Дом социального обслуживания населения

Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения и фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами

Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальных социально-бытовых услугах.

Порядок, условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения и пользования ими устанавливаются федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.

По определению, данному в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2008 г. № 160-ФЗ), социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ (в ред. от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» стационарное социальное обслуживание предусматривается для граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию здоровью в постоянном уходе и наблюдении. Это стационарные учреждения социального обслуживания: дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, дома-интернаты для детей с физическими недостатками, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей.

B этих учреждениях оборудуются помещения для проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, посильной трудовой деятельности и пр.

Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначены не только для проживания социально незащищенных лиц, но и для предоставления им медицинских и социальнобытовых услуг. Такие жилые помещения находятся в ведении органов системы социальной защиты населения и предназначены для:

• инвалидов;

• пожилых лиц;

• детей-инвалидов;

• детей-сирот;

• детей, оставшихся без попечения родителей;

• детей-инвалидов, нуждающихся в медицинской помощи, и других.

B соответствии со ст. 5 Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети- инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключенным органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности. Согласно ст. 12 указанного Закона граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на:

• обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;

• уход, а также первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания;

• сохранение занимаемых ими по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а если в жилых помещениях остались проживать члены их семей — в течение всего времени пребывания в этом учреждении; в случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока граждане пожилого возраста и инвалиды, освободившие жилые помещения в связи с их помещением в эти учреждения, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение.

Однако на данном этапе развития законодательства имеются противоречия между нормами ст. 99 и ст. 107 ЖК РФ, устанавливающими основания предоставления специализированных жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения.

Часть 1 ст. 99 Жилищного кодекса РФ содержит лишь одно исключение из оснований предоставления специализированных жилых помещений по договору найма: жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан. Названный вид жилых помещений предоставляется по договорам безвозмездного пользования.

Однако Жилищным кодексом РФ предусмотрен вид специализированных жилых помещений — жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, пользование которыми не может регулироваться договором найма ввиду невозможности его исполнения потенциальными нанимателями — гражданами, постоянно или временно проживающими в стационарных (полустационарных) учреждениях социального обслуживания.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, переселяясь (по состоянию здоровья или при наличии показаний социального характера) в стационарные (полустационарные) учреждения социального обслуживания, получают комплекс услуг по жизнеобеспечению, которые возможно и целесообразно организовать только при постоянном (или продолжительном) проживании в домах системы социального обслуживания населения.

Данное обстоятельство диктует особый подход к предоставлению названных жилых помещений.

Из положений ст. 99 ЖК РФ вытекает, что гражданам, нуждающимся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг, следует заключать договор найма специализированных жилых помещений.

B случае заключения договора найма жилого помещения в доме системы социального обслуживания населения, предусмотренного

ч. 1 ст. 99, ч. 5 и 6 ст. 100 ЖК РФ, положения о правах и обязанностях членов семьи нанимателя жилого помещения (с учетом ст. 69 ЖК РФ) вступают в противоречие с основами правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ, в частности с нормами ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ», определяющей, что социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Таким образом, выявляется необходимость гармонизации норм ч. 3 и 4 ст. 67, ст. 69, ч. 5 и 6 ст. 100 Жилищного кодекса РФ, а также ст. 1 и 5 Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Современная материально-техническая база учреждений социального обслуживания предусматривает возможность предоставления гражданам для проживания койко-места (неизолированной части комнаты), в то время как согласно ст. 15 и 16 Жилищного кодекса РФ место в комнате (неизолированное жилое помещение) не является объектом жилищных прав, не может быть предметом отдельно заключаемого договора найма специализированного жилого помещения.

При этом в соответствии со ст. 107 ЖК РФ федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ устанавливаются порядок, условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения и пользования такими жилыми помещениями, что предполагает разработку соответствующего нормативного правового акта и применения его в практике социального обслуживания.

Вопросы использования специализированного жилищного фонда затрагивают функционирование более 1460 действующих стационарных учреждений социального обслуживания, в которых развернуты более 272 тыс. коек, а также учреждения (отделения) полустационарного типа, в которых постоянно или временно проживают граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Жилые помещения из фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, предназначены для временного проживания граждан, признанных в установленном федеральном порядке соответственно вынужденными переселенцами и беженцами.

Признание лица вынужденным переселенцем производится в соответствии с Законом РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах».

Вынужденный переселенец — гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Беженцем признается лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие опасений или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может либо не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Постановлениями Правительства РФ от 8 ноября 2000 г. № 845 «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации» и от 9 апреля 2001 г. № 275 «О фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании» предусматриваются формирование фонда для вынужденных переселенцев и беженцев и его использование. Вынужденный переселенец имеет право:

• самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации;

• проживать в установленном порядке у родственников или иных лиц при условии их согласия независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:

1) предоставляют вынужденному переселенцу полный перечень населенных пунктов, рекомендуемых для постоянного проживания, и информацию об условиях проживания и о возможности трудоустройства в этих населенных пунктах;

2) включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности;

3) оказывают вынужденному переселенцу помощь при вступлении в жилищный кооператив, помощь в индивидуальном жилищном строительстве, включая предоставление (приобретение) земельного участка и приобретение строительных материалов в установленном порядке;

4) предоставляют вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство (приобретение) жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) содействуют вынужденным переселенцам в организации компактных поселений на территории Российской Федерации, в строительстве жилья, создании инженерной, социальной инфраструктуры и рабочих мест в местах компактных поселений;

6) предоставляют в первоочередном порядке одинокому вынужденному переселенцу (престарелому или инвалиду), нуждающемуся в постоянном уходе, место в учреждении социальной защиты населения.

Фонд жилья для временного поселения вынужденных переселенцев представляет собой совокупность жилых помещений (жилые дома, квартиры, общежития и другие жилые помещения), предназначенных для временного проживания на территории Российской Федерации лиц, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, в течение срока действия статуса вынужденного переселенца (далее — фонд жилья для временного поселения, жилые помещения для временного поселения).

Формирование фонда жилья для временного поселения осуществляется с учетом Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и другой градостроительной документации, утверждаемой в установленном порядке, а также необходимости регулирования миграционных потоков путем приобретения, строительства или аренды жилых помещений (зданий). Решение о приобретении, строительстве или об аренде жилья для временного поселения вынужденных переселенцев принимается Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ на основе предложений ее территориальных органов, согласованных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Формирование фонда жилья для временного поселения осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Федеральной миграционной программы, а также средств, поступающих из других законных источников.

Жилые помещения для временного поселения, за исключением арендуемых, являются федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении соответствующего территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ.

Жилые помещения для временного поселения подлежат учету в реестре федерального имущества, который ведется Министерством имущественных отношений РФ, его территориальными органами и соответствующими органами по управлению государственным имуществом субъектов РФ, которым передана часть полномочий Министерства имущественных отношений РФ в соответствии с действующим законодательством.

Государственный технический учет и техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляются в установленном порядке организациями технической инвентаризации по месту расположения жилых помещений.

Фонд жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, представляет собой совокупность жилых помещений, включая жилые дома, квартиры, общежития и другие жилые помещения, предназначенных для временного проживания на территории Российской Федерации лиц, признанных беженцами, и членов их семей в течение срока признания их беженцами (далее — жилые помещения, фонд жилья).

Формирование фонда жилья осуществляется с учетом Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и другой градостроительной документации, утверждаемой в установленном порядке, а также необходимости регулирования миграционных потоков посредством определения квоты распределения по регионам лиц, признанных беженцами.

Формирование фонда жилья осуществляется путем приобретения, строительства или аренды жилых помещений.

Решение о приобретении, строительстве или аренде жилых помещений принимается Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации на основе предложений его территориальных органов (далее — территориальные органы по вопросам миграции), согласованных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Финансирование деятельности по формированию фонда жилья осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Федеральной миграционной программы, а также средств, поступающих из других законных источников.

Жилые помещения из фонда жилья, за исключением арендуемых, являются федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении соответствующего территориального органа по вопросам миграции.

Построенные (приобретенные) дома для временного поселения лиц, признанных беженцами, подлежат учету в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляется Министерством имущественных отношений Российской Федерации, его территориальными органами и органами по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации передана часть полномочий указанного министерства.

Контрольные вопросы

1. Что относится к помещениям специализированного жилищного фонда?

2. Каковы основания предоставления специализированных жилых помещений?

3. Охарактеризуйте договор найма специализированного жилого помещения: понятие, основания расторжения и прекращения.

4. Что такое служебное жилое помещение?

5. Каковы основания, порядок предоставления и пользования служебными помещениями?

6. Каковы понятие, виды и порядок пользования жилыми помещениями в общежитии?

7. Каков порядок выселения из специализированных жилых помещений?

8. Каким категориям лиц предоставляются жилые помещения в домах системы социального обслуживания?

9. Какие права имеют граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания?

10. Каковы особенности предоставления жилых помещений вынужденным переселенцам и лицам, признанным беженцами?

Предоставление жилья в домах системы социального обслуживания граждан

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Жилищное право » Жилищный фонд » Предоставление жилья в домах системы социального обслуживания граждан

Контракт найма – необходимое условие для подписания контракта об оказании соцпомощи.

Порядок выделения жилья в домах системы соцобслуживания

Жилищный кодекс России определяет, что категории населения, которые являются социально незащищенными, могут рассчитывать на предоставление жилого помещения в домах системы соцобслуживания по контрактам найма.

Статья 99 пункт 1 ЖК России определяет, что такое жилое помещение выделяется при условии подписания договора найма. Методические рекомендации по порядку деятельности государственных и муниципальных структур соцобслуживания населения, которые утверждены Постановлением Министерства труда РФ, в пункте 17 ссылаются на то, что должен быть заключен контракт на оказание соцуслуг. Он является обязательным условием для предоставления жилища в домах системы соцобслуживания.

Опыт показывает, что зачастую подписывается контракт смешанного типа, согласно которому человек получает соцобслуживание и жилое помещение в свое пользование.

Однако специалисты сходятся во мнение, что взаимоотношения по использованию жилища должны быть оформлены самостоятельными контрактами на наем специализированного жилья, а не контрактом о соцобслуживании. Такие два контракта несомненно взаимосвязаны, но несмотря на это, являются автономными документами. Контракт найма – необходимое условие для подписания контракта об оказании соцпомощи, потому что проживание особы в доме, который принадлежит к системе соцобслуживания населения, является основанием для оказания человеку услуг, как медицинских, так и социально-бытовых.

Условия предоставления жилья

Статья 96 Жилищного кодекса России определяет, что нанимателем такого жилья может выступать особа, которая испытывает потребность в специальной соцзащите, включая предоставление медуслуг и услуг социально-бытового характера. Конкретизировать эту норму помогут другие законодательные документы:

  • ФЗ «О соцобслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» определяет, что к категории нанимателей принадлежат лица преклонного возраста: женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет, а также люди с инвалидностью, которые не могут обойтись без посторонней помощи, поскольку частично или полностью утратили возможность удовлетворять личные нужды в связи с ограниченной возможностью к самообслуживанию и передвижению.
    То есть, чтобы человек был отнесен к этой категории, нужно два условия: чтобы лицо достигло определенной возрастной границы или было признано инвалидом по процедуре, установленной законом, кроме этого особа должна испытывать потребность в предоставлении определенных услуг.
  • Типовое положение о доме для престарелых и инвалидов пункт 19 данной статьи определяет, что в качестве нанимателя может выступать инвалид и участник ВОВ, члены семейств военнослужащих, которые погибли, а также инвалидов и участников войны, которые умерли.
    Согласно этому же документу в пункте 18 определено, что к нанимателям детского дома-интерната принадлежат дети 4-18 лет, которые имеют отклонения умственного или физического развития.
  • Положение о психоневрологическом интернате определяет, что к нанимателям могут относиться престарелые люди и люди с инвалидностью, которые страдают от психических расстройств и испытывают потребность в уходе и поддержке.

Таким образом, статья 96 ЖК согласно действующему законодательству может быть дополнена списком особ, которые могут выступать нанимателями, а именно:

  • граждане преклонного возраста и лица с инвалидностью, включая тех, кто страдает от расстройств психического характера;
  • пожилые люди и люди с ограниченными возможностями, которые имеют судимость или многократно привлекались к административной ответственности за то, что нарушали общественный порядок, бродяжничали или попрошайничали, направляемые из структур ОВД;
  • несовершеннолетние лица, которые имеют патологии физического или умственного развития.

Наличие жилья у нанимателя

Право на жилое помещение в доме соцобслуживания не имеет связи с вопросом наличия у лица другого жилья. ФЗ 122 в статье 12 определяет, что пожилые люди и люди с ограниченными возможностями имеют право сохранять за собой жилые помещения, в которых они проживали по контракту найма или аренды. В то же время ст. 99 пункт 2 ЖК ссылается на то, что специализированное жилище могут получить особы, которые не обеспечены жилищем в определенном населенном пункте.

Тот же Федеральный закон №122 предполагает, что жилые помещения, которые занимали наниматели в зданиях различных жилищных фондов (государственного, общественного или муниципального), сохраняются за ними на протяжении полугода со времени поступления в учреждение соцобслуживания. Если же в таких помещениях проживают члены семейства нанимателя, то право на такое жилище сохраняется за ним на протяжении всего пребывания в таком учреждении.

Если пожилой человек или лицо с инвалидностью отказывается от услуг, получаемых в стационарном учреждении, они вправе претендовать на предоставление жилого помещения вне очереди, если не могут заселиться на ранее занимаемую площадь.

Помимо этого, наниматели могут выполнять свои обязательства по договорам соцнайма. В первую очередь это связано с тем, что при получении постоянного дохода, которым является пенсия или пособие, они имеют право на заключение контракта с банковским учреждением для направления доли этого дохода на плату за жилое помещение и коммуналку.

Статья 100 пункт 1 ЖК определяет, что согласно контракту найма специализированного жилья наймодатель обязан передать нанимателю такое помещение для возможности временного проживания. А это значит, что жилье в доме, принадлежащем к системе соцобслуживания населения, предоставляется на время, а не бессрочно, а потому наниматель будет отсутствовать по месту своего проживания по договору найма временно.

Это и является причиной, по которой договор не может быть расторгнут, если на это нет воли гражданина. То есть наниматель по контракту найма жилья в доме системы соцобслуживания в том случае, если такой контракт заключается на длительный срок, может решить, что его постоянным местом жительства является именно дом системы соцобслуживания, в связи с чем расторгнуть контракт социального найма. Для этого следует подать соответствующее заявление, но возможно это лишь при условии, что в предыдущем жилище не проживают члены семейства нанимателя.

Виды жилья системы соцобслуживания граждан

Статья 96 Жилищного кодекса определяет, что помещения, которые находятся в домах системы соцобслуживания, предназначены для проживания особ, которые согласно нормам законодательства относятся к гражданам, нуждающимся в специализированной соцзащите, что предполагает предоставление социально-бытовых и медицинских услуг. Подобное жилье, которое включает интернаты для людей с ограниченными возможностями, ветеранов, престарелых одиноких людей и т.д., необходимо для лиц, которые являются самыми социально незащищенными. Их создают и предоставляют органы соцзащиты и здравоохранения.

Для реализации Закона о психиатрической помощи N 3185–1 в вопросе, касающемся предоставления тех видов психиатрической помощи, которые гарантированны государством, было утверждено Положение про общежития для лиц, которые страдают психическими расстройствами и утратили соцсвязи. Это Положение, утвержденное Правительством РФ, распространяется на жилые помещения, которые не являются общежитиями в юридическом понимании этого термина, учитывая тот факт, что выделяются они не в связи с работой или учебой, как указано в статье 94 ЖК России.

Такое жилье предоставляется для бытового устройства лиц, которые имеют ограниченную трудоспособность, страдают расстройствами психического характера и утратили свои социальные связи. Поэтому в этом случае понятие «общежитие» применяется условно, то есть не несет никакой юридической нагрузки.

Положение определяет, что в подобные дома могут быть направлены лица, которые прошли специальное медицинское освидетельствование в следующих случаях:

  • особа прошла стационарное лечение, но не может быть выписана домой, поскольку ее социальные связи утрачены;
  • человек нуждается в изоляции, поскольку среда в месте его постоянного проживания не является благоприятной для его физического и психического состояния;
  • человек испытывает сложности социальной адаптации, который утратил близких родственников при условии, что он не имеет социальной поддержки от других лиц.

Такие специализированные жилые дома организовываются органами охраны здоровья при структурах, которые оказывают психиатрическую помощь, при предприятиях лечебно-производственного назначения и прочих госструктурах, которые используют труд людей, страдающих от психических расстройств.

Пользование жилыми помещениями в домах системы социального обслуживания

Пользование жилыми помещениями в домах системы социального обслуживания подобного назначения предполагает помимо создания условий для проживания людей организацию их трехразового питания. Человек, который работает, должен вносить установленную плату за предоставление ему данных услуг. Особы, которые проживают в таком общежитии, могут при получении согласия администрации самостоятельно приобретать продукты питания и готовить для себя еду. В учреждении люди находятся под постоянным врачебным наблюдением и в случае необходимости получают медицинскую помощь.

Федеральный закон про соцобслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ определяет, что муниципальный фонд жилья социспользования для данных категорий особ состоит из жилых домов и помещений, включая специализированные дома, которые предназначены для временного или постоянного проживания и соцобслуживания этих граждан.

При этом законом предусмотрено, что архитектурные свойства строения, планировка и обустройство специализированных помещений и домов в целом должны отвечать возрастным и физиологическим особенностям лиц преклонного возраста и людей с ограниченными возможностями.

Условия предоставления подобного жилья ограничиваются несколькими обязательными пунктами. Претендовать на него могу граждане, которые являются одинокими, а также граждане, имеющие родственников, в случае если последние по объективным причинам не в состоянии обеспечить для них необходимый уход и поддержку. При этом важно, чтобы человек сохранил способность к самообслуживанию, а кроме этого условия его проживания не соответствовали требованиям российского жилищного законодательства.

Законодательство запрещает распоряжаться предоставленным жилищем: приватизировать его, обменивать, сдавать в поднаем или аренду. Также не допускается делить занимаемую площадь, заселять на нее других людей, а также вселять временных жильцов без предоставления на то разрешения органами местного самоуправления.

Люди с ограниченными возможностями могут проживать в стационарных структурах социального обслуживания, такое право закреплено Федеральным законом «О соцзащите инвалидов в РФ». Условием прекращения использования жилья, которое находится в специализированных домах, является устранение причин, в результате которых оно было предоставлено (предоставление или покупка иного жилища, переезд к родственникам для постоянного проживания с ними и т.д.).

Социальное обслуживание на дому

  1. документ, удостоверяющий личность гражданина
  2. документ, удостоверяющий личность представителя гражданина (при обращении представителя)
  3. заключение медицинской организации о наличии (отсутствии) заболеваний, включенных в перечень медицинских противопоказаний, о частичной или полной утрате гражданином способности к самообслуживанию и нуждаемости в постоянном постороннем уходе
  4. страховое свидетельство государственного пенсионного страхования
  5. справка медико-социальной экспертизы и индивидуальная программа реабилитации инвалида (для граждан, являющихся инвалидами)
  6. пенсионное удостоверение (при наличии)
  7. документы о доходах гражданина и доходах членов его семьи (при наличии) за двенадцать последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении социальных услуг
  8. документы о составе семьи гражданина (выписка из домовой книги)
  9. договор социального найма (в случае, если жилое помещение закреплено за гражданином на условиях договора социального найма)
  10. правоустанавливающий документ на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Если право на жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, гражданин вправе представить правоустанавливающий документ на жилое помещение по собственной инициативе (для граждан, имеющих жилое помещение на праве собственности)
  11. индивидуальная программа предоставления социальных услуг (ИППСУ);
  12. иные документы (сведения), подтверждающие наличие у гражданина обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, являющиеся основанием для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании в форме социального обслуживания на дому (при наличии)

Дома, относящиеся к системе социального обслуживания, являются разновидностью жилых объектов, имеющих отношение также и специальному жилищному фонду. Это своеобразный резерв для государства в целом или муниципальной власти в частности.

Жильё в таком доме предоставляется исключительно на основании 19-й и 93-й статьи Жилищного кодекса.

Цель данной системы, созданной государством, заключается в оказании помощи нуждающимся в жилье категориям граждан, не защищённых в социальном плане. В ведении социальных служб находится решение многих вопрос, в том числе они курируют и обеспечение жильём.

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Что представляют собой эти дома?

Для домов, относящихся к системе социального обслуживания, характерны следующие отличительные признаки:

  • Получить здесь жилые метры можно исключительно на временных условиях, то есть, по своей сути это временное жильё.
  • Такую недвижимость нельзя отчуждать — дом и все его жилые помещения всегда будут относиться к специальному фонду жилья.
  • Полученную здесь комнату запрещено сдавать в найм или в аренду. То есть, коммерческая выгода исключена, когда идёт речь о социальной поддержке граждан.

Согласно положениям Федеральных законов под номером 160 и 195 социальные службы обязаны не только предоставить нуждающемуся в помощи гражданину жильё, но и организовать для него комфортное проживание.

Гражданам здесь обеспечивается медицинское обслуживание, культурный досуг, предоставляются различные социальные и бытовые услуги.

Причём все перечисленные службы чаще всего находятся в этом же доме, под одной крышей либо на удобном для посещения расстоянии. В доме можно не просто жить, но и получать весь комплекс социальной поддержки.

К такому типу домов государством отнесены интернаты для лиц с инвалидностью, дома престарелых, психоневрологические центры (согласно ФЗ под номером 122, 20-я статья) и другие дома и помещения.

Такую недвижимость нельзя выкупить у государства или использовать нецелевым образом. На пользование жилой площадью здесь распространяются все правила, установленные для специальных фондов жилья. А чтобы получить комнату или возможность проживания претенденту на социальную помощь необходимо заключить договор, подтверждающий социальный найм жилья.

Кому предоставляется жильё?

Очевидно, что претендовать на жильё социального типа могут не все граждане, а только те лица, которые имеют на это законное право.

Так, в домах стационарного типа (например, интернатах или домах престарелых) могут разместиться люди с плохим здоровьем, не имеющие близких родственников для обеспечения ухода, получившие инвалидность или частично ограниченные в дееспособности (согласно 96-й статье ЖК). Они нуждаются в опеке, дополнительном медицинском наблюдении, специальной организации бытовых условий.

Основные категории граждан, имеющие право на получение жилья социального типа, — это:

  • одинокие люди в преклонном возрасте и лица, вышедшие на пенсию;
  • супружеские пары в преклонном возрасте, не имеющие близких родственников (для женщин установлен нижний возрастной предел от 55, а для мужчин от 60 лет);
  • люди в преклонном возрасте, имеющие детей, которые живут отдельно и на большом расстоянии (в связи с чем старикам не обеспечивается должный уход и присмотр);
  • люди, имеющие ограничения по состоянию здоровья, и требующие специального ухода, который им не могут обеспечить родственники;
  • лица, страдающие психическими заболеваниями либо имеющие умственную отсталость, установленную медицинскими специалистами;
  • дети с установленной группой инвалидности;
  • лица, относящиеся к категории переселенцев (одинокие, имеющие определённые физические ограничения — хронические болезни или инвалидность).

Получив жилую площадь в доме социального типа после заключения договора, эти граждане могут рассчитывать на такие гарантии:

  • За ними будет сохранено прежнее жильё, которое они получили по найму или в аренду.
  • Будет обеспечен весь комплекс реабилитационных мероприятий, если жилец в них нуждается.
  • Будет организован культурный отдых и интересный досуг (это могут быть концерты, организация клубов по интересам, кружки и так далее).
  • Будет предоставлен весь комплекс медицинских услуг и обеспечено постоянное наблюдение медицинскими специалистами.
  • Будет соблюдаться соответствие жилых помещений всем гигиеническим нормам и требованиям безопасности.

Поселившись в таком доме, люди получают комплексное решение всех своих проблем, которые они не могли бы решить, проживая в обычном многоквартирном доме.

Порядок предоставления

Дмитрий Иванов. Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Порядок предоставления жилья в таких домах определяется согласно ФЗ под номером 122, а также различным законодательным нормам, установленным на федеральном уровне. Многие статьи Жилищного кодекса также регулируют этот процесс (например, 99-я и 107-я статья).

Человек, нуждающийся в специальном уходе и присмотре, должен собрать небольшой пакет документов, необходимых для оформления договора.

Пакет формируется:

  • из заявления, без которого невозможна подача документов;
  • из удостоверения личности (требуется предоставить ксерокопию паспортных данных);
  • из документов, подтверждающих наличие другой недвижимости (подаётся справка, оформленная по форме 9);
  • из характеристики имеющегося помещения (квартиры или дома), составленной по форме 7;
  • из правоустанавливающей документации, подтверждающей право на владение указанной собственностью (это может быть, например, договор о купле-продаже либо документ, подтверждающий факт наследования или дарения);
  • из медицинских документов, позволяющих пролить свет на физическое и умственное здоровье человека, подавшего заявление.

Это приблизительный перечень! В зависимости от региона могут выдвигаться дополнительные условия к пакету требующихся документов (в соответствии с местным законодательством).

Чтобы запустить процесс предоставления жилья социального типа, необходимо обратиться в местные органы самоуправления. Подобными вопросами занимается специальная районная комиссия, члены которой уполномочены на принятие решений в этой сфере. Также допускается подача документов через Многофункциональные центры, что облегчает задачу для претендентов на жильё.

После рассмотрения документов комиссия выносит решение и сообщает о нём заявителю:

  • При положительном решении с гражданином заключается договор о найме социального типа.
  • При отрицательном решении можно подать жалобу в местные органы социальной защиты. Но здесь нужно учитывать, что отказ может быть обусловлен решением врачебной комиссии либо самих органов социальной защиты.

За размещение граждан в таком доме могут ходатайствовать:

  • законные представители (при недееспособности или малолетнем возрасте);
  • представители местных органов социальной защиты;
  • судебные инстанции (без согласия кандидата на получение жилья).

Банковская ячейка при расчетах с недвижимостью поможет вам сохранить ваши средства в недосягаемости от мошенников!
Как купить квартиру за наличные и при этом не попасть в руки аферистов, вы узнаете в нашей статье!
Как использовать передаточный и какова сила этого документа при совершении сделки купли-продажи недвижимости? Ответ в материале на нашем сайте.

Как сохранить прежнее жильё?

Право на владение уже имеющимся жильём сохраняется за человеком с инвалидностью или другими ограничениями в течение полугода (согласно ФЗ под номером 122, 12-я статья). Как было сказано выше, такое жильё могло достаться пожилому человек или инвалиду по наследству, по найму или в качестве арендованного жилья.

Если жилую площадь занимают родственники с пропиской, квартира остаётся в их пользовании до момента возвращения инвалида или старика из стационарного дома.

Если человек, ранее нуждавшийся в социальной защите, решил вернуться домой, он может это сделать. Но если квартира пустовала больше полугода, её могли передать во владение третьему лицу. В этом случае бывший владелец вправе претендовать лишь на жильё, аналогичное по площади утраченному во время пребывания в доме, относящемся к системе социального обслуживания.

Следует отметить, что в системе социального обслуживания находятся дома и для лиц, не имеющих постоянного места жительства. Это дома ночного пребывания, различные приюты, центры адаптации, социальные гостиницы. У таких граждан нет собственного жилья и претендовать на его сохранение они не могут.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Статья 8. Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения

Статья 8. Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения

1. Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и собственности муниципальных образований Краснодарского края, предоставляются для проживания гражданам, которые в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг.

2. К числу граждан, которым предоставляются для проживания жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, относятся граждане, нуждающиеся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

3. Порядок и условия отнесения гражданина к числу граждан, которым предоставляются для проживания жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, устанавливаются органом исполнительной власти Краснодарского края в области социальной защиты населения.

4. К домам системы социального обслуживания населения относятся специально построенные или переоборудованные здания, оснащенные необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан оборудованием.

Не относятся к домам системы социального обслуживания населения здания, находящиеся в оперативном управлении учреждений социального обслуживания, предназначенные для предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края в области социального обслуживания населения.

К жилым помещениям в домах системы социального обслуживания населения относятся комнаты и квартиры.

5. Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, предоставляются по договору найма жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения на основании решения органа исполнительной власти Краснодарского края в области социальной защиты населения.

Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, находящиеся в собственности муниципальных образований Краснодарского края, предоставляются по договору найма жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения на основании решения органа местного самоуправления в Краснодарском крае.

6. Примерная форма договора найма жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения, порядок и условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения, в том числе срок действия договора найма жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения, размер площади предоставляемого жилого помещения, а также порядок пользования такими жилыми помещениями и порядок предоставления медицинских и социально-бытовых услуг устанавливаются органом исполнительной власти Краснодарского края в области социальной защиты населения по согласованию с органом исполнительной власти Краснодарского края в области здравоохранения.

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который направлен на развитие системы социального обслуживания граждан, повышение его уровня, качества и эффективности. Закон предполагает индивидуальный подход к установлению гражданину необходимых ему социальных услуг исходя из его потребностей в конкретных услугах. С учетом имеющейся индивидуальной потребности для каждого получателя социальных услуг будет составляться индивидуальная программа их предоставления.
Порядок предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому утвержден приказом министерства социального развития Новосибирской области от 31.10.2014 № 1288 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Новосибирской области». В соответствии с данным приказом социальные услуги на дому предоставляются по месту проживания или пребывания гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет) и инвалидам (в том числе детям-инвалидам), нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются бесплатно и за плату, частичную плату.
Социальные услуги предоставляются бесплатно в объемах, определенных индивидуальной программой предоставления социальных услуг, следующим категориям граждан:

  • несовершеннолетним детям;
  • лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
  • инвалидам Великой Отечественной войны;
  • участникам Великой Отечественной войны;
  • одиноко проживающим супругам погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны;
  • бывшие несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;

  • лица, удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, Героя Социалистического Труда, лица, награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней (мужчины старше шестидесяти лет и женщины старше пятидесяти пяти лет);

  • одиноко проживающие родители (мужчины старше шестидесяти лет и женщины старше пятидесяти пяти лет) умерших (погибших) лиц, удостоенных званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, лиц, награжденных орденом Трудовой Славы трех степеней.

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому также предоставляются бесплатно в случае, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг ниже или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленного Законом Новосибирской области.

Тарифы на социальные услуги определены приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 29.12.2014 № 502-тс «Об установлении предельных максимальных тарифов на социальные услуги, предоставляемые поставщиками социальных услуг получателям социальных услуг на территории Новосибирской области».
Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное гражданином или его законным представителем в письменной или электронной форме заявление о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений в орган социальной защиты населения, уполномоченный на принятие решения на признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, а также составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг по месту жительства.
Документы для предоставления социальных услуг на дому

Поддерживать проживание дома, пока это возможно – организации соцобслуживания станут работать по-другому

Минтрудом России подготовлены изменения в Правила организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. № 940н. Проект изменений создавался совместно с экспертами общественных организаций. В них содержатся положения, затрагивающие многие болевые точки социального обслуживания.

Комментирует изменения юрист правовой группы Центра лечебной педагогики, участник разработки проекта, Елена Заблоцкис:

Важные тезисы, которые вошли в проект изменений:

1) Уточнено, что значит принцип социального обслуживания «сохранение привычной благоприятной среды» для получателя социальных услуг.

«Приоритетными являются социальные услуги, формы социального обслуживания, в том числе сочетание форм социального обслуживания, условия пребывания в стационарной организации социального обслуживания, способствующие сохранению пребывания гражданина, в том числе имеющего психическое расстройство, в привычной благоприятной среде (его проживанию дома).

Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому и (или) в полустационарной форме социального обслуживания, а также при их сочетании с социальными услугами, предоставляемыми в стационарной форме социального обслуживания в целях краткосрочного освобождения семьи от постоянного ухода за получателями социальных услуг (далее — краткосрочное освобождение семьи от постоянного ухода).

Если при предоставлении социальных услуг в указанных формах или в сочетании указанных форм улучшение условий жизнедеятельности и (или) расширение его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности не достигаются (далее – цели социального обслуживания), социальные услуги предоставляются их получателям в стационарной форме социального обслуживания».

Определено, что предоставление социальных услуг должно организовываться таким образом, чтобы получатель социальных услуг мог проживать у себя дома и не переезжать в интернат. Как этого можно достигнуть? Услуги можно предоставлять на дому, в полустационарной форме – в организации социального обслуживания в дневное время, в том числе сочетая обслуживание на дому и в организации социального обслуживания. Например, к гражданину домой приходит социальный работник, а сам гражданин посещает центр социального обслуживания обслуживания в дневное время. В случае, если гражданин проживает в семье, для семьи предусмотрена возможность кратковременного отдыха от постоянного ухода – социальное обслуживание при круглосуточном кратковременном пребывании гражданина в организации социального обслуживания. Сочетание всех этих возможностей – услуги на дому, дневное пребывание в организации социального обслуживания и стационарное кратковременное обслуживание – позволяет помогать семьям, в которых имеется гражданин, нуждающийся в постоянном постороннем уходе, а также организовать проживание одинокого гражданина дома таким образом, чтобы он не был вынужден переезжать в интернат, пока это возможно.

Отдельно подчеркивается, что все эти возможности относятся и к лицам с психическими расстройствами. Поскольку в части регионов для таких лиц практически недоступны социальные услуги на дому и в полустационарной форме.

«При определении индивидуальной потребности получателя социальных услуг в социальных услугах необходимо исходить из принципа сохранения его пребывания в привычной благоприятной среде, в том числе права ребенка –получателя социальных услуг – жить и воспитываться в семье, а также его права на совместное проживание с родителями, а для проживающих в стационарной организации социального обслуживания – исходя из права получателя социальных услуг на выбор места пребывания и жительства, принципа добровольности социального обслуживания».

2) Определяется, что разные социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг, могут предоставляться одновременно разными поставщиками. Например, сиделка приходит из центра социального обслуживания, в дневное время гражданин посещает группу дневного пребывания в другом центре, а для того, чтобы близкие, помогающие ему, могли отдохнуть, проводит пару недель в третьем центре.

«Для обеспечения приближенности организаций социального обслуживания к месту жительства получателей социальных услуг социальные услуги могут предоставляться получателю социальных услуг одной либо несколькими организациями социального обслуживания (во взаимодействии друг с другом) во всех формах социального обслуживания, в том числе в их сочетании».

3) Также определено, что один поставщик социальных услуг может предоставлять услуги на дому и в полустационарной форме, и в стационарной. Это оказывается важным для тех организаций социального обслуживания, которые всегда предоставляли услуги на дому и в полустационарной форме, например, центры социального обслуживания. Для кратковременного освобождения семьи от ухода за инвалидом, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, или при необходимости пятидневки в организации социального обслуживания в настоящее время только один путь – ехать за n-ное количество километров в интернат. Возможности пятидневки и кратковременного пребывания в организации социального обслуживания должны быть доступна по месту жительства, чтобы не отрывать ребенка от семьи, взрослого – от той среды, к которой он привык.

«Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, направленные на краткосрочное освобождение семьи от постоянного ухода за получателями социальных услуг, нуждающимися в постоянном постороннем уходе, а также социальные услуги при пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании получателей социальных услуг в организации социального обслуживания предоставляются в организациях социального обслуживания, территориально приближенных к месту жительства указанных получателей социальных услуг. В этих целях в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания, могут создаваться отделения стационарного социального обслуживания».

4) Указаны новые цели организаций социального обслуживания:

– содействие сохранению проживания гражданина дома;

– «содействие лицам, осуществляющим уход за получателями социальных услуг (членам семьи, опекунам, попечителям, иным лицам) в осуществлении ухода за ними»;

– социализация гражданина, создание условий для активного образа жизни, поддержка возможного самообслуживания и самостоятельного удовлетворения жизненных потребностей с учетом возраста и состояния здоровья;

– «по желанию получателя социальных услуг, проживающего в доме социального обслуживания, – содействие в подготовке к жизни вне дома социального обслуживания, к выписке из него и социальной адаптации после выписки»;

– содействие в получении медицинской помощи в медицинских организациях, образования – в образовательных организациях, в трудоустройстве, в реабилитации, в обеспечении необходимыми техническими средствами реабилитации и медицинскими изделиями;

– «содействие в сохранении (восстановлении, установлении) родственных и иных социальных связей;

– создание условий для осуществления получателями социальных услуг деятельности в соответствии с их предпочтениями, в том числе вне места их проживания (квартиры, дома, комнаты, стационарной организации социального обслуживания)».

Что это значит? Это значит, что помимо помощи по дому и привычных услуг в центрах социального обслуживания, организации социального обслуживания должны будут оценивать все потребности нуждающегося в социальном обслуживании и при необходимости содействовать в их удовлетворении тем, что помогать в обращении за этими услугами, сопровождать в соответствующие организации, организовывать включение гражданина в окружающий социум, содействовать поддержке и развитию различных навыков, необходимых для активной жизни в социуме. Гражданин должен как все жить дома, но выходить из него и общаться с другими людьми, заниматься интересной для него деятельностью, учиться, работать в той мере, в которой для него доступно.

Важным является появление проекта Примерного положения о доме социального обслуживания, как теперь предлагается называть психоневрологические интернаты. Одни только названия разделов проекта Положения позволяют увидеть, что предпринята попытка переориентации деятельности ПНИ.

Дом социального обслуживания должен становиться многозадачным:

с одной стороны, по-прежнему в нем будут жить люди постоянно (те, кто так решил);

с другой стороны, для тех, кто хочет научиться жить вне такого дома, в том числе тех, кто сможет жить вне интерната только при определенной помощи, будет организовано обучение, подготовка к выходу из интерната, а также оказываться поддержка на всех этапах выхода и после, уже дома;

с третьей стороны, будут оказываться услуги на дому и в полустационарной форме для тех, кто живет в семье или одиноко, но не готов уехать из дома в интернат, и для тех, кто покинул интернат.

Что предлагается для изменений внутренней жизни интерната:

1) дается перечень минимальных требований к бытовым условиям жизни в разделе VI, который называется «Создание благоприятных условий проживания, способствующих активному образу жизни получателей социальных услуг».

Что мы в нем найдем?

Например то, что между унитазами в туалете должны быть перегородки с дверями, что в комнате должны быть устройства, позволяющие скрыться от глаз соседа (шторы на карнизе, прикрепленном к потолку), что каждому должно хватать мебели для хранения личных вещей отдельно от вещей соседей, что кресло-коляска, которая необходима для передвижения, должна стоять рядом с кроватью, что может быть свой собственный режим дня, что должны быть гостиные на небольшие группы соседей, а не только общий для всех проживающих на этаже холл, что можно обставлять и оформлять свое место проживания так, как хочется самому проживающему, что место проживания (комнату, спальное место) менять без согласия гражданина нельзя, что нельзя в одной комнате поселить немощного по соседству с агрессивным, что везде должны быть кнопки вызова персонала, что сотрудники должны поддерживать самостоятельные действия получателей социальных услуг и помогать в том, что сами они сделать не могут, что всегда должен быть доступ к кухне, что можно самому себе приготовить чай и перекусить, а если сам не можешь, то сотрудник тебе поможет, что можно воспользоваться стиральной машиной, что в любой момент можно выйти на прогулку, что каждый день должна быть доступна на выбор разная деятельность (кружки, мастерские, разные мероприятия) для всех, в том числе и тех, кто не выбирается из своей кровати, им в этом должны помочь, что учиться надо за пределами интерната, как и лечиться, работать, проводить досуг и при необходимости должно быть обеспечено сопровождение.

2) прямо описывается, что должны помогать и при необходимости сопровождать в получении медицинской помощи вне интерната, обучении вне интерната, досуге вне интерната, работе вне интерната;

3) для всех получателей социальных услуг должно проводиться обучение по правовой и финансовой грамотности, личной безопасности, обращению за помощью, навыкам самообслуживания и самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей;

4) для проживающих в интернате должны создаваться условия для участия в решении общих вопросов организации жизни.

Впервые появляется целый раздел о том, как интернат исполняет обязанности опекуна или попечителя, и это очень важно. Важно, что упоминаются нормы из такого далекого для интернатов Гражданского кодекса о том, что все решения по вопросам недееспособных принимаются с учетом его мнения, а если мнение не удается установить, то исходя из информации о его предпочтениях, которая получена от родственников, бывших опекунов. Это значит, что отец недееспособного, хотя официально не может представлять его интересов, не чужой человек, тот, кто доносит до интерната информацию о предпочтениях сына.

Важно, что предлагается решать вопросы нахождения в интернате, вопросы дееспособности с привлечением всех работников интерната, которые взаимодействуют с проживающим: медсестер, психолога, социального работника, юриста, волонтеров, близких проживающего. Эти сложные вопросы, важные для человека, не замыкаются на мнении психиатра, сугубо медицинском.

Безусловно, отдельно отметить рекомендуемые нормативы штатной численности и рекомендуемое оборудование.

В проекте рекомендуемых регионам нормативах штатной численности фокус сделан на персонале, который должен непосредственно взаимодействовать с получателями социальных услуг: сиделки, медсестры, социальные педагоги, специалисты по реабилитации (абилитации), по организации полезной деятельности и досуга, ассистенты-помощники. Это те специалисты, которые необходимы для обеспечения нормального качества жизни человека, нуждающегося в посторонней помощи. Их количество, их квалификация имеют определяющее значение. Обслуживающий всю махину интерната персонал отдается на полное усмотрение региона.

Хотя положение об интернате всего лишь примерное, нормативы штатной численности и оборудования рекомендуемые, – это официальная точка зрения уполномоченного федерального органа власти на то, как должны осуществлять свою деятельность такие сложные со всех точек зрения организации как психоневрологические интернаты, это идейный посыл, который нельзя игнорировать и за воплощением которого федеральные органы должны будут следить.

Дом социального обслуживания населения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *