Меры предотвращения банкротства

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 67 с., 1 рис., 8 табл., 1 прил.

БАНКРОТСТВО, НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, САНАЦИЯ, ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СУД, ВРЕМЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.

Объектом исследования данной курсовой работы является предприятие ООО «Камертон». Предметом исследования – финансовое состояние предприятия на протяжении 2003-2006 годов

Цель данной курсовой работы заключается в диагностике экономического состояния предприятия и вероятности его банкротства, определении возможных путей выхода предприятия из кризиса.

В процессе работы были изучены теоретические материалы: по условиям, критериям и причинам банкротства, по критериям необходимости санации и мерам по восстановлению платёжеспособности предприятия, так же методические основы определения вероятности банкротства субъектов хозяйствования и процедура признания организации банкротом с последующей ликвидацией должника..

Автор работы подтверждает, что приведённые в ней расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературы и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Введение 3

1 понятие несостоятельности (банкротства) организации 4

1.1 Общие положения о банкротстве 4

1.2 Условия, критерии и причины банкротства 5

1.3 Методические основы определения вероятности банкротства субъектов хозяйствования 9

2. Санация как способ восстановления деятельности организации 18

2.1 Критерии необходимости проведения санации 18

2.2 План финансового оздоровления (план санации) 18

2.3 Меры по восстановлению платежеспособности организации 21

3 ПРИЗНАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ БАНКОТОМ И ЕЁ ЛИКВИДАЦИЯ 25

3.1 Основание признания предприятия банкротом 25

3.2 Процедуры ликвидации организации (временное управление, конкурсное производство) 28

3.3 Актуальные проблемы и перспективы из практики ликвидации предприятий 34

4 Диагностика экономической несостоятельности (банкротства) ООО «Камертон» 37

4.1 Экспресс анализ финансового состояния предприятия 37

4.2 Анализ структуры бухгалтерского баланса 42

4.3 Разработка мероприятий финансового оздоровления ООО «Камертон» 53

заключение 62

Список использованной литературы: 66

ПРИЛОЖЕНИе А 67

Введение

В условиях кризиса перед многими предприятиями в Республике Беларусь стоит вопрос выживания. Одной из причин сложившейся ситуации является снижение платежеспособности субъектов хозяйствования. В результате предприятия оказываются на грани банкротства.

Банкротство является кризисным состоянием и его преодоление требует специальных методов финансового управления. Рыночная экономика выработала обширную систему финансовых методов диагностики банкротства и методику принятия управленческих решений в условиях угрозы банкротства. Эта методика предназначена для всех предприятий, работающих в рыночных условиях, поскольку ее особенности таковы, что позволяют выявить на ранней стадии и устранить негативные факторы развития предприятия, наметить пути их устранения.

Объектом исследования данной курсовой работы является предприятие ООО «Камертон». Предметом исследования – финансовое состояние предприятия на протяжении 2003-2006 годов.

Цель данной курсовой работы заключается в диагностике экономического состояния предприятия и вероятности его банкротства, определении возможных путей выхода предприятия из кризиса. Для достижения выбранной цели предусматривается решение следующих задач: оценка текущей деятельности предприятия, анализ финансово – экономической деятельности, определение возможных стратегий развития предприятия, с учетом применения их на ООО «Камертон».

Данная работа базируется на изучении законодательных и нормативных актов, теоретических исследованиях, а также на изучении периодических изданий. Аналитическая часть работы опирается на бухгалтерскую отчетность ООО «Камертон» за 2003-2006 годы.

Данная работа состоит из четырёх глав. В первой главе описана сущность банкротства, правовое регулирование банкротства, приводятся методы диагностики и оценки банкротства. Вторая часть работы посвящена санации как способу восстановления деятельности организации. В третьей главе приводится механизмов признания предприятия банкротом. В четвёртой главе диагностируется экономическое состояние ООО «Камертон» и приводятся пути антикризисного управления для различных степеней тяжести финансово-экономического кризиса и возможные стратегии развития предприятия.

1 понятие несостоятельности (банкротства) организации

1.1 Общие положения о банкротстве

В Соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» под банкротством (несостоятельностью) понимается признанная судом или объявленная с согласия должника собранием кредиторов неплатежеспособность должника т.е. неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования своих кредиторов по денежным обязательствам, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды .

Банкротству подлежат индивидуальные предприниматели и юридические лица (за исключением некоммерческих предприятий и учреждений).

Как вытекает из определения, а также как показывает анализ законодательства о банкротстве, под процедуру банкротства подпадают только неплатежеспособные хозяйствующие субъекты.

Действующий закон не применяется к ликвидации платежеспособных юридических лиц, а также к ликвидации юридического лица на основании того, что оно занимается своей деятельностью без лицензии или занимается деятельностью, запрещенной законодательством Республики Беларусь, а также к учреждениям и другим, некоммерческим и другим некоммерческим организациям.

Но в принципе, если говорить о практической стороне дела, то в законе есть положение, когда в отношении платежеспособного хозяйствующего субъекта, с удовлетворительным состоянием активов, но несвоевременно осуществляющего платежи по своим обязательствам, по заявлению кредитора может быть возбуждена процедура банкротства.

Неплатежеспособность субъекта устанавливается судом или собранием кредиторов, в зависимости от того, кем осуществляется процедура банкротства — судом или без участия суда .

Согласно Закону устанавливаются следующие критерии неплатежеспособности хозяйствующего субъекта:

-если при наступлении сроков платежа должник не удовлетворяет правомерные требования кредиторов по оплате долгов и выполнению других обязательств(за товары, услуги и т.д.) в полном объеме;

-если при наступлении сроков платежа должник отказывается удовлетворить такие требования в полном объеме;

-если при наступлении сроков платежа должник неспособен удовлетворить такие требования в полном объеме;

-если сумма пассивов должника превышает сумму его активов так, что структура баланса должника является неудовлетворительной.

Как было указано выше, способность должника оплатить свои долги не имеет значения.

1.2 Условия, критерии и причины банкротства

За всю историю банкротства (с момента его появления в XI-XII вв. в итальянских вольных городах) было выработано два критерия банкротства:

1) Принцип неоплатности. В соответствии с этим принципом должник может быть признан банкротом, если сумма общей кредиторской задолженности должника превышает сумму принадлежащего ему имущества. Критерий неоплатности применялся в старом законе о банкротстве 1992 года. В то же время в западных странах отказались от использования этого принципа еще в конце XIX века;

2) Принцип неплатежеспособности. В конце XIX века практически все законодательства о банкротстве перешли на использование принципа неплатежеспособности. В российском законодательстве этот принцип стал применяться с 1998 года. Согласно этому принципу, нужно выявить конкретные признаки презумпции, что должник не в состоянии отвечать по своим обязательствам перед кредиторами.

В Республике Беларусь используются два признака банкротства:

1. Сумма долга.

2. Просрочка в уплате долга более чем на 3 месяца.

Указанных признаков достаточно для общего случая банкротства. Для отдельных категорий должников эти критерии могут быть более жесткими или, наоборот, более мягкими.

Виды банкротства:

Фиктивное банкротство (Fictitious bankruptcy) — Заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов.

Если это деяние причинило крупный ущерб — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Если заявление должника подано должником в суд при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме или должник не принял меры по оспариванию необоснованных требований заявителя, должник несет перед кредиторами ответственность за убытки, причиненные возбуждением дела о банкротстве или необоснованным признанием требований кредиторов.

Преднамеренное банкротство (Premeditated bankruptcy) — умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб.

К неправомерным действиям должника или собственника предприятия-должника относятся действия, совершенные в предвидении несостоятельности (банкротства) предприятия и наносящие ущерб интересам всех или части кредиторов, как-то:

сокрытие части имущества должника или его обязательств;

сокрытие, уничтожение, фальсификация любого учетного документа, связанного с осуществлением хозяйственной деятельности должника;

уничтожение либо отказ от необходимой записи в бухгалтерские документы;

уничтожение, продажа или внесение в качестве залога части имущества должника, полученного в кредит и неоплаченного.

1. Необоснованное непринятие своевременных мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), установленных в отношении индивидуального предпринимателя или юридического лица, либо представление не соответствующего действительности обоснования отказа в принятии таких мер, а также умышленное принятие мер, приведших к экономической несостоятельности (банкротству), –

влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – предупреждение или наложение штрафа в размере до пятисот базовых величин.

2. Сокрытие, отчуждение, повреждение или уничтожение имущества индивидуального предпринимателя или юридического лица, неплатежеспособность которых имеет или приобретает устойчивый характер, с целью сорвать или уменьшить возмещение убытков кредитору (кредиторам), совершенные этим индивидуальным предпринимателем или должностным лицом, учредителем (участником) либо собственником имущества этого юридического лица, если эти деяния не влекут уголовной ответственности, –

влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – предупреждение или наложение штрафа в размере до пятисот базовых величин.

3. Совершенные при осуществлении процедур экономической несостоятельности (банкротства) сокрытие, повреждение или уничтожение имущества индивидуального предпринимателя или юридического лица, неплатежеспособность которых имеет или приобретает устойчивый характер, либо сокрытие сведений о наличии имущественных обязательств перед кредиторами или сведений о наличии имущественных обязательств перед этим индивидуальным предпринимателем или этим юридическим лицом, а равно нарушение установленных законодательством порядка или условий отчуждения такого имущества или совершения иных сделок с ним –

влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – предупреждение или наложение штрафа в размере до пятисот базовых величин.

4. Неисполнение предусмотренной законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) обязанности подачи в суд заявления должника о своей экономической несостоятельности (банкротстве) –

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – предупреждение или наложение штрафа в размере до пятисот базовых величин.

5. Подача в суд заявления кредитора о признании должника экономически несостоятельным (банкротом), содержащего заведомо недостоверные, документально не подтвержденные сведения о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер, –

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – предупреждение или наложение штрафа в размере до пятисот базовых величин.

6. Представление кандидатур временных (антикризисных) управляющих, не соответствующих требованиям законодательных актов, –

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – предупреждение или наложение штрафа в размере до пятисот базовых величин.

7. Воздействие в какой-либо форме на временного (антикризисного) управляющего в целях воспрепятствования исполнению им обязанностей временного (антикризисного) управляющего, если это деяние не влечет уголовной ответственности, –

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин.

8. Неисполнение или ненадлежащее исполнение временным (антикризисным) управляющим своих обязанностей, если в этих действиях нет состава преступления, –

влекут предупреждение или наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин.

9. Неисполнение предусмотренных законодательными актами об экономической несостоятельности (банкротстве) обязанностей при осуществлении процедур экономической несостоятельности (банкротства), при отсутствии признаков административных правонарушений, предусмотренных частями 1–8 настоящей статьи, –

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, а на юридическое лицо – предупреждение или наложение штрафа в размере до ста базовых величин.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ в пункт 2 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций осуществляются при возникновении оснований, установленных статьей 4 настоящего Федерального закона.

Кредитная организация, ее учредители (участники), члены совета директоров (наблюдательного совета), ее единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган в случае возникновения указанных оснований обязаны принимать необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации кредитной организации.

ГАРАНТ:

О типовых недостатках, допускаемых в организации работы по предупреждению несостоятельности (банкротства), см. письмо ЦБР от 2 октября 2002 г. N 134-Т

Банк России в соответствии с порядком, установленным нормативными актами Банка России, в случае возникновения оснований, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона, вправе потребовать от кредитной организации осуществления мер по ее финансовому оздоровлению, реорганизации, а также назначить временную администрацию.

Требование об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации не направляется в случае, когда Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по одному или нескольким основаниям, предусмотренным частью второй статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (далее — Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»).

Досудебная санация — меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства (ст.2 Закона).

Нужны ли досудебные меры в рыночном государстве? Для ответа на данный вопрос достаточно привести статистику демонстрирующая результаты досудебных процедур, применяемых в странах Западной Европы к проблемным предприятиям-должникам, экономическое и финансовое состояние которых вызывает озабоченность их руководителей и государственных органов, призванных вести учет и контроль деятельности зарегистрированных юридических лиц. Как правило, 75% таких предприятий удается вывести из кандидатов в банкроты. И только 15% дел попадают в производство судов. Причем, как правило, эти 15% имеют криминальный характер банкротства.

Меры по восстановлению платежеспособности, недопущению банкротства – являются общей обязанностью добросовестного предпринимателя. В случае возникновения признаков банкротства, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника — унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.

В соответствии с п.2 ст.32 Закона, учредители (участники) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

Осуществляемые в рамках досудебной стадии мероприятия могут быть любыми — как экономическими (модернизация, перепрофилирование производства, повышение квалификации персонала, изменение управленческой политики и др.), так и юридическими (получение кредитов, заключение соглашений о новации, отступном либо прекращении обязательств иным способом, ликвидация обособленных подразделений, заключение выгодных контрактов, истребование своего имущества из чужого незаконного владения, взыскание дебиторской задолженности и др.). Главное, чтобы эти мероприятия повышали платежеспособность должника и обеспеченность его экономическими ресурсами, что впоследствии позволит либо избежать возникновения признаков банкротства, либо (при их возникновении и возбуждении конкурсного процесса) сделать возможным введение восстановительных процедур

Данные «меры» принимаются на основании соглашения с должником (например, продление кредитного договора или заключение нового).

Помимо названных мер, названными субъектами может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановление платежеспособности должника (досудебная сонация).

Как подчеркивают эксперты, по сути своей досудебная санация — это договор между должником и субъектом, предоставляющим средства (санатором), причем договор непоименованный, так как он не назван в качестве такового ни ГК РФ, ни даже Законом, который исходит из договорной конструкции данных отношений, однако прямо термин «договор» применительно к досудебной санации не употребляет.

Введение в Закон положений о досудебной санации (санация — оздоровление) призвано привлечь внимание к неисправным должникам еще до возбуждения производства по делу о банкротстве в арбитражном суде. Однако имеющихся в Законе норм не представляется достаточным для создания эффективного механизма финансового оздоровления как внесудебной меры. Для решения данного вопроса были предприняты неоднократные попытки принятия специального федерального закона. На данный момент принят лишь ФЗ. «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

Определение 1

Банкротство — это неспособность компании в полной мере удовлетворять требования всех кредиторов в части денежных обязательств и (или) выполнять обязанности по оплате налоговых платежей.

Несостоятельность предприятий является довольно распространенным и типичным явлением для страны с рыночной экономикой. Если экономические условия относительно стабильны, проблемы несостоятельности предприятий имеют локальный характер.

В кризисные периоды причинами банкротства становятся неблагоприятный характер макроэкономических условий, связанные с нарушением традиционных связей, спадом спроса, резкими непрогнозируемыми изменениями политики страны, гиперинфляцией, разбалансированностью рынка финансов.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Особенности проблемы банкротства предприятий в России

Проблему банкротства предприятий можно назвать очень актуальной в российской экономике из-за огромных взаимных неплатежей, долгов по заработной плате и т.п. Предпосылками данных проблем можно назвать и неверную стратегию предприятия, и слабую работу системы антикризисного менеджмента.

Отметим сильную дифференциацию ситуации в зависимости от отрасли предприятия:

  • существенный прирост максимального числа банкротств в сфере строительства, машиностроения;
  • сокращение числа банкротств в сфере пищевого производства, лесном и сельском хозяйстве, а также электроэнергетике;
  • самые крупные по объему выручки банкроты относятся к сфере торговли.

Замечание 1

Среди основных причин увеличения числа банкротств в последние годы эксперты называют стагнацию платежеспособного спроса и замедление восстановления инвестиционной деятельности. Исходя из российской статистики, начиная с 2017 года и по сей день ликвидируется предприятий больше, чем регистрируется новых.

Факторы, влияющие на количество банкротств предприятий:

  1. Стоимость кредитования для представителей предпринимательства.
  2. Изменение доходов, которыми реально располагает население.
  3. Темпы изменения инвестиционного спроса в стране в целом.

Рост числа обанкротившихся предприятий – это негативный показатель, который вызывает у людей нежелание заниматься предпринимательством и открывать новые рабочие места.

Предотвращение банкротства

Замечание 2

Предотвращение банкротства представляет собой деятельность, которая направлена на укрепление финансовой позиции предприятий для устранения угрозы его несостоятельности.

Менеджмент организации должен предпринять всевозможные действия для минимизации риска банкротства. Многое определяется качеством сбора информации относительно рисков и особенностей рынка, а также точностью исследования на практике.

На уровне страны в систему предупреждения банкротства входят государственные органы, деятельность которых направлена на избежание банкротства и оценку вероятности его возникновения. Кроме того, в системе существуют и субъекты, которые имеют своей целью предотвращение финансовой несостоятельности, для чего разрабатываются специальные индивидуальные стратегии.

Наиболее действенный способ предотвращения риска банкротства — прогнозирование. В процессе создания прогноза можно выработать систему противодействия риску, выбрать пути, которые помогут избежать несостоятельности.

Основными методами прогнозирования вероятности банкротства являются методы экстраполяции, экспертной оценки и моделирования. Эффективно также дополнительно использовать наблюдение, санацию и внешнее руководство, однако в тех случаях, когда шансы предотвращения банкротства крайне невелики.

В нормативной системе критериев, которые позволяют оценить вероятность несостоятельности предприятия, закреплены два параметра структуры баланса: текущая ликвидность и обеспеченность собственными средствами.

Коэффициент текущей ликвидности показывает достаточность у предприятия оборотных средств для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения обязательств.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами показывает достаточность имеющихся собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для финансовой устойчивости.

Если расчет приведенных показателей показал неудовлетворительные результаты, то необходимо рассчитать коэффициент восстановления платежеспособности шесть месяцев.

Методы предупреждения банкротства

Практика показывает, что мерами в части предупреждения банкротства современного предприятия могут стать:

  1. анализ финансовых показателей предприятия и его контрагентов с позиции вероятности неоплаты обязательств в установленные сроки;
  2. прогноз экономической ситуации на рынке, планирование достижения новых маркетинговых показателей;
  3. проведение реорганизации (к примеру, присоединение к платежеспособной компании; выделение отдельного юридического лица для ликвидации убыточного производственного направления);
  4. перестройка структуры производства, которая предполагает продажу неиспользуемого имущества, приостановление неперспективного производства, смена профиля деятельности. Теоретически можно рассмотреть и продажу бизнеса, опираясь на требования действующего законодательства;
  5. усовершенствование управленческой системы предприятия-должника. Можно рассмотреть возможность смены, повышения квалификации или переподготовки руководителей отдельных подразделений, изменить подход к подбору персонала и пр.;
  6. достижение договоренности с кредиторами относительно рассрочки, отсрочки погашения долга или скидок.

Таким образом, важнейшей процедурой антикризисного менеджмента можно назвать именно предупреждение банкротства, так как на данном этапе у предприятия еще есть шансы возврата к прежнему функционированию. Руководитель и соответствующие работники предприятий должны уделять внимание своевременному проведению анализа финансового положения организации для решения насущных проблем.

Меры предотвращения банкротства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *