Защитник КоАП

Предлагаю обратить внимание на статью о представительстве по новому ПКоАП РФ.

Источник: https://regulation.gov.ru/projects#npa=102945

Статья 2.3. Представители физических и юридических лиц

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевший, обладающие дееспособностью, могут участвовать в производстве по делу об административном правонарушении лично и (или) через представителей, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Личное участие в производстве по делу об административном правонарушении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего не лишает его права иметь по этому делу представителя.

2. Права и законные интересы недееспособных граждан, граждан, ограниченных в дееспособности и не достигших возраста восемнадцати лет, защищают в производстве по делу об административном правонарушении их законные представители – родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.

3. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными федеральными законами.

4. Права и законные интересы юридических лиц в производстве по делу об административном правонарушении защищают их законные представители – единоличный исполнительный орган управления юридического лица либо уполномоченные юридическим лицом лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

5. Законные представители лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для представляемых ими лиц.

6. Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым лицам, с ограничениями, предусмотренными федеральными законами.

7. Законные представители могут поручить участие в производстве по делу об административном правонарушении избранному ими представителю.

8. Представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия в производстве по делу об административном правонарушении, если иное не оговорено в доверенности.

9. Адвокат в качестве представителя защищает права и законные интересы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием.

По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного ареста, участие адвоката обеспечивается судом, прокурором, должностным лицом. В таком случае расходы на оплату труда адвоката компенсируются за счет средств федерального бюджета.

10. Доверенности, выданные гражданами на представительство в производстве по делу об административном правонарушении, удостоверяются нотариально или должностным лицом организации, в которой доверитель учится, работает или проходит службу, а также товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом, управляющей организацией по месту жительства доверителя, администрацией учреждения социальной защиты населения, в котором доверитель находится, и медицинского учреждения, в котором доверителю оказывается медицинская помощь в стационарных условиях. Доверенности, выданные военнослужащими, работниками воинских частей, соединений, учреждений, военно-учебных заведений или членами их семей, удостоверяются командиром (начальником) соответствующей части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения. Доверенности лиц, находящихся в местах содержания под стражей или в местах лишения свободы, удостоверяются начальником соответствующего учреждения.

11. Доверенность от имени индивидуального предпринимателя на представительство в производстве по делу об административном правонарушении должна быть им подписана и скреплена его печатью при ее наличии или может быть удостоверена в соответствии с частью 9 настоящей статьи.

12. Доверенность от имени юридического лица на представительство в производстве по делу об административном правонарушении должна быть подписана его руководителем или иным уполномоченным на это его учредительными документами лицом и скреплена печатью юридического лица при ее наличии.

13. Представитель вправе участвовать в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

14. Если лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо потерпевший заявит ходатайство о привлечении представителя, в том числе адвоката, к участию в деле об административном правонарушении, то такой представитель, в том числе адвокат, вступает в дело об административном правонарушении без представления соответствующей доверенности уполномоченного лица либо ордера адвоката.

Ранее, при первой публикации этого законопроекта, я уже обращал внимание на нормы ПКоАП о представителях, и убедился, что в этой части они не претерпели изменений. Полагаю, что для юристов, не имеющих статуса адвоката, с 01.01.2021 г. (если не ошибаюсь, с этой даты по планам вступит в силу новый КоАП РФ и первый ПКоАП РФ), настанут неприятные времена, поскольку из новой нормы явным образом не следует, что такие юристы могут защищать права граждан и юридических лиц в делах об административных правонарушениях, включая даже потерпевших.

Сегодняшняя норма в действующем КоАП звучит так:

Статья 25.5. Защитник и представитель

1. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель.
2. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
3. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
4. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
5. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

В отношении законных представителей физических и юридических лиц есть свои собственные нормы, их мы касаться не будем, поскольку ниже идёт речь о представителях по доверенностям.

Итак, первое отличие. В действующем кодексе есть прямая норма о том, что в качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Нет никаких ограничений, пожалуй, кроме деееспособности. Любое лицо, даже не имеющее высшего юридического образования, но имеющее опыт и желание осуществлять помощь привлекаемому лицу или потерпевшему, может быть представителем физического или юридического лица. Это даёт гарантию, что при желании получить такую помощь найти представителя будет не так сложно, а юристы могут обеспечить и без статуса адвоката эту помощь, кроме того, практику могут получпть и студенты юридических вузов. Более того, во всех без исключения процессуальных кодексах России на сегодня есть своя норма, в которой прямым текстом написано кто может быть представителем, построенна в виде «в качестве представителя могут выступать …. такие-то лица». В законопроекте такой нормы нет. В смысле, вообще нет нормы, построенной по такому формату («представителем может быть…»). Я был очень удивлён, поскольку это не может быть ничем, кроме намеренной авторской ошибки — а не случайностью. Ни авторы, ни редакторы, ни корректоры её не заметили? Ну, да, конечно 🙂

Я полагаю, это сделано для того, чтобы тихой сапой протолкнуть в практику ПКоАП монополию адвокатов на представительство. Не путём прямого указания на это в кодексе, так как это было б слишком нагло и открыто, не соответствовало бы духу ГПК, АПК, КАС, в которых представитель должен иметь всего лишь высшее юридическое образование, выдавало бы адвокатское лобби на минюстовском поле. А путём умолчанию о важнейшем эелменте процессуального кодекса. Если читатель текста кодекса задаётся вопросом — кто может быть представителем? где это написано? — он не может получить ответ на вопрос, и ему придётся выводить ответ из толкования норм в их совокупности. То есть их можно будет истолковать так или иначе. Не удивлюсь, если сразу после введения ПКоАП в действие (месяца через 3-4!) выйдет руководящее разъяснение от Верховного Суда РФ, из которого будут следовать уже точные правила игры. А до этого в первые месяцы ещё будет анархия, когда суды и госорганы будут допускать в качестве представителей адвокатов (их нельзя не допустить — прямо обозначены в тексте статьи 2.3 ПКоАП), а остальных будут, под тем предлогом, что «извините, но нигде не написано, что вы можете быть представителями». А факт, не написано, прямым текстом-то нет! Прямо написано: 9. Адвокат в качестве представителя защищает права и законные интересы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Можно понять так, что права привлекаепмого лица защищает «только» адвокат, а можно и не толковать такитм образом. Всё зависит от правоприменителя либо толкователя, имеющего регулирующие полномочия. ВС РФ вполне может разрешить участие в качестве представителей исключительно адвокатам, всем гражданам России или всем дееспособным лицам, только юристам и только тем из них, кто имеет дипломы российского образца, ещё придумать промежуточные варианты. Для потерпевших — сделать либеральную скидку в отношении кандидадуры представителя, тогда как для привлекаемых к ответственности лиц — наоборот, ужесточить (тем более, что маленькие дети всё равно не могут привлекаться к ответственности; вот потерпевшими могут быть определённо) выбор представителей. Ни одно из толкований формально не будет противоречит букве ПКоАП.

Интересна и другая «ошибка», второе отличие. Исчезновение из процессуальной терминологии в производстве по административным правонарушениям термина «защитник». Хорошеее слово «защитник», многооъемлющее, значительное. Знаете, очень дисциплинирует. Хотя я не адвокат. Потому что понимаешь, что осуществляешь защиту лица, защиту его прав и свобод, от действий защитника зависит судьба не столько самого защитника, сколько подзащитного, и его родных и близких. Сейчас же «защитник» исчез, вместо него безликий «представитель», такой же, как и у потерпевшего, у государственного органа или иного лица, чьи интересы будет затрагивать дело об административном правонарушении. Мне кажется, это снизит уважение к тем, что защищает права граждан в делах об административных правонарушениях, не просто отбывает повинность.

Так вот, третье отличие. Кто может быть представителем? Во-первых, адвокат. Во-вторых, точно есть законные представители. А, в-третьих, как бы есть «представители по доверенности». Но кто это такие? Это обычные дееспособные граждане? Это дипломированные юристы? А, может быть — вдруг это то же самое, что «законные представители», то есть это пересекающиеся понятия? Это вполне может быть пориведено в качестве толкования понятия «представитель» в пунктах 8 и 10 статьи 2.3 ПКоАП, поскольку нигде не написано того, что законные представители не действуют по доверенности. Понятно, что не действуют — если их «доверители» не имеют права выдавать им доверенности, но могут действовать в иных случаях. Адвокат тоже не обязан действовать только по ордеру — может и по доверенности. Следовательно, слова о представителе в этих пунктах тоже можно размазать относительно законных представителей и адвокатов, не оставляя места другим элементам. Нет, я вправду, хочу верить в то, что представитель по доверенности — это, например, я сам, или иной гражданин. Именно так может быть истолекован новый ПКоАП на практике, то есть ничего не потеряно, и я буду доволен. Меня не устраивает быть зависимым от толкования и опасаться за часть своей юридической практики. Я начал думать, чтобы пойти и сдать экзамен!!!

Было ещё четвёртое отлчие от первой редакции законопроекта. Там была иная редакция нормы для пункта 8. Представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия в производстве по делу об административном правонарушении, если иное не оговорено в доверенности. Она звучала как «представитель вправе совершать от имени представляемого лица … процессуальные действия … указанные в доверенности …», то есть только те действия, которые прописаны в доверенности. Это потребовало бы описывать эти действия едва ли не в многотомниках. Слава Богу, что редакторы или корректоры поправили в этой части законопроект, и теперь норма стала адекватной. Однако следует помнить, что сейчас из самого КоАП РФ не следует ограничений на процессуальные действия, но Пленум ВС РФ эти ограничения ввёл, указав на то, что определённые действия, как-то обжалование постановления о привлечении к административной ответственности, должно быть явно указано в доверенности представителя. И, описаясь на это разъяснение, некоторые судьи нашей страны так жестят, что их потом сам же Верховный Суд РФ и поправляет. Может быть, не надо было это «разъяснять»?!

Есть ещё одно отличие, которое появилось только во второй редакции законопроекта, и оно всё же делает возможным толкование понятия «представитель» в не самом неблагоприятном ключе. Это норма о том, что законные представители могут поручить участие в деле представителю. Но, не адвокат ли имеется здесь в виду? Всё может быть. Поживём, увидим, но я буду готов ко всему!

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 25.5 КоАП РФ. Защитник и представитель

1. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель.

2. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

3. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

4. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

5. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

Содержание

Комментарии к статье 25.5 КоАП РФ, судебная практика применения

В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

Порядок оформления полномочий представителя по делу об административном правонарушении

Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в части 3 статьи 25.5 КоАП РФ.

При применении части 3 статьи 25.5 КоАП РФ необходимо учитывать, что, поскольку КоАП РФ не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника и представителя на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос должен быть решен применительно к общим положениям частей 2 и 3 статьи 53 ГПК РФ, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя.

Если лицо, привлекаемое к административной ответственности, либо потерпевший в соответствии с частью 2 статьи 24.4 КоАП РФ в судебном заседании заявит ходатайство о привлечении защитника или представителя к участию в деле об административном правонарушении, то такой защитник или представитель должен быть допущен к участию в деле об административном правонарушении без представления соответствующей доверенности.

При этом право представителя на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, на отказ от таких жалоб, на получение взысканных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, на получение изъятых и возвращаемых орудий совершения и (или) предметов административного правонарушения должно быть специально оговорено в доверенности.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 04.03.2015 года содержатся следующие разъяснения:

«Вопрос 10. Какими документами должно быть подтверждено право адвоката на подписание и подачу жалоб на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях?

Ответ. Согласно ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности.

В соответствии со ст. 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в этом производстве может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Частью 3 указанной нормы предусмотрено, что полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом. Анализ указанной нормы позволяет прийти к выводу, что она носит общий характер и распространяет свое действие на все стадии производства по делу об административном правонарушении, включая стадию обжалования вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Такой подход полностью вытекает из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым лицо, допущенное к участию в уголовном деле в качестве защитника, сохраняет свои уголовно-процессуальные права и обязанности на всех стадиях производства по делу (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 14-П и от 26 декабря 2003 г. N 20-П, определения этого же суда от 8 февраля 2007 г. N 257-О-П, от 21 февраля 2008 г. N 118-О-О и от 24 июня 2008 г. N 453-О-О).

Таким образом, при применении ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ следует иметь в виду, что названная норма КоАП РФ, в отличие от требований гражданского процессуального законодательства, не содержит положений о необходимости подтверждения полномочий адвоката на подачу жалоб на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях заверенной в установленном порядке доверенностью, а право адвоката на подписание и подачу таких жалоб может быть подтверждено только ордером на исполнение поручения без дополнительного подтверждения этих полномочий в доверенности».

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года, утвержденном Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 25.03.2009, от 04.03.2009 содержатся следующие разъяснения (извлечение):

Полномочия защитника и допуск его в дело об административном правонарушении определяется нормами гражданского процессуального законодательства. Доверенность защитника или устное заявление в суде о привлечении защитника

«Вопрос 12: Возможен ли допуск защитника к участию в деле об административном правонарушении, если его полномочия оформлены доверенностью, которая заверена жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства или организацией, в которой работает лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо такая доверенность должна быть удостоверена в нотариальном порядке? Может ли суд допускать защитника к участию в деле, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, устно в судебном заседании заявит ходатайство или предоставит суду письменное заявление о привлечении представителя к участию в деле об административном правонарушении?

Ответ: …Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, которые устанавливают порядок выдачи и оформления доверенности, срок ее действия, основания и последствия прекращения, не содержат указания на то, что доверенность на право участия в рассмотрении дела, в том числе и об административном правонарушении, в качестве защитника требует обязательного нотариального удостоверения.

Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия представителя на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос может быть решен применительно к положениям ч. 2 и ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя.

По смыслу ч. 2 ст. 53 ГПК РФ, доверенности, выдаваемые гражданами на участие в производстве по делу, могут быть удостоверены в нотариальном порядке либо организацией, в которой работает или учится доверитель, жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства доверителя, а также иными должностными лицами, указанными в данной норме. «Основы законодательства о нотариате», утвержденные Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4462-1, содержат норму, в соответствии с которой нотариусы вправе удостоверять доверенности, нотариальная форма которых не является обязательной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что доверенность, выдаваемая гражданином представителю для привлечения его к участию в деле, может быть заверена как в нотариальном порядке, так и организацией, в которой работает или учится доверитель, а также товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом, управляющей организацией по месту жительства доверителя либо иными органами, указанными в ст. 53 ГПК РФ.

Вопрос о том, могут ли быть определены полномочия представителя в устном или письменном заявлении доверителя, заявленном в суде, следует решать применительно к ч. 6 ст. 53 ГПК РФ. Поэтому если лицо, привлекаемое к административной ответственности, устно в судебном заседании заявит ходатайство или предоставит суду письменное заявление о привлечении представителя к участию в деле об административном правонарушении, то такой представитель должен быть допущен к участию в деле об административном правонарушении».

В настоящее время все чаще от граждан поступают вопросы о том, как себя вести в случае административного задержания.
Как граждане своей страны мы желаем, чтобы жизнь в ней была мирной и спокойной и подобные вопросы у наших граждан не возникали.
Как юристы мы обращаем внимание всех — и граждан, и правоохранительных и иных государственных органов — на необходимость четкого соблюдения Конституции и иного законодательства Республики Беларусь. Только в этом случае все вместе мы сможем обеспечить мирную и спокойную жизнь в нашем государстве.
В соответствии со ст. 62 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.
Таким образом, наша Конституция предусматривает право гражданина на помощь адвоката не только при возникновении у него проблем (например, административного задержания), но в любой момент времени.
В то же время, право гражданина на получение юридической помощи именно с момента административного задержания прямо указано в законодательстве.
Так, согласно статье 4.1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, имеет право иметь защитника с начала административного процесса, а в случае административного задержания — с момента объявления ему об административном задержании; беспрепятственно общаться со своим защитником наедине и конфиденциально, прекратить полномочия своего защитника, отказаться от защитника, защищать себя самостоятельно.
Следует отметить, что ПИКоАП, в отличие от Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, не предусматривает обязательного участия адвоката в административном процессе. Это означает, что орган административного преследования не обязан предоставлять защитника лицу, в отношении которого ведется административный процесс. Таким образом, участие адвоката в административном процессе возможно только по соглашению сторон, то есть, на основании договора, заключенного между гражданином и адвокатом.
Поэтому, если гражданин имеет намерение воспользоваться юридической помощью адвоката в административном процессе, ему целесообразно предварительно (до начала административного процесса) заключить с адвокатом соответствующий договор. Тогда к моменту начала административного процесса (либо к моменту административного задержания) у гражданина будет при себе заключенный с адвокатом договор на оказание юридической помощи либо данные адвоката, с которым такой договор заключен (фамилия, имя, отчество, номер мобильного телефона, адвокатское образование, в котором он осуществляет свою деятельность). В этом случае орган административного преследования по просьбе лица, в отношении которого ведется административный процесс, приглашает защитника, с которым у него заключен договор, для участия в административном процессе.
Также считаем необходимым напомнить и гражданам, и правоохранительным органам о том, что законодатель обязывает уведомлять в течение трех часов о месте нахождения административно задержанного лица (статья 8.2 ПИКоАП).
Если задержанным за совершение административного правонарушения является совершеннолетнее лицо, то совершеннолетние члены его семьи, близкие родственники, защитник, наниматель, с которым задержанный состоит в трудовых отношениях, администрация учреждения образования, учащимся или студентом которого он является уведомляются по просьбе задержанного. Если задержанным за совершение административного правонарушения является несовершеннолетний, то уведомление родителей или лиц, их заменяющих, обязательно и при отсутствии просьбы задержанного.
В заключение в очередной раз обращаем внимание граждан на то, что нарушение отдельными сотрудниками их прав не свидетельствует о том, что плохо работает вся правоохранительная система. При этом, на незаконные действия таких сотрудников нужно реагировать только законными способами. Законодательство Республики Беларусь предусматривает механизмы обжалования незаконных действий сотрудников и привлечения их к ответственности. Однако, если на незаконные действия гражданин отвечает такими же незаконными действиями — он сам становится правонарушителем.
Белорусская республиканская коллегия адвокатов

Верховный Суд Российской Федерации напомнил, что полномочия защитника по делу об административном нарушении «по умолчанию» предполагают право на обжалование постановления об административном правонарушении, но не решения суда по этой жалобе: для дальнейшего обжалования нужна специальная доверенность (либо ордер адвоката) (Решение Верховного Суда РФ от 31 мая 2018 г. № 67-ААД18-10, Решение Верховного Суда РФ от 7 июня 2018 г. № 67-ААД18-11).

На эту правовую позицию ВС РФ сослался, рассматривая два очень похожих дел. Поводами для рассмотрения в обоих случаях явились жалобы защитников по делам об административном правонарушении:

  • в одном случае областной суд отказался принимать у защитника жалобу на решение райсуда, который, в свою очередь, «засилил» постановление инспектора ДПС;
  • во втором случае региональный суд отказался принимать жалобу на постановление судьи районного суда, которым подзащитное лицо было признано виновным в совершении административного правонарушения.

В обоих этих случаях региональные суды — возвращая жалобу без рассмотрения по существу — ссылались на то, что к жалобе не приложен документ в подтверждение полномочий защитника на подписание и подачу жалоб:

  • в первом случае – на решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в отношении подзащитного,
  • во втором случае – на само постановление по делу об административном правонарушении.

Отметим, у защитника из первого «кейса» не было вообще никакой доверенности: он вступил в дело в качестве защитника уже в суде, в ходе рассмотрения жалобы на постановление, по ходатайству правонарушителя.

Защитник из второго «кейса», напротив, имел доверенность, однако региональный суд счел, что она не содержит полномочий на обжалование, поскольку дает лишь полномочия по представлению интересов подзащитного в государственных органах по делам об административных правонарушениях.

Рассмотрев материалы дел, ВС РФ пришел к следующим выводам:

  • в первом случае региональный суд правильно отказался рассматривать по существу и возвратил защитнику жалобу на решение суда, которым было отказано в отмене постановления по делу об административном правонарушении: ведь защитник «зашел» в дело в суде по ходатайству привлекаемого к ответственности лица, дополнительной доверенности не имел. А значит, он имеет только тот объем правомочий, который прямо очерчен ч. 5 ст. 25.5 КоАП, и куда входят следующие права: знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом. При этом из буквального содержания данной нормы следует, что лицо, допущенное к участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника, вправе обжаловать только постановление по делу. Любое дальнейшее обжалование требует наличия специальной доверенности;
  • во втором случае региональный суд был не прав. Во-первых, защитник был допущен судьей к участию в производстве по делу об административном правонарушении и принимал участие в рассмотрении дела, а согласно ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вправе обжаловать и защитник, допущенный к участию в производстве по такому делу. Во-вторых, в своем «отказном» определении региональный суд указал, что в соответствии с доверенностью защитник наделен правом представлять интересы подзащитного по делам об административных правонарушениях только в отношениях с государственными органами. Но ведь суды, в соответствии с Конституцией РФ, являются органами государственной (судебной) власти, к исключительному ведению которых отнесено отправление правосудия. Следовательно, спорная доверенность прямо наделяет защитника правом, в том числе, обжаловать постановление, состоявшееся по такому делу. А значит, отказ в рассмотрении жалобы по существу необоснованно препятствует реализации конституционного права на получение юридической помощи того лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Общество с ограниченной ответственностью

Адрес, телефон, факс, ОГРН, ИНН, КПП, ОКВЭД

Место, дата (прописью) совершения доверенности

настоящей доверенностью уполномочивает:

начальника отдела кадров ________________________________ «___» __________ 19___ года рождения, паспорт: серия ________ N _________, выданный ______________________, дата выдачи: ___________________, зарегистрированную по адресу: ___________________________________

представлять интересы Общества в Государственной инспекции труда в Ленинградской области (далее – Гострудинспекция), получать запросы, требования, извещения, участвовать в проведении проверок, представлять в Гострудинспекцию документы и объяснения, заявлять ходатайства, заверять достоверность копий документов своей подписью, получать и подписывать документы из Гострудинспекции, в том числе по результатам проверок, а так же выступать защитником Общества, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, со всеми правами, предоставленными Кодексом об административных правонарушениях, выполнять все действия иформальности, связанные с реализацией полномочий по настоящей доверенности.

Настоящая доверенность выдана сроком на один год без права передоверия.

должности руководителя подпись Фамилия, инициалы

Без правильно оформленной доверенности юрист или кадровик не смогут принять полноценное участие в проверке ГИТ. Директору компании придется заверять все документы, получать акт проверки и предписание, ездить в инспекцию на рассмотрение дела об административном правонарушении.

Нужно подготовить две доверенности: от имени компании и от директора. Отличаться они будут объемом передаваемых полномочий.

Если при проверке планируется присутствие нескольких представителей компании, например, начальника отдела кадров, главного бухгалтера и юриста, на них можно оформить одну доверенность, и выдать каждому по экземпляру (ч. 1 ст. 185 ГК РФ). При составлении доверенностей обратите внимание на следующие моменты.

Полномочия доверенного при проверке

В доверенности важно прописать, что представитель вправе заверять и представлять запрашиваемые инспектором документы. Ведь если их заверит неуполномоченное лицо, контролер документы не примет и составит в отношении фирмы и директора протоколы по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ (воспрепятствование должностному лицу органа госконтроля). Также важно прописать, что представитель вправе получать акт проверки и предписание. Иначе инспектор направит их по почте, и ознакомиться с результатами проверки удастся не сразу.

Полномочия доверенного при административном производстве

Не менее важно наделить представителя компании полномочиями защитника при осуществлении административного производства. Это связано с тем, что после завершения проверки инспектор, скорее всего, составит в отношении фирмы и директора протоколы об административных правонарушениях по ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о труде) или ст. 5.27.1 КоАП РФ (нарушение законодательства об охране труда). Соответственно их интересы как при возбуждении, так и при рассмотрении дела нужно будет кому-то представлять. Защитник сможет представить доказательства невиновности работодателя, дополнения и замечания по протоколу, обжаловать действия инспектора.

Срок доверенности

Не стоит оформлять доверенность только на срок проведения проверки. Если после завершения контрольных мероприятий инспектор выдаст предписание или заведет дело об административном правонарушении, интересы компании и директора снова нужно будет кому-то представлять. Также не исключено, что в дальнейшем в отношении фирмы инспектор проведет новую проверку. Поэтому доверенность стоит оформлять как минимум на полгода.

Отметим, что если в доверенности не указан срок ее действия, она сохраняет силу в течение одного года со дня ее совершения (п. 1 ст. 186 ГК РФ). Вместе с тем сейчас максимальный срок доверенности законом не ограничен.

Подпись доверенного

Так как доверенному при проверке придется представлять и заверять документы, а также расписываться в получении акта проверки, протоколов и проч., образец его подписи стоит включить в доверенность. Отметим, что отсутствие этого реквизита не повлечет недействительности доверенности (постановление Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 № 750/09).

Удостоверение доверенности

Сейчас для удостоверения доверенности от имени юридического лица достаточно подписи ее руководителя (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ). Печать компании уже не является обязательным реквизитом. Но если представитель наделяется полномочиями защищать интересы компании при возбуждении и рассмотрении дела об административном правонарушении, подпись руководителя в доверенности придется скрепить печатью, если у компании она имеется (п. 3 ст. 53 ГПК РФ). На такой порядок действий указал Пленум Верховного суда РФ в п. 8 постановления от 24.03.2005 № 5 (пункт в ред. от 19.12.2013). Пленум разъяснил, что КоАП РФ не устанавливает правил оформления полномочий защитника на участие в деле. Поэтому доверенность нужно оформлять в соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 53 ГПК РФ.

Аналогично удостоверяется доверенность от имени руководителя компании как физического лица. Нотариально удостоверять доверенности не нужно.

Полезная книга

Книгу получили и прочли все читатели ТС в 2015 году. Доступна подписчикам электронной версии.

Доверенность для представления интересов организации по вопросам, связанным с проведением плановой комплексной проверки (разовая доверенность) (образец заполнения)

ЗАО «Строительная компания «ТРАСТ»

Город Москва, шестое мая две тысячи одиннадцатого года.

Закрытое акционерное общество «Строительная компания «ТРАСТ» (далее — «Общество»), место нахождения: 121000, г. Москва, ул. Семеновская, д. 29, корп. 1, ИНН/КПП 5001037223/770701001, ОГРН 1035000412610, в лице генерального директора Розанова Павла Александровича, действующего на основании Устава,

настоящей доверенностью уполномочивает:

начальника отдела кадров Общества Урмакову Ангелину Антоновну (паспорт серии 45 02 N 217508, выдан ОВД «Текстильщики» 17.12.2004; код подразделения 770-021, зарегистрирована по адресу: 103290, г. Москва, ул. Солдатская, д. 31, кв. 115)

представлять интересы Общества в Государственной инспекции труда в г. Москве по вопросам, связанным с проведением плановой комплексной проверки Общества, для чего ей предоставляется право ознакомления с документами, касающимися обозначенной проверки, подписания и получения акта проверки, предписаний и других документов, а также право совершать иные законные действия, связанные с выполнением настоящего поручения.

Доверенность выдана сроком на шесть месяцев без права передоверия.

Образец доверенности в государственную инспекцию труда

Образец доверенности в государственную инспекцию труда составлен с учетом последних изменений законодательства. Посмотреть сведения о юристе составившем доверенность в ГИТ можно в разделе настоящего сайта » Арбитражный юрист «.

Доверенность в государственную инспекцию труда № ______

г. Новосибирск Первое мая две тысячи шестнадцатого года

Общество с ограниченной ответственностью «Наименование общества» (ООО «Наименование общества»), в лице генерального директора Фамилия Имя Отчество, действующего на основании Устава, уполномочивает Фамилия Имя Отчество (паспорт серии ____ № ______ выдан _____________________ 01.02.2016) представлять интересы Общества с ограниченной ответственностью «Наименование общества» в Государственной инспекции труда в Новосибирской области, по всем вопросам, связанным с деятельностью предприятия, для чего поверенный наделяется правом ознакомления с актом проверки и предписания, правом подписи этих документов, правом сдавать и получать заявления, свидетельства и другие документы, а также выполнять прочие действия и формальности, связанные с данным поручением.

Доверенность выдана без права передоверия сроком на один год.

Подпись Фамилия И.О. _________________________________________ удостоверяю.

Доверенность в трудовую инспекцию с полномочиями защиты предприятия

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

Никогда не при напролом — главное обмани врага!

Боже, дай мне силы, терпения, и на всякий случай 42 миллиона долларов!

Никогда не при напролом — главное обмани врага!

Боже, дай мне силы, терпения, и на всякий случай 42 миллиона долларов!

Отсылаю образец доверенности для инспекции по охране труда:
Доверенность № 1/2016

г. Самара четвертое марта две тысячи шестнадцатого года

Подпись доверенного лица ____________________ _____________________ удостоверяю.

Удостоверяю:
Генеральный директор ООО «___________» __________________________ ___________М
М.П.

В СКОБКАХ ВЫДЕЛЕНО — ДЛЯ ДОВЕРЕННОСТИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО- (ЕСЛИ СОСТАВЛЯЕТСЯ ПРОТОКОЛ НА ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО), поэтому лучше сразу подготовить 2 доверенности, на юр.лицо и на физ. лицо.

Форма доверенности в Гострудинспекцию

Общество с ограниченной ответственностью

Адрес, телефон, факс, ОГРН, ИНН, КПП, ОКВЭД

Место, дата (прописью) совершения доверенности

настоящей доверенностью уполномочивает:

начальника отдела кадров ________________________________ «___» __________ 19___ года рождения, паспорт: серия ________ N _________, выданный ______________________, дата выдачи: ___________________, зарегистрированную по адресу: ___________________________________

представлять интересы Общества в Государственной инспекции труда в Ленинградской области (далее – Гострудинспекция), получать запросы, требования, извещения, участвовать в проведении проверок, представлять в Гострудинспекцию документы и объяснения, заявлять ходатайства, заверять достоверность копий документов своей подписью, получать и подписывать документы из Гострудинспекции, в том числе по результатам проверок, а так же выступать защитником Общества, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, со всеми правами, предоставленными Кодексом об административных правонарушениях, выполнять все действия иформальности, связанные с реализацией полномочий по настоящей доверенности.

Настоящая доверенность выдана сроком на один год без права передоверия.

должности руководителя подпись Фамилия, инициалы

Доверенность на представление интересов компании при проверке

Образец доверенности на представление интересов компании при проверке.

Ни одна фирма не застрахована от проверок трудовой инспекции. Представлять интересы компании при контрольных мероприятиях вправе руководитель или иное уполномоченное лицо (ч. 6 ст. 11, ч. 5 ст. 12, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ). Полномочия директора подтверждаются учредительными документами, приказом о назначении, трудовым договором.

Доверенность на представительство

Но не всегда у директора есть время, чтобы самому общаться с проверяющим. Поэтому целесообразно доверить это иному штатному сотруднику компании. Например, юристу или кадровику. Но без специального документа — доверенности — они не смогут принять полноценное участие в проверке. В результате директору самому придется заверять все документы, получать акт проверки и предписание, ездить в инспекцию на рассмотрение дела об административном правонарушении. Доверенность на одного из подчиненных поможет существенно сэкономить его время.

Чем шире прописаны полномочия доверенного, тем меньше вероятность того, что впоследствии доверенность придется переоформить. Лучше подготовить доверенность заранее, так как инспектор может явиться внезапно, без предупреждения. При выездной проверке, которая инициирована на основании обращения работника, предварительное уведомление компании не допускается (абз. 5 ч. 7 ст. 360 ТК РФ). Отметим, что понадобится две доверенности. Первая — от имени компании, вторая — от директора. Отличаться они будут только объемом передаваемых полномочий.

Дата выдачи доверенности

В первую очередь, в доверенности важно указать дату ее совершения. Без этого реквизита она считается ничтожной (абз. 2 п. 1 ст. 186 ГК РФ). Поэтому доверенный не сможет воспользоваться предоставленными полномочиями, а доверенность придется переоформить.

Полномочия представителя

В доверенности важно прописать полномочия представителя при проведении проверки. В частности, что он вправе заверять и представлять запрашиваемые инспектором документы. Ведь если их заверит неуполномоченное лицо, контролер документы не примет и составит в отношении фирмы и директора протоколы по ст. 19.7 КоАП РФ (непредставление сведений). Также важно прописать, что представитель вправе получать акт проверки и предписание. Иначе инспектор направит их по почте, и ознакомиться с результатами проверки удастся не сразу.

Не менее важно наделить представителя компании полномочиями защитника при осуществлении административного производства. Это связано с тем, что после завершения проверки инспектор, скорее всего, составит в отношении фирмы и директора протоколы об административных правонарушениях по ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о труде). Соответственно их интересы как при возбуждении, так и при рассмотрении дела нужно будет кому-то представлять. Защитник сможет представить доказательства невиновности работодателя, дополнения и замечания по протоколу, обжаловать действия инспектора.

Образец доверенности в трудовую инспекцию

Не всегда работник может лично посетить трудовую инспекцию, чтобы написать жалобу на работодателя. Для того чтобы за него это смог сделать другой человек, работник должен выписать ему доверенность.

Образец доверенности для работника

Если доверенность выдаётся для написания жалобы от физического лица, то в доверенности должны быть следующие сведения :

  • Полное ФИО и паспортные данные доверителя и доверенного лица;
  • Адрес регистрации и адрес проживания (если они отличаются друг от друга) каждой стороны;
  • Дата выдачи доверенности и срок окончания её действия;
  • Номер доверенности по порядку;
  • Действие, на которое выдаётся доверенность. Следует указать, что «представлять интересы в трудовой инспекции».

В конце доверенности должна стоять подпись обеих сторон.

Скачать образец доверенности в формате .doc Скачать

Доверенность для представления интересов юридического лица

Доверенность потребуется и лицу, которое будет представлять интересы работодателя в трудовой инспекции .
Доверенность заполняется на бланке, который принят к использованию на этом предприятии. Обязательными сведениями должны быть:

  • Полное наименование работодателя, его юридический и фактический адрес;
  • ИНН и КПП работодателя;
  • ФИО руководителя;
  • Документ, на основании которого действует;
  • Полное ФИО и паспортные данные доверенного лица;
  • Дата выдачи доверенности и срок окончания её действия, а также порядковый номер;
  • Перечень действий, которые доверяют этому лицу. В данном случае, «представлять интересы работодателя в трудовой инспекции».

В конце доверенности должна стоять подпись доверенного лица, а также печать доверителя .

Доверенности в трудовых отношениях

  • Смольянинова Мария | главный редактор издательства ООО «Бизнес-Арсенал»

Продолжение статьи, начало в №№ 4, 5’ 2011

В предыдущих публикациях мы говорили о том, почему не правильно оформлять доверенности на право представления интересов работодателя в трудовых отношениях с работниками, на конкретных примерах изучили нюансы выдачи самими работниками доверенностей на право получения заработной платы и иных причитающихся им выплат. Однако если вам придется участвовать в рассмотрении трудового спора в суде или представлять интересы своей организации в трудовой инспекции, миграционной службе, нужно оформить особые доверенности. О том, как правильно составить подобные документы, а также об общем порядке организации документооборота доверенностей в организации вы узнаете из статьи.

Защитник КоАП

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *