мужа, артиста Алексея Инжеватова, Наталия Сергеевна жила вдвоем с внуком-школьником. 15-летний парень утром ушел на учебу, а когда вернулся, обнаружил бездыханное тело.
— Взволнованный Сережа позвонил мне на работу и сказал, что бабушка не дышит, — вспоминает Тимченко. — Я сразу приехала, но ничем помочь не смогла. Деньги на похороны собирали всем миром: помогли жильцы нашего дома, Гильдия киноактеров и родственники покойной из Калуги. Соседка очень расстроилась, что ритуальный агент, которая устраивала прощание с актрисой, оказалась недобросовестной. В последний момент выяснилось, что дама не организовала гражданскую панихиду и не позаботилась, чтобы лицо покойной загримировали. Поэтому тело Наталии Сергеевны полностью накрыли саваном. — У нас вполне хватило бы денег, чтобы за это заплатить, — тяжело вздыхает Тимченко. — Получается, из-за халатности агента мы провожали нашу Наташеньку совсем не так, как она этого достойна. Согласитесь, актриса — это почти что государственный человек.
Любовь на картошке
Вообще-то становиться артисткой дочь известного советского художника-пейзажиста не собиралась. Маленькая Наташа с замиранием сердца смотрела фильмы, но и подумать не могла, что когда-нибудь сама станет кинозвездой. Однажды в школу, где училась девочка, пришел режиссер Илья Фрэз. Он искал юные таланты для будущего фильма «Васек Трубачев и его товарищи». Жизнерадостная ученица настолько приглянулась постановщику, что он тут же позвал Рычагову на роль Нюры Синицыной. Успех картины натолкнул Фрэза на мысль снять продолжение, в котором снова блеснула наша героиня. Увидев, что дочка делает успехи, родители решили записать ее в театральную студию, где Наташа занималась до окончания школы. Потом она поступила во ВГИК, где встретила будущего мужа, любовь к которому пронесла через всю жизнь. — В студенческие годы Рычагова была обворожительной романтичной девочкой, этакой Наташей Ростовой, — рассказала ее однокурсница, актриса Екатерина Васильева. — Целеустремленная, нравственная, принципиальная, въедливая. И это несмотря на хрупкость и маленький рост. Немудрено, что Леша Инжеватов в нее тут же влюбился — их роман начался на первом курсе, когда мы поехали на картошку. Другой однокурсник Рычаговой и Инжеватова — актер Валерий Рыжаков хорошо запомнил их свадьбу. — Они первыми на нашем курсе решили пожениться, — рассказывает Валерий Николаевич. — Мы все завидовали белой завистью, насколько беззаветно они любили друг друга. На торжестве в Доме художника, а потом и у Рычаговой дома гуляли всем миром. Наша серьезная Наташа, недавний делегат съезда комсомола, которая докладывала ребятам, что увидела и за что голосовала, вмиг перевоплотилась в веселую невесту. Так хорошо, что они прошли рука об руку всю жизнь.
Через год после окончания ВГИКа, в 1968 году, у пары родилась дочка Маша. С появлением на свет малышки Наталия не стала меньше сниматься. Наоборот, счастливое событие настолько вдохновило молодую актрису, что именно в конце 60-х — начале 70-х она сыграла свои лучшие роли.
Неудачный брак дочки
Любую свободную минуту Рычагова посвящала дочке. Порой ее материнские чувства лились через край. Еще до школы дочка начала играть на фортепиано, а затем поступила в музыкальную школу при консерватории. Мама заставляла Машу по четыре часа кряду заниматься. Увы, это не прошло бесследно. Незадолго до выпускного девушка «переиграла руки». (Заработала профессиональную болезнь пианистов, при которой из-за сильных болей играть невозможно.) На блестящей карьере был поставлен крест.
Девушка поступила во ВГИК. Но не на актерский, а на киноведческий факультет. После окончания института осталась работать на кафедре методистом. В 1994 году вышла замуж. Избранником дочки популярных артистов стал парень из подмосковного Протвино Андрей Камболов. Говорят, родителям невесты он сразу не понравился, но те смирились с выбором единственной кровиночки. Соседка Рычаговой рассказала, что зять мечтал прописаться к ним, но артисты не спешили этого делать. Хотя настояли, чтобы молодая семья жила вместе с ними в «трешке» на Верхней Масловке. Тем более что спустя год после свадьбы родился внук Сережа. В лихие 90-е всю разросшуюся семью тянул Алексей Инжеватов. Он нашел себя в озвучании сериалов. Например, его голосом «разговаривал» злодей Леонсио в телеэпопее «Рабыня Изаура». Затем работал над дубляжом многосерийки «Богатые тоже плачут» и многих других популярных картин.
— Когда внуку Сереже исполнилось десять, его отец Камболов ушел из семьи, — рассказывает Лидия Тимченко. — Все вздохнули с облегчением. Громом среди ясного неба для Рычаговой и Инжеватова стала тяжелая болезнь дочки. После развода у нее обнаружился некроз поджелудочной железы. Молодая женщина оказалась на грани жизни и смерти. К счастью, медики вытащили ее с того света. На этом злоключения не закончились. Спустя несколько лет у Марии случился инсульт. Она снова слегла. И, не сумев побороть тяжелый недуг, ушла из жизни. Ей было всего 38. — Для родителей смерть Маши стала сильнейшим ударом, — рассказывает Валерий Рыжаков. — Чем мог, я помогал им с похоронами. Было страшно видеть в гробу молодую симпатичную женщину. Опеку над внуком пенсионеры взяли на себя. Как рассказали соседи, после ухода из жизни бывшей жены Камболов перестал интересоваться сыном. В родном Протвино он женился на даме с ребенком и в Москве почти не появлялся.
На семи ветрах
После смерти дочери Алексей Инжеватов все чаще стал жаловаться на здоровье. В середине 2008 года Алексей Николаевич и вовсе потерял последние силы. — Он практически был прикован к постели, — рассказывает соседка. — За ним ухаживала жена, хотя и сама часто хворала. При всей своей немощи она все-таки находила силы заботиться о супруге. Но восемь месяцев назад его не стало. Когда у человека, который и сам-то болен, вдруг умирает близкий, за которым ты ухаживаешь, теряется последняя надежда. Вот у Наташи все и рухнуло в одночасье. Похоронив Алешу, она махнула на себя рукой. Хотя часто жаловалась на сердце, головные боли и проблемы с пищеварением, но к врачам не ходила. А 14 мая ее не стало.
— Наташа — персонаж из другой жизни, — рассказал на похоронах Валерий Рыжаков. — Несмотря на болезни, бедственное материальное положение, она никого не беспокоила. Наверное, стеснялась обращаться за помощью. Такие люди уходят тихо именно потому, что они, как в пушкинских строках: «Средь новых поколений докучный гость». Сейчас главное внимание друзей и близких приковано к Сереже, внуку Наталии Сергеевны. — Ему только 16 исполнится, — говорит Рыжаков. — А остался без мамы, дедушки и бабушки. Трагическая персона. Его Бог посетил: за несколько лет Сережа потерял всех. По поводу его отца ничего сказать не могу. Но когда Мария была жива, она не хотела, чтобы мальчик, если ее не станет, оставался с ним. Сейчас всем понятно: Сережа стоит на пороге тяжелейшей жизни, ему понадобится защита — и моральная, и материальная. У мальчика никого нет, он открыт семи ветрам. Я вас прошу, держите на заметке этого парнишку, ему нужна помощь.
Фото Руслана ВОРОНОГО