Великобритания законы

Оформить заявку на расчет

Законы в Великобритании могут отличаться от законов вашей родины. Это особенно касается употребления табачных изделий, алкоголя и баллончиков для самообороны.

  • Вы не должны привозить с собой никаких наркотиков (кроме случаев, предписанных доктором) и использовать любые нелегальные наркотики, включая марихуану, экстази, ЛСД или амфетамины.
  • Запрещено законом ввозить оружие любого вида, включая ножи, газовые баллончики для самообороны, огнестрельное оружие или электрошокеры.
  • Вам должно исполниться 16 лет для покупки табачных изделий.
  • Вам должно исполниться 18 лет для покупки алкоголя.
  • Никогда не покупайте вещь, которая, по вашему мнению, могла быть украдена, какой бы выгодной не казалась сделка.
  • Весь свод законов Великобритании можно найти на сайте: www.gov.uk/browse/justice .

Если вам понадобится правовая помощь, здесь вы найдете список организаций, которые могут помочь вам.

Вы можете обратиться в Бюро Советов гражданам на сайте www.citizensadvice.org.uk . Здесь можно получить бесплатный, конфиденциальный и независимый совет от бюро, коллегий и других институтов Великобритании. Совет можно получить лично или по телефону по вопросам, касающимся правовых трудностей, размещения и дискриминации.

Расовая дискриминация и оскорбления

Население Великобритании очень разнообразно, состоит из множества этнических групп, исповедующих различные религии. В Великобритании общество толерантное, уважающее права меньшинств. Британский закон направлен на исключение расовой дискриминации и на предоставление равных возможностей представителям различных расовых групп.

Если в отношении вас проявляется какая-либо расовая дискриминация или оскорбления, сообщите в свое учебное заведение или местное отделение Комиссии по расовому равенству и правам человека. В комиссии вам предоставят информацию и совет. Связаться с комиссией можно на сайте: www.cre.gov.uk или по телефону 0808 800 0082.

Полезные телефоны доверия и веб-сайты

Следующие телефоны доверия и веб-сайты предоставляют беспристрастную информацию и поддержку по телефону и Интернету. В большинстве случаев поддержка — бесплатная и конфиденциальная. Помните, что эти организации существуют, чтобы помочь вам, поэтому связывайтесь с ними без колебаний, если вам нужна помощь.

British Insurance Brokers Association (BIBA)

Содержит информацию о страховании и страховых обществах в Великобритании.

British Transport Police (BTP)

Обеспечивает полицейскую поддержку на железной дороге, в лондонской подземке, легком метро Dockland и трамвайной системе Midland и Croydon.

For Child Safety and Wellbeing

Всесторонние советы и персональный путеводитель для безопасности и здорового образа жизни детей.

Citizens Advice Bureau (CAB)

Служба САВ помогает решить денежные, правовые и другие проблемы, предоставляя информацию и советы.

Advice guide (CAB)

Помощь онлайн от CAB, предоставление информации, способной помочь людям решить проблемы.

Community Legal Service Direct

Получение бесплатной правовой информации и советов.

Reducing and Preventing Crime

Полезная информация и средства предотвращения преступлений.

Можно предоставить информацию в полицию о преступлении бесплатно и анонимно.

Телефон 0800 555 111

Driving and Transport

Правительственный портал, предоставляющий информацию и советы в области правил поведения и безопасности на дорогах.Советы по транспортному праву в Великобритании.

Immobilise Phone Crime

Можно зарегистрировать свой мобильный телефон и узнать, что делать, если телефон украден. Это поможет полиции быстрее найти пропавший гаджет.

Национальный Совет студентов (National Union of Students (NUS)

Содержит много советов в отношении выбора жилья, поддержания здоровья, поисков работы и других интересующих студентов вопросов.

Размещение студентов

Портал по размещению студентов и сопутствующие связи с сайтами в сфере: советов по выбору жилья, вариантов размещения, хостелов.

UKCISA — Совет по международному образованию

Предлагает практические советы и общее руководство в отношении обучения в Великобритании для иностранных студентов в школах, колледжах, университетах.

UK Student Life

Путеводитель по британской культуре, традициям и событиям в жизни британского общества. Есть путеводитель по британским образовательным учреждениям.

Информация по обеспечению безопасности для себя и своих вещей.

Путеводитель по безопасности

О полиции

Прибытие в Соединенное королевство

Безопасность ваших вещей

Электрические и газовые приборы

Общественный транспорт и вождение автомобиля

Законы Соединенного королевства

УДК 340.15 ББК 67.3

Р.Р.Вяселев

Основные этапы развития фабричного законодательства Англии XIX века

Целью данной статьи является восполнение пробела в российской историографии, относительно проблемы выделения этапов развития фабричного законодательства Англии XIX в. Автором представлена авторская периодизация процесса формирования фабричного законодательства Англии XIX в., позволившая выделить и определить основные этапы развития данного явления.

Ключевые слова: фабричное законодательство Англии XIX в., этапы развития фабричного законодательства, развитие фабричных законов, периодизация, преемственность развития фабричных законов, законы о бедных, социальная политика, системность, эволюция общественных отношений.

The main stages of development of factory laws of England in XIX century

Развитие общественных отношений в области правоотношений между работниками и работодателями происходило постепенно и неотрывно от развития средств и способов производства. Процесс становления и развития законодательства подразделялся на несколько этапов, совпадавших с возникавшими и прекращавшимися правоотношениями в сфере промышленности, а также смежных сферах, в число которых входила также социальная сфера. Основываясь на анализе нормативных источников, мнении зарубежных и отечественных исследователей нами были выделены следующие этапы развития фабричного законодательства Англии XIX века. Следует заметить, что этапы развития фабричного законодательства Англии были выделены автором применительно к территории Англии, исключая ее многочисленные колонии, где использовался труд местного населения и не было сосредоточено крупное промышленное производство

в рассматриваемый в настоящем научном исследовании период.

Первый этап (1782-1802г.) развития фабричного законодательства начался в 1782 и продолжался до момента издания закона о здоровье и нравственности 1802 г. (The Health and Morals of Apprentices Act). He следует забывать, что в XVI-XVIII веке рабочими на мануфактурах и иных видах производства становилось против своей воли множество бездомных и обедневших граждан, многие из которых готовы были работать в качестве рабочих, чтобы не попадать в «работные дома для бедных». В 1782 году, после многолетнего сопротивления со стороны правительства был принят акт Томаса Гильберта 1782г. (Gilbert’s Act 1782) , предписывающий поселять в домах для бедных только престарелых и немощных, а так же устанавливающий систему материальной помощи тем, кто мог работать . Именно данный акт, по нашему мнению, являлся знаковым не столько по

своему содержанию, сколько по своему духу, поскольку все ранее изданные статуты только ухудшали положение рабочих и ограничивали их права. Издание данного акта ознаменовало смену тенденций развития государственной политики в сфере трудовых отношений, поскольку прежде на законодательном уровне не была предусмотрена материальная помощь в виде стимулирующих выплат беднякам, которые работали. Жесткая система принуждения, действовавшая в XVII-XVIII веке в Англии, предусматривала только санкции, даже сама возможность поощрительных выплат беднякам, которых правительство, по словам английского ученого и священника Томаса Роберта Мальтуса (Thomas Robert Malthus), считало «гнойной язвой на теле общества» была неосуществима.

В 1799 г. вступил в силу отдельный Акт об учреждении горных шахт 1798 г. (Regiment of Cornwall and Devon Miners Act 1798) , принятый Парламентом в 1798 г. Данный Акт гласил, что размер и условия выплаты заработной платы горнорабочим Шотландии устанавливался статутом Елизаветы I и шотландскими актами 1661 и 1671г. В 1813г. законы, устанавливающие размер заработной платы были окончательно отменены по причине развития мануфактур и капиталистических правоотношений, когда размер заработной платы определялся работодателем самостоятельно. Необходимо отметить, что данные законы потеряли свою силу только на территории Великобритании, включая Шотландию и Уэльс.

Второй этап (1802-1813) начался с издания Закона о здоровье и нравственности 1802 г. (Health and Morals of Apprentices Act) и продолжался до окончательной отмены в 1813 г. всех ранее изданных статутов во многом противоречивших фабричному законодательству . Для выделения этапов развития фабричного законодательства Англии следует привести краткий анализ изданных в XIX веке законов, регламентировавших использование труда рабочих. Данный этап в развитии фабричного законодательства ознаменовался введением принципа самостоятельного построения отношений между предпринимателем и рабочим на договорных началах. Перед законодателем в XIX веке встали новые задачи, такие как защита интересов широкого круга рабочих, существующих договорных отношений, а также снижение социальной напряженности.

Закон о здоровье и нравственности 1802 г. (Health and Morals of Apprentices Act) , был разработан и принят по инициативе Сэра Роберта Пиля, крупного землевладельца и промышленника своего времени. Данный закон был разработан Комитетом Роберта Пиля, о котором говорилось ранее, и

представлен на обсуждение Парламенту Соединенного Королевства. Данный закон был направлен на регулирование условий труда детей на хлопковых и шерстопрядильных фабриках. Известный исследователь в области фабричного законодательства М.В. Томас называл данный закон «первым в истории фабричного законодательства Англии XIX века» . Его издание, несмотря на множество уступок в угоду фабрикантам, явилось «кульминацией движения, нараставшего в 1700-е годы, когда реформаторы попытались протолкнуть несколько своих идей через Парламент с целью улучшения здоровья рабочих и учеников» . Закон содержал следующие условия:

• Владельцы фабрик должны были соблюдать требования закона;

• Все помещения на фабриках должны были хорошо проветриваться и отмываться от извести два раза в год;

• Малолетние рабочие должны были обеспечиваться двумя комплектами одежды;

• Дети должны были инструктироваться по технике безопасности на работе;

• Дети в возрасте от 9 до 13 лет могли работать не более 8 часов;

• Подростки в возрасте от 14 до 18 лет могли работать не более 12 часов;

• Детям, не достигшим 9 летнего возраста, не разрешалось работать, и они должны были посещать школу;

• Мальчики и девочки должны были размещаться отдельно друг от друга;

• По воскресеньям все малолетние рабочие должны были посещать воскресную школу;

• Владельцы заводов и фабрик были обязаны организовывать медицинский осмотр рабочих и не допускать инфекционных заболеваний .

Были установлены санкции за нарушение закона в размере от 2 до 5 фунтов стерлингов. Штраф мог быть наложен на владельца фабрики, но закон не устанавливал порядок инспекционного режима, позволившего зафиксировать нарушение и наложить санкцию. Данный закон содержал другие существенные недоработки. Так, не был установлен четкий режим работы для всех категорий рабочих, в законе содержались только общие фразы о недопустимости сверхурочной работы детей, также не были установлены способы учета отработанного времени.

Далее был издан ряд законов, содержащих более конкретные формулировки, заставившие фабрикантов исполнять требования законодательства.

Третий этап (1813-1834г.) развития фабричного законодательства Англии XIX века начался в 1813г. изакончился в 1834г. с приня-

тием нового закона о бедных 1834 г. (The Poor Law Amendment Act of 1834) , отменившего все ранее изданные законы и акты о бедных, предусматривающие денежные выплаты и пособия . Считаем принятие данного закона знаковым явлением, поскольку его введение привело к полному отказу от материальной поддержки бедняков. С отменой закона о бедных в 1834г. единственной законной мерой поддержки неимущих стало принудительное помещение их в работный дом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В данный период был издан ряд фабричных законов, оказавших влияние на правовое положение рабочих и условия их труда.

Закон о Хлопкопрядильных фабриках 1819 г. (Cotton Mills and Factories Act) устанавливал, что дети, не достигшие 9 летнего возраста, не должны были допускаться к работе на фабриках, а детям в возрасте с 9 до 16 лет устанавливался 12 часовой рабочий день .

Закон о Фабриках 1833г. (An Act to Regulate the Labour of Children and Young Persons in Mills and Factories) явился первой попыткой регламентировать продолжительность рабочего дня в текстильной промышленности. Закон устанавливал, что дети в возрасте от 14 до 18 лет не должны работать больше 12 часов в день, включая обеденный перерыв продолжительностью 1 час. Дети в возрасте от 9 до 13 лет не должны работать больше 8 часов, включая обеденный перерыв продолжительностью 1 час. Кроме того, дети в возрасте от 9 до 13 лет должны были находиться в школе не менее чем два часа в день. Работа в текстильной промышленности запрещалась детям, не достигшим 9 летнего возраста, а также ночная работа детям, не достигшим 18 лет. Кроме того, устанавливались правила осмотра фабрик фабричными инспекторами .

Четвертый этап (1834-1878г.) развития фабричного законодательства Англии XIX века начался с 1834 г. с окончательной отменой законов о бедных и закончился с изданием закона 1878г.

В данный период были издана большая часть фабричных законов в значительной степени восполнивших пробелы в системе фабричного законодательства.

Закон о Фабриках 1844 г. (An Act to amend the Laws relating to Labour in Factories) устанавливал новые условия труда рабочих. Раздел 9 данного закона вводил сокращенные часы работы для детей и женщин. Акт относился к текстильной промышленности и включал следующие условия: женщины могли работать не более 12 часов в день в течение недели, включая полтора часа на обеденный перерыв, и 9 часов в воскресные дни. Кроме того, согласно разделу 11 Закона, дети 9-13 летнего возраста не должны были работать

более 9 часов в день, включая обеденный перерыв. Данный закон впервые четко регламентировал одновременно необходимость защиты женщин и детей .

Закон о сокращении рабочего дня для женщин и подростков 1847 г. (An Act to limit the Hours of Labour of Young Persons and Females in Factories) установил ограничение продолжительности рабочей недели в текстильных заводах (кроме шерстопрядильного и шелкового производства) для женщин и детей младше 18 летнего возраста. Продолжительность рабочей недели разделом вторым Закона устанавливалась в размере 63-х часов. С 1 июля 1847 она была уменьшена до 58 часов .

Закон о Фабриках 1850 г. (1850 Factory Act) устанавливал иную продолжительность рабочего дня, которая была предписана законами о Фабриках 1844 и 1847гг. Работодатели как прежде не могли устанавливать смены и часы работы. В законе содержались следующие ограничения: дети и женщины могли только работать с 6:00 до 18:00 летом и с 7:00 до 19:00 зимой. В субботу рабочий день устанавливался до 14.00. Продолжительность рабочей недели была увеличена с 58 до 60 часов. Продолжительность работы детей в возрасте от 9 до 18 лет составляла 10 часов в день .

Во второй половине XIX века происходило расширение сферы действия фабричных законов на отрасли, где использовался ручной труд. Был издан ряд законов от 1864, 1867, 1874, 1878, 1891 г.

Закон о Фабриках 1867 г. (The Factory Acts Extension Act) распространил новые правила охраны труда на металлургические, машиностроительные и бумажные фабрики, а также на все иные предприятия и фабрики, где работало более 50 рабочих на постоянной основе. Постоянной основой признавалась работа на определенной фабрике не менее 100 дней в году .

Закон о Фабриках 1874 г. (1874 Factory Act) более подробно урегулировал положение работников, занятых в текстильной промышленности. К 1874 г. текстильные рабочие активно организовывали рабочие союзы (тред-юнионы) и развились в хорошо организованный и дисциплинированный профсоюз.

Пятый этап развития (1878-1897г.) законодательства начался с издания Закона о Фабрике и Мастерской 1878 г. (Factory Act 1878) и закончился с изданием акта о компенсации работникам 1897 г. (The Workmen’s Compensation Act 1897) . Закон 1878 г. был издан с целью объединения всех ранее изданных законов о фабриках и фабричных мастерских. Как уже говорилось в предыду-

щих параграфах, закон 1878 г. систематизировал все основные положения ранее изданных фабричных законов. Согласно разделу 6 данного закона ограничения рабочего времени и условий труда теперь распространялись на все отрасли фабричной промышленности. Согласно закону 1878 г., любой малолетний рабочий, независимо от того, на какой фабрике он работал, не мог работать более 10 часов в сутки независимо от графика смен .

Закон о внесении поправок в законы, регулирующие условия труда на фабриках и в мастерских 1891 г. (An Act to amend the Law relating to Factories and Workshops установил более строгие требования для безопасности конструкции станков и иных механизмов на фабриках и мастерских, а также правила безопасной работы с ними. Первое запрещало нанимать на работу родивших женщин ранее, чем по истечении четырех недель после рождения ребенка, второе поднимало минимальный возраст рабочего, с которого он был принят на работу с 10 летнего возраста до 11 лет .

Закон о внесении поправок в законы, касающиеся фабрик и мастерских 1895 г. (Ап Act to amend and extend the Law relating to Factories and Workshops) внес ряд поправок в уже изданные законы, объединив и упорядочив правовые нормы об ограничении возраста и определении условий труда рабочих. В частности, разделы девятый и десятый более строго определяли требования к форме рабочей одежды и рабочего оборудования (станков и иных машин), чем закон 1891 г. В данном законе содержались нововведения. В частности раздел четырнадцатый закона устанавливал специальные правила о так называемых наёмных фабриках (tenement factories) .

Последним изданным законом, который целесообразно рассмотреть в рамках настоящей статьи является акт о компенсации работникам 1897 г. (The Workmen’s Compensation Act 1897) , регламентировавший порядок материальных возмещений рабочим, получившим увечья на производстве. По нашему мнению, на основании приведенной нами периодизации следует выделить принцип преемственности в развитии фабричного законодательства.

Предпосылки создания его были заложены еще в XVIII веке актами, регулировавшими условия труда и производства: акт о шелковом производстве 1763 г. (Silk Works Act 1763), акт о прядильном производстве 1764 г. (Frame Work Knitters Act 1766), акт о Уотфордском погосте и работных домах 1772 г. (Workhouse Act 1772), Акт о Вестминстерском работном доме 1772 г. (Workhouse Act

Другим важным фактором, подтверждающим преемственность развития фабричных законов, является история развития законов о бедных, поскольку последние составляли значительную часть населения Англии в рассматриваемый нами период. Более подробно рассматривая развитие традиционного английского законодательства о бедных, следует отметить, что принятый еще в 1601г. при королеве Елизавете закон «О бедных» применялся и в XVIII веке. Данный закон, по словам Ф. Энгельса, «… еще наивно исходил из того принципа, что забота о содержании бедных лежит на приходе» . В соответствии с вышеуказанным законом на приходы возлагалась обязанность по содержанию всех бедняков, проживающих в приходе и не способных самостоятельно обеспечивать свое существование.

В 1834 г. английский парламент отменил старые законы о бедности, что означало полный отказ от выдачи пособий беднякам деньгами и продуктами. Закон о бедных 1834 г. содержал единственную форму «помощи» буржуазного общества безработным и бедным — принудительное помещение в работные дома. Условия работы и проживания в данных домах были настолько тяжелыми, что в среде бедняков они получили название «Бастилия для бедных».

Фабричные законодательные акты, начиная с издания первого закона о здоровье и нравственности 1802 г. (Health and Morals of Apprentices Act) в дальнейшем дополнялись и совершенствовались на всем протяжении XIX века. К началу XX века в Англии, по нашему мнению, сложилась новая модель фабричного законодательства, в своей основе имевшая те принципы, которые были выработаны актами 1763, 1766, 1772, 1777, 1786, а также фабричными законами 1802, 1819, 1833, 1844, 1847, 1850, 1874, 1878, 1891, 1895, 1897 годов.

Подводя итог, следует заметить, что в развитии фабричного законодательства Англии XIX века российскими исследователями ранее не выделялись отдельные этапы. Такие английские исследователи фабричных английских законов, как Маурис Волтон Томас (Maurice Walton Thomas), Б.Л. Хатчинс и Ами Харисон (В. L. Hutchins and A. Harrison), Артур Левеллин Девис (Arthur Llewelyn Davies) и в их числе немецкий исследователь К. Маркс говорили о системности и поэтапном развитии фабричного законодательства Англии XIX в., но не выделяли отдельные этапы в его развитии. Поскольку в зарубежной лите-

ратуре также не выделялись этапы развития фабричного законодательства Англии, считаем возможным предложить авторскую периодизацию. Таким образом, руководствуясь такими критериями, как последовательность в развитии законов, преемственность, системность, эволюционирование и отбор жизнеспособных правовых норм, реализуемость на практике, можно выделить следующие этапы развития фабричного законодательства Англии XIX века:

1. этап зарождения 1782-1802 гг. (на данном этапе произошел переход от статутов, ограничивавших размер заработной платы рабочих и определяющих порядок использования рабочей силы в работных домах, к первому фабричному закону 1802 г.);

2. этап становления 1802-1813 гг. (от издания закона о морали и нравственности 1802 г., до окончательной отмены всех ранее изданных статутов в 1813 г.);

3. этап определения сферы действия фабричного законодательства 1813-1834 (от отмены действия всех статутов в 1813 г. до принятия нового закона о бедных 1834 г.;

4. этап расширения действия законов 1834-1878 (с момента издания закона о бедных 1834 г., до издания закона 1878 г., объединившего и систематизировавшего все ранее изданные фабричные законы, начиная с закона 1802 г.);

5. этап систематизации и кодификации 1878-1897 (от издания закона 1878 г., объединившего в себе все ранее изданные законы XIX века до издания последнего в XIX веке фабричного закона 1897 г., определившего условия возмещения рабочим материального вреда, полученного на производстве).

Данные этапы развития фабричного законодательства Англии XIX века, по нашему мнению, показывают преемственность и системность эволюции общественных отношений, послуживших основной причиной издания новых законов, а также возникновения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

новых правоотношений на основе вновь принятых фабричных законов. Кроме того, мы полагаем, что принцип улучшения положения рабочих, прослеживающийся в принимавшихся на всем протяжении XIX фабричных законов в Англии, претворялся в жизнь медленно, но верно. Мы привели данную периодизацию эволюции фабричного законодательства Англии XIX века, опираясь на ключевые даты отмены старых статутов и даты принятия новых фабричных законов, с принятием которых урегулировались социальные противоречия и устанавливались границы прав работников и работодателей. В приведенной нами периодизации, по нашему мнению, затронуты наиболее значимые этапы развития и эволюции не только фабричных законов, но и развития правоотношений в Англии XIX века.

Этапы развития фабричного законодательства Англии XIX в., выделенные в настоящем исследовании отражают его преемственность и системное развитие. Приведенная периодизация поэтапного развития фабричного законодательства опирается на ключевые даты, совпадающие с отменой устаревших статутов XVII-XVIII вв., законов бедных, изданием принципиально новых фабричных законов, установивших правовое положение рабочих, занятых в промышленном производстве, включая малолетних рабочих и женщин, а также систематизации и кодификации фабричных законов.

Считаем необходимым заметить, что приведенная периодизация развития фабричного законодательства в Англии XIX в. является авторской ввиду отсутствия сколько-нибудь значимых исследований в данной области отечественной и зарубежной историографии. Кроме того, рассмотренные этапы развития фабричного законодательства выделены непосредственно на территории Англии, не включая ряд ее колоний, где использовался труд местного населения и не было сосредоточено крупное промышленное производство.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агапова И.И. История экономических учений: Курс лекций. М.: Юрист, 2001;

2. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения: В9т. Капитал. Т. 1. гл. 24. М.: Политиздат, 1984;

3. Роджерс Т. История труда и заработной платы в Англии с XIII по XIX век / пер. с англ. Каткова В. Д. СПБ, 1899;

5. An Acts to Amend the Laws Relating to Labour in Factories. Chapter 15. London: Eyre and A. Spottiswoode, 1844;

6. Ayer Company Publishers, Inc. The Factory act of 1819: six pamphlets, 1818-1819. London: Amo Press, 1972;

9. Great Britain. Parliament. House of Commons. House of Commons Papers, Vol. 24. Chapter 103. London: H.M. Stationery Office, 1866;

10. England Parliament. Public Health (London) Act, 1891. London: Simpkin, Marshall & Company, 1884;

11. HomD.B.,Ransome M.EnglishHistorical Documents: 1714-1783.London: Routledge, 1996;

13. Lumley W.G. The Factory Acts. Chapter 15, 103: With Notes, Abstracts, and Index. London: Shaw and Sons, 1844;

14. Patterson E. N. Factory and workshops act of 1878. Chapter 16. Wisconsin: University of Wisconsin. 1925;

23. WoodJ.C. Thomas Robert Malthus: Critical Assessments: Routledge, 1994;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. An Acts to Amend the Laws Relating to Labour in Factories. Chapter 15. London: Eyre and A. Spottiswoode, 1844.

4. Ayer Company Publishers, Inc. The Factory act of 1819: six pamphlets, 1818-1819. London: Amo Press, 1972;

7. Great Britain. Parliament. House of Commons. House of Commons Papers, Vol. 24. Chapter 103. London: H.M. Stationery Office, 1866.

8. England Parliament. Public Health (London) Act, 1891. London: Simpkin, Marshall & Company, 1884.

9. Horn D.B., Ransome M. English Historical Documents: 1714-1783. London: Routledge, 1996.

11. Lumley W.G. The Factory Acts. Chapter 15, 103: With Notes, Abstracts, and Index. London: Shaw and Sons, 1844.

12. Patterson E. N. Factory and workshops act of 1878. Chapter 16. Wisconsin: University of Wisconsin. 1925;

16. Thomas M.W. The early factory legislation. A study in legislative and administrative evolution. Westport: First

GreenwoodReprinting, 1970;

21. WoodJ.C. Thomas Robert Malthus: Critical Assessments: Routledge, 1994;

Информация об авторе Руслан Равилевич Вяселев (Россия, г. Саратов) — Аспирант кафедры истории государства и права ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия». E-mail: aikidoka_777@mail.ru

В отношении самой последней Вашей цитаты просто замечу,что дела о нарушении прав на интеллектуальную собственность — дела по определению гражданские. Там не зря употреблён термин «suit» — это (ГП) иск. К обсуждаемому здесь вопросу о «возбуждении уголовного дела» не применимо, поэтому и не рассматривается.

По сути же обсуждаемого вопроса — я на самом деле с Вами во многом согласен. Мы, видимо, просто изначально не договорились о критериях, единообразных параметрах, в которых ведём разговор, поэтому и может возникнуть (ошибочное) впечатление серьёзных концептуальных разногласий.
А их нет.
Дело просто в том, что в вопросе уважаемого Крамара не было указано, к какой области относится предложенная им цитата и в какой среде будет использоваться его перевод.
На самом деле, от этого многое зависит.
Одно дело — если он переводит газетную статью, предназначенную для домохозяек (и я в своём ответе презюмировал именно такую среду — т.к. если бы Крамар переводил сложный профессиональный правовой текст, то он, вероятно, уже к моменту принятия его в работу обладал бы достаточными познаниями в праве, и, соответственно, вряд ли бы советовался на Форуме, как это будет сказать по-английски), и совсем другое дело, если он переводит, скажем, для профессиональных англо-саксонских юристов исследование какого-нибудь уголовного, как у нас говорил проф. Никифоров, «казуса» — т.е. правовой разбор конкретного уголовного дела.

В случае газетной статьи — я бы пожалуй сказал всё-таки так, как я здесь рекомендовал. В амер. газетах Вы всё же чаще увидите (they)opened a (murder) case against…
Вряд ли читатели газеты с лёгкостью продерутся сквозь предложенный Вами вариант — а от этого тиражи имеют свойство падать, и поэтому в газетах так просто не пишут :-))

Теперь если же, напротив, переводится чисто профессиональный юр. текст, and your target audience is informed, chevronne lawyers, то, конечно, я бы вполне согласился с Вашим вариантом.
Он прекрасен.
A criminal case was instigated under (article) (section)… of the … Code which proscribes any action or inaction which may result in retaliation against… bla-bla-bla) — sounds very impressive.

Проблема возникает ровно одна, и она двоякая:
1) Если переводится текст про РОССИЙСКОЕ право (а в нашем случае это, судя по всему, именно Россия), то попытка максимально приблизить российские реалии к английским может оказаться не всегда оправданной.
Например, в англ. праве НЕ делается разграничения между возбуждением уголовного дела «по факту» (в порядке публичного обвинения) и «по жалобе» (в порядке частного обвинения).
Все дела возбуждаются от имени «короны» в Англии или «народа» в США (In rem People vs John Doe), and it’s traditionally described as «opening a murder case» or «bringing(pressing) murder charges against», WITHOUT EVER REFERRING TO THE NUMBER OF THE RELEVANT SECTION OF THE CRIMINAL CODE.
Ну просто не говорят они так, узус у них другой. РЕДКО когда Вы у них увидите аналоги наших навороченных формулировок типа «…по признакам\подозрению в совершении деяний, соответствующих составам, предусмотренным частью… статьи… УК РФ.»
Поэтому если пытаться «подогнать» это под амер. право, то у читателя может создасться превратное впечатление, будто у нас система такая же, как и у них. А это ошибка переводчика, и уже смысловая. Думается, что подобным форм-вкам место лучше не в самом ТЕКСТЕ перевода, а в ПримПере.
2) Если намеренно употреблять при этом ИХ термины, то мы столкнёмся ровно с той же проблемой, которая с завидной частотой задаётся многими начинающими коллегами на Форуме — типа «а как перевести на английский «ООО Сукин и Сын»?
И им с завидной частотой и с полным на то основанием отвечают: » как угодно, только РАДИ БОГА НЕ переводите это как «Bitch & Sons Ltd».
И правильно отвечают.
Потому что если пойти по этому пути и довести эту логику до её завершения, то «IKEA» придётся переводить как «Товарищество на вере Кампрад и Компания» (потому что ИКЕА , не самом деле, действительно НЕ КОМПАНИЯ, а не котируемое на бирже семейное товарищество на вере). Не надо «множить сущности свыше необходимого», т.е. не надо усложнять, если можно без ущерба для смысла сказать проще.
И НЕ надо толковать. Надо аутентично переводить.
А если пойти по предложенной Вами логике максимального приближения к реалиям ЯП, то русское «министр иностранных дел» и » (первый) замминистра ин.дел» тогда что, переводить как Secretary of State and, respectively, Under Secretary of State and Assistant Secretary of State?
Ну просто под предлогом того, что «они же у себя это ТАК называют, и чтобы им было понятнее, не корысти ради а токмо аутентичности для давайте назовём это для них вот ТАК»?

Вы же понимаете, что я это говорю к тому, что да, конечно, я согласен that USC consists of Titles and Titles consist of Sections.
Ну и что, из-за этого теперь сервильно подгонять НАШ УК под их?
I mean is there a compelling reason why we absolutely must translate the Russian Code статья as «Section»?
А как Вы тогда обозначите наши «разделы» (например, в ГК РФ)?
In a more general way, что делать, если СТРУКТУРА нормативного документа у нас просто другая?
Поэтому я и предложил не мудрствуя лукаво переводить наши «статьи» (УК, ГК, чего угодно) как articles.
А чем этот термин не нравится, собственно? Я имею в виду ПО СУТИ, а не по чисто вкусовым причинам?

С интересом прочитал бы Ваши соображения.
Хороших выходных!

Великобритания законы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *