Методический день учителя по закону

Добрый день!

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.47) и ТК РФ (ст. 333) педагогическим работникам устанавливается сокращенная рабочая неделя — 36 часов.

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»:

п. 2. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам
устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов
педагогической работы за ставку заработной платы.

п. 2.8.1. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается, в том числе, учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным);.

Примечания:

1. В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) работа (
нормируемая часть), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

В соответствии с ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ДРУГИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 69,
п. 2.1. Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями,
тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (далее — педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется
наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической
работы, связанной с преподавательской работой.
Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.
2.3. Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую
работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по
количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных
уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает, в том числе:
выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;
время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).
2.4.
Дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых
графиками и планами работы,
педагогический работник может использовать для
повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п
. Это не обязательно делать на рабочем месте, если для педагога это удобнее.
Таким образом, если у Вас в расписании есть полностью свободный день от всех обязанностей, перечисленных выше, Вы имеете право его использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям, методической работы и т.п. Этот день (периоды времени) оплачиваются Вам наравне с другими днями работы в школе.

Я знаю, что если метод. день оплачивается из расчета 3 часа, то этот день является методическим, а если нет-то выходным.
Светлана

Такого, о чем Вы говорите, нет в действующем законодательстве.

Удачи Вам!

Возможности профессионального и карьерного роста для преподавателей английского языка

TESOL — Teching English to Speakers of Other Languages, программа обучения и сертификации преподавателей английского языка, дающая возможность через СТАР Травел гарантированного трудоустройства за рубежом. Забудьте про всякие CELTA, Кембриджский экзамен и т.д., поскольку такого уровня зарплат ни один диплом учителя сегодня в мире не дает.

На сегодняшний день в нашей базе около 14000 открытых контрактов на работу учителями в школы, языковые центры и лагеря.

Длительность контракта от 3-х месяцев до 1 года и более.

Сколько зарабатывают преподаватели с Сертификатами TESOL?

Все страны, где работают преподаватели, можно разделить на 3 категории большого и среднего заработка, а также страны, где преподавание больше ведется для развития опыта, либо будет просто покрывать расходы.

Краткий список возможных стран с указанием зар.платы:

Как пройти Сертификацию по программе?

Формат прохождения курса – представлен либо on-line обучением (60 часов базовый, состоящий из 33 on-line и 27 часов домашней работы и 60 часов один из 17 курсов специализации), либо в классе при наборе группы при интенсивном прослушивании курса. Но сам курс специализации в любом случае проходится on-line.

Все оформление ведется через нашу компанию.

Список специализаций

  • Обучение подростков английскому языку
  • Обучение взрослых английскому языку
  • Преподавание бизнес-английского
  • Обучение детей английскому языку
  • Преподавание лексики IT-сферы
  • Преподавание английского как иностранного в своей стране
  • Преподавание грамматики
  • Преподавание юридической лексики
  • Преподавание медицинской лексики
  • Преподавание подготовки к TOEFL
  • Преподавание лексики туристической сферы
  • Практические занятия при подготовке к TESOL
  • Репетиторство английского языка
  • Базовый курс TESOL

Мы всегда рады помочь Вам в организации поездки. Наши специалисты готовы ответить на все вопросы по телефону + 7(846 ) 270-61-42, 270-61-43, kuf-language@startravel.ru

Учитель русского языка и литературы средней школы №55 «Долина знаний» Советского района Волгограда Лариса Арачашвили (@larachashvililara) сейчас нарасхват. Встретиться с ней почти невозможно, география ее передвижений по стране и умение организовать свой график одновременно поражают и восхищают.

Все дело в том, что Лариса Гивиевна – победитель конкурса «Учитель года»-2019 (в текущем сезоне почему-то решили избавиться от титула «Абсолютный победитель», а оставшаяся четверка победителей по прежним правилам вдруг стала призерами, впрочем, речь не об этом).

В классе Лариса АРАЧАШВИЛИ чувствует себя как рыба в воде

Вначале я буквально настаивал на том, что хотел бы увидеть школу, в которой работает Лариса Гивиевна, и хотя бы пару ее уроков, но, когда она написала, что в Москве и может за­ехать в редакцию «Учительской газеты», с радостью и даже каким-то внутренним облегчением согласился.

Темные волосы, большие карие глаза, широкая улыбка, футболка с изображением Владимира Маяковского и значок с текстом «Я – училка» на лацкане модного oversize-пиджака.

С чего бы вы начали разговор, включив диктофон? Тем более когда задача не интервью, а подготовка портретного очерка. Я решил поинтересоваться, как изменилась жизнь моей сегодняшней героини за прошедшие с момента победы в конкурсе два месяца, и, кажется, не ошибся. Сразу стало понятно, что есть контакт и что я все-таки ни при каких обстоятельствах не буду вторгаться на территорию ее прямой речи.

– Она стала насыщеннее… Я имею возможность говорить правду громко, я защищена своим статусом.

– А до этого?

– Разве учитель может говорить о каких-то проблемах? Я сейчас не про вечную тему зарплаты, а о реальных проблемах. Сегодня на мероприятии, с которого я приехала к вам, мы разговаривали, например, про цифровизацию в образовании. И общее мнение – как здорово, как классно, а я говорю о том, что у нас в школе есть электронный журнал, но есть и бумажный. Как бы цифровизация есть, но ее как бы и нет. Некоторые мои друзья работают в деревенских школах, им выделили квадрокоптеры, шлемы дополненной реальности, но они лежат, надежно запертые, чтобы их не сломали.

Я громко говорю обо всем этом со сцены, и ко мне потом многие подходят, чтобы поблагодарить. То есть получается, что новый статус дал мне возможность говорить от имени многих учителей об их насущных проблемах. Потому что школа, в которой я работаю, не элитарная, а самая обыкновенная, и у меня проблемы такие же, как у большинства учителей: огромная загруженность, бесконечная проверка тетрадей. То есть все как у всех, но не все могут сказать об этом, а я могу. Не знаю, хорошо это или плохо, но могу.

– О проблемах современной системы образования не говорит, кажется, только ленивый. Их признают не только кулуарно, но и с высоких трибун на самых различных уровнях. Но вслед за вопросом «кто виноват?» следует такой же вечный вопрос «что делать?». Вы начали с цифровизации, в идеальном мире мы ее отменяем?

– На самом деле это история про то, что нельзя устраивать цифровизацию образования, когда в школе течет крыша или когда школьный туалет на улице. Мы пытаемся догнать и обогнать другие страны, но для этого нужен, скажем так, фундамент. А мы его в какой-то момент потеряли: в кадрах, в техническом оснащении и так далее. Едва ли не половина школ вообще нуждается в капитальном ремонте! Я не знаю точных статистических данных, но что-то мне подсказывает, судя по тому, что я вижу, это так. А мы начинаем гнаться за цифровизацией. Просто мне порой кажется, что не с того конца начали решать проблемы.

– Основной лейтмотив вашего конкурсного эссе – вопрос «Кем ты станешь, когда вырастешь?». И вы несколько неожиданно сами на него отвечаете: «Учитель никогда не вырастает». Вы ведь не планировали становиться учителем?

– Да, это абсолютно случайная история, но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Я оканчивала педагогический, но одновременно с этим я окончила и Волгоградский государственный университет, где получила специальность «литературный работник».

– Надо же! Дипломный проект для получения этой специальности должен быть как-то связан с плодами литературного творчества… Вы пишете прозу?

– Писала… И рецензию писали о моей работе, что она рекомендована к публикации. Но тут такая история: на первом курсе я думала, что могу что-то писать, а к пятому до меня наконец дошло, что я не пишу талантливо, а пишу довольно посредственно. Такой прозы много…

В какой-то момент я всерьез думала над тем, чтобы стать редактором, но, попрактиковавшись буквально две недели в вычитке всех этих текстов, поняла, что никогда. По три раза читать каждый текст – тут ни глаза, ни психика не выдержат.
В общем, я пошла в магистратуру. Там мы учились по три дня, остальные были свободны. Привыкшая жить в каком-то бешеном ритме, я задумалась: а куда девать все это время? И решила пойти в школу на ставку в 18 часов к 6‑м классам. Знаете, это было самое счастливое время в моей жизни!

Несмотря на это, после первого года я хотела уйти, потому что у меня непросто складывались отношения с начальством. Но одна ученица написала мне трогательное послание ВКонтакте, и я осталась.

Окончила магистратуру, но прикипела к ребятам душой, пообещала довести их до девятого класса, потом – до десятого. Перешла в другую школу. Теперь понимаю, что, во-первых, мне это безумно нравится, а во-вторых, я больше ничего не умею.

– После победы в таком престижном конкурсе вас наверняка засыпали предложениями о новых возможностях развития карьеры. Вы готовы к административной работе?

– Предложения, конечно, поступают. Я предполагаю, что в ближайший год мой профессиональный статус несколько изменится. При этом подчеркну, что я точно не директор школы и не завуч, потому что я не хозяйственник. Для этих должностей нужны определенный уровень собранности, твердый характер и умение руководить таким большим коллективом – это точно не ко мне.

Чем бы я, наверное, смогла руководить, так это проектами, направленными на профессиональное развитие педагогов. Но для меня важно сочетать это с работой в школе, возможно, не по 30 часов, как сейчас.

– А готовы сменить регион проживания?

– Наверное, это должно быть какое-то очень интересное предложение, чтобы я переехала. Причем не столько с финансовой точки зрения… А если это будет, например, какая-то авторская школа. Потому что это безумно интересно, это совсем другие условия.
– Что-то вроде московского «Класс-центра» под руководством Сергея Казарновского, о котором вы недавно писали в соцсетях?

– О да! Я буквально палатку готова разбить, чтобы меня взяли туда на работу. Мне было бы по-настоящему интересно посмотреть, смогу ли я работать в таких условиях. А что касается финансов, то я, как и большинство учителей, к сожалению, умею работать, а не зарабатывать. Честно признаться, у меня несколько работ и нет выходных, вообще ни одного.

– Так было и до конкурса?

– Да, уже года четыре.

– И куда вы несетесь столь стремительно – без праздников и выходных? К какому-то внутреннему развитию или к достижению внешней цели?

– Сейчас уже идет не развитие, а выгорание, потому что в вечной гонке жить невозможно. Мне кажется, я уже не тяну тот эмоциональный уровень, с которым, как мне кажется, учитель должен заходить в класс. Учитель ведь должен заходить в класс с любовью ко всем и каждому – и к отличнику, и к двоечнику, и к сложному ребенку. А когда я понимаю, что начинаю вскипать из-за выходок отдельных детей, понимаю, что я не справляюсь.

Тем более в ситуации, когда у тебя 30 часов нагрузки в неделю, это уже не ювелирная работа, а поток. А в потоке, вы знаете, ты работаешь на средний уровень, и это мне не нравится. Из такой педагогики я однозначно буду уходить. Мне сейчас нужно наполниться чем-то таким, чтобы потом я могла вернуться в класс, снова улыбаться, быть доброжелательной и, самое главное, интересной. Потому что, когда у тебя нет времени читать, смотреть фильмы, развиваться, ты пустой. В тебя закричи – отзовется эхо.

– Ваш предшественник на конкурсном пьедестале Алихан Динаев как-то писал, что одно из серьезных испытаний, с которыми он столкнулся, – на его занятия дети и коллеги стали приходить именно как на урок лучшего учителя страны. То есть на нечто особенное, чуть ли не лучший урок в их жизни. И это ко многому обязывает. А вам приходится тщательнее готовиться к урокам и публичным выступлениям?

– Я хорошо понимаю, что он имел в виду. Конечно, стало сложнее входить в класс, ведь ты понимаешь, что твой урок не может быть проходным, но он, скорее всего, будет таким. Если ты выдаешь по шесть уроков в день, не получится сделать каждый из них на «пять с плюсом». А ведь еще проверка тетрадей… Я из тех людей, которые уносят их домой, потому что мне некомфортно проверять их в школе. Из редакторских времен еще осталась привычка перепроверять себя – выдергиваю из стопки тетради и вновь пролистываю… И понимаю, что пропускаю ошибки. Тут история не про лучшего учителя, а про то, что ты не имеешь права выдавать такой продукт.

– Вы проездом в Москве. Есть ли в вашем рюкзаке тетради на проверку?

– (Смеется.) У меня с собой самостоятельные работы двух классов, буду проверять в аэропорту, есть пара часов. Надеюсь, что успею.

– В какой момент вы поняли, что стали победителем конкурса?

– Когда вошла в пятерку, было ощущение, что, кажется, я могу выиграть. На очередном этапе конкурса, в ходе публичной лекции и разговора с министром, для меня было важно избежать соблазна говорить штампами. Это ведь была бы очень безопасная позиция? Но я бы изменила себе, если бы стала говорить какие-то клишированные и безопасные вещи. Я бы потом просто вернулась в класс к своим детям и не смогла смотреть им в глаза.

– Почему?

– Потому что Лариса Гивиевна учит их, что нужно быть смелым и честным, и старается себя так вести. А если я на всю страну буду вести себя не как их привычный учитель, та самая Лариса Гивиевна… Они же смотрели трансляцию, это был сложный момент.
То есть ты прекрасно понимаешь, как надо, но также хорошо осознаешь, что это тебе не подходит.

И это был очень интересный момент, когда те люди, которые до публичной лекции поздравляли меня с предстоящей победой, а после стали говорить, чтобы я не расстраивалась. А я и не расстраивалась. Я прекрасно осознавала, что я делаю.
Я ведь до пяти лет жила в Грузии, и мне кажется, что что-то остается внутреннее, вот эта дерзость внутренняя какая-то, нежелание прогибаться. Наверное, именно поэтому из поэтов я себя ассоциирую с Маяковским. Он такой тоже был, как я, – большой, громоздкий. Но на самом деле не мужчина, а облако в штанах.

– Читателям «Учительской газеты» из числа людей, напрямую связанных со сферой образования, всегда любопытны технологии, которые применяет тот или иной преподаватель. Что бы вы могли назвать своим уникальным креативным новаторским решением из того, чем, возможно, еще мало кто пользуется?

– Я использую массовую культуру для объяснения литературы. Например, в литературе есть направление романтизм. Говоря о нем, я привожу примеры героев Marvel или DC Comics. Например, всем известного Человека-паука. Он одинокий, он не понятый, в его жизни есть трагедия, несчастная любовь, предательство. Все это забавно показывать детям и пояснять, что с XVII века, когда романтизм начал развиваться как литературное направление, мало что изменилось. У них буквально открываются глаза на то, что мир шире и больше, чем им представлялось. Нередко то, что преподают в школах, и то, что ребята видят вокруг, – две непересекающиеся вселенные. Именно поэтому мы часто слышим: «Зачем мне нужна математика?», «Зачем мне нужен английский язык?» и мое любимое и совершенно чудное: «Зачем мне нужна ваша литература?» Мне очень хочется на каждом уроке объяснять, зачем им нужна моя литература.

Фото Вадима Мелешко

Режим рабочего времени педагогических работников, в том числе и учителя, регламентируется ТК РФ (ст.333), Законом РФ от 29.12.2012 г.№273 (ст.47), приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений».

Однако, как полагают юристы, указанные документы не дают чёткого определения, что такое рабочее время педработника, вследствие чего отдельные руководители школ трактуют это понятие по своему, в частности, требуют от учителя присутствия в школе 36 часов в неделю.

Где можно найти разъяснения по данному вопросу?

Разъяснения, касающиеся нормы рабочего времени учителя, даны Минобрнауки России в письме от 15.10.2015 N 08-ПГ-МОН-37849 «О продолжительности рабочего времени и особенностях, связанных с режимом рабочего времени педагогических и других работников образовательных организаций»;

в Комментарии к нормативным правовым актам, регулирующим продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки, а также особенности режима их рабочего времени, который подготовлен экспертом ЦС Профсоюза работников народного образования и науки РФ В.Н. Понкратовой;

в письме ЦС Профсоюза 10 февраля 2016 г. № 73;

в Комментарии заместителя директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Павла Сергоманова, размещенном на сайте «Учительской газеты» «УГ Москва», №45 от 10 ноября 2015 года (http://www.ug.ru/archive/62612) под заголовком «Директор, заставляющий учителя отсиживать 36 часов в неделю в школе, должен понять, что это противозаконно».

Что считается рабочим временем учителя?

Из указанных документов и разъяснений коротко можно сделать следующие выводы.

1. Рабочее время — это «время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности». Для учителей — это время не может превышать 36 часов в неделю.

2.Для учителей, установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. «Продолжительность рабочего времени не более 36 часов» – не общеустановленная и обязательная для всех педагогических работников продолжительность рабочего времени, а всего лишь ее предельная норма, которая может быть установлена педагогическим работникам Правительством РФ или уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

3.Учителям установлена норма часов педагогической работы в неделю за ставку заработной платы (18 часов), которая является:

— нормируемой частью их педагогической работы;

— расчетной величиной для исчисления заработной платы за месяц с учетом установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю.

Обратим внимание: ни в одном нормативном документе ставка учителя не приравнена к указанным выше 36 часам общего рабочего времени.

4.Рабочее время учителя состоит из нормируемой и ненормируемой частей.

Нормируемая часть педагогической работы учителя – это фактическая учебная нагрузка, которая с его письменного согласия может быть выше или ниже установленной нормы часов педагогической работы, что, соответственно, увеличивает или уменьшает нормируемую часть рабочего времени.

За учебную нагрузку педагогических работников принимается ее объем по выполнению учебной (преподавательской) работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом (индивидуальным учебным планом), текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Нормируемая часть определяется в астрономических часах, регламентируется школьным расписанием и учитывается в табеле учета рабочего времени учителя. В эти часы учитель обязан находиться в школе.

Ненормируемая часть педагогической работы учителя – это другая часть педагогической работы учителя, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из его должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника: выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой школы и др.

Как видим, ненормируемая часть — это все то, что предусмотрено тарифно-квалификационными характеристиками, должностными инструкциями, все, что вытекает из его трудового договора и не имеет четкой конкретизации по времени и месту исполнения.

С письменного согласия учителя за дополнительную плату он может выполнять и другую работу: классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебным кабинетом, пришкольным участком, учебными мастерскими и др. Это тоже входит в рабочее время учителя.

Т.о., рабочее время учителя состоит из:

  • педагогической работы в пределах нормируемой его части;
  • других должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой по занимаемой должности;
  • дополнительных видов работ, выполняемых с письменного согласия работника за дополнительную плату.

Что в итоге

Размер ставки заработной платы учителям в месяц за норму 18 часов преподавательской работы в неделю устанавливается как за выполнение преподавательской работы, так и за выполнение других обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой по должности учителя (нормируемую и ненормируемую части).

Поскольку рабочее время учителей может быть конкретизировано по времени (то есть в часах, в минутах) только в части проводимых уроков и других учебных занятий, не превышающих 45 минут, коротких перерывов (перемен), а также в части периодических кратковременных дежурств в школе в период образовательного процесса, к которым педагогических работников привлекают в дни проведения ими уроков и учебных занятий не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия, дни недели (периоды времени, в течение которых образовательная организация осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т. п.

Следовательно, если учитель отвел свои уроки и у него в этот день нет ни педагогических советов, ни иных обязанностей, он не встречается с родителями, не занимается с детьми дополнительно, не проверяет тетрадей и др., руководство школы не имеет права обязывать его находиться в этом учебном учреждении.

Обратим внимание: ни в одном из упомянутых в начале статьи документов нет указания о том, что учитель должен находиться в школе все 36 часов в неделю.

Примечание. Согласно ТК РФ работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период, считается сверхурочной работой.

P.S. При возникновении вопросов по поводу использования рабочего времени учителя советуем обращаться на сайт Минобрнауки России либо на сайт Общероссийского профсоюза работников образования и науки РФ (http://www.eseur.ru).

Справочно

Откуда взялась ставка 18 недельных часов

Декретом СНК от 20.06.1918 «О нормах оплаты учительского труда» была установлена месячная оплата учительского труда, принятая за нормальную продолжительность рабочего времени 4 учебных часа в день (24 часа или урока в неделю). В этом же Декрете была определена оплата труда учителей за исправление письменных работ, подготовку опытов, классное наставничество и т. д.

Таким образом, норма 24 ч или урока в неделю изначально была связана с оплатой труда учителя за месяц и принималась как продолжительность рабочего времени.

Норма 18 ч в неделю за ставку была установлена в 1936 году. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) 9.04.36 г. «О повышении заработной платы учителям и другим школьным работникам» было установлено, что ставки заработной платы учителей должны выплачиваться за 4 часа преподавательской работы в день в первых четырех классах и за 3 часа – в остальных классах, т.е. соответственно за 24 и за 18 часов в неделю. Учителям также было разрешено доплачивать за часы работы сверх установленной нормы.

Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 15.07.64 г № 620 указанные нормы за ставку были сохранены.

Таким образом, норма 18 ч в неделю за ставку стала условным расчетным показателем учета учительского труда с 1936 года. С этого времени принципы установления рабочего времени учителя сохраняются.

Сокращенная продолжительность рабочего времени для педагогических работников образовательных учреждений установлена Законом РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» в ст. 55, пункт 5 которой в редакции Федерального закона от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ был сформулирован следующим образом: «Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю».

Письмо Общероссийского профсоюза образования №73 от 10.02.2016 г.

Информационный бюллетень № 2 — «Рабочее время работников образовательных учреждений: общие положения и особенности правового регулирования (сборник нормативных правовых актов с комментариями)», г. Москва, март 2015 года.

Нормативные документы:

Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ); Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». Скачать Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений». Скачать

Письмо Минобрнауки России от 15.10.2015 N 08-ПГ-МОН-37849 «О продолжительности рабочего времени и особенностях, связанных с режимом рабочего времени педагогических и других работников образовательных организаций». Скачать

Методический день учителя по закону

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *