Предоставление участка для строительства

Содержание

Порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства

Согласно Земельному кодексу РФ земельный участок как объект земельных отношений — часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Земельный кодекс Российской Федерации, М., Проспект, КноРус, 2013. С.8. Земельным участком, предоставленным для жилищного строительства, признается земельный участок, отведенный для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, и прошедший соответствующую процедуру предоставления земельных участков для жилищного строительства в соответствии с действующим законодательством. В соответствии со ст. 29 действующего Земельного кодекса Российской Федерации, «предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции». Земельный кодекс Российской Федерации, М., Проспект, КноРус, 2013. С.23. Земельный кодекс определяет общий порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 30 Земельного кодекса РФ). При этом следует отметить, что в этом нормативном акте, в отличие от Земельного кодекса 1991 года, этот процесс расписан более детально. Он зависит от того, как был сформирован земельный участок, как предмет имущественных правоотношений. Всего Земельный кодекс предусматривает два случая: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов. Вообще такое деление сделано законодателем не случайно. Так как земельные участки для целей строительства с предварительным согласованием размещения объектов предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование ограниченному кругу лиц — государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и местного самоуправления либо в аренду (п. 3 ст. 30 Земельного кодекса РФ), то государство или местное самоуправление не лишается права собственности на земельные участки, предоставленные под строительство. Предоставление же в собственность заявителей земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) (п. 2 ст. 30 Земельного кодекса РФ). Это большой прогресс в земельных правоотношениях, так как по старому порядку органы исполнительной власти могли предоставлять земельные участки под строительство по своему усмотрению. Теперь же этот процесс стал публичным и компетентным органам государственной власти или местного самоуправления стало сложнее предоставлять земельные участки исходя из собственных предпочтений. Теперь необходимо проводить обязательные торги, конкурсы, аукционы, где всякий желающий имеет право принять в них участие. Этим самым предполагается значительно снизить возможность злоупотреблений представителями власти в процессе предоставления земельных участков для строительства.

Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» Земельный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 30.1, в которой нормативно закреплены особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Так, в этой статье закреплено правило, согласно которому земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта (п. 1 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ). Сам же порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта также подробно урегулирован в п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ и сводится к проведению следующих действий.

Во-первых, проводятся работы по формированию земельного участка (пп. 1 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ). Данная операция включает в себя проведение кадастровых работ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в результате которых обеспечивается подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности. Данная операция предусматривает изучение всех имеющихся материалов на отводимый земельный участок для строительства, в которых имеется его графический план. При его отсутствии специализированный орган производит необходимые замеры и устанавливает межевые знаки на местности для выделения его на местности (в натуре) Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О государственном кадастре недвижимости» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014) //http://base.consultant.ru. За проведением кадастровых работ следует осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, в результате которого участок получает описание и индивидуализацию в Едином государственном реестре земель и получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и произвести его качественную и экономическую характеристики. Также к работам по формированию земельного участка относится определение разрешенного использования земельного участка. Разрешенное использование земельного участка устанавливается из постановления об отводе земельного участка под строительство и вместе с категорией земель указывается в документах государственного земельного кадастра при его кадастровом учете. Далее следует определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение. Эта операция осуществляется чаще всего непосредственно самим заявителем, желающим получить земельный участок под строительство, как правило, в органах архитектуры и территориальных органах Росреестра, где имеются все необходимые данные о наличии или отсутствии объектов инфраструктуры обеспечения строения, которое предполагается возвести на указанном земельном участке. Именно указанные органы обладают всей необходимой информацией об этих объектах, охранных зонах и территориальных зонах. В частности в органах архитектуры заявителям предоставляют по их запросам выкопировки участков населенных пунктов, где расположен земельный участок с указанием всех сетей инженерно-технического обеспечения. Следующей стадией является принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). В этом случае органы исполнительной власти должны принять решение, прежде всего, о возможности предоставления указанного земельного участка под строительство. И не просто какому-либо лицу или группе лиц, а можно ли предоставить земельный участок в принципе. В данном случае решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд, который в случае признания недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства, в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления предоставить земельный участок. При этом в решении суда должны быть указаны срок и условия его предоставления. И, наконец, происходит публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Здесь следует отметить, что из данного правила есть одно исключение, когда земельный участок может быть предоставлен без проведения торгов. Об этом прямо говорит пп.3 п.4 в ст. 30 Земельного кодекса РФ: «Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка».

Во-вторых, проводятся непосредственно сами торги (конкурсы, аукционы) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка, после проведения которых должны быть подписаны либо протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов), либо подписан договор аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов) по заявлению гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка (пп.3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ). Земельный кодекс Российской Федерации, М., Проспект, КноРус, 2013. С.25.

Общие начала организации и порядка проведения торгов и заключения договора на торгах определяются ст. 447 и 448 части 1 Гражданского кодекса РФ. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая, М., Проспект, КноРус, 2013. С. 141-142. Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства определяется п. 2 — 30 статьи 38.1 Земельного Кодекса РФ. «Аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение». Земельный кодекс Российской Федерации, М., Проспект, КноРус, 2013. С.38. Таким образом, основным условием проведения торгов является индивидуализация земельного участка, то есть соблюдение условий его формирования. Иначе говоря, с точки зрения гражданского законодательства, земельный участок после его формирования и определения на местности (в натуре) становится индивидуально-определенной вещью. До определения его в натуре, даже при наличии постановления об отводе определенного количества земли, можно говорить лишь о правах требования, то есть вещах, определенных родовыми признаками, на которое не может возникнуть право собственности.

Еще одним дополнительным фактом здесь является то, что орган государственной власти или орган местного самоуправления выступает в качестве продавца земельного участка или права на заключение его аренды, который принимает решение о проведении аукциона, и организатора аукциона (п. 4, 5, 6 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ). Организатором аукциона может также выступать действующая на основании договора с продавцом специализированная организация.

В соответствии с п.7 ст. 30 Земельного Кодекса РФ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, либо для заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность, либо для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду. Земельный кодекс Российской Федерации, М., Проспект, КноРус, 2013. С.26.

Теперь обратимся к порядку подачи самого заявления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства и этапах предоставления земельного участка. В соответствии с п. 3 ст. 30.1 Земельного Кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. Гражданин обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка. Как уже отмечалось, данный орган власти должен быть правомочным в предоставлении земельных участков под строительство. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответствующего органа (при наличии официального сайта) в сети «Интернет». В случае если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, обратившемуся с заявлением. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Земельный кодекс Российской Федерации, М., Проспект, КноРус, 2013. С.27 — 28.

В указанном заявлении должны быть указаны назначение объекта, который предполагается возвести, предполагаемое место его размещения, примерный размер земельного участка под объект строительства, а также обоснование этого размера (п.1 ст. 31 Земельного Кодекса РФ). Эти данные являются очень важными, так как если категория земель земельного участка для жилищного строительства, как правило, известна, то разрешенное использование должно определяться его собственником на основании данных в заявлении. И самое главное — испрашиваемое право на земельный участок. После поступления заявления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст.31 Земельного Кодекса РФ). Земельный кодекс Российской Федерации, М., Проспект, КноРус, 2013. С.29.

Нормы предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства определены в ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения индивидуального жилищного строительства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в том числе и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам бесплатно (п. 1, 3 ст. 33 Земельного кодекса РФ). Земельный кодекс Российской Федерации, М., Проспект, КноРус, 2013. С.32.

После того как указанные действия будут проведены, а земельный участок будет выбран, результаты выбора земельного участка должны быть оформлены соответствующим актом о выборе земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного Кодекса РФ). Земельный кодекс Российской Федерации, М., Проспект, КноРус, 2013. С.30.

Для определенных категорий граждан предусмотрен особый порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Так, в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»//http://base.consultant.ru Также п. 4 ст. 5 Закона РФ от 15.01.1993 № 4301-1″О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» предусмотрено бесплатное получение в собственность земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов, дач, в размерах, устанавливаемых в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, но не менее чем 0,20 га в городах и поселках городского типа и 0,40 га в сельской местности для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы. Закон РФ от 15.01.1993 № 4301-1 (ред. от 02.07.2013) «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»//http://base.consultant.ru

Об утверждении Правил предоставления прав на земельные участки под индивидуальное жилищное строительство

В соответствии с подпунктом 16-5) пункта 1 статьи 14 Земельного кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления прав на земельные участки под индивидуальное жилищное строительство.

2. Комитету по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством порядке:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе «Әдiлет»;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Исполняющий обязанности

Министра

М. Кусаинов

Утверждены
приказом исполняющего обязанности
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 27 марта 2015 года № 255

Правила
предоставления прав на земельные участки
под индивидуальное жилищное строительство
1. Общие положения

1. Настоящие Правила предоставления прав на земельные участки под индивидуальное жилищное строительство (далее – Правила) определяют порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам Республики Казахстан и оралманам в соответствии с подпунктом 16-5) пункта 1 статьи 14 Земельного кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс).

2. В пределах границ населенных пунктов на площадках, предназначенных для отвода под индивидуальное жилищное строительство, земельный участок под индивидуальное жилищное строительство предоставляется в соответствии с их генеральными планами, проектами планировки и застройки и проектами земельно-хозяйственного устройства территории, а в населенных пунктах с численностью до пяти тысяч человек – в соответствии со схемой развития и застройки данного населенного пункта (упрощенный вариант генерального плана).

3. Земельные участки, за исключением включенных в перечень предлагаемых земельных участков для продажи на торгах (конкурсах, аукционах), под индивидуальное жилищное строительство предоставляются гражданам Республики Казахстан бесплатно в частную собственность в размере 0,10 гектара.

Повторное бесплатное предоставление земельных участков для указанной цели не допускается, за исключением случая, указанного в пункте 4 статьи 94 Кодекса.

4. Предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в частную собственность производится после освоения земельных участков (после подписания акта о вводе объекта (индивидуального жилого дома) в эксплуатацию). На период освоения земельный участок гражданам Республики Казахстан и оралманам предоставляется во временное возмездное землепользование (аренду), с установлением условий и сроков освоения в соответствии со статьей 92 Кодекса.

2. Предоставление земельного участка

5. Для получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства граждане Республики Казахстан и оралманы подают заявление в произвольной форме о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства на праве временного возмездного землепользования (аренды) (далее – заявление) по месту нахождения испрашиваемого земельного участка:

1) в пределах границ города республиканского значения и столицы – акимат города республиканского значения и столицы;

2) в пределах границ города областного значения – акимат города областного значения;

3) в пределах границ города районного значения – акимат города районного значения;

4) в пределах границ поселка – аким поселка;

5) в пределах границ села – аким села, сельского округа.

6. В заявлении указываются:

1) цель использования земельного участка;

2) его предполагаемые размеры;

3) местоположение;

4) испрашиваемое право пользования, наличие (отсутствие) другого земельного участка, ранее предоставленного государством под индивидуальное жилищное строительство на бесплатной основе.

Граждане Республики Казахстан к заявлению прилагают копию документа, удостоверяющего личность, оралманы – копию удостоверения оралмана.

7. При принятии заявления не допускается истребование других документов и сведений, не предусмотренных настоящими Правилами.

8. В случае не соответствия поданного заявления требованиям, указанных в пункте 6 настоящих Правил, а также в случае непредставления заявителем документов, указанных в пункте 25 настоящих Правил, уполномоченный орган по земельным отношениям города республиканского значения, столицы, района, города областного значения (далее – уполномоченный орган по земельным отношениям) по месту нахождения земельного участка дает письменный мотивированный отказ заявителю в рассмотрении заявления в течение двух рабочих дней, со дня его поступления в уполномоченный орган по земельным отношениям.

9. Общий срок рассмотрения заявления составляет два месяца со дня его поступления.

В указанный срок не входят периоды:

1) составления землеустроительного проекта, подготавливаемого в соответствии с пунктом 3 статьи 44 Кодекса;

2) согласования, установленные пунктом 6 статьи 44 Кодекса;

3) установления границ земельного участка на местности.

10. Заявление в течение трех рабочих дней поступает в уполномоченный орган по земельным отношениям по месту нахождения земельного участка для определения совместно с органами архитектуры и градостроительства на основании утвержденных градостроительных документов, возможности использования испрашиваемого земельного участка по заявленному целевому назначению.

11. Срок подготовки предложений о возможности использования испрашиваемого земельного участка по заявленному целевому назначению в соответствии с территориальным зонированием составляет до десяти рабочих дней со дня поступления заявления.

12. Материалы по подготовке предложений о возможности использования испрашиваемого земельного участка передаются уполномоченными органами по земельным отношениям по месту нахождения земельного участка в комиссию, создаваемую в соответствии с пунктом 2 статьи 43 Кодекса (далее – комиссия), в течение двух рабочих дней после подготовки указанного предложения.

13. Заключение комиссии составляется в двух экземплярах в форме протокольного решения в течение пяти рабочих дней со дня поступления в комиссию предложения о возможности использования испрашиваемого земельного участка.

При подготовке заключения учитывается наличие или отсутствие у граждан Республики Казахстан и оралманов земельных участков, права на которые были предоставлены государством для индивидуального жилищного строительства, сведения о которых представляются в комиссию уполномоченным органом по земельным отношениям.

14. В случае, если комиссия выносит заключение о невозможности использования испрашиваемого земельного участка в связи с отсутствием площадок для отвода, заявление берется на специальный учет в соответствии с главой 3 настоящих Правил.

15. Один экземпляр положительного заключения комиссии в течение пяти рабочих дней со дня его поступления соответствующим уполномоченным органом по земельным отношениям вручается (направляется) заявителю для подготовки им землеустроительного проекта.

16. При наличии землеустроительного проекта размещения земельных участков на площадку отвода под индивидуальное жилищное строительство составление землеустроительного проекта на каждый земельный участок не требуется.

17. Землеустроительный проект о формировании границ земельного участка, подготовленный и согласованный в соответствии с пунктами 3 и 6 статьи 44 Кодекса, утверждается уполномоченными органами по земельным отношениям по месту нахождения земельного участка в течение семи рабочих дней со дня его представления заявителем.

18. Решение местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акима города районного значения, поселка, села, сельского округа (далее – местный исполнительный орган) о предоставлении права временного возмездного землепользования (аренды) на земельный участок принимается на основании положительного заключения комиссии в срок до семи рабочих дней со дня поступления землеустроительного проекта, утвержденного соответствующим уполномоченным органом по земельным отношениям.

19. Копия решения соответствующего местного исполнительного органа о предоставлении права временного возмездного землепользования (аренды) на земельный участок вручается (направляется) уполномоченными органами по земельным отношениям по месту нахождения земельного участка заявителю в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.

20. Договор временного возмездного землепользования (аренды) с заявителем заключается соответствующим уполномоченным органом по земельным отношениям по месту нахождения земельного участка на основании решения о предоставлении права на земельный участок в срок не позднее десяти рабочих дней со дня принятия решения.

Срок и условия освоения земельного участка определяется местным исполнительным органом и указывается в договоре землепользования (аренды).

В случаях, если земельный участок для строительства индивидуального жилого дома предоставлен на праве землепользования на неподготовленных площадках, срок освоения такого земельного участка исчисляется с момента обеспечения его соответствующей инженерной (коммунальной) инфраструктурой.

21. Установление границ земельного участка на местности осуществляется на основании обращения заявителя.

22. Изготовление и выдача идентификационного документа на земельный участок осуществляется в течение шести рабочих дней в порядке, установленном стандартом государственных услуг, утверждаемым центральным уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами в соответствии с подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах».

23. Землеустроительные работы по установлению границ земельного участка и изготовление идентификационного документа на земельный участок осуществляются за счет средств лица, которому предоставляется земельный участок для индивидуального жилищного строительства.

24. Основанием для предоставления гражданину Республики Казахстан на праве частной собственности земельного участка, ранее предоставленного ему на праве временного возмездного землепользования (аренды) под индивидуальное жилищное строительство, является акт приемки в эксплуатацию построенного индивидуального жилого дома на земельном участке.

Основанием для предоставления оралману на праве частной собственности земельного участка, ранее предоставленного ему на праве временного возмездного землепользования (аренды) под индивидуальное жилищное строительство, является акт приемки в эксплуатацию построенного индивидуального жилого дома на земельном участке, приобретение гражданства Республики Казахстан и получение документа, удостоверяющего личность.

25. Для приобретения в частную собственность земельного участка, который ранее был предоставлен на праве временного возмездного землепользования (аренды), граждане Республики Казахстан и оралманы, получившие гражданство Республики Казахстан, подают заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства на праве частной собственности по месту нахождения испрашиваемого земельного участка в соответствующий местный исполнительный орган, указанный в пункте 5 настоящих Правил. К заявлению, указанному в настоящем пункте, граждане Республики Казахстан и оралманы прилагают копию удостоверения личности, акт приемки в эксплуатацию построенного индивидуального жилого дома на земельном участке и идентификационный документ на земельный участок.

26. Решение местного исполнительного органа о предоставлении права частной собственности на земельный участок принимается в срок до семи рабочих дней со дня поступления акта приемки в эксплуатацию построенного индивидуального жилого дома, который является основанием для изготовления и выдачи идентификационного документа.

3. Постановка на специальный учет

27. При испрашивании земельных участков для индивидуального жилищного строительства заявления граждан Республики Казахстан и оралманов, в случае отсутствия площадок для отвода земельного участка, берутся местными исполнительными органами на специальный учет на основании заключения комиссии, предусмотренном в пункте 13 настоящих Правил в течение пяти рабочих дней.

28. После вынесения заключения комиссии, заявления граждан Республики Казахстан и оралманов ставятся на специальный учет и удовлетворяются при наличии свободных территорий, используемых для индивидуального жилищного строительства, по мере подготовки площадок для отвода.

29. Уведомление о постановке на специальный учет заявления с указанием номера очереди в общем списке вручается (направляется) заявителю уполномоченными органами по земельным отношениям по месту нахождения земельного участка в течение двух рабочих дней со дня поступления заключения комиссии.

30. При наличии площадок для отвода заявителю, с соблюдением очередности в общем списке, вручается (направляется) уведомление о необходимости представления заявления в течение месяца со дня готовности площадок.

31. Информация о подготовке площадок для отвода и списки очередности на получение земельного участка являются открытыми, их доступность обеспечивается местными исполнительными органами посредством их размещения на специальных информационных стендах, и (или) путем опубликования в средствах массовой информации на государственном и русском языках не реже одного раза в квартал.

4. Отказ в предоставлении земельного участка

32. Решение в предоставлении права на земельный участок под индивидуальное жилищное строительство, содержащее мотивированный отказ, принимается на основании отрицательного заключения комиссии в семидневный срок со дня поступления соответствующего заключения комиссии.

33. Копия решения соответствующего местного исполнительного органа об отказе в предоставлении соответствующих прав на земельные участки вручается (направляется) уполномоченными органами по земельным отношениям по месту нахождения земельного участка заявителю в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.

Выделение земельных участков под ИЖС — порядок выделения и условия

Индивидуальное жилищное строительство порой бывает единственным выходом из сложной ситуации, когда всем членам семьи просто не разместиться в маленькой квартирке. И это еще хорошо, когда есть хоть какое-то собственное жилье, но многие живут на чужих квадратных метрах, и вопрос отдельного проживания у них стоит очень остро. Можно ли получить участок под ИЖС бесплатно, куда следует обращаться, и кто имеет на это право?

Законодательная база

1 марта 2015 года вступили в силу поправки в Земельный Кодекс: в статье 39.5 определен полный список случаев, когда государственная или муниципальная земля может выделяться гражданам на бесплатной основе по решению органов местной власти.

Пунктами 6 и 7 статьи ЗК закреплено право получения земельного надела бесплатно под индивидуальное строительство жилого дома граждан:

  • Имеющие трех и больше несовершеннолетних детей.
  • Не предусмотренные в пункте 6 случаи, предусмотренные ФЗ, и распространяющиеся на отдельные категории.
  • Статья 39.19 Земельного Кодекса определяет порядок постановки на учет нуждающихся жилье граждан, у которых есть основания для выделения земли под индивидуальное строительство. Также в статье предусмотрены основания для получения отказа на предоставление бесплатной земли.

Льготная категория

Выделить земельный надел на бесплатной основе могут гражданам льготных категорий, список определен земельным законодательством.

К первой группе льготной категории относят:

  • Арендаторы земельного участка, право аренды, которые получили его еще во времена СССР, на котором стоит жилой дом. Этим гражданам нужно только заняться переоформлением земли в собственность бесплатно.
  • К льготникам относят и граждан, которые имеют право бессрочного или пожизненного владения землей. Они могут единожды воспользоваться правом получения земли бесплатно от государства.

Вторая группа включает граждан:

  • Ветеранов Великой Отечественной Войны или других боевых действий.
  • Военнослужащих, которые отслужили срок военной службы по контракту более 15 лет. Им могут быть выделены земли для возведения жилого дома или организации фермерского хозяйства.
  • Вышедшие на пенсию сотрудники внутренних дел, отработавшие в организации более 15 лет.
  • Сиротам выделяют наделы, которыми пользовались их родители.
  • Герои Труда и полные Кавалеры орденов Славы или других орденов, имеют право на бесплатный земельный участок.

Гражданам этих категорий земля выделяется на бесплатной основе на основании Федеральных Законом.

Условия предоставления

Для получения земельного надела бесплатно, нужно соблюсти несколько условий: земли должны подпадать под вид разрешенного использования, то есть под индивидуальное строительство.

Есть и еще несколько условий для получения бесплатного надела:

  1. Если у гражданина нет, и никогда не было собственного надела земли под ИЖС или ведение личного хозяйства.
  2. Должна быть постоянная регистрация на территории РФ не менее 5 лет.
  3. Если он проживает в частном доме, но не его собственник.
  4. В случае проживания в общежитиях с семьей, или норма жилой площади в квартире меньше, чем полагается на 1 члена семьи, то это условие для получения бесплатного земельного надела.
  5. Если граждане подпадают под категорию «молодая семья», или в семье всего один родитель, у которого нет в собственности земли.
  6. Молодым специалистам, которые окончили высшие учебные заведения и приехали жить и работать в сельскую местность при заключении бессрочного трудового договора с местной администрацией поселения.
  7. Те молодые специалисты, которые будут работать в бюджетных местных организациях, например, в образовательном ли медицинском направлении.

Стоит отметить, что землю под индивидуальное строительство вначале оформляют как арендный договор земли сроком до 3 лет. После окончания и ввода дома в эксплуатацию, землю можно оформить на бесплатной основе.

Порядок выделения земельного участка под ИЖС

Есть всего 2 вида получения бесплатного участка:

  • Предварительное согласование с администрацией расположение участка.
  • Без согласования.

Получить землю можно как в собственность, так и в аренду. Перед выделением участка необходимо провести кадастровые работы, выделить будущий участок под строительство на общем кадастровом плане земель муниципалитета.

По генеральному или градостроительному плану определяют вид разрешенного использования и возможность подключения к жизненно важным коммуникациям.

Важным условием выделения участка является организация торгов или выделения земли на бесплатной основе.

Что необходимо сделать для получения земли бесплатно

  1. Если с администрацией было согласовано месторасположение участка, то необходимо написать заявление о принятом решении по расположению надела.
  2. Заказывают кадастровый план земли.
  3. Власти оповещают соседних владельцев о предоставлении земли под строительство индивидуального дома.
  4. Написать заявление о проверке проходящих по участку коммуникаций, получить разрешение на проведение строительных работ в архитектурном отделе района. После проведения работ на плане отмечают отсутствие или наличие объектов инфраструктуры.
  5. Оформляют акт с местной администрацией о передаче выбранного участка под строительные работы.
  6. Затем опять необходим кадастровый специалист, по его сведениям участок можно будет поставить на кадастровый учет.

Отдельно поговорим о разрешении на строительство жилого дома. Без этого документа все проведенные работы будут считаться незаконными, а построенный дом снести.

Для этого в администрацию поселения представляют топографические документы на участок, где отмечены все проходящие по участку коммуникации. Власти будут самостоятельно регулировать вопрос с департаментом по недвижимости. По истечении 30 дней можно получить разрешение на строительство.

Льготным категории

Люди льготных категорий пишут заявление на имя администрации с просьбой о выделении земли согласно Закону. К заявлению прикладывают документы-основания, определяющие категорию льгот.

Гражданам лучше всего выбирать те участки, которые уже числятся в кадастровом реестре, такая процедура оформления проходит гораздо быстрее, чем например, новых участков, не стоящих на кадастровом учете. Процедура занесения новых земель в кадастр – очень затяжная процедура, и на нее может уйти не один год.

Должны быть и все необходимые документы для получения земли: копии паспортов, удостоверений, если земля выдается многодетной семье, то и копии свидетельств о рождении детей, справки об усыновлении, если дети приемные. Также нужно документальное подтверждение об отсутствии земли в собственности.

Месяц уйдет на проверку документов, затем придет уведомление о принятом решении. Если результат положительный, то на руки получают разрешение, с которым необходимо обратиться в отдел по межеванию для подготовки кадастровых документов.

Заявление на выделение земельного участка по ИЖС – образец

Земля под индивидуальное строительство выделяется на основании поданного заявления в органы местного самоуправления. Если гражданин относится к льготной категории, то в заявлении указывается документ, подтверждающий получение льготы. Если получить землю желает военнослужащий, то копию военного билета и приказа об увольнении в запас. Для многодетных семей необходимы копии всех свидетельств о рождении детей.

заявление на выделение земельного участка по ИЖС.

В тексте должна быть просьба о выделении участка, основания, которые дают право на бесплатное оформление. Также описывается участок, который гражданин просит предоставить ему и месторасположение на общем плане. Если участок предназначен под определенный вид деятельности, в нашем случае, это строительство, то гражданин пишет обязательство, что он не будет менять назначение и возводить на нем, например, игровую площадку.

Текст пишется в произвольно, указывается имя, отчество и фамилия претендента и орган местной власти, куда его подают. Также указывают ИНН, место фактического или временного проживания, данные паспорта.

Можно пользоваться и типовым бланком заявления, просто нужно правильно сделать записи. Указать следует и контактную информацию: почтовый адрес, телефон для связи.

Заявление на предоставление земельного участка под ИЖС:

В Управу района __________________

Адрес: _________________________

От: _________________________

Адрес: _________________________

Заявление.

Я, ______________________, являюсь.. (указать льготную категорию), в соответствии с удостоверением № ________. В _____ году мне стало известно, что я (льгота) имею право на получение бесплатного земельного участка. Когда я попытался получить информацию по данному вопросу в Управе меня туда даже не пустили. Сказали просто, что земли нет и обращаться по данному вопросу просто не нужно. Я хочу реализовать свое право на получение земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает случаи бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; (данные нормы отражены в ст. 4 Закона).

Закон определяет случаи бесплатного предоставления гражданам в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с которой земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации.

В соответствии с Законом право на бесплатное предоставление земельных участков имеют следующие категории граждан Российской Федерации:

граждане, на которых распространяются меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», относящиеся к категориям ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы и ветеранов труда, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, ветераны труда;

Учет граждан, имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность, осуществляется в управах районов городского округа.

Для принятия на учет гражданином подается письменное заявление на имя руководителя управы, на территории которого гражданин постоянно проживает.

К письменному заявлению гражданином прикладывается следующий комплект документов:

  • копия паспорта;
  • копия (копии) документа (документов), подтверждающего (подтверждающих) соответствующую льготную категорию;
  • выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о ранее зарегистрированных правах на земельные участки, выданная Управлением Федеральной регистрационной службы;
  • справка из Управления Роснедвижимости о находящихся в собственности земельных участках;

Поступившее письменное заявление рассматривается в управе района в течение календарного месяца. По результатам рассмотрения заявления гражданину направляется письменное уведомление о постановке его на учет в качестве имеющего право на бесплатное получение земельного участка в собственность либо о мотивированном отказе в постановке на такой учет при наличии к тому оснований.

Списки граждан, изъявивших желание на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, утверждаются постановлением руководителя управы района и направляются в Главное управление государственного имущества ежеквартально. Списки граждан, изъявивших желание на получение земельного участка для ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, также утверждаются постановлением руководителя управы района городского округа и направляются в Главное управление государственного имущества ежеквартально.

На основании вышеизложенного:

ПРОШУ

  1. Предоставить мне земельный участок в соответствии с действующим законодательством.
  2. Ответить в письменном виде в установленные законом сроки.

В России у некоторых категорий граждан есть возможность получить землю для строительства у государства.

Это можно сделать на платной или бесплатной основе. Земля предоставляется в аренду или временное пользование.

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Законодательство

Участок представляет собой часть поверхности земли, границы которого были удостоверены в установленном порядке. Порядок предоставления земель, которые находятся в собственности государственных и муниципальных властей, прописан в Земельном кодексе. Отдельные положения содержатся в Гражданском кодексе.

Россиянам гарантируется равный доступ к земле. Государственные и муниципальные власти вправе передавать землю в аренду (собственность) на платной основе либо на бесплатной.

Разновидностью арендного договора является сделка с выкупом участка у государства по символической цене. Право на определение критериев для выделения земли безвозмездно закреплено за регионами. При этом участок к моменту его передачи должен иметь четкие границы, состоять на кадастровом учете и отображаться на карте Росреестра.

Минимальный и максимальный размер участков устанавливается по усмотрению местных властей. Они зависят от региона предоставления земельных участков под жилищное строительство, наличия свободных земель, экономической ситуации в регионе и пр. Стандартно минимальный надел составляет 3 сотки, максимальный — 1,5 тыс. кв.м.

Земельное законодательство предусматривает две процедуры предоставления участков под ИЖС: без торгов и с проведением аукциона. Здесь указывается ряд оснований предоставления земель без торгов:

  • продажа земли (п.2 ст. 39.3 ЗК);
  • предоставление участка бесплатно (ст. 39.5);
  • при заключении договора аренды без торгов (ст.39.6);
  • предоставление участков в безвозмездное использование.

Таким образом, земли под ИЖС можно получить безвозмездно без торгов. При этом в Земельном кодексе указывается, что органы исполнительной власти обязаны опубликовать извещение о предварительном согласовании в выделении земли гражданину.

Если другие заявки для участия в аукционе так и не поступят, то власти обязаны выделить участок без торгов.

Повторная публикация сообщения исполнительным органом не требуется.

Основания для получения

В Земельном кодексе закреплено право на земельные участки за многодетными семьями на бесплатной основе. К ним относятся семьи, которые состоят в официально зарегистрированном браке, и имеют трех и более несовершеннолетних детей.

Получить землю под ИЖС могут и Герои СССР и РФ.

На перевод земельного надела в бесплатную собственность могут рассчитывать арендаторы, которые получили право пользования им еще в советское время и построили на нем дом. Или же владельцы земли, которая была выделена им на правах бессрочного или пожизненного владения.

Право на бесплатные участки закреплено за ними на федеральном уровне.

Остальные категории льготников определяются на региональном и муниципальном уровне.

Именно местные власти вправе определять группы граждан, которым выделяется бесплатная земля. Обычно в их число входят:

  • лица, которые официально признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий (жилплощадь на человека в семье меньше регионального норматива в кв.м., проживают в аварийном доме или общежитии);
  • лица с ограниченными возможности и члены их семей;
  • семьи, на попечении которых есть дети-инвалиды;
  • ветераны ВОВ и боевых действий или семьи, потерявшие кормильца в ходе боевых действий;
  • молодые специалисты, работающие по приоритетным профессиям по программам привлечения востребованных кадров в село;
  • пенсионеры, которые постоянно проживают в селе;
  • инвалиды или члены их семей.

Все указанные лица могут реализовать свое право на бесплатный участок земли лишь единожды.

Среди граждан, которые могли бы претендовать на получение участков для строительства там дома, можно выделить группу лиц, обладающих приоритетным правом. Это многодетные семьи и семьи с детьми-инвалидами.

Условия получения

Дмитрий Иванов. Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Условия получения земли под ИЖС в каждом регионе свои. Например, для бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в Крыму нужно проживать на территории полуострова не менее 5 лет. Тогда как гектар земли на Дальнем Востоке может получить любой гражданин РФ независимо от прописки. Главное, чтобы он занимался освоением и развитием вверенной ему территории.

В числе условий к заявителю могут значиться такие:

  • наличие статуса молодой семьи (в которой обоим супругам не более 35 лет) или многодетной семьи (в которое трое и более несовершеннолетних детей);
  • постановление о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;
  • наличие статуса молодого специалиста, работа по одному из приоритетных направлений по медицинскому или образовательному профилю при заключении бессрочного трудового договора в пределах сельского поселения и пр.;
  • наличие официального заключения о признании ребенка инвалидом.

Обычно требуется, чтобы у гражданина не было в собственности иной земли под аналогичные нужды.

Так, если он или члены его семьи владеют участком под дачное хозяйство, это не лишает их права на выделение бесплатной земли для строительства дома. Но повторно землю под ИЖС им не предоставят.

Необходимые документы

Перечень документов, которые потребуются для получения земли у администрации, зависит от категории получения льготы. Обычно в перечень запрашиваемой документации входят:

  • паспорта всех членов семьи/свидетельства о рождении;
  • документ, подтверждающий прописку на территории региона 3–5 лет (это может быть отметка из паспорта или решение суда);
  • справка из органов местного самоуправления о том, что гражданин ранее не использовал свое право на бесплатный участок;
  • документ, подтверждающий право на льготы (медицинское заключение об инвалидности, трудовая книжка, удостоверение ветерана боевых действий, пенсионное удостоверение и пр.).

Независимо от категории гражданина он должен предоставить заполненное заявление на выделение земли. Заявление подается в целях предварительного согласования выбранного участка или для выделения земли без торгов.

После получения такого согласования подается другое заявление с просьбой предоставить участок. В нем указывается предназначение объекта, предполагаемое место возведения постройки и ее площадь, обоснование размера земли, испрашиваемое право на землю (аренда, собственность).

В дальнейшем после строительства дома вместе с договором аренды (или иным договором), паспортами, кадастровой документацией можно переоформить участок в собственность.

Регламент предоставления земельный участков для строительства жилых домов

Общий регламент предоставления земель под ИЖС прописан в Земельном кодексе. В статье 30 приводится два варианта выделения земли из государственной и муниципальной собственности:

  • без предварительного согласования мест размещения объектов;
  • предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием.

Согласно земельному и градостроительному законодательству предварительное согласование в ряде случаев не требуется. В частности, если объект будет находиться в пределах города или села и соответствовать градостроительной документации и зонированию территории. Также предварительное согласование не нужно при выделении земли для с/х или нужд лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального строительства или ведения ЛПХ.

Последовательность получения земельного участка можно представить следующим образом:

  1. Заявитель подготавливает схему расположения земельного участка и подает в уполномоченный орган заявление о его предварительном согласовании. Если заявление не соответствует установленной форме или к нему не были приложены все необходимые документы, то заявителю предоставляется отказ в письменном виде.
  2. В срок не более чем 30 дней уполномоченный орган обязан опубликовать извещение о предоставлении участка. Оно публикуется только единожды.
  3. Если за месяц поступят другие заявки на этот участок, то в течение 7 дней принимается решение об отказе в предварительном согласовании и объявляется о проведении аукциона. После проведения аукциона подписывается протокол с его результатами или решение о его признании несостоявшимся.
  4. Если же других желающих найти не удалось, то принимается положительное решение о согласовании земли.
  5. Заинтересованное лицо проводит кадастровые работы для образования участка или уточнения его границ при помощи кадастрового инженера. На это отводится два года после получения предварительного согласования. При проведении данных работ устанавливаются границы участка на местности и готовится их план, при необходимости устанавливаются межевые знаки на местности. Следующий этап: определение разрешенного использования земли и технических условий по подключению к инженерным сетям.
  6. Участок ставится на государственный кадастровый учет, на него получается техническая документация.
  7. В уполномоченный орган подается новое заявление с просьбой предоставить участок земли. Решение об отказе или предоставлении земли принимается в 30-дневный срок.
  8. При положительном решении муниципальные власти готовят проекты договоров аренды, безвозмездного пользования или купли-продажи. Если договор аренды заключается на сроки более года, то он должен быть зарегистрирован в Росреестре. Если же он бессрочный, то оформление не нужно.
    После строительства дома на земле права собственности на постройку необходимо оформить в Росреестре.

Когда возможен отказ?

Земельный кодекс четко ограничивает основания для отказа в предоставлении земли. Как правило, в их числе такие:

  • с заявлением обратилось лицо, которое не вправе рассчитывать на выделение ему земли без торгов;
  • участок обременен правами третьих лиц (или попросту уже был занят на момент заявки);
  • участок предоставлен НКО для ведения садоводства, дачного хозяйства, огородничества и комплексного освоения территории под ИЖС;
  • на участке располагаются здания, сооружения и недострои, которые принадлежат другим гражданам, юрлицам или муниципальным властям;
  • участок был изъят из оборота или ограничен в обороте;
  • земля зарегистрирована для государственных и муниципальных нужд;
  • участок расположен на территории, которая отдана другому лицу под развитие;
    земля выступает предметом аукциона;
  • площадь запрашиваемого участка под строительство превышает по размеру предельный норматив площади;
  • на участке должны располагаться объекты регионального значения или здания в рамках госпрограмм;
  • участки на заявленном виде прав не выделяются;
  • в отношении земли было принято решение о предварительном согласовании его предоставления;
  • земля изъята для государственных и муниципальных нужд.

Отказать заявителю могут и в том случае, если предназначение участка не соответствует целям его использования или же он вовсе не отнесен ни к одной из категорий земель. В качестве дополнительных оснований для отказа могут выступать: необходимость уточнения границ земли, несоответствие площади заявленной.

Кроме того, региональные власти вправе разрабатывать свои критерии для предоставления отказа.

Наиболее распространенными причинами отказа являются несоответствие категории заявителя требованиям к получателю, неполная комплектность документов или обнаружение в них неточностей и фактических ошибок.

На предоставление жилых помещений маневренного фонда могут рассчитывать нуждающиеся и малоимущие граждане.
Планируете покупать земельный участок в рассрочку? В нашей статье есть образец договора и описаны особенности его составления.
Приобретение земли под ИЖС имеет свои характерные особенности. Подробную информацию о них вы найдете .

Важные нюансы, на которые следует обратить внимание

Участки под ИЖС выделяют для возведения здесь дома высотой не более 3 этажей. К участку власти обязаны подвести все необходимые коммуникации: газ, воду, свет. Т.е. создаются все условия для строительства здесь жилой постройки для постоянного проживания. Поэтому важным условием владения землей под ИЖС выступает ее целевое применение.

Обычно первоначально выделенный пользователю земельный участок под ИЖС оформляют как обычный арендный договор с оговоркой о возможности передачи ее в собственность.

Но при условии строительства здесь жилого дома в течение трех лет она переводится в собственность.

Если же строение не будет возведено и зарегистрировано в установленном законом порядке, то земля изымается в муниципальную собственность или будет передана более активным пользователям.

В том случае, если земля под ИЖС не используется по своему целевому предназначению, на ее владельца могут наложить административный штраф. Например, если он решит открыть в доме мини-гостиницу или магазин, т.е. возведет постройку не в целях постоянного проживания, а извлечения прибыли, построит не индивидуальный частный дом (для одной семьи), а многоквартирное строение, использовать выделенный участок под сельскохозяйственные цели для получения прибыли.

Конечно, на земле под ИЖС можно в дальнейшем заниматься садоводством, выращиванием овощей и использовать дом как дачу, но использовать землю только под эти цели нецелесообразно. Обычно дачные, садоводческие, огороднические земли гораздо дешевле, чем участки под ИЖС.

Таким образом, общий порядок предоставления земельных участков для строительства в собственность регулируется нормами Земельного кодекса и регионального законодательства. Наделы земли под ИЖС могут быть выделены бесплатно или на платной основе. Условия выделения земель могут предполагать их переоформление в собственность, заключение договора аренды, в том числе, с правом выкупа при условии строительства там дома.

В числе льготников, которым положена бесплатная земля, могут быть многодетные семьи, молодые специалисты, семьи с инвалидами, потерявшие кормильца, проживающие в стесненных условиях и пр.

В общем случае выделяют два вида передачи земельных участков: с проведением торгов и без таковых.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»>Порядок предоставления земельных участков под строительство жилых домов и дачное хозяйство

Понятие предоставления земельных участков для строительства

Предоставление земельных участков для жилищного строительства – процесс предоставления земли от государства в собственность для индивидуального жилищного строительства либо для нужд, не связанных со строительством на платной либо бесплатной основе.

Сколько раз можно совершать данную процедуру?

Руководствуясь статьей 10 пункта 21 ЗК РФ, данную процедуру на бесплатной основе можно совершить единожды. Если говорить о платной, то здесь количество раз неограниченное. Порядок предоставления земельного участка под строительство также регламентируется ЗК РФ.

Варианты предоставления земельного участка под строительство:

  • предоставление на льготной основе;
  • предоставление на платной основе.

Подробнее о предоставлении земельных участков под строительство и сельскохозяйственные потребности читайте , а как получить землю под строительство жилья бесплатно вы узнаете в этой статье.

На основании каких законодательных актов осуществляется выделение земельного участка?

В целом, весь процесс предоставления земельного участка под ИЖС осуществляется в соответствии с Земельным Кодексом РФ. А именно: Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (статьи 39.18, 39.19, 38.1, 30.1 и другие). Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

На каких условиях предоставляется земельный участок для строительства?

Так как есть два вида получения земли (платно и бесплатно), то получить участок на платной основе может абсолютно каждый человек, здесь нет никаких условий, единственное, нужно соблюдать порядок получения надела, который регламентирован статьей 38.1, а также 30.1).

Если же вы претендуете на бесплатный земельный надел, то в соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 вы должны принадлежать к одной из категории данного перечня:

  • те, кто проживают в общежитии;
  • те, кто проживают в коммунальной квартире (без ограничений);
  • те, кто стоят на жилищном учете;
  • те, кому меньше 35 лет и они являются молодой семьей не стоящей на жилищном учете;
  • те, кто являются неполной семьей как минимум с одним ребёнком (отсутствие матери либо отца);
  • те, кто двумя семьями проживают в одной квартире;
  • те, кто проживают в смежной неизолированной комнате.

Также, имеют право на бесплатный участок Герои Советского Союза, Герои РФ и иные. (п. 4 ст. 3, п.4 ст. 5).Кроме принадлежности к этому списку от вас больше ничего не нужно, вам просто нужно ожидать своей очереди.

Более детально о бесплатном предоставлении земли можно узнать .

Административный регламент предоставления земельных участков под строительство

Последовательность предоставления земельных участков для строительства выглядит так.

Земельные наделы, предназначенные для строительства предоставляются с работами по их согласованию:

  • с предварительным согласованием мест размещения объектов;
  • без предварительного согласования мест размещения объектов.

Рассмотрим первый тип. Предварительное согласование предоставления земельного участка для строительства жилого дома, участка для садоводства и ведения дачного хозяйства подразумевает собой взятие участка на арендной основе либо же использование на срочной безвозмездной основе до момента окончания стройки (о том, сколько составляет срок пользования землёй, можно узнать ).

Ход действий следующий:

  1. сначала вы определяетесь с желаемым участком и заблаговременно согласовываете предварительное местонахождение объекта.
  2. Занимаетесь постановкой земельного участка на кадастровый учет, выполняете кадастровые работы.
  3. И по окончанию вам озвучивают свое решение касаемо предоставления участка.

Далее следует второй тип: без предварительного согласования.

Будьте внимательны! В некоторых случаях предварительное согласование не требуется:

  • при ведении сельхоз деятельности;
  • при индивидуальном жилищном строительстве;
  • при ведении НЕ предпринимательской деятельности по изготовлению сельхоз продуктов.

Кроме того, размещение объектов без предварительного согласования происходит исключительно при покупке земельного участка на торгах, либо же если у выбранного участка есть бумага-разрешение о дальнейшем развитии застройки территории.

Ход действий:

в начале происходит ряд процедур, которые касаются подготовки участка, это:

  1. установление тех. условий, на которых возможно провести подключение к системе инженерно-технического обеспечения, определения стоимости подключения.
  2. Определение целей использования участка.
  3. Назначение торгов либо же их отсутствие (если есть бумага-разрешение о дальнейшем развитии застройки территории).
  4. Осуществление процедуры торгов по продаже самого участка, либо продаже прав на заключение арендного договора, или предоставление в аренду бесплатно.

Предоставления земельных участков для жилищного строительства без проведения торгов возможно, только если заблаговременно опубликовать сообщение в котором указано наличие предлагаемых земель для передачи участка.

Подробную инструкцию по проведению предварительного согласования можно найти , а о том, какие пункты содержит заявление о предварительном согласовании, читайте .

Заключение договора об аренде земли без торгов либо с их проведением

После положительного решения в вашу пользу, вы сможете в зависимости от случая:

  • оформить арендный договор для передачи земли в аренду;
  • оформить договор купли-продажи для оформления земли в собственность;
  • оформить государственные регистрации права на бессрочное пользование для передачи земли в постоянное бессрочное пользование.

После того, как местный орган вынес своё решение, оно будет озвучено вам в течение одной календарной недели. Оно, к сожалению, не всегда выносится в вашу пользу, поэтому, если вы окажитесь в такой ситуации, у вас будет возможность пойти в суд для дальнейших разбирательств. Если вы докажите, что решение несправедливо, суд обяжет предоставить вам землю.

О регламенте процедуры предоставления земли в аренду и о формах заявлений можно узнать в нашей статье, а подробнее о том, как без торгов купить участок, вы узнаете .

Чтобы избежать появления проблем, с любым абсолютно любым вопросом нужно детально ознакомиться. Вопрос о предоставлении земельного участка для строительства не стал исключением.

Вооружившись данной информацией вы сможете быть уверены, что никаких неприятных ситуаций не возникнет и вы сможете получить участок без лишних непоняток.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3

Земельный участок как объект земельных отношений — часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Как правило, земельные участки для жилищного строительства предоставляются в составе жилых территорий. Жилые территории — участки, иные части территории города, предназначенные преимущественно для жилой застройки и размещения объектов комплексного повседневного и периодического обслуживания населения.

В Земельном кодексе определен общий порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Сам процесс предоставления земельных участков зависит от того, как был сформирован сам предмет имущественных правоотношений – земельный участок. Всего Земельный кодекс предусматривает два случая:

— без предварительного согласования мест размещения объектов;

— с предварительным согласованием мест размещения объектов;

Вообще такое деление сделано Законодателем не случайно. Так как земельные участки для целей строительства с предварительным согласованием размещения объектов предоставляются, в постоянное (бессрочное) пользование ограниченному кругу лиц – федеральным казенным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям, органам государственной власти и местного самоуправления либо в аренду. То есть в этом случае государство или местное самоуправление не лишается права собственности на земельные участки, предоставленные под строительство.

Предоставление же в собственность заявителей земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах). Это большой прогресс в земельных правоотношениях, так как по старому порядку органы исполнительной власти могли предоставлять земельные участки под строительство по своему усмотрению. Теперь же этот процесс стал публичным и компетентным, необходимо проводить обязательные торги, конкурсы, аукционы, где всякий желающий имеет право принять в них участие. Земельный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 39.18, в которой нормативно закреплены особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.


Проведение работ по формированию земельного участка. Данная операция включает в себя следующие действия:

— подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности. Данная операция предусматривает изучение всех имеющихся материалов на отводимый земельный участок для строительства, в которых имеется его графический план. При его отсутствии специализированный орган производит необходимые замеры и устанавливает межевые знаки на местности для выделения его на местности (в натуре);

— определение разрешенного использования земельного участка. Разрешенное использование земельного участка устанавливается из постановления об отводе земельного участка под строительство и вместе с категорией земель указывается в документах государственного земельного кадастра при его кадастровом учете.

— определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Эта операция осуществляется чаще всего непосредственно самим заявителем, желающим получить земельный участок под строительство, как правило, в органах архитектуры и местных органах Росземкадастра, где имеются все необходимые данные о наличии или отсутствии объектов инфраструктуры обеспечения строения, которое предполагается возвести на указанном земельном участке. Именно указанные органы обладают всей необходимой информацией об этих объектах, охранных зонах и территориальных зонах. В частности в органах архитектуры заявителям предоставляют по их запросам выкопировки участков населенных пунктов, где расположен земельный участок с указанием всех сетей инженерно-технического обеспечения.

— принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) и или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). В этом случае органы исполнительной власти должны принять решение, прежде всего, о возможности предоставления указанного земельного участка под строительство. И не просто какому-либо лицу или группе лиц, а можно ли предоставить земельный участок в принципе. В данном случае решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд, который в случае признания недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства, в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставить земельный участок. При этом в решении суда должны быть указаны срок и условия его предоставления.

— публикации сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Здесь следует отметить, что из данного правила есть исключения, когда земельный участок может быть предоставлен без проведения торгов. Об этом прямо записано в ст. 39,6 ЗК РФ.

Проведение государственного кадастрового учета земельного участка в соответствии с действующими правилами. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном кадастре недвижимости». В результате указанного в ФЗ кадастрового учета, земельный участок получает описание и индивидуализацию в Едином государственном реестре земель и получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и произвести его качественную и экономическую характеристики.

Проведение непосредственно самих торгов (конкурса, аукциона), по окончанию которых должны быть подписаны либо протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов), либо подписан договор аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Общие начала проведения торгов определяются ст. 448 ГК «Организация и порядок проведения торгов». Аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.

Таким образом, основным условием проведения торгов является индивидуализация земельного участка, то есть соблюдение условий его формирования. Иначе говоря, с точки зрения гражданского законодательства, земельный участок после его формирования и определения на местности (в натуре) становится индивидуально-определенной вещью.

В соответствии с земельным и гражданским законодательством решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, либо для заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность, либо для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

Теперь обратимся к порядку подачи самого заявления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства и этапах предоставления земельного участка.

Предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании обращения гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. Гражданин обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о предоставлении в аренду земельного. Как уже отмечалось, данный орган власти должен быть правомочным в предоставлении земельных участков под строительство. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответствующего органа (при наличии официального сайта) в сети «Интернет». В случае если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, обратившемуся с заявлением.

Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. В указанном заявлении должны быть указаны назначение объекта, который предполагается возвести, предполагаемое место его размещения, примерный размер земельного участка под объект строительства, а также обоснование этого размера. Эти данные являются очень важными, так если категория земель земельного участка для жилищного строительства, как правило, известна, то разрешенное использование должно определяться его собственником на основании данных в заявлении. И самое главное – испрашиваемое право на земельный участок. После поступления заявления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Нормы предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства определены в Земельном кодексе Российской Федерации.

После того как указанные действия будут проведены, а земельный участок будет выбран, результаты выбора земельного участка должны быть оформлены соответствующим актом о выборе земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.

Для определенных категорий граждан предусмотрен особый порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Так, Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.

Также предусмотрено бесплатное получение в собственность земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов, дач, в размерах, устанавливаемых в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, но не менее чем 0,20 га в городах и поселках городского типа и 0,40 га в сельской местности для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы. Предоставить сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы МЧС России, прослужившим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 15 лет и достигшим предельных возрастов по выслуге лет или которым до достижения этих предельных возрастов осталось не более трех лет службы, а также уволенным в запас по состоянию здоровья либо по сокращению штатов, семьям погибших или умерших сотрудников право на первоочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы и получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах, избранных ими с учетом существующего порядка прописки.

Предоставление участка для строительства

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *