Семейные принципы в семье

Библиографическое описание:



В статье рассмотрены социологический и специальный (юридический) аспекты понимании семьи. Поднимаются вопросы поиска оптимальных форм и методов правового регулирования семейных отношений. Анализируются вопросы правового регулирования брачно-семейных отношений и необходимость в легальном закреплении понятия «семья» в Семейном законодательстве.

Ключевые слова: методы правового регулирования семейных отношений, понятия «семья», социально-правовые категории, единообразие судебной практики, правовое регулирование

Социальная и личностная роль семьи и брака в сочетании с особенностями брачно-семейных отношений, разнообразием их регуляторов, предопределяют их изучение в рамках различных отраслей научного знания. Понимание указанных категорий и подходы к их изучению преломляются через призму соответствующей науки, коррелируют с ее предметом и задачами проводимых в ней исследований.

В брачно-семейных отношениях социальная и личностная роли взаимосвязаны, поэтому сфера семьи и брака подвержена не только, правовому регулированию, но и воздействию иных социальных регуляторов. В юридической литературе при характеристике семьи и разработке ее определения не редко указываются и другие, не подпадающие под правовое регулирование признаки.

Суждение о том, что семья проявляется в подверженной законодательному регулированию совокупности общественных связей между людьми в целом выглядит обоснованным.

Так, дореволюционные правоведы рассматривали семью как союз лиц, связанных браком, а также лиц, происходящих от этого , при этом оговаривали, что в основе семьи лежит физиологический момент (этим, в свою очередь, определяется элементарный состав семьи, соединение мужчины и женщины); физический и нравственный склад семьи создается помимо права, а юридический элемент необходим и целесообразен в области имущественных отношений членов семьи .

В советской литературе по семейному праву также обращалось внимание на многогранный характер брачно-семейных отношений, причем встречались разнообразные дефиниции понятия «семья». Так, в одном из учебников по семейному праву семья была охарактеризована как «сложный комплекс естественно-биологических, психологических, духовных, материальных связей, при этом указано, что далеко не во всех своих элементах они подвергаются правовому регулированию» .

В связи с разнообразием подходов к определению понятия «семья» даже в юридическом аспекте в разных отраслях права отсутствует ясность в данном вопросе. Существование данной проблемы привело к отсутствию единого определения, характеризующего семью в российском семейном законодательстве. Одни авторы считают необходимым разработку и законодательного закрепления понятия семьи, которое бы имело общеотраслевое определение, другие отрицают эту необходимость, обосновывая ее многообразием критериев, характеризующих семью.

Автор статьи придерживается мнения, согласно которому существует необходимость в легальном закреплении понятия «семья», с учетом сущности и содержания данной социально-правовой категории. В целом законодательное определение понятия «семья» в Семейном кодексе будет способствовать единообразию судебной практики при разрешении дел в рассматриваемой сфере, что в свою очередь направлено на охрану и защиту семьи и брака. Существует также позитивный зарубежный опыт закрепления признаков данного понятия в семейном законодательстве. В частности, признаки семьи законодательно определены в статье 3 Семейного кодекса Украины.

В. А. Рясенцев выделял два аспекта в понимании семьи: социологический (как характеризующийся общностью жизни и интересов союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей в семью на воспитание) и специальный (юридический), где под семьей понимается круг лиц, которые связаны правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия на воспитание в целях укрепления и развития семейных отношений . Тем не менее, в понимании семьи нет необходимости в жестком разграничении социальной и правовой аспектов, а напротив необходимо рассматривать их в органичной взаимосвязи.

С учетом указанных выше оснований возникновения семьи, а также её содержательного проявления через общность жизни и интересов, наличие семейных прав и обязанностей, следует признать в целом обоснованным подход профессора Р. П. Мананковой, а также данное ею определение искомого понятия: семья — это малая социальная группа, основанная на браке, родстве, усыновлении и иных формах принятия детей на воспитание, связанная общностью жизни, а также семейными правами и обязанностями .

По мнению автора статьи, указанное определение может быть использовано на законодательном уровне при его дополнении, а именно в указании на то, что семья находится под охраной и защитой государства. Данное дополнение в полной мере согласуется с конституционными нормами Российской Федерации и положениями современного международного права, а также отражает основные идеи самого Семейного кодекса Российской Федерации. Заметим, что, во-первых, охрана осуществляется при помощи правовых норм, зафиксированных, как правило, в законе, и благодаря защите членов семьи, и, во-вторых, данный общий признак семьи может конкретизироваться, с учетом таких факторов, как полнота семьи (отсутствие одного из родителей), многодетные семьи, и др. При этом, применительно к российской правовой системе речь идет о традиционной семье.

Следует обратить внимание на то, что в правовой науке обсуждался вопрос о возможности рассматривать семью в качестве субъекта права . Между тем, важно учитывать, что семейными правами и обязанностями обладает не семья в целом, а ее члены. Юридически значимые действия также вправе совершать обладающие правоспособностью и дееспособностью конкретные члены семьи, они же могут нести и юридическую ответственность. И в этой связи, как обоснованно отмечается в специальной литературе, следует вести речь не о правосубъектности семьи, а правовом статусе ее членов, так как семья не субъект права, а объект правовой охраны .

Обобщение позитива доктринальных разработок позволяет охарактеризовать семью как находящуюся под охраной и защитой государства малую социальную группу, основанную на браке, родстве, усыновлении и иных формах принятия детей на воспитание, связанную общностью жизни, а также семейными правами и обязанностями.

Семья как социально-правовая категория и важнейшая для общества и государства ценность нуждается в законодательном определении, отражающем основания её возникновения, сущность и основное содержание. Таким образом, перед наукой семейного права стоит задача поиска оптимальных форм и методов правового регулирования семейных отношений, с тем, чтобы содействовать выполнению семьёй её социальных функций.

Литература:

1. См., например.: Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). М., 1995. С. 406;

2. Там же;

3. Советское семейное право: Учебник / Под ред. В. А. Рясенцева. М., 1982. С. 5 (автор главы — В. Ф. Яковлев);

4. См.: Советское семейное право / Под ред. В. А. Рясенцева. М., 1982. С. 42–43;

5. См.: Мананкова Р. П. Пояснительная записка к концепции проекта нового Семейного кодекса Российской Федерации // Семейное и жилищное право. 2012. № 4. С. 26–41;

Основные термины (генерируются автоматически): правовое регулирование, семья, общность жизни, понимание семьи, брак, отношение, Российская Федерация, легальное закрепление, малая социальная группа, семейное законодательство.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Приоритет семейного воспитания детей как принцип семейного права»

Актуальность темы исследования.

Преобразования общественного устройства в современной России естественным образом сопровождаются обновлением национального законодательства, в том числе касающегося семейных отношений. Как закономерное следствие этого процесса, произошла также замена одних правовых принципов, определявших содержание социалистического права, другими, соответствующими обществу переходного периода.

В связи с этим приобрело чрезвычайную актуальность изучение принципов нового российского права. За последние годы научными исследованиями этой правовой категории пополнились и общая теория права, и отраслевые юридические науки1.

В последние десятилетия возникла и развивается идея междисциплинарного, комплексного, системного изучения человека, его места и роли в природной и социальной среде в условиях глобально усложняющейся жизнедеятельности современного человечества3. Подобный подход позволяет привлечь для изучения проблем социализации детей научные знания различных отраслей гуманитарных наук: социологии, демографии, этнографии, педагогики, психологии и др. В диссертации предпринята попытка доктринальной оценки взаимоотношений между поколениями, установить критерии оценки эффективности социализации детей и подростков с использованием указанного подхода, основанного на междисциплинарной кооперации всех наук о человеке и обществе4.

Дети — это будущее любой нации, ее социо-культурная ценность, вне зависимости от географической, религиозной, социально-культурной принадлежности5. Поэтому проблема обеспечения подрастающему поколению необходимых правовых условий и гарантий их полноценной и гармоничной

3 Данная познавательная парадигма еще не получила всеобщего признания, тем не менее используется в ряде исследовательских направлений, в частности, в таком многопрофильном центре как институт человечества РАН. Одним из его структурных подразделений является Лаборатория семейного воспитания, изучающая не только отдельные проблемы воспитательного характера, но воспитательный потенциал современной российской семьи в целом, (см.: Филонов Г.Н. Социальная педагогика: сопряжение наук о человеке // Педагогика. 1996. №6. С. 35).

4 Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. С. 243.

5 Там же. С. 243. жизни является главным условием существования общества. В настоящее время этот курс, наиболее фундаментально представленный в Конвенции ООН о правах ребенка6, поддерживает большинство государств мира. Государства-участники, подписавшие данный правовой документ, обязаны содействовать тому, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют, что это необходимо в интересах ребенка.

Принцип приоритета семейного воспитания, закрепленный в п. 3 ст. 1 СК РФ, предоставляет каждому ребенку право жить и воспитываться в семье, в социальной среде, наиболее подходящей для становления его личности. Этот принцип государство ставит во главу угла при формировании курса своей социальной и правовой политики.

Семья призвана исполнять функции рождения детей, их содержания и воспитания в целях интеграции ребенка в общество, его адекватной социализации.

Негативные процессы социального, экономического, политического характера, происходящие в России с 90-х годов XX столетия, породили глубокий кризис семьи как института воспитания детей. Распространилась пагубная тенденция вытеснения ребенка из кровной семьи. Феномен социального сиротства принял поистине угрожающие масштабы7. В этой связи возросло значение институтов усыновления, опеки (попечительства) над несовершеннолетними, приемной семьи. Данные формы семейного устройства используются для замещения утраченных кровно-родственных и социально-психологических связей.

Семейный кодекс РФ определил основные принципиальные подходы к регулированию отношений, возникающих из юридического факта воспитания и содержания ребенка как в биологической семье, так и через иные фор

6 Конвенция ООН о правах ребенка. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 45. Ст. 955.

7 Социальное сиротство в современной России. Аналитический доклад / Под общ. ред. А.А. Реана. М., 2002. мы семейного воспитания. Вместе с тем, в условиях изменившегося законодательства, фактически передавшего государственные полномочия в сфере осуществления принципа приоритета семейного воспитания субъектам федерации и муниципальным образованиям, правовые предпосылки его осуществления претерпели ряд изменений. Современные тенденции защиты прав несовершеннолетних на семью требуют их качественного осмысления, без которого трудно определить общую целевую направленность и содержание данной работы.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют об актуальности исследования всей системы семейно-правовых принципов, и особенно тех из них, которые специально предназначены для реализации объективно существующих закономерностей жизнедеятельности общества в сфере рождения и социализации детей. Имеются в виду, прежде всего, принципы приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних, гуманного обращения с ними. Перечисленные обстоятельства повлияли на выбор темы для диссертационного исследования.

Степень разработанности темы. В последнее время исследованию института семейного воспитания уделяется достаточно много внимания. Потребность в этом появилась еще в советский и перестроечный период, когда вышли в свет работы Свердлова Г.М., Пергамент А.И., Тадевосяна B.C., Во-рожейкина Е.М., Ершовой Н.М., Нечаевой A.M.8 Многие концептуальные положения, высказанные авторами, сохранили свое значение до сих пор. Вместе с тем, данные исследования были основаны на законодательстве, действовавшем в совершенно иных социально-экономических и политических условиях. Кардинальные изменения социально-экономической и политичео

Свердлов Г.М. Семейное право европейских стран народной демократии. М., 1960; Пергамент А.И. Ответственность родителей за воспитание детей // Проблема совершенствования советского законодательства. М., 1981. С. 151-167; Тадевосян B.C. Ответственность родителей за воспитание детей // Советское государство и право. 1965. № 12; Ворожейкин Е.М. Семейные правоотношения в СССР. М., 1972; Ершова Н.М. Правовые вопросы воспитания детей в семье. М., 1971; Нечаева A.M. Семья и брак. М., 1980. ской жизни нашего государства повлекли множество отрицательных последствий во всех сферах жизнедеятельности. На этом фоне сформировался и достиг своего апогея феномен детского неблагополучия, получивший качество национальной трагедии. Правоприменительная практика нового гражданского и семейного законодательства, регулирующего правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявила ряд новых факторов, нуждающихся в научном исследовании. Именно они привлекают внимание специалистов по проблемам детства. За период с 1990 года и по настоящее время появляется значительное число научных работ9.

В науке семейного права категория принципов исследована недостаточно. Первые немногочисленные работы, посвященные ее анализу, как представляется, не позволяют пока создать целостной теории семейно-правовых принципов. Существенным вкладом в ее формирование можно считать работу Шерстневой Н.С., представляющую основательное доктри-нальное объяснение социального и правового содержания, прежде всего, группы принципов, составляющих «основные начала»10.

Необходимость дальнейших научных разработок в этом направлении обусловили, в частности, цели и задачи настоящего диссертационного исследования.

Научная новизна. Диссертация является одной из первых работ по теории принципов семейного права. В ней впервые представлено междисциплинарное исследование сущности принципа приоритета семейного воспитания детей и направлений его реализации в условиях современной России.

Объектом исследования в диссертации являются основные начала правового регулирования процесса социализации в условиях кризиса семьи и детства в современной России, механизм реализации принадлежащего детям

10 Шерстнева Н.С. Принципы семейного права. М., 2004. личного неимущественного права на проживание и воспитание в семье, а также национальная государственно-правовая модель обеспечения этих прав.

Предмет исследования — воспитательный потенциал современной российской семьи, взаимосвязь между воспитанием в семье и в других социальных группах, сознательные усилия семьи и общества по социализации подрастающего поколения, преимущества семейного воспитания, семейно-правовые формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, взаимосвязь личности с социальной средой (формирование личности средой, ее социализация, социальная поддержка и защита личности, социальные изменения в мире и в России, как части этого мира): феномен кровного роди-тельства: отцовства и материнства, а также замещающей семьи, в которой детей воспитывают другие лица.

Положения, выносимые на защиту.

1. В Семейном кодексе должны найти адекватное отражение научные положения о благотворности семейного воспитания для дошкольников, о равной ответственности за надлежащее воспитание детей всех агентов социализации — семьи, школы, других учреждений. Для этой цели в формулировке принципа приоритета семейного воспитания необходимо сместить акцент с термина «приоритет», подразумевающего преобладание семейного воспитания над общественным, на термин «преимущество», отражающий достоинства первичной социализации малолетнего в семейных условиях, подчеркнуть органическую связь семейного воспитания с общественным.

2. Представляется необходимым создать дополнительные правовые гарантии защиты ребенка во всех тех ситуациях в которых он находится в определенной зависимости от взрослых. С этой целью принцип гуманного обращения с ребенком закрепленный в абз.2 п.1 ст. 65 СК РФ запрещающий родителям в процессе воспитания использовать способы, содержащие пренебрежительное , жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей, следует включить в число «основных начал» (ст. 1 СК) и придать ему качество междисциплинарного.

Тем самым будет создана предпосылка для гуманного воспитательного воздействия на детей не только родителей, но и лиц их заменяющих.

3. Ввести институт соопекунства, предполагающий нескольких опекунов, которые должны нести солидарную ответственность за свои действия. Это позволит более полно реализовать не только принцип приоритета семейного воспитания, но и по возможности сохранить для ребенка родственные связи.

4. Необходимо создать дополнительную возможность реализации принципа воспитания ребенка обоими биологическими родителями, поэтому во всех случаях установления внебрачного отцовства в суде, особенно для случаев предъявления иска предполагаемым отцом, в порядке досудебной подготовки дела к слушанию обязать органы опеки и попечительства выяснять возможность наделения родительскими правами предполагаемого отца, о которой должно быть составлено соответствующее заключение.

5. Предусмотреть возможность наделения родительскими правами отчимов (мачех), принимающих участие в воспитании ребенка. Данное нормативное положение позволит укрепить правовой статус указанных членов семьи добровольно возложивших на себя моральную ответственность за судьбу неродного ребенка. Кроме того такая норма станет логическим завершение предположения законодателя о возможном личном непосредственном участии отчимов (мачех) в семейном воспитании детей, отраженное в ст. 97 СК РФ об алиментной обязанности пасынков и падчериц.

6. Представляется целесообразным ввести в СК РФ главу «Меры социальной поддержки семейных форм устройства», в которых должен быть закреплен принцип равных правовых возможностей всех форм семейного воспитания на получение государственной социальной поддержки.

Цель: проанализировать теорию семейного воспитания и правовые возможности для реализации ее основных концептуальных положений в условиях кризиса семьи в современной России, выявить правовые возможности сохранить ценности и высокую значимость для общества и государства роли и семьи в социализации детей, определить роль каждого из родителей в становлении личности ребенка посредством специальных правовых гарантий.

Теоретические основы исследования. Диссертация написана на основе данных различных наук о детстве. В ней использованы труды как отечественных, так и зарубежных авторов — специалистов в области:

— детской этнографии (Мид М., Кон И.С., Косвен М.О., Романова О.);

— ювенологии (Мельникова Э.В., Павловский A.B.);

— психологии (Роджерс К., Адлер А., Эрикссон Э, Бауэр Т., Виникот К., Эльконин Б.Д., Аверин В.А., Ковалев В.А., Уайт Б.);

— психиатрии (Буянов М., Вроно Е.);

Законодательную основу диссертации составляют те международные и внутригосударственные нормативно-правовые акты, в которых содержатся положения, определяющие семейно-правовой статус ребенка, отражающие уникальное положение несовершеннолетних в обществе, возлагающие на взрослое население обязанность заботиться о благополучии детей, их качественном воспитании.

Речь идет о документах, принятых Лигой наций и ООН; Женевской Конвенции, принятой в 1924 году; Всеобщей декларации прав человека 1948 года; Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года; Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, а также о Конвенции ООН «О правах ребенка» 1989 года.

Что касается российского законодательства, то в диссертации подвергнуты научному анализу Конституция РФ, нормативно-правовые акты как федерального уровня (ГК, СК, УК, ГПК, Законы об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, национальный План действия в интересах детей, программа «Дети России», о приемной семье, Концепции национальной безопасности РФ 1997 г. и демографического развития РФ до 2015 года, утв. в 2001 году), так принятые в субъектах Федерации (Законы об опеке и попечительстве, о патронате, о защите прав ребенка, об учреждении должности Уполномоченного (комиссара) по правам детей, ведомственные нормативные акты, так или иначе касающиеся различных аспектов реализации права ребенка на преимущественное воспитание в семье).

Методологическую основу диссертации составили как общенаучные методы (системный, исторический, формально-логический), так и специфические методы тех отраслей наук, исследовательские результаты которых использованы в комплексном исследовании темы диссертации. Речь, в частности, идет о методах социологии (моделирования, экспертных оценок, отслеживания прессы, генетический), психологии, педагогики (аксиологический, системный, междисциплинарный), юриспруденции (историко-правовой, сравнительно-правовой, статистический, комплексного анализа).

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его данных для разработки спецкурса «Правовое обеспечение семейного воспитания» в педагогических вузах; дальнейшего совершенствования семейного законодательства, в том числе Федеральной семейной политики; практической деятельности уполномоченных (комиссаров) по правам детей; правоприменительной деятельности органов опеки и попечительства; правоохранительных органов.

Апробация результатов исследования:

— результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях, состоявшихся на юридическом факультете Ивановского Государственного Университета;

— на научно-практической конференции «Защита прав ребенка в современной России», Москва, октябрь 2003 г.;

— на научно-практической конференции «Законодательство о несовершеннолетних детях и региональная практика его применения», Иваново, ноябрь 2005г.;

— на первой Международной научно-практической конференции «Семья и право» , Москва, декабрь, 2005г;

— результаты опубликованы в статьях:

2. Принципы приоритета семейного воспитания детей и его реализация в современной России. / Семья и право (к 10-летию принятия семейного кодекса Российской Федерацией), Москва, 2005 г.;

3. Некоторые проблемы реализации принципа приоритета семейного воспитания. / Семейное и жилищное право, Москва, 2005 г., №4.

— материалы исследования использованы при формировании Концепции по защите прав детей Уполномоченным (комиссаром) по делам несовершеннолетних Ивановской области;

— работа послужила основой для спецкурса «Проблемы семейного воспитания», введенного в программу обучения студентов Шуйского Государственного Педагогического Университета.

Структуру диссертации составляют введение и 3 главы, состоящие из 9 параграфов.

Новая редакция Ст. 2 СК РФ

Семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, определяет порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Комментарий к Статье 2 СК РФ

В комментируемой статье говорится о предмете правового регулирования семейного законодательства или, другими словами, об отношениях, регулируемых семейным правом. Следует отметить, что легального (зафиксированного в норме закона) определения семьи нет. В то же время в законодательстве некоторых стран подобное определение есть. Так, ст. 59 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье предусматривает, что семья — это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.

Различают понятие семьи в социологическом и юридическом смыслах. В социологическом смысле семья — это объединение лиц, основанное на браке или родстве, связанное личными неимущественными и имущественными отношениями, взаимной поддержкой и воспитанием детей.

В юридическом смысле семья — это круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание. Семья в социологическом смысле может распасться в случае прекращения фактических брачных отношений, однако в юридическом смысле может сохраниться (например, супруги фактически не живут вместе, однако юридические права и обязанности существуют).

Как следует из комментируемой статьи, предметом семейного права, так же, как и гражданского, являются имущественные и неимущественные отношения. Однако в семейном праве имущественные отношения обладают определенной спецификой, поскольку не обязательно носят стоимостный характер. Так, при определении размера алиментов отсутствует взаимное соизмерение имущественных затрат, произведенных одним членом семьи в пользу другого. Точно так же при разделе общего имущества супругов при отсутствии брачного договора доли супругов признаются равными независимо от того, каков был фактический вклад каждого из супругов в приобретение этого имущества.

Что касается личных неимущественных отношений, то они также обладают определенными особенностями. Так, в отличие от гражданско-правовых отношений они формируются только между конкретными, строго определенными субъектами. Регулируемые семейным правом отношения неразрывно связаны с состоянием в браке или с родственными отношениями.

Хотя личные неимущественные отношения являются преобладающими в семейных отношениях, правом регулируется лишь их небольшая часть. Это объясняется тем, что основная часть этих отношений лежит вне пределов права и может регулироваться только нормами морали. Так, право по определению не может вмешиваться в лично доверительные отношения любви, дружбы, взаимного уважения и т.д. К тому же невозможно с помощью нормы права заставить одного супруга любить другого супруга.

Субъектный состав семейных правоотношений определен законом. В их число входят супруги, родители или лица, их заменяющие (усыновители, опекуны, попечители), дети (в том числе усыновленные), другие родственники (дедушка, бабушка, внуки, братья и сестры, отчим, мачеха, пасынок, падчерица) и в отдельных случаях — иные лица, прямо предусмотренные в нормах семейного законодательства. Права и обязанности, возникающие из данных отношений, неотчуждаемы и непередаваемы.

В предмет семейного права также включены отношения, связанные с определением формы и порядка устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Другой комментарий к Ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации

1. В ст.2 СК РФ определен предмет правового регулирования семейного законодательства. О порядке и условиях вступления в брак см. ст.10-15 СК РФ и комментарий к ним. О прекращении брака см. ст.16-26 СК РФ и комментарий к ним. О недействительности брака см. ст.27-30 СК РФ и комментарий к ним. Регулированию имущественных и неимущественных отношений между участниками семейных отношений посвящены разделы III, IV, V СК РФ. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в разделе VI СК РФ.

2. В российской правовой доктрине семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными, а также имущественными правами и обязанностями, основанными на браке, родстве и принятии детей на воспитание.

3. Статья 2 СК РФ устанавливает принцип неограниченного применения семейного законодательства к определенным участникам семейных отношений, которые прямо названы членами семьи — супругам, детям и родителям, усыновителям и усыновленным. Отношения между иными лицами регулируются семейным законодательством в случаях и пределах, установленных в нем. Это отношения между дедушкой (бабушкой) и внуками, родными сестрами и братьями, отчимом (мачехой) и пасынками (падчерицами), а также между опекунами, попечителями, приемными родителями, фактическими воспитателями, с одной стороны, и подопечными детьми — с другой.

Счастливую семью Вы можете создать за 1 секунду! Просто измените свое отношение к… отношениям в ней. Это под силу каждому.

Человек, принявший установку «Я создаю свою семью. Она — мое отражение”, освобождает себя, становится намного спокойнее, увереннее, счастливее.

Какую семью Вы создаете мысленно и действиями, такая она и есть.

И это здорово! Ведь все зависит только от Вас. С таким пониманием вещей Вы — не жертва, а Хозяин жизни!

Семья — зеркало души

Чтобы в семье царил лад, нужно взять на себя ответственность за все, что происходит в ней. Такая ответственность не предполагает никаких обязанностей. Она легкая, приятная, успокаивающая. Она констатирует факты:

  • семья — мое отражение,
  • я создаю отношения в ней,
  • в любой момент можно поменять характер отношений, изменив что-то в себе.

Все истинное просто! Психика — субъективное отражение объективной реальности. В этом понятии из учебника по общей психологии главным является слово «отражение”.

Внешний мир — отражение внутреннего мира.

Подойдите к зеркалу. Кого Вы видите? Себя?

А теперь посмотрите на Мир вокруг. Это все то же Вы. Это все ваше отражение. Ваша семья, взаимоотношения в ней — Вы.

Меняйте себя, если что-то не нравится во внешнем мире. Ведь Вы не станете, к примеру, причесывать отражение своих волос в зеркале, если оно отображает бардак на голове. Вы причешите волосы и зеркало вмиг отразит созданную вами новую лучшую реальность.

Если в семье нет порядка, возможно, пора «причесать” собственные мысли, слова, поступки?

5 принципов взаимоотношений в семье

Намного счастливее жизнь того человека, который привык обращаться к миру с вопросами:

  • Зачем я создал(а) такую ситуацию?
  • Для чего она мне?
  • Какой благоприятный урок извлечь?

Сравните с «Почему?” , «За что мне все это?”.

Вы создаете ситуации и взаимоотношения в семье. Они — не наказания, посланные свыше, а важные и нужные составляющие истинного «Я”.

Создавать гармоничные взаимоотношения в семье своими мыслями, словами, поступками помогают такие 5 принципов:

  1. Не навреди. Не делайте по отношению к семье того, чего не хотели бы получить в ответ сами. Не причиняйте вреда близким даже в мыслях. Если думаете, что рядом плохой человек, он таким и будет. Если знаете, что все домочадцы прекрасные люди, ваша семья счастливая и любящая. Даже если кто-то на Ваш взгляд поступает плохо, это не значит что он плохой. Поступок плох, но его причину ищите в себе.
  2. Искренность. Любая ложь, всевозможные ее формы разрушают отношения. Но имеет значение и то, как сказана правда. Нужно стараться преподносить правду близкому человеку с любовью к нему. Особенно в случаях, когда она может травмировать. Искренними должны быть также мысли и поступки.
  3. Не требовать, а принимать. Каждый в семье должен быть готов с радостью принять помощь, поддержку, заботу, уважение. Но требовать их от кого-то несправедливо. Как же тогда просить? Спокойно, предполагая, что могут и не дать.
  4. Служить. Не то же самое, что прислуживать/прислуживаться. Служить — делать что-либо во благо близкому, ради его развития. Делая что-то для родных, важно делать это с любовью к ним. Иначе можно нанести вред. Особенно это важно в вопросе приготовления пищи. Никогда не готовьте семье обед, думая о ком-то из них плохо, в негативном настроении. Лучше пусть семья останется голодной, чем примет «ядовитую” пищу.
  5. Верить. Основной принцип. Вера — самая мощная сила. Верьте в себя и каждого в семье. Просто верьте в то, что они лучшие, в совместное счастье, любовь. Верьте в то, что все в жизни каждого и семьи в целом всегда складывается наилучшим образом.

Очень важно с позиции «Семья — мое отражение” не перейти в крайность — эгоизм:

  • Я все могу, все решаю, все должны слушаться меня.
  • Я виноват во всех бедах семьи, потому что плохо отношусь к ним.

Это две крайние позиции одного и того же эгоизма.

Семья — это форма любви, предполагающая альтруистические поступки, но не исключающая истинного, разумного эгоизма.

Примеры взаимоотношений в семье

Принцип зеркального отражения действительности легко заметить во взаимоотношениях в семье. Самые близкие — лучшие учителя по жизни.

Чтобы было понятно, приведем несколько распространенных примеров взаимоотношений в семье:

  1. Если в семье есть Тиран. Пора прекращать быть Жертвой, учиться выстраивать личные границы, слушать и уважать себя.
  2. Если в семье Зависимый (игроман, наркоман, алкоголик, трудоголик, шопоголик и так далее). Нужно найти чем лично Вы себя отравляете и убиваете. От чего зависимы Вы? Отчего себя не любите? Отношения с Зависимым также нередко наблюдаются у инфантильных личностей.
  3. Если в семье Ребенок (инфантильная не по годам личность). Вы слишком властны, любите контролировать всех и вся. Просто обожаете воспитывать, наставлять и поучать. Дайте возможность Другому расти и развиваться самостоятельно!
  4. Если в семье Лжец. Вы часто обманываете сами себя. Начинайте ценить себя. Перестаньте подстраиваться под мир, подстраивайте его под себя.

Если Вы хотите глубже понять принцип гармоничных взаимоотношений в семье, рекомендуем крайне познавательные и практически полезные мастер-классы позитивного психолога А. Рябченко.

А в проекте Детская и семейная психология онлайн найдете семинары и курсы для родителей по развитию, воспитанию и обучению детей.

Приобретайте ценные знания бесплатно! Вы потартите время, но получите намного больше — счастливую , крепкую, идеальную для Вас семью!

Поделитесь своим мнением

Семейные принципы в семье

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *