Постоянного бессрочного пользования

Содержание

Кодекс Республики Беларусь о ЗемлеСтатья 15. Постоянное пользование земельными участками

На праве постоянного пользования у юридических лиц Республики Беларусь могут находиться земельные участки, предоставленные им до вступления в силу настоящего Кодекса, земельные участки, право постоянного пользования на которые в установленном порядке перешло к ним от других юридических лиц Республики Беларусь, а также земельные участки, предоставленные в соответствии с частью второй настоящей статьи.

Земельные участки предоставляются в постоянное пользование:

государственным органам, иным государственным организациям (за исключением предоставления земельных участков для строительства автозаправочных станций) – для осуществления ими своих задач и функций, предусмотренных законодательством;

негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь – для обслуживания объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности;

сельскохозяйственным организациям, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, иным организациям – для ведения сельского хозяйства, в том числе крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для ведения подсобного сельского хозяйства;

научным организациям, учреждениям образования – для исследовательских и (или) учебных целей в области сельского либо лесного хозяйства;

государственным лесохозяйственным учреждениям, организациям местных исполнительных комитетов, в компетенцию которых входит ведение лесного, лесопаркового хозяйства, – для ведения лесного хозяйства;

религиозным организациям – для строительства и (или) обслуживания мест погребения, культовых строений, в том числе зданий епархиальных управлений, монастырских комплексов, духовных учебных заведений;

юридическим лицам – для строительства многоквартирных жилых домов (за исключением жилых домов повышенной комфортности согласно критериям, определенным законодательными актами), обслуживания многоквартирных жилых домов, строительства и (или) обслуживания общежитий, гаражей и автомобильных стоянок;

садоводческим товариществам, дачным кооперативам – для коллективного садоводства, дачного строительства (земельные участки общего пользования);

юридическим лицам, если требуется предоставление им другого земельного участка взамен изымаемого, в случаях, когда изымаемый земельный участок предоставлен таким лицам на праве постоянного пользования;

юридическим лицам Республики Беларусь – для реконструкции существующих капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений в капитальных строениях (зданиях, сооружениях), если требуется изменение целевого назначения и (или) размера земельного участка, предоставленного юридическому лицу на праве постоянного пользования;

юридическим лицам Республики Беларусь – для строительства и (или) обслуживания объектов транспортной и инженерной инфраструктуры и объектов придорожного сервиса, за исключением случаев строительства объектов придорожного сервиса в пригородных зонах г. Минска и областных центров;

товариществам собственников, уполномоченным лицам по управлению недвижимым имуществом совместного домовладения – для обслуживания многоквартирных, блокированных жилых домов, в которых возникло совместное домовладение;

сельскохозяйственным организациям, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, юридическим лицам, имеющим филиал либо иное обособленное подразделение, осуществляющим предпринимательскую деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, выручка от ее реализации у которых составляет не менее 50 процентов общей суммы выручки этого филиала либо иного обособленного подразделения, государственным лесохозяйственным учреждениям, иным государственным организациям – для строительства и (или) обслуживания жилых домов, обслуживания квартир в блокированных жилых домах для работников таких организаций, работников организаций социально-культурной сферы, а также размещения агроэкотуристов.

Законодательными актами и решениями Президента Республики Беларусь могут устанавливаться и иные случаи предоставления земельных участков в постоянное пользование.

Статья 15. Постоянное пользование земельными участками

Земельные участки предоставляются в постоянное пользование (пользование без заранее установленного срока):

государственным органам, иным государственным организаци­ям (за исключением предоставления земельных участков для строи­тельства автозаправочных станций) — для осуществления задач и функций, предусмотренных законодательством;

негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь — для обслуживания объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности;

сельскохозяйственным организациям, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, иным организациям — для ведения сельс­кого хозяйства, в том числе крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для ведения подсобного сельского хозяйства;

научным организациям, учреждениям образования — для иссле­довательских или учебных целей в области сельского либо лесного хозяйства;

государственным лесохозяйственным учреждениям, организаци­ям местных исполнительных комитетов, в компетенцию которых входит ведение лесопаркового хозяйства, — для ведения лесного хо­зяйства;

религиозным организациям — для строительства культовых стро­ений и мест погребения;

гаражным (гаражно-строительным) кооперативам и кооперати­вам, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок, — для строительства и эксплуатации гаражей, автомобильных стоянок для хранения транспортных средств граждан Республики Беларусь — чле­нов таких кооперативов;

организациям граждан-застройщиков — для строительства мно­гоквартирных жилых домов (за исключением жилых домов повы-

156

шенной комфортности согласно критериям, определенным законода­тельными актами), а также для обслуживания многоквартирных жилых домов;

садоводческим товариществам и дачным кооперативам — для ве­дения коллективного садоводства и дачного строительства (земель­ные участки общего пользования садоводческих товариществ, дач­ных кооперативов).

Законодательными актами могут устанавливаться и иные случаи предоставления земельных участков в постоянное пользование.

Право постоянного пользования является одним из земель­но-правовых титулов, предусмотренных ст. 3 Кодекса о земле, и представляет собой предоставляемое в административном по­рядке право пользования земельным участком без заранее ус-* тановленного срока. Согласно ст. 217, 262 ГК право постоянно-* го пользования земельным участком рассматривается как вещ-ное право.

Следует отметить, что КоЗ четко не определял субъектов права постоянного пользования, а Указ № 667 лишь содержал указа­ние, что к ним относятся юридические лица Республики Бела­русь. Существенным нововведением Кодекса о земле является сужение круга субъектов права постоянного пользования земель­ными участками путем установления в комментируемой статье перечня субъектов данного права. К ним относятся:

1) государственные органы, иные государственные организа­ции — для осуществления задач и функций, предусмотренных законодательством, за исключением предоставления земельных участков для строительства автозаправочных станций.

Система государственных органов, иных государственных организаций определяется специальным законодательством.

Так, в систему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, входят министерства, государственные комитеты, являющиеся республиканскими орга­нами государственного управления; объединения юридических лиц, иные государственные организации, подчиненные Прави­тельству Республики Беларусь.

Система указанных государствен-

157

ных органов и организаций определяется указами Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь»1, от 12 февраля 2004 г. №66 «О некоторых мерах по оптимизации системы республи­канских органов государственного управления и иных государ­ственных организаций, подчиненных Совету Министров Респуб­лики Беларусь, структуры и численности работников государ­ственных органов, других государственных организаций»2. За­дачи и функции, возложенные на данные органы и организации, определяются положениями, утверждаемыми Советом Министров Республики Беларусь.

Поскольку комментируемая статья связывает возможность предоставления права постоянного пользования с осуществле­нием задач и функций, предусмотренных законодательством, возникает вопрос о круге государственных организаций, кото­рые могут использовать землю на данном земельно-правовом титуле. Так, например, законодательством предусматривается создание для выполнения государственно значимых задач госу­дарственных объединений, находящихся в подчинении респуб­ликанских или местных органов государственного управления, органа местного самоуправления . В соответствии со ст. 1231 ГК правовое положение государственных объединений, права и обя­занности юридических лиц и индивидуальных предпринима­телей, входящих в их состав, определяются этим Кодексом и иными актами законодательства о таких объединениях, а так­же их уставами.

В то же время представляется необходимым трактовать рас­сматриваемую норму Кодекса о земле расширительно, относя к субъектам права постоянного пользования земельными участ­ками любые юридические лица государственной формы собствен­ности, даже если их задачи и функции не определены законода­тельно. Данный вывод подтверждается и тем, что согласно ком­ментируемой статье, факт использования земельного участка для обслуживания объектов недвижимого имущества, находя­щихся в государственной собственности, является основанием

1 КонсультантПлюс-Беларусь / ООО «ЮрСпектр». Минск, 2009.

2 КонсультантПлюс-Беларусь / ООО «ЮрСпектр». Минск, 2009.

158

для предоставления права постоянного пользования негосудар­ственным юридическим лицам Республики Беларусь. Таким образом, формулировка абзаца второго части первой данной ста­тьи нуждается в уточнении, поскольку не позволяет сделать однозначный вывод о возможности предоставления права по­стоянного пользования земельным участком любому юридичес­кому лицу государственной формы собственности;

2) негосударственные юридические лица Республики Бела­русь — для обслуживания объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности (см. коммента­рий к ст. 12);

3) сельскохозяйственные организации, в том числе кресть­янские (фермерские) хозяйства, иные организации — для веде­ния сельского хозяйства, в том числе крестьянского (фермер­ского) хозяйства, а также для ведения подсобного сельского хозяйства.

К сельскохозяйственным организациям следует относить юридические лица, основным видом деятельности, которых вы­ступает производство сельскохозяйственной продукции1. Так, например, ряд нормативных правовых актов относит к ним юри­дические лица, основным видом деятельности которых являет­ся выращивание (производство или производство и переработ­ка) сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50 процентов от общей суммы выручки 2.

Крестьянское (фермерское) хозяйство является одной из сель­скохозяйственных организаций, поскольку создается для осу­ществления предпринимательской деятельности по производ­ству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработ-

1 Чиж И.М. О правовом понятии «производитель сельскохозяйственной продукции» / И.М. Чиж // Право.by. 2009. № 1.

2 Об экономической несостоятельности (банкротстве): Закон Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. № 423-3 // НРПА. 2000. № 73. 2/198; 2003. N° 8. 2/933; 2006. N° 107. 2/1235; 2007. № 170. 2/1348; 2007. № 305. № 2/1397; 2008. № 172. 2/1469; О реорганизации убыточных сельскохозяйственных организаций: Закон Республики Беларусь от 9 июня 2003 г. N° 202-3 // НРПА. 2003. N° 174. 2/951; 2003. N° 125. 2/992; О некоторых мерах по повышению ответственности за качество отечественных товаров: Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 186 // НРПА. 2008. № 80. 1/9578.

159

ке, хранению, транспортировке и реализации (см. комментарий к ст. 37, 40);

4) научные организации, учреждения образования — для ис­следовательских или учебных целей в области сельского либо лесного хозяйства.

Научной организацией в соответствии с Законом Республики Беларусь от 21 октября 1996 г. № 708-ХШ «О научной дея­тельности», в редакции от 17 октября 2005 г. № 46-3 * призна­ется юридическое лицо, объем научно-исследовательских, опыт­но-конструкторских и технологических работ которого состав­ляет не менее 70 процентов общего объема выполняемых им работ и учредительными документами которого предусмотрен ученый (научно-технический) совет в качестве одного из органов юридического лица.

Согласно ст. 15 Закона Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. № 1202-ХИ «Об образовании», в редакции от 19 марта 2002 г. № 95-3 2 учреждение образования представляет собой юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществ­лять образовательную деятельность. К учреждениям образова­ния отнесены: дошкольные учреждения, учебные заведения, уч­реждения внешкольного воспитания и обучения, социально-пе­дагогические учреждения, специальные учебно-воспитательные учреждения, специализированные учреждения производственно­го обучения.

Получить земельные участки на праве постоянного пользо­вания согласно абзацу пятому части первой комментируемой статьи могут научные организации, учреждения образования лишь для исследовательских или учебных целей в области сель­ского либо лесного хозяйства (см. комментарий к ст. 37). В то же время предоставление названным организациям данного зе­мельно-правового титула возможно и по другим основаниям, например, государственным учреждениям образования, научным организациям в соответствии с абзацем вторым части первой, негосударственным учреждениям образования — для обслужи-

1 НРПА. 2005. № 171. 2/1143; 2008. № 170. 2/1464.

2 НРПА. 2002. № 37. 2/844; 2004. № 123. 2/1060; 2005. № 104. 2/1124; 2006. № 92. 2/1220, № 179. 2/1265; 2007. № 118. 2/1316, № 171. 2/1350.

160

вания объектов недвижимого имущества, находящихся в госу­дарственной собственности;

5) государственные лесохозяйственные учреждения, органи­ зации местных исполнительных комитетов, в компетенцию ко­ торых входит ведение лесопаркового хозяйства, — для ведения лесного хозяйства.

Согласно ст. 21 Лесного кодекса Республики Беларусь веде­ние лесного хозяйства осуществляется лесхозами Министер­ства лесного хозяйства Республики Беларусь, лесхозами и лес­ничествами Министерства обороны Республики Беларусь, экспе­риментальным лесным базам Национальной академии наук Беларуси, учебно-опытным лесхозам Министерства образования Республики Беларусь, государственным природоохранным уч­реждениям, осуществляющим управление заповедниками и на­циональными парками, лесохозяйственным организациям Уп­равления делами Президента Республики Беларусь, организаци­ям городских (городов областного подчинения и г. Минска) ис­полнительных и распорядительных органов, в компетенцию ко­торых входит ведение лесопаркового хозяйства (далее — юриди­ческие лица, ведущие лесное хозяйство). Решения о передаче лесного фонда или отдельных его участков для ведения лесного хозяйства и об их изъятии принимаются Советом Министров Республики Беларусь. Предоставление участков лесного фонда для ведения лесного хозяйства является основанием для предо­ставления исполнительными комитетами в пределах их компе­тенции права пользования землями в соответствующих целях;

6) религиозные организации — для строительства культо­ вых строений и мест погребения.

Согласно Закону Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. № 2054-ХП «О свободе совести и религиозных организациях», в редакции от 31 октября 2002 г. № 137-31, религиозными орга­низациями признаются добровольные объединения граждан Рес­публики Беларусь (религиозные общины) или религиозных об­щин (религиозные объединения), объединившихся на основе общ­ности их интересов для удовлетворения религиозных потребнос-

1 Ведамасвд Вярхоунага Савета Рэспублж1 Беларусь. 1993. № 2. Ст. 18; НРПА. 2002. № 123. 2/886; 2008. № 184. 2/1513.

161

тей, а также монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения;

7) гаражные (гаражно-строительные) кооперативы и коопе­ ративы, осуществляющие эксплуатацию автомобильных сто­ янок, — для строительства и эксплуатации гаражей, автомо­ бильных стоянок для хранения транспортных средств граждан Республики Беларусь — членов таких кооперативов.

Гаражным кооперативом, кооперативом, осуществляющим эксплуатацию автомобильной стоянки признается потребитель­ский кооператив, являющийся добровольным объединением граждан либо граждан и юридических лиц, индивидуальных пред­принимателей, создаваемый на основе членства для строитель­ства и эксплуатации гаражей или автомобильных стоянок в целях удовлетворения потребностей в местах хранения транс­портных средств. Вопросы создания и деятельности указанных кооперативов регулируются Положением о создании и деятель­ности гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляю­щих эксплуатацию автомобильных стоянок, утвержденным Ука­зом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 43 х;

8) организации граждан-застройщиков — для строительства многоквартирных жилых домов (за исключением жилых домов повышенной комфортности согласно критериям, определенным законодательными актами), а также для обслуживания много­ квартирных жилых домов.

Порядок создания и функционирования организаций за­стройщиков определяется Положением об организациях заст­ройщиков, утвержденным Указом Президента Республики Бе­ларусь от 28 января 2008 г. № 43 2. Организации застройщи­ков создаются в форме потребительского кооператива, являю­щегося добровольным объединением граждан либо граждан и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, создава­емого на основе членства для строительства жилых и нежилых, встроенно-пристроенных или пристроенных помещений в мно-

1 НРПА. 2008. № 29. 1/9411.

2 Там же.

162

гоквартирном жилом доме, реконструкции жилого дома (до­мов) либо приобретения новых или капитально отремонтиро­ванных, реконструированных жилых домов, последующей эксп­луатации этих домов и управления ими, а также для приобрете­ния права на заключение договоров аренды земельных участков (права пользования земельным участком) для строительства, реконструкции, приобретения дома;

9) садоводческие товарищества и дачные кооперативы — для ведения коллективного садоводства и дачного строительства (зе­мельные участки общего пользования садоводческих товариществ, дачных кооперативов).

Согласно Положению о садоводческом товариществе, утвер­жденному Указом Президента Республики Беларусь от 28 янва­ря 2008 г. № 50 1, садоводческим товариществом признается некоммерческая организация, осуществляющая свою деятель­ность на основе членства граждан, использования предоставлен­ных для ведения коллективного садоводства земельных участ­ков в целях выращивания плодовых, ягодных, овощных, деко­ративных и иных сельскохозяйственных культур, создания ус­ловий для отдыха и досуга, удовлетворения иных потребностей членов товарищества. Определение дачного кооператива в зако­нодательстве отсутствует. Дачный кооператив, хотя прямо и не назван в ст. 116 ГК, является одним из видов потребительских кооперативов.

И дачный кооператив, и садоводческое товарищество, явля­ясь потребительскими кооперативами, создаются с целью удов­летворения потребностей их членов — создание условий отдыха и оздоровления граждан, строительство дачного или садового домика, выращивание сельскохозяйственной продукции. Но при этом есть и отличия, которые непосредственно сказываются на правовом режиме соответствующих земельных участков: целе­вое назначение земель для коллективного садоводства предпола-^ гает ведение сельскохозяйственного производства, тогда как зе­мельные участки для дачного строительства предоставляются, в первую очередь, для возведения домика для временного прожива­ния, хотя сельскохозяйственная деятельность не исключается.

1 НРПА. 2008. № 29. 1/9400; 2009. № 27. 1/10432.

163

Приведенный перечень субъектов права постоянного пользо­вания не является исчерпывающим, поскольку законодатель­ными актами могут устанавливаться и иные случаи предостав­ления земельных участков в постоянное пользование.

Отнесение юридических лиц, использующих земельные участ­ки в перечисленных целях, к субъектам права постоянного пользования земельными участками правомерно рассматривать в качестве меры государственной поддержки, поскольку предос­тавление данного титула не связано с внесением платы за зе­мельный участок.

Таким образом, если ранее на праве пользования могли быть предоставлены земли любым негосударственным юридическим лицам, то по комментируемому Кодексу — лишь в оговоренных случаях. При этом в комментируемом Кодексе не нашли отра­жения вопросы прекращения права пользования земельными уча­стками у юридических лиц, которые не могут по новому законо­дательству использовать землю на данном титуле, и переоформ­ления ими своих прав.

Бессрочный договор аренды земли

Для полноценного использования земельных наделов физическими или юридическими лицами они должны обладать определенными правами. К ним можно отнести право собственности, аренды на определенный срок или право бессрочного использования, не имеющего никаких временных ограничений.

Это исключительное право, и оно может возникнуть по волеизъявлению его истинного владельца по настоятельной просьбе хозяйствующего объекта, причем использование может быть ограничено целевым использованием.

Что это такое

Еще с советских времен остались пользователи земли, которым государство передавало земли на неограниченный по временным рамкам срок. Граждане или хозяйствующие объекты могли менять выделенный участок на другой, передавать его в аренду третьим лицам, и даже продавать.

Но в наши дни, с вступлением в силу Земельного Законодательства, получить землю можно только в бессрочную аренду, поскольку именно этот Закон устанавливает права на земельные участки.

В частности, в ст. 39 ч.3 ЗК РФ установлено, что на право бессрочной аренды государственных или муниципальных земель могут претендовать:

  • административные органы и учреждения государственной власти;
  • администрация местного органа самоуправления;
  • независимые, казенные или бюджетные организации и учреждения;
  • административные организации, занимающиеся наследием экс-президентов России.

Однако закон оставляет право бессрочного использования земельных наделов за теми гражданами и организациями, которым оно было передано во время существования Советского Союза.

Граждане, и юридические лица, обладающие правом вечного пользования выделенного земельного надела, обязаны переоформить имеющиеся документы по новым требованиям земельного права – либо он выкупается у государства по праву преимущественной покупки, либо оформляется бессрочный арендный договор.

Если документы не обновлены в соответствии с требованиями Закона, на них могут наложить административное взыскание или штраф на сумму от 20 до 100 тыс. рублей.

Причем эти требования относятся только к организациям, а в отношении простых граждан они не применяются.

Наоборот, законодатели разрешили заняться переоформлением земель по новым требованиям в любое удобное для них время, поскольку административные наказания для них не предусмотрены.

Особенности

Получить надел по праву постоянной аренды можно в результате участия в аукционе, администрация поселения или муниципалитете публикует объявления о проведении торгов на аренду того или иного участка земли.

По результатам проведения торгов земля передается победителю, с ним оформляется долгосрочный арендный договор. Это делается с целью:

  • передачи объектов недвижимости, расположенных на арендованном участке с целью хозяйственной деятельности;
  • выделение земли для дальнейшего строительства объектов недвижимости жилого или нежилого назначения;
  • оформление правоотношений на землю сельскохозяйственного назначения для ведения коммерческой деятельности, с правом последующего выкупа по рыночной себестоимости.

Граждане, владеющие земельными наделами по праву бессрочной аренды, не могут полностью распоряжаться своим наделом, например, совершать с ним сделку купли-продажи или предоставить его в качестве залогового имущества.

Эти требования относятся и к юридическим лицам, поскольку полное распоряжение доступно только собственнику земли.

Муниципалитеты, как основные арендодатели, могут выделять земли под гараж по праву аренды как простым гражданам, так и хозяйствующим организациям, на которых возводятся либо капитальные строения под содержание автотранспорта, либо временные постройки, если в будущем целевое назначение земель может быть изменено по настоянию собственника или арендатора.

Также предусматривается передача арендованных земель между юр лицами, если одна компания передает свое право бессрочной аренды другой организации под возведение и строительство капитальных или временных гаражных боксов в порядке частного использования гражданами или коммерческими организациями.

Принцип найма муниципальных земель под гаражи

Правовая регламентация арендных правоотношений заложена в ст. ст. 260 и 608 Гражданского Законодательства, а также 42 статьей Земельного Закона.

Все эти правовые акты устанавливают положение, что, если земля не используется по оговоренному в договоре назначение на протяжении трехлетнего срока, она может быть изъята из оборота и передана другому арендатору.

Претенденту на выделение земли по праву бессрочной аренды следует обратиться с ходатайством в местную администрацию поселения, подать заявление и необходимые документы, если участок не выставлен на торги.

За 30 дней до начала торгов печатаются объявления о проведении аукциона на аренду конкретного участка, и если других желающих арендовать участок не найдется, то земля может быть передана без обязательных торгов.

Как снять нежилое помещение в аренду, описывается в статье: снять нежилое помещение в аренду.

Договор посуточной аренды квартиры рассматривается на этой странице.

Как оформить и его образец

Чтобы приступить к оформлению договора бессрочной аренды земли, соискателю следует провести ряд обязательных действий:

  1. Подобрать свободный участок. Сделать это можно на едином портале Росреестра, на публичной карте земель свободные участки не внесены в реестр, поэтому у них один собственник – муниципалитет. Также можно обратиться в орган местного самоуправления о выделении участка.
  2. Арендатору следует обратиться в Кадастровую Палату и вызвать инженера, который проведет межевание с обозначением точных границ участка, если он еще не проходил формирование. Если это было сделано ранее, то просто заказать разработку кадастровых документов с выделением участка на общей карте местности.
  3. Подать заявление о согласовании и выделении выбранного участка по праву бессрочной аренды. Подать заявку можно при личном посещении администрации, через заказное почтовое сообщение или направить его через портал Госуслуг.
  4. Ответ должен прийти в течение 30 суток с момента регистрации ходатайства, и если других претендентов нет, то администрация выдает разрешение.

После получения на руки одобрения, с арендатором заключается официальный договор.

Договор должен содержать существенные условия проводимой сделки, к ним относят:

  • сведения об участниках правоотношений, если это физическое лицо, то необходимо указать данные общегражданского паспорта, для коммерческих организаций необходимы реквизиты и наименование, сведения о постановке на налоговый, социальный и статистический учет. Также необходимо прописать всю контактную информацию сторон.
  • посредине документа пишут его название, то есть договор бессрочной аренды, место и дату составления;
  • сведения о предмете правоотношений, то есть земельном наделе, передаваемом в аренду. Здесь обязательно должно быть прописаны точные его характеристики, позволяющие без проблем выделить его из состава других земель: ссылка на точный почтовый адрес, указание его размеров и общей площади, номер по кадастровому учету. Обоснования для полноправного владения;
  • определять арендную ставку, поскольку наем земли не может осуществляться на безвозмездной основе, за исключение установленных Законом случаев. Также должно найти отображение условия для проведения платежей, срок, точная сумма. Она может выражаться либо в фиксированном значении, либо в процентном отношении от ведения коммерческой деятельности. Можно прописать в этом пункте номер банковского счета, куда будут перечисляться платежи;
  • в разделе прав и обязанностей участников сделки можно указать пункт, в соответствии с которым условия договоренностей могут быть изменены в одностороннем порядке при наступлении определенных обстоятельств, указанных в соглашении об аренде;
  • в разделе об ответственности следует указать возможность расторжения соглашения, если арендатором не будут выполнятся оговоренные договоренностями условия, начисление штрафных мер, если оплата не будет проведена в оговоренные сроки;
  • в заключительной части документа указывают перечень прилагаемой документации и условия по регистрации перехода прав владения.

Соглашение может содержать и другие дополнительные пункты, исходя из сложившейся деловой ситуации.

Образец скачайте .

Необходимые документы

Если договор заключается с физическим лицом, то ему понадобиться следующий комплект:

  • бланк заявления, в котором прописываются личные данные претендента на аренду, его паспортные данные, дата и место рождения, наличие российского гражданства, место постоянной регистрации по месту жительства;
  • оплаченная квитанция госпошлины за само право аренды и оформление перехода прав собственности;
  • оригинал и ксерокопия общегражданского паспорта;
  • для арендодателя обязательным является предоставление выписки о правах на участок либо ксерокопия свидетельства о праве собственности;

  • кадастровая и техническая документация на земельный надел, с планом местности и обозначением проложенных линий коммуникаций, если имеются;

  • собственно, арендный договор сторон сделки;
  • решение органа самоуправления о передаче земли по праву бессрочной аренды.

Для юридических лиц и коммерческих организаций комплект состоит из следующей документации:

  • бланк заявления, в котором указаны все учетные данные о заявителе, название компании, место юридической или фактической регистрации;
  • оплаченная квитанция или платежное поручение за проведение оформления права аренды и перехода прав владения;
  • нотариально заверенные учредительские документы и свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • нотариальная доверенность на проведение сделки, с обозначением этих полномочий;
  • кадастровые и технические документы, точно определяющие границы участка;
  • соглашение о выделении по праву аренды земельного участка в 3 экз. по одному для каждой стороны, и один для внесения в Росреестр;
  • вырезки из местных СМИ по поводу предоставления участка по праву аренды;
  • решение органа местного самоуправления о выделении надела, акт приемки/передачи участка.

Могу быть затребованы и другие документы, исходя из обстоятельств.

Регистрация

Стороны предоставляют комплект документации в подразделение Росреестра, договор и оплаченную государственную пошлину.

Срок регистрации перехода права владения определен в 14 дней, после получения выписки, арендатор может пользоваться участком по оговоренному назначению.

Как может быть расторгнут

Законодательством предусмотрены всего два основания для досрочного прекращения арендных отношений:

  • по обоюдным договоренностям;
  • по постановлению судебного органа.

Обоюдное соглашение о прекращении правоотношений могут возникнуть из разных обстоятельств, например, отпала нужда в аренде земли, или нет свободных средств на оплату обязательных платежей.

А обратиться к судебному разбирательству о прекращении прав аренды арендатор может всего по 4 основаниям:

  1. Арендодатель в установленный договором срок так и не передал землю под использование.
  2. Арендатору постоянно чинят препятствия по использованию земли, например, без предупреждения были отключены все коммуникации для проведения строительных работ.
  3. Арендатором выявлены недостатки, которые делают невозможным полная эксплуатация арендованного надела. Это может быть связано с сервитутом, о котором арендодатель не предупредил заблаговременно.
  4. Не были оговорены фарс мажорные обстоятельства, и, например, земельный надел был полностью затоплен грунтовыми водами, или на ней образовался огромный овраг, препятствующий использование по назначению.

Все эти возможные события позволяют досрочно прекратить арендные отношения в судебном порядке.

Плюсы и минусы

Владение землей по праву бессрочной аренды может иметь как положительный, так и отрицательный характер.

К явным преимуществам можно отнести:

  • не нужно приобретать участок по заоблачным ценам;
  • арендатор не будет платить имущественный налог на землю, так как она не в его собственности;
  • возможность выкупа земли в дальнейшем с правом рассрочки платежей.

Ну а к отрицательным сторонам можно отнести:

  • за нецелевое использование договор может быть досрочно расторгнут;
  • невозможность совершения имущественных сделок – продавать, оставлять в залог подобный надел запрещено.

Заключать бессрочный арендный договор на землю, бесспорно выгодно, особенно в тех случаях, когда предполагается строительство коммерческих объектов.

Со временем окупается не только арендная плата, но появляются лишние средства на выкуп земли у органов местного самоуправления.

Как оформить краткосрочный договор аренды земельного участка, рассказывается в статье: краткосрочный договор аренды земельного участка.

Про аренду коттеджа на выходные .

Как зарегистрировать соглашение о расторжении договора аренды нежилого помещения, описывается в этой статье.

>Безвозмездное пользование и постоянное бессрочное пользование отличия

Предоставление земельных участков в постоянное бессрочное пользование: кому предназначено, способы оформления

В настоящее время гражданам-физическим лицам не предоставляется земля на таких правах, а уже имеющим такое право предлагается оформить право собственности. Для юридических лиц оформление собственности на наделы земли, на которые у таких лиц имеется право бессрочного пользования, является обязательной процедурой, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона № 137. В настоящее время субъекты права бессрочного пользования делятся на две основные категории по принципу происхождения такого права:

  1. Лица, получившие бессрочное право использования земли до принятия Земельного кодекса в 2001 году на различных основаниях;
  2. Лица, получающие бессрочное право согласно принятому Земельному кодексу.

К первой категории относятся все физические и юридические лица, не оформившие право собственности на используемые ими со времён СССР наделы земли.

Что такое право постоянного бессрочного пользования земельным участком и как его получить?

Только они вправе передать землю в бессрочное пользование.

Такие наделы могут относиться к самым разным категориям землепользования — от садовых участков до промышленных предприятий и зданий. Ко второй категории относятся, согласно ст. Еще одной разновидностью использования земли является безвозмездное использование. Его могут предоставить те, кто пользуется земельным наделом бессрочно. В этом случае есть существенное отличие: такое право предоставляется на определенный срок. Также должно быть заключено соглашение, чего не делается при бессрочном пользовании участком.

В этом документе может быть указано, что можно, а что нельзя делать на этой земле. Если такой пункт отсутствует, то это означает, что распоряжение осуществляется в соответствии с техническим и хозяйственным назначением надела. Правила безвозмездного использования содержатся в Гражданском кодексе (гл.

36). А Земельный кодекс устанавливает правила передачи земли (ст. 24), перечень лиц и сроки (ст. 39.10), обязанности по использованию земли (ст.

42). Физические и юридические лица наделены таким правом в разной степени. Граждане не могут получить в постоянное использование землю.

Что такое право бессрочного пользования земельным участком и нужно ли его переоформлять?

В настоящее время гражданам-физическим лицам не предоставляется земля на таких правах, а уже имеющим такое право предлагается оформить право собственности.

Для собственности на наделы земли, на которые у таких лиц имеется право бессрочного пользования, является обязательной процедурой, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона № 137.

Исключением является нижеизложенный ограниченный круг юридических лиц, которые всё ещё могут получать наделы земли в бессрочное пользование от органов власти.

В настоящее время субъекты права бессрочного пользования делятся на две основные категории по принципу происхождения такого права:

Лица, получившие бессрочное право использования земли до принятия Земельного кодекса в 2001 году на различных основаниях;

Статья 269 ГК РФ.

Владение и пользование землей на праве постоянного (бессрочного) пользования

Так, на земельном участке, предоставленном для осуществления производственной деятельности, нельзя построить жилой дом.

Недвижимое имущество, созданное землепользователем для себя, является его собственностью, то есть он имеет право распоряжаться указанным имуществом. Что же касается земли под отчуждаемой недвижимостью, то право постоянного (бессрочного) пользования должно быть переоформлено либо на право аренды, либо на право собственности.

Землепользователь из правомочия распоряжения правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком обладает лишь правом отказа от пользования. После введения в действие ЗК РФ землепользователи, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, в том числе и при наличии согласия собственника земельного участка.

    В

Право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками

Ст.

39.9 ЗК РФ устанавливает, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа исключительно:

  • государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
  • казенным предприятиям;
  • центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Однако, право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной
  • органам государственной власти и органам местного самоуправления;

Постоянное (бессрочное) пользование земельным участком

Бесплатный характер пользования позволяет отграничить его от до­говора аренды земельного участка; при этом постоянное (бессрочное) пользование осуществляется в отличие от аренды не на договорной основе. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участ­ком, находящимся в государственной или муниципальной собствен­ности, предоставляется на основании решения уполномоченного госу­дарственного или муниципального органа (ст. 29 ЗК РФ). Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и ак­том о предоставлении участка в пользование.

В соответствии со ст. 269 ГК РФ лицо, которому земельный уча­сток предоставлен в постоянное пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества.

Безвозмездное бессрочное пользование земельным участком

Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.Причинами добровольного отказа могут быть как изменение условий, при которых участок перешел собственность (наследование, иные формы отчуждения), так и нежеланием собственника заниматься им, или невозможностью осуществлять деятельность в силу различных объективных причин.Срочное безвозмездное пользование осуществляется в соответствии с решением уполномоченного исполнительного государственного или муниципального органа, наделенного соответствующей компетенцией, согласно ст. 9-11 ЗК. В законодательстве установлен предельный период предоставления наделов.

Безвозмездное срочное пользование земельными участками осуществляется не более чем в течение года. В случае предоставления наделов, находящихся в собственности организаций или граждан, период определяется условиями договора.

К примеру, пользование

Безвозмездное срочное пользование земельными участками: условия. Бессрочное пользование земельным участком

При этом последние четко понимали необходимость и неизбежность преобразований в сфере госсобственности. В этой связи они старались создать такие условия, при которых приватизация коснулась бы только сооружений без передачи во владение участков под ними.

В случае обратного хода реформ это стало бы основой для возврата к существовавшим ранее правилам. земельным участком рассматривалось властями как пережиток существовавшей достаточно длительное время советской системы. Это понятие несколько раз пытались исключить из отечественного законодательства. В соответствии с ЗК от 1991 г. право бессрочного пользования земельным участком могло предоставляться исключительно организациям. Те граждане, которые получили наделы до принятия этого кодекса, обязывались осуществить переоформление их в собственность либо в аренду.

Введенное законодательство, кроме того, запрещало предоставлять участки в бессрочное пользование физлицам.

Юридический бутик StatusPro

Однако данное право опять нашло своё отражение среди норм российского законодательства с вступлением в законную силу ЗК РФ 2001 г.

и Гражданского кодекса (ГК) РФ 1994 года. Так, согласно ст. 266 ГК РФ, гражданин, обладающий правом ПНВ, имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству. Но как самостоятельный вид права на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, он больше не существует.

В марте 2015 года, в рамках масштабной земельной реформы, нормы ЗК РФ, определяющие право ПНВ земельным участком, снова признаны утратившими силу. В настоящее время, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам исключительно на основании следующих документов: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае

Безвозмездное срочное пользование земельными участками

2 статьи 690 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, земельное законодательство РФ выделяет три вида безвозмездного срочного пользования землей:

  • когда земельный участок принадлежит организациям разных отраслей;
  • когда земельный участок принадлежит государству – участки передаются в безвозмездное пользование только муниципальным или государственным учреждениям, органам государственной власти и местного самоуправления, иные участники могут получить эти участки только в аренду;
  • когда земля принадлежит юридическим или физическим лицам — участки передаются в безвозмездное пользование другим гражданам или организациям на основе договора.

Важно! Применение гражданского правового договора безвозмездного пользования к правоотношениям, которые вытекают их права срочного безвозмездного пользования земельных участков, регулируются ст.ст. 689-701 ГК РФ. В соответствии

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

означает возможность использовать (извлекать его полезные свойства в соответствии с целевым назначением земли) без установления конкретного срока такого пользования.

В этом его отличие от временного , хотя бессрочное пользование осуществляется также безвозмездно. Бесплатный характер пользования позволяет отграничить его от договора аренды земельного участка; при этом постоянное (бессрочное) пользование осуществляется, в отличие от , не на договорной основе.

, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа (ст. 29 ЗК РФ). Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. В соответствии со СТ. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества.

Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью. В случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства (ст.

268 ГК РФ). ЗК РФ внес существенные изменения в порядок предоставления земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование. С момента вступления Кодекса в силу не предоставляются земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование ни гражданам, ни коммерческим организациям, кроме казенных предприятий, ни некоммерческим организациям, кроме государственных и муниципальных учреждений, ни центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (ст.

20 ЗК РФ). При этом закон гарантирует гражданам, что автоматически прекращаться право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок не будет.

Каждый гражданин может однократно бесплатно при обрести земельный участок в собственность Т. е. фактически переоформить право постоянного пользования на право собственности. «Однократно» в данном случае означает, что это может быть сделано в отношении только одного земельного участка.

В соответствии с Федеральным законом

«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

передача в собственность гражданам земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.

При этом в данном Законе специально указано, что предоставленное землепользователям до вступления в силу ЗК РФ право бессрочного (постоянного) пользования соответствует предусмотренному ЗК РФ праву постоянного (бессрочного) пользования. Если земельный участок был предоставлен гражданину на одном из указанных прав до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, то действует так называемый упрощенный порядок переоформления.

Он заключается в том, что не требуется решения о предоставлении земельного участка в собственность гражданина, право собственности этого гражданина непосредственно регистрируется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 r. N2 122ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

(разумеется, если по закону такой участок вообще может находиться в частной собственности).

Кроме того, в этих случаях действует «презумпция права собственности», т. е., если в документах не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным гражданину на праве собственности (за исключением случаев, если в соответствии с законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность).

В отношении юридических лиц, не указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, установлены иные правила. Право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком, как и для граждан, сохраняется, но для них Федеральным законом

«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерацию»

установлен конкретный срок переоформления этого права.

Они обязаны переоформить право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком на право аренды либо выкупить земельный участок в собственность до 1 января 2010 г.

Религиозные организации, кроме того, в течение этого же срока могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право безвозмездного срочного пользования.

Более длительный срок до ] января 2013 г.

установлен Федеральным законом

«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

для юридических лиц, обладающих правом постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты). По отношению к юридическим лицам, которые нарушают сроки и порядок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или сроков и порядок приобретения земельных участков в собственность, возможно применение мер административной ответственности в соответствии со СТ. 7.34 Кодекса об административных правонарушениях, которая будет действовать начиная с 1 января 2011 Г.

Порядок переоформления юридическим лицом права на земельный участок включает: подачу заявления юридическим лицом о передаче ему земельного участка на праве собственности или праве аренды; принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления о передаче земельного участка на соответствующем праве (в соответствии со СТ.

Общая характеристика права постоянного бессрочного пользования земельными участками

Вопрос.

Права и обязанности собственников земельных участков.

Вопрос.

Право собственности на землю возникает с момента государственной регистрации (росреестр).

Права собственника:

· использовать земельный участок по своему усмотрению с соблюдением всех ограничений

· добывать для собственных нужд полезные ископаемы на участке без взрывания земли

· устраивать бытовые колодцы и скважины до первого водоносного горизонта

· строить подземные сооружения до 5 метров

· использовать для собственных нужд пруды и обводные карьеры

· собственники имеют право на сельхоз продукцию

· возводить постройки

· проводить мелиоративные работы

Обязанности собственника:

· использование земельных участков в соответствии с целевым назначением

· приступить к использованию земельного участка, если предусмотрены сроки (3 года)

· использовать землю не нанося вред окружающей среде

· сохранять геодезические межевые знаки

· своевременно платить за землю

Право постоянного (бессрочного) пользования является одним из основных видов вещных прав на землю, предусмотренных как земельным, так и гражданским законодательством.

В отличие от собственников земельных участков субъекты данного права лишены существенного правомочия — правомочия распоряжения земельным участком. Лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, в том числе и при наличии согласия на это собственника земельного участка. Любые сделки по распоряжению земельным участком лицом, которому участок предоставлен на данном праве, должны признаваться ничтожными как не соответствующие закону.

В настоящее время в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются исключительно государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Также в соответствии с изменениями, внесенными в Земельный кодекс Федеральными законами от 13 мая 2008 г. N 68-ФЗ, от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ, к субъектам данного права теперь относятся центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также государственные академии наук и созданные такими академиями наук учреждения.

С момента вступления ЗК РФ в силу юридическим лицам иных организационно-правовых форм, а также гражданам (в том числе гражданам — индивидуальным предпринимателям) земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Если же решение о предоставлении указанным лицам земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования все-таки принято после вступления в силу ЗК РФ, то оно должно быть признано в судебном порядке недействительным в силу ст. 13 ГК РФ либо не подлежащим применению в соответствии со ст. 12 ГК РФ.

Граждане вправе, а юридические лица иных организационно-правовых форм обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право собственности либо на право аренды по своему выбору.

Юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, а религиозные организации, кроме того, — переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года либо до 1 января 2015 года (в отношении земельных участков, на которых расположены линейные объекты: линии связи, трубопроводы, дороги и т.п.). Выбор конкретного титула (собственность или аренда) остается за правообладателем независимо от мнения публичного органа, уполномоченного распоряжаться земельным участком.

С 1 января 2013 года Кодекс об административных правонарушениях будет дополнен статьей 7.34, устанавливающей ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность.

Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается. Порядок оформления установлен законодательством о дачной амнистии.

Право бессрочного пользования земельным участком

Право бессрочного пользования земельным участком — это право на использование земли, которая находится в муниципальной и государственной собственности, без ее приобретения. КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО Получить доступ

Одним из видов вещных (имущественных) прав на землю являеется право постоянного бессрочного пользования земельным участком; 2019 год никаких изменений в порядок применения этого права не принес, однако есть нюансы, о которых не знают не только обычные граждане, но и руководители коммерческих организаций. В частности, такое вещное право является ограниченным и пользователи земли должны знать обо всех ограничениях. Поэтому выясним, как в соответствии с законодательством происходит предоставление земельного участка в постоянное бессрочное пользование, а также на кого оно распространяется.

Что можно передать в постоянное пользование

В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются, только если они находятся в государственной или муниципальной собственности. То есть юридические лица или граждане не могут таким образом передавать свои наделы. Основанием для выделения земли на таком основании является соответствующее решение государственного или муниципального органа, уполномоченного на управление земельными отношениями и собственностью государства, региона РФ или муниципалитета. Форма такого решения утверждена распоряжением Минимущества РФ от 02.09.2002 N 3070-р. Она является рекомендованной.

Для того чтобы соблюсти требования закона, необходимо обязательно провести государственную регистрацию выделенной на таких условиях земли в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Землепользователи и условия использования земли

В п. 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ сказано, что гражданам земельные участки в постоянное бессрочное пользование не выделяются, равно, как и юридическим лицам. Это было возможно только до вступления в силу самого Земельного кодекса РФ в 2002 году. Однако за физлицами сохраняется земля, выделенная им на этих условиях до вступления в силу этих ограничений. А вот организации были обязаны переоформить землю на аренду или приобрести ее в собственность до 1 января 2012 года. Что большинство организаций успешно и сделали.

Таким образом, постоянное бессрочное пользование земельным участком 2019 возможно на законных основаниях только для:

  • органов государственной власти;
  • органов местного самоуправления;
  • государственных и муниципальных учреждений (бюджетных, казенных, автономных);
  • казенных предприятий;
  • центров исторического наследия Президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий.

В соответствии с п. 1 статьи 269 Гражданского кодекса РФ лицо, которому участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и использование им в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. Все землепользователи имеют возможность в силу статьи 40 ЗК РФ самостоятельно использовать землю в целях, для которых он предоставлен, а значит, возводить на нем здания, сооружения и другую недвижимость. Также его можно использовать в других целях — для сельхозработ, высадки лесов, строительства дорог и т.д.

При этом здания, сооружения и прочее недвижимое имущество, возведенные на такой земле, являются собственностью землепользователя. Однако в силу статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, а также статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются только на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. Открытый перечень возможных способов использования земли на таких условиях приведен в п. 1 статьи 40 ЗК РФ.

Главная же особенность, которую имеет постоянное бессрочное пользование земельным участком, — это его необоротоспособность. Это значит, что землепользователи не могут распоряжаться такой землей в полной мере, так как существует запрет на:

  • передачу в аренду или безвозмездное срочное пользование даже при наличии согласия на это собственника;
  • продажу или дарение;
  • передачу по наследству.

В частности, в п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» сказано, что лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное использование, в том числе и при наличии согласия на это собственника. Разрешено только заключение соглашения об установлении сервитута и передачи в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии со статьей 269 ГК РФ и п.1 статьи 45 ЗК РФ.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается по тем же основаниям, что и пожизненного наследуемого владения. Кроме того, землепользователь может переоформить его в соответствии с законодательством.

Переоформление в аренду или собственность

Хотя использование земли на таких условиях является бессрочным и для граждан тоже, которые получили его до 2002 года, существует Концепция развития гражданского законодательства РФ (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009), которой предусмотрено, что такое право не должно возникать в будущем. Поэтому были разработаны механизмы, создающие стимулы для трансформации этого права в другие вещные права, предусмотренные Гражданским кодексам РФ. В частности, землепользователи могут переоформить:

  • в собственность;
  • в аренду.

Тем более что если право собственности на здание, строение или прочую недвижимость на такой земле уже оформлено на землепользователя, законодательство обязывает его по своему выбору переоформить отношения с землевладельцем на аренду участка или приобрести его в собственность.

С этой целью уже давно были созданы и функционируют некоммерческие организации для ведения садоводства и огородничества, а также гаражные потребительские кооперативы, которые переоформляют права на участки, предоставленные ранее в постоянное (бессрочное) использование государственным или муниципальным унитарным предприятиям. Для юридических лиц за нарушение сроков переоформления даже предусмотрена административная ответственность по статье 7.43 КоАП РФ.

Постоянного бессрочного пользования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *