Финансирование школ

|

Раздел 2. ЭКОНОМИКА ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

ТЕМА 3. ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

3.2. Финансирование образования

Источниками финансирования образования являются:
— государственный бюджет;
— поступления от платных образовательных услуг;
— научно-техническая деятельность образовательных учреждений и коммерческая реализация ее результатов,
— предпринимательская деятельность образовательных учреждений, не связанная с образованием и научно-технической деятельностью.
Государственное и муниципальное финансирование образования составляет 3,2% ВВП, из средств предприятий и населения по различным каналам в сферу образования поступает 1,7% ВВП. В 90-е гг. произошло резкое падение финансирования образования, вызванное неблагоприятной макроэкономической ситуацией. По уровню финансирования образования Россия заметно отстает от индустриально развитых стран мира. Так, затраты на одного студента в конце 90-х гг. составляли 300 долл. в год, в США – 18 тыс. долл19.
Государственное финансирование
Общие расходы на содержание учреждений образования России в последние годы составляют примерно 12% общих расходов консолидированного бюджета. Основная доля расходов приходится на территориальные бюджеты: из федерального бюджета на образование выделяется около 4% его расходов, из бюджетов субъектов РФ — около 20% их расходов.
Расходы на образование в соответствии с бюджетной классификацией включают затраты на общее образование, на воспитание детей и подростков, на культурно-просветительскую работу и на подготовку кадров. В общей сумме расходов на образование затраты на детские дошкольные учреждения составляют примерно 15%, на общее среднее образование — 41%, на школы-интернаты — 8%, на среднее специальное образование — 10,5%, на высшее образование — 11,5%.
В общей сумме бюджетного финансирования средние школы на 99% финансируются из бюджетов субъектов РФ, на 1% — из федерального бюджета. Высшие учебные заведения на 96% финансируются из федерального бюджета и на 4% — из территориальных бюджетов20.
Законом предусмотрено, что финансирование образования входит в компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В компетенции РФ находятся:
— доля федерального бюджета, направляемая на финансирование образования;
— формирование федерального бюджета в части расходов на образование;
— создание федеральных фондов развития образования;
— установление налоговых льгот, стимулирующих развитие образования;
— определение федеральных нормативов финансирования образования в зависимости от количества учащихся, воспитанников, минимальных размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательных учреждений и государственных органов управления образованием.
В компетенции субъектов РФ находится формирование их бюджетов в части расходов на образование и установление региональных нормативов финансирования образования. В компетенции органов местного самоуправления — формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования образования.
Бюджетное финансирование получают и негосударственные образовательные учреждения с момента их государственной регистрации, но существует дискриминация негосударственного и смешанного секторов образования.
Финансирование учреждений образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося или воспитанника по каждому типу образовательного учреждения. Федеральные нормативы финансирования должны утверждаться ежегодно Государственной думой одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной год и быть минимально допустимыми. Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов.
Схема финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений определяется типовым положением о соответствующем виде образовательного учреждения.
Расходы на общеобразовательные школы являются основными в общих расходах на образование. Они включают затраты на текущее содержание (зарплата, учебные, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на командировки и др.), приобретение оборудования и инвентаря, капитальный ремонт и строительство новых зданий. Расходы на текущее содержание школ определяются исходя из среднегодового количества классов и среднегодового количества педагогических ставок на один класс.
Расходы на школы-интернаты определяются по числу воспитанников, количеству классов и педагогических ставок. В отличие от общеобразовательных школ здесь дополнительно предусматриваются штат воспитателей и некоторые другие расходы.
Финансирование детских дошкольных учреждений зависит от среднегодового числа детей, количества групп и часов пребывания одного ребенка в детском учреждении. Статьи расходов — зарплата работников учреждения, питание воспитанников, игрушки, канцелярские и хозяйственные расходы, оборудование, пособия. Плата родителей составляет примерно 20% общих расходов детских дошкольных учреждений.
Финансирование подготовки кадров включает финансирование учреждений профессионально-технического образования, среднего специального образования, высших учебных заведений. Бюджетные ассигнования высшей школе направляются в основном государственным учебным заведениям. Расходы определяются отдельно по каждому ВУЗу (с учетом специфических условий их работы) исходя из среднегодового числа студентов, норм их материального обеспечения, ставок заработной платы преподавателей и других показателей. Финансирование высшего образования осуществляется на основе следующих принципов:
1) компенсационный принцип: нехватка средств государственного (регионального) бюджета должна быть компенсирована дополнительными законодательно определенными полномочиями, предоставленными ВУЗу государством (местными властями);
2) принцип наделения высшей школы дополнительными правами в налогообложении;
3) принцип ориентации на вложение средств в развитие высшей школы как субъекта рыночной экономики: инвестирование в перспективные направления деятельности ВУЗа, поддержка развития предпринимательства в высшей школе;
4) реинвестиционный принцип — предоставление высшей школе права на предпринимательский оборот госбюджетных средств в целях увеличения инвестиционных возможностей;
5) принцип равнозначности государственных и негосударственных высших учебных заведений исходит из того, что негосударственные учебные заведения обеспечивают удовлетворение потребностей в образовании, более чутко реагируют на рыночную конъюнктуру, способствуют повышению уровня конкурентности высшего образования, обеспечивают разгрузку государственной системы высшей школы.
Доходы от платной образовательной деятельности
Государственные учреждения образования имеют право выполнять дополнительные платные услуги. К дополнительным платным услугам населению относятся: обучение по дополнительным образовательным программам и платным специальностям, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, углубленное изучение отдельных предметов и т.д. Например, общеобразовательная школа по существующему законодательству имеет право:
— привлекать дополнительные средства за счет организации платных факультативных курсов по углубленному изучению отдельных предметов, специальных лекций и консультаций с приглашением высококвалифицированных специалистов из других организаций, дополнительных занятий физической культурой и спортом;
— предоставлять населению за дополнительную плату образовательные услуги повышенного качества путем снижения наполняемости классов ниже нормативного уровня;
— реализовывать изделия и услуги, полученные в процессе воспитания учеников при выполнении ими заказов предприятий и организаций;
— сдавать в аренду школьные помещения и т.д.
Для негосударственного образовательного учреждения платная образовательная деятельность является основным источником финансирования. Она не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса.
Доходы от научно-технической деятельности и коммерческой реализации ее продукта
Образовательное учреждение может получать доходы от выполнения заказов на научно-техническую продукцию как от органов государственной власти, так и коммерческих структур. Доход может быть получен также от реализации учебных изданий, обучающих компакт-дисков, словарей и т.п.
Доходы от предпринимательской деятельности
Предпринимательская деятельность образовательного учреждения — сдача в аренду основных фондов и принадлежащего ему другого имущества, торговля покупными товарами, оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других предприятий и организаций, приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и получение доходов по ним, ведение иных внереализационных операций, приносящих доход.
Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджета.
Спонсорская поддержка
В настоящее время спонсорские средства на поддержку учебных структур относятся после уплаты налогов на чистую прибыль предприятий. Это делает спонсорскую помощь крайне невыгодной для предприятий. Требуется изменить существующий порядок, создать стимулы спонсорской поддержки учреждений образования.

Каждый родитель знает, столько тратит на школьную одежду и письменные принадлежности для своего ребенка-школьника. Многим эта сумма затрат, как правило, не превышающая 12000-15000 рублей в год, кажется непомерной. Однако, ученика все равно необходимо и одевать-обувать, и ручками-тетрадями обеспечивать. Нередко родители задаются вопросом: а сколько же тратит на школу государство? Какую сумму выделяют из бюджета на одного ученика?

Общероссийские расходы на образование

По статистике 2017 года в России было 15,5 миллионов школьников. Общие затраты на образование из бюджета превысили порог в 600 миллиардов рублей, путем несложного подсчета получается, что на среднестатистического российского школьника страна выделает чуть меньше 39000 рублей в год. Однако, цифры по регионам существенно разнятся, лидером в финансировании учеников является Москва, — на каждого столичного школьника выделяется более 120000 рублей ежегодно.

Интересно, что 20 лет назад — в 1997 году — общие затраты на школьное образование из бюджета составляли всего 18,5 миллиардов рублей, а 2 года назад – в 2015 году — 499,5 миллиарда рублей. Налицо серьезный рост, это связано, в первую очередь, с повышением значимости сферы образования в нашей стране.

Госфинансирование является основным источником дохода любой школы, на так называемый «образовательный стандарт», включающий само преподавание и обучение детей, деньги выделяются по душевому принципу. Учащимся первых классов государство выделяет средства на оплату 30 часов, старшеклассников – 39. На учащихся сельских школ, гимназий и лицеев выделяется больше, чем на учеников обычных школ.

Во сколько обходятся учебники

С учетом предполагаемого двухгодичного пользования учебниками, на материалы для учащихся начальной школы государство выделяет по 500 рублей, для учащихся средней школы — по 780 рублей, а для учащихся двух последних классов — по 700 рублей.

Правительство планирует еще увеличить расходы на образование в 2018-2020 годах, значит, качество образования в нашей стране будет только расти.

Идея

Разработчик инструмента, позволяющего контролировать расходы на учебные заведения, – CASE Україна. Это неприбыльная общественная организация, среди целей которой – сделать для граждан прозрачным механизм траты их налогов. Социологический опрос, проведенный по заказу CASE в мае 2020 года, показал, что 56% украинцев не доверяют государству и считают, что им самим лучше знать, как эффективнее потратить деньги, в том числе и на образование собственных детей.

CASE Украина анонсировала и запустила в открытый доступ бюджеты некоторых украинских школ, но теперь они пошли дальше и создали онлайн-платформу.

Как узнать бюджет школы

Исполнительный директор CASE Україна Дмитрий Боярчук так пояснил необходимость создания интерактивной платформы: «В условиях децентрализации меняется характер финансирования школ – контроль за эффективностью расходов переходит от центральной власти к местным громадам. Однако пока родители не имеют удобных инструментов, которые в упрощенном виде позволили бы отслеживать расходы школы, сравнивать между собой различные учреждения и оценивать их эффективность».

Разработчики собрали полные данные по бюджету 141 школы за 2020 год, и теперь жители громад могут узнать:

  • сколько денег выделяется на каждую школу;
  • сколько учеников и учителей в каждом заведении;
  • сколько стоит обучение каждого ученика.

Чтобы получить полную информацию о том, как тратятся деньги, выделенные на вашу школу, нужно . Из предложенного списка выбрать интересующее учебное заведение (если оно там есть) и активировать ссылку на него. Перед вами откроется окно, в котором следует выбрать кнопку «Запит» и заполнить всплывшую форму. Данные по вашему запросу придут на электронную почту.

Скриншот страницы сайта Интерактивный бюджет школ Свои

Послав запрос, можно узнавать сумму расходов на зарплату работникам школы, расходы на коммунальные услуги и энергоносители, продукты питания, закупку компьютерного оборудования и тому подобное.

В планах разработчиков сделать так, чтобы пользователи интерактивного бюджета школы могли прямо на сайте вести обсуждения и делать свои предложения по распределению средств на развитие школы.

Финансирование образования в 2019 году Минфин

Где на ученика тратят больше

На сайте уже есть данные по всем школам Украины. Правда, не все из них за 2020 год, но можно выбрать 2019-й и 2018-й. Можно проверить, во сколько, например, обходится обучение ребенка в Киеве и Лисичанске. Или сравнить расходы на школы в селах и областных центрах.

Интерфейс раздела «Контролюй видатки своєї школи» прост. Вам предлагается табличка, где нужно выбрать четыре пункта:

  • Область (представлены 14 областей Украины)
  • Тип территориальной единицы (область, город, ОТГ или район)
  • Название территориальной единицы (выбрать из выпадающего списка)
  • Наименование школьного заведения (список прилагается).

Свои.City протестировали работу сервиса. Мы сравнивали общеобразовательную школу из села Парасковиевка (Бахмутский район Донецкой области) и многопрофильный лицей в Лисичанске (Луганская область). Расходы на одного ученика в селе составляют 31 964 грн, а в лицее – 19 947 грн. В школе в Парасковиевке работают 26 педагогов, а в лицее – 35. Учеников 253 в сельской школе и 383 в лицее.

Скриншот страницы сайта Интерактивный бюджет школ Свои

Как добавить данные

Жители любой ОТГ могут подать заявку на бесплатное создание интерактивных бюджетов их школ. Сделать это можно .

Интерактивная платформа запущена в рамках проекта Global Communities «Децентрализация приносит прозрачность и эффективность в медицине и образовании». Разработка программного обеспечения и бюджетное консультирование обеспечивает Центр социально-экономических исследований CASE Україна.

Повлияет ли подушевое финансирование на работу частных школ?

Председатель республиканской ассоциации частных организаций образования Роза Садыкова отмечает, что сегодня в стране есть «недостаток мест в государственных школах, поэтому государством рассматривается вопрос о внедрении подушевого финансирования во все частные школы страны, хотя первоначально планировалось запустить этот проект только в городах Алматы и Астана».

«Некоторые частные школы не приветствуют подушевое финансирование, потому что боятся большого количества проверок со стороны государства. Конечно, уже раскрученные известные школы не особо нуждаются в привлечении новых учеников или рекламе. А как же быть тем учреждениям образования, что не так популярны или недавно открылись, у которых есть необходимая база, но из-за недобора учеников в них пустуют площади, особенно это касается казахских школ. Тем самым, государство пытается их стимулировать. Об этом свидетельствует и тот факт, что в июле 2018 года по Казахстану по нашим данным насчитывалось 129 частных школ, а к сентябрю их количество возросло уже до 150», — говорит Садыкова.

По мнению главы столичной частной школы CA Garden Schools Нурмухаммеда Досыбаева, преимущество сейчас находится в руках школ со средней и невысокой стоимостью обучения. «Если частное образование станет доступным, у родителей появится выбор, в какой школе будут обучаться их дети — в государственной, с количеством (учеников) в классе от 30-40 человек, либо в частной школе, с количеством 20 человек».

Он не исключает, что государственные образовательные учреждения в будущем могут перейти под оперативное управление независимого сектора.

У Досыбаева нет опасений относительно новых проверок частных школ из-за введения подушевого финансирования: «Государство и без подушевого финансирования имеет право проверять любое учреждение образования».

На сегодняшний день, по данным опроса частных школ, минимальная стоимость обучения в них составляет 1,1 млн. тенге в год, без учета питания, развозки, дополнительных занятий и пребывания «полный учебный день».

Лидия Шаповалова, директор частной школы Thamos Education из Алматы, считает, что выделяемая государством сумма, хотя и не покроет всех расходов на образование, но, тем не менее, облегчит финансовую нагрузку, особенно для тех родителей, чьи дети находятся в школе целый день. «Наша школа на следующий год планирует запустить бюджетные классы для талантливых детей по типу специализированного учебно-научного центра. Таким образом, финансирование со стороны государства может оказать существенную поддержку тем родителям, чьи дети хотят углубленно заниматься наукой или языками, а сейчас этого позволить себе не могут», — говорит она.

Вместе с тем, родители выбирают частное образование для своих детей по разным причинам: качество знаний, разнообразный комплекс услуг на одной территории, занятость ребенка в течение всего дня, а также состав учащихся. К тому же частная школа полного дня представляет собой альтернативу государственной школе наряду с платной группой продленного дня и различными секциями/кружками.

Однако некоторые из родителей боятся, что вмешательство государства в частное образование может неблагоприятно сказаться на нем.

«Если я отдала своего ребенка в частную школу, то это подразумевает, что я могу платить за обучение сколько нужно и 300 тысяч тенге от государства для меня ө это не помощь на самом деле. До этого я уже имела неприятный опыт взаимодействия с государственной школой и не хочу, чтобы государство вмешивалось в образовательный процесс частной школы, где учится мой сын. Я считаю, что такое финансирование будет скорее полезным для государственных школ, чтобы директора и учителя были заинтересованы улучшать качество образования», — говорит Людмила Цой, мама ученика 3-го класса частной школы из Алматы.

Асель Бальчикова, мама ученика 6-го класса частной школы в Астане, напротив, поддерживает нововведения: «Я за то, чтобы государство субсидировало часть затрат при подушевом финансировании среднего образования. Даже если родители в состоянии оплатить частную школу, в любом случае, дети имеют право на эти деньги из госбюджета. Когда в семье несколько детей школьного возраста, такие субсидии снижают нагрузку на семейный бюджет. При этом вмешательство государства в частное образование должно быть разумным, чтобы не затронуть ту методику обучения, которую родители выбирают и оплачивают по своему усмотрению».

Президент Ассоциации по развитию и исследованию образования Бота Жуманова, считает, что любые реформы никогда не встречаются всеми с радостью. Есть очень много противодействия, как со стороны различных заинтересованных лиц в сохранении существующего статуса, так и со стороны населения из-за недостатка информации. «И тот факт, что существующие частные школы размышляют о том, использовать финансовую поддержку от государства или нет, тоже временное явление», — убеждена она.

Также, по ее словам, на рынке частного образования фактически не существует качественных школ для «среднего класса», имеются только школы для элиты и для «верхней прослойки». Поэтому программа подушевого финансирования станет мотивацией для открытия новых частных школ, ориентированных именно на казахстанцев со средними доходами.

По оценкам ее Ассоциации, локальные казахстанские инвесторы могут вложить в рынок школьного образования (инфраструктура, различные образовательные сервисы) почти $1 млрд.. «Пока эти финансовые ресурсы работают в других сферах, но если создать условия для государственно-частного партнерства, то они перетекут в сферу школьного образования и мы увидим рост не только количества, но и качества школ. Для этого, необходимо облегчить «вход» на рынок и дать понимание «выхода» из него» — поясняет она.

Финансирование школ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *