Земля налог на имущество

> Земельный налог. Налог на имущество физических лиц

Содержание

Земельный налог

Земельный налог является местным прямым поимущественным налогом, порядок обложения которым регламентируется гл. 3I НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Он обязателен к уплате на территории муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге регулирование порядка обложения земельным налогом производится законами данных субъектов РФ.

Нормативные акты субъектов РФ (Москвы и Санкт-Петербурга), а также акты муниципальных образований могут определять налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 НК РФ, а также порядок и сроки уплаты налога, условия и порядок применения налоговых льгот соответствующими налогоплательщиками.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ).

В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании.

В соответствии с п. 2 ст. 388 НК РФ не являются налогоплательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Данное освобождение обусловлено ограниченностью прав у соответствующих субъектов на использование объекта обложения земельным налогом, и как следствие – ограничение возможности получения доходов.

К объектам налогообложения относятся земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).

Согласно ст. 11.1 ЗК УФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Часть земельных участков не признается объектами обложения в силу их использования в целях обеспечения обороноспособности и безопасности, для достижения иных общесоциальных целей, принадлежности к определенной категории земель, ограниченностью земельных участков в обороте (гражданском) и др. (п. 2 ст. 389 НК РФ).

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (ст. 390 НК РФ).

В целях ведения учета земель уполномоченными органами государственной власти определяется кадастровая стоимость земельного участка. Для этого проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, когда речь идет об определении рыночной стоимости земельного участка. В таком случае кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель».

Порядок определения рыночной стоимости земельного участка регламентируется положениями Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2008 г. № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков».

Средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ.

Налоговая база определяется ежегодно в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.

Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Порядок определения налоговой базы различается для организаций и физических лиц – налогоплательщиков (табл. 3).

Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, то налоговая база принимается равной нулю. В этом случае налог не уплачивается.

В НК РФ установлены некоторые особенности исчисления налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности (как долевой, так и совместной) (ст. 392).

Таблица 3

Порядок определения налоговой базы

Налогоплательщики-организации

Определяют самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования

Налогоплательщики – физические лица

Определяют налоговые органы на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Налогоплательщики – физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями

Определяют самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения

Согласно ст. 396 НК РФ порядок исчисления и уплаты земельного налога предполагает, что:

  • – сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы;
  • – представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уплачивающих налог на основании налогового уведомления;
  • – налогоплательщики, для которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено ст. 396 НК РФ. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства.

Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются как НК РФ (верхний предел) (ст. 394), так и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

В настоящее время налоговые ставки, определенные в НК РФ, составляют:

  • 1) 0,3% в отношении земельных участков:
    • – отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
    • – занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
    • – приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
    • – ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
  • 2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Кроме того, налоговые ставки могут устанавливаться дифференцированно в зависимости от:

  • – категории земли;
  • – разрешенного использования земельного участка;
  • – места нахождения объекта налогообложения.

Налоговым периодом по уплате земельного налога является календарный год (ст. 393 НК РФ).

Отчетными периодами для налогоплательщиков – организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года.

Вместе с тем представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.

Порядок представления отчетности по земельному налогу отличается для разных категорий налогоплательщиков (ст. 398 НК РФ).

Форма налогового расчета по авансовым платежам по налогу утверждена приказом ФНС России от 28 октября 2011 г. № ММВ-7-11/696@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения».

Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые льготы по земельному налогу установлены п. 5 ст. 391, ст. 395 НК РФ, актами законодательных (представительных) органов власти муниципальных образований, а также законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Так, ряд категорий налогоплательщиков – физических лиц вправе уменьшить налоговую базу на не облагаемую земельным налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении (например, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы; ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий).

Использование права на указанную льготу возможно лишь в случае его документального подтверждения.

Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга). При этом срок представления документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, не может быть установлен позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со ст. 395 НК РФ освобождаются от налогообложения отдельные виды налогоплательщиков, деятельность которых имеет общесоциальную направленность (например, организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования), лица, для которых соответствующие земельные участки являются местом коренного обитания (физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов) и др.

Вместе с тем необходимо учесть, что согласно п. 9 ст. 396 НК РФ представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

  • См. также: ст. 87, 94, 102, 103 ЗК РФ.
  • См.: постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель».
  • См., например: Постановление Правительства Хабаровского края от 25 ноября 2008 г. № 273-пр «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Хабаровском крае».
  • См.: приказ ФНС России от 23 мая 2011 г. № ММВ-7-11/324@ «Об утверждении форматов и порядка направления налогоплательщику налогового уведомления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

Правда ли, что можно ли не платить налог на имущество физических лиц, а также транспортный и земельный налоги?

Налог дело добровольное?

В интернете вирусно распространилось видео, Вы наверняка его видели, в котором один чудак-человек (в хорошем смысле этого слова) утверждает, что можно отказаться от уплаты налога на имущество физических лиц, транспортного и земельных налогов, что руководство страны, как он говорит, знает информацию об этом, но скрывает ее от простого народа, то есть от нас с Вами.

Коллеги просили прокомментировать данное видео.

И так, правда ли, что можно ли не платить налог на имущество физических лиц, а также транспортный и земельный налоги?

Автор приурочив видео к Новому году, преподнося его в качестве подарка, рассказывает нам о том, что в Налоговый кодекс РФ (НК РФ) были внесены изменения, он дополнен статьей 45.1, согласно которой «Единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщиком — физическим лицом в счет исполнения обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц.». При этом он утверждает, что: «ключевое здесь слово «добровольно перечисляемые» и делает вывод, что с 1 января 2019 года транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц «он добровольный».

Так ли это? А что? А вдруг? Вот бы!

Разберемся?

Статьей 3 НК РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Таким образом, каждый налогоплательщик должен уплачивать законно установленные налоги (сомневаться в том, что указанные налоги установлены законно, не приходится).

Слова: «должен» и «добровольно», как известно, противоположны по значению, в связи чем обязанность по уплате любых налогов, в том числе и указанных, дело вовсе не добровольное.

Все!

Где же доморощенный юрист «заблудился»?

Если вчитаться в статью, то можно понять, что главные слова в статье 45.1 НК РФ — «Единый налоговый платеж». Законодатель предоставил возможность налогоплательщику возможность перечислить единым платежом энную сумму денег на счет Федерального казначейства, за счет которой налоговым органом будут исполняться обязательства налогоплательщика по уплате указанных налогов. Таким образом, законодатель установил дополнительный способ исполнения обязанности по уплате указанных налогов, посредством осуществления единого налогового платежа и именно сам способ является добровольным, а не уплата этих налогов.

Как указано на сайте ФНС «Использование единого налогового платежа значительно сократит время, затрачиваемое на оформление платёжных документов, а также минимизирует ошибки граждан при заполнении нескольких платежек».

Вы также, наверняка, видели видео, в котором утверждается, что согласно какому-то постановлению Правительства РФ можно не платить за жилищно-коммунальные услуги, а еще потому, что деньги за эти услуги уходят на какие-то непонятные счета чуть ли не в офшоры, а также можно не платить штрафы за нарушение ПДД, поскольку «докажите, что СССР не стало».

Уверен, если покопаться в каждом их этих вопросов выяснится, что дело обстоит совсем не так, как Вам его преподносят, просто псевдо-юристы что-то недопоняли.

Будьте осторожны, обращайтесь к специалистам!

Всем удачи и с НГ!

Минфин: земля не облагается налогом на имущество организаций

Министерство финансов Российской Федерации в официальном письме разъяснило, каким налогом облагаются земельные участки, находящиеся под постройками организаций. КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО Получить доступ В официальном разъяснении сказано, что в силу статьи 38 Налогового кодекса РФ каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Налог на имущество организаций регламентируется статьями 14 и 15 Налогового кодекса РФ, а порядок взимания земельного налога регулируется (Налоговый кодекс Статья главой 31) НК РФ.
Статья 374 Налогового кодекса РФ однозначно гласит, что земельные участки и другие объекты природопользования, в том числе водные и другие природные ресурсы, не признаются объектами налогообложения. В то же время статья 389 НК РФ определяет объекты налогообложения по земельному налогу — земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Учитывая, что земельные участки исключены из объекта налогообложения по налогу на имущество организаций, поскольку они подлежат налогообложению самостоятельным налогом — земельным налогом, положения статьи 374 Налогового кодекса не противоречат статье 389 Налогового кодекса.
Напомним, что в конце прошлого года местными налоговыми органами городов федерального значения были разработаны индивидуальные порядки налогообложения имущества организаций. В частности был введен налог на имущество по кадастровой стоимости. Это нововведение коснулось всех коммерческих помещений в указанных городах.

Земельный налог: когда надо платить и отчитываться

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 10 июня 2011 г.

Содержание журнала № 12 за 2011 г.На вопросы отвечала В.А. Полянская, экономист

С 2011 г. сдавать налоговые расчеты по авансовым платежам по земельному налогу больше не нужноп. 53 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ. Но многие по-прежнему должны уплачивать авансовые платежи по немупп. 1, 2 ст. 397 НК РФ. Так как близится конец полугодия, возникают вопросы о том, как его рассчитывать, а иногда — нужно ли его вообще платить.

Нет собственника земли — нет земельного налога

С.М. Логачева, г. Москва

У нас в собственности есть нежилые помещения в жилом доме. Но свидетельства на землю у нас нет. Нам выдали выписку, где указаны кадастровый номер и кадастровая стоимость земельного участка. Налоговая требует заплатить земельный налог и предоставить декларацию. Права ли инспекция?

: Нет. Плательщиком земельного налога вы не признаетесь, так как не являетесь собственником земельного участкап. 1 ст. 388 НК РФ; п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54; Письма Минфина России от 21.04.2011 № 03-05-05-02/22, от 05.03.2011 № 03-05-05-02/12, от 25.02.2010 № 03-05-04-02/23, от 28.06.2010 № 03-05-05-02/45. Поэтому до тех пор, пока вам не выдадут свидетельство о праве собственности, налог платить не надо.

Не знаете кадастровую стоимость? Платите налог по нормативной цене земли

Л.А. Кудинова, г. Истра

Мы не платили земельный налог, пока не получили кадастровый паспорт с информацией о стоимости участка. Аудиторы нам сказали, что инспекция доначислит нам налог за весь период, в течение которого мы его не уплачивали, и оштрафует нас. Это так?

: Да. Ведь отсутствие информации о кадастровой стоимости земельного участка не освобождало вас от обязанности уплачивать налог.

Сведения о кадастровой стоимости земли вы могли запросить бесплатно в территориальном органе Федерального агентства кадастра объектов недвижимости или узнать на интернет-сайте Роснедвижимостип. 14 ст. 396 НК РФ; пп. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 07.02.2008 № 52.

Если такой информации вы не нашли или Роснедвижимость отказалась вам ее датьп. 9 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», то налог нужно было рассчитывать и уплачивать исходя из нормативной цены землип. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (ред. от 20.03.2011); Письмо Минфина России от 12.08.2009 № 03-05-05-02/48; п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54. Информацию о ней вы должны были узнавать из нормативных актов региональных органов власти или запрашивать в территориальном органе Росреестраст. 25 Закона РФ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю»; пп. 1, 4 Постановления Правительства РФ от 15.03.97 № 319.

Уточненка по проданной земле подается по месту учета организации

Е.В. Осипова, г. Киров

Наша организация владела земельным участком в другом регионе и представляла декларации по земельному налогу по месту нахождения земли. Участок мы продали, а уже после обнаружили ошибку в декларации. В какую инспекцию нам нужно подать уточненную декларацию: в которой мы состоим на учете или по месту нахождения земельного участка?

: В течение 5 дней после продажи земельного участка ИФНС снимет с учета вашу организацию по месту нахождения землип. 2 ст. 85 НК РФ. Поэтому уточненку вы представляете в налоговый орган по месту учета организациип. 5 ст. 81 НК РФ. Не возражает против этого и Минфин.

Из авторитетных источников

СОРОКИН Алексей Валентинович Начальник отдела имущественных и прочих налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

“В случае продажи земельного участка и снятия с учета в налоговом органе по месту нахождения этого участка, карточка РСБ по соответствующему КБК закрывается, а сальдо расчетов передается в налоговый орган по месту учета организации. При этом по месту учета организации открывается карточка РСБ с соответствующим КБК и кодом ОКАТО того муниципального образования, на территории которого находится земельный участок и по которому ранее уплачивался земельный налог.

Таким образом, уточненная декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации. При этом налоговые обязательства уточняются по ОКАТО, по которому ранее уплачивался налог по месту нахождения земельного участка”.

Покупка земли для перепродажи не освобождает от уплаты налога

И.Б. Степанова, г. Москва

Мы приобрели земельный участок для дальнейшей перепродажи. Право собственности оформлено, участок оприходован на счет 41. Являемся ли мы плательщиком земельного налога? Если да, то как учесть этот налог?

: Да, являетесь. Основание — свидетельство о праве собственности на землюп. 1 ст. 388 НК РФ; Письмо Минфина России от 09.07.2008 № 03-05-04-02/40.

В бухгалтерском учете земельный налог может быть включен в состав расходов по обычным видам деятельности (дебет счета 44 – кредит счета 68)п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н, а в налоговом — в прочие расходыподп. 1 п. 7 ст. 272, подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ; Письмо Минфина России от 18.04.2011 № 03-03-06/2/64.

Платить налог надо только за полные месяцы

Е.М. Шустова, г. Клин

Свидетельство о праве на землю датировано 20.12.2010. Нужно ли нам сдавать декларацию и платить земельный налог за 2010 г.?

: Вы становитесь плательщиком земельного налога с момента регистрации права собственности на землюп. 1 ст. 388 НК РФ, поэтому обязаны представить декларацию за 2010 г.п. 1 ст. 398 НК РФ

Однако в расчете земельного налога участвуют только полные месяцы фактического владения участком землип. 7 ст. 396 НК РФ. Если право собственности возникло до 15-го числа месяца, месяц считается полным и учитывается в расчетеп. 7 ст. 396 НК РФ, если после 15-го — то месяц в расчет не принимается. Поэтому в декларации сумма налога за 2010 г. будет равна нулю. Платить налог вы начнете только с 2011 г.

Из-за ошибки Росреестра налог не пересчитывается

Т.В. Адамченко, г. Подольск

В январе 2010 г. наша организация приобрела земельный участок. Налог за 2010 г. уплачен полностью. В апреле 2011 г. Роснедвижимость прислала нам бумагу, в которой написала, что в связи с технической ошибкой кадастровая стоимость принадлежащего нам земельного участка в 2010 г. была указана неправильно. Она должна быть выше. Нужно ли в связи с этим сдавать уточненки и доплачивать налог?

: Нет, не нужно. Представлять уточненки и доплачивать налог исходя из увеличенной кадастровой стоимости надо, только если она исправлялась на основании решения судаПисьмо Минфина России от 10.03.2011 № 03-05-04-02/21. Если решение есть и вам придется доплачивать налог, то начислить пени вам не могут, так как налог в этом случае перерассчитывается не по вашей винеПисьмо Минфина России от 17.12.2008 № 03-05-04-02/75.

Если изменилось назначение земли, пересчитывать налог не нужно

М.Д. Кулик, г. Омск

В марте 2011 г. изменилось назначение нашего земельного участка. В результате увеличилась кадастровая стоимость и изменилась ставка налога. С какого момента нужно пересчитывать налог?

: За 2011 г. налог пересчитывать не нужно, поскольку весь 2011 г. налог вы уплачиваете исходя из кадастровой стоимости, определенной на 01.01.2011п. 1 ст. 391 НК РФ; Письмо Минфина России от 18.08.2010 № 03-05-05-02/66. Платить налог исходя из новых данных нужно только с 2012 г.

Разделил участок — плати налог по-новому

Н.С. Кабицкая, г. Дмитров

Наша организация разделила принадлежащий ей земельный участок на несколько частей. У некоторых из частей поменялось назначение, и земельный налог по ним надо исчислять по пониженной ставке. Право собственности на образовавшиеся земельные участки зарегистрировано 11.03.2011. С какого момента можно платить налог по пониженной ставке?

: Земельный налог вы рассчитываете следующим образомп. 1 ст. 391, п. 7 ст. 396 НК РФ; пп. 1, 2 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ; п. 6 ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»:

1) за бывший участок — до месяца прекращения права собственности на него, то есть до марта;

2) по новым участкам — начиная с месяца регистрации права собственности на них, то есть с марта по декабрь. Причем уже по пониженным ставкам.

Обратите внимание, что в декларации вы заполняете отдельный лист раздела 2 на каждый участок, в том числе и на бывшийп. 1.2 Порядка заполнения налоговой декларации по земельному налогу, утв. Приказом Минфина России от 16.09.2008 № 95н.

Стал предпринимателем — подавай декларацию по используемой земле

О.В. Радаев, г. Уфа

В качестве ИП я был зарегистрирован 15.03.2011 и сразу начал сдавать в аренду свой земельный участок, которым владею с 2009 г. Рассчитывать земельный налог за 2011 г. нужно будет за весь год или только за время сдачи земли в аренду?

: После того как вы зарегистрировалась как ИП и стали использовать в своей предпринимательской деятельности принадлежащие вам земли, вы обязаны сами исчислять и платить земельный налог, а также представлять декларацию.

В разделе 2 декларации есть строка 210, в которой необходимо указать количество полных месяцев владения земельным участком в течение годаподп. 22 п. 5.2 Порядка… утв. Приказом Минфина России от 16.09.2008 № 95н. Так как участком вы владели в течение всего года, то и указывать нужно полное количество месяцев, то есть 12. Соответственно, и налог вы будете рассчитывать и платить за весь год, независимо от фактического времени использования земельного участка в предпринимательской деятельности.

Неиспользуемую землю предприниматель не декларирует

А.А. Насонов, г. Волгоград

У меня в собственности есть земельный участок, который я купил до того, как зарегистрировался предпринимателем. Теперь я ИП и занимаюсь розничной торговлей бытовой техникой. Думаю, мне не надо подавать декларацию по земельному налогу на эти земли. Прав ли я?

: Вы правы. Если вы не используете земельный участок, то представлять декларацию не нужно. Платите налог как физическое лицо на основании уведомлений, присылаемых инспекциейп. 4 ст. 397 НК РФ. А когда начнете использовать земельный участок в своей предпринимательской деятельности — не забудьте представить декларацию.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Транспортный налог / земельный налог»:

Налоги на недвижимость: сколько заплатит хозяин дома и участка

Сегодня лицо, обладающее на праве собственности недвижимостью, обязано ежегодно платить два вида налогов:
— земельный налог;
— налог на имущество.

Земельный налог
Плательщиками налога на землю являются лица, которым участок принадлежит не только на праве собственности, но и на праве постоянного (бессрочного) пользования, и на праве пожизненного наследуемого владения.

Земельный налог относится к местным налогам, а это означает, что налог вводится и прекращает свое действие на основании нормативно-правовых актов представительных органов муниципальных образований. То есть, основные положения о земельном налоге содержатся в Налоговом кодексе РФ, а вся конкретика (налоговые ставки, льготы, сроки уплаты) регулируются местными законами.

Земельный налог платится один раз в год. Налог рассчитывается от кадастровой стоимости участка, то есть, кадастровая стоимость является налоговой базой.

Налоговые ставки устанавливаются местными законами, но есть пределы выше которых земельный налог быть не может ( ст. 394 НК РФ).

Так ставки не могут превышать:
1) 0,3% от налоговой базы в отношении земельных участков:
— отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
— занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных для жилищного строительства;
— приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Как происходит оплата земельного налога?
Налоговые органы должны самостоятельно рассчитать сумму налога, которую необходимо оплатить гражданину – физическому лицу. Сведения, исходя из которых происходит расчет, налоговики получают от органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Итак, рассчитав сумму налога, налоговые органы должны разослать налогоплательщикам специальное уведомление, где будет сказано какую сумму необходимо уплатить за текущий год.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Таким образом, если налогового уведомления вам не приходило, то взыскать земельный налог могут не более чем за три года, если уведомление приходило, но вы его игнорировали и не платили, то налог могут взыскать за любой период времени.

А вот организации и индивидуальные предприниматели обязаны самостоятельно посчитать сколько им необходимо платить.

Для некоторых категорий налогоплательщиков предусмотрены определенные льготы по уплате (ст. 395 НК РФ). Так, например, освобождены от уплаты налога:
— физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
— религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
— общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности и т. д.

Для других категорий законом предусмотрено уменьшение налоговой базы на 10 000 рублей. То есть, эти 10 000 рублей налогом не облагаются. Такое уменьшение возможно в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:
1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
3) инвалидов с детства;
4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий и т. д.

Представительные органы муниципальных образований могут расширить перечень льготных категорий, а также увеличивать сумму, на которую может быть уменьшена налоговая база в отношении некоторых категорий налогоплательщиков. Так, например, в Москве дополнительно налоговая база может быть уменьшена на 1 000 000 рублей для некоторых налогоплательщиков (инвалиды, инвалиды детства, ветераны ВОВ и т. д.).

Приведем пример — кадастровая стоимость участка для личного подсобного хозяйства составляет 1 500 000 рублей (в Москве). Для такого участка налоговая ставка не может быть больше 0,3 % (например, в Москве для таких участков ставка 0,3 %). Допустим, участок принадлежит инвалиду II группы. Это значит, что для него сумма налога будет равна: 1 500 000 – 10 000 – 1 000 000 Х 0,3%= 1 470 рублей в год.

Окончательная сумма земельного налога будет зависеть от кадастровой стоимости земельного участка. Чем выше стоимость земли, тем больше налога придется заплатить.

Налог на имущество
Это еще один вид налога, который обязаны платить физические лица – собственники имущества.
Объектами налогообложения являются:
1) жилой дом;
2) квартира;
3) комната;
4) дача;
5) гараж;
6) иное строение, помещение и сооружение;
7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 — 6 настоящей статьи.

Налог уплачивается один раз в год. Налоговой базой является инвентаризационная стоимость имущества. Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов.

Ставки налога на имущество устанавливаются представительными органами местного самоуправления, но при этом ставки не могут быть выше тех которые установлены в Законе «О налогах на имущество физических лиц».

Так при стоимости имущества до 300 000 рублей ставка налога не может быть выше 0,1 %, при стоимости от 300 000 до 500 000 рублей ставка налога — от 0,1 до 0,3 %, при стоимости имущества свыше 500 000 рублей ставка налога — от 0,3 % до 2 %.

Для примера, в Москве действуют следующие налоговые ставки для жилых помещений:
— при стоимости имущества до 300 000 рублей – 0,1 %;
— при стоимости имущества от 300 000 рублей до 500 000 рублей – 0,2 %;

При стоимости имущества свыше 500 000 рублей – 0, 5 %.

Налог исчисляется налоговыми органами, которые в срок не позднее 1 августа рассылают налоговые уведомления. Оплата налога производится равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Если налог не будет оплачен своевременно, то налогоплательщика могут привлечь к ответственности и ему помимо самого налога придется оплачивать и пени. Хотя некоторые граждане, проживая в собственных жилых помещениях по несколько лет, так никогда не видели и не получали налогового уведомления. В таком случае нельзя сказать, что налогоплательщик просрочил уплату налога и тем более нельзя привлечь лицо к ответственности. Это вина налоговых органов, что они вовремя не посчитали налог и не выслали уведомление.

И не стоит бояться, что сотрудники налоговой инспекции, пересчитав налог, вышлют вам уведомление с требованием заплатить за прошедшие 5-10 лет. Как предусмотрено законом, лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года.

Законом предусмотрены льготы для определенных категорий плательщиков налога. Так в соответствии со ст. 4 Закона «О налогах на имущество физических лиц» от уплаты налога освобождаются: инвалиды, пенсионеры, участники ВОВ, некоторые категории военнослужащих и т. д.

Налог на недвижимость: что от него ждать
Вот уже несколько лет (с 2004 года) разрабатывается законопроект о едином налоге на недвижимость. Данный вид налога должен будет заменить собой налог на имущество и земельный налог. По одним прогнозам налог на недвижимость введут не ранее 2013 года, другие прогнозы говорят о 2015 годе. Столь долгий срок для принятия нового налога объясняется тем, что необходимо провести огромную работу по разработке самого проекта закона, данный проект должен пройти через Государственную думу, Совет Федерации, быть одобрен и подписан Президентом РФ. Также необходимо вносить изменения в другие законодательные акты, например, в Закон об оценочной деятельности.

Предположительно, что сумма налога будет зависеть от рыночной стоимости недвижимости, которую будут производить независимые оценщики. Мы попросили экспертов высказаться на тему, каким же им видится новый налог.

Антона Белобжеский, Генеральный директора Компании IDT:
Новая схема, по которой налогооблагаемая база будет рассчитываться исходя из заключения независимых оценщиков, таит в себе определенные «подводные камни». Поскольку оценщики заключают договоры с Федеральной налоговой службой, их мнение будет в определенной степени предвзятым, на него будет влиять позиция заказчика.

оответственно опять может получиться так, что размер налогооблагаемой базы не будет соответствовать истинной стоимости недвижимости. В результате в руках ФНС оказывается рычаг давления на собственников. Особенно это может коснуться владельцев дорогих объектов, в частности, хороших подмосковных особняков или крупных участков земли.

С одной стороны, при введении единого налога преследуется благая цель: диверсифицировать размер платежей, минимизировав налоговое бремя для жителей «хрущевок», и повысить налоговые сборы за счет владельцев дорогой недвижимости, которые зачастую являются состоятельными гражданами. Однако существует вероятность манипуляций со стороны оценщика и как следствие, -возникновение коррупции.

Евгений Вдовин финансовый директор «Велес Капитал Девелопмент»:
Налог на недвижимость заменит налог на имущество физических лиц и налог на землю. Базой для определения суммы налога будет служить кадастровая стоимость имущества по состоянию на 1 января каждого года. Кадастровая стоимость будет определяться органами власти и будет примерно соответствовать рыночной стоимости имущества.

аксимальная налоговая ставка предполагается не более 0,1%. Теоретически, подобная система налогообложения поможет распределить бремя уплаты налога между лицами, владеющими дорогой недвижимостью и лицами малоимущими. Но на практике может получиться иная ситуация. Например: вы живете в Сочи, в своем небольшом доме, неожиданно правительство решило провести там Олимпиаду – кадастровая стоимость имущества вырастет, вырастет сумма налога и придется платить больше. Хотя какой-то материальной выгоды в денежном выражении вы не получили.

Проект по введению налога на недвижимость предусматривает обычные льготы для физических лиц: освобождение от уплаты налогов для инвалидов, «чернобыльцев», семей военнослужащих и других. Предусмотрено, что налог не будут платить пенсионеры с площади 50 кв. м. Предусмотрен ряд социальных вычетов. Но какие-то конкретные цифры пока не озвучены.

Евгений Скоморовский, управляющий директор CENTURY 21 Запад:
Разговоры о новом законе, регулирующем налог на недвижимость, ведутся с девяностых годов прошлого века, проект закона существует с 2004 года, более того, тогда же он прошел первое чтение. Однако дискуссий вокруг данной законодательной инициативы было и есть немало, поэтому говорить о том, что он будет принят именно в таком виде, не приходится. Слишком много нюансов возникает в нашей социально неоднородной стране.

То, что в данном случае речь идет об увеличении налогов для большинства налогоплательщиков, сомневаться не приходится. Однако если выехать за пределы центральных и финансово благополучных городов, то можно обнаружить большое количество сторонников принятия данного закона. Для примера, в ряде регионов кадастровая оценка стоимости земельных участков существенно выше ее рыночной стоимости. Справедливости ради, надо сказать, что и в рамках данного закона справедливость оценки стоимости недвижимости может вызывать вопросы.

Так как данный налог является местным, то, по логике вещей, он должен идти на благо налогоплательщиков. Например, в США большинство плательщиков не имеет претензий к ставкам налога на недвижимость, понимая, что уплаченные налоги реально идут на улучшение условий проживания жителей: поддержание высокого уровня системы образования, благоустройство территорий, создание общественных центров и многое другое. Зная взаимоотношения граждан и чиновников в нашей стране, понятно, что повышение налогов на фоне существующего уровня доверия, а лучше сказать недоверия, станет очередным поводом для проявления социального недовольства.

Существование единого налога на недвижимость является распространенной международной практикой. Общий налог позволяет уменьшить нагрузку, возложенную на сотрудников фискальных органов, а также сделать систему более понятной для налогоплательщиков, которые зачастую не в состоянии разобраться в нюансах налогового законодательства. Скажем, для владельцев загородных домов станет намного проще рассчитывать сумму налога за совокупный объем объектов недвижимости в собственности, нежели чем платить отдельно земельный налог, исходя из кадастровой стоимости участка, и налог на имущество физических лиц за жилой дом, исходя из инвентаризационной оценки.

Конечной целью властей, безусловно, является увеличение поступлений в местные бюджеты и, за счет этого, снижение зависимости регионов от государственных дотаций.

Денис Измайлов, эксперт по вопросам загородного строительства CENTURY 21:
По оценкам специалистов Минфина и Минэкономразвития РФ, детально занимающихся этим вопросом, разработкой принципов, критериев и ставок налогооблагаемой базы, переход на новый налог будет происходить поэтапно в 2010-2012 гг. Это связано с тем, что в РФ пока не завершена работа по кадастровому учёту и кадастровой оценке всех объектов недвижимости, недостаточно развит рынок профессиональной оценки. Кроме того, специалисты единодушно отмечают необходимость детальной проработки вопроса о применении понижающего коэффициента для собственников с низкими текущими доходами (пенсионеров, льготных категорий граждан), дабы не получилось «как всегда».

Налог на недвижимость предполагает выстраивание налогооблагаемой базы в соответствии с рыночной стоимостью объектов недвижимости, что приведёт к принципиальному росту налоговых платежей в пользу государства.

Точные ставки нового налога пока не определены, но, по расчётам экспертов, имущественные платежи в результате нововведения могут вырасти в сотни раз.

Резюме портала о недвижимости Metrinfo.ru
Сегодня уже всем ясно, что от уплаты налога и на землю, и на имущество никуда не уйти. Причем его бремя, по мене роста цен на недвижимость, только вырастет. Лучше ли платить один налог вместо двух, вопрос неоднозначный. На первый взгляд один лучше двух, но главный вопрос – размер налога. По имеющейся практике, любые телодвижения законотворцев обходятся россиянам дорого. Увеличив налог на недвижимость под любым предлогом – казна получит миллиарды, но что получат россияне?

Земля налог на имущество

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *