Машины двойники, что это?

В 2020 году ГИБДД запустит новую систему контроля, которая позволит фиксировать одновременные проезды автомобилей-двойников с одинаковыми госномерами. Ловить мошенников будут инспекторы по ориентировкам Читать в полной версии Фото: Василий Кузьмиченок / ТАСС

В 2020 году Госавтоинспекция начнет поэтапно внедрять совершенно новую систему по отлову автомобилей-двойников. Об этом Autonews.ru сообщили в пресс-центре МВД России в ответ на соответствующий запрос. Как уточнили в ведомстве, в настоящее время функционал находится в стадии тестирования — внедрение и испытания нового информационного ресурса провели в 2019 г. в ряде регионов. Предполагается, что при ведении сплошного контроля передвижения транспортных потоков функционал позволит фиксировать факты одновременного проезда автомобилей с одинаковыми номерами в различных местах.

«Внедрение указанного ресурса на всей территории России позволит организовать своевременное реагирование нарядов дорожно-патрульной службы на факты фиксации транспортных средств рассматриваемой категории, а также минимизировать случаи вынесения в отношении собственников «оригинальных» автомобилей постановлений по делам об административных правонарушениях в автоматическом режиме», — объяснили в МВД России.

Система сможет распознавать соответствие госномера попавшего в объектив видеокамеры автомобиля и конкретной марки и модели, на которую этот номер был выдан. Что должно значительно упростить выявление автомобилей, эксплуатируемых с подложными государственными регистрационными знаками.

Ловить будут только после жалоб

Сотрудники ГИБДД смогут ловить нарушителей с поддельными номерами только после официальных жалоб от пострадавших автовладельцев, объяснил эксперт по работе дорожных камер фотовидеофиксации Григорий Шухман. Фиксировать проезды двойников одновременно во всех регионах в автоматическом режиме не получится — это слишком трудозатратно. Однако, по оценке эксперта, если машина-двойник находится в одном регионе с оригиналом, то камеры вполне могут обнаружить таких нарушителей и поставить их в стоп-лист для проверки инспекторами ГИБДД даже без обращений от автомобилистов.

Фото: Комсомольская правда / Global Look Press

«При постоянном насыщении городов России новыми комплексами фиксации считать госномера и определить положение и привычный маршрут каждого автомобиля уже не проблема, — рассказал Шухман. — Главное, чтобы патрули оперативно получали информацию о том, что скоро будет проезжать машина, которая находится под подозрением — в стоп-листе. Если это не случайный проезд и машина уже находится на контроле и передвигается по более-менее однотипному маршруту, то очень легко определить этот маршрут и поймать водителя. Но основанием для анализа должна стать именно жалоба от гражданина. Инспекторы региональных ЦАФАПов не могут заранее знать, какие регионы проверять, где могут быть машины-двойники. Сами автомобилисты путешествуют по разным городам — люди могут просто уехать в отпуск. И ничего подозрительного в том, что машина с такими госномерами вчера была в Москве, а сегодня — в Сочи, по сути нет».

По его словам, можно создать фильтр по проездам транспортных средств в пределах одного региона. То есть настроить систему так, чтобы она давала сигнал, что машина телепортировалась в другой конец города, — тогда инспекторы получат сигнал ее проверить.

Эксперт назвал проблему автомобилей-двойников серьезной головной болью для автомобилистов. Так, если штраф приходит из другого региона, в ГИБДД далеко не всегда их отменяют и решают не тратить много времени на поиски мошенников. А ездить в суды и доказывать, что водитель не совершал эти нарушения, слишком неудобно. Поэтому водители вынуждены либо оплачивать чужие штрафы, либо просто менять госномера. Одновременно с этим Шухман прогнозирует, что на перенастройку системы ГИБДД и создание единой универсальной базы потребуется серьезное финансирование.

«Речь идет о том, чтобы заменить все программное обеспечение, а это колоссальная работа, — объяснил эксперт. — Во многих регионах используют совершенно разный софт, и тут встает даже не вопрос времени, а в первую очередь финансовый вопрос. Но эта система действительно нужна — любителей, которые пробивают по базам такие же модели и безнаказанно нарушают ПДД, нужно ловить».

Фото: stroi.mos.ru

Впрочем, быстро запустить систему не получится, считает эксперт в сфере фото- и видеофиксации нарушений, руководитель компании «Астралаб» Сергей Ласкин. Основная проблема, по его словам, в разрозненном способе хранения и обработки данных в каждом регионе — до текущего времени отсутствовал принцип стандартизации при составлении местных баз.

«Ни о какой простоте передачи таких данных, как двойные номера, или любых других не может быть и речи, — объяснил эксперт. — Представьте, в условный Иркутск поступила жалоба на автомобиль в Ярославле. В ЦАФАП Иркутска в собственную систему вбивают параметры — марка автомобиля, модель, госномер, ФИО владельца и так далее. А в Ярославле они пишут, например, сначала ФИО автовладельца, потом госномер. И все, если объединять такие базы, получится бессмысленная каша. И совершенно непонятно, почему в МВД не хотят использовать современный и быстрый способ — блокчейн. С этой технологией можно быстро извлекать все данные, обрабатывать их, не будет историй с разными «белыми списками», изменениями данных, потерей массивов информации по постановлениям, как это сейчас происходит регулярно. Перейти на единую стандартизированную работу не получится даже за ближайшие пять лет».

Как накажут нарушителя и что делать с чужим штрафом

За управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками ч. 4 ст. 12.2 КоАП России грозит лишением права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года. В МВД России заверили, что если должностные лица ЦАФАПов выявляют при проверке материалов с камер факты использования подложных госномеров, то не выносят постановления об административных правонарушениях. Вместо этого необходимая информация по таким случаям направляется в отделы ДПС территориальных подразделений Госавтоинспекции. Там перед личным составом ставят задачу по поимке такого нарушителя.

Фото: РБК

Владельцу автомобиля, который обнаружил, что аналогичные государственные регистрационные знаки, выдававшиеся на принадлежащее ему транспортное средство, установлены на другом автомобиле, в ГИБДД советуют обратиться с заявлением в отделение полиции. А если штраф за двойника все-таки пришел, необходимо обжаловать такое постановления согласно ст. 30 КоАП России. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления.

Дорогая. Новая. Из автосалона. Даже такая машина может оказаться «двойником». Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Александр Одинцов узнал, как перебивают номера и что делать, если прототипом «двойника» оказался ваш автомобиль.

Ездить на своей машине Татьяна права не имеет. Хотя корейскую иномарку приобретала в салоне на проспекте Маршала Блюхера. Продавали машину как новую, но уже при обращение в МРЭО возникли проблемы. Оказалось, что авто уже давно проверяют в полиции.

«В 36-м отделе полиции мне сказали, что моя машина проверяется по факту, перебиты номера, что там швы кустарного производства, но подождите экспертизы. Ее продавали мне как новую, но оказывается предыдущий владелец ее разбил. Дальше ее собрал, как попало и продал салону».

Машина Татьяны оказалась «двойником». А под капотом и вовсе детали с угнанного автомобиля. После той аварии номера предыдущий владелец сдал в архив, туда же по идее отправились все идентификаторы авто. Но транспорт в утиле не оказался. Все эти аргументы на продавцов не повлияли. Татьяна намерена бороться за возврат денег уже в суде.

И сейчас по сути нет никакой уверенности, что «двойник» не появился и у вашего авто. Вот сайт обычного интернет-аукциона — продам-куплю документы на машину. Модельный ряд на зависть авторынкам. Когда паспорт оказывается в руках мошенников, у машины и на деталях появляются новые номера. И вот уже владелец авто из Петербурга получает уведомление, что нарушил ПДД в Сочи, хотя у Черного моря никогда не был.

«В связи с тем, что сразу задержать такие транспортные средства не представляется возможным. Вы понимаете, что, естественно, мы объявляем в розыск настоящее транспортное средство. Бывают даже похищенные документы, в которые вносятся изменения. То есть убираются данные, которые там были, вносятся данные необходимые преступнику».

Появлению этим «двойникам», как это ни странно, способствовало законодательство. Ведь поменялся порядок регистрации машины при продаже. Теперь покупатель может сам поставить автомобиль на учет. Присутствие бывшего владельца не нужно. Тем не менее, специалисты советуют, если уж и решили обзавестись новым железным конем с историей, торопиться пожать руку продавцу не стоит.

«Предложить непосредственно им провести экспертизу. На предмет возможности номерных агрегатов, при этом предложив заплатить им за проведение этой экспертизы. Если они откажут, либо скажут договаривайтесь сами с владельцем. Автосалоны не несут никакой ответственности».

Но если вдруг «двойник» возник у вашего автомобиля, лишить его права существовать достаточно просто. Специалисты рекомендуют поменять государственные номера. И тогда жизнь дублера на дороге может закончиться при первой проверке ГИБДД.

Многие покупают машины на вторичном рынке, ездят на них и даже не догадываются о наличии у своего «железного коня» машины двойника.

При этом речь идет непросто об одинаковой модели и цвете, но и зачастую об идентичных номерных знаках, номерах кузова и узлов.

В принципе, на «двойнике» можно проездить всю жизнь, так и не будучи пойманным. Здесь многое зависит от бдительности инспекторов на дороге и везения владельца (который зачастую ни о чем не подозревает).

Откуда берутся такие авто?

Давайте разберем стандартный пример. Злоумышленники угоняют автомобиль у его законного владельца. Последний заявляет об угоне, рассчитывая на скорую поимку преступников и возврат любимого авто.

Но угонщики также не лыком шиты. Они отгоняют машину куда-нибудь на край города и ставят ее в заброшенный гараж. Что дальше? Ездить на таком автомобиле опасно, ведь ГАИ, вернее всего, уже объявило план-перехват.

В такой ситуации первая же остановка инспектором, попытка выезда из страны или перерегистрации приведет к аресту преступника и возврату машины законному владельцу.

Естественно, подобный сценарий злоумышленника не устраивает, и здесь есть два варианта.

Первый вариант.

Не тратить время на перебивание номеров двигателя и кузова, а просто подделать документы под имеющиеся номерные знаки.

Такую машину можно с легкостью продать на одном из авторынков. Если же криминальная история авто вскроется только через несколько дней, то отыскать продавца уже не получится.

Причина проста — чаще всего злоумышленник использует вымышленные личные данные.

К слову, этот способ слишком рискованный – всегда есть опасность попасться на «горячем».

Второй вариант.

Перебить номерные знаки на кузове и агрегатах. Естественно, брать номера «из головы» и делать поддельные ПТС – бессмысленно. Подобная махинация сразу же вскроется.

Есть более хитрый способ. Берется информация с уже существующего автомобиля аналогичной марки и модели (вопрос с цветом решается просто) и набиваются соответствующие номера.

Остается лишь сделать ПТС с такими же параметрами, что и у легального транспортного средства. Вот и появился автомобиль двойник, на котором можно спокойно ездить и не бояться никаких проверок.

Пробитие по базе покажет, что такой автомобиль существует, и все параметры реальны.

Опасности

Такая схема может работать довольно долго до того момента, пока одна из машин не снимается с учета.

После новой постановки на учет автомобиль получает уже новые номерные знаки, и вот здесь и начинаются проблемы – все остальные «двойники» оказываются вне базы ГАИ.

Такие автомобили часто «всплывают» при попытке их продажи и снятия с учета в МРЭО или же во время периодических рейдов на дорогах с проверкой документов и сверкой номеров.

Если автомобиль не будет найден в базе, то все – проблемы гарантированы.

Махинация может вскрыться и при переоборудовании автомобиля к примеру, установке ГБО. Часто такая работа должна сопровождаться внесением изменений в техпаспорт автомобиля, и вот здесь как раз и будет обнаружен клон.

Результат – транспортировка машины на штраф площадку и длительные судебные тяжбы, которые могут растянуться на несколько месяцев, а то и лет.

Достаточно почитать в интернете отзывы многочисленных горемык, которые оказались в такой ситуации.

Что делать, если вы уже «попались»?

Если так произошло, что ваша машина оказалась в роли двойника, и это обнаружил сотрудник ГИБДД, то здесь вариантов немного – свою невиновность и право владения транспортным средством придется доказывать через суд.

Но нужно быть готовым к серьезным материальным и временным затратам. Особая статья расходов – наем на работу хорошего юриста, который потребует, естественно, немалое вознаграждение за свои услуги.

Самое плохое, что гарантий победы в суде никто не дает – машина может так и остаться на штраф площадке. Кроме этого, если честно купленное авто все-таки и получиться вернуть, то ездить на нем все равно не получиться.

Путь у такого «двойника» только один – продажа на запчасти или сдача на металлолом.

Рассмотрим другую ситуацию, когда юридическая чистота машины не вызывает сомнений (к примеру, вы брали ее в уважаемом автосалоне еще новой).

Но вдруг так случилось, что на дороге вы увидели клона своего авто – такой же марки, модели и с аналогичными номерными знаками.

Кроме этого, по вашему адресу приходят штрафы за нарушения, о которых вы вообще не слышали, или повестки суд для разбирательств по конкретному ДТП.

Как глупо это ни было, но все равно придется идти в суд, чтобы доказывать свою непричастность к такому эпизоду.

Если «двойник» обнаружен или же есть серьезные подозрения на его существование, необходимо действовать как можно быстрее – сразу же обращаться в ГАИ с соответствующим заявлением и требованием разобраться со сложившейся ситуацией.

Конечно, в этом случае придется потратить какое-то время и деньги, но это все равно лучше, чем потом долго доказывать свое право владения автомобилем и непричастность к мошенническим действиям.

Выводы

К сожалению, количество двойников с каждым годом только растет. Есть статистика, согласно которой практически каждый десятый автомобиль – чей-то клон.

В такой ситуации нарваться на «незаконную» покупку очень просто. Особенно, если сделка проводится на вторичном рынке и по подозрительно низкой цене на автомобиль.

Чтобы исключить все неприятные моменты, необходимо пристально проверять все документы, проводить экспертизы и отказываться от покупки при выявлении подозрений.

Помните, что автомобиль – это дорогостоящая покупка, поэтому здесь спешка является недопустимой.

Будьте бдительны и удачных вам сделок.

Украину буквально заполонили нелегальные автомобили, сообщают Вести.

По мнению МВД, одна из причин — отмена в прошлом году обязательной экспертизы автомобилей при регистрации. Чтобы перестраховаться, эксперты советуют автомобилистам перед покупкой самим заказывать профессиональную экспертизу.

Проверяют подозрительные автомобили в экспертно-криминалистических центрах МВД drive2.ru

Как подделывают коды автомобилей

Проверяют подозрительные автомобили в научно-исследовательских экспертно-криминалистических центрах МВД. Тут устанавливают факт перебивки номеров авто, переварки автомобиля и указывают, криминальный он или нет. Иногда под подозрение могут попасть авто после ремонта. «Сказать, что раз кузов перебит, то человек совершил преступление, нельзя. Нужно определить происхождение перебивки, она может быть как заводской, так и умышленной», — говорит начальник отдела автотехнической экспертизы и оценочной деятельности Центра МВД в Киевской области Сергей Форотинский.

По его словам, каждое авто имеет свой номер (VIN-код), который служит ему паспортом, именно по нему можно установить страну, компанию, комплектацию, год выпуска и модель.

Преступники уже научились подделывать ВИН код — на специальном сублимационном принтере vincarfax.ru

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Украину завалили б/у иномарками: как не купить хлам

Подозрительных машин стало намного больше — это угнанные, с поддельными документами или двойники. Причем владелец может даже не догадываться о проблемах.

Все машины внесены в единую базу. Ею пользуется ГАИ. Также в разных местах на моторе, сидениях есть наклейки, на которых указан VIN-код авто. «Преступники уже научились подделывать даже их — на специальном сублимационном принтере», — говорит Форотинский. Специалисты такого профиля могут, один раз перебив номера и продав авто, год не работать. А если бандиты еще войдут в сговор с сотрудниками официальных станций ТО, то не составит труда заказать поддельную табличку.

Рассказ владельца «двойника»

Вести пообщались с владельцем автомобиля-двойника.

Все машины внесены в единую базу. Ею пользуются сотрудники ГАИ zr.ru

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Автогражданка: когда платить могут заставить вас

«Знакомые занимались крадеными машинами. Предложили взять по дешевке. Я заказал Акуру белого цвета. Несколько лет назад этот автомобиль, когда только появился, стоил у нас около $80 тыс. Через неделю я получил свою машину с перебитыми номерами и документами. Она была оформлена на реального человека, владельца такой же иномарки. Ездил почти год, ведь если ничего не нарушать, то вероятность, что остановят гаишники, очень маленькая. Один раз меня остановили, потому что нарушил — пересек двойную сплошную. Гаишники пробили номера, выяснили, что машина «грязная». Пришлось заплатить взятку — 2 тысячи долларов, хорошо, что такие деньги при себе были. Они мне посоветовали в ближайшие дни избавиться от этого авто. Я продал Акуру за $35 тысяч в Одесскую область. Насколько мне известно, эта машина до сих пор там ездит», — рассказал киевлянин Денис.

Краденые машины переходят от одного владельца к другому .com

У его приятеля в Николаеве тоже был «двойник»: «Он за год на взятки заплатил сумму, которой ему не хватало до чистой машины, а при рейдах Кобры из гаража не выезжал». Правда, некоторые владельцы двойников говорят, что «кобровцы» прекрасно знают все эти машины, и хорошо зарабатывают на их покупателях — целенаправленно охотятся на них и после остановки вымогают взятки. Информацию получают от «кумовьев» на таможне.

В ГАИ, конечно, уверяют, что если бы им попался такой «двойник», то его хозяин не откупился бы, автомобиль был бы конфискован, и дело передали бы в милицию.

Почему нелегальных машин стало больше?

После реформы процедуры регистрации в МРЭО обязательную экспертизы отменили. Правда, такую проверку и раньше можно было «пропустить» за взятку.

«Теперь человек, покупая дорогой Мерседес и сэкономив на экспертизе, может попасть в неприятную историю. А ГАИ без заказа экспертизы проверять машину не имеет права. В прошлом-позапрошлом году было выявлено больше ста криминальных автомобилей. В основном это элитные машины: БМВ, Мерседесы и Лексусы. Сейчас же, когда никто ничего не проверяет, из десяти восемь автомобилей — нелегальные», — подозревает Форотинский. И чем дороже автомобиль, тем больше шансов нарваться на криминал.

Бывали случаи, когда человек натыкался на свою украденную машину roadcontrol.org.ua

Глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко согласен с тем, что автомобилей, нелегально ввезенных в Украину, становится больше. «Но их количество определить невозможно. Таможня называет одну цифру, но сколько ввозится двойников, сестричек, доноров, битых, для разборки. Это все контрабанда, посчитать ее невозможно. Простой пример: только в сентябре регистрация авто упала на 54%, а машин на дорогах становится все больше. Это наводит на размышления».

По словам Форотинского, бывали случаи, когда человек на авторынке натыкался на свою украденную машину. Узнав свой автомобиль, возвращался домой за ключами, затем садился в него под видом покупателя и заводил. После этого вызывал милицию и ГАИ.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Покупаем машину: как не стать жертвой мошенников

Забрать назад уже перепроданную машину, правда, можно после решения суда.

По словам бывшего УБОПовца Дмитрия Гнапа, очень много «двойников», серых и угнанных авто в Черновицкой, Волынской, Закарпатской приграничных областях: «Если взять камеру и поехать в Черновцы, где расположен автомобильный рынок Калинка, то там можно встретить автомобили намного круче, чем в Киеве. Если в городе нет никаких проверок, то ездят дорогие машины с немецкими, польскими, румынскими и молдавскими номерами (все не растаможены). Только въезжает в город Кобра, на дорогах появляются одни Жигули».

Откуда в Украине берутся автомобили с темным прошлым vesti.ua

Именно в приграничные населенные пункты чаще всего загоняют авто, которые выкупают за полцены у иностранцев, а затем они заявляют об угоне и получают страховку.

Как распознать проблемный автомобиль?

Эксперты советуют перед покупкой авто обязательно осмотреть его на СТО, а затем обратиться вместе с продавцом в МРЭО и заказать экспертизу. А еще лучше обратиться в экспертную службу МВД, они есть во всех областях (mvs.gov.ua/units/). Они полностью проверят перебиты или переварены номера (это стоит около 200 грн). Если вы это сделаете после покупки, и авто окажется нелегальным, то его у вас заберут на штрафплощадку.

Интерпол редко находит угнанные в Европе автомобили, потому что их объявляют в розыск, уже когда они находятся в гаражах — на разборке, перебивке. Если машину не нашли в течение определенного периода, то вероятность ее разыскать многократно снижается — автомобиль переносят в другую категорию базы Интерпола, неприоритетную.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: В киевском автосалоне клиентов «развели» на миллион

Проверить историю автомобиля по VIN-коду теперь можно и онлайн:

Машины двойники, что это?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *